Научная статья на тему 'Особенности политико-коммуникативной деятельности в постсоветской России'

Особенности политико-коммуникативной деятельности в постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
297
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
PR-ТЕХНОЛОГИИ / МАССМЕДИА / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / PR-TECHNOLOGIES / MASS-MEDIA / PUBLIC AND STATE PARTNERSHIP / POLITICAL PR-ACTIVITY / POLITICAL COMMUNICATIONS / POLITICAL CONSULTING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Межиева Айна Кюриевна

Объектом рассмотрения е данной статье является специфика деятельности по связям с общественностью в политической сфере, а также процесс инициирования и трансляции осуществляемых коммуникативных стратегий в политической сфере в условиях современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALITIES OF POLITICAL AND COMMNICATIONAL ACTIVITY IN RUSSIA IN THE PERIOD AFTER SOVIET UNION SEPARATION

In the article the object of revising is specificity of public relations activity, and also the process of initiation and translation of being fulfilled communication strategies in political sphere in the terms of Russia nowadays.

Текст научной работы на тему «Особенности политико-коммуникативной деятельности в постсоветской России»

А. К. Межиева

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

МЕЖИЕВА Айна Кюриевна — аспирант факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета по специальности «политология» (e-mail: [email protected]).

Аннотация. Объектом рассмотрения в данной статье является специфика деятельности по связям с общественностью в политической сфере, а также процесс инициирования и трансляции осуществляемых коммуникативных стратегий в политической сфере в условиях современной России.

Ключевые слова: PR-mexнoлoгuu, массмедиа, общественно-государственное партнерство, политическая PR-дeяmeльнocmь, политические коммуникации, политический консалтинг.

Представления о политико-коммуникативной деятельности в нашей стране с начала 1990-х гг. в процессе ее становления основывались на опыте и деятельности западных PR-cпeциaлиcтoв, чьи переведенные книги1 дали возможность апробировать PR-тexнoлoгии в российских условиях. В свою очередь, методом проб и ошибок в России сложилась собственная система представлений о политико-коммуникативной деятельности.

За последнее десятилетие в России мы стали свидетелями процессов формирования и становления новых политических реалий, связанных с деятельностью специалистов в сфере политических PR-пpaктик. Этот период имеет временную протяженность, охватывающую президентство В. В. Путина, и является ярким продолжением профессионального использования политического PR и политических технологий 1997-2000 годов. Связан этот процесс с тем, что перед руководством страны на 2000 год стояли новые грандиозные задачи, в частности, повышение рейтинга нового президента в политических условиях, оставшихся после президентства Б. Н. Ельцина, изменение риторики российских властей на меж-

1 См. : КатлипСкотт М., СентерАлленX., БрумГлен М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М. , 2000; Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. М. , 1993.

дународной арене и попытки создания новых идеологических конструктов, объединяющих вокруг себя и артикулирующих интересы граждан России.

В этой связи, представляется немаловажным определение особенностей политико-коммуникативной деятельности, присущих именно российской системе. Можно ли сегодня говорить, что система сформировалась? Сложились ли профессиональные подходы к политико-коммуникативной деятельности? Образовались ли полноценные политические институты?

Политико-коммуникативную деятельность в России можно определить как политическую PR-пpaктикy, которая лежит на стыке двух направлений — собственно РР в политике и политических технологий, к которым исследователи относят пропаганду, политическую рекламу и информационно-новостной менеджмент1.

Сама специфичность российской политической системы и этапов ее становления в последние десятилетия способствовала возникновению новых способов политической коммуникации в постсоветской России. Началом можно считать 1993 г., когда был проведен всероссийский референдум по вынесению всенародного вотума доверия Президенту, Верховному Совету и Правительству России2. Политическая РР-кампания, разработанная президентским штабом, подсказывала гражданам России «правильные» ответы на вопросы, вынесенные на референдум, которые позволили бы Б. Н. Ельцину остаться на своем посту, а противостоящий ему Верховный Совет, наоборот, был бы переизбран.

В 1993 г. были сделаны первые шаги в сфере политических коммуникаций. В связи с отсутствием опыта использования подобных технологий не было и профессиональных политических консультантов, способных разрабатывать эффективную предвыборную кампанию. Лишь на последующих парламентских выборах народные избранники осознали необходимость в услугах специалистов в области политического РР и политических технологий3.

Приемы РР стали главным орудием политических кампаний и в политике в целом4. Выделившись, благодаря многообразию и специфике в отдельное понятие и направление деятельности, «политтехнологии» стали широко применяться и в «черном» пиаре. Результаты «белого» и «черного» РР вошли в нашу жизнь с подачи общественно-политической прессы, в основном в приложении к политическим или выборным проектам, затем закрепились в литературе, и как следствие в практической деятельности.

1 Добросклонская Е.Н. Пропаганда в системе постсоветского политического дискурса// Социология власти. — 2008. -№1. С. 114.

2 Ермаков А. А. Политический РР в системе политических коммуникаций. — М. , 2004. С. 24.

3 Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Полис. — 2000. — № 2. — С. 46-54.

4 Санаев А. Русский РР в бизнесе и политике. — М. : Ось-89, 2003. — С. 6.

Социология власти. № 6. 2011

А. К. Межиева 81

В общественном сосзнании «черный» PR стал ассоциироваться с неэтичными методами и технологиями, прямо противоречащими закону; с компроматом (в случае использования заведомо ложной информации или информации, собранной незаконными методами); с подкупом журналистов и размещением информации, выгодной для заказчика на платной основе1.

Процветанию черного PR способствует и слабое законодательное регулирование, его фрагментарность. В частности, в Федеральных Законах «О выборах» и «О рекламе», можно найти ряд пунктов, которые могут быть определены как характеристики «черного PR». Например, ст.9 закона «О рекламе» запрещает заведомо ложную информацию в публикациях, а оплаченные материалы в СМИ должны быть распознаваемы как реклама с указанием пометки «на правах рекламы».

Чаще всего «черный» PR безымянен: распространение негативной информации осуществляется либо анонимно, либо от несуществующего источника, либо от «подставных» лиц2. Однако, «Черный PR» как явление ни в коей мере не умаляет важность роли PR-тexнoлoгий в политической деятельности. Более того, развитому обществу присущи как раз связи с общественностью, основанные на принципе гражданского консенсуса и «общественного договора».

В России в начале XXI века сложились два направления PR-деятельности: корпоративный («бизнec»-PR) и политический PR3. Богатый международный опыт в значительной мере был востребован и адаптирован к российским условиям именно политическим консалтингом. На политический PR приходилось около 60% российского рынка PR-ycлyг (по данным на 2001 год ежегодно на политический PR затрачивалось около 200 млн долларов4).

Характерной особенностью современного политического дискурса в России является сосуществование различных технологий информационного воздействия и политических практик: политической пропаганды, политической рекламы, политического PR и новостного менеджмента. Такое положение обусловлено природой информационного общества, где с возрастанием глобальной роли средств массовой информации наблюдается интенсивная медиатизация всех сторон общественной жизни, в том числе сферы политических коммуникаций.

1 Самохвалова М. Черный PR: так вот ты какой, оказывается, северный олень // Международный пресс-клуб. — URL: http//www.pressclub.host.ru / Black_PR.html (дата обращения: 20.03.2009).

2 Григорьев М. «Грязная» энциклопедия // Советник. — 1999. — № 12.

3 Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. редакцией д.ф.н., проф. В. С. Комаровского. — М. , 2001. — С. 320.

4 Известия. — 2001,18 нояб.

Политический PR в России пытается формировать доверие к определенному политическому деятелю (политической партии), то есть создать плацдарм для дальнейшей обработки массового сознания. Политическая пропаганда на основе сформированного доверия внедряет в массовое сознание определенные политические установки и стереотипы и формирует определенный тип политического поведения. Политическая реклама побуждает тех, кого удалось «обработать» пропаганде, проголосовать за определенную политическую партию (политического деятеля).

В процессе политической коммуникации переживают сегодня значительные трансформации и такие традиционные функции СМИ, как информационная и посредническая. Все заметнее становится тенденция использования ресурсов массмедиа, например, для популяризации того или иного кандидата на выборах или политического деятеля. Происходит широкое внедрение коммуникативных политических технологий и механизмов манипулятивно-го информационного воздействия на массовую аудиторию в структуру СМИ.

Эксперты прогнозируют в скором времени появление единого интегрированного комплекса массовых коммуникативных технологий в системе политической коммуникации. Задачей этого комплекса будет не просто пропагандистское и информационное воздействие на аудиторию в целях политического влияния, традиционно осуществлявшееся через СМИ и носившее, преимущественно, тактический и фрагментарный характер. Главной задачей станет реализация долговременной комплексной стратегии политического управления и влияния, конструирование с помощью СМИ новой политической реальности.

Отдельной новеллы заслуживают политические консалтинговые фирмы. Это новый вид частного предпринимательства, именуемого политическим бизнесом. Началу избирательной кампании предшествуют серьезные маркетинговые исследования, сбор информации о конкретном округе, настроениях и проблемах избирателей, что соответствующим образом отражается в предвыборных программах и выступлениях кандидатов. По ходу избирательной кампании осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать характер и степень влияния кампании на избирателей, своевременно вносить коррективы в стратегию и тактику борьбы.

Личные контакты кандидатов с избирателями уступают место широкомасштабному использованию, прежде всего, телевидения, которое более эффективно «продвигает» политический товар. Стилистика телевизионного жанра коренным образом меняет политический стиль. Актуальным становиться не доминирование, а общение, умение расположить к себе людей, установить с ними контакт. В центр избирательных кампаний выдвигаются не политические идеи и дискуссии, а личность и имидж политиков; происходит то, что называют персонализацией и «депрограммати-зацией» политической борьбы.

А. К. Межиева 83

Стоит отметить, что помимо традиционных СМИ, в политических коммуникациях активно задействован интернет, который уже прочно вошел в круг инструментов PR для политических структур. Способы применения сетевых технологий в политическом PR постепенно эволюционировали от создания простого, презентационного веб-ресурса к конструированию комплексных интерактивных каналов интернет-коммуникации и виртуальных сообществ.

Применение интернета как инструмента политического PR постепенно изменяло способы деятельности и рефлексии не только политиков, но и социально активной части общества. Использование киберпростран-ства проявилось в широком распространении объединений и сообществ, альтернативных прежним формальным структурам гражданского общества. Сетевые формы распространяются и в деятельности политических партий, например, целый ряд политических деятелей таких, как Н. Белых, Е. Ройзман, И. Стариков и В. Шендерович использовали в своих избирательных кампаниях блоги. Более того, свой блог в октябре 2008 г. открылся у Президента РФ Д. А. Медведева1, ресурс является дискуссионной площадкой, на которой пользователи «Живого Журнала» (ЖЖ)2 имеют возможность обсудить видео и текстовые обращения Президента России.

Среди объединений и движений актуализировалась роль виртуальных политических субъектов: виртуальных политических клубов, экспертных сетей и сообществ. Наиболее активными среди них являются экспертные сети (например, «Полит.ру», «Кремль.орг», «Интеллектуалс.ру», виртуальный клуб «Агентства политических новостей», портал социальной сети «Свободный мир»), которые функционируют в качестве открытых дискуссионных клубов для обсуждения острых политических вопросов. Основной ресурс, благодаря которому они имеют влияние на власть и участвуют в принятии политических решений, является их авторитет, а также экспертное знание, носителями которого они являются.

Мобилизация сторонников путем создания сообществ в интернете стала основным трендом российской политики последних лет. Одним из наиболее популярных среди россиян является российский «Живой Журнал». Степень политизированности контента таких дневников очень высока, возможно, это связано с тем, что в отечественной прессе высказать свои политические взгляды становится все труднее.

В сфере политической PR-деятельности можно выделить и ряд организаций, определяющих конъюнктуру рынка политического PR с 1990-х гг с точки зрения коммуникативных стратегий. Специфика их деятельности заключается в проведении избирательных кампаний разного уровня, со-

1 Блог Дмитрия Медведева. URL: http//www.community.livejournal.com / blog_medvedev / ?skip=60.

2 URL: http//www.livejournal.com.

циологических исследований, организации PR-кaмпaний, GR и лоббирования. Они взаимодействуют с общественными организациями, политическими партиями, представителями органов государственной власти как федеральной,так и региональной.

На развитие рынка политического PR повлияли также и некоммерческие организации. Их деятельность в политической сфере и в формировании политики России в целом достаточно важна. Они стали, так называемыми, «мозговыми центрами» или «прожекторами модернизации», как характеризует их газета «Аргументы и факты»1. Специфика их деятельности состоит в политическом консалтинге, политической аналитике, оценке политических рисков, изучении содержания политических процессов, прогнозировании возможного развития событий, а также разработке предвыборных стратегий. Такие организации работают с государственными учреждениями, предприятиями крупного и среднего бизнеса, политическими партиями, правительствами и посольствами зарубежных государств.

Эти структуры внесли наиболее весомый вклад в развитие рынка политической PR-дeятeльнocти и избирательных технологий — одного из первых востребованных секторов политического консалтинга в России, они оказались конкурентоспособными в условиях российских политических реалий. Будучи «мозговыми ресурсами» власти и общества, такие организации показали, что способны консультировать руководство страны, а обществу объяснять происходящие в стране процессы и решения, принимаемые властью.

В целом, несмотря на то, что сфера политико-коммуникативной деятельности в России достаточно молода, можно отметить, что в ней уже сформировались основные механизмы профессионального подхода, и поэтому любой политический институт, либо политик, ставящий перед собой цель стать публичным, должен быть «встроен» в систему политических коммуникаций. И именно для этого необходимо будет иметь полное представление о политико-коммуникативной деятельности в нашей стране.

Список литературы

1. Добросклонская Е. Н. Пропаганда в системе постсоветского политического дискурса //

Социология власти. — 2008. — № 1.

2. Ольшанский Д. Политический PR. — СПб. : Питер, 2003.

3. Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе //

Полис. — 2000. — № 2.

© Межиева А. К., 2011

1 Прожектора модернизации // Аргументы и факты. 06.08.08. — URL: http://www.aif.ru/ politic/article/20045 (дата обращения: 27.03.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.