ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ДАНИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ: АРКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Филипп Трунов,
старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН
Аннотация. Представлены общие контуры изменений во взаимоотношениях между арктическими государствами - участниками Евро-Атлантического сообщества. В этой связи подчеркнуто значение постановки «гренландского вопроса» администрацией Д. Трампа перед официальным Копенгагеном. Исследуются направленность и содержание политики Датского королевства в области обеспечения безопасности и обороны во второй половине 2010-х годов с перспективой на десятилетие 2020-х годов. Особое внимание уделено политико-военным возможностям Дании как арктического игрока и влиянию на них фактора Гренландии.
Ключевые слова: Дания; Гренландия; Фарерские о-ва; Арктика; строительство вооруженных сил; США.
Keywords: Denmark; Greenland; Faroe Islands; Arctic; Construction of the armed forces; USA
Вторая половина 2010-х годов в развитии системы взаимоотношений между акторами - участниками «коллективного» Запада характеризовалась кризисом трансатлантической солидарности. В существенной степени игнорируя традиционно сложившиеся принципы и правила функционирования региональной подсистемы, образуемой странами - участницами НАТО и ЕС, администрация президента США Д. Трампа стала стремиться к монетаризации отношений с государствами-партнерами, т.е. к максимальному прагматизму в отношениях в ущерб самому духу трансатлантической солидарности1.
Особое звучание рассматриваемая тенденция приобрела на северном (приарктическом) стратегическом фланге НАТО. С одной стороны, вопрос оказания взаимопомощи между странами - участницами Североатлантического альянса, входящими в число арктических государств (США, Канада, Норвегия, Дания), не вызвал каких-либо трудностей при проведении операций вне зоны ответст-
1 См., напр.: Gemeinsame Presseerklärung von Bundeskanzlerin Angela Merkel und dem Präsidenten der Vereinigten Staaten von Amerika, Donald Trump. Samstag, 28. Januar 2017. // Bundeskanzleramt. Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/gemeinsame-presseerklaerung-von-bundeskanzlerin-angela-merkel-und-dem-praesidenten-der-vereinigten-staaten-von-amerika-donald-trump-610134 (Date of access 17.09.2020).
венности Альянса: на Балканах, в конфликтоген-ных государствах Азии и Африки. Так, являясь «старыми» (с момента основания организации в 1949 г.) государствами - членами НАТО, Дания и Норвегия вносили активный политический, экономический и военный вклад в усилия по стабилизации Афганистана: в рамках деятельности ISAF (МССБ, 2002-2014), а затем во вновь инициированной операции «Resolute Support» («Решительная поддержка», с 2015 г.). По состоянию на декабрь 2018 г. при общей численности данной миссии НАТО в 16,9 тыс. военнослужащих норвежский континент в ее составе насчитывал 55, а датский -155 солдат и офицеров2. Соответственно, по объему войскового вклада в деятельность «Решительной поддержки» Дания занимала среди стран - участниц НАТО 12-е место3, тем самым обойдя большинство малых и средних (по численности населения и вооруженных сил) государств - членов блока. Иллюстративен и иной показатель: в Афганистане, т.е. наиболее масштабном направлении деятельности НАТО в 2010-е гг., использовалось около 1% от общей численности вооруженных сил Дании, что было равно вкладу США в удельном отношении, в то время как для Германии и Великобритании этот показатель составлял порядка 0,7%4. Эти факты свидетельствовали о традиционной внешнеполитической ориентированности официального Копенгагена на США: симптоматично, что Дания, единственная из стран Северной Европы, оказала как политическую, так и военную поддержку администрации Дж. Буша-мл. в процессе подготовки и
Resolute Support Mission (RSM): Key Facts and Figures. // NATO. Mode of access: https://www.nato.int/nato_static_fl_2014/
assets/pdf/pdf_2018_12/20181203_2018- 12-RSM-Placemat.pdf (Date of access 17.09.2020).
3 Рассчитано автором на основе: Resolute Support Mission (RSM): Key Facts and Figures. // NATO. Mode of access: https:// www.nato.int/nato_static_fl_2014/assets/pdf/pdf_2018_12/20181203_ 2018- 12-RSM-Placemat.pdf (Date of access 17.09.2020).
4 Рассчитано автором на основе: Построено автором на основе: Defence Expenditure of NATO Countries (2013-2019). COMMUNIQUE PR/CP (2019) 123. - Brussels: NATO Public Diplomacy Division. - P. 12.; Resolute Support Mission (RSM): Key Facts and Figures. // NATO. Mode of access: https://www.nato.int/ nato_static_fl_2014/assets/pdfpdf_2018_12/20181203_2018- 12-RSM-Placemat.pdf (Date of access 17.09.2020).
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
проведения военной кампании «коалиции желающих» против Ирака (2003). В развитие активного вклада в деятельность I западной антитеррористической коалиции в Афганистане официальный Копенгаген присоединился к проведению операций II западной антитеррористической коалиции, учрежденной по инициативе администрации Б. Обамы, для борьбы с «Исламским государством»1 на сирийском и иракском направлениях.
В то же время несколько иной по качеству была взаимная перцепция стран - участниц НАТО, являющихся одновременно арктическими государствами, в вопросах выстраивания согласованной военной стратегии и политической тактики в зоне Северного Ледовитого океана. Почему? Во-первых, это обусловлено наличием огромных природных ресурсов, притом не только энергетических (прежде всего, углеводородов), но и иных - в частности, биологических (запасы рыбы и в целом морепродуктов). Обеспечение доступа к ним и последующее эффективное использование позволяет любому государству, обладающему данной способностью, даже из числа малых по численности населения (Дания и Норвегия имеют население 5,8 и 5,5 млн жителей соответственно), обрести стратегическую автономию на длительную перспективу. Иными словами, в контексте разворачивающейся «гонки потенциалов» - экономических, двойного назначения и военных - в Арктике это позволяет занимать двум данным североевропейским государствам особое положение внутри Североатлантического альянса. Во-вторых, при несоизмеримости общих военных потенциалов США с Канадой и тем более Данией и Норвегией следует обратить внимание на сопоставимость объемов той их части, которая реально может быть использована для обеспечения присутствия в зоне Северного Ледовитого океана. Официальный Вашингтон не располагает атомным (всепогодным) ледокольным флотом, а количество его собственных (на территории США - в штате Аляска) военных баз, равно как и объемы арктических войск, расположенных в зоне высоких широт, весьма ограничено. Это обусловливало заинтересованность США в существенном укреплении связей с арктическими государствами - партнерами по НАТО еще со времени классической холодной войны. В свою очередь, выстраиваемые ими национальные модели военного и политического сотрудничества с США существенно отличались.
Так, еще в 1940-1950-е годы Соединенные Штаты учредили военные базы (включающие аэродром, оборудованную гавань, разветвленную сеть складских помещений) в Туле (!Ъи1е) на принадлежащем Дании о. Гренландии, а также в Кефлавике (Кебла-вике, Кейау1к) на территории Исландии. Основу
гарнизонов на обеих базах составляют подразделения Корпуса морской пехоты (КМП) США - ударной военной силы, части которой стали все более активно использоваться в Арктическом регионе. Показательно, что в преддверии основной фазы многонациональных, крупнейших после окончания классической холодной войны учений «Trident Juncture 18», проходивших в Норвегии и прибрежных водах (25 октября - 7 ноября 2018 г.), силы КМП провели боевые учения на базе в Кефлавике2. Военное присутствие США в Гренландии традиционно рассматривалось официальным Копенгагеном важной составляющей выстраивания собственной системы обороны и безопасности в Арктическом
3
регионе , что укладывалось в логику стремления к сохранению особых отношений с Белым домом.
Иной оказалась схема взаимоотношений с США для Норвегии: в отличие от ряда других континентальных европейских государств (прежде всего, ФРГ) в Королевстве в годы классической холодной войны не дислоцировались иностранные (союзнические) войска4. Де-юре и отчасти де-факто это положение изменилось в реалиях новой холодной войны: в 2017 г. здесь были развернуты 350 морских пехотинцев (две роты), а в 2018 г. присутствие КМП США в норвежской губернии Финнмарк было удвоено5. Здесь, однако, следует подчеркнуть, что в этом шаге были более заинтересованы сами США, а не Норвегия: формальное подтверждение тому - выражение тогдашним главой военного ведомства Соединенных Штатов Дж. Мэттисом благодарности (!) Королевству за готовность принять на своей территории силы КМП6. Чем объяснялся столь нехарактерный для представителей администрации Д. Трампа стиль поведения, притом на фоне того факта, что Норвегия во второй половине 2010-х годов была далека от достижения показателя 2% от ВВП7, выделяемых на военные цели? Прежде всего, заинтересованностью в том, чтобы перенять богатый практический опыт официального Осло в деле создания национальных арктических войск, а также чтобы координировать усилия в зоне Северного Ледовитого океана в целом.
1 Запрещенная в России террористическая организация. -Прим. авт.
2 US Marines land in Iceland in initial phase of exercise Trident Juncture. 17.10.2018. // NATO. Mode of access: https://www. nato.int/cps/natohq/news_159511.htm (Date of access 17.09.2020).
3 DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018. // FMK. Mode of access: https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/danish-defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
4 Norwegian Armed Forces in transition (2015). Strategic Defence Review by the Norwegian minister of Defence. Oslo: Ministry of Defence, 2015. P. 2-4.
5 Мэттис поблагодарил Норвегию за готовность разместить у себя 700 морпехов США. 14.07.2018. // ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5374440 (Дата обращения 17.09.2020).
6 Там же.
7 См.: Defence Expenditure of NATO Countries (2013-2019). COMMUNIQUE PR/CP (2019) 123. - Brussels: NATO Public Diplomacy Division. - P. 8.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Чем обусловлена разница в подходах Дании и Норвегии к развитию военного сотрудничества с США в Арктике? С точки зрения автора, едва ли не важнейшую роль играл фактор географического детерминизма: в случае Дании арктические владения представляют собой островные территории (Гренландия и Фарерский архипелаг), находящиеся на значительном удалении от базовой территории страны, в случае Норвегии - ее неразрывную северную часть. Аналогичная ситуация имеет место и для Канады, также не демонстрирующей большой заинтересованности в углублении военного сотрудничества с США именно в Арктике. В политической плоскости это обусловлено тем, что к существовавшей еще задолго до появления феномена трампизма проблеме интернационализации СевероЗападного прохода (инициативе, выдвигаемой Соединенными Штатами и весьма негативно воспринимаемой их северным соседом) добавился факт взаимной антипатии Д. Трампа и премьер-министра Канады Дж. Трюдо.
Географическое положение обусловливало определенную автономность Гренландии от Дании. Интересно, что в 1985 г., более чем за 30 лет до Брекзита, остров вышел из состава Европейских сообществ (с 1992 г. - Европейский союз), притом что Дания осталась их полноценным государством-членом. Это иллюстрировало определенную экономическую автономию Гренландии - в частности, ее специфическое восприятие внутренних квот внутри ОСХП ЕС в сфере рыболовства, схожее с Исландией и Норвегией. Автономность наблюдалась и в политико-военной сфере: вопросам обеспечения обороны и безопасности в документах по профильному планированию Датского королевства традиционно отводился специальный блок1. Притом, учитывая мощь «военной машины» США, официальный Копенгаген декларировал в целом весьма позитивное восприятие их участия в организации системы обороны Гренландии и Фарер2.
На данном фоне «стратегическим шоком» для датской стороны стало широко озвученное в СМИ предложение Д. Трампа о покупке о. Гренландия, выдвинутое в середине августа 2019 г.3 В случае реализации данной инициативы Дания не просто лишалась бы крупнейшего заморского владения (площадью 2,166 млн. кв. км), но и с высокой долей вероятности теряла бы контроль над Фарерскими о-вами. Это означало бы выпадение Дании из числа
1 См.: DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018. // FMK. Mode of access: https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/ danish-defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
2 Ibid.
3 Why does Donald Trump want to buy Greenland? 19.08.2019. //
The Guardian. Mode of access: https://theguardian.com/us-news/2019/ aug/19/why-does-donald-trump-want-to-buy-greenland (Date of access
17.09.2020).
арктических государств, сопровождаемое резким понижением места в неофициальной иерархии международных игроков. Очевидно, что данное предложение было в принципе неприемлемо для официального Копенгагена - вне зависимости от партийного состава конкретного правительства, а его реализация могла бы рассматриваться в качестве национальной катастрофы.
Возникают два вопроса: догадывалось ли датское руководство о возможности постановки в открытой форме исключительно чувствительного для него «гренландского вопроса»? И как данный фактор повлияет на политико-военную стратегию Дании в целом и ее взаимоотношения в данной сфере в частности? Отвечая на первый вопрос, следует признать фактическое признание официальным Копенгагеном «особости» Гренландии в составе Королевства, недоучет которой мог бы привести к негативным последствиям вплоть до социальных взрывов. Так, в программном документе по военному планированию (2018) особо оговаривались конкретные меры по дополнительному финансированию экологических и социальных проектов на территории Гренландии и Фарерских о-вов4. Сложно представить, чтобы подобные положения в документах военно-стратегического характера присутствовали бы применительно к материковой части Дании. Интересна следующая деталь: первым в списке отмеченных шагов шла экологическая уборка территорий вблизи военных баз США5 - это, с точки зрения автора, являлось косвенным подтверждением возникновения определенного критического восприятия фактора их присутствия в Гренландии.
Для ответа на второй вопрос необходимо обратиться к более детальному рассмотрению долгосрочных планов Дании по строительству вооруженных сил.
Дания: неготовность к «гонке» силовых потенциалов в Арктике?
В условиях волн расширения НАТО (и ЕС) на восток, осуществленных после окончания холодной войны, Дания оказалась во втором стратегическом эшелоне Альянса с точки зрения восточных границ его зоны ответственности. При этом в 19902000-е годы еще не стартовала в сколько-нибудь существенных масштабах «гонка» военных и двойного назначения потенциалов в Арктике. Соответственно, это стимулировал выбор траектории долгосрочного строительства вооруженных сил Королевства, характерной для государств - членов НАТО в
4 DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018 // FMK. Mode of access: https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/danish-defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
5 Ibid.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
целом. Это существенное сокращение вооруженных сил в целом - за счет редукции сил общего назначения (и параллельного сокращения объемов обученных резервистов) при одновременном создании и наращивании сил кризисного реагирования (СКР), предназначенных к использованию вне зоны ответственности Альянса в районах вооруженных конфликтов различной интенсивности. Параллельно возрастала степень интегрированности вооруженных сил (то есть удельный вес подразделений и частей, передаваемых в состав или оперативное подчинение) в состав многосторонних военных механизмов (группировок) различного уровня, предназначенных для использования под эгидой НАТО и ЕС. Так, в 1999 г. на базе штаба совместной германо-датской группировки было сформировано управление германо-датско-польского корпуса «Северо-Восток», в подчинение которого была передана единственная в королевской армии дивизия «Ютландия»1.
К началу 2010-х годов фактически она представляла собой «ядро» или боевую группу, иллюстрируя результаты планомерного существенного сокращения войск Дании. В условиях возникновения новой холодной войны (с 2014 г.) в отношениях между Западом и РФ официальный Копенгаген стал разрабатывать планы по одновременному укреплению своих военных потенциалов как на восточном, так и на северном (арктическом) стратегических направлениях. В 2018 г. правящими кругами Датского королевства был принят план развития вооруженных сил на среднесрочную (шесть лет) перспективу строительства вооруженных сил2. Чем обусловлен срок подготовки документа? Во-первых, учитывая особенности партийно-политического ландшафта Дании, реализуемость декларируемых планов требовала обеспечения широкого межпартийного консенсуса: документ (2018) был принят шестью партиями, включая Либеральную, Консервативную и Социал-Демократическую3. Во-вторых, определенной инерционностью структур, ответственных за принятие и реализацию решений в области строительства вооруженных сил: за прошедшую четверть века они привыкли работать в системе «рациональных сокращений», теперь им требовалось перестроиться на действия в категориях восстановительного роста, притом не по траектории в 1800, а 100-1200. Это означало, что итоги с точки зрения конечных параметров численности личного состава, единиц парка вооружений и военной техники будут существенно ниже, чем это было в период классической холодной
1 Состояние и перспективы развития Германо-Датско-Польского армейского корпуса «Северо-Восток». Режим доступа: http://warT960.ru/rn/mac_northeast.shtml (Дата обращения 17.09.2020).
2 DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018 // FMK. Mode of access: https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/danish-defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
3 Ibidem.
войны, притом с еще одним исключительно важным добавлением: необходимостью существенного роста внимания к Арктике. Скорость большинства направлений развития королевских вооруженных сил оказалась исключительно высока.
Показательно то исключительное внимание, которое уделено в документе НАТО: многократно подчеркивается именно ее роль как организации, под эгидой которой мыслится решение всех основных задач по обеспечению обороны и безопасности Дании4. Планируемое создание перспективного облика вооруженных сил Королевства де-юре и де-факто (исходя из детализации конкретных мер по военному строительству) вписано в систему долгосрочного развития НАТО.
Какова общая направленность преобразований в вооруженных силах? Это укрепление имеющихся (прежде всего, применительно к ВВС и ВМС) и создание новых, более мощных, военных группировок, предназначенных для решения задач как в пределах зоны ответственности НАТО, т.е. «тяжелых» войск (сил общего назначения), так и вне зоны ответственности - сил кризисного реагирования. Так, в составе сухопутных войск создается новая бригада численностью в 4 тыс. военнослужащих (или более 20% от всей численности королевских ВС) с насыщением ее тяжелыми вооружениями (прежде всего, танками, средней и дальнобойной артиллерией, противотанковыми) и формированием подразделений армейской (войсковой) авиации5. Это соединение, срок достижения боеготовности которому определен к 2024 г., предназначено для использования в составе сил как передового развертывания (прежде всего, многонациональных БТГ Альянса в странах Балтии), так и сил быстрого реагирования НАТО -второго и основного стратегического эшелона войск Альянса, т. е. использования в пределах зоны ответственности блока. Особое внимание уделено аффи-лированию (перенятию практического опыта с шефством частей кадровых военных) подразделений резервистов (с ротацией личного состава) численностью 1,0 тыс. солдат6. Одновременно имеющиеся подразделения СКР планируется усилить и свести в легкий (аэромобильный) батальон штатной численностью 0,5 тыс. военнослужащих как датской компоненты многонациональных войск, предназначенных к использованию вне пределов зоны действий Альянса, но под эгидой НАТО, ООН или междуна-
7
родных коалиций, что подчеркивалось в документе . С высокой долей вероятности данный батальон будет готовиться к использованию в том числе и на арктическом направлении, выступая в случае необходимости мобильным резервом датских войск, развернутых в Гренландии и на Фарерских о-вах.
4 Ibidem.
5 Ibidem.
6 Ibidem.
7 Ibidem.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
В рамках развития ВМС основной акцент сделан на укреплении сил противолодочной обороны - переоснастить соответствующим образом планируется группы из трех фрегатов (это класс самых крупных надводных кораблей во флотах большинства европейских стран - участниц НАТО) и вспомогательных судов1. Как и в случае сухопутных, вновь создаваемые отряды судов, включая боевые и вспомогательные единицы с усиленной противолодочной обороной, предназначены не только для защиты континентальной Дании, но и ее островных владений в Арктике. Аналогичный функционал использования планируется для парка крыльев боевой авиации ВВС, в случае которых предусмотрено обновление за счет закупки (в рамках договоренностей 2016 г.) 27 боевых машин Б-35 производства США2.
Отдельное освещение получила проблематика развития потенциала сил специальных операций (ССО): их численность (без указания точных количественных параметров ввиду закрытости данной информации) предполагается увеличить в 20182023 гг. в 1,5 раза (!)3. В рамках НАТО официальный Копенгаген запланировал создание совместного с Нидерландами и Бельгией центра планирования и координирования деятельности ССО4.
Возникает вопрос: как планировали решение вновь возникших задач по увеличению финансирования национальной «военной машины» и наращиванию объемов ее личного состава? На 2018-2023 гг. запланировано достижение 20% прироста военного бюджета по сравнению с исходным (2017) значением. Так, в 2018-2019 гг. планировалось дополнительно выделять на оборону по 0,8 млрд датских крон, в 2020-2021 гг. - 1,9 млрд, в 2022 г. - 2,8 млрд и в 2023 г. - уже плюс 4,8 млрд5.
Таблица 16 Военный бюджет Дании в НАТО во второй половине 2010-х годов
Год 2015 2016 2017 2018 2019
В датских кронах (млн) 22 633 24 190 24 961 28 787 30 389
В долларах (США) (млн) 1 13364 »593 13780 1 14559 14651
В % от ВВП 1,11 1,15 1,15 1,30 1,32
Насколько полно стали реализовываться данные планы? Как следует из табл. 1, в 2018-2019 гг. наблюдалось перевыполнение данных планов:
1 DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018 // FMK. Mode of access: https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/danish-defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
2 Ibidem.
3 Ibidem.
4 Ibidem.
5 Ibidem.
6 Построено автором на основе: Defence Expenditure of NATO
Countries (2013-2019). COMMUNIQUE PR/CP (2019) 123. -
Brussels: NATO Public Diplomacy Division. - P. 6-8.
бюджет вырос на 5,4 млрд крон, в долларовом эквиваленте - почти на 0,9 млрд (с учетом девальвации первой валюты ко второй).
Каковы перспективы дальнейшей реализации данных планов? Экономический спад как результат защитных мер (прежде всего, карантина) и в целом замирания торгово-хозяйственных процессов в мире и в Дании в частности станет существенным препятствием. Весьма вероятный спад в 2020-2021 гг. будет в полной мере компенсирован «нагоняющим» ростом в последующее двухлетие.
Даже с учетом ускоренного роста военных расходов, к началу 2020-х годов Дания была более чем далека от достижения 2% военных расходов от ВВП на оборону к 2024 г. Эта цель была поставлена перед странами - участницами Альянса на Уэльском саммите НАТО 2014 г.7 и стала одним из важнейших требований к государствам-партнерам по блоку со стороны администрации Д. Трампа8. Весьма дискуссионным является достижение Данией этого параметра к 2024 г. - симптоматично, что в документе по военному планированию (2018) этот вопрос фактически обходится молчанием9.
Одновременно официальный Копенгаген зафиксировал на доктринальном уровне необходимость скорейшего выхода на другой показатель - не менее чем 20% затрат на закупки вооружений и военной техники. В табл. 2 представлено изменение основных составляющих расходов вооруженных сил Дании во второй половине 2010-х годов.
Таблица 210
Ключевые статьи расходов военного бюджета Датского королевства (в %)
Год/показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Закупка ВиВТ 11,50 13,68 10,39 11,66 18,06
Содержание личного состава 52,01 49,51 47,01 49,88 48,19
Развитие инфраструктуры 1 1,09 1 2,16 1 1,95 1 1,49 1 1,74
Иные статьи 35,40 34,65 40,66 36,97 32,01
Всего 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
7 Wales Summit Declaration. 5 September 2014 // NATO. Mode of access: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_ 112964.htm (Date of access 17.09.2020).
8 См., напр.: Gemeinsame Presseerklärung von Bundeskanzlerin Angela Merkel und dem Präsidenten der Vereinigten Staaten von Amerika, Donald Trump. Samstag, 28. Januar 2017. // Bundeskanzleramt. Mode of access: https://www.bundesregierung.de/breg-de/ suche/gemeinsame-presseerklaerung-von-bundeskanzlerin-angela-merkel-und-dem-praesidenten-der-vereinigten-staaten-von-amerika-donald-trump-610134 (Date of access 17.09.2020).
9 DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018. // FMK. Mode of access: https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/danish-defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
10 Построено автором на основе: Defence Expenditure of NATO Countries (2013-2019). COMMUNIQUE PR/CP (2019) 123. -Brussels: NATO Public Diplomacy Division. - P. 13-14.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Как следует из данных табл. 2, уже в 2019 г. Дания резко (более чем в 1,5 раза) нарастила затраты на экипировку своих войск. С очень высокой долей вероятности данная тенденция, притом с превышением показателя в 20%, сохранится как минимум на среднесрочную перспективу.
Большие трудности будет вызывать рост численности вооруженных сил (см. табл. 3). Из числа арктических государств - членов Альянса Дания и США демонстрируют схожую динамику - к концу 2010-х годов они достигли показателей 20132014 гг., т.е. даже в условиях новой «холодной войны» по инерции продолжалось небольшое снижение численности личного состава. Более неустойчивую динамику (с нахождением на уровне отметок «20 тысяч+» и «70 тысяч-») демонстрировало изменение численности вооруженных сил Норвегии и Канады.
Таблица 31
Изменение численности вооруженных ряда стран - участниц НАТО, имевших владения в Арктике (тыс. военнослужащих)
Страна/ год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Дания 1 18,1 1 16,9 1 17,2 1 17,3 1 16,7 1 17,2 1 18,0
Норвегия 1 19,1 1 21,0 1 20,9 1 20,5 1 20,2 1 20,2 1 20,7
Канада 1 67,5 1 65,9 1 70,3 1 70,5 1 68,2 1 70,3 1 69,4
США 1382,3 1338,2 1314,1 1301,4 1307,5 1322,5 1338,1
К 2024 г. Дания планирует довести численность своих вооруженных сил до 20 тыс. военнослужащих,
из которых не менее 30% будет находиться в ударных
2
частях и подразделениях основных родов войск . Дальнейший (выше уровня в «20 тысяч+») рост регулярных войск оценивается как проблематичный. Решение датская сторона увидела в росте числа резервистов, на краткосрочной ротационной основе проходящих базовое / повторное обучение в подразделениях, шефство над которыми ведут кадровые части. Общее количество резервистов (учитывая также таковых в Национальной гвардии Дании) планируется иметь на уровне не менее чем 20 тыс.3
Таким образом, исходя из вновь принятого плана (2018) перспективного строительства вооруженных сил Дании их первоочередным и наиболее масштабным направлением использования виделось применение в глубине и вдоль линии границы зоны ответ-
1 Построено автором на основе: Defence Expenditure of NATO Countries (2013-2019). COMMUNIQUE PR/CP (2019) 123. -Brussels: NATO Public Diplomacy Division. - P. 12.
2 Рассчитано автором на основе: DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018. // FMK. Mode of access: https://fmn.dk/temaer/ forsvarsforlig/Documents/danish-defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
3 DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018. // FMK. Mode
of access: https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/danish-
defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
ственности НАТО на восточном направлении, т. е. для «сдерживания» РФ в континентальной Европе. В свою очередь, к проведению операций к стратегическому югу и юго-востоку от зоны ответственности Альянса внимание резко сократилось. Решение вопросов по обеспечению обороны и безопасности арктических заморских территорий Дании (Гренландия, Фарерские о-ва), с одной стороны, выделены в отдельный блок, с другой - в реалиях 2018 г. включало в себе более чем ограниченное количество мер собственно военного характера4.
Не исключено, что официальный Копенгаген не стал отдельно декларировать конкретных мер (небольших по масштабу, но весьма чувствительных по значению) по наращиванию своих арктических войск, негласно зафиксировав их в рамках более общих задач по строительству перспективных ВС. Не менее значимо и другое - США последовательно рассматривались важнейшим союзником, о чем говорят повышение степени интегрированности королевских войск в НАТО, равно как и закупки ВиВТ именно у Соединенных Штатов (что стало осуществляться еще при администрации Б. Обамы) - в том числе с точки зрения выстраивания совместной обороны в Арктике.
Здесь вновь следует вернуться к вопросу: каким будет влияние фактора открытой постановки «гренландского вопроса» администрацией Д. Трампа (2019) на военную стратегию Дании? С одной стороны, официальный Копенгаген, во-первых, уже пошел на определенную диверсификацию своей стратегический линии в военной области. Так, в 2019 г. наметилось определенное германо-датское сближение - как на двусторонней основе, так и в рамках вновь запущенного ФРГ в конце августа 2019 г. формата «К 5+1»5 - переговорной площадки всех пяти стран Северной Европы и Германии. Симптоматично, что Дания не стала блокировать шагов официальных Берлина и Парижа, предупреждающих возможный вариант Брекзита без «стратегической сделки» - Королевство продемонстрировало приверженность согласованной позиции Европейского союза.
Во-вторых, следует ожидать наращивания арктических войск Дании - как за счет развертывания кадровых подразделений (в основном комплектуемых из местного населения), так и подготовки резервистов -в Гренландии и на Фарерских о-вах. Не исключено, что сюда будут переброшены дополнительные патрули ССО и увеличено военно-морское присутствие за счет кораблей противолодочной обороны и катеров. Кроме того, высока вероятность отработки Мини-
4 См.: DEFENCE AGREEMENT 2018-2023. 2018. // FMK. Mode of access: https://fmn.dk/temaer/forsvarsforlig/Documents/ danish-defence-agreement-2018-2023-pdfa.pdf (Date of access 17.09.2020).
5 Bundeskanzlerin besucht Island. 20.08.2019. // Bundeskanzleramt. Mode of access: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/ merkel-in-island-1661974 (Date of access 17.09.2020).
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
стерством обороны планов по наращиванию своей группировки на заморских территориях в случае необходимости за счет переброски усилений из числа ударных формирований кадровых войск в континентальной Дании.
В то же время не следует преувеличивать степени готовности официального Копенгагена к отмеченной диверсификации линии в военно-политической области. Дания так и не присоединилась к реализуемой с 2017 г. подавляющим большинством стран - участниц ЕС программе Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO): датская сторона все же как минимум в реалиях начала 2020-х годов сохраняет приверженность развитию военно-технических контактов с США. Симптоматично также, что в ответ на постановку «гренландского вопроса» на фоне весьма жесткого его восприятия официальный Копенгаген не стал в принципе ставить вопрос о демонтаже военного присутствия США на о. Гренландия. Не были изменены и планы по строительству вооруженных сил до 2023 г., ориентированные на самое тесное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки.
Наиболее выгодный для официального Копенгагена сценарий - дезавуирование инициативы по покупке Гренландии, что США, хотя и с небольшой долей вероятности, могут осуществить в эпоху «пост-Трампа». Другой вариант, также выглядящей приемлемым для датского руководства: фактическое предание данной инициативы забвению, что достигается резкой сменой ключевых информационных поводов на медиапространстве и в восприятии масс электората в условиях глобальной пандемии COVID-19.
Возникает вопрос: могут ли США вновь вернуться к реализации данной инициативы? Интересно, что Д. Трамп не стал педалировать вопрос о покупке Гренландии - помимо субъективных об-
стоятельств (возросшего внутриполитического давления в условиях недостаточно эффективных действий по борьбе с коронавирусом и начавшейся предвыборной кампании), это может быть обусловлено и объяснением ему опасности данного политического шага со стороны представителей технократической элиты (прежде всего, военных). Вступление в прямой политический конфликт с Данией, что повлечет за собой повторное выдвижение инициативы по покупке Гренландии, может нанести серьезный урон стратегическим позициям США в Арктике. Поэтому более вероятна следующая схема: замалчивание инициативы Д. Трампа на фоне углубления фактического сотрудничества с Гренландией, в том числе в военной области. Так, в июне 2020 г., т.е. в разгар пандемии коронавируса, руководство ВМС США, особенно КМП, подчеркнуло особую заинтересованность в углублении практического сотрудничества с Исландией и Гренландией - именно островом, а не Датским королевством в целом1.
Безусловно, это стремление элит США - не только политических, но и технократических - к выстраиванию особых отношений с Гренландией (где из 57 тыс. населения этническими датчанами являются менее 10%) не может не вызывать растущей обеспокоенности официального Копенгагена. Соответственно, это будет стимулировать его существенно более активное участие в «гонке потенциалов» в Арктике. Этот процесс, с учетом необходимости преодоления последствий пандемии СОУШ-19, включая финансовые ограничения на развитие военного потенциала, станет заметным к середине 2020-х годов, когда, с высокой долей вероятности, получит закрепление и де-юре в новом документе (с принятием его в 2023-2024 гг.) по планированию строительства вооруженных сил на среднесрочную перспективу.
1 The US Navy needs to rework its relations with Iceland and Greenland, expert says. 4.06.2020. Mode of access: https://www. artictoday/com/the-us-navy-needs-rework-its-relations-with-iceland-and-greenland-expert-says (Date of access 17.09.2020).