Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОСЛОЖНЕННОЙ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОСЛОЖНЕННОЙ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кислова Г.И., Уллубиева Н.С.

Существуют различия на 95 % уровне доверительной вероятности по критерию χ2 Пирсона в половой идентификации у подростков с задержкой психического развития и подростков с нормальным течением развития и на 99 % уровне доверительной вероятности по t-критерию Стьюдента у девочек-подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и девочек-подростков из обычной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кислова Г.И., Уллубиева Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОСЛОЖНЕННОЙ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

УДК 159.922.77

Особенности половой идентификации у детей с задержкой психического развития, осложненной нарушениями функций

опорно-двигательного аппарата

Г.И. Кислова, Н. С. Уллубиева

Актуальность проблемы половой идентификации у подростков с задержкой психического развития, осложненной детским церебральным параличом, определяется отсутствием до настоящего времени в психологии подобных научных изысканий.

Анализ проведенных в последние десятилетия исследований по проблеме половой идентификации показывает, что на данный момент не существует интегральной теории полового развития человека. Изучение категории пола является одной из самых сложных проблем, для решения которой требуется междисциплинарный подход [1].

Важно отметить, что именно в подростковом возрасте идет становление половой идентификации, что в дальнейшем ведет к закреплению усвоенных ребенком гендерных ролей. Осознание принадлежности к определенному полу определяет становление личности, ее интересы, формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающей специфические для мужчин и женщин потребности, мотивы, ценностные ориентации и соответствующие этим образованиям формы поведения [2].

Нужно отметить, что в настоящее время в нашей стране отмечается неуклонный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, чаще всего проявляющегося в форме детского церебрального паралича (ДЦП), нуждающихся в социально-психологической помощи и длительном коррекционно-развивающем обучении в условиях школы и семьи [3].

Изучаемая нами проблема является междисциплинарной и находится на стыке специальной, возрастной и гендерной психологии.

Большой вклад в решение вопроса о механизмах идентификации, факторах, влияющих на формирование половой и полоролевой идентичности, внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (Ю.Е. Алешина, Г.М. Андреева, Н.В. Антонова, А.Г. Асмолов, С. Бем, Л.И. Божович, А. Бандура, А.С. Волович, В.А. Геодокян, Л. Кольберг, И.С. Кон, И.Б. Котова, Дж. Мани, Дж. Мид, Л.В. Попова, К. Роджерс, В.М. Русалов, К. Хорни, Е.Н. Шиянов, Б.Д. Эльконин, Э. Эриксон, А. Эр-хард и др.). В зарубежной психологии, начиная с полемики вокруг работ З. Фрейда, проблема психологии пола, полоролевой дифференциации привлекала большое внимание ученых. В отечественной психологии в силу ряда объективных и субъективных причин до середины 80-х годов эта проблема была представлена слабо, «...тогда как исследователям, занимающимся вопросами формирования личности, - считает И. С. Кон, - необходимо иметь в виду, что все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», - это полоролевая принадлежность» [4, с. 47 - 57].

Исследователями выделялись различные аспекты данной проблемы: нарушение условий формирования половой идентичности у детей дошкольного возраста

в условиях депривации, приводящее к ограниченным ориентациям на пол, к искаженному эмоционально-оценочному отношению к телу (С.Б. Данилюк); упрощение, недифференцированность полоролевых представлений и несоответствие поведенческого репертуара традиционным моделям полоролевого поведения у подростков, воспитывающихся в условиях депривации (Н.Н. Крыгина); зависимость развития самопринятия от процесса идентификации с другими людьми у детей в семейной ситуации и в условиях детского дома (Н.К. Радина); обусловленность сексуальных отклонений в поведении детей из учреждений интернатного типа с нарушениями процесса половой идентификации (А.А. Аладьин, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова). Особое место в исследованиях отводится изучению становления половой идентичности у детей, лишенных родительского попечительства (М. Лангмейер, З. Матейчек, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) [5, 6].

Обобщением клинических данных о детях с задержанным темпом развития, а также вопросами их воспитания и обучения занимались Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Э.Я. Альбрехт, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, Л.И. Переслени, И.Ф. Марковская, Л.В. Кузнецова, М.Н. Фиш-ман, А. О. Дробинская и др. В последние годы в результате многопланового изучения проблем ЗПР получены данные о развитии психических функций и условиях коррекции детей дошкольного возраста с задержанным темпом развития (У.В. Ульенкова, 1980, 1990; Е.С. Слепович, 1990; Н А. Татенко, 1988; Е.И. Кириченко, 1983 и др.) и детей школьного возраста (Н.Л. Белопольская, 1976; Н.Н. Афанасьева, 1976; Р.Д. Тригер, 1981; Д.И. Альраххаль, 1992; Г.В. Грибанова, 1986; С.А. Домишкевич, В.А. Пермякова, 1981; И.Ю. Кулагина, 1980, 1982; О.П. Монкявичене, 1988; Е.А. Морщинина, 1992; Т.3. Стернина, 1988; Н А. Цыпина, 1987 и др.).

Развитию половой идентификации у детей со сниженным интеллектом дошкольного и младшего школьного возраста посвящены исследования Н. Л. Белополь-ской [8]. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью отражены в исследованиях О.Г. Нугаевой [9].

Вопросам изучения психомоторного развития, познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом посвящено множество работ как зарубежных, так и отечественных психологов (Henderson, 1961; Oswin, 1967; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976; Симонова, 1981; Ковалев, 1985; Saran, 1986; 1987; Демьянов, 2004 и др.).

Отклонения в психическом развитии у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) регистрируются с первых недель жизни. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП.

Все исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что у детей с задержкой психического развития, осложненной детским церебральным параличом, высок риск нарушений поведения, но у них есть высокий потенциал социальной адаптации при условии создания благоприятных возможностей для его реализации. Это и обусловливает необходимость целенаправленной коррек-ционной работы с детьми данной категории [10].

В ходе проведенного нами пилотажного исследования среди 130 учащихся коррекционных и среднеобразовательных классов школы № 5 г. Махачкалы проверялись следующие гипотезы:

1. Задержка в психическом развитии может обусловить появление нарушений в формировании половой идентификации.

2. Операциональную модель половой идентичности образуют когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.

Нами были использованы следующие методики: "маскулинность - феминин-ность" С. Бем, графический тест "дом - дерево - человек" (House - Tree - Person test, H-T-P) Дж. Бука, шкала "маскулинность - фемининность" из Фрайбургского личностного опросника (Freiburg Personality Inventory, FPI) Й. Фаренберга, Х. Зелга и Р. Гампела, рисунок семьи Р. Бернса и С. Коуфмана, методика "женственность", адаптированная Е.П. Ильиным, матрицы Равена [11, 12].

По полученным данным мы можем утверждать, что были выявлены достоверные различия между половой идентификацией у старших подростков из коррек-ционных классов и половой идентификацией их сверстников из параллельных не-коррекционных классов на 95 % уровне доверительной вероятности, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Половая идентификация у детей из коррекционных классов ориентирована на общепринятые половые роли, присущие мужчинам и женщинам, без учета сложившейся социальной ситуации и изменений в поведении женщин и мужчин. В связи с этим у детей с задержкой психического развития проявляется некоторый инфантилизм, чем они и отличаются от детей из обычных классов.

Таким образом, мы можем утверждать, что существуют достоверные различия в половой идентификации подростков с задержкой психического развития и их сверстников из обычной школы. Полученные результаты дали нам возможность предположить, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможны такие же расхождения в исследуемом признаке по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Следующий этап исследования проходил в Республиканском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Эксперимент был направлен на выявление половой идентификации у подростков с задержкой в психическом развитии, осложненной детским церебральным параличом (Д! ЦП) как одной их форм нарушений функции опорно-двигательного аппарата. Выборка составила 20 подростков с разными формами нарушений функций опорно-двигательного аппарата, из них 7 мальчиков и 13 девочек.

Была выдвинута следующая гипотеза: нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут обусловить появление нарушений в формировании половой идентификации.

На втором этапе исследования при работе с подростками нами были применены ранее использованные методики.

В ходе диагностики уровня интеллектуального развития подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с помощью методики матрицы Равена было выявлено, что у детей результаты исследования свидетельствуют о среднем уровне умственного развития. Показатели правильных ответов по методике колеблются от 25 до 75 %.

Параллельно в гимназии № 17 было проведено исследование на выявление половой идентификации у подростков с нормальным течением развития в количестве 59 человек, из них 27 девочек и 32 мальчика.

По полученным данным мы можем утверждать, что не было выявлено статистически значимых различий между половой идентификацией у подростков с

ДЦП и половой идентификацией их сверстников из гимназии по критерию и Манна-Уитни и 1:-критерию Стьюдента среди мальчиков, что опровергает выдвинутую нами гипотезу исследования.

Но при сравнении половой идентификации у девочек-подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и девочек-подростков, обучающихся в школе, были выявлены достоверные различия на 99-процентном уровне доверительной вероятности по 1:-критерию Стьюдента.

Вероятнее всего, такой результат связан с условиями жизни детей, за которыми постоянно ухаживают родители, в частности мать, от которой зависит дальнейшее развитие ее ребенка. Дети находятся под постоянным присмотром матери, что оказывает немаловажное влияние на формирование их половой идентификации. Влияние тесного общения с матерью отражается в наличии у мальчиков-подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата фемининных черт, вследствие чего половая идентификация приближается к андрогинному типу, а у девочек влияние матери благоприятствует усилению фемининных черт.

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата ограничены во взаимодействии с детьми своего возраста. Единственная возможность общения у них есть в центре, где они каждые полгода регулярно проходят лечение.

Нужно отметить тот факт, что дети, участвовавшие в исследовании, были интеллектуально развиты, так как проходили реабилитацию с детства, поэтому у них показатели правильных ответов по тесту матрицы Равена находились на нижних пределах статистически допустимой по данной методике нормы.

В результате теоретического анализа проблемы половой идентификации старших подростков с детским церебральным параличом и экспериментального исследования был получен ряд результатов и сделаны следующие выводы:

1. На 95 % уровне доверительной вероятности по критерию х2 Пирсона мы можем говорить о наличии различий в половой идентификации у подростков с задержкой психического развития и подростков с нормальным течением психического развития.

2. Не выявлено достоверных различий в половой идентификации среди мальчиков-подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и половой идентификацией их сверстников, обучающихся в школе, по критериям и Манна-Уитни и 1-критерию Стьюдента.

3. Выявлены достоверные различия половой идентификации у девочек-подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и девочек-подростков, обучающихся в школе, на 99-процентном уровне доверительной вероятности по 1-критерию Стьюдента.

В дальнейшем планируется проведение констатирующего и формирующего экспериментов с детьми с задержкой психического развития, осложненной детским церебральным параличом, посредством разработки и внедрения коррекци-онной программы по формированию половой идентичности у подростков с ЗПР, осложненной ДЦП, способствующей личностной социализации в современных общественных условиях.

Результаты нашей работы дают возможность дифференциальной диагностики различных форм половой идентификации с определением присутствия тех или иных качеств, нуждающихся в коррекции. Это позволяет существенно оптимизировать процесс социализации подростков с задержкой психического развития, осложненной ДЦП. Результаты могут быть использованы при подготовке и прове-

дении психологических курсов по возрастной, педагогической, социальной, дифференциальной и специальной психологии.

Литература

1. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации // Вопросы психологии. 2003. № 6. - С. 56 - 63.

2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью // Вопросы психологии. 2003. № 3. - С. 33 - 40.

3. Кузнецова В.Л., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии. - М.: Академия, 2002. - 480 с.

4. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. -С. 47 - 57.

5. Грошев И.В. Психология половых различий: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2002. - 523 с.

6. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4. - С. 39 - 47.

7. Дзугкоева Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с ЗПР: Дис. ... канд. психол. н. - М., 2000. - 150 с.

8. Белопольская Н.А. Половозрастная идентификация: Методы исследования детского самосознания. - М.: Когнито-Центр, 1998. - 24 с.

9. Нугаева О.Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. - Нижний Новгород, 2003. - 24 с.

10. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Дис. ... д-ра психол. н. - М.: ПроСофт-М, 2003. - 385 с.

11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998. -384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.