СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 347.9
БО1: 10.19073/2306-1340-2018-15-3-319-325
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОЛОВКО Ирина Ивановна*
Пр. Литейный, 44, Санкт-Петербург, 191104, Россия
ГОРЯЧЕВА Екатерина Александровна*
Пр. Литейный, 44, Санкт-Петербург, 191104, Россия
Аннотация. Статья посвящена изучению развития нормативной основы участия прокурора в рассмотрении гражданских дел судами с момента учреждения должностей прокуроров в 1722 г. Выделены два периода новых исторических условий, когда органы прокуратуры были воссозданы и наделены правом участвовать в рассмотрении дел судами. Проанализированы причины создания органов прокуратуры, полномочия прокуроров, взаимосвязь прокуратуры и судов.
Ключевые слова: прокурор, гражданский процесс, надзор, участие.
Historical and Legal Aspects of Participation of the Prosecutor in Civil Proceedings in the Russian Federation
Golovko Irina I.**
44 Liteinyi pr., Saint-Petersburg, 191104, Russia
Goryacheva Ekaterina A.AA
44 Liteinyi pr., Saint-Petersburg, 191104, Russia
* Доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
А Магистрант 2 курса Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.
** Docent of the Department of Prosecutor's Supervision and Participation of the Prosecutor in the Consideration of Criminal, Civil and Arbitration Cases at Saint-Petersburg Law Institute (Branch) of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Docent.
AA Master's degree student at Saint-Petersburg Law Institute (Branch) of University of Prosecutor's Office of the Russian Federation.
Abstract. The article is devoted to the study of the development of the legal framework of participation of the Prosecutor in civil cases by the courts since the establishment of the posts ofprosecutors in 1722 also Dedicated two new historical conditions, when the prosecution was re-established and empowered to participate in the consideration of cases in courts. Analyzed the reasons for the creation of the prosecution, the powers ofprosecu-tors, the relationship of prosecutors and courts.
Keywords: prosecutor, civil process, supervision, participation.
Вопросы судебных реформ как основы изменений права рассматривались многими авторами [2, 3, 11]. Историки права также анализируют общие, системные реформы определенного периода, но внимания заслуживает и развитие подсистем, институтов, как правило, в связи с изменениями нормативной основы судопроизводства [4]. Участие прокурора в судопроизводстве как самостоятельный институт в ходе становления и развития претерпевал изменения, в настоящее время не разрешены вопросы определения роли, статуса и полномочий прокурора, форм участия и др. В связи с этим значимо установление закономерностей, внутренней сути явлений в рамках участия прокурора в гражданском процессе в историческом ракурсе.
При проведении исторических исследований применяются как общенаучные методы [7, с. 154], так и специально-исторические (общеисторические) методы. Последние представляют собой сочетание общенаучных методов, направленных на изучение объекта исторического познания. К ним относят историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический методы [7, с. 183]. Нами будут использованы историко-генетиче-ский и историко-сравнительный методы. Мы рассмотрим следующие исторические периоды становления и развития участия прокурора в гражданском процессе: 1722-1917 гг., 19221991 гг., с 1992 г. по настоящее время. Выделение периодов произведено с точки зрения становления государства в новых исторических условиях после революционных изменений.
Прообразом прокуратуры называют фискалов [1]. В Указе Петра I от 2 марта 1711 г. «Об обязанностях Сената» впервые упоминается должность фискала. Предназначение фискалов сводилось к тайному государственному контролю, выявлению преступлений, участию в судебном разбирательстве по делам казны. При этом про-
винциальные фискалы, подчиняясь обер-фи-скалу, независимы от местных властей1. Преступления, совершаемые самими фискалами, свидетельствовали о недостаточном контроле. В связи с этим учреждены должности прокуроров, которые осуществляли гласный надзор. Указ Петра I от 12 января 1722 г. установил должности генерал-прокурора как высшего должностного лица и обер-прокурора при Сенате (высшей судебной инстанции и главном учреждении государства) - «помощник генерал-прокурора в его делах», а также должности прокуроров в коллегиях. Прокуроры надзирали за законностью деятельности и решений Сената и коллегий, исполнением их решений, незаконные решения опротестовывали. 18 января 1722 г. был издан Указ «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей». На местах назначались прокуроры при губернских учреждениях, сведения о нарушениях поступали от поднадзорных фискалов. Также прокуроры в надворных судах проверяли и опротестовывали акты судов. Прокуратура была системой взаимоподчиненных должностей.
В дальнейшем прокуратура при судах была упразднена, но восстановлена в 1730-1733 гг. при императрице Анне Иоанновне. Губернский прокурор надзирал за органами местной администрации и судами. В 1763 г. появились прокуроры в провинциях, которые обладали той же компетенцией, что и губернский прокурор, надзирали за судами, но были подчинены не губернскому прокурору, а генерал-прокурору. Таким образом, нижестоящие прокуроры и среднее звено прокуратуры не взаимодействовали между собой, что уменьшало их влияние на уровне губерний и провинций.
В связи с изданием в 1775 г. Указа Сената «Учреждения для управления губерний Всерос-
1 Энциклопедический словарь : репр. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон. 1890 г. : в 82 т. М. : Терра, 1990-1994. Т. 86.
сийской империи» губернскому прокурору были подчинены прочие прокуроры, а сам он подчинялся генерал-прокурору. Был закреплен надзор прокурора за «сохранением везде порядка, определенного законами, в том числе в производстве и отправлении дел». В судах прокуроры сохранили право наблюдать за исполнением законов и соблюдением сроков производства, давать заключения о смысле закона и по спорам о подсудности (ст.ст. 404-405), впервые стали давать заключения по делам о защите казенного интереса (ст.ст. 407-408).
С 1775 г. при гражданских палатах судов появились должности стряпчих, являвшихся заявителями по казенным делам. Когда в дальнейшем в ходе судебной реформы должности стряпчих были упразднены, прокуроры в суде «в силу необходимости переняли от последних их функции» [8], стали совмещать полномочия по обращению в суд с иском, участие для дачи заключения в защиту казенного и общественного интереса и надзор за судами.
«Основные положения преобразования судебной части в России» 1862 г. повлекли ликвидацию «общего надзора» и губернской прокуратуры, осталось только участие в судопроизводстве и надзор за судами [6, с. 24]. При разработке Устава гражданского судопроизводства 1864 г. полномочия прокуроров расширены. Прокуроры надзирали за соблюдением правил судопроизводства, инициировали возбуждение дел в интересах казны безвестно отсутствующих, опекаемых, несовершеннолетних (ст.ст. 343, 345-346, 1451, 1460.13, 1776). Прокуроры давали заключения по делам об объявлении безвестно отсутствующим, об установлении опеки, об исправлении акта гражданского состояния, о взыскании сумм за вред и убытки, причиненные решениями должностных лиц, о взыскании убытков с судей, прокуроров (ст.ст. 1457, 1460.17, 1652, 1325, 1331-1336); опротестовывали судебные постановления в кассационном порядке (ст. 1460.21).
Итак, первоначально функции прокуроров возлагались на фискалов, однако данный порядок не выдержал испытания временем. Наравне с компетенцией по надзору за исполнением законов в органах прокуратуры существовала
специализация (действовали особые прокуроры при судах). Прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов в судах, с 1722 г. опротестовывали решения судов. Это способствовало повышению качества судопроизводства и свидетельствовало о высокой квалификации прокуроров. Именно прокуроры по делам о защите интересов государства и прав незащищенных категорий лиц обращались в суд с исками и давали заключения.
1917 год стал годом изменений всех сфер жизни российского общества и государства. Декрет Совнаркома 1917 г. «О суде»2 упразднил судебные органы, Правительствующий сенат и органы прокуратуры. Первоначально судопроизводство осуществлялось по правилам Судебных уставов 1864 г. в части, не отмененной декретами ВЦИК и Совнаркома. В гражданском судопроизводстве участвовали все граждане, пользующиеся гражданскими правами. К 1918 г. судебную и надзорную деятельность, в частности рассмотрение в порядке надзора жалоб на кассационные определения губернских Советов народных депутатов и дачу руководящих разъяснений судебным органам, реализовывали Народный комиссариат юстиции (далее - НКЮ), ВЦИК, Совнарком. Назвать такую правоприменительную практику законной и единообразной невозможно. В связи с этим Положением о прокурорском надзоре3 от 1922 г. в составе НКЮ была воссоздана прокуратура: во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стоял народный комиссар юстиции, ему подчинялся отдел прокуратуры НКЮ, прокуроры в губерниях (п. 5). Прокуроры осуществляли надзор, уголовное преследование, поддерживали обвинение в суде (п. 2).
Участие прокуроров в гражданском процессе регламентировал циркуляр НКЮ «Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора»4, который впервые в советский период установил надзор прокурора за судами (п. 6), обязал прокуроров участвовать в гражданском процессе в установленных законом случаях (не определив форму участия) и когда это будет признано прокуратурой необходимым, кассационное и надзорное опротестование актов судов (подп. «и», «к»
2 О суде : декрет Совета народных комиссаров от 5 дек. 1917 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 Положение о прокурорском надзоре : утв. постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 г Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
4 Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора : циркуляр НКЮ от 29 июля 1922 г. № 67. URL: http://elib.uraic.rU/bitstream/123456789/3329/1/sovetskaya_yustitsiya_1922_28.pdf
п. 13). Циркуляр был издан наркомом юстиции, однако необходимо было установить полномочия прокуроров в гражданском процессе законодательным актом.
Конституция СССР, утвержденная ЦИК СССР в 1923 г.5, как и Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г., разделила прокуроров союзных республик (ст. 47) и прокурора Верховного Суда СССР и его заместителя. Последние давали заключения по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховным Судом СССР, опротестовывали решения судов (ст. 46).
Первым советским законодательным актом, наделившим прокурора правом инициировать разбирательство и вступать в дело для защиты интересов государства и трудящихся, был Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г.6 (ст. 2).
С 1924 г. в 20 губерниях с наиболее развитой промышленностью осуществляли деятельность спецпрокуроры по вопросам в сфере труда, которые участвовали в разрешении судом трудовых споров. Прокурор республики назначал специального прокурора по трудовым делам при Верховном Суде (прим. к п. 59 Положения о судоустройстве РСФСР7), который инициировал возбуждение гражданских дел по трудовым спорам, вступал в дела в любой стадии процесса, руководил деятельностью местных прокуроров путем дачи указаний и разъяснений по отдельным делам [10, с. 57]. Работа местных трудовых прокуратур проводилась во взаимодействии с другими органами (профсоюзами, хозоргана-ми, отделами труда и пр.). В пункте 9 резолюции VI Съезда профсоюзов СССР отмечено, что трудовые прокуратуры себя оправдали и опыт их деятельности следует закрепить во всесоюзном масштабе8.
Положение о судоустройстве РСФСР 1926 г. обязало прокуратуру охранять в гражданском процессе интересы государства и трудящихся (ст. 9, п. «д» ст. 59, п. «и» ст. 68): предъявлять иски и участвовать в судебных заседаниях
по этим делам; опротестовывать в кассационном, надзорном порядке судебные акты и давать заключения в судах кассационной инстанции (п. «к» ст. 68, п. «б» ст. 146); истребовать любое дело, разрешенное в особой сессии по трудовым делам или в суде, решения по которому вступили в законную силу, и опротестовывать эти решения (ст. 37). Кроме того, прокурор мог обратиться в суд для дачи разъяснений по вопросам неясности или неполноты действующих законов, по вопросам судебной практики (ст. 165).
В связи с изданием Положения о прокуратуре СССР9 была упразднена прокуратура Верховного Суда СССР, создана прокуратура СССР -независимая от суда, полномочная наблюдать за правильным и единообразным применением законов судами. Прокуроры истребовали в суде дела в любой стадии производства и оконченные производством дела, опротестовывали судебные акты, приостанавливая их исполнение, инициировали пересмотр решений в порядке надзора по трудовым спорам (п. 6).
В годы Великой Отечественной войны развивалось законодательство, регулирующее обеспечение государственной и общественной безопасности, трудовые (служебные) отношения. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении»10 изменил деятельность прокуратуры: созданы военные прокуратуры округов и гарнизонов, прокуратура Военно-морского флота, территориальные прокуратуры прифронтовой полосы. Для органов прокуратуры приоритетным был надзор за исполнением законов военного времени, соблюдение правил трудового распорядка.
Положение о прокурорском надзоре в СССР11 установило, что прокуроры надзирают за законностью и обоснованностью актов судов, предъявляют иски и гражданские иски в уголовном судопроизводстве в защиту государственных или общественных интересов, прав и законных интересов граждан без ограничения категорией дела, поддерживают иски в суде; участвуют в рассмо-
5 Конституция СССР : утв. ЦИК СССР 6 июля 1923 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6 Гражданский процессуальный кодекс РСФСР : утв. постановлением ВЦИК от 10 июля 1923 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7 Положение о судоустройстве РСФСР : утв. постановлением ВЦИК от 19 нояб. 1926 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8 Резолюция VI Съезда профсоюзов СССР по докладу наркома труда В. В. Шмидта // Вопросы труда. 1925. № 2. С. 46-49.
9 Положение о прокуратуре СССР : утв. постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 дек. 1933 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10 О военном положении : указ Президиума Верхов. Совета СССР от 22 июня 1941 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11 Положение о прокурорском надзоре в СССР : указ Президиума Верхов. Совета СССР от 24 мая 1955 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
трении судами гражданских дел без ограничения категорией дела, дают заключения по делу; опротестовывают судебные акты, дают заключения по делам, рассматриваемым вышестоящим судом по жалобам и протестам, истребуют любое дело для надзорной проверки (ст.ст. 22-25).
Согласно Закону СССР «Об утверждении Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик»12 (ст.ст. 6, 14, 29, 34, 44, 45, 48, 49), ГПК РСФСР 1964 г. (ст.ст. 4, 12, 41, 282, 303, 315, 319, 320), прокурор осуществлял надзор за исполнением законов в гражданском судопроизводстве, у него было право обращения в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом государственных или общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан, а также право вступления в дело на любой стадии процесса для дачи заключения. Кроме того, участие прокурора могло быть обязательным в силу закона либо суд по собственной инициативе мог признать такое участие обязательным. Прокурор независимо от участия в деле опротестовывал незаконное решение суда, приостанавливал исполнение судебных актов до окончания надзорного производства, давал заключение в судах кассационной и надзорной инстанций.
Закон СССР «О прокуратуре СССР»13 закрепил надзор прокурора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах (ст. 3), прокурор в пределах своей компетенции может участвовать в гражданском судопроизводстве, предъявлять в суды иски, участвовать в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном пересмотре; выступать с заключением по вопросам, возникающим при рассмотрении дел и по делу в целом; опротестовывать акты судов (гл. 3). Ограничений в виде определенных категорий дел закон не указывал.
Итак, после 1917 г. участие в судопроизводстве возлагалось на орган, а также лиц, не обладающих должной юридической квалификацией.
В 1922 г. эти обязанности были даны прокурору, в 1924 г. введена специализация в сфере защиты трудовых прав граждан в виде отдельных прокуратур и должностей прокуроров. Прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов в судопроизводстве, опротестовывали решения, с 1923 г. направляли в суд иски и давали заключения по делам о защите интересов государства и трудящихся, с 1955 г. - без ограничения категорией дела. Это говорит о признании высокой квалификации прокуроров в сфере судопроизводства.
С распадом СССР в 1991 г. прекратила свою деятельность прокуратура СССР, все действовавшие на тот момент на территории РСФСР органы прокуратуры14 были объединены в прокуратуру РСФСР.
Конституция Российской Федерации в отношении органов прокуратуры демонстрировала два подхода: первоначально гл. 7, включающая нормы о судах и прокуратуре, называлась «Судебная власть», что вызывало споры о месте прокуратуры [5, 9]. Затем название гл. 7 изменено на «Судебная власть и прокуратура»15.
Разработка нового гражданского процессуального кодекса предусматривалась постановлением Верховного Совета РСФСР «О Концепции судебной реформы в РСФСР»16, но данный процесс затягивался, уделялось внимание только внесению изменений в ГПК РСФСР 1964 г., который с 1991 по 2000 г. изменялся более 20 раз. В Концепции отмечалось, что суд совершенно не нуждается в «процессуальном надзирателе», в соответствии с принципом состязательности прокурор должен участвовать в деле как сторона.
Был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»17, в соответствии с которым осуществляет деятельность современная прокуратура России, п. 4 ст. 27 которого указывает, что прокурор вправе предъявить иск в интересах лица, которое по состоянию
12 Об утверждении Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик : закон СССР от 8 дек. 1961 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13 О прокуратуре СССР : закон СССР от 30 нояб. 1979 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14 Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР : постановление Верхов. Совета РСФСР от 15 нояб. 1991 г. № 1879-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15 О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации : закон Рос. Федерации о поправке к Конституции Рос. Федерации от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16 О Концепции судебной реформы в РСФСР : постановление ВС РСФСР от 24 окт. 1991 г. № 1801-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17 О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
здоровья, возрасту, иным причинам не может само обратиться в суд, нарушены права значительного числа лиц, нарушение имеет особое общественное значение.
При подготовке и принятии ГПК РФ полномочия прокурора были сокращены, отменен надзор прокурора в судопроизводстве, прокурору предоставлено право обращения в суд только по определенным категориям дел. В дальнейшем расширен круг полномочий прокурора, установлено право обращения в суд с иском в интересах граждан в области трудовых, семейных, жилищных и иных социальных правоотношений без ограничений18.
Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).
Надлежит сделать вывод, что в период создания Российской Федерации функции прокуроров по участию в судопроизводстве не возлагались на какие-либо органы государ-
ства и лица. Прокуратура представляет собой иерархичную систему органов, независимую от судебной системы, прокурор не осуществляет надзор за исполнением законов в судопроизводстве. История становления участия прокурора в гражданском процессе показала целесообразность специализации по участию в судопроизводстве. В настоящее время специализация отражается в отдельных должностях прокурорских работников в прокуратуре города, района, структурных подразделениях в прокуратуре субъекта Федерации и Генеральной прокуратуре Российской Федерации, компетентных участвовать в гражданском судопроизводстве. Это способствует обеспечению должной квалификации прокуроров, участвующих в рассмотрении дел судами.
Отметим, что объем полномочий и категории дел обязательного участия прокурора в гражданском процессе изменялись, максимальные полномочия прокурора закреплял ГПК РСФСР 1964 г., что позволяло прокурору наиболее эффективно защищать права граждан, интересы общества и государства.
Список литературы
1. Беляев В. П., Ларина О. Г. Образование института государственного контроля и надзора в России // История государства и права. 2012. № 17. С. 33-37.
2. Демичев А. А. К вопросу о сравнимости судебной реформы 1864 г. и судебных преобразований конца ХХ - начала XXI века в России // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2014. № 9-1. С. 7-14.
3. Дорская А. А. К вопросу о взаимосвязи реформаторских и революционных периодов в истории государства и права России // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2017. № 2. С. 37-44.
4. Золотова О. И. О преобразованиях гражданского судопроизводства в России в начале ХХ века // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2017. № 3. С. 5-15.
5. Казанник А. И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5. С. 13-16.
6. Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: историко-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 30 с.
7. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. 2-е изд., доп. М. : Наука, 2003. 486 с.
8. Корф С. А. Административная юстиция в России. СПб. : Тип. Тренке и Фюсно, 1910. Кн. 1. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. 528 с.
9. Ломовский В. Д. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция. 2001. № 9. С. 136-140.
10. Рябцев В. П. Прокурорский надзор : курс лекций. М. : Норма, 2006. 288 с.
11. Сиротюк А. З. Историко-правовой анализ становления арбитражных судов в Российской Федерации // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2017. № 3. С. 98-108.
References
1. Belyaev V. P., Larina O. G. Obrazovanie instituta gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v Rossii [Formation of the Institute of State Control and Supervision in Russia]. Istoriya gosudarstva i prava - History of State and Law, 2012, no. 17, pp. 33-37.
2. Demichev A. A. K voprosu o sravnimosti sudebnoi reformy 1864 g. i sudebnykh preobrazovanii kontsa XX - nachala XXI veka v Rossii [To the Question of Comparability of the Judicial Reform of 1864 and Judicial Reforms of the Late XX - Early XXI Century in Russia]. Istoriko-pravovye problemy: novyi rakurs - Historical-Legal Problems: the New Viewpoint, 2014, no. 9-1, pp. 7-14.
3. Dorskaya A. A. K voprosu o vzaimosvyazi reformatorskikh i revolyutsionnykh periodov v istorii gosudarstva i prava Rossii [To the Question of the Interrelation of Reformer and Revolutionary Periods in the History of the State and Law of Russia]. Istoriko-pravovye problemy: novyi rakurs - Historical-Legal Problems: the New Viewpoint, 2017, no. 2, pp. 37-44.
18 О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон от 5 апр. 2009 г. № 43-Ф3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Zolotova O. I. O preobrazovaniyakh grazhdanskogo sudoproizvodstva v Rossii v nachale XX veka [The Reforms of Civil Procedure in Russia in the Early Twentieth Century]. Istoriko-pravovye problemy: novyi rakurs - Historical-Legal Problems: the New Viewpoint, 2017, no. 3, pp. 5-15.
5. Kazannik A. I. Konstitutsionno-pravovoi status prokuratury Rossiiskoi Federatsii: mify i real'nost' [Constitutional Legal Status of Prosecutor's Office of the Russian Federation: Myths and Reality]. Gosudarstvennaya vlast'i mestnoe samoupravlenie -State Power and Local Self-government, 2007, no. 5, pp. 13-16.
6. Kazantsev S. M. Prokuratura Rossiiskoi imperii: istoriko-pravovoe issledovanie. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [The Prosecutor's Office of the Russian Empire: Historical and Legal Research. Ext. Abstr. Cand. Legal Sci. Dis.]. St. Petersburg, 2003. 30 p.
7. Koval'chenko I. D. Metody istoricheskogo issledovaniya [Methods of Historical Research]. 2nd ed. Moscow, Nauka, 2003. 486 p.
8. Korf S. A. Administrativnayayustitsiya v Rossii. Kniga 1. Ocherk istoricheskogo razvitiya vlasti nadzora i administrativnoi yustitsii v Rossii [Administrative Justice in Russia. Book 1. Essay on the Historical Development of Government Supervision and Administrative Justice in Russia]. St. Petersburg, Trenke i Fyusno Printing House, 1910. 528 p.
9. Lomovskii V. D. Kakoi vlasti prinadlezhit prokuratura [What Power Belongs to the Prosecutor's Office]. Rossiiskaya yustitsiya - Russian Justitia, 2001, no. 9, pp. 136-140.
10. Ryabtsev V. P. Prokurorskii nadzor [Public Prosecutor's Supervision]. Moscow, Norma Publ., 2006. 288 p.
11. Sirotyuk A. Z. Istoriko-pravovoi analiz stanovleniya arbitrazhnykh sudov v Rossiiskoi Federatsii [Historical and Legal Analysis of Formation of Arbitration Courts in the Russian Federation]. Istoriko-pravovye problemy: novyi rakurs - Historical-Legal Problems: the New Viewpoint, 2017, no. 3, pp. 98-108.