Научная статья на тему 'Особенности политической модернизации в республике Дагестан'

Особенности политической модернизации в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
29
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности политической модернизации в республике Дагестан»

геи ханафизма, но выступающих за очищение его от языческих привнесений; будут и сторонники «чистого ислама».

По мере увеличения количества ортодоксальных мусульман их укоренения в республике и расширения среди них ортодоксально исламских лояльностей и солидарностей, скорее всего, будет возрастать вероятность появления и постепенного обострения противоречия между адыгами, сторонниками «исламского пути», с одной стороны, и адыгами, сторонниками нерелигиозного или слабо религиозного «адыгства», традиционного кодекса жизни черкесов, - с другой. Как выявило исследование, противоречия между сторонниками адыгства и мусульманами-ортодоксами выражено слабо, поскольку 40% респондентов считают, что нормы ислама и адыгства в основном совпадают и еще 6% - что они совпадают полностью. Лишь 14% опрошенных считают, что традиционная нормативно-культурная система адыгов главнее, и около 8% опрошенных сочли, что «ислам выше традиционной культуры».

Ответы, полученные на вопрос о соотношении адыгства и ислама, коррелируют с ответами, полученными на вопрос о соотношении адыгэ хабзэ («адыгского закона») и шариата. Большинство респондентов (56%) указали, что для них нормы адыгэ хабзэ предпочтительнее. Около 30% сочли, что адыгэ хабзэ совместим с шариатом. Однако 6% считают, что шариат предпочтительнее.

Таким образом, несмотря на имеющиеся противоречия в исламской общине, результаты проведенного исследования указывают на то, что в республике практически нет общественной поддержки религиозного радикализма.

«Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 году», М., 2012 г., с. 267-272.

Индира Кадимова,

соискатель Дипломатической академии МИД России

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Среди целей политической модернизации в Дагестане можно выделить следующие: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем в республике; изменение политических

36

ориентаций элиты и лидеров республики на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии. Главной целью политической модернизации в Дагестане является возможность перейти с самой низкой ступени демократии на более высокую, трансформировать частично демократическую республику в демократическую.

Особенностью современного этапа развития дагестанского общества является наличие в нем глубинных процессов, свидетельствующих о кризисных явлениях в экономической, социальной и идеологической сферах. Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния дагестанского общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения. В связи с этим правящая элита стремится приспособиться к новым условиям и особенностям складывающейся ситуации. Можно выделить пять основных кризисов (идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения), сопровождающих процесс политической модернизации в Республике Дагестан.

Кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта (индивида, группы, социального слоя). В условиях политической идентификации в Дагестане мы можем условно выделить три основных типа кризиса идентичности.

Первый тип характеризуется требованиями национального или территориального самоопределения, наблюдаемыми в современном Дагестане на примере конфликтов за территории Хасавюртовского, Новолакского и других районов республики.

Второй тип характеризуется социальной дифференциацией дагестанского общества, когда резкие социально-классовые различия препятствуют объединению. Модернизация социально-экономической системы общества привела к качественному изменению социального статуса различных групп населения. Резко выросла численность маргинальных слоев общества. Это привело к тому, что люди, утратив свой прежний социальный статус, не осознают своих интересов, не имеют четких представлений о новых правилах политической игры. Примером может служить резкий возврат к религиозным основам. Однако последний носит в ряде случаев агрессивно-радикальный характер. Особенно остро конфликт между политической властью и обществом проявляется в сознании

37

молодежи, которая в поисках места в социуме уходит в деструктивные религиозные секты как мусульманского (салафиты), так и христианского (Белое Братство, братство свидетелей Иеговы) толков.

Третий тип характеризуется в Дагестане конфликтом между этнической и субнациональной принадлежностью.

Одним из типичных проявлений кризиса идентичности в Республике Дагестан является рост этнонационализма. Разрушение прежних социальных связей усиливает роль национальной принадлежности как важного канала социальной идентификации. Усиление националистических тенденций и настроений связано также с преодолением комплекса неполноценности для маргинальных слоев общества. Подобные настроения используются политиками для привлечения масс. Примером является выдвижение кандидатов на выборах различного уровня по этническому признаку. Преодоление кризиса идентичности возможно с помощью политических лидеров харизматического типа, способных объединить этнонациональную или территориальную общность, а также посредством содействия людям в поисках чувства идентичности.

Кризис легитимности в Дагестане обусловливается следующими факторами.

Во-первых, не все основные группы интересов дагестанского общества имеют доступ к сфере принятия политических решений.

Во-вторых, статус основных традиционных институтов дагестанского общества подвергается угрозе в процессе политической модернизации.

Характерные черты кризиса легитимности в Республике Дагестан:

- отсутствие согласия в обществе относительно политической власти, признания дагестанцами принимаемых ею решений;

- чрезмерная конкуренция в борьбе за власть; политическая пассивность основной массы дагестанского общества, не обращающего внимание на деятельность власти;

- крайне ограниченные возможности правящей элиты Дагестана усилить свой политический авторитет.

Можно выделить следующие пути преодоления кризиса легитимности: во-первых, за счет реально демонстрируемой эффективности режима; во-вторых, посредством привлечения на свою сторону оппозиции.

Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе. Это неизбежно обостряет конкуренцию в борьбе за по-

38

литическую власть. Вместе с тем в переходной политической системе дагестанского общества, как уже отмечалось, представлены не все группы интересов. К тому же правящая элита республики не проявляет заинтересованности во включении в политический процесс социальных групп, заявляющих о своих претензиях на власть. В результате происходит радикализация требований со стороны оппозиционных групп, что, естественно, не способствует политической стабильности. В данном случае действия правящей элиты по отношению к политической оппозиции проявляются в признании законности ее существования, но в условиях постоянного конфликта. Таким образом, важным условием преодоления кризиса участия в Дагестане является обеспечение каналов для включения в политическую жизнь общества всех групп, претендующих на участие в осуществлении власти. Успешное осуществление политической модернизации во многом зависит именно от способности политической системы переходного общества интегрировать требования оппозиционных групп интересов.

Два последних кризиса - проникновения и распределения -образуют кризис государственного управления в Республике Дагестан. Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни. Инициируемые федеральным центром инновации осуществляются не в желаемом для политической элиты виде. По мере осуществления решений происходит искажение их смысла, что связано с усилением влияния местных социальных структур, стремящихся обособиться от влияния извне. Наряду с этим население ориентируется в большей степени на региональные и национальные нормы и обычаи, а не на Центр. В этом отношении преодоление кризиса проникновения может быть связано с нахождением разумного компромисса между федеральным центром и Республикой Дагестан.

Кризис распределения в Дагестане выражается в неспособности правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных социальных благ. Преодоление кризиса распределения в Дагестане возможно лишь при выполнении ряда условий. Одно из них заключается в том, что распределение должно осуществляться с учетом интересов наименее преуспевающих членов общества, людей с наихудшей исходной позицией.

39

Своеобразие и сложность ситуации в Республике Дагестан определяются тем, что реализация ключевых задач модернизации проходит при одновременном решении комплекса проблем: изменение политической системы, отсутствие экономических основ, аморфность демократических институтов, затрудняющая процесс формирования стабильной политической системы. В республике выбран путь быстрой, радикальной модернизации; правящая элита ориентируется на либеральной тип рынка, не вписывающийся в социальную реальность и традиции Дагестана. Правящая элита республики аутентично копирует политику модернизации, проводимую федеральным центром, без достаточного учета социально-политической ситуации в регионе. Оценка социально-политических последствий проводимых в Дагестане преобразований вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Резкая дифференциация прослеживается как в социально-экономической, так и в политической сферах. Ситуация осложняется тем, что нет мощных противовесов этой углубляющейся тенденции, которые гарантировали бы постепенный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике, становление демократического типа политической системы. А поскольку в Дагестане не сложился ни один тип из «трех консенсусов», обеспечивающих гражданский мир, то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.

В целом современный Дагестан предстает внутренне расколотым регионом. Острая политическая борьба развертывается вокруг принципиальных вопросов общественного устройства: конституционного процесса, взаимоотношений с Центром, места и роли Дагестана в России. Трудности в осуществлении преобразований усиливаются отсутствием мощной политической силы общедагестанского масштаба, способной обеспечить стабильность и согласие в обществе. Цель модернизации Республики Дагестан -это успешное и благополучное развитие всех дагестанцев, что возможно только в развитом и едином Дагестане. Именно эффективное государство создает условия для мотивации к высокопроизводительному труду, обеспечивает защиту и безопасность граждан, адекватно времени решает возникающие проблемы.

В условиях закрепления на конституционном уровне асимметричной формы территориального устройства актуальность вопроса об обеспечении представительства народов и национальных меньшинств Республики Дагестан в органах государственной власти и местного самоуправления сохраняется и поныне, приоб-

40

ретая особую важность. В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Дагестан 2003 г., Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана. В соответствии со ст. 6 Конституции Дагестана, в Республике Дагестан гарантируется защита прав всех народов и национальных меньшинств, проживающих на ее территории, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций. Каждому из народов гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе.

В настоящее время получается, что при формировании республиканского парламента обеспечением отмеченного представительства будут заниматься институты гражданского общества, и прежде всего политические партии. В результате последних выборов в Народном собрании (парламенте) республики удалось обеспечить адекватное национальное и географическое представительство. Каждый муниципальный район, городской округ и все 14 коренных малочисленных народов республики представлены в парламенте нынешнего созыва.

Следует особо подчеркнуть, что выбор в пользу пропорциональной системы выборов в республике осуществлен с учетом современного этапа развития российской государственности и в конечном итоге должен способствовать формированию единого общероссийского политического пространства, что очень важно для страны с большой территорией и различным уровнем развития регионов. Однако регулирование на федеральном уровне представительства народов и национальных меньшинств в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации для Республики Дагестан на нынешнем этапе еще остается востребованным и актуальным. Так, ст. 69 Конституции РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Для обеспечения большей вовлеченности дагестанцев в модернизацию республики, на наш взгляд, следует:

41

1. Обеспечить властью на уровне местного самоуправления предоставление гражданам полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о своей деятельности.

2. Шире организовывать публичные слушания, общественные обсуждения и опросы граждан, практиковать публичные отчеты органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Обеспечить реализацию принципа разделения государственной власти и формирование правительства на партийной основе.

«Вестник Российской нации», М., 2012 г., № 4-5, с. 236-242.

В. Василенко,

доктор политических наук В. Малышев,

аспирант кафедры национальной безопасности (РАНХиГС при Президенте РФ) ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

Рассматривая роль ислама в развитии России, можно выделить факторы как внутренние, так и внешние.

С позиции внутренних факторов ислам можно рассматривать, с одной стороны, как форму национально-религиозной самоидентификации «мусульманской» части населения, а с другой -как инструмент борьбы за власть религиозно-исламской элиты под лозунгом национально-освободительной борьбы. Анализ информации свидетельствует, что многие национальные и общественно-политические объединения республик Северного Кавказа под прикрытием необходимости возрождения традиций, культуры, обычаев коренных народов проводят политику, направленную на создание единого исламского государства. Состояние конфессиональной обстановки позволяет сделать вывод, что большая часть верующих-мусульман республики воспринимает возрождение религии как способ восстановления самосознания своих народов, культурно-национальных традиций и обычаев.

Лидеры и активисты национальных движений, преследующие в своем большинстве честолюбивые политические цели, поддерживают устойчивые связи с функционерами действующих в регионе исламских структур, хотя население в своей основной массе пока не склонно идентифицировать религиозные отношения

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.