Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов для системы инклюзивного образования в магистратуре университета Эдинбурга'

Особенности подготовки специалистов для системы инклюзивного образования в магистратуре университета Эдинбурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ / TRAINING OF TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION / PROGRAM OF A MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Кемечеджиева Елена Васильевна

Статья посвящена особенностям магистерской подготовки обучающихся для работы в системе инклюзивного образования в университете Эдинбурга. Авторы дают характеристику таким основным особенностям британских магистерских программ, которые отличают их от российских, как направленность магистерских программ, сроки и формы обучения, категории магистерских программ, содержание программы и формы оценивания уровня подготовки, особенности квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION IN A MAGISTRACY OF THE UNIVERSITY OF EDINBURGH

Article is devoted to features of master training of students for work in the system of inclusive education at the university of Edinburgh. Authors give characteristic to such main features of the British master programs which distinguish them from Russian as orientation of master programs, terms and forms of education, categories of master programs, contents of the program and a form of estimation of level of training, feature of qualification.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов для системы инклюзивного образования в магистратуре университета Эдинбурга»

8. Субетто, А.И. Введение в нормологию и стандартологию образования. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, КГУ им. Н.А.Некрасова, Крестьянский государственный университет им. Кирилла и Мефодия, 2001. - 182 с.

9. Субетто А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма) / Научная монографическая трилогия. - СПб: Астерион, 2010. - 556 с.

Педагогика

УДК:378.016

доктор педагогических наук, профессор Горюнова Лилия Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Кемечеджиева Елена Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ УНИВЕРСИТЕТА ЭДИНБУРГА

Аннотация. Статья посвящена особенностям магистерской подготовки обучающихся для работы в системе инклюзивного образования в университете Эдинбурга. Авторы дают характеристику таким основным особенностям британских магистерских программ, которые отличают их от российских, как направленность магистерских программ, сроки и формы обучения, категории магистерских программ, содержание программы и формы оценивания уровня подготовки, особенности квалификации.

Ключевые слова: подготовка педагогов для инклюзивного образования, программа магистратуры.

An^tatton. Article is devoted to features of master training of students for work in the system of inclusive education at the university of Edinburgh. Authors give characteristic to such main features of the British master programs which distinguish them from Russian as orientation of master programs, terms and forms of education, categories of master programs, contents of the program and a form of estimation of level of training, feature of qualification.

Keywords: training of teachers for inclusive education, the program of a magistracy.

Введение. В свете реформ высшего образования важная роль отводится магистратуре, в связи с тем, что именно с помощью магистерских программ осуществляется подготовка как будущих научных работников, так и узких специалистов. Теория и методика инклюзивного образования активно разрабатываются в российских университетах, однако массовая подготовка магистров в вузах Российской Федерации по данному направлению только начинается. В ЮФУ более 5 лет в рамках направления 44.04.01 «Педагогическое образование» реализуется магистерская программа «Инклюзивное образование», которая в своем содержании ориентирована на формирование у магистрантов широкого спектра компетенций, а также трудовых функций, зафиксированных в профессиональном стандарте "Педагог" и востребованных в современных образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику [1]. Активное развитие магистерской подготовки специалистов для инклюзивного образования детерминирует необходимость организации и содержания подготовки магистров для реализации инклюзивного образования в системе высшего педагогического образования такой страны, как Великобритания. Нами было проведено исследование образовательных программ профессиональной подготовки специалистов для инклюзивного образования в университете Эдинбурга (https://www.ed.ac.uk/).

Изложение основного материала статьи. Магистратура в Великобритании является частью послевузовского высшего образования (Postgraduate). Это вторая ступень университетского образования, первой является бакалавриат. Существует ряд особенностей, характеризующих британские магистерские программы и отличающих их от российских: направленность магистерских программ; сроки обучения; формы обучения; категории магистерских программ; содержание образования; формы оценивания уровня подготовки; особенности квалификации.

Первой особенностью является направленность магистерских программ. В университете Эдинбурга существуют различные магистерские программы, по окончании которых обучающемуся присваиваются степени магистра, например, MSc — магистр наук (естественных наук), MEd — магистр педагогических наук. Если говорить о магистратуре в сфере инклюзивного образования, то можно получить звание магистра естественных наук (MSc), а также диплом (PgDip) или сертификат послевузовского образования (PgCert), если речь идет об отдельных образовательных маршрутах. Для магистров исследователей доступны степени MRes — магистр-исследователь, MPhil — магистр философии. В университете Эдинбурга студенты, которые частично выполнили магистерскую программу, могут получить промежуточную степень - диплом о послевузовском образовании (PgDip) или послевузовский сертификат об образовании (PgCert) [3]. Все магистерские дипломы, послевузовские дипломы и сертификаты демонстрируют успех их обладателя, признаются государством и работодателями и, при наличии аккредитации, дают возможность трудоустроиться соответственно полученному образованию [2].

Вторую особенность магистерской подготовки в университете представляют форма и продолжительность обучения. В университете Эдинбурга, как и во всей Великобритании, представлены следующие формы обучения магистров: очная (full-time), очно-заочная (part-time); заочная (part-time intermittent); дистанционная (online).

Продолжительность обучения магистров зависит от вида магистерской программы. Для академических магистров очной формы обучения прохождение магистерской программы занимает один год, для заочной от 2 лет до 6. Продолжительность программы научных магистров — 1 год для очной формы, 2 года - для заочной.

Третья особенность связана с категориями программ магистратуры. В Эдинбургском университете реализуются две основные категории программ магистратуры по направлению подготовки преподавателей для инклюзивного образования: академические магистры (Taught) и магистры-исследователи (Research).

В нашем исследовании значительный интерес представляет система обучения академических магистров, а также содержание образования и формы оценивания данной категории обучающихся. Обучение академических магистров предполагает наличие нескольких модулей и основано на совокупности теоретических и практических семинаров, лекций, индивидуальных консультаций, дискуссий, с применением метода решения проблем и создания рабочих групп по организации взаимного обучения. В модуль входят обязательные предметы и предметы по выбору. Помимо этих предметов модули также могут содержать мероприятия, обеспечивающие процесс индивидуального научного исследования. На стадии выполнения исследования предполагаются индивидуальные консультации с научным руководителем. Часть курсов предполагает как очные, так и дистанционные занятия. Расписание для студентов заочной формы обучения продумано тщательным образом, предусматривает занятия по вечерам и по выходным. К каждому студенту прикреплен тьютор, осуществляющий руководство и академическую поддержку.

В программу включены различные методы оценки, позволяющие овладеть целым рядом профессиональных и академических навыков. Среди них — эссе, презентации, написание магистерской диссертации. Оценивание результатов подготовки также предполагает как предоставление обратной связи и итоговую аттестацию. Оценивание качества образовательных результатов реализуется посредством выполнения письменной работы, которая может варьироваться от эссе объемом в 1000-2000 слов до курсового проекта. Магистерская диссертация представляет собой крупное исследование, требующее от магистра высокого уровня знаний и самодисциплины. Студенту предоставляется возможность выбрать, рассмотреть и изучить тему, которая имеет значение для его личного и профессионального развития. Процесс проведения магистерского исследования основан на сочетании академической теории и профессиональной практики. Магистранты работают совместно с научным руководителем, имеющим опыт исследований в области инклюзивного образования. Определяется тема выбранного исследования, проверяются используемые сведения, обсуждаются способы анализа этих сведений. Норма работы с преподавателем составляет 6 часов с возможной дальнейшей дистанционной поддержкой по вопросам проводимого исследования.

Обучение включает сравнение инклюзивных образовательных практик в Шотландии, Великобритании и по всему миру. Предполагает изучение конкретных подходов по устранению барьеров на пути к обучению и включению. К обязательным предметам, отражающим специфику подготовки магистрантов к реализации инклюзивного образования, относятся три дисциплины: «Инклюзивная педагогика», «Методология научного исследования», «Концептуализация исследования».

В ходе освоения дисциплины «Инклюзивная педагогика» обучающиеся исследуют комплексные отношения между задачами инклюзивного образования и осуществлением их в условиях практических занятий в классе. Студенты изучают развитие инклюзивного образования и его нормативно-правовую базу, чтобы понять принципы его реализации и работы. Они также изучают важность учета индивидуальных, социальных, национальных особенностей ученика, чтобы свести к минимуму потенциальную эксклюзию по каким-либо признакам. Огромное внимание уделяется учебному плану и оценочным средствам, а также изучению стратегий и методов инклюзивной педагогики. Работающие специалисты, проходящие обучение по данному направлению могут делиться профессиональным опытом. Студенты очной формы обучения проходят педагогическую практику в школах или в других образовательных организациях согласно индивидуальным и академическим требованиям.

Основание содержания дисциплины «Методология научного исследования» направлено на реализацию студентами необходимости понимания фундаментальных концептов и ключевых понятий, которые лежат в основе любого научного педагогического исследования. Освоение данной дисциплины также предполагает изучение различных парадигм, полагаемых в основу научных статей и публикаций; знакомит с различными видами академических работ, методов и подходов; дает необходимый опыт сбора информации и первичного анализа данных.

Изучение дисциплины «Концептуализация исследований» позволяет студентам развивать знание и понимание онтологических основ научного исследования, даёт определение его базы, знакомит с эпистемиологическим подходом. На протяжении всего курса рассматриваются связи между теорией, практикой и исследованием. Значительное внимание уделяется философской составляющей исследования и теории обучения.

Вариативную часть подготовки представляют предметы по выбору обучающегося. Студенту предоставляется весь пул дисциплин по выбору из которого он должен выбрать три дисциплины, которые намерен включить в свой план с целью изучения. Перечень включает следующие дисциплины по выбору: «Сотрудничество служб по защите детей»; «Педагоги как движущая сила преобразований»; «Основы международной защиты детей»; «Образование для всех»; «Сравнительный подход в изучении инклюзивного и специального образования»; «Язык и общение»; «Трудоустройство и инклюзия»; «Аудиология и аудиометрия»; «Вопросы и стратегии преподавания и обучения (слабовидящие студенты)»; «Оценивание учеников/студентов с нарушениями зрения»; «Двуязычие и другие дополнительные потребности в поддержке»; «Специфические трудности в учебе: сопутствующие проблемы»; «Специфические трудности в учебе: дислексия».

В качестве альтернативы общей степени магистра предлагаются три образовательных маршрута для узких специалистов с помощью программ, предлагающих возможность получить диплом о послевузовском образование по обучению учащихся с нарушениями слуха, зрения или двуязычных учеников. Данные образовательные маршруты предлагают педагогам получение диплома о послевузовском образовании по работе с отдельными группами обучающихся в самых различных ситуациях. Обучение по выбранным программам позволит соответствовать обязательным квалификационным требованиям Шотландского и Английского правительства по работе с учащимися с нарушениями слуха и зрения, а также более тщательно изучить принципы работы с двуязычными обучающимися.

Диплом о послевузовском образовании по направлению «Инклюзивное образование (обучающиеся с нарушениями слуха)» могут получить педагоги, которые хотят обладать компетенциями, одобренными Шотландским парламентом, для работы с глухими и слабослышащими детьми. Данная квалификация одобрена Британской ассоциацией педагогов по работе с глухими и подходит для уже работающих специалистов, обучающих детей с нарушениями слуха по большей части в шотландских школах. Структура образовательного маршрута предполагает прохождение двух обязательных курсов дисциплин: «Методология

исследования» (10 кредитов) и «Инклюзивная педагогика» (20 кредитов). В качестве дополнительных курсов, состав которых изменяется каждый год, предлагаются: «Аудиология и аудиометрия» (20 кредитов); «Язык и общение» (20 кредитов); «Содействие доступности и реализации учебных программ для глухих/двуязычных обучающихся» (20 кредитов); «Обучение глухих» (10 кредитов).

Диплом о послевузовском образовании по направлению «Инклюзивное образование (обучающиеся с нарушениями зрения)» могут получить педагоги, которые хотят обладать компетенциями, одобренными Шотландским парламентом, для работы со слепыми и слабовидящими детьми. Эта квалификация одобрена Шотландской ассоциацией по образованию людей с нарушениями зрения и Английским национальным колледжем и подходит для специалистов, обучающих в настоящий момент детей с нарушениями зрения в шотландских и английских школах. Структура образовательного маршрута предполагает прохождение двух обязательных курсов: «Методология исследования» (10 кредитов) и «Инклюзивная педагогика» (20 кредитов). В качестве дополнительных курсов, которые изменяются каждый год, предлагаются: «Вопросы и стратегии преподавания и обучения (нарушения зрения)» (20 кредитов); «Анализ нарушения зрения» (20 кредитов); «Инклюзия детей с нарушениями зрения» (20 кредитов).

Диплом о послевузовском образовании по направлению «Инклюзивное образование (двуязычные обучающиеся)» могут получить педагоги, обучающих в настоящий момент двуязычных детей в шотландских школах. Эта квалификация одобрена местными властями Шотландии в качестве эталонной программы для педагогов, преподающих шотландский и английский. Структура образовательного маршрута предполагает прохождение трёх обязательных курсов: «Методология исследования» (10 кредитов), «Инклюзивная педагогика» (20 кредитов) и «Концептуализация исследований» (10 кредитов). В качестве дополнительных курсов, которые могут изменяться каждый год, предлагаются «Развитие учащихся, владеющих двумя языками» (20 кредитов); «Двуязычие и другие дополнительные потребности в поддержке» (20 кредитов).

Если говорить о результатах образования в рамках знаний профессиональных компетенций, то при успешном прохождении магистерской программы по направлению подготовки педагогов к инклюзивному образованию, студенты смогут:

• развивать и применять соответствующим образом знания, навыки и подходы, имеющие отношение к инклюзивному образованию и контекстам, в которых оно имеет место;

• критически оценивать взаимоотношение теории и практики и изучать вопросы внедрения образовательных и общественных принципов и идеалов;

• при необходимости иметь дело с вопросами политики образования в области инклюзии;

• развивать полученные навыки в научно-исследовательской работе, включая использование литературы, анализ фактических данных, сбор, организацию и оценку информации, формирование реакции на доказательства и высказывание критических замечаний.

Следует обратить внимание и на вопросы трудоустройства выпускников, успешно завершивших прохождение магистерской программы. Одинаково подходящая неопытным преподавателям и практикующим специалистам, данная программа магистратуры по направлению подготовки педагогов для инклюзивного образования предоставляет различные карьерные возможности в сфере образования. Среди них преподавание в школе, руководящие должности в сфере образования, работа в некоммерческих организациях, политические должности в сфере образования; специалисты или внештатные сотрудники в области обучения учеников с нарушениями слуха, зрения, двуязычных; преподавание в организациях, реализующих непрерывное образование и повышение квалификации.

Выводы. В магистерской программе подготовки педагогов инклюзивном образовании университета Эдинбурга преобладают предметы, ориентированные на профессиональную подготовку специалиста в области инклюзии. Взаимодействие между студентами, выпускниками, работодателями и профессиональными сообществами оказывает в ходе реализации магистерской программы значительное влияние на ее структуру и содержание. Важной составляющей магистерской подготовки является преобладание самостоятельной работы студентов над аудиторной. Такой подход развивает способность студентов к автономному исследованию, поиску, анализу, критической оценке информации.

Британские магистерские программы отличаются разнообразием содержания, гибкостью структуры, сроков и форм реализации, что позволяет учитывать интересы различных категорий студентов (в том числе, работающих специалистов). Отличительной чертой является постоянное обновление существующих и появление новых магистерских программ, позволяющих своевременно подстраиваться к изменениям в мире, обществе и обеспечивать высококвалифицированными специалистами различные образовательные области. Характерным отличием британских магистерских программ подготовки педагогов является диверсификация присуждаемых степеней по объему, сложности программ и качеству усвоения их студентами с ориентацией на успешность выпускников. Признание государством и работодателями всех дипломов и сертификатов позволяет выпускникам трудоустроиться и работать в соответствии с полученной квалификацией. Возможность получения дипломов и сертификатов магистерского уровня при прохождении индивидуальных образовательных маршрутов позволяют лучше учитывать способности студентов, стимулировать их успеваемость и трудолюбие, предоставить каждому выпускнику возможность самореализации.

Литература:

1. Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования») // Концепт. - 2015. - No 08 (август). - ART 15290. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm. - ISSN 2304-120X.

2. Черников А.С. Особенности магистратуры Великобритании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, No 2 (37). С. 164-175.

3. The Frameworks for Higher Education Qualifications of UK Degree-Awarding Bodies. Part A: Setting and Maintaining Academic Standards. UK Quality Code for Higher Education, October 2014, pp. 40-42. URL: http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/qualifications-frameworks.pdf

Педагогика

УДК:378.14

кандидат экономических наук, доцент Гриневич Юлия Анатольевна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье производится анализ возможностей повышения интернационализации образовательных программ, реализуемых российскими вузами, в том числе путем развития программ двойных дипломов.

В статье проанализированы проблемы, оказывающие негативное влияние на интернационализацию образовательных учреждений. Особое внимание уделяется рассмотрению факторов и мероприятий непосредственно оказывающих влияние на интернационализацию образовательных программ в целом, и программ двойных дипломов в частности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее образование, интернационализация образования, конкурентоспособность образовательных программ, программы двух дипломов.

Annotation. The author analyzes the possibilities of increasing the internationalization of educational programs implemented by Russian universities, including through the development of double degree programs.

The article analyzes the problems that have a negative impact on the internationalization of educational institutions. Particular attention is paid to the factors and activities directly affecting the internationalization of educational programs in General, and doubles degree programs in particular.

Keywords: competitiveness, higher education, internationalization of education, competitiveness of educational programs, Double Degree programs.

Введение. Преобразования, происходящие в современном мире, оказывают серьезное воздействие на все ключевые сферы жизнедеятельности государства: политическую и экономическую, социальную и культурную системы. Высшее образование также оказалось перед лицом глобальных изменений. Процессы глобализации усилили взаимозависимость стран и их экономических и образовательных систем. На международном рынке образовательных услуг развитые страны занимают от 4 до 20%, к примеру Япония -4%, Канада - 5%, Австралия - 7%, Франция- 8%, Великобритания - 12%, США- 20%. Данный показатель для Российской Федерации составляет всего 2-3% рынка с прогнозом на 2020 год - 7% [3, с. 56]. При этом за последние десять- двенадцать лет количество студентов, выезжающих в другие страны на учебу возросло вдвое. Порядка 18% от всех иностранных студентов проходят обучение в США, а 11% в Великобритании. Вместе с Францией, Германией и Австралией они привлекают около 50 % от всех иностранных студентов в мире. Россия на этом фоне выглядит более чем скромно, ее показатели ниже американских почти в пять раз. Аналогичный разрыв можно наблюдать и по количеству студентов, обучающихся в стране [4].

Формулировка цели статьи. Рассмотрение проблем и перспектив интернационализации программ высшего образования, реализуемых российскими ВУЗами:

- основные преимущества интернационализации ВУЗов,

- факторы и мероприятия способствующие повышению качества образовательных программ и интернационализации,

- проблемы и перспективы развития программ двойных дипломов, как механизм интернационализации ВУЗов,

- проблемы интернационализации ВУЗов.

Изложение основного материала статьи. Проводимые в последние десятилетия реформы в российской экономике серьезным образом отразились на системе высшего образования, они привели к росту требований к качеству и необходимости внедрения новых технологий обучения, частому изменению условий функционирования и усилению конкуренции на рынке образовательных услуг. Образовательное учреждение становится элементом рыночной системы, формирующим общественное сознание, прививающим знания и навыки, одновременно являясь продавцом образовательных услуг и покупателем высококвалифицированной рабочей силы. При этом в условиях значительного количества образовательных учреждений, главным фактором их существования на рынке является высокий уровень конкурентоспособности.

Высокий уровень качества образования может определяться высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, технической базой учебного заведения, использованием инновационных методик преподавания, конкурентоспособностью отдельных образовательных программ. Достаточно большое внимание уделяется репутации вуза и месту в различных международных рейтингах. При этом образовательное учреждение должно учитывать потребности рынка труда и формировать свои образовательные программы в зависимости от изменяющихся требований со стороны потенциальных работодателей.

В настоящее время российская экономика следует по пути более активного включения в мирохозяйственные связи, это вызывает необходимость более полного учета особенностей развития зарубежных стран в российском образовательном процессе. Повышение конкурентоспособности российских вузов и их образовательных программ может быть достигнуто путем более активного включения в процессы международного сотрудничества в образовательной сфере.

Интернационализация образовательных программ является основополагающим фактором при подготовке высококвалифицированного специалиста, способного работать в условиях мультинационального окружения и отвечать требованиям международного рынка труда.

Основными преимуществами интернационализации образования, и как следствие повышения качества образовательных программ, могут быть:

• Универсальность приобретаемых знаний и навыков, позволяющая выпускникам работать в различных экономических системах;

• Ориентация на международные особенности и требования рынка труда;

• Повышение доступности высшего образования и расширение объема получаемых знаний;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.