Научная статья на тему 'Особенности полицейского управления и местного самоуправления в губерниях великого княжества Финляндского в XIX в'

Особенности полицейского управления и местного самоуправления в губерниях великого княжества Финляндского в XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКАЯ УПРАВА / ЛАНДСГЕВДИНГ (ГУБЕРНАТОР) / КОРОННЫЕ ФОХТЫ / КОРОННЫЕ ЛЕНСМАНЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОРГАНЫ СЕЛЬСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИННЫХ СТАРШИН / LANDSGEVDING (GOVERNOR) / POLICE AUTHORITY / VOGT ROYAL / ROYAL LENSMAN / COMPETENCE / THE ORGANS OF RURAL SELF-MANAGEMENT / GOVERNING BODY OF COMMUNITY ELDERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимошевская А. Д.

Рассматривается система полицейского управления, органы местного самоуправления в губерниях Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи в XIX в., определяются особенности этого управления, а также специфические черты полицейского аппарата в уездах и городах княжества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES CONTROL THE POLICE AND THE MUNICIPAL IN THE PROVINCES OF THE GRAND DUCHY OF FINLAND IN THE XIX CENTURY

The police administration system, local governments in provinces of Grand duchy Finnish, a part of the Russian empire in XIX century is considered, features of this management, and also police force peculiar features in districts and princedom cities are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности полицейского управления и местного самоуправления в губерниях великого княжества Финляндского в XIX в»

16 Гегель Г. В. Ф. Указ. соч. - С. 371.

17 Тихомиров JL А. Монархическая государственность. - М., 1998. - С. 405^111 и др.

18 Маритен Ж. Указ. соч. - С. 51-55.

19 Хевсаков В. В., Величко А. Ю. Демократия и народовластие: к проблеме разграничения понятий //Гражданин и право. -2007. -№ 7.

20 Веденеев Ю. А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. - 1997. -№ 2.

21 Тихомиров JI. А. Указ. соч. - С. 536-548.

22 Астафичев П. А. Право граждан на представительство в органах публичной власти // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 3.

23 Антология мировой философии: в 4 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 141.

24 Гоббс Т. Левиафан//Избр. произв.: в 2 т. - М., 1991. - Т. 2. - С. 172.

25 Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - С. 220-224.

26 Там же.-С. 237.

27 Гегель Г. Ф. В. Указ. соч. - С. 373.

28 История политических и правовых учений XIX века. - М., 1993. - С. 14-15.

SOVEREIGNTY, THE CARRIERS AND THE LIMITS OF ACTION IN THE POLITICAL AND LEGAL DOCTRINE: FROM RENAISSANCE TO THE PRESENT

© 2012 P. Solonitsyn

Summary. The article attempts to understand the concept of sovereignty in the context of the views ofprominent representatives of the political and legal thought was the second: J. Bodin, Hobbes, Hegel and others. It is planned to challenge the limits of media power of sovereignty.

Keywords: sovereignty, the sovereign.

УДК 351.74

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГУБЕРНИЯХ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ФИНЛЯНДСКОГО В XIX в.

© 2012 А. Д. Тимошевская

кандидат юридических наук, доцент, юридический факультет Балтийского федерального университета им. И. Канта

Аннотация. Рассматривается система полицейского управления, органы местного самоуправления в губерниях Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи в XIX в., определяются особенности этого управления, а также специфические черты полицейского аппарата в уездах и городах княжества.

Ключевые слова: полицейская управа, ландсгевдннг (губернатор), коронные фохты, коронные ленсманы, компетенция, органы сельского самоуправления, управление общинных старшин.

В связи с реформой современной правоохранительной системы в России в научной и научно-популярной литературе появляются материалы о российской полиции периода Российской империи, проявляется интерес к организационным, кадровым и другим вопросам, связанным с деятельностью полиции в XIX - нач. XX в. Но, к сожалению, редко встречаются материалы о полицейских органах в национальных регионах, хотя считается, что они были составной частью полицейской системы империи, и даже некоторые особенности в их организации не нарушали этой целостности системы. Надо отметить, что в

XIX в. в национальных регионах России полицейские органы сочетали в себе общеимперские и местные традиционные элементы, что было позитивным фактором для функционирования всей правоохранительной системы. Известно, что в основе административной политики российского правительства в национальных регионах лежали принципы использования существовавших ранее государственных и общественных органов и привлечения местного населения на службу в администрацию и полицию. Особенно показателен пример Финляндии, присоединенной к Российскому государству в начале XIX в. после войны

со Швецией, и названной Великим княжеством Финляндским. Она не была до конца инкорпорирована с империей и представляла собой самостоятельное во внутренних делах княжество.

До перехода в состав Российского государства Финляндия была частью Швеции. «Раньше Финляндия не имела собственнага центральнага правительства, даже вообще никакого управления, общега для всего великого Княжества, а лишь образовывала известное число шведских провинций»1. А после присоединения к империи она «получила свое вполне обособленное управление, - отдельное и независимое от российского...»2. Высшая законодательная и исполнительная власть в княжестве принадлежала российскому императору, который носил титул великого князя Финляндии. Но высшая исполнительная власть фактически была в руках генерал-губернатора, назначаемого императором. Ему была подчинена вся гражданская и военная администрация в крае, кроме русских войск. Изменения, вызванные переходом под власть России, не были слишком заметными, поскольку законы шведского времени и система управления сохранилась в Финляндии в неизменном виде. Эта устойчивость базировалась на форме правления 1772 г. Финляндия была разделена на маакунты (провинции), в которых местные чиновники (фохты), представлявшие короля, собирали налоги в пользу короны и наблюдали за порядком.

С переходом Финляндии в состав Российского государства административно-территориальное деление изменилось - появились губернии (1ап). Управление ими находилось в руках ландсгевдингов - губернаторов3, которые назначались по представлению генерал-губернатора императором - великим князем. В подчинении губернатора находились две экспедиции - губернская канцелярия во главе с ландс-секретарем и губернская контора во главе с ландс-камериром4. Чиновники губернской администрации могли быть уволены с должности только «по Высочайшему благоусмотрению», а временно отстранены от должности - генерал-губернатором (в случае поступившей на них жалобы или в качестве взыскания). Губернаторы следили за своевременной работой местных судов и точным исполнением приговоров. Им приходилось наблюдать за выборами депутатов в сейм, за охраной правопорядка местной полицией, за управлением казенными землями и поместьями, за поддержанием порядка в исправительных заведениях, за отправлением управленческих функций представителями государственной власти в городах, представителями городского и общинного самоуправления и т.п. Губернаторы подчинялись только финляндскому сенату и генерал-губернатору как председателю сената и главе администрации княжества.

Финляндская губерния делилась на уезды (Ьагас!), а уезды - на ленсманские участки ОапвтапсИзШс!:). В уезде находились коронный фохт и уездный бухгалтер, в ленсманском участке - коронный ленсман и полицейские служители, количество последних определялось сенатом по соглашению с генерал-губернатором (по закону от 10 августа 1898 г.). К 1 января 1896 г. уездов в княжестве было 51, ленсманских участков - 268. Коронный фохт (кгопоК^ёе) - должностное лицо земской полиции - управлял уездом «под высшим ведением губернатора». Он назначался сенатом. Должность коронного фохта досталась Великому княжеству Финляндскому от шведского периода его истории. По своей компетенции коронные фохты соответствовали уездным начальникам в российских губерниях. Фохт приводил в исполнение судебные решения, определения по исполнительным делам и предписания губернатора и в целом наблюдал за сохранением общественного порядка, безопасности, представляя губернатору срочные донесения о своих действиях. Он же охранял интересы казны и производил осмотр строений и угодий казенных усадеб и других казенных имений. Коронный фохт собирал в назначенный срок подати и оброки (поземельный налог) с жителей имений в уезде. Исполнение хозяйственных функций было обычной практикой в системе местных полицейских органов. Коронные фохты так же, как и магистраты в городах, несли ответственность за неисполнение вошедших в законную силу приговоров о взысканиях (по истечении двухнедельного срока)5. В свою очередь фохты контролировали подчиненных им ленсманов, требуя от них исполнительные жур-

налы или ведомости об экзекуционных делах6, поскольку ленсманы занимались непосредственным исполнением судебных приговоров в уездах.

Уезд делился на церковные приходы (socken). В приходе представителем правительства был ленсман или земский фискал, должностное лицо, определяемое губернатором. «Обыкновенно на каждый приход приходится по одному ленсману, но иногда несколько общин управляются одним ленсманом, составляя подуезд или округ ленсмана»7. Ленсман в приходе исполняет те же обязанности, что и коронный фохт в уезде, но, сверх того, в уездных судебных местах ленсман заявляет о преступлениях. На протяжении всего периода пребывания Финляндии в составе Российской империи структура уездных полицейских органов не менялась: в приходах (общинах) полицию всегда возглавлял коронный ленсман, в подчинении которого находились низшие полицейские чины - облавные и мостовые старосты8, констабли9. Они назначались на должность и увольнялись с нее только губернатором в случаях «неспособности к службе или ненадежности».

Следует отметить, что в отношении ленсманов российские власти ограничивались только небольшими по объему правовыми актами, уточняющими их права и обязанности, а также определяющими некоторые изменения в субординации. Так, Высочайшим повелением от 24 января 1831 г., ландсгевдинг получил право своей властью увольнять «небрежных и нерадивых» ленсманов (без обжалования)10. «Губернатор имеет власть удалять от отправления должности чиновников уездной (или земской) полиции, подвергаемых суду за проступки по службе, равно исключать из службы и ленсманов, лишившихся его доверия»11. Позже, в 1881 г., по Высочайшему объявлению12 в решении вопросов увольнения ленсманов и переводов их из одного округа в другой стало принимать участие кроме губернатора и губернское правление, а выписка из протокола заседания отправлялась для сведения в хозяйственный департамент Сената13, который состоял из пяти экспедиций: финансов, камерной, милиционной, учредительной полиции, духовных дел (по указу 1809 г.). В «необходимых случаях», не предусмотренных законом, фохт и ленсман были полномочны давать полицейские предписания и назначать штраф за их нарушение (фохт - не больше 100 марок, ленсман - не больше 25 марок). Незаконные и «вредные» распоряжения вышеназванных полицейских чиновников губернатор мог отменить. Таким образом, за деятельностью уездных полицейских чиновников велся надзор со стороны не только губернских, но и центральных властей, поскольку в хозяйственном департаменте Сената одна из экспедиций «наблюдала за порядком, безопасностью и полицией в княжестве»14.

Несмотря на то что местное управление в XIX в. было сосредоточено преимущественно в полицейских учреждениях, в сельской местности (особенно в национальных регионах) использовались традиционные общинные и общественные формы самоуправления. В Финляндии организация сельского самоуправления несколько отличалась от той, что была в России. Община совпадала с церковным приходом. На протяжении многих веков сельское самоуправление существовало в виде приходского собрания под председательством пастора, занимавшегося церковными и хозяйственными делами, вопросами образования, здравоохранения и т.п.15 К середине XIX в. возникла необходимость улучшить качество сельского самоуправления: отделить приход от общины, расширить участие в управлении различных групп населения, создать надежный исполнительный орган местного самоуправления и, по возможности, увеличить его самостоятельность и оградить от вмешательства правительственных учреждений16. В 1863 г. Сейм по образцу проведенной в 1862 г. в Швеции реформы принял законопроект «О сельском общинном управлении», утвержденный императором 6 февраля 1865 г.17 Закон основывался на уже существовавшем территориально-административном делении Финляндии - сельских приходах. Новые сельские общины включали в себя один или несколько приходов и даже небольшие местечки18. Права общины касались только общих полицейских и хозяйственных дел (за исключением дел, относившихся к ведению правительственных учреждений)19. Общества, пользовавшиеся правом самоуправления, - общины (коммуны) получали право осуществ-

лять публичную власть и над лицами, находившимися в общине. Община пользовалась правами юридического лица.

Управление в сельской общине состояло из общинного собрания, выборных общинных поверенных и общинных старшин. Института сельских старост, которые выполняли полицейские обязанности в российских общинах, в Финляндии не было. Общинное собрание назначало из своей среды одного председателя и одного вице-председателя на каждые три года. Для первого назначения на должность председателя общинного собрания (сразу после вступления вышеназванного закона в силу) определялся местный главный пастор, который и ранее вел дела прихода (ст. 13)20. В то же время на должность председателя общинного собрания запрещалось избирать полицейских чиновников (коронного фохта и коронного ленсмана) и вообще всех коронных, т.е. государственных служащих. Законом 1865 г. был создан исполнительный орган, которому поручалось выполнение решений общинного собрания, - управление общинных старшин, которое наделялось также и некоторой полицейской властью. В российских губерниях ему соответствовало (по компетенции) волостное правление, состоящее из старшин и сельских старост. Но следует отметить, что управление общинных старшин в Финляндии было более самостоятельным, чем российское волостное правление, так как меньше зависело от уездной полиции. Управление общинных старшин в Финляндии не было подконтрольно коронному ленсману, как волостное правление старшин уездной полиции в империи. Управление общинных старшин обращалось к коронному ленсману за помощью для доставки в управление не явившихся в положенный срок нарушителей порядка регистрации в общине21 (а значит, и уклоняющихся от налогов), также уведомляло его о беспорядках, которые невозможно было устранить собственными силами. В дальнейшем устранение беспорядков происходило под руководством коронного ленсмана, и в этом случае общинные старшины подчинялись ему. Управление общинных старшин ведало охраной общественного имущества, магазинов, касс и т.п., приводило в исполнение постановления общинных собраний и общинных поверенных, занималось по их поручению вопросами перевозки арестантов22. Несмотря на то что органы сельского самоуправления не были подконтрольны коронному ленсману, за ними, тем не менее, велся надзор. Губернатор проверял решения общинных собраний о назначении штрафов (пени), о выборах, по вопросам охраны общественного порядка и охраны здоровья в общине и т.п.23 Таким образом, российское правительство, проводя реформу, не разрушало уже сложившиеся отношения в сельских обществах, сохраняло и использовало их в новых условиях.

В Финляндии в средние века насчитывалось всего шесть небольших городов. Управление городами было организовано по ганзейской модели. Городом правил бургомистр, который избирался из числа влиятельных бюргеров. В помощь бургомистру создавался Совет, в который бюргеры выбирали из своей среды несколько купцов и столько же ремесленников. Совет занимался всеми делами, касавшимися управления и суда в городе, но в XVII в. эти функции были разграничены: управление полицией сосредоточилось в магистрате, судебные дела - в городском суде, который являлся низшей судебной инстанцией. Вообще, система городского управления в Финляндии была несложной и соответствовала ее положению в составе Шведского государства. Даже после перехода под власть российского императора городское управление в Финляндии не изменилось. Только в 1873 г. Высочайшим постановлением «Об общинном городском управлении»24 старое городское управление было упразднено. По закону 1873 г. каждый город с принадлежащими ему территориями стал отдельной городской общиной, в которой учреждались органы общественного самоуправления. Исполнительная власть и заведование делами возлагались (под наблюдением городского магистрата) на Городскую казначейскую камеру и разные комиссии, управления и чиновников, которые назначались ратушным собранием или городскими поверенными25. Губернатор, ландс-секретарь, ландс-камерир, члены магистрата и полиции, коронный обвинитель по своему служебному положению не могли быть избраны в городские поверенные.

В начале XIX в. в городах Финляндии стали учреждаться новые полицейские органы - полицейские управы. 9 февраля 1826 г. вышло постановление «Об учреждении Полицейской Управы в городе Гельсингфорсе»26. Возглавлял ее ландсгевдинг, в его отсутствие - полицмейстер, «определяемый генерал-губернатором и Сенатом совокупно и без предварительного выбора кандидатов»; им подчинялись два заседателя, назначаемые ежегодно ландсгевдингом и магистратом (они именовались городскими ратманами). Надо заметить, что в российских полицейских управах ратманы являлись выборными представителями от купечества. Ландсгевдинг в помощь полицейской управе назначал двух нотариусов и канцеляриста, «из коих первые по очереди составляли протокол при заседаниях полицейской управы». Чиновником, «первым по делам полиции», считался городской фискал. Кроме него в состав «прочих полицейских служителей с управы» входили один гевальдигер и двенадцать полицейских надзирателей, назначаемых на должности и увольняемых по усмотрению полицейской управы. В постановлении указывалось также, что начальники управы сами распределяют обязанности и дают задания вышеуказанным чиновникам. По необходимости количество надзирателей могло быть даже увеличено сверх штата теми же начальниками управы. Городской фискал, назначаемый на должность прокурором Сената, должен был следить за тем, как исполняют свои служебные обязанности гевальдигер и надзиратели. Причем надзор за ними вел и непосредственный начальник -полицмейстер.

Третья глава постановления посвящена задачам и компетенции полицейской управы в Гельсингфорсе. Основная ее задача - «пещись о добром порядке и благоустройстве городской полиции», стараясь предупредить все беспорядки и злоупотребления. В обязанности служителей полицейской управы входило сохранение в городе порядка во время публичного богослужения, «предупреждение шибкой и своевольной езды по улицам ... и непозволительных народных скопищ и разогнание оных, равно предание ответственности ослушавшихся», наказание за драку, шум, пьянство по улицам и площадям на основании

- 27

существующих «полицеиских уставов города или впредь издаваемых постановлении» . Во время пожаров полицмейстеру необходимо было следить за предупреждением всяких краж и за излишним стечением народа. Чиновники и служители полиции должны были «исправно и неукоснительно» подавать сведения в полицейскую управу о «всех приезжих в город, об иностранцах же, в город прибывающих, доносить каждый день экспедиции учредительной полиции сената». Еще одной, не менее важной задачей полиции считалось прекращение и предупреждение нищенствования, раскрытие краж и других преступлений, розыск и наказание беглых и бродяг. На основании постановления от 27 февраля 1804 г.28 «безместных бродяг мужского пола» надо было отсылать в военную службу или в публичную работу в Свеаборгской крепости, а бродяг женского пола - в прядильный дом.

В вышеупомянутом законе 1826 г. говорилось не только о служебных обязанностях и порядке назначения полицейских служителей, но и том, что они находятся под «высочайшей защитою от делаемых им насилий и обид как словами, так и делом; все же преступления против них во время исправления ими должности своей судятся по § 8 и 9 главы XVIII Отделения о Преступлениях Общего Уложения и по Постановлению 20 января 1779 г.». В компетенцию ландсгевдинга и магистрата города входило кроме общего руководства полицейской управой «составление тех полицейских постановлений, которые могут быть признаны нужными»29. Им же давалось право «предписывать штрафы» за нарушение полицейских постановлений до пяти рублей серебром, а «по делам большей важности представлять генерал-губернатору и ожидать от него разрешения». Несмотря на то что полицейские управы вводились Уставом благочиния 1782 г., они по своей структуре отличались от российских управ. Вместо двух приставов по гражданским и уголовным делам (в российских управах) имелся только один гевальдигер (в финляндских управах). Не назначались также частные приставы в городах Финляндии, но зато была учреждена должность фискала, который контролировал деятельность всей полицейской управы. При подготовке постановления «Об учреждении Полицейской Управы в городе Гельсингфорсе»

российское правительство решило использовать ранее существовавшие в городе полицейские органы, изменив лишь названия и систему подчинения полицейских чиновников. Можно предположить, что структура городской полицейской управы была ближе тому управлению, которое существовало много веков, соответствовало традициям и обычаям финляндских городских жителей.

7 июня 1836 г. вышло постановление и объявление его императорского величества Николая I касательно учреждения в городе Выборге полицейской управы30, которое было составлено по образцу Постановления 9 февраля 1826 г. «Об учреждении Полицейской Управы в городе Гельсингфорсе». В дальнейшем во всех городах Великого княжества Финляндского учреждались полицейские управы с той же внутренней организацией. В новых городах Финляндии, основанных по царским манифестам, полицию временно возглавлял ордингсман. Он назначался ландсгевдингом до вступления в должность полицмейстера. Кроме полицейских у ордингсмана были административные и хозяйственные функции. Например, в Уставной грамоте городу, учреждаемому в Ювяскюляском капелланстве Вазаской губернии в 1837 г., в § 4 дана компетенция ордингсмана31. Он должен был под непосредственным руководством ландсгевдинга «наблюдать за всеми действиями, касающимися до устройства и построения города ... также до учреждения порядка и полиции». Ордингсман мог сам избирать и назначать себе в помощь «надлежащее число заседателей». Причем ордингсман отличался от полицмейстера в российских городах более широкой компетенцией. Общее же руководство исполнительной властью нового города осуществлял вазаский ландсгевдинг (§ 2)32. Следовательно, для создания полицейских управ в городах Великого княжества Финляндского использовались как общероссийские, так и местные структуры. Городские полицейские управы обеспечивались своими полицейскими уставами, написанными по российскому образцу. Там говорилось об охране общественного порядка, наказаниях за административные проступки и т.п. В одном из таких полицейских уставов - уставе для города Таммерфорса - дается предписание отменить «все прежние Магистратом ... изданные постановления и объявления о штрафах»33. Примечательно, что в п. 54 этого устава содержится распоряжение об обязательном опубликовании необходимого числа экземпляров устава на шведском, финском и русском языках.

Полицейская служба по своей специфике и характеру являлась составной частью гражданской службы. Лица, желавшие занять полицейские должности, руководствовались прежде всего общими положениями поступления на гражданскую службу34. Для определения на государственную (гражданскую) службу в Финляндии кандидаты должны были: 1) пользоваться правом гражданства в Финляндии; 2) исповедовать евнгелическо-лютеранскую или греко-российскую веру; 3) окончанием установленного курса учения доказать познания, необходимые на службе35. Бургомистры назначались высочайшею грамотой из числа трех юристов, выбираемых городским обществом, ратманы выбирались городским обществом. Определенному на должность выдавалась грамота или конституто-риал, и он вступал в должность после принесения соответствующей присяги. За проступки по службе чиновника мог привлечь к суду прокурор или фискал, для этого использовался гофгерихт или «низшее судебное место»; а в некоторых случаях чиновника судили в правлении того присутственного места, которому оно подчинено. Наказанием для чиновника обычно были денежные штрафы или временное отстранение от должности с сохранением только половинного оклада получаемого им жалования, или даже увольнение со службы.

Проведенное исследование показало, что с переходом шести шведских губерний в состав Российской империи в начале XIX в. полицейская система в них мало изменилась. Главной особенностью в организации уездной и городской полиции Финляндии являлось широкое использование местных полицейских органов, оставшихся со времен пребывания в шведском королевстве, а именно: коронных фохтов и коронных ленсманов. На княжество не были распространены многие полицейские структуры, существовавшие в России, -нижний земский суд, приставы, урядники, земские начальники. В административно-

полицейскую систему Финляндии были введены только некоторые российские органы, в частности, генерал-губернатор, губернаторы, полицейские управы в городах. На протяжении всего XIX в. на ее территории было намного спокойнее, чем в других национальных районах, и поэтому не было необходимости в разветвленной и военизированной системе полицейских органов. В связи с этим на Финляндию не распространялась система жандармских органов (до нач. XX в.), и не вводилась земская полицейская стража. Несмотря на то что городская полиция в Финляндии была представлена управой благочиния, в ней все-таки допускались местные полицейские институты (гевальдигер и ордингсман), и не вводились приставы. Самостоятельный статус княжества повлиял на то, что уездные органы полиции содержали традиционные местные элементы и мало подвергались унифика-ционному процессу. Вполне достаточным считался контроль со стороны губернских властей (ландсгевдингов), чтобы в княжестве сохранялся порядок и спокойствие (до начала

XX в.). Это свидетельствует о гибком подходе российского правительства к полицейскому управлению в национальных регионах, которые ранее входили в состав других европейских государств.

1 Государственно-правовое отношение между Финляндиею и Россиею. Б. Геца Генерал-Прокурора Норвежскаго Королевства / пер. с норв. - Стокгольм: Типография О. JI. Сванбека, 1902. - С. 8.

2 Там же. - С. 10.

3 Обзор иностранных законодательств о местном управлении составлен в канцелярии Высочайше учрежденной Особой комиссии для составления проектов местного управления» - Гл. Современное местное устройство Финляндии. 1. Правительственные органы / сост. Р. А. Шишкин. - СПб., 1883. - С. 6.

4 Лундаль Б. Руководство к законам великого княжества Финляндии. - Гельсингфорс, 1857. - С. 32.

5 Общее Уложение и дополнительные к нему узаконения Финляндии / сост. К. Малышев. - СПб., 1891. - Отдел о взысканиях. -Гл. III. - Ст. 3-5.

6 Коронный рескрипт от 13 марта 1751 г. // Общее Уложение ... - С. 804.

7 Лундаль Б. Указ. соч. - С. 34-35.

8 Королевский указ 1799 г., 29 ноября // Общее Уложение ... - С. 797.

9 Констабли заменили облавных и мостовых старост согласно Высочайшему постановлению 1891 г., 10 февраля (Собрание Постановлений Финляндских (СПФ). - СПб., 1902. - Т. 1. - № 5).

10 См.: Общее уложение... 1891. -С. 797.

11 Лундаль Б. Указ. соч. - С. 61.

12 Там же.

13 Хозяйственный департамент Сената был органом, ведавшим отдельными отраслями управления.

14 Экспедиция учредительной полиции // СПФ. - СПб., 1902. - Т. 1. - П. 6. - С. 6.

15 О муниципальных учреждениях Финляндии. - СПб., 1858. - С. 24-28, 32-35.

16 Аверин М. Б. Великое княжество Финляндское и Царство Польское в государственном механизме Российской империи (середина 60-х годов XIX века - 1881 год). - М.: Юрист, 2003. - С. 107-108 имп.

17 См.: Общее Уложение ... 1891.-С. 153-170.

18 Согласно ст. 2 соединять городские и сельские приходы не разрешалось, однако в некоторых случаях по усмотрению губернатора и Хозяйственного Департамента Сената (ст. 76) - допускалось.

19 См.: Общее Уложение... 1891.-Ст. 1.

20 По высочайшему постановлению от 15 марта 1883 г. священнику и далее разрешалось занимать выборные должности «в общинной управе» - председателя и вице-председателя (СПФ. - СПб., 1883. - П. 10).

21 Закон «о сельском общинном управлении» от 6 февраля 1865 г., ст. 53 // Общее Уложение ... 1891.

22 Там же. - Ст. ст. 6, 39.

23 Закон «о сельском общинном управлении» от 6 февраля 1865 г., ст. 71 // Общее Уложение ... 1891.

24 СПФ... - СПб.-№38.

25 Постановление «Об общинном городском управлении» от 8 декабря 1873 г., ст. 1, с. 373 // Общее Уложение ... 1891.

26 СПФ.-СПб., 1902.-Т. 1. -№42.

27 Там же. (§7 гл. II).-П. 12.

28 Этот акт упоминается в самом постановлении «Об учреждении Полицейской Управы в городе Гельсингфорсе» от 9.02.1826 г.

29 СПФ.-СПб., 1902.-T. 1. -№42.

30 Там же.-№128.

31 Манифест касательно учреждения города в Ювяскуляском капелланстве, 10.03.1837 г. // СПФ. - СПб. -№ 139.

32 В апреле 1837 г. произошло переименование ландсгевдингов в губернаторов и ландсгевдинских правлений в губернские правления без изменения компетенции. Объявление его императорского величества касательно переименования ландсгевдингов в Финляндии в губернаторов от 10 апреля 1837 года // СПФ. - СПб., 1902. - T. I. - № 141.

33 Полицейский устав для города Таммерфорса. Вступил в силу 1 мая 1892 г. - Изд. Яльмара Хагельберга,1892. Перепеч. -Гельсингфорс: Типография И. К. Френкеля с сыном, 1892. - С. 27.

34 Сальников А. А. Правовой статус сотрудника полиции во второй половине XVIII - начале XX в. - М.: Юрлитинформ, 2011.-С. 66.

35 См.: Обзор иностранных законодательств ... ! сост. Р. А. Шишкин. - С. 25.

FEATURES CONTROL THE POLICE AND THE MUNICIPAL IN THE PROVINCES OF THE GRAND DUCHY OF FINLAND IN THE XIX CENTURY

© 2012 A. Timoshevskaya

Summary. The police administration system, local governments in provinces of Grand duchy Finnish, a part of the Russian empire in XIX century is considered, features of this management, and also police force peculiar features in districts and princedom cities are defined.

Keywords: police authority, landsgevding (governor), Vogt royal, royal lensman, competence, the organs of rural self-management, Governing body ofcommunity elders.

УДК 343.8

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ:

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (1917 - 1934 гг.)

© 2012 В. И. Федосеев

кандидат исторических наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты правового регулирования процесса формирования пенитенциарной системы советского государства в период с 1917 по 1934 г. Дается характеристика наиболее важных нормативно-правовых актов, направленных на закрепление системы мест заключения, выделяются виды пенитенциарных учреждений, определяется их ведомственная принадлежность.

Ключевые слова: пенитенциарная политика, пенитенциарная система, пенитенциарные учреждения, исправительно-трудовой лагерь, концентрационные лагеря, лагеря принудительных работ, Исправительно-трудовой кодекс.

Актуальность темы определяется теоретической и практической значимостью изучения исторического опыта деятельности советского государства по реформированию дореволюционной тюремной системы и созданию системы новых - советских - пенитенциарных учреждений.

Одной из первоочередных задач советского государства стала необходимость подчинения органам советской власти доставшейся ей в наследство от прежней власти системы мест заключения. С этой целью Совет Народных Комиссаров (СНК РСФСР) поручил губернским (областным) Советам депутатов установить контроль за местами лишения свободы и возложил на них заведование тюремной частью. Общее руководство местами лишения свободы было возложено на Народный комиссариат юстиции (НКЕО), который преемственно получил в свое управление все существовавшие на тот момент тюрьмы.

В рамках общего процесса слома старого государственного аппарата осуществлялась ликвидация прежнего аппарата управления тюремными учреждениями, отметалось действие многих правовых норм дореволюционного законодательства. Началась подготовка реформы тюремного дела, которую НКЕО возложил на созданное 25 декабря 1917 г. Тюремное управление, преобразованное 6 января 1918 г. в Тюремную коллегию. Основной же функцией Тюремной коллегии являлось заведование «всеми отраслями тюремного быта»1.

На рубеже 1917 - 1918 гг. шел процесс постепенной трансформации пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, основная идея которой заключалась в перевоспитании осужденного путем использования общественно полезного труда как ведущего средства исправления. Именно эта идея и легла в основу нового наименования -«исправительно-трудовое право» и была отражена уже в Постановлении НКЕО от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах»2, в котором достаточно четко был определен подход советского государства к труду осужденных. Согласно данному акту в тюрьмах из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.