Научная статья на тему 'Этнокультурные и этнополитические проблемы современного Дагестана'

Этнокультурные и этнополитические проблемы современного Дагестана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные и этнополитические проблемы современного Дагестана»

правило, маргиналов, не слишком образованных в традиционном мусульманском вероучении, которое они к тому же отвергают.

В этой связи не следует забывать, что в зарубежных средних и высших мусульманских учебных заведениях, в том числе и исламистского толка, продолжают учиться сотни, а может быть и тысячи молодых северокавказцев. На родине их с нетерпением ждут те, кто делает ставку на дальнейшее развитие идеологической составляющей «джихада», и порой не без оснований.

Краткий обзор этапов развития современной идеологической доктрины радикальных исламистов в мире и, в частности, на Северном Кавказе со всей очевидностью свидетельствует о привне-сенности на территорию регионов России практически всех идеологических постулатов радикального исламизма, об экзогенности идеологического фактора в деятельности северокавказского банд-подполья.

«Геополитика. Информационно-аналитическое издание. ВыпускXXV», М., 2014 г., с. 23-39.

Г. Магомедов,

аспирант

(МГУ им.М.В. Ломоносова)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА

Республика Дагестан - самый полиэтничный регион России1. «Титульных» народов, языки которых поддерживаются на государственном уровне, насчитывается 14 (аварцы - 29,4% населения Дагестана, агулы - 0,9, азербайджанцы - 4,3, даргинцы 16,5, кумыки - 14,2, лакцы - 5,4, лезгины - 13,1, таты - 0,004, табасаранцы - 4,3, ногайцы - 1,6, рутульцы - 0,9, русские - 4,7, цахуры -0,3, чеченцы - 3,4%). Реальное число малочисленных коренных народов гораздо больше - свыше 30. По данным на 01.01.2009 г., численность населения Дагестана составляла свыше 2,7 млн чело-век2. Сегодня численность населения республики превысила 3 млн человек. Около 95% верующих - мусульмане (большинство сун-

1 Народы Дагестана (отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева). 2002. - М.: Наука. - С. 36.

2 Дагестан. - Википедия. Доступ: Шр^/ги.иаИре^а.о^/иак^Дагестан (Проверено 01.10.2011.)

ниты, до 3% - шииты), около 5% - христиане (в основном православные), менее 1% - иудаисты, 1% - остальные.

Дагестан подразделяют на три зоны: горную (39,9% территории), предгорную (15,8%) и равнинную, или плоскостную (43,3%). Согласно Конституции, Дагестан является демократической республикой в составе Российской Федерации. Политическую власть в республике осуществляют глава Республики Дагестан, Народное собрание Республики Дагестан, правительство Республики Дагестан и суды Республики Дагестан. Фактор этнич-ности для Дагестана всегда был и в обозримой перспективе останется ключевым в силу многонациональности региона. Этническая идентичность в Дагестане - один из главных мобилизирующих факторов. Республика лидирует по числу межэтнических конфликтов, как явных, так и латентных. Однако, по мнению большинства экспертов, ни один из этих конфликтов не основан на чисто этнической неприязни: «Любой межнациональный конфликт так или иначе связан или с земельным вопросом, или с вопросами управления, или с вопросами перераспределения ресурсов»1. Этническая идентичность, тем не менее, имеет ограниченный ресурс, она не может быть общедагестанским объединяющим фактором.

Этническое многообразие Дагестана при отсутствии безусловно доминирующей этнической группы создает ситуацию, когда этнические элиты вынуждены договариваться друг с другом, а относительные меньшинства объединяются против относительного большинства, чтобы не допустить чьего-либо доминирования. При этом представитель того этноса, который выдвинулся на вершину власти, вынужден учитывать интересы представителей других этнических групп, поддерживая систему этнического квотирования во власти. Не стоит думать, что это явление последних лет. Дело в том, что эффективная система этнического квотирования в Дагестане была заложена еще в советские годы. Именно с советских времен дагестанцы привыкли следить за соблюдением пропорций в самых разных сферах, хотя главной остается, конечно, власть как самый важный ресурс. Менее явно этнический фактор проявляется в бизнесе. Эксперты, а также представители разных слоев населения на фокус-группах отмечали тяжелые экономические условия в республике. Если по России уровень регистрируемой безработицы

1 Полевые материалы автора (далее - ПМА). Интервью с заведующим отделом восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Ш. Шихалиевым. 14 сентября 2011 г.

составляет 5%, то по Дагестану последняя цифра составляет 12%, на деле, скорее всего, больше 20% (экономисты говорят о 300 тыс. безработных)1. Обычно руководитель предприятия при приеме на работу обращает внимание на национальность претендента. Связи, в том числе клановые и родственные, играют большую роль при трудоустройстве. Иными словами, этнический фактор практически никогда не играет самостоятельной роли, он всегда связан с политическими, экономическими интересами, проблемой распределения и использования ресурсов и т. д.

В наши дни идет процесс постепенного складывания общедагестанской идентичности2, основанной на опыте совместного проживания в рамках одной административной единицы представителей разных этнических групп, наличии языка межэтнического общения - русского, комбинации кавказских и общероссийских культурных черт, которые и создают уникальную дагестанскую культурноисторическую общность. Общедагестанская идентичность имеет не только культурное, но и историческое основание. В разные исторические периоды народы, жившие на территории современного Дагестана, вырабатывали общий язык и общие культурные коды. В дореволюционные годы у жителей Дагестана в качестве языка межнационального общения утвердился тюркский язык, причем на юге и севере это были разные варианты тюркского языка. Языком же интеллигенции, письменным языком коммуникации был арабский язык. После революции в связи с крутыми изменениями и форсированной модернизацией произошли серьезные трансформации в культурной сфере. В советские годы в межэтническом общении дагестанцев выработался особый вариант русского языка, который характеризуется широким использованием общего для всех дагестанских языков и понятного для всех пласта арабо-персидских слов.

Серьезные опасения у дагестанцев вызывает рост национализма в стране. События, последовавшие после волнений на Манежной площади в декабре 2011 г., дагестанцы воспринимают как противопоставление России и Дагестана, видят в этих процессах

1 ПМА. Интервью с главным научным сотрудником Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Абасом Шапиевичем Ахмедуевым. 16 сентября 2011 г.

2 ПМА. Интервью с заведующим отделом востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Махачем Мусаевым. 15 сентября 2011 г.

угрозу лично для себя и своих близких. Вина за рост националистических настроений дагестанцами перекладывается на федеральный центр, который «плохо владеет ситуацией в республике, не понимает Кавказ, не понимает Дагестан, не понимает его национальный компонент»1. Современное дагестанское общество весьма неоднородно. С одной стороны, культурно дагестанцы резко выделяются.

Например, города республики все больше приобретают ближневосточный колорит. Однако это идет не через консервацию традиций. Традиции в значительной мере сохраняются в сельской местности, однако и там молодежь все менее вовлечена в структуру традиционных взаимоотношений. Нарушился их механизм.

Дагестанский социолог Заид Абдулагатов говорит о парадоксальной двойственности сознания молодежи: в ходе опросов более половины молодых дагестанцев заявляют о принадлежности к восточной, основанной на исламе культуре [Абдулагатов 2008]. На самом же деле, несмотря на процессы исламизации сознания и культуры, большинство дагестанских молодых людей разделяют общие ценности с другими гражданами России. В то же время происходящие в целом в России перемены, кавказофобия толкают молодых жителей республики к поиску себя в стороне от российской общности, обостряя и без того серьезный кризис идентичности.

Земельный вопрос. Земля в Дагестане всегда была дефицитом. В условиях перенаселенности здесь были вынуждены развивать другие формы деятельности, помимо сельского хозяйства. Так, например, было широко распространено отходничество. В советские годы к собственно Дагестану были присоединены равнинные территории бывшей Терской области, и в 1960-х годах началось организованное переселение горцев на равнину [Адиев 2011: 49]. К 1980-м годам, когда плановое переселение прекратилось, этот процесс стал неконтролируемым. Сегодня Дагестан переживает последствия переселений и различных связанных с ними нарушений.

Основным вопросом и катализатором конфликта при этом становится земля, а поскольку переселенцы иноэтничны, то конфликты обретают форму межнациональных [Карпов, Капустина 2011]. Необходимо отметить, что разброс мнений относительно

1 ПМА. Интервью с дагестанским журналистом (аноним). 24 сентября

2011 г.

земли бывает самым широким. Исконные жители равнины часто апеллируют к тому, что у них отобрали земли, и требуют справедливости. Однако мало кто сейчас говорит о том, чтобы изгнать тех, кого планово переселили еще в советское время: к ним нет претензий, с ними установились добрососедские отношения. У старожилов есть претензии к тем, кто переселился «сверх квоты» и пытается обустроиться на равнине, минуя законные процедуры. Возникающие на этих землях поселения незаконны, а попытки их узаконить разными способами вызывают протест жителей равнины. В итоге проводившейся во второй половине XX в. политики прежние жители равнинных районов чувствуют себя ущемленными. Землеобеспеченность жителей горных районов, которым передавались участки земли на территории равнинных районов, оказалась значительно выше, чем у жителей последних. Итак, за всеми конфликтами, связанными с землей и приобретающими этнополи-тический характер, стоят не вопросы этнических различий и невозможность совместного проживания представителей разных национальностей.

Религиозный фактор. Дагестан - самый исламизированный регион России, этим и определяется значение религиозного фактора для республики. Подавляющее большинство населения исповедует ислам - мировую религию, составляющую одну из основ идентичности дагестанцев. Религиозное развитие Дагестана с начала 1990-х годов было далеким от мирных сценариев. Мусульманское возрождение началось здесь с конфликтного отделения от Духовного управления мусульман Северного Кавказа и продолжилось дальнейшим дроблением по этническому признаку. Время этнических муфтиятов прошло, однако единое теперь Духовное управление мусульман Дагестана не признается легитимным как минимум половиной мусульманских общин республики. Исламское поле Дагестана не ограничивается наличием двух толков суннитского ислама - шафиитского и ханафитского, шиизма и суфизма. Оно гораздо более мозаично, здесь представлены различные радикальные группы салафитского толка, разные школы и традиции суфизма. Все это поле бурлит и непосредственно влияет на состояние дел в республике.

Проблема разницы поколений в Дагестане обострена до предела. Традиционное общество, регулировавшее межпоколенную коммуникацию и передачу знаний, умений, навыков и устоев, все больше размывается под влиянием глобализационных процессов, идущих в мире в целом, а также своеобразной «исламской глоба-

лизации», когда среди мусульман все шире распространяются представления о наличии некоего универсального ислама, который должен быть свободен от различий в плане направления, толка и течения. Мусульманская молодежь в мире, а в последнее время и в Дагестане, все активнее вовлекается в процесс создания экстерриториальных общин, когда вовсе не обязательно принадлежать к общине тех, кто посещает одну и ту же мечеть. Интернет открывает доступ к впечатляющим коллекциям фетв так называемых «электронных муфтиев», которые становятся новыми кумирами исламской молодежи. Официальные религиозные лидеры, цепляющиеся за старые традиции, все больше теряют авторитет в их глазах. Эти люди ассоциируются у молодежи с нынешним строем, а значит, с полной и безоговорочной поддержкой современного состояния дел. Молодежь особенно остро реагирует на современные проблемы дагестанского общества. Небольшая, но активная часть молодежи в итоге оказывается среди групп боевиков. Большая же часть молодежи предпочитает трудовую миграцию, поскольку Дагестан отличается не только высокой безработицей, но и весьма низким уровнем заработной платы. Но обратим внимание на бытование шариата: насколько эта проблема реальна и каковы масштабы и перспективы «шариатизации» дагестанского общества. Активная деятельность по учреждению шариатских судов в Дагестане началась примерно с конца 1980-х годов, когда ослабла, а затем и была прекращена антирелигиозная деятельность государства. По всей республике было создано несколько десятков такого рода институтов; в то же время они так и не смогли составить серьезную конкуренцию государственным судам. Каковы перспективы шариата в регионе?

Шариатское право будет относительно успешно конкурировать со светским правом в значительной мере из-за все большего ухода государства из разных сфер жизни дагестанского общества. Привлекательность шариату и адату придают системные проблемы, не решаемые Российским государством в регионе: тотальная коррупция и продажность судебной системы, уменьшение объема и качества государственных услуг, неэффективность правотворческой деятельности государственной власти, отсутствие четкой национальной и религиозной политики. В то же время в связи с ростом привлекательности «традиционных» обычно-правовых и шариатских практик будет происходить их использование криминальными структурами в своих целях и для оправдания своей противоправной деятельности. В регионе криминальные структуры

накопили огромный опыт использования общей нестабильности и привлекательных идей и лозунгов в своих целях. Многие криминальные разборки и нечестная конкуренция с криминальными «наездами» маскируются под случаи джихада и борьбы с «неверными» и «лицемерами» в соответствии с общепринятыми нормами шариата [Добаев 2003: 330]. Очевидно, что на Северном Кавказе в целом будет расти роль шариата как идеологического фактора, используемого радикальными исламскими группировками. В то же время терроризирование мирного населения под видом установления экстремистами шариатского правления приводит к тому, что многие группы населения разочаровываются в мусульманском праве и приходят к выводу, что шариатизация общества неизбежно приведет к ухудшению их положения. К таким группам в первую очередь относятся светская интеллигенция, представители мелкого и среднего бизнеса и пр. Иными словами, апелляция экстремистов к шариату приводит к подрыву авторитетности мусульманского права среди многих слоев северокавказского общества.

Миграционные проблемы. Как уже отмечалось, в советское время Дагестан поддерживал внутриреспубликанскую миграцию путем планомерного переселения населения с гор на равнину. Поздние советские годы характеризовались также попытками наладить миграцию дагестанских специалистов во внутрироссийские регионы. Распад СССР привел к прекращению каких-либо форм контроля над миграционными потоками. В результате за последние 20 лет все более возрастающими темпами идет внутриреспуб-ликанская миграция с гор на равнину, из села в город. По сведениям экономистов, численность городского населения Дагестана с 1990 г. выросла на 40-45%.

Весь этот рост населения городов идет на фоне промышленного застоя (в республике до сих пор не достигнут даже уровень 1990 г. по промышленному производству). Города растут за счет значительного притока сельских жителей, что создает колоссальное напряжение в городских поселениях. В условиях переизбытка трудовых ресурсов Дагестан имеет отрицательный баланс трудовой миграции - 10 тыс. человек ежегодно. Миграции постсоветских лет значительно отличаются от миграций советского времени. Постсоветские мигранты, сталкиваясь с настороженностью, а порой и враждебностью, создают на новом месте своеобразные дагестанские анклавы. Дагестанцы жалуются на серьезные перемены, которые происходят в политике государственных органов как в целом по России, так и в соседних с Дагестаном регионах,

особенно на Ставрополье. Политику ставропольских властей, направленную на ограничение прописки, приема на работу и вытеснение дагестанцев из земель отгонного животноводства, они называют «политикой выживания»1. Это усиливает ощущение отчуждения, толкает к все большей изоляции.

Информационное пространство. Дагестан на всем пространстве Северного Кавказа до сих пор обладает бесценным ресурсом, важным в деле налаживания диалога между народом и политическими институтами. Этот ресурс - достаточно свободные печатные СМИ, а также наличие профессионального и ответственного журналистского сообщества. Дагестанские газеты публикуют достаточно острые репортажи, откликаются на самые животрепещущие проблемы общества и государства, публикуют обращения граждан к властям, мнения граждан о том, что творится в республике. Все это благоприятно сказывается на состоянии общественной дискуссии. Тем не менее сами журналисты отмечают серьезные проблемы. По их мнению, свобода прессы ограничивается, на газеты оказывается все возрастающее давление, журналисты нередко слышат в свой адрес угрозы. В целом же интервью и фокус-группы выявили колоссальный уровень недоверия в дагестанском сообществе. Наибольший уровень недоверия фиксируется в отношении власти: коррупция, неспособность проводить в жизнь принятые программы, закрытость - все это создает атмосферу недоверия.

Таким образом, ситуация в Республике Дагестан характеризуется высокой степенью динамики. Чтобы понимать, что происходит в регионе, необходим постоянный мониторинг. Вопреки часто высказываемым оценкам ситуации в Республике Дагестан в категориях «гражданская война», «террористическая война» и т.д., мы должны отметить, что локальные вспышки насилия, пусть и довольно частые, все еще не достигают уровня, при котором можно оперировать термином «война».

В то же время в республике сложился тревожный фон, который характеризуется почти ежедневным насилием. Общероссийские проблемы в Дагестане усилены в несколько раз. Серьезным вызовом для дагестанского общества является поразивший его системный кризис, выход из которого видится только в решительном проведении болезненных реформ и преобразований. Кроме

1 ПМА. Фокус-группа с представителями НКО, Общественной палаты Республики Дагестан. 23 сентября 2011 г.

того, полиэтничный Дагестан переводит многие проблемы в привычную межнациональную плоскость, что может отвлечь исследователей и власти от сути этих проблем.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 11-06-01177а.

Литература

1. Абдулагатов З.М. 2008. Ислам в массовом сознании дагестанцев. - Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН. - 204 с.

2. Адиев А.З. 2011. Земельный вопрос и этнополитические конфликты в Дагестане: Монография. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ. - 144 с.

3. Добаев И.П. 2003. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ. - 416 с.

4. Карпов Ю.Ю., Капустина Е.Л. 2011. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX - начале XXI века: Их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. - СПб.: Петербургское востоковедение. - 448 с.

«Власть», М., 2015 г., № 7, с. 62-66.

Е. Ионова,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (ИМЭМО РАН) ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

29 марта в Узбекистане состоялись президентские выборы, четвертые по счету за весь период независимого существования республики. Как и ожидалось, победу на них одержал действующий президент И. Каримов, выдвинутый от Либерально-демократической партии Узбекистана. По мнению большинства наблюдателей, выборы стали безальтернативными с того момента, как было объявлено о решении И. Каримова баллотироваться на пост президента. Это связано не только со сложившейся в Узбекистане автократической системой правления, при которой действующий президент имеет возможность широко использовать административный ресурс, но также с тем, что у населения его фигура ассоциируется с сохранением стабильности и порядка в республике в сложный период ее становления.

Следует признать, что Каримов, который возглавляет республику 26 лет (в 1989 г. он был назначен первым секретарем ЦК компартии Узбекистана), в 90-е годы сумел предотвратить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.