Научная статья на тему 'Проектирование автодромов на территории со сложным рельефом'

Проектирование автодромов на территории со сложным рельефом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2126
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОДРОМОВ / ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / SAFETY / DESIGNING CIRCUITS / DRIVER TRAINING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кривякина Светлана Сергеевна, Пышный Владислав Александрович

Рассмотрен метод проектирования автодрома в заданной местности, с ограниченной территорией. Представлен новый подход к проектированию автодромов, приводящий к минимизации расходов и оптимизации использования территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кривякина Светлана Сергеевна, Пышный Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING CIRCUITS IN AREAS WITH DIFFICULT TERRAIN

An overview of the design of an airport in a given area, with a limited area is considered. A new approach to the design of circuits, leading to minimize costs and optimize the use of the territory is presented.

Текст научной работы на тему «Проектирование автодромов на территории со сложным рельефом»

УДК 656.13

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОДРОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ СО СЛОЖНЫМ РЕЛЬЕФОМ

С.С. Кривякина, В.А. Пышный

Рассмотрен метод проектирования автодрома в заданной местности, с ограниченной территорией. Представлен новый подход к проектированию автодромов, приводящий к минимизации расходов и оптимизации использования территории.

Ключевые слова: безопасность движения, проектирование автодромов, подготовка водителей.

В настоящее время одной из важных проблем современности является проблема безопасности дорожного движения и его эффективности. В связи с этим необходимо искать пути решения столь важной проблемы. Человек играет важнейшую роль в системе "водитель - автомобиль - дорога - среда", и безопасность дорожного движения, в первую очередь, зависит от уровня подготовки и опыта вождения. Таким образом, в первую очередь, необходимо обеспечить будущего водителя необходимой информацией для надежного управления транспортным средством и снижения уровня аварийности на дорогах и улицах.

В большинстве случаев одними из причин аварийности являются низкая профессиональная подготовка и качество обучения водителей. По статистике, каждое третье ДТП совершается водителями со стажем управления до 3 лет, из них еще 40 % - водителями-первогодками. Таким образом, необходимо найти новый подход к системе подготовки водителей и усилить контроль при сдаче экзамена на получение прав.

Чаще всего, низкий уровень профессиональной подготовки водителей является основной причиной дорожно-транспортных происшествий по вине владельцев индивидуальных транспортных средств. Одним из основных факторов, влияющих на компетентность водителя, является приобретение практических навыков, а это зависит от технической укомплектованности автодромов, профессионализма преподавателей, недостаточного количества часов, выделенных на практическое обучение вождения и т.д.

По определению, автодром - это закрытая от дорожного движения площадка, оснащенная техническими средствами в соответствии с целями ее использования и проводимыми на ней мероприятиями. Автодром для обучения вождению является прежде всего плацдармом для получения и закрепления учащимися автошколы практических навыков вождения автомобиля.

В соответствии с ПДД РФ первоначальное обучение вождению проводится именно на закрытом автодроме, который должен включать в себя места для изучения правил и основ вождения, участки с организацией дорожного движения (проезжие части), оборудованные дорожными знаками и светофорами, а также специальные сооружения, такие, как препятствия и заграждения, пешеходные переходы и др. [1].

В настоящее время актуальна проблема создания автодромов: поскольку согласно новым правилам и требованиям проектирования автодромов необходимо найти большее количество места для строительства, что является трудностью, приходится использовать территории со сложным рельефом. В данном исследовании реализуем возможность построения модели проекта автодрома на территории с сложным рельефом при условии минимизации затрат, благодаря использованию находящихся на территории объектов.

В соответствии с требованиями к автошколам [2] закрытая площадка для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование. Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 ... 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается. Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. г. В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.

В целях имитации реальных условий движения площадка должна быть оборудована такими элементами, как перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями:

ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие

технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование [2].

Согласно правилам и требованиям по проектированию автодромов их площадь должна составлять не менее 2400 м2. Территория, рассматриваемая авторами для строительства автодрома, имеет площадь 5000 м . Для исследования данной территории были сделаны снимки с беспилотного летательного объекта (рис. 1).

Рис. 1. Вид сверху на исследуемую территорию

Как видно из рис. 1, на этой территории были размещены постройки, от которых остались крупногабаритные строения, такие, как бетонное строение высотой 2 м, длиной 44 м. шириной 8 м.; подъем длиной 16 м, шириной 4 м; опалубка незавершенного строения, состоящая из балок, шириной 10 м, длиной 47 м.

Для проектирования автодрома необходимо было комплексно решить следующие задачи:

1) соблюсти все нормы, стандарты, требования, выдвигаемые для автодромов нового типа;

2) спроектировать автодром, используя существующие строения, как базовые конструкции для определенных упражнений;

3) спроектировать автодром для выполнения всех видов упражнений транспортными средствами категорий А, В, С в общем количестве не менее 2 и не более 4;

4) учесть возможность поэтапного создания комплекса автодрома при условии нормального функционирования при первоначальном и последующем строительстве.

Исходя из данных задач, проектирование проводилось таким образом (рис. 2), чтобы использовать те строения, которые находятся на исследуемой территории как элементы автодрома, в соответствии с определенными размерами и свободным от уже установленных объектов пространством, а именно строение с уклоном (подъемом) используем как эстакаду для выполнения упражнений, фундаментальные постройки станут главной дорогой и многоуровневой парковкой.

Рис. 2. Схема размещения элементов автодрома с размерами

Одна из поставленных при проектировании задач представляет несомненное преимущество - возможность создания автодрома в 3 этапа с целью его улучшения последующего совершенствования. При этом на каждом этапе автодром может полноценно функционировать согласно требованиям [2]. Каждый новый этап является развитием его функциональный возможностей, благодаря чему стандартный автодром возможно реорганизовать в автомобильный городок с использованием интеллектуальных управляющих, контролирующих и обучающих систем.

На первом этапе основными проектируемыми (создаваемыми) элементами являются (рис.3):

эстакада, на которой начинающие водители смогут отрабатывать определенные упражнения;

проезд пешеходного перехода - 3 элемента,

«змейка» - спроектировано два различных упражнения типа «змейка»: участок дороги с большими радиусами поворотов и имитация кривизны с помощью расставленных «фишек»;

проезд регулируемого перекрестка - на первом этапе сымитирован проезд т-образного перекрестка, на втором и третьем х-образного; поворот на 90 градусов;

«восьмерка» - упражнение может быть использована для транспортных средств категорий А и В; полоса разгона; аварийная остановка; въезд в бокс;

параллельная парковка задним ходом; проезд железнодорожного переезда.

I Э1ЛГ

Рис. 3. Схема размещения элементов автодрома. Этап I

На втором этапе строительства автодрома будут введены в эксплуатацию следующие элементы (рис. 4):

дорога с тремя полосами движения, позволяющая имитировать движение и выполнение маневров на магистральной трассе;

реализованы следующие упражнения на ней: «старт» (из двух полос), «проезд в ограниченном пространстве» (упражнение, позволяющее имитировать проезд по участкам дорог в условиях проведения ремонтных и строительных работ); «полоса разгона».

На заключительном этапе будет построена многоуровневая парковка (рис. 5), которая позволит водителям научиться маневрировать на ограниченной территории и полностью имитировать заезд на существующие в развитых городах многоуровневые парковки, активно появляющиеся в настоящее время.

Рис. 4. Схема размещения элементов автодрома. Этап II

Рис. 5. Схема размещения элементов автодрома. Этап III

Данный проект автодрома может значительно сэкономить затраченные средства, позволяет реализовать проект в несколько этапов, не теряя своей функциональности. В дальнейшем предполагается создание системы интеллектуального управления и трехмерной модели автодрома для компьютерной визуализации, с помощью которых автошкола сможет усилить контроль за выполнением упражнений и представлять их выполнение виртуально, что позволит значительно улучшить подготовку начинающих водителей и снизить количество дорожно-транспортных происшествий.

Список литературы

1. Добрица В.П., Макенов А.А., Цыбенко И.В. Методика профессионального отбора водителей транспортных средств на основе теории нечетких множеств // Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке: материалы III Междунар. науч.-метод. конф. I. Алматы: КазНПУ им. Абая, 2005. С.34-37.

2. Требования к автошколам [Электронный ресурс] //:Usc-auto [сайт]. [2014]. URL: http://www.usc-auto.ru/trebovaniya k avtoshkolam.aspx (дата обращения: 5.12.2015).

Кривякина Светлана Сергеевна, студентка, www 311www @,gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Пышный Владислав Александрович, канд. техн. наук, ассист., vladislavpyshnyy@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

DESIGNING CIRCUITS IN AREAS WITH DIFFICULT TERRAIN S.S. Krivyakina, V.A. Pyshny

An overview of the design of an airport in a given area, with a limited area is considered. A new approach to the design of circuits, leading to minimize costs and optimize the use of the territory is presented.

Key words: safety, designing circuits, driver training.

Krivyakina Svetlana Sergeevna, student, www 311www@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,

Pyshny Vladislav Alexandrovich, candidate of technical sciences, assistant, vladis-lavpyshnyy@gmail. com, Russia, Tula, Tula state University

УДК 656.11;625.74

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

А.В. Лизунов, Я. А. Борщенко

Рассмотрены требования нормативных документов РФ к расположению объектов дорожного сервиса, а также характер влияния транспортного потока на их размещение.

Ключевые слова: объекты дорожного сервиса, транспортный поток, безопасность движения.

С момента своего первого появления в 1885 г. на дорогах и улицах автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания стал энергично завоевывать свое место под солнцем. Но только с внедрением в автомобилестроении американским инженером и бизнесменом Генри Фордом конвейера автомобиль смог конкурировать с гужевым транспортом. Благодаря развитию техники автомобильный транспорт получил широкое развитие, он стал эффективнее, экономичнее и эргономичнее, чем 130 лет назад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.