Научная статья на тему 'Региональная система непрерывного бйблиотёчно-информационного образования'

Региональная система непрерывного бйблиотёчно-информационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная система непрерывного бйблиотёчно-информационного образования»

тивизму, упрощенной количественной оценке его деятельности.

При разработке соответствующих мониторинговых технологий мы исходим из следующих положений:

- готовность к профессионально-педагогической деятельности является результатом учебной деятельности студентов в овладении знаниями и умениями, первоначальным пе-

ДЗГОГИЧССКИм ОПЫТОМ И ПрОЯВЛЯсТСЯ Б СЛО-

собности выпускника решать педагогические задачи в соответствии с приобретаемой квалификацией;

- степень готовности может быть определена как мера соответствия достигнутых результатов целям обучения, заданным квалификационным требованиям;

- разработка системы контроля предусматривает его планирование, организацию и проведение в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональнопедагогической деятельности;

необходим учет типичных затруднений и ошибок в процессе педагогической деятельности;

- содержание инструментария оценки должно быть направлено на усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки выпускника.

Таким образом, система критериев и показателей, а также программа педагогического мониторинга, разработанные в С001-ветствии с предложенной критериальной базой оценивания и включающие в себя методы и средства оценки, этапы отслеживания, систему способов и средств обработки и интерпретации полученных сведений, позволят решить поставленные задачи и в целом будут способствовать развитию системы подготовки педагогических кадров в условиях реформирования и реконструкции российского образования.

Поступила в редакцию 4.02.2004.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ь.В. Борисов, Л.А. Пронина, Л.Н. Макарова

В настоящее время во многих странах получает развитие идея непрерывного образования, распространяется тезис «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь». Перед образованием ставится задача превращения в такой социальный институт, который будет способен предоставлять разнообразные образовательные услуги и продукты, позволяющие учиться непрерывно. В рамках данной концепции выстраивается цепочка образовательных учреждений, образовательных программ, форм и методов обучения и т. д. В качестве путей решения предлагается диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить собственную образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Кроме того, непрерывное образование предполагает смену ведущей фигуры (субъекта) образова-

тельного процесса. В этих условиях меняется роль преподавателя, учителя, происходит трансформация учебного процесса: создаются условия для совместной деятельности, распространяется консультирование, содействие вместо поучения и прямого управления. Таким образом, особенность непрерывного образования можно определить как возможность развития способности учащегося создавать и извлекать знания из получаемой информации, фундаментализацию образования и развитие творческих способностей личности. Обучающиеся учатся использовать не только готовые знания, по и создавать новые. Это достигается путем создания системы функционирования образовательных учреждений, обеспечивающих определенный уровень образования. Из разработанных проектов модернизации образования следует отметить проект ЮНЕСКО «Образование для XXI века», который в своей основе ис-

пользовал идеи непрерывного образования. В проекте выдвинуты четыре тезиса:

• научиться жить вместе;

• научиться приобретать знания;

• научиться работать;

• научиться жить.

Проект обосновывает необходимость развивать знания о других нациях и народах, их истории, традициях и образе мышления. Образование должно носить творческим характер и стать основой нового мышления. Необходимо научиться приобретать знания, так как происходят быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности. В этих условиях необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин. Ведь пропуском к непрерывному образованию становится общий культурный уровень. В современную эпоху появляется потребность совершенствоваться в своей профессии, в более широком смысле - приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями. И, наконец, следует научиться жить. Образование должно постоянно адаптироваться к изменениям в обществе. Поэтому концепция непрерывного образования получила широкую поддержку и успешно реализуется в настоящее время в разных странах.

Непрерывное образование позволяет внести определенный порядок в последовательность различных ступеней образования, обеспечить переход от одной ступени к другой, разнообразить и повысить значимость каждой из них. А самое главное - соблюдается принцип преемственности. В этих условиях меняется положение и высших учебных заведений: особая роль отводится классическим университетам. Они обретают свою изначальную интеллектуальную и социальную миссию в рамках общества в качестве гаранта универсальных ценностей и культурного наследия.

Непрерывное образование значительно меняет содержание процесса обучения. В данный процесс вовлекаются новые возрастные когорты населения, в результате чего уже сейчас вполне оформились контуры непрерывного обучения в течение всей жизни

человека. Непрерывное образование отчетливо выявило несводимость образования к обучению. Соединение личностно-ориентированной педагогики с непрерывным образованием должно стать основой развития непрерывного личностно-ориентированного образования. В настоящее время нельзя говорить о полной реализации данных положений в нашей стране, хотя в целом образовательная цепочка сформирована.

Одним из демократических завоеваний в области образования является диверсификация, суть которой состоит в многообразии возможностей и вариантов получения образования, предоставлении личности права самостоятельно формировать образовательную траекторию с учетом интересов, наклонностей, потребностей. Диверсификация образования проявляется, в частности, в его многоуровневое™, в гибкости и вариативности образовательных программ.

Гибкость содержания образования понимаем как возможность его оперативной перестройки с учетом объективно складывающихся условий при сохранении соответствия государственным образовательным стандартам. Разработка вариантов реализации гибкого содержания образования становится особенно актуальной в связи с модернизацией российского профессионального образования, переходом его на многоуровневую структуру в русле ведущих идей Болонского соглашения.

Содержание профессионального образования формируется в результате интегрального взаимодействия ряда глобальных факторов. Первый - реальные масштабы и структура потребности (текущие и перспективные) в кадрах (по профилю, специальности, квалификации, характеру профессиональной деятельности). Второй - национапь-ные и мировые актуальные требования, перспективы и приоритеты развития науки, технологий, экономики, социальной и культурной сферы. Третий - потребности личности в удовлетворении ее интересов, развитии, обладании культурой, информацией, возможностью изменения и продолжения образования, смены профессии и т. п.

Непрерывное профессиональное образование позволяет:

• предоставить каждому обучающемуся возможность не только получить профессиональную подготовку на данном уровне, но и при наличии способностей к обучению продвинуться на более высокие ступени образования;

• при необходимости сократить сроки обучения, преодолеть дублирование учебных программ, повысить эффективность образовании,

• осуществить спрос на выпускников учебных заведений, осуществляющих обучение по комплексным профессиональным программам.

В профессиональном плане связка «среднее профессиональное образование (СПО) - высшее профессиональное образование (ВПО)» обеспечивает пополнение контингента студентов вузов лицами, имеющими более высокий уровень профессиональной мотивации, целеустремленных и ориентированных на полновесное обретение профессии. Поэтому вуз должен быть заинтересован в увеличении доли студентов, имеющих среднее профессиональной образование, однако несбалансированность образовательных планов и программ создает организационные и методические трудности образовательного содружества средних и высших учебных заведений.

Современный период развития образования позволяет прогнозировать распространение высшего образования и даже переход ко всеобщему высшему образованию (что уже планируется в некоторых странах). Данные проблемы в XXI веке относятся к числу важнейших для развития цивилизации. Для их успешного решения необходимо выработать приоритетные направления, выбрать общие магистральные тенденции развития этой сферы. На основе процесса сегментации и индивидуализации потребностей населения во многих с транах идет активная диверсификация учреждений, форм и методов обучения. Образование и неразрывно связанное с ним воспитание последующих поколений населения страны в течение всей их жизни вносит практически монопольный вклад в качество человеческого потенциала. Образование сегодня - это главный стратегический фактор не только социально-экономического, интеллектуального и духовного разви-

тия общества, но и фактор выживания и безопасности нашего общества. Поэтому развитие образования - главная общенациональная задача сегодня.

Решение многих проблем зависит от создания ориентированной на перспективу системы образования. Такая система должна предоставить всем членам общества возможность получать необходимые знания и умения, правильно ориентироваться в новом информационном пространстве и эффективно его использовать. Поэтому модернизируемая и вновь создаваемая в некотором роде система образования неизбежно будет иметь большую информационную ориентацию, о чем свидетельствует анализ некоторых образовательных концепций. Причем модификация коснется не только технологических аспектов, но и содержательных. Изменения касаются информационно-образовательной среды, информационной культуры субъектов образовательного процесса, формирования нового, информационного миропонимания и мировоззрения и т. д. В связи с этим актуальным становится модернизация подготовки специалистов для бибпиотечно^инфс рационной сферы. Они обеспечивают реш:;1 --.г проблем создания и эффективного использования разнообразных информационных ресурсов, развития личной информационной культуры, что позволяет индивиду адаптироваться в быстроменяющейся информационной среде в условиях глобализации и информатизации общества и т. п.

Рассмотрим на примере библиотечно-информационного образования, каким образом осуществляется диверсификация образования на региональном уровне. Формирование непрерывного библиотечного образования осуществлялось в течение многих десятилетий, в последнее годы оно трансформировалось в библиотечно-информационное.

С середины 90-х годов XX века в Тамбовской области успешно функционирует многоуровневая система непрерывного профессионального библиотечного образования, организатором и координатором которой является кафедра библиотечно-информационной деятельности (ВИД) Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Низовой уровень этой системы представлен библиотечным классом межшколь-ного учебно-производственного комбината г. Тамбова. Он формируется из учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ г. Тамбова в количестве 10-20 человек. В ходе двухлетнего обучения школьники получают первичные знания о библиотечной профессии, социальной роли книги и биб-

гтмлт<з|/м тлуилплгии ^и^пилтоимл

•< » I А \~/ Ж Ч* •% I I Ч I иЛ1 (III 1114/ ■ V ти

библиографической деятельности, овладевают элементарными умениями, необходимыми библиотекарю, что обеспечивает начальный уровень профессиональною образования. Занятия проводятся преподавателями кафедры БИД на ее базе. Но окончании обучения школьники сдают выпускной квалификационный экзамен, им присваивается квалификация «младший библиотекарь» и вручается соответствующее свидетельство. На основе договора между университетом и комбинатом выпускники библиотечного класса рекомендуются к поступлению на специальность 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» и имеют преимущество при зачислении (при прочих равных условиях) перед другими абитуриентами. Опыт показывает, что, став студентами, эти учащиеся занимают лидирующие позиции в учебной деятельности и общественной жизни. Наша совместная работа с комбинатом показывает устойчивость, стабильность и востребованность данной профильной подготовки старшеклассников. На наш взгляд, в условиях модернизации образования поиск оптимального профилирования старших классов может опираться на имеющиеся наработки кафедры. Ведь они базируются на достижениях региональной образовательной системы, результаты деятельности которой востребованы регионом.

Средний уровень профессионального образования по специальности 0517 «Библиотековедение» реализует Моршанский гуманитарный колледж. Студенты колледжа имеют возможность получить либо базовый, либо повышенный уровень соответствующего образования. Выпускники базового уровня при поступлении в университет осваивают вузовскую программу в полном объеме, начиная с 1 курса. Лучшие студенты получают повышенный уровень образования, который

предусматривает освоение дисциплин гуманитарного, социально-экономического, общепрофессионального блоков в объеме 1-2 курса вузовской специальности 052700. Такие студенты пишут и защищают выпускную квалификационную работу.

Качество подготовки выпускников колледжа контролируется в период итоговой государственной аттестации, при этом по

»/Лг1лп11я»1 плрлплпл »влпггп*/ trs\rt пл TiMi-ai I 11 «/пи > v-iOuruuupu mw./iv/A.j' п

верситетом государственную аттестационную комиссию возглавляет один из преподавателей кафедры БИД.

Взаимоотношения ссуз-вуз изменялись, расширялись, трансформировались со временем. Ранее студенты ссузов имели возможность получить высшее образование за три года, что было связано с принятием закона «Об образовании», в котором сказано о праве лиц, имеющих среднее профессиональное образование, обучаться в высшей школе в сокращенные сроки по укороченным программам.

С этим связан ряд ошибочных решений и действий отдельных учебных заведений: прием выпускников ссузов на 111 курс (поступившие не получали общенаучной подготовки), механический перезачет одноименных учебных дисциплин (студенты не получали подготовки к выполнению функций специалиста высшей квалификации), составление взаимосвязанного плана ссуза и вуза, в котором часть вузовских дисциплин переносилась в средние профессиональные учреждения за счет сокращения практической части, что, в конечном итоге, приводило к снижению качества подготовки кадров со средним профессиональным образованием). Таким образом, невозможно было без ущерба для качества образования просто перезачесть большинство общепрофессиональных и специальных дисциплин. Преемственность ступеней профессионального образования мы рассматриваем как учет ранее приобретенных знаний и умений с последующей корректировкой содержания обучения на более высокой ступени образования при обязательном выполнении ее государственного образовательного стандарта. Наш опыт показал, что «сильные» выпускники колледжа при переходе в вуз на третий курс начинали учиться намного хуже. Им явно не хватало

общенаучных и общепрофессиональных знаний. Они хуже адаптировались в иной информационно-образовательной среде. Поэтому вполне обоснованным было решение сохранить данный порядок обучения только для части выпускников ссузов, прошедших обучение на повышенном уровне.

В связи с этим на основании приказа Министра образования Российской Федера-

пни \Гп Т 70^ /-ч-г 1 'З поп ОЛЛО ш Л/от

чип -I * — 1 I 4*VI 1 —' шил I ^ VI

Гь'Т'г* г* г%

иии I

ом-

бовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки лицами, имеющими повышенный уровень среднего профессионального образования (утверждены Ученым советом университета 22 ноября 2002 г.), выпускники колледжа после зачисления на первый курс университета переводятся на освоение сокращенной программы обучения. Она формируется в виде индивидуального учебного плана студента на основе образовательной программы с полным сроком обучения и с учетом предыдущего повышенного уровня среднего библиотечного образования. Наименования дисциплин в индивидуальных учебных планах, их группировка по циклам, формы промежуточной аттестации идентичны учебным планам с полным сроком обучения, но отличаются большей долей самостоятельной работы студента. В условиях Тамбовского государственного университета сокращенная программа формируется в объеме 1-2 курса вузовского образовательного стандарта. По мере освоения индивидуального учебного плана студент проходит переаттестацию по соответствующим дисциплинам в форме собеседования. На период прохождения переаттестации (как правило, сентябрь-декабрь) студенту, обучающемуся по сокращенной программе, разрешается посещение занятий в учебных группах 3 курса, что позволяет ему органично вписаться в учебную и научно-исследовательскую работу и с достаточным уровнем подготовки подойти к зимней зачетно-экзаменационной сессии 5 семестра.

Учебные планы и программы начального и среднего уровня профессионального образования проходят предварительную апробацию на кафедре БИД и утверждаются дирек-

тором академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета. Преподаватели кафедры БИД оказывают колледжу методическую помощь.

Высший и послевузовский уровень профессионального библиотечного образования осуществляется кафедрой БИД путем реализации государственного образовательного стандарта (второе поколение) по специаль-

ЛСООЛЛ ----------

пи^1п / уу \уипшш\л^'1пи-ппц;ир«1ацпип-

ная деятельность» и через аспирантуру по специальности 052503 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», а также участием преподавателей кафедры в деятельности различных форм повышения квалификации библиотечных работников региона (курсы, семинары, конференции и т. п.), организуемых органами управления культурой и образованием и областными библиотеками.

О достаточно высокой эффективности региональной системы профессионального библиотечного образования говорят следующие факты: по числу специалистов библиотеки Тамбовской области выгодно отличаются от других субъектов Российской Федерации; выпускники кафедры БИД занимают руководящие должности областного уровня, являются директорами и заведующими ведущими отделами библиотек, составляют большую часть преподавательского корпуса Моршанского гуманитарного колледжа, многие имеют почетные звания. Кафедра БИД имеет стопроцентный научный ценз, при этом 90 % преподавателей являются ее же выпускниками, 20 % закончили аспирантуру в Тамбовском государственном университете.

Безусловно, реализация концепции непрерывного образования требует значительных затрат: интеллектуальных, организационных, информационных и т. п.

Для ее совершенствования, на наш взгляд, необходимо решить следующие задачи:

• проанализировать существующую практику формирования сопряженных учебных планов и программ, требований к содержанию и уровню подготовки выпускников в системе непрерывного образования (среднего и высшего профессионального, послевузовского);

• определить методологические и теоретические подходы к формированию содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием для подготовки кадров в новых социально-экономических условиях;

• обосновать механизм формирования программ обучения в вузе на базе среднего профессионального образования при предварительной проработке особенностей преемственности;

• разработать методики и процедуры создания преемственных образовательных программ в системе непрерывного образования;

• определить научно-методические основы мониторинга содержания образовательных программ среднего и высшего профессионального и послевузовского образования;

• показать возможности составления единого согласованного перечня специальностей среднего и высшего профессионального образования;

• создать тезаурус государственных образовательных стандартов и программ.

Поиск решений обозначенных задач может осуществляться в нескольких направлениях. В первую очередь, необходима целенаправленная работа по сопряжению образовательно-профессиональных программ разного уровня.

Рост численности поступающих в вузы из средних профессиональных учреждений обусловливает необходимость более основательной проработки как содержания высшего профессионального образования для выпускников ссузов. так и разработки специфических образовательных технологий.

Следует отметить, что при одноименных составных частях содержания подготовки в основных образовательных программах среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, уровень СПО отличается от уровня ВПО: отношением к квалификации подготавливаемых кадров, составом, объемом и содержанием подготовки, местом в системе непрерывного образования.

Проблема преемственности (содержания образования, технологий обучения и воспи-

тания) как проблема взаимодействия двух следующих друг за другом процессов, учета на более высокой новой ступени достижений предыдущего периода особенно обострилась после принятия закона «Об образовании». Поэтому в основе исследования проблемы преемственности должно лежать установление сходства и различия: между уровнями образования, между квалификационными требованиями к кадрам со СПО и ВПО, а также сходства и различия содержания одноименных учебных дисциплин. Взаимосвязь и преемственность СПО и ВПО, а также их содержание и специфику необходимо рассмотреть с точки зрения цели этих уровней образования и квалификации подготавливаемых кадров. В такой же логике следует анализировать взаимосвязь и преемственность данных уровней образования с послевузовским образованием.

По существу, формирование содержания высшего профессионального образования на базе среднего представляет собой дополнение тех элементов в составе и содержании подготовки, которые в совокупности и должны преобразовать один уровень в другой, не задерживаясь на дублировании учебного матсриата и ориентируясь на накопленный опыт, знания и умения. Необходим пересмотр не только содержания обучения, но и организации учебного процесса, который должен быть направлен на повышение мотивации к освоению новых знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности.

Целью разработки содержания высшего профессионального образования является «наращивание» у выпускников СПО новых знаний, умений и навыков, преобразование отдельных уже сложившихся понятий в новую систему знаний, умений и навыков, изменение мотивационной сферы личности в соответствии с новым классом профессиональных задач.

Формирование программы обучения состоит в выявлении необходимых учебных элементов, реализация которых направлена на преодоление сущностных различий СПО и ВПО, выражающихся в соотношении теоретической и практической подготовки и в соотношении общенаучной, общепрофес-сионатьной и специальной подготовки в образовательной программе.

Для разработки содержания высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования необходимо разработать программу, которая может включать следующие разделы:

• сравнительный анализ профессиональных.функций специалистов со средним профессиональным и высшим образованием;

• сравнительный анализ действующих учебных планов и программ и их соответствия квалйфиКацйонным требованиям;

• разработка учебно-производственных задач, соответствующих типовым профессиональным задачам специалиста с высшим профессиональным образованием и определение их места в содержании обучения:

• аналйз информационного обеспечения решения этих Задач на новом уровне профессиональной компетентности;

• разработка и применение технологий, предусматривающих опору на ранее изученный материал (входной контроль, повторение основных теоретических положений в свернутом виде);

разработка те£-визированных на подготовку' к вояым про-фессйоналыШм функциям и -решению иного класса профессиональных задач т выделеяи-ем этого отличия;

• разработка и внедрение комплексных планов реализации научно-исследовательской работы студентов и педагогов (на этапе послевузовского образования).

¿Вторым направлением решения поставленных задач явлАется разработка основ мониторинга образовательных программ среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Образовательный потенциал содержания программ может быть определен рядом объективных обобщенных качественных характеристик или параметров.

Индикаторы представляют собой обобщенные характеристики содержания образовательных программ послевузовского образования, ВПО и СПО. Показатели являются основными объективными структурными элементами, первичными характеристиками содержания программ, выявление я анализ которых составит необходимую и достаточную основу для достоверного вывода о степени соответствия содержания образова-

тельных программ требованиям данного индикатора.

Разработку индикаторов необходимо вести на основе системного и контекстного подходов с учетом выявленного сходства и различия исследуемых ступеней профессионального образования. Их количество не должно быть чрезмерно большим, реально выделить 7-8 индикаторов и соответствующих им показателей.

В качестве одного из и н д и каторов может выступать степень фундаментализации содержания СПО, ВПО м послевузовского образования, которая оценивается по показателям: системность, систематичность -и гибкость знаний, уровень и степень их обобщенности, целостность предезавлетшй о современной единой научной хартине мира использование методологического аппарата естественнонаучного знания, раскрытие в циклах различных дисциплин сущности, фактов и явлений из области педагогической специатьности, универсальность знаний и опыта, направленность образовательной про-

»точности. Сбор информации можно г>•; и т-

лвееь -■« лрвиессе-тмзудевдга ти ;аиа*даза ¡д. «шишш -учебных планов, учебных программ и учебников.

Другим индикатором может выступать личностная и индивидуачьно-психологичес-кая направленность содержания образования, которая оценивается по показателям: развитие познавательных способностей обучающихся; наличие заданий для развития творческих способностей в учебных курсах по циклам дисциплин; развитие I профессиональной мотивации^направленность образовательного процесса на саморазвитие обучающихся, включая профессиона)ьногважные качества; /психодиагностическая поддержка личности; психолого-педагогическая поддержка личности.

Необходимо привлечение к проведению мониторинга учебно-методических объединений вузов и других общественногосударственных организаций высшей и средней профессионатьной школы.

Третье направление решения поставленных задач связано, на наш взгляд, с согласованием перечня специальностей среднего профессионального образования и высше-

го профессионального образования, чтобы облегчить и унифицировать разработку образовательных программ на разных уровнях образования при обеспечении их преемственности.

Для этого необходим: анализ поля трудовой деятельности, охваченного специалистами разного уровня квалификации, создание условий для обеспечения его кадрами

11АПД9 /'ЛЛТООТЛ'ГП\/1Л«?1ии л^попл«< лпготпюл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иигии

ванную образовательную систему; анализ поля образовательной деятельности, направленной на создание условий для удовлетворения потребнорти личности в непрерывном образовании с наименьшей затратой сил и времени при обеспечении определенного уровня образованности. Данный анализ необходимо вести с учетом следующих принципов: соответствия типа профессиональной деятельности специалиста и уровня профессионального образования, требующегося для выполнения этой работы; преемственности перечней специальностей в историческом плане с учетом тенденций развития системы образования.

Частично данная проблема решена: в 2003 году утвержден и опубликован Общероссийский классификатор специальностей образования. Среднее профессиональное образование в большей степени ориентировано на подготовку специалиста к решению диагностических задач с выбором решений из набора готовых. Обучение носит практикоориентированный характер. Высшее профессиональное образование ориентировано на решение проблемных, эвристических задач, для которых необходим высокий уровень теоретической обобщенности и обоснованности. Послевузовское образование направлено на личностно-профессиональное развитие специалиста, характеризующееся его ориентацией на максимально-целесообразное использование внутренних ресурсов и возможностей информационной среды. Анализ тенденций свидетельствует о том, что есть объективно-экономические предпосылки для их изменений, а также о том, что их развитие идет постоянно и нет необходимости в его ускорении, если отсутствуют особо значимые предпосылки.

Важно установить единый для СПО и ВПО порядок введения в перечень новых

направлений. Открытие новых специальностей должно осуществляться на основе совместной деятельности учебно-методических объединений обоих уровней с ориентацией на потребности региона. В связи с тем, что высшее профессиональное образование и среднее профессиональное образование отражают разные классы профессиональных задач, некоторые специальности могут не

Ш4АТ| ОМОПЛГЛП Г» I) 1 1ЛМШИ и ми лпапнаи ЛППО гиглъ^гы и 1114,1XV м ии о плг»

зовании.

Необходимым условием успешного решения поставленных задач является устранение терминологического барьера, упорядочение терминологии. Упорядочение и унификация системы понятий, характерных для системы непрерывного профессионального образования, будет способствовать более четкому определению границ его предметной области и ускорит создание единой терминосистемы, исключающей дублирование и противоречивость терминов. Тезаурус должен быть отраслевым, т. е. охватывать круг проблем, ограниченных сферой непрерывного профессионального образования; ориентированным на терминологию настоящего времени; многоцелевым, т. е. отражать многоаспектные аспекты теории и практики системы профессионального образования.

Безусловно, создание и развитие системы непрерывного образования требует значительных усилий, объединения сил ученых и практиков.

В заключение приведем некоторые идеи, которые можно будет использовать при построении региональной системы непрерывного образования.

В качестве методологической основы исследования проблем непрерывного образования целесообразно использовать ключевые подходы современной методологической базы наук о человеке:

• контекстный (для обоснования организации учебного процесса, обеспечивающего переход учебно-познавательной деятельности обучающихся в профессиональный с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, средств и результатов);

• интегральный (для построения целостной системы критериев и показателей эффективности подготовки специалистов);

• акмеологический (для учета специфики подготовки кадров на различных уровнях образования, в том числе, учета специфики образования взрослых);

• праксеологический (для анализа требований к содержанию и уровню подготовки выпускников в системе непрерывного образования с точки зрения иу эффективности);

• квалиметрический (для выявления качественно-количественных Характеристик образовательного потенциала сопряженных программ среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).

Результатом выполнения проектов по проблемам непрерывного образования может быть разработка:

• научно-методических подходов к формированию содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием для подготовки кадров в новых социально-экономических условиях;

• методических материалов, обеспечивающих согласование требований к содержанию и уровню подготовки выпускников различных уровней в системе непрерывного образования.

Таким образом, центральной проблемой для общесгва становится создание системы образования на протяжении всей жизни. В XXI веке концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Это связано, в первую очередь, с быстромсняющейся средой, значительными изменениями в технологиях и т. п. Человек постоянно сталкивается с новшествами, появляющимися как в его личной, так и в профессиональной жизни. Данные процессы

приводят к необходимости возобновлять образование каждый раз, то есть практически в течение всей жизни. Многие международные организации и государства решают проблемы создания условий для образования каждого человека. ЮНЕСКО выдвинуло следующий тезис: образование для всех, образование через всю жизнь, образование без границ, который пытаются реализовать мно-

гио ртпош I 1/~гиг ПЛ1/ЧО! 1п<11лт иллпаплпопип • »«V V I рини). » V 1чIV •¡оаиошиию!

наиболее перспективным направлением в развитии профессионального образования будет его широкая диверсификация. Создание региональной системы непрерывного образования позволяет осуществлять профессиональную подготовку на принципах соответствия, качественности, личной направленности и свободы выбора.

1. Вазина К.Я. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное образование / Вазина К.Я., Петров Ю.Н. Н. Новгород, 1996.

2. Квеско Р. Б. Методологические аспекты непрерывного многоуровнего образовательного пространства. Томск, 1997.

3. Огарков Н.М. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация,

инновации, управление / Огарков Н.М., Савельев А.Д. М., 1999.

4. Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород, 1994.

5. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В.Г. Онушкина. М., 1987.

6. Федоров В.А. І Ірофессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург, 2001.

Поступила в редакцию 7.04.2004.

ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.И. Дробжев

Духовность: сущность и содержание

Все невзгоды общества - экономические неурядицы, социальная напряженность, рост преступности, коррупции, вседозволенности есть в определенной степени болезнь чело-

веческого духа. Господство рыночных отношений, возведение их в абсолют, превращение всего и вся в товар пагубно отражается на культуре общества, на формировании личности. Коммерция в искусстве выступает и как стихийное явление, и как осознанное и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.