Научная статья на тему 'Особенности политической культуры Китая'

Особенности политической культуры Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10155
1147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / ДАОСИЗМ / КОНФУЦИАНСТВО / ЛЕГИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Сюй

Рассматриваются особенности современной политической культуры Китая в её тесной взаимосвязи с историческими традициями и национальным характером китайского народа. Анализируются основные теоретические подходы к анализу политической культуры. Рассматриваются особенности отношения граждан современного Китая к различным аспектам развития современной политической культуры в китайском обществе. Анализируются вопросы влияния традиционной и современной политической культуры на поддержание политической стабильности и реализацию политических реформ в Китае. Исследования политической культуры современного общества рассматриваются как перспективное направление политической социологии в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности политической культуры Китая»

УДК 316.4 ББК 60.561.3

Ван Сюй

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Рассматриваются особенности современной политической культуры Китая в её тесной взаимосвязи с историческими традициями и национальным характером китайского народа. Анализируются основные теоретические подходы к анализу политической культуры. Рассматриваются особенности отношения граждан современного Китая к различным аспектам развития современной политической культуры в китайском обществе. Анализируются вопросы влияния традиционной и современной политической культуры на поддержание политической стабильности и реализацию политических реформ в Китае. Исследования политической культуры современного общества рассматриваются как перспективное направление политической социологии в Китае.

Ключевые слова:

буддизм, даосизм, конфуцианство, легизм, национальный характер, особенности политической культуры, политическая культура, политическая социология.

Ван Сюй. Особенности политической культура Китая // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 3. - С. 57-62. © Ван Сюй - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Усиление позиций Китая в современном мире обуславливает необходимость изучения особенностей развития политической культуры китайского общества.

Как известно, термин «политическая культура» впервые появился в XVIII веке (И. Гердер). Анализ политической культуры предусматривает изучение государственной политики сквозь призму применения и этого важного интеллектуального концепта. Степень разработанности этой темы в политико-социологических исследованиях сравнительно высока. Опубликовано много западных, китайских и российских работ, посвященных исследованию проблематики формирования политической культуры [4, с. 166]. И, как отмечают в своих исследованиях современные представители политической социологии, на сегодняшний день, в рамках этого направления сложилось три основных подхода к изучению политической культуры.

Первый подход включает исследователей, рассматривающих политическую культуру в качестве духовного явления (например, Г. Алмонд, С. Верба и др.). Здесь политическая культура представляется в основном в качестве формы общественного сознания. Второй подход - нормативный -предполагает изучение определенных образцов поведения людей в политической жизни (например, С. Вайт, Дж. Плейно и др.), их влияния на действия граждан в политической системе. Третий подход предполагает изучение политической культуры как определенного стиля (или, скорее, системы стилей) поведения в политической жизни, обусловленных убеждениями и идеалами людей (например,

П. Шаран, И. Шапиро, В. Розенбаум и др.). Несомненно, интересной попыткой синтеза перечисленных подходов является точка зрения С. М. Гаврова, по мысли которого политическая культура - это «одна из важнейших характеристик политического режима, так как она выступает концентрированным историческим опытом и представляет собой совокупность устойчивых политических убеждений, моделей поведения и деятельности всех политических субъектов в обществе» [2, с. 735].

Интегрируя вышеназванные подходы, стоит заметить, что политическая культура может быть определена как совокупность структур духовной организации и типов поведения людей в сфере социально-политических коммуникаций. Она проявляется в ценностях, смыслах и целях развития политической жизни и политической системы, включая нормы и традиции, которые определяют отношения между конкретным гражданином, обществом и государством. Поэтому политическая культура - это ценностно-нормативная подсистема политической системы, которая существует в виде общих, воспринимаемых и разделяемых большинством граждан основных политических ценностей, норм, идеалов, политических знаний, убеждений и принципов, проявляющаяся в результатах политической деятельности людей. Она показывает, как люди освоили универсальные и признанные способы политического мышления и поведения. Поэтому политическая культура любого об- о щества является оригинальной, обладает ¡5 специфическими национальными особен- Ц ностями, ее структуры характерны только о

для определенного народа. Её истоки уходят вглубь социальной истории, укоренены в национальном характере, традициях и менталитете.

Изложенное позволяет перейти к рассмотрению политической культуры в Китае. Она неразрывно связана как с ценностно-нормативными аспектами развития политической жизни, так и с множеством духовных аспектов, определяемых социокультурными традициями каждого конкретного общества, в данном случае - китайского. Поэтому, чтобы понять суть и особенности политической культуры китайского общества, необходимо не только анализировать социальные нормы, но и важно обратить внимание на систему традиционных ценностей, определяющих многие века отношение простых китайцев к политической деятельности.

Что касается Китая как яркого представителя восточной цивилизации, то здесь политическая культура играла и играет важную роль в деятельности институтов политической власти и социально-экономическом развитии общества в целом. На развитие политической культуры Китая оказало влияние много факторов. В частности, исследователи отмечают, что ее формирование подверглось влиянию таких доктрин и религиозных верований, как конфуцианство, даосизм, легизм, буддизм и так далее. Не менее важной особенностью китайской политической культуры является тот факт, что на протяжении тысяч лет страна вследствие географического положения развивалась до некоторой степени автономно, обособленно от других центров мировой цивилизации. Такая изоляция не могла ни повлиять и на отношение китайцев к политической роли и месту страны. Китай стали рассматривать как политический и экономический центр мира - срединное царство. Убежденность жителей Китая в таком положении своей страны подкреплялась постоянными заимствованиями другими народами китайских изобретений из многих сфер жизни - материально-экономической, социокультурной и политической. Шли века, но подобные представления сохранялись и разделялись различными слоями китайского общества, проявляясь во внутренней и во внешней политике страны [2, с.738].

Несмотря на некоторую изоляцию, китайская политическая культура успешно развивалась и продолжала прогрессировать, в определенном отношении, как считают некоторые ученые, даже опережая в чем-то западную. Тем более, что импер-

ский период истории Китая существенно повлиял на укрепление выше описанных представлений китайцев о центристском положении страны [3, с.144]. Это учение получило теоретическое обоснование в конфуцианстве и стало мощным инструментом идейно-политического влияния на общество в условиях длительного существования в Китае жестко централизованной императорской власти, выступавшей основой поддержания стабильности и порядка в государстве. И даже на современном этапе развития большинство китайцев не вмешиваются в действия государственной власти. Они избегают этого, потому что не хотят нарушать сложившиеся в стране стабильность и гармонию в отношениях между властью и обществом.

Также характерной особенностью традиционной политической культуры Китая являлась преданность и верность государству (в лице центральной власти) и высокий уровень государственного (гражданского) сознания. Анализ традиционной, веками формировавшейся политической культуры Китая с точки зрения политической социологии позволяет в обобщенном виде представить ее как особый способ существования политической системы общества. Ее дальнейшее развитие определяется всем опытом существования, функционирования и развития политической сферы и выступает результатом реального процесса, на который оказывает влияние обширная совокупность как объективных (социально-экономических), так и субъективных факторов, составляющих содержание политической системы китайского общества, связанных с элементами как традиционализма, так и модернизма.

Можно, безусловно, согласиться с А.П. Мельниковым в том, что в современном Китае идет активный поиск современных духовных оснований для политической надстройки, которые в единстве с экономическими реформами позволили бы активизировать процесс системной модернизации всего общества. В данном случае можно говорить о трансформации политической системы, которая проявляется и в прогрессе политической культуры общества, обусловливающей национальные традиции поведения людей в политической жизни, обеспечивающей историческую преемственность всего политического процесса и наследования новыми поколениями стабильных и специфических элементов поведенческой культуры. В особенности это касается отличительных черт национального характера китайского

народа: верность историческим традициям и коллективизм, оказывавшим сильное влияние на политическую культуру китайского общества и обусловливающим её особенности многие века. Коллективизм издавна является традиционной чертой китайцев и формируется в семье, в школе, на работе и в обществе [5, с. 76-78]. И хотя коллективизм подчас связывает инициативу и индивидуальные устремления людей, но его не стоит рассматривать как отрицательную черту национального характера, подавляющую стремление к демократии. Впрочем, есть и другая точка зрения, как отмечает В. Анохина, - «отсутствие индивидуалистических настроений в традиционной китайской культуре, абсолютный примат целого над частью, государства над личностью, а также другая система ценностей в китайской традиции не способствует формированию в национальном менталитете уважения к личности, ее правам и свободам» [1, с. 43].

Важными отличительными особенностями национального характера китайского народа являются трудолюбие, дисциплинированность, вежливость, честность, терпение, смирение, честность, непритязательность и бережливость. И это вовсе не стереотипы, а духовная основа стремления китайцев к социальной гармонии и сотрудничеству [7, с. 76]. Истоки перечисленных особенностей следует искать в китайских религиозных и философских учениях, среди которых приоритетными являются даосизм, буддизм, легизм и конфуцианство. В этом ряду центральное место, несомненно, занимает конфуцианство.

Как известно, Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, согласно которой подданные интерпретируются как большая семья. Власть императора уподобляется власти отца в большой семье, а отношения правителей и подданных аналогичны семейным отношениям молодых и пожилых людей. В такой социально-политической иерархии, подчеркивает А.П. Мельников, «простолюдины», «низшие классы», «младшие» должны подчиняться «людям благородного сословия», «лучшим» и «старшим». А историческое предназначение императора, как лидера нации, состояло в том, чтобы максимально обеспечить народу, всем социальным группам стабильную и благополучную жизнь. В созданной Конфуцием политической картине мира в центре находится человек и ценности человеческой личности, а не некие трансцендентные сущности. И хотя классическая китайская

цивилизация в её первоначальном виде уже давно исчерпала себя, конфуцианские ценности в морально-политической сфере остаются неизменными и системообразующими элементами. Поэтому социальная гармония в китайском обществе и личное благополучие каждого человека достигается благодаря соблюдению принципов конфуцианского общественного порядка. Целостность государства и моральный авторитет власти базируется на признании рядовыми гражданами этих ценностей в качестве фундаментальных устоев стабильности общества. Конфуцианская этика создает прочный фундамент для всей политической организации общества, в которой выполнение социально-политических обязанностей каждым приобретает высший смысл. Все это, конечно, отразилось на содержании процесса становления политической культуры китайского общества и продолжает отражаться в настоящее время [5, с. 78-79].

Что же касается политической культуры современного Китая, справедливо утверждает А. И. Мельников, то, согласно исследованиям социологов, большинство китайцев до сих пор разделяет традиционные конфуцианские ценности и выстраивают свое социальное поведение в соответствии с ними, а глобализация даже усилила социальную и культурную самобытность и другие особенности национального характера китайского народа. Более того, в условиях глобализации такие черты традиционной китайской культуры как прагматизм, энергичное и активное отношение к жизни, чувство долга, социальная ответственность, трудолюбие, не только не препятствуют обновлению современного Китая, но и активно способствуют его модернизации и демократизации [5, с. 79]. В этом отношении стоит заметить, что политическая культура современного Китая не застыла на месте, а постоянно развивается. В ней наряду с новыми паттернами остается много моральных и этических ценностей от конфуцианства, включая веру в силу социального действия «благородного человека» в качестве важного фактора прогресса общества и власти [6, с. 157]. Идея нравственного совершенства, культ предков и традиций, гармония человека и мира и другие ценности объединяют Китай с другими странами в бассейне Тихого океана, создают ему более привлекательный образ в современном мире, содействуют их общему развитию. Политика реформ и открытости в течение последних двух десятилетий изменила господствующую политическую культуру. В ней дух

о.

ее ^

о О

компромисса и политическом терпимости стали нормой жизни, что привело к снижению вероятности крупномасштабного «политического взрыва» и дало правительству больше возможностей для маневра в проведении политической и экономической реформы [5, с. 80].

Политическая культура как феномен многоуровневый и полиструктурный имеет различные измерения. Социологический анализ политической культуры современного Китая позволяет раскрыть её природу как специфической социокультурной структуры, в которой наряду с вышеназванными особенностями присутствуют также противоречия и проблемы. Так, по данным опросов общественного мнения в китайском обществе происходит дифференциация политической культуры, обусловленная формированием качественно новых социально-экономических коммуникаций и новых отношений между государством и обществом, а также социально-стратификационными и внешнеполитическими изменениями. Поэтому среди ученых при общей поддержке основной идеи - «построения социализма с китайской спецификой» - нет единства в признании конкретных параметров политической культуры и существующих в китайском обществе социально-политических противоречий [8, с. 75].

Современные исследования взаимосвязи политической культуры и политической системы китайского общества позволяют сделать вывод о том, что политическая культура в Китае выступает определенном способом бытия его политической системы. Разработанные китайскими учеными концепции политической культуры выступают в качестве объясняющей схемы по отношению к политической системе и требуют дальнейшего изучения национальной модели политической культуры Китая в качестве инструмента для интерпретации текущего политического процесса и прогнозирования развития в мировом масштабе [8, с. 76]. В пользу этого вывода говорит и усиление позиций Китая в современном мире, что также обусловливает необходимость дальнейшего изучения её особенностей. Результаты исследования китайской политической культуры формируют основу для дальнейшего анализа социально-политических процессов в современном китайском обществе с целью прогнозирования влияния Китая в межцивилизационном взаимодействии.

Чтобы яснее и отчетливее определить характер нынешней политической культуры китайского общества автором был проведен социологический опрос, в рамках которого было в общей сложности опрошено 728 человек. Среди респондентов оказалось 72 юриста, 68 медиков, 65 преподавателей, 75 бизнесменов, 85 журналистов, 60 водителей, 65 инженеров, 57 художников, 56 писателей и 125 студентов. Опрос был проведен в нескольких провинциях Китая с октября 2015 г. по май 2016 г.

В представленных ниже таблицах отражены в процентах конкретные результаты опроса, в основном подтверждающие приведенные выше аналитические рассуждения и выводы.

вопрос 1: Скажите, пожалуйста, вы понимаете, что такое политическая культура в современном Китае (%)?

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 61,6 36,8 12,1 10,5

медики 41,5 21,7 24,6 12,2

преподаватели 63,2 15,3 14,6 6,9

бизнесмены 36,4 32,5 13,2 17,9

журналисты 56,3 33,5 9,2 1,0

водители 17,3 26,5 39,6 16,6

инженеры 32,8 13,7 25,1 28,4

художники 15,1 25,2 23,6 36,1

писатели 33,7 21,2 24,5 20,6

студенты 35,5 22,6 17,1 24,8

вопрос 2: Скажите, пожалуйста, можно ли говорить о высоком уровене политической культуры в современном Китае (%)?

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 36,2 27,4 18,1 18,3

медики 29,2 18,5 26,4 25,9

преподаватели 52,1 21,2 13,2 13,5

бизнесмены 25,2 23,3 18,3 33,2

журналисты 25,3 13,9 16,4 44,4

водители 22,4 23,2 16,7 37,7

инженеры 32,9 28,7 16,9 21,5

художники 21,9 22,3 16,3 39,5

писатели 23,8 16,2 25,3 34,7

студенты 27,2 19,3 31,4 22,1

вопрос 3: Скажите, пожалуйста, политическая культура Китая оказывает определенное влияние на вашу личную жизнь (%)?

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 33,2 22,1 23,6 21,1

медики 19,6 26,3 26,9 27,2

преподаватели 35,3 21,7 18,4 24,6

бизнесмены 26,5 21,3 25,2 27,0

журналисты 24,8 26,9 33,2 15,1

водители 22,8 23,2 24,6 29,4

инженеры 33,1 21,7 25,8 19,4

художники 24,3 25,8 16,9 33,0

писатели 27,1 26,3 23,2 23,4

студенты 16,2 19,8 27,3 36,7

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 31,5 36,2 16,2 16,1

медики 26,2 28,4 25,2 20,2

преподаватели 32,6 27,6 22,5 17,3

бизнесмены 31,3 26,5 28,5 13,7

журналисты 31,5 29,8 26,2 12,5

водители 19,3 21,6 28,5 30,6

инженеры 23,6 22,1 29,6 24,7

художники 22,6 27,3 29,5 20,6

писатели 26,1 25,4 23,7 24,8

студенты 22,2 23,6 38,3 15,9

вопрос 5: Скажите, пожалуйста, политическая культура Китая оказывает влияние на современную политическую реформу Китая (%)?

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 32,1 33,6 21,3 13,0

медики 34,6 25,4 16,7 23,3

преподаватели 23,6 21,3 28,9 26,2

бизнесмены 35,8 27,6 23,1 13,5

журналисты 36,8 22,3 25,7 15,2

водители 33,2 27,6 28,2 11,0

инженеры 32,7 29,2 24,5 13,6

художники 32,3 21,9 23,5 22,3

писатели 28,9 26,7 32,6 11,8

студенты 23,8 28,2 19,9 28,1

вопрос 6: Скажите, пожалуйста, традиционные китайские философские и религиозные идеи (конфуцианство, даосизм и др.) оказывали влияние на формирование политической культуры Китая и её современное развитие (%)?

вопрос 4: Скажите, пожалуйста, политическая культура Китая оказывает влияние на экономическое развитие Китая (%)?

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 36,2 21,3 28,6 13,9

медики 27,5 24,6 29,3 18,6

преподаватели 29,6 22,5 28,3 19,6

бизнесмены 28,5 24,8 32,1 14,6

журналисты 25,4 26,1 26,9 21,6

водители 19,2 26,3 26,5 28,0

инженеры 33,7 24,4 25,3 16,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

художники 19,8 12,5 27,2 40,5

писатели 17,6 21,9 28,3 32,2

студенты 26,2 23,2 15,6 35,0

вопрос 7: Скажите, пожалуйста, политическая культура Китая является решающим фактором дальнейшего развития китайского общества (%)?

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 32,1 27,1 25,3 15,5

медики 29,3 24,2 23,1 23,4

преподаватели 26,2 26,5 27,5 19,8

бизнесмены 23,1 24,7 39,6 12,6

журналисты 26,4 22,3 29,6 21,7

водители 19,8 23,1 26,3 30,8

инженеры 25,2 23,7 25,6 25,5

художники 21,7 23,5 24,1 30,7

писатели 19,2 21,3 23,6 35,9

студенты 23,5 21,2 26,3 29,0

В заключение уместно резюмировать, что проведенный анализ позволил осветить характеристики и специфику китайской политической культуры, которая во многом определяется историческими традициями в политическом поведении людей. Китай на протяжении многих веков развивался не столько на основе правовых законов, сколько посредством идеологического воспитания и активной роли государственной власти и всей политической системы. Поэтому идеологические и политико-культурные ценности занимали и продолжают занимать ключевое место в системе политической власти. Эти ценно-

вопрос 8: Скажите, пожалуйста, развитие политической культуры Китая будет оказывать влияние на политическую стабильность страны (%)?

вопрос 9: Скажите, пожалуйста, развитие политической культуры Китая будет оказывать влияние на внешнюю политику страны (%)?

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 23,5 37,6 23,6 15,3

медики 26,4 33,7 21,5 18,4

преподаватели 29,3 25,1 21,2 24,4

бизнесмены 28,6 33,5 23,5 14,4

журналисты 22,9 26,4 23,9 26,8

водители 23,4 22,1 26,4 28,1

инженеры 27,9 26,3 29,9 15,9

художники 24,5 26,2 24,2 25,1

писатели 19,6 18,2 26,3 35,9

студенты 22,9 25,3 27,3 24,5

Респонденты Полностью согласен Частично согласен Нейтраль-но Не согласен

юристы 38,6 26,3 23,2 11,9

медики 34,8 23,5 21,5 20,2

преподаватели 29,5 27,5 29,6 13,4

бизнесмены 29,1 28,6 31,2 11,1

журналисты 23,6 19,2 26,3 30,9

водители 26,5 24,3 24,2 25,0

инженеры 23,7 22,8 37,5 16,0

художники 15,2 21,5 35,1 28,2

писатели 19,3 15,8 21,3 43,6

студенты 21,6 16,3 25,9 36,2

сти формировались на протяжении многих веков и повлияли на различные течения политической и философской мысли, идеологии и традиций народа. В китайской политической модели политическая культура играет ключевую роль, особенно

в снижении социально-политической напряженности, неизбежно возникающей в ходе существенных экономических преобразований. Именно поэтому власти КНР уделяют большое внимание ее изучению и развитию.

список литературы:

[1] Анохина В.В. Культурные традиции и парадоксы модернизации современного Китая // Весшк БДУ. Сер. 3. - 2009, № 1. - С. 41-58.

[2] Гавров С. Н. Политическая культура // Социокультурная антропология: история, теория, методология. Энциклопедический словарь. - М.: Академический проект, Константа, 2012. - С. 733-740.

[3] Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход. - М.: ИП Глущенко В.В., 2008. -160 с.

[4] Гуляихин В. Н. Архетипы политической культуры российских граждан // Социодинамика. - 2013, № 1. - С. 153-170.

[5] Мельников А.П. Политическая культура Китая // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 1, Фiласофiя. Палггалопя. Сацыялопя. - 2012, № 1. - С. 76-81.

[6] Переломов Л.С. Раннее конфуцианство и легизм в политической культуре современного Китая // Китайская философия и современная цивилизация: сб. статей. - М.: Восточная литература, 1997. -157 с.

[7] Пожидаева А. Разные лица китайцев // Гермес. - 2009, № 6. - С. 75-77.

[8] Чжао Мэн. Политическая наука и реформа политической системы КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2010, № 3. - С. 72-77.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.