ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
А.С. Черников
Кандидат технических наук, доцент, декан Факультета международных образовательных программ МГТУ имени Н. Э. Баумана E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ МАГИСТРАТУРЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В то время как российские вузы уже получили некоторый опыт обучения бакалавров, массовая подготовка магистров только начинает разворачиваться. В этих условиях очень важно проанализировать опыт магистратуры других стран, чтобы учесть его при разработке по ФГОС четвертого поколения и собственным стандартам университета учебных программ, обеспечивающих соответствующее мировому уровню качество обучения.
Статья посвящена особенностям магистерской подготовки в Великобритании — признанном лидере в данной области. Показаны многообразие структур магистерских программ и степеней, организация и контроль качества учебного процесса, взаимодействие британских университетов с государством, работодателями и профессиональными сообществами.
Ключевые слова: система образования, университет, степень, магистр, программа обучения, дисциплина, диплом, сертификат
Введение
В рамках продолжающихся реформ высшей школы важное место занимает магистратура, тем более, что бакалавриат еще не получил должного признания в среде работодателей и в российском обществе в целом [1,2], а специалитет сократился до нескольких направлений и покрывает лишь незначительную часть специфических областей
Как цитировать статью: Черников А.С. Особенности магистратуры Великобритании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.164-175.
профессиональной деятельности. В этой ситуации на магистратуру ложится основной груз подготовки не только будущих научных работников, но и разработчиков новой техники, технологий, программных и других продуктов, создававшихся ранее специалистами.
Большого опыта подготовки магистров у вузов Российской Федерации пока еще нет, поскольку массовая подготовка магистров только начинает разворачиваться. Тем более, очень важно проанализировать опыт стран, являющихся лидерами в данной области, среди которых особое место занимает Великобритания. В отличие от таких стран как Швейцария, Германия и ряда других, ей не пришлось реформировать свою систему высшего образования после заключения Болонского соглашения. Более того, англосаксонская модель лежит в основе Болонской схемы.
Статья посвящена особенностям магистерской подготовки в Великобритании — признанном лидере в данной области. Показаны многообразие структур магистерских программ и степеней, организация и особенности учебного процесса, взаимодействие британских университетов с государством, работодателями и профессиональными сообществами в рамках существующей законодательной базы.
Направленность программ магистратуры
Университеты Великобритании предлагают большое количество магистерских программ различной направленности, например, MSc — магистр наук (естественных наук) — 6 163, MA — магистр искусств (гуманитарных наук) — 3 538, LLM — магистр права 440 [5]. Среди других программ можно отметить MEng — магистр инженерных наук, Med — магистр педагогических наук, MRes — магистр-исследователь, Mphil — магистр философии, MBA — магистр делового администрирования и прочие.
Формы и продолжительность обучения
Продолжительность обучения на степень магистра зависит от формы обучения и типа программы.
В Великобритании существуют следующие формы обучения магистров:
• Очная (full-time);
• очно-заочная (part-time);
• модульная (modular);
• дистанционная (distance).
Продолжительность обучения магистров зависит от Университета,
его местоположения, вида магистерской программы и для очной формы составляет, чаще всего, для обычных степеней — один год или два года, для интегрированных степеней 4-5 лет. Например, в Оксфордском университете продолжительность программы научных магистров — 2 года, а академических магистров — 1 год [6].
Для очно-заочной формы срок обучения может составлять 2-3 года. Для модульной формы обучения с учетом специфики контингента обучающихся сроки обучения могут варьироваться в широких пределах от 1-го до 7-и лет. Существуют различные способы реализации таких программ. Например, программа обучения на степень исполнительного магистра в области бизнес администрирования (Executive master of business administration — EMBA) может быть реализована в течение 2-х лет чередованием 7-и дневных интенсивных циклов аудиторных занятий с периодичностью один раз в два месяца и самостоятельной работы магистранта в промежутках между циклами.
Градация дипломов по итоговым результатам обучения
Правила присуждения магистерской степени могут несколько отличаться для различных университетов или даже для различных направлений подготовки в одном и том же университете, но эти отличия весьма незначительны.
Так же, как и диплом бакалавра, магистерский диплом имеет несколько градаций или уровней. Уровень магистерского диплома, вручаемого выпускнику, зависит от качества освоения им предлагаемой программы обучения, которое определяется итоговой средневзвешенной оценкой студента, а также оценками, полученными за освоение некоторых отдельных модулей программы. Итоговая средневзвешенная оценка характеризует весь период обучения магистра, рассчитывается исходя из того, что каждая дисциплина программы магистра имеет свой вес, зависящий от ее объема и сложности. Так, например, для интегрированных магистров вес оценок по дисциплинам последних двух лет обучения выше, чем для первых двух лет. Для других магистерских программ вес оценки может зависеть от соотношения между аудиторной и исследовательской работой в оцениваемом модуле.
В зависимости от достигнутых им успехов выпускник может получить обычный диплом (Pass), заслуженный диплом (Merit) и диплом с отличием (Distinction). Требования к успеваемости, необходимые для
получения диплома того или иного уровня, изложены ниже [12]:
• обычный диплом присуждается, если средневзвешенная оценка находится в пределах 50% — 59%, а в отдельных случаях, даже если оценка находится в диапазоне 40% — 49% (особенно при наличии различного рода уважительных причин); при этом ни по одному из модулей не должно быть оценок ниже 40%, а за диссертацию — ниже 50%;
• заслуженный диплом присуждается при средневзвешенной оценке, находящейся в диапазоне 60% — 69%, при этом часто требуется, чтобы ни по одному из модулей не было оценок ниже 50%, проекты и диссертация, выполненные студентом, были оценены выше 60%; существует возможность получить заслуженный диплом, даже если средневзвешенная оценка оказывается немного (в пределах 2%) ниже 60%, но студент выполнил оригинальную диссертационную работу и успешно справился с переэкзаменовкой или дополнительно установленным ему объемом учебной нагрузки;
• диплом с отличием полагается студенту, имеющему средневзвешенную оценку и оценки по курсовым проектам и диссертации 70% и выше; не все, но ряд университетов допускает, как и в предыдущем случае, выдачу диплома с отличием студентам имеющих средневзвешенную оценку ниже 70% (в пределах 2%) и получившим оригинальные результаты в диссертационной работе, а также прошедшим переэкзаменовку и выполнившим установленный дополнительно объем учебной работы; при этом требуется, чтобы ни по одному из модулей не было оценок ниже 60%.
В случае, если средневзвешенная оценка студента за период обучения ниже 40%, он не имеет шансов получить диплом магистра.
В отличие от России, в Великобритании существуют промежуточные степени для тех, кто не планировал или не смог полностью выполнить магистерскую программу. В Англии, Северной Ирландии и Уэльсе — это диплом о послевузовском образовании (Postgraduate diploma), или послевузовский сертификат об образовании (Postgraduate certificate in education — PGCE). В Шотландии — послевузовский диплом об образовании (Postgraduate diploma in education in Scotland — PGDE). Возможно также получение послевузовского сертификата (Postgraduate certificate — PGCert) [11]. Все магистерские дипломы, послевузовские дипломы и сертификаты демонстрируют успех их обладателя, признаются государством
и работодателями и, при наличии аккредитации, дают возможность трудоустроиться соответственно полученному образованию.
Разновидности программ магистратуры
Магистерские программы университетов Великобритании отражают их статус в академической среде, демонстрируют их индивидуальность в подходах к обучению и потенциальные возможности подготовки специалистов высшей квалификации. С другой стороны, они прямо или косвенно показывают те связи, которые университеты поддерживают с промышленностью, научно-исследовательскими организациями и другими партнерами в различных сферах деятельности. Разнообразие программ впечатляет. Такие университеты, например, как Империал Колледж Лондона или Кембриджский университет предлагают сотни направлений подготовки магистров.
Программы магистерской подготовки Великобритании можно разделить на три основные категории по видам предстоящей профессиональной деятельности выпускников [6,11,13-14]:
• магистры-исследователи (Research);
• сспециализированные/продвинутого уровня/академические (Specialized/ Advanced study/Taught) магистры;
• профессиональные/прикладные (Professional/Practice) магистры.
Такое деление является довольно условным, поскольку отношение
программы к той или иной категории отражает лишь преимущественную направленность данной программы, в то время как программа любой категории может содержать в себе признаки других категорий. Например, программы подготовки академических (Taught) и магистров-исследователей (Research) сильно отличаются соотношением между аудиторной и самостоятельной работой студента в процессе обучения. Для программы академического магистра характерно преобладание аудиторной работы, а магистры-исследователи в большей мере обучаются в ходе самостоятельно проводимых научных исследований.
Для третьей категории, профессиональных (Professional) или прикладных (Practice) магистров, преобладающим способом обучения является производственное или практико-ориентированное обучение.
Отмеченные выше категории объединяют магистерские программы лишь по некоторым характерным признакам. Большое разнообразие структур магистерских программ существует и в рамках любой из ка-
тегорий, причем, даже в пределах одного и того же университета. Это демонстрирует значительную автономность британских университетов в выборе предметных областей и гибкость подходов к формированию не только содержания обучения, но и методов и сроков реализации учебных программ.
Следует отметить, что при разработке и реализации магистерских программ британские университеты работают в тесном контакте и учитывают требования и рекомендации Агентства по качеству (QAA) и Профессиональных, законодательных и регулирующих органов (Professional, Statutory and Regulatory Bodies — PSRB) [3,7-9].
Магистры-исследователи
(срок обучения 1-2 года, преимущественно — 2 года)
Присваиваемые степени — магистр философии (MPhil), магистр письма (MLitt), магистр-исследователь (M by Res, в том случае, если в программе подготовки упор делается на самостоятельную научно-исследовательскую работу).
Для поступления на такие программы обычно требуется диплом бакалавра с отличием по тому же или близкому направлению или опыт практической работы в данной области.
Предполагается, что обладатели этой степени будут поступать в аспирантуру или продолжать свою научную деятельность в выбранном направлении в Университете или по месту другого трудоустройства.
Особенностью программы обучения является сведение аудиторной нагрузки к минимуму. Такая нагрузка может заключаться, например, в чтении модуля «Методика научных исследований» или подобного, причем, не обязательно с зачетом кредитов. В основном, студент обучается самостоятельно в процессе выполнения научно-исследовательской работы, заканчивающейся написанием диссертации объемом 35-40 тысяч слов или практико-ориентированного научного проекта под контролем руководителя. Такая работа составляет, как правило, не менее 70% общего объема магистерской программы.
Контроль успеваемости индивидуальный. Он заключается в защите диссертации или проекта. Если в программе обучения присутствуют модули с кредитами, то их усвоение контролируется отдельно.
Специализированные/продвинутого уровня/академические
магистры
Пожалуй, главными отличительными чертами таких программ является их ориентация на аудиторную работу, четкую практическую направленность и базирование на дисциплинах, отражающих самые последние достижения науки и технологий в соответствующих предметных областях.
Присваиваемые степени — МА- магистр искусств (гуманитарных наук), М8с- магистр наук (естественных наук), МЕ^ — магистр инженерных наук, ББМ — магистр права, MR.es — магистр-исследователь (если в программе обучения преобладает аудиторная работа), МСотр — магистр вычислений, МСЬет — магистр химии, ММаШ — магистр математики, ММаШ81а1 — магистр математики и статистики, МОр1от — магистр оптометрии, MPhys — магистр физики, М8с1 — магистр естественных наук, М^ — магистр теологии [3,12-14].
Поступающие на указанные выше программы должны иметь хорошую базовую подготовку в аналогичной или близкой предметной области на уровне программы бакалавра с отличием или эквивалентной.
Характерным отличием таких программ является преобладающий характер аудиторного обучения в некоторой специализированной предметной области. Для степени МА — это, как правило, искусство или социально-гуманитарные науки, для М8с — естественные науки, социально-гуманитарные науки, инженерные или технологические науки. Учебный процесс для академических магистров разбит на модули, относящиеся к определенной предметной области и включающие в себя лекции, семинары в небольших группах и индивидуальные тьюториалы. Модули делятся на обязательные и элективные. После того как студент определился с выбором заданного количества модулей из предлагаемого списка элективных модулей, они включаются в его учебный план и становятся обязательными.
Контроль качества усвоения модулей обычно осуществляется через письменный экзамен и/или через выполнение специального задания, которое может варьироваться от написания эссе объемом в 1000 слов до маленького практического проекта.
Модули могут содержать в себе практические проекты, а также диссертацию. Иногда написание диссертации не требуется. Некоторые магистерские программы предусматривают производственную стажировку
длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев.
Программы магистров продвинутого уровня структурно разнообразны поскольку, как правило, рассчитаны на удовлетворение специфических запросов различных категорий слушателей, каждая из которых имеет четко сформулированные цели. Они не всегда состоят из логически связанной последовательности академических дисциплин, формирующей профессиональные знания в определенной сфере. В ряде случаев программы могут состоять из набора отдельных дисциплин, овладение которыми позволяет профессионалу более эффективно выполнять свои функции или подняться на более высокую ступень своей карьеры.
Некоторые магистерские программы имеют междисциплинарный характер. Их отличие от других программ заключается в том, что структурно они состоят из дисциплин, которые приблизительно в равной степени отражают две различные предметные области. Диссертация представляет собой междисциплинарное исследование, результат которого, как правило, находится на стыке данных предметных областей. Такой подход позволяет организовать гибкую подготовку специалистов, способных создавать новые инновационные продукты и технологии, которые чаще всего имеют место в междисциплинарных областях.
Интегрированные магистерские программы (MAI) предполагают непрерывную моно-уровневую подготовку магистров в течение пяти лет с промежуточным выходом бакалавров (BAI) после четвертого года обучения. Такие программы могут иметь как классическую структуру [10], так и междисциплинарную [4].
Для интегрированных магистерских программ отбор претендентов еще более строгий, чем для обычных. Он происходит, как правило, после двух лет обучения и требует демонстрации знаний более высоких, чем те, которые определены уровнем бакалавра с отличием. Задачей подобных программ является подготовка учащихся к следующей ступени карьеры, которая может заключаться как в продолжении академических или прикладных исследований в университете, так и в трудоустройстве в различные рода организации. Эти программы по структуре и содержанию очень похожи на российские программы подготовки дипломированных специалистов (инженеров) [2].
Для академических магистров диссертация или научный проект могут составлять (30-40)% от учебной программы и призваны продемонстрировать способность обладателя степени применять полученные
знания на практике в процессе проведения научных исследований или разработки новой техники, технологий или процессов.
Профессиональные или прикладные магистры
Программы подготовки профессиональных или прикладных магистров очень разнообразны по структуре, содержанию, длительности и методике обучения. Такое разнообразие объясняется неоднородностью целевой аудитории и различными подходами университетов к реализации программ.
Примерами таких программ подготовки являются обычные магистерские программы, например, MScs — магистр компьютерных наук, или такие как MBA — подготовки магистров делового администрирования, MDiv — подготовки магистров богословия, или некоторые интегрированные магистерские программы, такие как March — подготовки магистров архитектуры. Общей характерной особенностью этих программ является их практическая направленность, обусловленная тем, что после завершения обучения обладатели соответствующих степеней, как правило, начинают или продолжают развивать свою профессиональную карьеру. Например, обладатель степени MDiv может быть рукоположен в священники, а обладатель MBA — занять более высокую ступеньку своей карьерной лестницы. Такие программы, как правило, четко структурированы и разрабатываются в сотрудничестве с организациями — работодателями или соответствующими PSRB [3,6-10,13-14]. Они могут включать обучение методам исследований, практики, стажировки, выполнение индивидуальных проектови другие формы практико-ориентированного обучения. Следует отметить, что британские университеты при создании и реализации программ подготовки, помимо работодателей и профессиональных сообществ, в качестве элемента обеспечения качества обучения на постоянной основе используют анкетирование и другие формы обратной связи со студентами и выпускниками.
Исполнительные магистры (Executive Master (EM)
Это специальные продвинутые магистерские программы для профессиональных руководителей, находящихся где-то в середине карьерной лестницы и желающих продвигаться дальше. Подобные программы разрабатываются и для руководителей высшего звена. Помимо
Великобритании подобные программы существуют в ряде других стран (США, Франции и других европейских странах). Такие программы зачастую имеют междисциплинарный характер и, как правило, очень прагматичную практическую направленность, поскольку рассчитаны на обучающихся, четко представляющих свои цели, задачи и потребности в знаниях. Одной из важнейших задач таких программ является развитие лидерских качеств обучающихся, абсолютно необходимых им для дальнейшего карьерного роста.
Степень исполнительного магистра чаще всего присваивается в сфере бизнеса. Как пример — исполнительный магистр бизнес администрирования (executive master of business administration — EMBA). Вместе с тем, такие степени существуют также в сферах права, социальной коммуникации и общественного здравоохранения. Например, исполнительный магистр наук по коммуникациям (executive master of science in communications — EMScom), или исполнительный магистр по общественному здравоохранению (EMPH). Такие степени являются комбинированными. Программы обучения примерно на треть состоят из базовых дисциплин программы исполнительного магистра бизнес администрирования, а на остающиеся две трети — из широкого набора дисциплин, необходимых для высококвалифицированных специалистов в области корпоративных коммуникаций. Как правило, на такие программы принимаются лица, занимающие те или иные позиции в иерархии руководителей среднего или высшего звена и имеющие опыт практической работы по специальности не менее 5-10 лет. Эти люди, с одной стороны, сильно мотивированы и четко понимают свои потребности, с другой — очень ценят свое время.
Ввиду специфики контингента при создании программ обучения университеты проявляют максимальную гибкость, во всем подстраиваясь, насколько это возможно, под интересы обучающихся. Предлагаются самые различные программы, причем, не только по содержанию, но и по формам их реализации: очной, очно-заочной, модульной, дистанционной, смешанной.
Сроки обучения в зависимости от выбранной формы могут составлять 1-4 и более лет.
Заключение
1. Британские магистерские программы, в отличие от российских,
не содержат дисциплин, направленных на повышение общей культуры студента, а сосредоточены исключительно на вопросах профессиональной подготовки специалиста в конкретной области.
2. Обратная связь со студентами, выпускниками, работодателями и профессиональными сообществами оказывает значительное влияние на структуру, содержание и востребованность магистерских программ, является одним из важнейших направлений работы британских университетов и одним из существенных факторов, обеспечивающих высокое качество британской магистратуры.
3. Главнейшей составляющей магистерской подготовки в Великобритании является самостоятельная работа студентов, поддержанная различными формами руководства со стороны преподавателей. В наибольшей степени это проявляется у научных и исполнительных магистров. Такой подход развивает способность студентов не только добывать информацию из всех возможных, в том числе, альтернативных источников, но и критически анализировать ее, предлагать собственные оригинальные решения.
4. Британские магистерские программы отличаются разнообразием содержания, гибкостью структуры, сроков и форм реализации, что позволяет учитывать интересы различных категорий студентов (в том числе, работающих руководителей разных уровней), готовить широкий спектр специалистов по различным направлениям и видам деятельности.
5. Важнейшей отличительной особенностью является наличие междисциплинарных магистерских программ, которые позволяют динамично готовить специалистов для тех областей, где наиболее часто происходят научные и технологические прорывы, стимулирующие инновационные решения. Это возможно благодаря высокой автономности британских университетов в части определения структуры и содержания новых программ обучения. Радует, что в ходе реформы российской системы высшего образования, автономность наших вузов тоже постепенно повышается.
6. Характерной особенностью британской магистратуры является диверсификация присуждаемых степеней по объему и сложности программ и качеству усвоения их студентами с ориентацией на успешность выпускников. Признание государством и работодателями всех дипломов и сертификатов позволяет выпускни-
кам трудоустроиться и работать в соответствии с полученной квалификацией.
7. Различные уровни отличия (pass, merit, distinction) дипломов и сертификатов магистерского уровня, принципиальная возможность перехода как на более низкий, так и на более высокий уровень позволяют лучше учитывать способности студентов, стимулировать их успеваемость и трудолюбие, предоставить каждому выпускнику возможность самореализации.
Литература
1. Прахова М. Ю., Светлакова С. В. Подготовка магистров в инженерной области: отечественная модель // Высшее образование в России.—2014. № 1. [Электронный ресурс] URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/podgotovkamagistrov-v-inzhenernoy-oblasti-otechestvennaya-model-1 (дата обращения: 02.08.2016).
2. Черников А. С. Разнообразие степеней бакалавриата Великобритании // Ценности и смыслы, 2016, № 5(45), с. 61-74.
3. Characteristics Statement, Master's Degree, September 2015. UK Quality Code for Higher Education Part A: Setting and maintaining academic standards URL: http://www.qaa.ac.uk/en/ Publications/Documents/Masters-Degree-Characteristics-15.pdf (дата обращения: 21.11.2016 г.)
4. Integrated Mechanical & Electrical Engineering. University of Bath. Official website. URL: http://www.bath.ac.uk/study/ug/prospectus/subject/integrated-mechanical-electrical-engineering/ (дата обращения: 17.11.2016 г.)
5. Mastersportal. URL: http://www.mastersportal.eu/countries/30/united-kingdom. html?attempt=1/ (дата обращения: 24.11.2016 г.).
6. Oxford University. Official website. University awards framework URL: http://www.admm. ox.ac.uk/media/global/wwwadminoxacuk/localsites/educationcommittee/documents/policyguidance/ University_awards_framework.pdf (дата обращения: 17.10.2016 г.)
7. QAA. Official website. URL: http://www.qaa.ac.uk (дата обращения: 17.11.2016 г.)
8. QAA. Official website. URL: http://www.qaa.ac.uk/assuring-standards-and-quality/the-quality-code/subject-benchmark-statements (дата обращения: 17.11.2016 г.)
9. Recognition scheme for subject benchmark statements. The Quality Assurance Agency for Higher Education, 2012. Third edition. http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/Recognition-scheme-for-subject-benchmark-statements.pdf (дата обращения: 28.11.2016 г.)
10. School of Egineering. Trinity College Dublin. The University of Dublin. . Official website. URL: http://www.tcd.ie/Engineering/undergraduate/baiyear1/ (дата обращения: 17.11.2016 г.)
11. The Frameworks for Higher Education Qualifications of UK Degree-Awarding Bodies. Part A: Setting and Maintaining Academic Standards. UK Quality Code for Higher Education, October 2014, pp 40-42. URL: http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/qualifications-frameworks.pdf (дата обращения: 15.12.2016 г.)
12. The University College of London. Official website. URL: http://www.kcl.ac.uk/artshums/study/ handbook/sguides/assessment/l7markcrit.pdf (дата обращения: 17.10.2016 г.)
13. The University of Cambridge. Official website. URL: http://www.graduate.study.cam.ac.uk/ courses/directory/pcmmasmsc (дата обращения: 17.11.2016 г.)
14. The University of Warwick. Official website. URL: http://www2.warwick.ac.uk/fac/sci/maths/ postgrad/current/courseinfo/masms (дата обращения: 17.11.2016 г.)