Научная статья на тему 'Особенности подготовки водителей боевых колёсных машин в полевых условиях'

Особенности подготовки водителей боевых колёсных машин в полевых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / БОЕВЫЕ КОЛЕСНЫЕ МАШИНЫ / TRAINING OF DRIVERS / WHEELED FIGHTING VEHICLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабин Игорь Петрович, Малолетнев Александр Валерьевич, Пономарев Сергей Юрьевич, Дружинин Андрей Львович

Предложен вариант подготовки водителей колесной техники в полевых условиях при получении в подразделениях новых образцов вооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жабин Игорь Петрович, Малолетнев Александр Валерьевич, Пономарев Сергей Юрьевич, Дружинин Андрей Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MODERN WHEELED FGHTNG VEHICLES DRIVERS DURING ACCOMPLISHMENT OF MISSIONS BY THE MILITARY UNIT BEING OUT OF THE UNIT’S PERMANENT DISPOSITION

The variant of training course intended to retrain tracked vehicle driver-mechanics to deal with wheeled fighting vehicles equipped with the new weapon type during accomplishment of missions by the military unit being out of the unit’s permanent disposition is given in the paper

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки водителей боевых колёсных машин в полевых условиях»

Features of operators training in anti-tank missile system with automatic aiming on target were reviewed. It showed limited possibility of existing simulators to organize effective operators training in this system. It is offered to use customized approach (close to reality) in operators training process.

Key words: anti-tank missile system operator, simulator, automatic target tracking.

Zhabin Igor Petrovich, candidate of technical sciences, docent, head of a department, jip61@rambler. ru, Russia, Tula, JSC «KBP»,

Emelyanov Alexey Vladimirovich, candidate of technical sciences, docent, alex-77-71 @mail.ru, Russia, Voroneg, MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A.Gagarin Air Force Academy»,

Blinov Sergey Andreevich, head of a burro, blinoff818 7sa@yandex. ru, Russia, Tula, JSC «KBP»

Zhabin Artem Igorevich, engineer, zhabinartem 71 @yandex. ru, Russia, Tula, JSC «KBP»

УДК 629.3.072.8

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ БОЕВЫХ КОЛЁСНЫХ МАШИН В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

И.П. Жабин, А.В. Малолетнев, С.Ю. Пономарев, А. Л. Дружинин

Предложен вариант подготовки водителей колесной техники в полевых условиях при получении в подразделениях новых образцов вооружения.

Ключевые слова: подготовка водителей, боевые колесные машины.

Изменившаяся в последние два десятилетия геополитическая обстановка, частое возникновение локальных военных конфликтов в различных регионах планеты и необходимость противодействия международному терроризму потребовали от руководства большинства стран пересмотра взглядов на основные положения теории ведения боевых действий и организационного строительства вооруженных сил. Высокая мобильность армейских и специальных подразделений, способных своевременно прибыть в зону повышенной напряженности, является одним из важнейших факторов, способствующих быстрой реакции на изменение военно-политической ситуации и ликвидации очага угрозы.

Как правило, такими средствами доставки являются боевые колёсные автомобили, принятые на вооружение в последние годы. Обладая улучшенными тактико-техническими характеристиками, они поступают в различные подразделения армии и силовых ведомств. Повышенные технические возможности позволяют их применять в широком спектре задач как

131

для перевозки личного состава и боеприпасов, так и для использования в качестве базовой машины для отдельных видов вооружения, используемых как в сухопутных войсках, так и в других силовых ведомствах. Чтобы реализовать все положительные качества автомобиля, необходимо подготовить водителя, который мог бы грамотно эксплуатировать и обслуживать вверенную ему технику.

Важным фактором является качественная и быстрая подготовка водителей колёсных боевых машин. Как правило, эти автомобили приходят на смену гусеничным машинам, поэтому подготовка (переподготовка) механиков-водителей должна производиться на образцах вооружения в подразделениях, на вооружение которых поступают новые боевые колёсные машины. Обучение может производиться в момент выполнения либо подготовки к выполнению боевых задач подразделением, и бывшим механикам-водителям приходится переучиваться в водителей колёсной техники, проходя обучение на базе своего подразделения в полевых условиях при отсутствии штатных автодромов на новых автомобилях, поступивших в часть.

Перед началом обучения необходимо отобрать из числа механиков-водителей кандидатов, имеющих удостоверение на право управления автомобилем категории «С». Оставшихся водителей целесообразно подбирать из числа обучаемых, имеющих удостоверение на право управления транспортными средствами категории «В».

Перед началом практического обучения вождению и эксплуатации машины необходимо провести теоретический курс по назначению и общему устройству узлов и агрегатов, входящих в состав автомобиля, а также основных органов управления и порядку проведения контрольного осмотра. Это будет способствовать знакомству с автомобилем, преодолению чувства неуверенности перед началом обучения практическому вождению.

Вождение организовывается на временных (полевых) автодромах, оборудуемых вблизи расположения подразделения на подходящих для этого площадях.

Автодром является основной учебной базой для отработки навыков вождения автомобиля согласно программе подготовки водителей. В первую очередь на автодроме должны быть созданы условия для вождения автомобилей по ограниченным проездам и для преодоления ими препятствий. Для сооружения автодрома требуется земельный участок с хорошими подъездными путями. При выборе участка для автодрома учитывают: удаление от места расположения парка машин, рельеф местности, несущую способность почвы, сохранность окружающей среды. Важным принципом при планировании автодрома является исключение возможности несчастных случаев. Территория автодрома должна быть отгорожена деревьями или крупнорослым кустарником.

При проведении разметки автодрома необходимо учитывать, что площадки для отработки различных упражнений должны располагаться на небольших дистанциях и по возможности иметь общие границы, обозначенные подручным материалом (песок, камень, дерево). Общий вид оборудованной площадки для отработки практических навыков вождения представлен на рис. 1.

При оборудовании автодрома должны соблюдаться следующие условия:

- ограниченные проезды, препятствия, а также подходы к этим сооружениям необходимо укреплять щебнем, шлаком и другими материалами;

- устройство ограниченных проездов должно допускать возможность быстрого изменения их ширины;

- для обозначения каждого упражнения или препятствия используются специальные стойки (вешки).

Рис. 1. Общий вид площадки, оборудованной для занятий по практическому вождению

В начале каждого препятствия, прохода, сооружения за два метра справа или слева по направлению движения автомобилей устанавливаются стойки высотой сто семьдесят сантиметров. К стойкам в их верхней части могут прикрепляться металлические круги диаметром тридцать сантиметров, окрашенные с обеих сторон в белый цвет. По периметру круга наносят красную полосу шириной три сантиметра. В середине круга чёрной краской проставляют порядковый номер сооружения согласно схеме автодрома. К стойке под кругом прикрепляют табличку размером двадцать на тридцать сантиметров, окрашенную в жёлтый цвет.

133

На табличке указывают схему сооружения и основные его размеры, сооружения автодрома должны иметь соответствующие элементы, форму и размеры.

Планировка автодрома согласно нормативным документам должна включать:

- искусственный подъём;

- участок для движения в ограниченном пространстве передним и задним ходом;

- площадку упражнения «Парковка задним ходом»;

- площадку упражнения «Змейка»;

- площадку упражнения «Бокс»;

- площадку упражнения «Разворот в ограниченном пространстве»;

- разметочное оборудование.

Все сооружения автодрома должны быть простыми по устройству. Траектория движения по заданному маршруту обеспечивается путём установки разметочных стоек и конусов. Оборудование автодрома должно обеспечивать на занятиях по практическому вождению колесных боевых машин:

- возможность обучения простейшим приёмам вождения;

- возможность группового обучения;

- подготовку водителей для действий в критических ситуациях;

- движение на высокой скорости;

- безопасность обучаемых при их обучении.

Для этого автодром должен быть оснащён специальным оборудованием для обеспечения учебного процесса. Для подготовки водителей по программе обучения управлению автомобилем в различных условиях (при сужении проезжей части, на поворотах, скользкой дороге и т.д.) на автодромах строят специальные учебные трассы, состоящие из нескольких учебных упражнений. Отдельные дорожные факторы могут имитироваться с помощью специальных устройств. Скользкая дорога имитируется с помощью специального покрытия с коэффициентом сцепления не более 0,2. Номенклатура дорог автодрома должна определяться типами дорог, на которых предстоит обучать водителей, программой подготовки водителей, техническими характеристиками используемых для обучения автомобилей.

На основании анализа наиболее характерных маршрутов движения автомобилей определяется перечень имитируемых дорожных ситуаций, которые классифицируются по условиям их моделирования на автодроме.

Ситуации, моделируемые путём прямой и косвенной сигнализации водителю: о необходимой последовательности его действий при изменении скорости движения, внезапной смены направления движения, группо-

134

вом взаимодействии автомобилей, экстренном торможении. Моделирование подобных ситуаций осуществляется при помощи средств радиосвязи и соответствующих сигнализаторов и указателей на автодроме.

Ситуации, моделируемые путём соответствующего обустройства проезжей части и обочины: движение по скользкой дороге; съезд на заниженную обочину; движение в условиях ограниченной видимости; ослепление водителя светом фар встречных транспортных средств. Моделирование подобных ситуаций может осуществляться: путём покрытия площади материалом с коэффициентом сцепления равным 0,1...0,2; специального оборудования обочины; использование дождевальных установок, парогенераторов для создания искусственного тумана, прожекторов.

Ситуации, моделируемые при помощи стационарного и переносного оборудования, устанавливаемого на автодроме: попадание колеса в глубокую колею, стабилизация автомобиля после отрыва колеса от поверхности дороги, внезапное изменение траектории движения автомобиля. Моделирование этих ситуаций может осуществляться с помощью имитаторов колеи, «трамплинов».

Ситуации, моделируемые с помощью помех, постоянно находящихся на проезжей части: объезд неподвижного препятствия при движении по прямой и на поворотах, выполнение разворотов в ограниченном пространстве, скоростное маневрирование. Моделирование осуществляется с помощью разметки на покрытии и установки специальных устройств, имитирующих помехи в определённых местах проезжей части.

Ситуации, моделируемые с помощью подвижных помех, заранее устанавливаемых на проезжей части либо внезапно возникающих на ней: неожиданный выезд автомобиля со стоянки; неожиданный выезд автомобиля из-за неподвижного препятствия; неожиданное появление пешехода на проезжей части из-за объекта; выполнение обгона; встречный разъезд. Моделирование подобных ситуаций может осуществляться с помощью специальных транспортных средств, а также электромеханических устройств, обеспечивающих внезапное появление на проезжей части манекенов движущихся транспортных средств и манекенов пешеходов.

Моделирование внезапно возникающих неисправностей автомобилей может осуществляться с помощью специальных устройств, устанавливаемых непосредственно в учебном автомобиле: попадание в занос при проколе шины или неисправностях тормозов; отказ рулевого управления

Таким образом, должное обустройство автодрома и оборудование его специальными техническими средствами обеспечивает выработку у водителей необходимой системы знаний по основам безопасного управления автомобилем в современных дорожно-транспортных условиях.

Занятия организуются и проводятся в составе учебного взвода из отобранного личного состава под руководством преподавателя. На учебных местах обучение проводят командиры взводов, отделений, инструкторы по вождению, изучившие руководство по эксплуатации и обслуживанию изучаемого автомобиля.

Машины к занятию готовит, выводит на участок вождения и представляет руководителю занятия офицер или сержант подразделения, от которого выделяются машины учебно-боевой группы, а после вождения он же возвращает машины в парк. Техническое обслуживание машин проводится после вождения с привлечением водившего личного состава.

К практическому вождению обучаемый допускается после теоретического изучения основ движения, правил вождения и эксплуатации машин, отработки установленной последовательности действий для выполнения изученного приема в целом.

Каждое упражнение, как правило, отрабатывается в такой последовательности:

- изучение содержания упражнения, основ движения и правил вождения в объеме упражнения;

- тренировка в действиях механизмами управления на машине без движения;

- практическое вождение машины.

Первое практическое (а затем и последующие) занятие необходимо начинать с контрольного осмотра автомобиля перед началом движения, делая особый упор на наличие масла, охлаждающей и тормозной жидкостей в двигателе, давление воздуха в пневмосистеме, крепление узлов и агрегатов, на подтекание рабочих жидкостей в моторном отсеке. В кабине необходимо особо указать на проверку работоспособности приборов и контрольных ламп, люфт рулевого колеса, проверку рабочей тормозной системы. При проведении контрольного осмотра водителем необходимо наблюдать, как обучаемый усвоил материал и ориентируется в нахождении нужных узлов двигателя, знает места контрольных проверок: где находится масляный щуп, бачок с охлаждающей жидкостью, места открытия колёсных кранов. Необходимо учитывать, как он ориентируется в отражении информации датчиков и ламп на приборной панели. Только убедившись в том, что обучаемый уяснил порядок действий при проведении контрольного осмотра и запомнил расположение датчиков и указателей на панели приборов, его можно допускать к выполнению подготовительного практического упражнения.

На занятиях по практическому вождению обучаемые должны быть в спецодежде с противогазами и иметь при себе: документ, удостоверяющий личность, удостоверение классного специалиста, индивидуальную книжку учета вождения транспортных средств категории «С».

Обучаемые на занятиях по вождению обязаны:

- знать и выполнять порядок, установленный на автодроме;

- соблюдать меры безопасности при вождении машин и на учебных местах;

- выполнять указания преподавателя (инструктора);

- начинать движение только по командам руководителя занятия (инструктора) и двигаться по маршруту выполняемого упражнения;

- объезжать остановившиеся на маршруте машины и двигаться задним ходом только с разрешения преподавателя (инструктора);

- в случае вынужденной остановки на маршруте немедленно доложить по радио руководителю занятия о причине остановки и местонахождении машины;

- производить посадку и выходить из машины на исходной линии только по командам руководителя занятия;

- бережно относиться к автомобилю;

- по окончании вождения доложить руководителю занятия о результатах выполнения упражнения и техническом состоянии машины.

Подготовительное упражнение можно проводить на необорудованных площадках либо в автопарке, на стоянке машин. Оно включает в себя комплекс мероприятий, позволяющих обучаемому почувствовать работу машины и её узлов и агрегатов, проследить за показаниями датчиков и контрольных ламп.

Заведя машину, обучаемый педалью газа изменяет обороты двигателя и наблюдает за изменением показателей на тахометре, наблюдает изменение давления масла в системе, переключая рычаг указателей поворота, наблюдает за работой реле и сигнальных ламп, за работой пневмосистемы в автоматическом режиме, доводя давление воздуха в колёсах до нужного давления исходя из условий движения: производит те действия, которые он будет делать в дальнейшем при эксплуатации машины. Если обучаемый совершает все вышеперечисленные действия уверенно, то он допускается до учебных упражнений в движении.

Выполнение учебных упражнений производится по этапам:

- движение вперёд и назад с остановкой в указанном месте (рис. 2);

- разворот в ограниченном пространстве;

- движение с изменением направления - «змейка» (рис. 3);

- проезд колейного моста;

- заезд в бокс;

- параллельная парковка;

- подъём на эстакаду с остановкой и продолжением движения;

- заезд в окоп передним и задним ходом;

- скоростной участок.

Дополнительно оборудуются участки для движения в сложных условиях с использованием блокировок межколесного и межосевого дифференциала: ров шириной 3 м и глубиной до 1,5 м, стенка высотой до 40 см, ров (окоп) шириной 50 см. Учебные места целесообразно располагать в непосредственной близости друг от друга.

-> Движение вперед по прямой

----> Движение задним ходом по прямой

Рис. 2. Площадка для отработки движения по прямой и задним ходом

Рис. 3. Площадка для отработки упражнения «змейка» и «разворот в ограниченном пространстве»

138

После того как обучаемые добились качественного и быстрого выполнения вышеперечисленных упражнений, необходимо переходить к выполнению упражнений в комплексе.

Хорошее развитие навыков при отработке учебных упражнений дает совместное (комплексное) выполнение следующих упражнений: «змейка» и «разворот в ограниченном пространстве», с возвращением в исходное положение через предыдущее упражнение - «змейка».

При комплексном выполнении упражнений развиваются и нарабатываются моторика рук и глазомер, обучаемый привыкает к габаритам машины, стараясь на высокой скорости огибать препятствия.

Совмещая в начале два-три упражнения, к концу обучения отрабатывают как единое целое весь комплекс упражнений. На этом заканчивается одиночная подготовка водителей.

Обучение водителей движению в составе подразделения можно разделить на два этапа:

- движение в составе взвода (3 машины);

- движение в составе роты (6 машин и более).

На первом этапе обучение производится под руководством командира взвода штатного подразделения на малых скоростях и увеличенных дистанциях с управлением по радиосвязи. Отрабатываются вопросы: движения по прямой, остановка в указанном месте, развёртывание на рубеже открытия огня. На втором этапе отрабатываются те же вопросы, но под руководством командира роты в составе штатного подразделения. По мере увеличения боевой слаженности подразделения скорости могут увеличиваться, а дистанции уменьшаться.

Водители по окончании подготовки должны:

- изучить основы движения и правила вождения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- освоить приемы управления машинами и выработать навыки по преодолению искусственных и естественных препятствий, вождению машин днем и ночью в условиях, соответствующих времени обучения (зима или лето);

- получить навыки для действий в походном, предбоевом и боевом порядках подразделения;

- в конце обучения сдать испытания, соответствующие классной квалификации водителя 3-го класса.

Таким образом, на вновь поступающие образцы колёсных боевых машин возможно обучение (переподготовка) водителей, отобранных из числа механиков-водителей гусеничных машин и водителей, имеющих удостоверения на право управления транспортным средствами категории «В» и «С». Организация учебного вождения в составе подразделения на полевых автодромах целесообразна с привлечением штатной техники учебно-боевой группы в режиме подготовки подразделений к выполнению боевых и учебно-боевых задач. Сроки подготовки зависят от двух основ-

139

ных факторов: укомплектованности подразделений штатными механиками-водителями, имеющими удостоверения механика-водителя, и водителями, имеющими удостоверения на право управления транспортными средствами категории «В» и «С», и возможности быстрого оборудования полевого автодрома, удовлетворяющего требованиям по технической оснащенности. Быстрота и необходимое качество обучения водителей позволит подразделению выполнять поставленные задачи по переходу на новую колесную технику в кратчайшие сроки.

Список литературы

1. Курс вождения боевых машин (КВБ и СМ СВ-2011).

2. Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С», утверждённая приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408.

3. Методические рекомендации по доподготовке военных водителей транспортных средств категории «С» в организациях ДОСААФ России.

Жабин Игорь Петрович, канд. техн. наук, доц., начальник отдела, jip61@rambler.ru, Россия, Тула, АО «КБП»,

Малолетнев Александр Валерьевич, ведущий инженер, maloletnev23@mail. ru, Россия, Тула, АО «КБП»,

Пономарев Сергей Юрьевич, инженер 2-й категории, khkedr atula. net, Россия, Тула, АО «КБП»,

Дружинин Андрей Львович, канд. техн. наук, доц., ведущий инженер, khkedra tula.net, Россия, Тула, АО «КБП»

TRAINING OF MODERN WHEELED FIGHTING VEHICLES DRIVERS DURING ACCOMPLISHMENT OF MISSIONS BY THE MILITARY UNIT BEING OUT OF THE

UNIT'S PERMANENT DISPOSITION

I.P. Zhabin, A. V. Maloletnev, S. Y. Ponomarev, A.L. Druzhinin

The variant of training course intended to retrain tracked vehicle driver-mechanics to deal with wheeled fighting vehicles equipped with the new weapon type during accomplishment of missions by the military unit being out of the unit's permanent disposition is given in the paper

Key words: training of drivers, wheeledfighting vehicles

Zhabin Igor Petrovich, candidate of technical sciences, docent, head of a department, _iip6iarambler. ru, Russia, Tula, JSC «KBP»,

Maloletnev Aleksandr Valer^evich, engineer, maloletnev23@mail. ru, Russia, Tula, JSC «KBP»,

Ponomarev Sergey Yurevich, engineer, khkedr@ tula.net, Russia, Tula, JSC «KBP»,

Druzhinin Andrei Lvovich, candidate of technical sciences, docent, engineer, khkedratula. net, Russia, Tula, JSC «KBP»

УДК 123.419; 371

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРЕЛЬБЫ ПУШЕЧНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ЗРПК «ПАНЦИРЬ-С1»

С.Д. Журавлев, С.С. Чернецов, Ю.С. Цуканов

Дан анализ пушечного вооружения существующих зенитных комплексов в борьбе со средствами воздушного нападения, которые представляют актуальную угрозу для прикрываемых войск и объектов. Приведен опыт борьбы с указанными целями зенитной артиллерии существующих комплексов, а также предложения по повышению эффективности подготовки расчетов к стрельбе. Даны рекомендации по назначению дополнительных режимов работы ЗРПК «Панцирь-С 1» при стрельбе зенитными автоматами; по организационно-технологическим мерам в подготовке расчетов боевых машин к стрельбе; по содержанию и технологии проведения регламент-но-настроечных работ при подготовке их к стрельбе пушечным вооружением комплексов.

Ключевые слова: зенитная артиллерия, эффективность стрельбы, регламентные работы.

1. Отечественный и зарубежный опыт стрельбы зенитной артиллерией

В то время как ракетные системы в течение последних десятилетий вытесняли пушки в задачах ближней ПВО, прогресс в системах защиты авиации, радиоэлектронном противодействии и системах с малыми признаками заметности заставил вновь серьезно задуматься о достоинствах зенитных пушек.

Ракеты стали основным средством борьбы с традиционными воздушными целями, по сути, заменив в этой роли пушки. Однако их эффективность не очевидна при стрельбе по малоразмерным, малоскоростным, низколетящим и внезапно появляющимся целям, к которым можно отнести тактические БЛА, самолеты, вертолеты, БЛА, летающие на предельно малых высотах и использующие для скрытного подлета к объекту атаки рельеф местности (русла рек, ущелья и т.д.).

Прогресс в схемо- и системотехнике при построении систем управления огнем (СУО), дальнометрирование, усовершенствованные боеприпасы качественно изменили пушки: вместо «тупых» имеем высокоточные системы уничтожения целей, конкурирующие с ракетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.