Научная статья на тему '\ стартап \ виртуальный бой'

\ стартап \ виртуальный бой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ стартап \ виртуальный бой»

\ СТАРТАП \

Виртуальный бой

Компьютерные игры вдохновили Николая Ильинского на создание тренажеров, имитирующих работу экипажей настоящих боевых машин

Николай ИЛЬИНСКИЙ,

гендиректор ООО «Производственная фирма «Логос»

Иван ЯКУБОВ

Производственная фирма «Логос», созданная выпускником МИФИ Николаем Ильинским, кандидатом технических наук, лауреатом премии правительства РФ в области науки и техники, занимается созданием тренажерных технологий с 1993 года. «Началось все с создания компьютерных игр-стрелялок, — вспоминает Николай Ильинский. — И как-то на одном из военных заводов пришла идея разработать тренажер для БМП-2. Это была первая работа, которая нас привела в отрасль тренажеростроения». За 15 лет коллектив компании разработал целый ряд тренажеров для выпускаемых в России танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и многоосных специальных колесных шасси. Продукция военно-технического назначения принята Минобороны РФ и с 2001 года поставляется по линии ФГУП «Рособоронэкспорт» в разные страны.

Производственная фирма «Логос» начинала с обычных тренажеров, которые учили бойцов стрельбе или вождению. Однако такие тренировки не имели связи с реальным миром. С развитием фирмы ее специалисты смогли скоординировать видеоряд с действиями обучающегося,

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102*2010

и последний наконец-то стал непосредственным участником разыгрываемых на экране ситуаций. Как результат, компания создала тренажеры ближнего боя, которые позволяют отрабатывать слаженность нескольких мотострелковых и танковых подразделений при выполнении операции. Вести бой на виртуальном полигоне может и обычная пехота, и группа военной техники с применением авиации и артиллерии. В одном сражении могут участвовать до 30 экипажей бронетехники.

Тренажер, позволяющий отрабатывать действия командира и наводчика боевой машины пехоты, полностью воспроизводит рабочие места экипажа настоящей БМП. Использовано программное обеспечение, разработанное компанией «Логос», которое дает высококачественное графическое отображение поля боя и объектов на нем — от боевой техники до растительности. Зачастую рисуют с фотографий реальной техники и объектов, что позволяет достигнуть необходимых уровней достоверности. Причем если в компьютерных играх обычно используют фантастические пейзажи, то на экранах боевых тренажеров, напротив, работают только с реальными территориями и моделями, будь то аэропорты, улицы городов или же военные базы потенциального противника. Устройство позволяет имитировать стрельбу из всего вооружения БМП: 30-миллиметровой пушки 2А42, спаренного пулемета ПКТ, противотанкового ракетного комплекса «Метис». Занимающиеся на тренажере видят результаты своей стрельбы, также отображаемые очень реалистично. «Применение тренажеров в военном деле трудно переоценить, — считает Николай Ильинский. — Ведь стоимость реального обучения на полигонах и цена выстрела из управляемого вооружения достигают десятков и сотен тысяч долларов за единицу. А с помощью наших тренажерных комплексов представители различных родов войск, не выезжая на полигон, могут проводить тренировки, а главное — колоссально экономить средства и не наносить никакого ущерба природе». На одной из выставок разработки «Логоса» заинтересовали столичного градоначальника

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

\ГРАНИТ НАУКИ \

Юрия Лужкова, который предложил Николаю Ильинскому создать тренажер для автобусов. Так, благодаря поддержке мэрии Москвы фирма стала активно разрабатывать тренажеры для обучения водителей муниципального пассажирского транспорта. Характерная черта таких устройств, унаследованная от военных разработок, — соблюдение жестких требований по имитации кабины водителя, моделированию систем и агрегатов автомобиля. В том же году была поставлена первая партия в ГУП «Мосгортранс» для обучения вождению автобусов ЛиАЗ-5256 и 6212. В разработке находятся аналогичные тренажеры вождения троллейбуса, трамвая, грузового городского транспорта, включающие систему программной имитации дорожной обстановки в условиях мегаполиса.

Кроме того, компания выпускает тренажер для обучения вождению большегрузных автомобилей. Его преимущество в том, что он создает эффект присутствия в кабине реального движущегося автомобиля с максимальным приближением обстановки к условиям работы водителя настоящего КамАЗа, УРАЛа или МАЗа. При этом процесс обучения идет без расходования горюче-смазочных материалов и использования машин, а кроме того, даже самые рискованные маневры абсолютно безопасны.

Сама кабина установлена на динамической платформе, снабженной для имитации процесса движения гидроприводами. Они обеспечивают наклон при движении по косогору, воспроизводят колебания во время преодоления пересеченной местности и реакцию, характерную для отрицательного ускорения при торможении. Если обучаемый допускает ошибку при управлении, тренажер ее тут же фиксирует. Все происходящее отображается на экране компьютера инструктора, вне кабины. На одном из таких тренажеров «покатался» даже президент России Дмитрий Медведев во время визита в МИФИ в июле 2008 года.

Сейчас компания завершает разработку электронного автодрома на базе GPS-навигации, который поможет исключить человеческий фактор при сдаче экзамена вождения на площадке. «Обучающийся садится в машину, которая снабжена датчиками GPS и на площадке выполняет те упражнения, которые предусмотрены курсом вождения, — объясняет Николай Ильинский. — В августе два таких опытных автодрома поставим в Костроме и Коломне. Думаю, что такие системы станут популярными в России».

Параллельно по заказу концерна «Тракторные заводы» производственная фирма «Логос» ведет разработку симуляторов харвестеров — машин для заготовки леса. В скандинавских странах такие тренажеры уже есть. Николай Ильинский уверен, что его продукция будет лучше и дешевле. «Для таких машин будут выстраиваться специальные математические модели со всей технологической цепочкой заготовки древесины, — рассказывает он. — Если мы разобрались с боевыми машинами, то в этой сфере трудностей не должно быть». Размер выручки глава компании не раскрывает, отмечая лишь то, что цена тренажера легкого автомобиля Renault Logan достигает 400-500 тыс. руб. Боевые тренажеры стоят на порядок дороже, и срок их сборки — 6-9 месяцев. Российский рынок Николай Ильинский называет активно растущим и считает, что в перспективе он будет иметь емкость в несколько десятков миллиардов долларов. Своими главными конкурентами он называет российские заводы, специализирующиеся на тренажеростроении.

15

октября

В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ начинаются занятия по программе МВА-weekend. Она адресована директорам предприятий, их заместителям, руководителям функциональных подразделений, всем менеджерам, желающим развить управленческие навыки. Можно выбрать одну из пяти специализаций: «Маркетинг и управление продажами», «Управление стоимостью компании», «Управление персоналом», «Предпринимательство и управление компанией», «Экономика и финансы». Занятия по пятницам, субботам и воскресеньям с 9.00 до 17.45, всего 23 учебных модуля в течение 2 лет. Программы MBA ИБДА аккредитованы международной ассоциацией АМВА (Association of MBAs). Это единственная российская программа, включенная американским журналом BusinessWeek в рейтинг лучших программ МВА мира. Конкурс на обучение в прошлом учебном году был 1,4 человека на место. Стоимость — 648 тыс. рублей.

ь. ъ. октября

Московская школа управления «Сколково» проводит открытый семинар «Стратегический маркетинг: создание ценности для потребителя». Программа предназначена для менеджеров и директоров по маркетингу крупных и средних компаний, генеральных директоров небольших предприятий. Слушатели смогут получить комплексное представление о разработке и реализации маркетинговой стратегии с учетом рыночных тенденций. Особое внимание уделяется организационным сложностям, динамике развития конкуренции и потенциальным проблемам в работе с клиентами. Основным рабочим инструментом программы станет компьютерная симуляция MarkStrat. — одна из самых популярных в мире маркетинговой деятельности. Занятия проводит профессор Викас Тибревала, автор и руководитель многочисленных семинаров для топ-менеджеров различных отраслей. Стоимость — 3750 евро + НДС 18% за участника.

^ $ октября

Компания «Бизнес-семинары» приглашает на семинар «Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков». Будут рассматриваться следующие вопросы: как должны проводиться налоговые проверки, как обжаловать их результаты, возместить вред, нанесенный неправомочными действиями налоговиков, какие возможны налоговые санкции, какая предусмотрена ответственность за налоговые нарушения, какие существуют способы защиты прав налогоплательщиков при налоговых спорах. Участникам расскажут об особенностях начисления налога на прибыль и расчетов по НДС. Ведут занятия Светлана Герасименко, заместитель начальника управления анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ, Татьяна Завьялова, судья Высшего Арбитражного Суда РФ, Денис Ще-кин и Андрей Никонов, партнеры юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Стоимость — 18 900 руб. без НДС за каждого участника. Аттестованным бухгалтерам выдается сертификат о повышении квалификации в объеме 20 часов.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (102) 2010 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.