Научная статья на тему 'Половозрастная идентификация детей и подростков с детским церебральным параличом'

Половозрастная идентификация детей и подростков с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
557
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Елена Николаевна, Левицкая Татьяна Евгеньевна

Рассматриваются некоторые особенности половозрастной идентификации детей и подростков с детским церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sexual and age identification of children and teenagers with the children's cerebral paralysis

Some features of sexual and age identification of children and teenagers with a children's cerebral paralysis are considered.

Текст научной работы на тему «Половозрастная идентификация детей и подростков с детским церебральным параличом»

Е.Н. Дмитриева, Т.Е. Левицкая

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Рассматриваются некоторые особенности половозрастной идентификации детей и подростков с детским церебральным параличом.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата уже в течение многих лет являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов.

Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга в силу разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах [1].

Как следствие ограниченных физических возможностей у детей с детским церебральным параличом отмечается недоразвитие коммуникативной, поведенческой деятельности, соответственно, обеднение социальных контактов, личностные нарушения и эмоциональные нарушения [2. С. 14].

При этом И.Ю. Левченко (2001) отмечает, что четкой взаимосвязи между выраженностью двигательного дефекта и психическими нарушениями у детей с ДЦП нет. Тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкими степенями психической задержки, и наоборот, остаточные явления ДЦП - с грубым недоразвитием отдельных психических функций или психики ребенка в целом [3. С. 22-23].

Одним из основных компонентов личности является осознание «Я-идентичности», т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что и другие люди признают это [4]. Как отмечает Н.Л. Белопольская (1995), основу детской и подростковой идентичности составляют ее внешне обусловленные компоненты, прежде всего пол и возраст. Описание собственной личности обычно начинается с фиксации возраста. Половая принадлежность часто просто подразумевается и входит в описание привычных половых ролей.

В настоящей статье представлены результаты исследования особенностей половозрастной идентификации детей с диагнозом детский церебральный паралич, воспитывающихся в условиях специальной школы-интерната VI вида. В исследование было включено всего 56 детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет; из них 24 мальчика и 32 девочки.

Для решения исследовательских задач были использованы методики «Золотой возраст» (Б. Заззо, в модификации А.М. Прихожан, 1988) и «Половозрастная идентификация» [4].

Первое, что обращает на себя внимание, это наличие в выборах детей ориентации на конкретику

(35,7%). Дети не могли сделать выбор в силу того, что «здесь некрасивые картинки», «никто не нравится»; при выборе привлекательного - непривлекательного образов: «нравится бабушка, потому что я люблю свою бабушку» (М., 9 лет); «не нравятся старики, всегда лезут, пристают» (Д., 15 лет); «не нравится мужчина, потому что он похож на папу» (Д., 8 лет) и т.п. Этот момент мы отметили как в группе девочек (31,25%), так и мальчиков (41,6%).

При идентификации с образом настоящего 14,3% респондентов выбрали наиболее младший возраст, 8,3% от данной выборки составили мальчики в возрасте от 9 до 10 лет и 18,8% - девочки в возрасте от 9 до 12 лет. С точки зрения Б. Заззо (1966), А.М. Прихожан (1988), И.В. Дубровиной [5], выбор младшего возраста говорит о желании вернуться в детство, что может свидетельствовать об определенном неблагополучии в развитии личности ребенка [4. С. 41]. Но мы выдвинули также еще одно предположение, заключающееся в том, что подобные выборы связаны с неудовлетворенностью настоящей ситуацией, желанием выйти из нее. Выборы образа дошкольника респондентами школьного возраста (1995) связаны с конфликтными отношениями в школе, или это может быть связано с трудностями в учебе, поэтому вместо идентификации с образом школьника ребенок выбирает образ дошкольника [4]. Если дети учатся в школе и им сопутствует неудача, то они не идентифицируют себя с образом школьника. Эту особенность Н.Л. Белопольская отмечает в выборках детей 9-10 лет с задержанным психическим развитием (ЗПР) [4. С. 14-15]. По всей видимости, данные интерпретации подходят к нашему случаю. Подтвердить или опровергнуть их в данной работе нам не представилось возможным, так как ситуация отношения к школе не являлась задачей исследования.

Обобщая результаты методик «Золотой возраст» и «Половозрастная идентификация», можно говорить о том, что в подростковом возрасте как у мальчиков (8,3%), так и у девочек (18,8%) с диагнозом ДЦП наблюдаются элементы личностной незрелости, но именно у девочек эта незрелость выражена в большей степени.

Анализируя особенности половозрастной идентификации у детей с отклоняющимся развитием, Н.Л. Белопольская (1995) отмечает, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП характерным является построение смешанных идентификаций (смешение мужского и женского вариантов карточек в методике), так называемые «девиации» половозрастной идентификации [4. С. 16-17].

В проведенном нами исследовании в 6% случаев в группе девочек младшего школьного возраста было выявлено полное смешение карточек по половому и возрастному признакам.

При выборе привлекательного образа 31,25% девочек и 16,6% мальчиков подросткового и старшего школьного возраста предпочли противоположный пол (либо образ ребенка младенческого возраста, либо юноши или девушки). Если мальчики давали объяснения типа «Люблю свою бабушку», «Женщина похожа на маму», то у девочек образ молодого мужчины ассоциируется с независимостью, целеустремленностью, возможностью карьерного роста, удачливостью. Подобную картину мы отметили и при выборе непривлекательного образа: у 43,75% девочек и 16,6% мальчиков подросткового и старшего школьного возраста в качестве самого непривлекательного образа выступило лицо противоположного пола. У мальчиков в качестве неприятного образа выступили как девочки дошкольного и школьного возраста («Не нравятся девчонки»; «Держит медведя за ухо, делает ему больно»), так и молодые женщины («Она стоит, а я люблю, когда ходят»). У девочек в основном преобладает образ пожилого мужчины («Всегда лезут ко мне те, кто старше, пристают»; «Он старый, дряхлый, немощный»). В целом при выборе неприятного возраста у детей преобладает

образ пожилого человека (53,6% всех выборов). Дети объясняли это тем, что «старики умирают», «они немощные, дряхлые, больные».

При идентификации себя с собственным будущим образом 6% девочек старшего школьного возраста выбрали образ молодого мужчины, связывая с ним такие качества, как целеустремленность, успешность. При идентификации с образом прошлого 12,5% девочек возраста 1517 лет выбрали образ младенца мужского пола, объясняя это тем, что в детстве были похожи на мальчиков.

В целом можно отметить, что «половозрастные девиации» характерны не только для детей дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП, но также и подросткового, и старшего школьного. Как видно из представленной картины, более всего отклонений от нормы по обеим методикам характерно для женской выборки.

Мы полагаем, что описанные нами в данной статье особенности половозрастной идентификации детей и подростков с ДЦП добавляют некоторые штрихи к психологическому портрету ребенка с данным диагнозом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Исцеление. М., 1993. С. 41-65.

2. Пособие по технологиям работы с детьми с ограниченными возможностями / Под ред. Л.Г. Гусляковой, М.И. Попковой. Барнаул: Шуманов-

ка, 2000. С. 10-15.

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие

для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. С. 22-23.

4. БелопольскаяН.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Фолиум, 1995. Вып. 2. 24 с.

5. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. 168 с.

Статья представлена кафедрой генетической и клинической психологии факультета психологии Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Педагогика и психология» 30 октября 2006 г., принята к печати 6 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.