Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалиста в условиях непрерывного педагогического образования в России и за рубежом'

Особенности подготовки специалиста в условиях непрерывного педагогического образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучеряну Маргарита Геросовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалиста в условиях непрерывного педагогического образования в России и за рубежом»

Соответственно, каждая тема должна изучаться студентами с учетом следующих этапов:

- Теория в контексте общих (межпредметных) знаний;

- Теория в аспекте педагогики и психологии;

- Мое «Я» в контексте содержания темы;

- Возможности переноса полученных знаний в другие сферы;

- Практическое приложение содержания на уровне общих методов;

- Алгоритмы, методические приемы, технологии и их опробование.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что никакой отдельно взятый учебный курс не приведет к реальному становлению позиции. Только регулярное, на протяжении длительного времени нахождение самих студентов в позиции партнеров в процессе обучения и рефлексия данной деятельности приведет к становлению их позиции и реализации ее затем в практической деятельности. Позиция формируется в течение многих лет, поэтому она является стабильной и тяжело поддается изменениям. Изменение профессиональной позиции требует времени (не менее одного-двух лет), но может происходить быстрее в специально созданных условиях.

М.Г. КУЧЕРЯНУ

Особенности подготовки специалиста в условиях непрерывного педагогического образования в России и за рубежом

Потребности образования в педагогических работниках всех категорий постоянно растут. В Ярославской области подавляющее большинство учителей в целом и учителей иностранного языка в частности требуется в сельских школах. И если в городских школах намечается тенденция появления конкурсно-сти на занятие учительских должностей, то в сельских ситуация в ближайшее время наверняка не изменится, тем более если принимать в расчет тот факт, что 45% специалистов с учительским дипломом работают не по специальности. Изменить ситуацию в этом направлении, прибегая лишь к увеличению приема в педагогические вузы или созданию престижных мест работы, было бы бессмысленно. Необходимо по-прежнему делать упор

на многоступенчатость в системе непрерывного педагогического образования. Особенно актуальным это является сейчас, когда педагогическое образование названо приоритетной и системообразующей областью в сфере всего образования.

Система педагогического образования России представляет собой совокупность:

- преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

В настоящее время в нашей стране система непрерывного педагогического образования объединяет более 670 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ, 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов, 160 высших учебных заведений (государственных), 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В последнее время значительно расширилась сеть филиалов вузов, в том числе в районах и в поселках. Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы. Они проявляются в создании учебных научно - педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Современная система непрерывного педагогического образования характеризуется открытостью, многоступенчатостью, много-уровневостью, многофункциональностью,

гибкостью, динамичностью.

Истоки концепции непрерывного педагогического можно найти у Аристотеля, Сократа, Платона, Сенеки, Конфуция. Идеи непрерывного педагогического образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития.

Система непрерывного образования несет в себе такие интегративные качества, как целостность, преемственность, гибкость, динамичность, прогностичность, адаптивность, и, в отличие от традиционной системы образования, ориентируется на цельное развитие человека как личности на протяжении всей жизни, помогает адаптироваться в быстроме-няющемся мире, дает возможности для саморазвития.

Содержание образования ориентировано на опережающее отражение проблем развития общества и предполагает преемственность на всех этапах.

Помимо самих знаний, умений и навыков, в содержание образования входит активная подготовка к самосовершенствованию и приобретению личного опыта.

Учащийся - субъект учебного процесса, педагог - организатор учебы. Но доминировать должны продуктивные активно-

творческие методы обучения, предполагающие самостоятельную деятельность, которая носит проблемно-практический характер. Каждый учащийся движется своим темпом (коллективно-индивидуальный процесс обучения). В итоге мы получаем личность, готовую к универсальной деятельности в настоящее время, когда идет процесс глобализации в целом и в образовательной среде в частности.

Реализация идеи непрерывного педагогического образования предполагает рассматривать преемственность в качестве ведущего компонента в сотрудничестве системы образования разного уровня.

Преемственность в отечественной и зарубежной научной литературе рассматривается с разных сторон. Как правило, под преемственностью понимается связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

В обучении под преемственностью понимается определенный порядок и последовательность в освоении знаний, достижения понимания и формирования умений, а преемственность содержания образования, отраженного в образовательных программах, состоит в том, что на каждой ступени образования при определении содержания обучения учитывается все то, что было усвоено на ранних ступенях. Преемственность, как правило, рассматривают в разных плоскостях, когда речь идет о целостном образовательном процессе:

- преемственность в горизонтальной плоскости - наличие прочных межпредметных связей;

- преемственность в вертикальной плоскости - соотнесенность между различными ступенями образования, их слияние.

Существует также понятие преемственности, построенной на иерархии образовательных программ. К ведущим классификационным признакам преемственности обычно относят:

- элементы образовательной системы (пре-

емственность миссий, целей, задач образовательных программ; стратегий,

средств, мероприятий, способов реализации образовательных программ; способов корректировки миссий, целей, стратегий и вышеуказанных способов);

- требования нормативных документов к образовательным программам (преемственность образовательных стандартов, учебных планов, программ учебных дисциплин);

- требования к содержанию образовательных программ (преемственность состава дисциплин, дидактических единиц, понятий, обеспечение новизны, развития образовательной программы, устранение повторов, устранение пробелов, использование повторов в допустимых пределах, координация содержания образовательной программы);

- элементы методического обеспечения образовательных программ (преемственность форм обучения, форм проведения занятий);

- отдельные свойства образовательных программ (преемственность модулей);

- субъекты оценки преемственности.

В современных условиях необходимо делать упор на развитие региональной системы образования, учитывать наиболее приемлемые для региона варианты непрерывности. Как правило, основными уровнями непрерывного педагогического образования в России следует считать школу, педагогический колледж, вуз, послевузовское образовательное учреждение. Процесс преемственности при этом следует анализировать в горизонтальной плоскости. В этой связи встает вопрос моделирования как сосуществования и сотрудничества образовательных учреждений разного уровня, так и моделирования подготовки специалиста в условиях непрерывного образова-

ния. Прежде всего, необходимо начать с самого определения понятия «модель». «Модель» -это искусственно созданный образец в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает или воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи отношения между элементами этого объекта.

Рассмотрим подробнее этап педагогический колледж - вуз. В научной литературе существует несколько вариантов сосуществования и сотрудничества двух вышеупомянутых структур. Самой распространенной моделью является разработка сопряженных учебных планов и программ. При данной модели выпускники педагогических колледжей имеют реальную возможность получить высшее образование в вузе в ускоренные сроки. Возможен также вариант включения педколледжа в структуру университета с потерей первым статуса юридического лица. В настоящее время появляется третья модель - получение выпускниками педколледжа высшего образования экстернатом, как правило, на базе дневного отделения. Четвертая модель предполагает получение образования на продвинутом уровне дистанционно. При наличии УКП (учебно-консультационного пункта) вуза на базе педагогического колледжа возможно развитие пятой модели сотрудничества, при которой выпускники педколледжа могут продолжить свое образование, не выезжая за пределы своих районных центров. Возможен вариант и шестой модели, при которой осуществляется четвертый год обучения в колледже силами профессорско-преподавательского

состава вуза с выдачей вузом диплома бакалавра.

Следует отметить, что на практике, как правило, проблемы возникают при любой из действующих моделей сотрудничества университета и педколледжа. По-прежнему нет преемственности госстандартов, ущемляются права педвузов, возникают вопросы по модели экстерната для выпускников ссуза. Порой создается мнение, что многоступенчатость вводится в систему образования только ради многоступенчатости, а не для решения проблемы дублирования в подготовке специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.

Обучение в педвузе, как отмечают многие ученые, должно представлять собой качественный скачок в развитии личности учителя, в формировании потребности развивать свои профессиональные и личностные качества на основе самообразования. Но переход к подобному качественному скачку должен совершаться поэтапно и особенно на уровне педколледжа в рамках практикоориентированной подготовки будущего специалиста.

В настоящее время в основу разработки и внедрения многих моделей подготовки специалиста в условиях системы непрерывного образования положены международные требования к уровню его профессиональной компетентности. Однако состояние реальной профессиональной подготовки говорит о том, что этот процесс осуществляется в условиях дефицита научных разработок по проблемам соответствия образовательного процесса требованиям практической деятельности, отсутствия современных технологий оценки эффективности учебного и воспитательного процессов на разных этапах обучения. По-прежнему не определены критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки педагога на разных этапах, и, как результат, вся система не может работать целенаправленно. Но не только ориентация на цель играет ключевую роль при разработке модели подготовки специалиста, важно еще иметь в каждый момент времени информацию о текущем состоянии объекта, об уровнях сформированности профессионально-значимых качеств на разных этапах и уровнях (реальный образ), о соответствии этих показателей нормативно-функциональным моделям выпускника (идеальный образ).

В современных условиях необходимо делать упор на развитие региональной системы образования, учитывать наиболее приемлемые для региона варианты непрерывности. Как правило, основными уровнями непрерывного педагогического образования в России следует считать школу, педагогический колледж, вуз, послевузовское образовательное учреждение.

В 2003 году получила государственную регистрацию ассоциация образовательных учреждений педагогического профиля Ярославской области, в состав которой вошли Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского и педа-

гогические колледжи Рыбинска, Ростова, Ярославля, Углича.

Ассоциация предлагает обучение в педагогических колледжах по Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования с дальнейшим продолжением обучения в университете выпускников педагогических колледжей в сокращенные сроки по Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по соответствующим специальностям. Ассоциация также предлагает выбор студентами индивидуальной траектории получения образования, повышение квалификации педагогов и реализацию их научных интересов.

Внутри ассоциации обучение строится на принципах преемственности по согласованным учебным программам. Постоянно идет внедрение вузовских методик и форм обучения в практику учебной деятельности педагогических колледжей. Наличие ассоциации позволяет преподавателям и студентам колледжей пользоваться богатейшими фондами университетской библиотеки, более рационально использовать материально-технические базы учебных учреждений. Ассоциация ведет постоянный контроль над качеством подготовки специалистов через учебнометодические советы по специальностям подготовки, через участие преподавателей педагогического университета в экспертных комиссиях по аттестации (как отдельных преподавателей, так и колледжей в целом) посредством тестирования выпускников колледжей при приеме их на обучение в университет.

Ежегодно ассоциация подводит итоги работы за год на научно-практических конференциях, которые традиционно проходят на базе одного из педагогических колледжей.

Следует отметить, что как при вечерней, так и при заочной форме обучения работа ведется по учебным планам, включающим все дисциплины ГОС ВПО по разным специальностям. При этом указывается полный объем учебной нагрузки по стандарту с выделением тех дисциплин, которые уже были изучены в ссузе. В дальнейшем происходит переаттестация по данным дисциплинам. Для этого учебно-методические службы университета совместно с преподавателями педагогических колледжей разработали индивидуальные ведомости переаттестации выпускников колледжей. В них указываются дисциплины с

названиями, соответствующими ГОС ВПО и ГОС СПО, с указанием количества часов общей трудоемкости, оценки и фамилии преподавателя колледжа, который проводил занятия по данной дисциплине. Ведомости переаттестации готовятся в педагогических колледжах и вручаются выпускникам вместе с дипломами о среднем профессиональном образовании. В ряде университетских комплексов страны переаттестация возможна лишь в том случае, если преподаватели колледжа имеют ученые степени или звания либо являются штатными преподавателями университета. В Ярославской ассоциации преподавателям дисциплин, подлежащих переаттестации в университете, достаточно иметь сертификаты, подписанные ректором университета на основании представления соответствующих кафедр. При их выдаче обязательно учитываются профессиональные контакты преподавателя с кафедрой университета, а также повышение квалификации в различных формах. Сертификат действителен в течение 5 лет.

Учитывая необходимость совершенствовать процесс обучения на вечернем и заочном отделениях, преподаватели постоянно оптимизируют методы обучения, применяют инновационные педагогические технологии (дебаты, технологию «портфолио», проектные технологии, ролевые игры, коллективные тренинги, интерактивные технологии и т.д.).

Большое внимание уделяется научноисследовательской работе студентов вечернего и заочного отделений как важному компоненту профессиональной подготовки педагогов. Темы для курсовых и дипломных работ, как правило, определяются еще на этапе обучения в педагогическом колледже. Студенты в основном решают те проблемы, которые возникают на самом факультете или на университетских экспериментальных площадках. Вся экспериментальная работа ведется сту-дентами-старшекурсниками в тех школах, где они либо уже работают в качестве учителей, либо проходят педагогическую практику. Для более успешной подготовки к защите выпускных квалификационных работ на специальности «Филология» для студентов подготовлена программа аттестации выпускников, которая содержит все необходимые требования к написанию и защите дипломных работ. Эта программа постоянно дополняется и корректируется. В заключение следует отметить, что при обучении студентов заочного и вечернего от-

деления в условиях непрерывного педагогического образования существует ряд проблем, которые требуют своего решения.

В настоящее время в системе непрерывного педагогического образования отсутствуют единые методологические подходы к формированию содержания сокращенных программ, примерные сопряженные учебные планы подготовки педагогов в сокращенные сроки по специальностям среднего и высшего педагогического образования

Необходимо соблюдать принципы преемственности не только на этапе педагогический колледж - вуз, но и активно включать в это звено школы, где должна идти целенаправленная подготовка учащихся, желающих приобрести учительскую профессию, для поступления в колледж или вуз. Не следует забывать и такое звено, как довузовские курсы, на которых в настоящее время упор делается на предметную подготовку, а не на подготовку к педагогической деятельности.

Другая проблема - совершенствовать отбор содержания профессионально - педагогической подготовки и материала для формирования специально-предметных знаний у студентов. Следует совершенствовать такие организационные формы учебного процесса, при которых студент обретет свободу выбора своей образовательной траектории.

В связи с увеличением доли самостоятельной работы студентов, особенно по общепрофессиональным предметным дисциплинам, следует организовать контроль за выполнением подобной работы с привлечением технических средств вуза.

При организации подготовки специалистов в условиях непрерывного педагогического образования было бы чрезвычайно полезным взаимодействовать российским и зарубежным ученым и преподавателям высших педагогических учебных заведений.

Библиографический список

1. Бершадская М. Д., Денисович Л.И., Карпенко О.М., Щирина И.В., Этингоф М.Е. О преемственности образовательных программ разного уровня // Инновации в образовании. 2002. №5. С.45-47.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999.

3. Петров В.П. Эталонное моделирование в системе профессиональной подготовки инженер-

но-технических кадров// Инновации в образовании. 2001. № 4. С. 64-71.

4. Фомин Н.В. Теоретическая модель конкурентоспособного специалиста // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 74-82.

ИИ. АБРАМОВА

Идеи космополитизма и патриотизма в английской педагогике конца XVII-XVIII вв.*

В английской педагогике периода Реставрации и Просвещения широкое распространение получили идеи космополитизма, которые были унаследованы гуманистической педагогикой конца XVII-XVIII вв. от эпохи Возрождения и античности. Еще древнегреческие философы, такие как Диоген Синопский, Сократ, Цицерон, Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства в эпоху Возрождения выдвигали Данте, Петрарка, Пико делла Ми-рандола, Вивес, Рабле, Монтень, Эразм Роттердамский. Гуманистический идеал человечества и соответствующее этим представлениям воспитание «гражданина мира» развивали и английские философы эпохи Реставрации и Просвещения.

Ярким свидетельством популярности доктрин космополитизма в Англии является широкое распространение в образовательной практике того времени так называемого большого путешествия («Grand Tour») - поездки молодых людей в возрасте примерно от 15 до 21 года по странам континентальной Европы. Именно оно должно было завершить процесс формирования джентльмена.

Около 200 педагогических трактатов, вышедших в Англии в этот период, были посвящены образованию джентльмена. Практически в каждом из них затрагивался вопрос о значении большой поездки. Такие разные авторы, как Дж. Локк, В. Рамзей, Дж. Гейлхард,

Э. Лей, О. Уолкер, Д. Фордис, Дж. Мур, Дж. Пакл, О. Уолтер, Т. Гордон, Р. Шеридан, Р. Стил, Честерфилд и др., в целом положи-

*Статья подготовлена при поддержке ЦентральноЕвропейского университета (Central European University, «CEU») в рамках научно-исследовательской программы «Special and Extension Programs».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.