Научная статья на тему 'Особенности подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с социальными партнерами'

Особенности подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с социальными партнерами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Елена Александровна

The article is focused on social partnership which is considered to be an integral part of quality of education. The author gives the definition of training of students at Pedagogical Universities for interaction between social partners, highlights the essence of the process under study and divulges peculiarities of training students at Pedagogical Universities for interaction between social partners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Training Students at Pedagogical Universities for Social Interaction

The article is focused on social partnership which is considered to be an integral part of quality of education. The author gives the definition of training of students at Pedagogical Universities for interaction between social partners, highlights the essence of the process under study and divulges peculiarities of training students at Pedagogical Universities for interaction between social partners.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с социальными партнерами»

11 Башмаков М. И. Индивидуальная образовательная программа средней школы // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 23.

См.: Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов, 2003. С. 176.

13 См.: БашмаковМ. И., Шадрин В. Ю. Указ. соч. С. 66.

14 См.: АсмоловА. Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России : от традиционной педагогики - к педагогике развития // Современные технологии социально-педагогического проектирования в дополнительном образовании : материалы к семинару. СПб., 1997. С. 4-13.

15 Словарь иностранных слов в русском языке / сост. Е. Грубер. М., 2005. С. 292.

16 Там же. С. 700.

УДК 378

Е. А. Елисеева

Саратовский государственный университет E-mail: elena.bright-eliseeva@yandex.ru

В статье рассматривается социальное партнерство как важнейшее из слагаемых качества образования. Представлено авторское определение подготовки студентов педвуза к взаимодействию с социальными партнерами, выявляется сущность исследуемого процесса; раскрываются его особенности. Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональная подготовка, взаимодействие, диалог (полилог).

Peculiarities of Training Students at Pedagogical Universities for Social Interaction

E. A. Eliseeva

The article is focused on social partnership which is considered to be an integral part of quality of education. The author gives the definition of training of students at Pedagogical Universities for interaction between social partners, highlights the essence of the process under study and divulges peculiarities of training students at Pedagogical Universities for interaction between social partners.

Key words: social partnership, professional training, interaction, dialogue (polylogue).

Интеграция России в единое европейское образовательное пространство ориентирует педвузы на качественно новый уровень подготовки специалистов. Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы одной из приоритетных задач высшей школы становится приведение содержания и структуры профессионального образования

17 См.: АлександроваЕ. А. Культурное самоопределение личности как составляющее индивидуализации // Новые ценности образования : культуросообразная школа. М., 2002. С. 63-78.

18 БашмаковМ. И., Шадрин В. Ю. Указ. соч. С. 50.

19 См.: Балабан М. А. Свободные парк-школы : учеб. материалы для аналитических семинаров по педагогике массового образования. М., 1992. С. 34-66.

20 Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. С. 96.

21 См.: Якиманская И. С. Указ. соч.

22 См.: Башмаков М. И., Шадрин В. Ю. Указ. соч. С. 65.

23

Там же.

24 Приводится по: Ромм Т. А. Социальное воспитание : эволюция теоретических образов. Новосибирск, 2007. С. 98.

Ф

в соответствие с потребностями рынка труда1. В связи с этим качество образования все более связывается с необходимостью подготовки педагогических кадров к взаимодействию с социальными партнерами, что обеспечит совместный поиск решения педагогических проблем и предупреждение конфликтных ситуаций2. Как справедливо отмечает И. А. Сыромицкая, сущность подготовки будущих учителей к взаимодействию с социальными партнерами состоит в возможности согласования потребностей социального заказа общества на специалиста, способного к взаимодействию с социальными партнерами, рынка труда и результатов деятельности высшей школы3.

Социальное партнерство в самом общем смысле подразумевает:

совместную коллективную деятельность различных социальных групп, приводящую к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам (Л. А. Гордон, Э. В. Клопов и др.);

специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами (В. Ф. Лазарев, В. И. Митрофанов и др.);

мировоззренческую основу согласования, защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса, органов власти (В. А. Михеев, Г. Ю. Се-мигин, А. А. Федулин и др.).

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

© Елисеива Е. Л., 2012

Проблема социального партнерства в сфере образования относительно нова, и не случайно возникают новые направления ее изучения, в частности, такие как: конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом образовательного учреждения4; система кооперативных внутренних и внешних связей образовательного учреждения5; процесс налаживания командного взаимодействия6; факт установления договорных, партнерских отношений всех субъектов образовательного пространства7; способ согласования противоположных интересов, метод решения проблем и регулирования конфликтов8; фактор профессиональной самореализации, создающий возможность продуктивного социального взаимодействия путем согласования целей всех его участников, установления взаимовыгодных диалоговых (полилоговых) отношений за счет определения не только обоюдных интере-

9

сов, но и точек их несовпадения .

Дальнейший анализ теории и практики социального партнерства, а также проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя показал, что эти процессы имеют тесную взаимосвязь: например, результативность профессиональной подготовки педагога во многом определяется такими ключевыми характеристиками социального партнерства, как:

наличие навыков социального взаимодействия с различными социальными группами;

способность бесконфликтного или минимально спорного взаимодействия педагогов - родителей (лиц их заменяющих) - детей - органов образования - общественных организаций - государственных структур;

умение определять и исследовать противоречия, характеризующие партнерство родителей, учащихся, педагогов на уровне образовательного учреждения;

возможность достижения педагогического консенсуса.

В свою очередь, продуктивность социального партнерства также зависит от качественности профессиональной подготовки учителя, ее базовых характеристик:

степени осознания ответственности за результаты педагогической деятельности;

созидания жизненных ценностей и достижения конкретных практических результатов в педагогической профессии;

осознания и соотнесения своих профессиональных желаний, возможностей с социальными требованиями;

обладания широким репертуаром поведенческих навыков в различных видах социально-педагогической деятельности и общения.

Изучение научных трудов, выявляющих сущность и особенности профессиональной под-

готовки современного учителя (О. А. Абдулиной, В. И. Андреева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластени-на и др.), соотнесение их с исследованиями по проблеме социального партнерства (Л. А. Гордона, Э. В. Клопова, К. Г. Кязимова, В. А. Михеева и др.) позволило разработать авторское определение понятия «подготовка студента педагогического вуза к взаимодействию с социальными партнерами». Под ним мы понимаем процесс формирования у студента готовности и способности к активной, самостоятельной профессиональной деятельности, основаниями которой служат распредмечивание (присвоение) социального опыта, формируемого в этой деятельности, развитие и использование педагогических умений построения конструктивных отношений со всеми участниками образовательного взаимодействия, достижение на основе консенсуса продуктивного педагогического результата. Уточним, что назначением деятельности учителя по взаимодействию с социальными партнерами является совместный поиск решения именно педагогических задач и предупреждение конфликтных ситуаций. При этом субъектами социального партнерства выпускника педагогического вуза в его профессиональной деятельности могут стать:

- партнеры из ближайшего социума системы «воспитанник л семья л учитель»: детское сообщество школы (коллектив класса, совет старшеклассников, отряд волонтеров, органы ученического самоуправления, детские движения, объединения и др.), педагогическое сообщество (классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, совет по профилактике асоциального поведения и др.), а также родители воспитанника, лица их заменяющие, родительский комитет школы, попечительский совет;

- партнеры, объединенные профессиональной общностью: социальные группы учителей системы среднего образования (школы, лицея, гимназии); системы дошкольного образования (детских садов, домов ребенка); системы среднего специального образования (профессиональных колледжей, техникумов); высшего образования (вузов); дополнительного образования (клубов, центров, дворцов творчества, спортивных, музыкальных школ, школ-искусств и т.п.);

- партнеры из других сфер деятельности: учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма, правоохранительных органов, центров милосердия, занятости молодежи, управлений по делам молодежи и работе с общественностью, общественных организаций, средств массовой информации, страховых компаний и др.

Не вызывает сомнения тот факт, что процесс подготовки выпускников педвуза к взаимодействию с социальными партнерами имеет определенную специфику. Одной из особенностей мы

считаем признание всеми субъектами образования равнозначности как учебного процесса, так и самостоятельной самообразовательной, самореализующей, самоконтролирующей деятельности студентов. В связи с этим подготовка студентов к взаимодействию с социальными партнерами должна выстраиваться, с одной стороны, как специально организованная преподавателями педвуза, а с другой стороны, как самостоятельная, поскольку данная подготовка определяется не только внешними воздействиями, программным обеспечением, но и внутренней позицией самого студента - будущего педагога.

Принципиально важной, на наш взгляд, является особенность профессиональной подготовки учителя к взаимодействию с социальными партнерами, связанная с тем, что данная подготовка должна начинаться в вузе и строиться на принципах паритетного взаимодействия педагога и студента на основе личностно ориентированного подхода к образовательной деятельности.

Следующая особенность состоит в особом внимании к формированию совокупности индивидуальных качеств и социального опыта, необходимого для социального партнерства, что впоследствии станет средством и содержанием профессионального педагогического партнерства выпускника вуза. В этой связи важное значение приобретают включение в содержание педагогической практики такого ее вида, как взаимодействие с социальными партнерами, а также стимулирование и развитие социально-ценностной деятельности студентов, поддержка социальных инициатив, акций, мероприятий, социальных проектов и программ, проводимых как в вузе, так и за его пределами. Это позволит студенту пройти школу социального партнерства - от простого приобретения социально-ценностных инициатив к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих людей.

Еще одна особенность связана с тем, что подготовка студента к взаимодействию с социальными партнерами может быть обусловлена не только обучением в педагогическом вузе. Поскольку в современных условиях многие студенты начинают трудовую деятельность еще до окончания вуза, то помощь в формировании умений взаимодействия с социальными партнерами может осуществляться как преподавателями вуза, так и коллегами по работе, ближайшей зоной социального окружения. В последнем случае подготовка к взаимодействию с социальными партнерами наиболее приближена к социальным процессам, непосредственно на практике опосредуется требованиями общества к профессии и личности педагога.

Анализ специфики профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с социальными партнерами будет неполным, если не отметить особенность, связанную с обучением иностранному языку. Сегодня включенность в мировое образовательное пространство, возможность участия в международных языковых программах, студенческих научных семинарах, обращение к информации международных педагогических конференций, на которых педагоги всего мира обсуждают актуальные проблемы социального партнерства и обмениваются опытом профессиональной деятельности в этом направлении, не только позволяет студентам совершенствовать свои профессиональные знания, владение иностранным языком, но и стимулирует мотивацию к подготовке к взаимодействию с социальными партнерами. Данное обстоятельство актуализирует подготовку к взаимодействию с социальными партнерами студентов - будущих учителей иностранного языка, которые изначально нацелены на формирование коммуникативных навыков, самостоятельное речевое совершенствование, включенность в процесс творческой самореализации в международных языковых программах. Например, обучение в малых группах (10-12 человек), использование активных методов в организации и презентации учебного материала не только активизируют речевую, творческую и социальную активность, но и мотивируют будущих учителей иностранного языка на постоянную включенность в процесс общения, развивают коммуникативные навыки, умения строить конструктивные отношения с людьми, коммуникабельность, инициативность, формируют волевой потенциал, рефлексию. Навык общения на иностранном языке (устно и письменно) дает возможность студентам научиться четко и логично выражать собственные мысли, убеждать, аргументированно отстаивать свою позицию и одновременно слушать и понимать речь собеседника, что принципиально важно при подготовке к взаимодействию с социальными партнерами.

Мы полагаем, что подготовка студентов к взаимодействию с социальными партнерами является актуальной и значимой для современного общества, поскольку это позволяет студентам стать не только компетентными и успешными в своей профессии, но и социально востребованной личностью на современном рынке труда. Социальное партнерство в образовании позволяет объединить возможности микросоциума в решении актуальных социально-педагогических проблем и выявить неиспользованные профессионально-личностные ресурсы учителя, связанные с развитием и использованием педагогических умений создания конструктивных отношений со всеми участниками образователь-

Педагогическая акмеология

107

ного взаимодействия, достижением на основе консенсуса продуктивного педагогического результата, имеющего социально-педагогическую и личностную ценность.

Примечания

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 07.03.2011. № 10, ст. 1377.

См.: ТюкаловаН. В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального професионального образования : дис. . канд. пед. наук. Ижевск, 2010. 202 с.

3 См.: Сыромицкая И. А. Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза. Орск, 2008. 199 с.

4 См.: Социальная политика : учеб. / под общ.ред. Н. А. Волгина. М., 2003. 734 с.

См.: Оборин М. В. Социальное партнерство учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в подготовке специалистов : автореф. дис. . канд. пед. наук. Тольятти, 2007. 27 с.

6 См.: ТкаченкоЕ. В. Социальное партнерство. Профессиональное образование : проблемы, поиски, решения. Материалы III Межрегиональной науч.-практ. конф. «Профессиональное образование : проблемы поиски, решения» (Челябинск, Магнитогорск, 1-2 ноября 2005 г.) Челябинск, 2005. С. 3-12.

7 См.: Социальное партнерство : словарь-справочник / рук. авт. кол. В. П. Киселев, В. Г. Смольков. М., 1999. 804 с.

8 См.: ШаринВ. И. Социальная помощь. Екатеринбург, 2003. 237 с.

9 См.: Кириченко А. М. Профессиональная самореализация учителя в условиях трансформирующегося российского общества : дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.