КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ.
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
001: 10.17803/1994-1471.2024.158.1.155-165
С. Ю. Карпов*, А. Я. Понимаскин**
Особенности подготовки пожарно-технического эксперта
Аннотация. В статье рассматривается круг вопросов, связанных с влиянием уровня подготовки и компетенции эксперта на качество и своевременность производства судебных пожарно-технических экспертиз. Анализируется современное состояние специфики обучения в образовательных учреждениях по специальности «судебная экспертиза» (специализация «инженерно-технические экспертизы»). По некоторым проблемным вопросам предложены рекомендации и пути их решения. Авторы полагают, что современное состояние подготовки пожарно-технических экспертов требует внесения некоторых изменений. Это связано со многими факторами, например с увеличением круга решаемых задач, появлением новых специализаций (подвидов судебной пожарно-технической экспертизы), внедрением новых технологий и экспертного оборудования, реинжиниринга научно-методического сопровождения деятельности пожарно-технического эксперта и т.д. Особое внимание в статье авторы уделяют критериям отбора абитуриентов в вузы и особенностям подготовки будущих экспертов. Предлагается внести некоторые изменения в регламентирующие документы по подготовке (обучению) специалистов пожарно-технического профиля по специальности «судебная экспертиза» (специализация «инженерно-технические экспертизы»).
Ключевые слова: судебная экспертиза; эксперт; пожарно-техническая экспертиза; качество заключения эксперта; разумный срок судопроизводства; квалификация эксперта; качество обучения эксперта; расследование пожаров; пожар; пожарная безопасность; экспертиза пожаров; кадровое ресурсообеспечение; судебная пожарно-техническая экспертиза.
Для цитирования: Карпов С. Ю., Понимаскин А. Я. Особенности подготовки пожарно-технического эксперта // Актуальные проблемы российского права. — 2024. — Т. 19. — № 1. — С. 155-165. — DOI: 10.17803/19941471.2024.158.1.155-165.
© Карпов С. Ю., Понимаскин А. Я., 2024
* Карпов Сергей Юрьевич, старший научный сотрудник отдела координации и планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Всероссийского ордена «Знак Почета» научно-исследовательского института противопожарной обороны ВНИИПО мкр., д. 12, г. Балашиха, Московская область, Россия, 143954 [email protected]
** Понимаскин Алексей Яковлевич, начальник отдела координации и планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Всероссийского ордена «Знак Почета» научно-исследовательского института противопожарной обороны
ВНИИПО мкр., д. 12, г. Балашиха, Московская область, Россия, 143954 [email protected]
Specific Features of a Fire Safety and Technical Expert Training
Sergey Yu. Karpov, Senior Researcher, Department of Coordination and Planning of Research and Development Works, All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters
12, VNIIPO microdistrict, Balashikha, Moscow region 143954, Russian Federation [email protected]
Aleksey Ya. Ponimaskin, Head of the Department for Coordination and Planning of Research and Development Work, All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters
12, VNIIPO microdistrict, Balashikha, Moscow region 143954, Russian Federation [email protected]
Abstract. The paper examines a range of issues related to the influence of the level of training and competence of the expert on the quality and timeliness of forensic fire safety and technical expertise. The current state of the specifics of such a training in educational institutions at Forensic Expertise Programs (Engineering and Technical Expertise specialization) is analyzed. The authors propose some recommendations and ways to solve some problems in this regard. The authors believe that the current state of training of fire technical experts requires some changes. This is due to many factors, for example, an increase in the range of tasks to be solved, the emergence of new specializations (subtypes of forensic fire safety and technical examination), the introduction of new technologies and expert equipment, reengineering of scientific and methodological support for the activities of a fire safety and technical expert, etc. In the paper, the authors pay special attention to the criteria for selecting applicants to universities and the features of training future experts. It is proposed to make some changes to the regulatory documents for the preparation (training) of fire safety and technical experts at Forensic Expertise Programs (Engineering and Technical Expertise specialization).
Keywords: forensic expertise; expert; fire safety and technical expertise; quality of expert opinion; reasonable time for legal proceedings; expert qualifications; quality of expert training; fire investigation; fire; fire safety; fire safety expertise; staffing resources; forensic fire safety and technical expertise.
Cite as: Karpov SYu, Ponimaskin AYa. Specific Features of a Fire Safety and Technical Expert Training. Aktual'nye problemy rossijskogoprava. 2024;19(1):155-165. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2024.158.1.155-165.
Введение
Потребность в пожарно-технических экспертизах (ПТЭ) в рамках судопроизводства обусловлена сложностью расследования преступлений, сопряженных с пожарами. Анализ статистических данных о деятельности судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы МЧС России говорит о том, что в
последнее время ежегодно проводится около 18 000 судебных экспертиз и около 37 000 исследований в области пожарной безопасности1. Деятельностная нагрузка на эксперта выросла, как и степень ответственности за своевременность и качество производства судебных экспертиз. Актуальность исследования проблемных вопросов в судебных пожарно-технических экспертизах (СПТЭ) обусловлена в том числе
1 Понимаскин А. Я., Николаев С. Ю., Аносова Н. В., Михалев В. А. Основные показатели и анализ деятельности судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» за 2022 г. // Пожарная безопасность. 2023. № 1 (110). С. 139-144.
сомнениями некоторых специалистов в отношении объективности выводов в заключениях экспертов по многим резонансным пожарам. Запрос общества на повышение качества заключения эксперта требует углубленного анализа данной ситуации, включая подготовку будущих экспертов в вузах.
Во многих вузах, в том числе вузах МЧС России, ведется подготовка экспертов по специальности «судебная экспертиза» (специализация «инженерно-технические экспертизы») (далее — СИТЭ). Процесс обучения эксперта занимает значительное время и включает несколько этапов, которые определяются в рамках образовательного стандарта, рабочего учебного плана, материально-технического обеспечения и т.д.
Роль деятельности судебного эксперта в рамках судопроизводства по делам о пожарах очень существенная. Поэтому критериям отбора абитуриентов должно уделяться особое внимание2. Как правило, в изучении сложных дисциплин, кроме мотивации, у студента должны быть и компетенции, позволяющие ему успешно осваивать в определенные программой сроки курс обучения. Недостаточные базовые знания приводят к низкой успеваемости, дополнительным затратам времени преподавателя на повторение «школьной программы» на занятиях или к пересдаче экзаменов и зачетов. Впоследствии это может привести к низкой квалификации эксперта, а в случае отчисления студента, например на 3-4-м курсе, к неэффективности потраченных средств. Преподаватель не должен заново изучать со студентом, например, школьный курс физики для того, чтобы обучающемуся хватило базовых знаний для освоения специальных дисциплин или выполнения практических и лабораторных работ. Снижение уровня подготовки и компетенции эксперта отразится на его практической деятельности в виде некачественных
исследований и увеличения сроков производства экспертизы.
В рамках расследования пожаров заключение пожарно-технического эксперта во многих случаях является ключевым звеном в системе доказывания, и оно должно обеспечивать помощь должностным лицам в принятии процессуального решения, а не являться формальным элементом по делу. Качественное заключение эксперта, выполненное в разумный срок, обеспечивает конституционные права и законные интересы граждан. Данные обстоятельства определяют важность подготовки будущих экспертов и значимость рассматриваемых проблемных вопросов в статье.
Основная часть
Процесс формирования рабочих учебных планов для подготовки экспертов основывается в первую очередь на общих требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС) по специальности «Судебная экспертиза»3. При этом стоит отметить, что образовательный стандарт (кроме обязательной части) дает возможность вузам на свое усмотрение делать многие допущения при формировании рабочего учебного плана. Например, это предоставление вузам права самостоятельной компоновки (на усмотрение профессорско-преподавательского коллектива) дисциплин (вариативной части), дидактических единиц с учетом имеющихся ресурсов, материально-технической базы организации, возможности выбора формы обучения и т.п. Это приводит к тому, что в разных вузах подготовка экспертов одного профиля может различаться, а выпускаемые специалисты будут иметь различные уровни подготовки. Впоследствии это
Савельева Н. В., Савельев В. А. О необходимости повышения уровня профессиональной подготовки
экспертов в условиях дифференциации и интеграции научных знаний // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 132. С. 316-323. См. подробнее: приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2016 № 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста)» // URL: https://base.garant.ru/71557546/ (дата обращения: 10.05.2023).
2
3
может повлиять на снижение количественных и качественных показателей в деятельности судебно-экспертного учреждения (СЭУ) при производстве судебных экспертиз. Поэтому целесообразнее совместно с учеными и экспертным сообществом проработать и утвердить общие типовые рабочие программы по базовым дисциплинам при подготовке пожарно-техниче-ских экспертов. По мнению авторов, в типовых рабочих программах должны быть выработаны реалистичные позиции в подготовке экспертов, которые необходимы в деятельности судебно-экспертного учреждения. В подготовке экспертов необходимо сделать акцент на увеличение количества часов практических занятий, приобретение навыков работы с экспертным оборудованием, развитие базовых знаний и умений для комплексного подхода в исследовании при производстве СПТЭ, чтобы усилить исследовательскую компетентность. При формировании типовых рабочих программ нужно не просто полагаться на потенциал вуза, а нужно стремиться обеспечить необходимые и достаточные условия для подготовки высококлассных специалистов. Наиважнейшую составляющую в обучении пожарно-технических экспертов играет материально-техническое обеспечение учебного процесса в совокупности с хорошим научно-педагогическим составом вуза. Тщательная проработка типовых рабочих программ позволит наиболее сбалансированно выстроить рабочий учебный план.
Проблемные вопросы в обучении пожар-но-технических экспертов непосредственно связаны с практической и теоретической под-
готовкой, а также появлением новых задач4. Например, появлением новых подвидов (специализаций) СПТЭ, таких как пожарно-тактическая экспертиза, анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий и т.п.5 В связи с этим можно обозначить несколько ключевых позиций и проблемных вопросов, на которые необходимо обратить внимание:
— отсутствие или недостаточное оснащение в вузах криминалистических полигонов по профилю подготовки экспертов6;
— отсутствие в учебных заведениях аккредитованных лабораторий, так как, по мнению авторов, подготовка экспертов должна быть с учетом требований, предъявляемых к практической деятельности экспертов (во многих вузах лаборатории не аккредитованы, а оборудование попадает под определение «учебное»)7;
— отсутствие или недостаточное оснащение лабораторий вузов современным экспертным оборудованием, а также слабой инициативой внедрения в учебный процесс новых приборов и оборудования, прошедших положительную апробацию на практике;
— отсутствие стандартизированных экспертных методик8, необходимых в рамках производства СПТЭ;
— недостаточный мониторинг нормативных правовых актов в области организации и производства судебных экспертиз (в том числе на основе анализа зарубежного опыта) и в связи с этим отсутствие уточнений и корректировок в рабочих программах дисциплин;
Майлис Н. П. О необходимости расширения рамок учебного процесса при подготовке судебных экспертов // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5. С. 56-59. URL: http://fire-expert.spb.ru/node/27 (дата обращения: 20.03.2023). См.: Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М. : Мегатрон XXI, 2000.
См.: Аккредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК
17025. М., 2008 ; Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий:
ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. М., 2012 (URL: https://docs.cntd.ru/document/1200085223 (дата обращения: 10.05.2023)).
См.: постановление Правительства РФ от 08.12.2018 № 1502 «О Правительственной комиссии по координации судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», приказ Росстандарта от 19.05.2017 № 1026 «Об организации деятельности технического комитета по стандартизации "Судебная экспертиза"» (URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.05.2023)).
4
8
— слабое вовлечение учебных заведений в межведомственное и внутриведомственное взаимодействие по обмену опытом и участие в круглых столах, связанных с совершенствованием судебно-экспертной деятельности;
— недостаточное количество квалифицированных преподавателей с практическим опытом работы в судебно-экспертной деятельности;
— низкий уровень стимулирования мотивации обучающихся, в том числе с применением педагогических методов и приемов;
— определение необходимого количества экспертов, в том числе по видам и подвидам (специализации) судебных экспертиз для нужд МЧС России и других судебно-экспертных учреждений Российской Федерации. То есть прогнозирование потребности в экспертах и определение квот на их подготовку.
Стоит отметить, что специфика исследований в рамках СПТЭ в большей степени требует от эксперта глубоких знаний физики и химии при производстве технических экспертиз нежели обществознания и истории. Поэтому к «техническим — сложным» видам судебных экспертиз необходимо выработать индивидуальные требования по отбору и подготовке (обучению) будущих специалистов.
Общие положения ФГОС по специальности СИТЭ устанавливают обязательные требования без конкретизации ресурсного и материально-технического обеспечения в подготовке пожар-но-технического эксперта. Это дает возможность каждому вузу на свое усмотрение формировать собственную материально-техническую базу. Подготовка по специализации СИТЭ включает обучение по нескольким видам судебных экспертиз и должна предусматривать материально-техническое сопровождение по каждому направлению. В общепринятой классификации в «Инженерно-технические экспертизы» кро-
ме таких видов, как ПТЭ, входят и другие виды, например «компьютерно-техническая экспертиза», «строительно-техническая экспертиза», «автотехническая экспертиза», «инженерно-технологическая экспертиза». Данные виды судебных экспертиз отличаются между собой спецификой и предметной областью исследования и требуют индивидуального набора ресурсного обеспечения в образовательном процессе9.
Получается, что в процессе подготовки будущий эксперт должен освоить несколько видов довольно сложных судебных экспертиз, которые входят в класс «Инженерно-технические экспертизы». В связи с этим у многих специалистов могут возникнуть, например, такие вопросы:
— Насколько универсален будет эксперт, который одновременно проходит обучение по нескольким видам судебных экспертиз?
— Сможет ли он на высоком уровне осуществлять экспертную деятельность по всем видам (изучаемых) судебных экспертиз?
— Какое время подготовки в учебном процессе будет достаточным для изучения каждого вида судебной экспертизы, в той мере, чтобы подготовить специалиста высокого уровня?
— Каким образом обучающийся будет проходить производственную практику по нескольким видам судебных экспертиз?
— Не лучше ли по отдельным направлениям исследований, где нужны углубленные знания физики и химии, приглашать на обучение специалистов, имеющих в этой области компетенции (с вузовским образованием) и в рамках переподготовки обучать их для конкретной специальности?
Обучение эксперта усложняется, когда в каждом виде судебной экспертизы появляются новые подвиды, которые требуют особых ресурсов и условий подготовки10. Так, например, СПТЭ в системе МЧС России разделяется на 8 подвидов
9 См.: Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории : монография М. : Норма : Инфра-М, 2022. 480 с.
10 См.: Несмеянов А. А., Якоб А. А. Об актуальности изучения отдельных дисциплин при подготовке специалистов в области инженерно-технических экспертиз // Образование и право. 2021. № 9. С. 225-228 ; Несмеянов А. А. О роли изучения некоторых инженерно-технических дисциплин в системе подготовки специалистов по специальности 40.05.03 судебная экспертиза // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 6 (9). С. 152-155.
(специализаций)11 и некоторые из них требуют от эксперта глубоких фундаментальных знаний в области физики, химии, механики, теории горения. В среде ученых и экспертов есть разные подходы относительно классификации судебных экспертиз, определения предметов, объектов и задач, решаемых в конкретном виде (подвиде) судебных экспертиз12. Стоит отметить, что в разных ведомствах нет единой классификации подвидов (специализаций) по пожарно-технической экспертизе, например, в МВД и Минюсте России нет специализаций по СПТЭ.
Это говорит о том, что вопросы классификации остаются дискуссионными, а новые виды (подвиды) судебных экспертиз не имеют достаточной научно-технической и практической базы для формирования общепринятого подхода (унификации видов экспертиз — судебно-экспертных специальностей), понимания предмета, определения круга решаемых задач. Множество неразрешенных и спорных вопросов в области подготовки пожарно-технического эксперта требуют глубокой научно-технической проработки. В качестве рекомендаций авторы предлагают следующее:
— в рамках подготовки вузами МЧС России по специальности СИТЭ определить приоритеты подготовки специалистов по видам судебных экспертиз в количестве не более 2-3 видов. Например, по специфике деятельности судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России подготовка может быть по следующим видам: «пожарно-техническая экспертиза», «инженерно-технологическая экспертиза», «строительно-техническая экспертиза». Это позволит сосредоточить ресурсы, повысить уровень знаний экспертов, что, несомненно, в дальнейшем
положительно повлияет на качество судебных экспертиз и разумные сроки судопроизводства;
— при подготовке экспертов на 3-4-м курсе обучающимся дать возможность (за счет определения специальных выпускающих направлений подготовки) выбрать вид (подвиды) судебной экспертизы для более углубленного изучения и дальнейшей профессиональной ориентации эксперта. Примерно такой же подход существует при обучении врачей, когда на старших курсах каждый студент определяется с направлением подготовки, будет ли он в дальнейшем работать хирургом, терапевтом и т. п.
Исторически подготовка экспертов по специальности СИТЭ в вузах системы МЧС России началась в 2009 г. на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. В 2013 г. первый набор студентов по специальности СИТЭ осуществила Академия ГПС МЧС России, в настоящее время подготовка ведется во всех вузах МЧС РФ. Из этого следует, что процессу становления системы вузовской подготовки и обучения пожар-но-технических экспертов уделено значительное время.
Обучение ориентировано в первую очередь на подготовку кадров для судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России, связанную с производством ПТЭ и исследований в области пожарной безопасности.
В соответствии с ФГОС ВПО выпускник должен быть компетентным и решать следующие профессиональные задачи:
— производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях;
11 См.: Квалификационные требования к сотрудникам федеральной противопожарной службы МЧС России по специальности «Судебная пожарно-техническая экспертиза». М. : ВНИИПО, 2012. 72 с. (URL: http:// fire-expert.spb.ru/sudebnaja-jekspertiza (дата обращения: 10.05.2023)).
12 См.: Швед А. И. Проблема классификации судебных экспертиз в аспекте совершенствования правового обеспечения судебно-экспертной деятельности // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2017. № 10. С. 317-322 ; Российская Е. Р. Судебная экспертология как методологическая основа классификации судебных экспертиз и экспертной компетенции // Судебная экспертиза Беларуси. 2016. № 2 (3). С. 26-29 ; Российская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология) : учебник. 2-е изд. М. : Норма, 2023. С. 368.
— производство исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности;
— исследование вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, в том числе инструментальными методами;
— участие в качестве специалиста в других процессуальных действиях;
— участие в качестве специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях;
— участие в качестве специалиста в гражданском и арбитражном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
— участие в организации и ведение экс-пертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем;
— организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
— обучение и консультирование сотрудников правоохранительных органов и субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения;
— обучение сотрудников судебно-экспертного учреждения приемам работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам производства судебных экспертиз;
— распространение и внедрение современных достижений науки, техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;
— выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение;
— применение методик инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности;
— применение инженерно-технических методов и средств поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве при участии в процессуальных и не процессуальных действиях;
— оказание методической помощи субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства инженерно-технических экспертиз и современным возможностям использования инженерно-технических знаний в судопроизводстве.
Получение диплома «эксперта» предусматривает трудоемкий и интенсивный процесс обучения, поэтому отбор абитуриентов должен учитывать не только конкурсную основу, но и высокие (выше среднего) показатели базовых навыков и знаний общего среднего образования, которые в настоящее время при поступлении в вуз оцениваются в «проходных» баллах (таблица 1).
Так, например, при поступлении в вузы МЧС России по специальности СИТЭ минимально необходимо: по русскому языку — 36 баллов, по истории — 32 балла, по обществознанию — 36 баллов. В переводе баллов ЕГЭ на школьную оценку получается следующее: 1) русский язык: 36-56 — «3» (удовл.), 0-35 — «2» (неуд.); 2) история: 32-49 — «3» (удовл.), 0-31 — «2» (неуд.); 3) обществознание: 42-57 — «3» (удовл.), 0-41 — «2» (неуд.); 4) математика: 27-49 — «3» (удовл.), 0-26 — «2» (неуд.); 5) информатика 4056 — «3» (удовл.), 0-39 — «2» (неуд.)13. С учетом перевода баллов в оценки мы видим, что для поступления в вуз нужен удовлетворительный «минимум». То есть ученик, который в школе по успеваемости еле-еле дотягивал до тройки, может поступить в вуз. В связи с этим возникает ряд вопросов:
1. Сможет ли такой студент (с минимально «удовлетворительными» знаниями) освоить сложную программу подготовки?
2. Какая будет у него успеваемость?
13 URL: https://www.kp.ru/putevoditel/ege/shkala-perevoda-ballov-egeh-v-otsenki/ (дата обращения: 10.08.2022).
Та бл и ца 1
Минимальные баллы при поступлении в некоторые вузы РФ
Перечень вузов Предметы
Обществознание Русский язык История Математика Иностранный язык Физ. подготовка
Академия ГПС МЧС РФ (СИТЭ) 42 36 32
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС РФ (СИТЭ) 42 36 32* 27*
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ имени героя РФ генерала армии Е. Н. Зиничева (СИТЭ) 42 36 32* 27*
Российский государственный университет правосудия (Криминалистические, экономические) 45 45 35
Волгоградская Академия МВД РФ (Криминалистические) 42 40
МГЮА (Речеведческие, экономические) 51 45 40* 40*
МГТУ имени Н.Э. Баумана (Экспертиза цифровой информации) 45 45 45 * 45*
Восточно-Сибирский институт МВД РФ (СИТЭ) 42 36 36
Саратовская государственная Юридическая академия (Криминалистические) 45 40 35
Российский университет транспорта (МИИТ) (Криминалистические) 45 40 35* 30*
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СИТЭ) 60 60 60* 60*
Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет (СИТЭ, Экономические) 45 40 35* 39*
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Криминалистические, экономические, речеведческие) 45 40 35
*предметы по выбору
3. Какие ресурсы и сколько дополнительного времени нужно потратить преподавателю на индивидуальную подготовку «отстающего» студента?
4. Выпуская большой процент специалистов в практическую область с «удовлетворительными» знаниями, может ли общество и государство рассчитывать на повышение эффективности качества заключений судебного эксперта?
5. Насколько целесообразно тратить ресурсы на обучение, если есть большая вероятность, что студент будет отчислен за неуспеваемость на 1-3-м курсе?
Учитывая специфику подготовки пожарно-технических экспертов, авторы предлагают повысить минимальные необходимые «проходные» баллы, а также видоизменить при поступлении базовые предметы. Например, вместо истории — физику, а обществознание заменить математикой, в качестве тестирования по выбору предложить химию или информатику. Отбор мотивированных и наиболее подготовленных абитуриентов позволит повысить уровень творческой активности и компетенции экспертов. Реализация роста экономики, эффективности органов правопорядка возможна за счет увеличения профессионалов в каждой конкретной
отрасли. В рамках исследовательской работы ных заведениях, которые исторически готовят авторами были проанализированы результаты экспертов пожарно-технического профиля (таб-успеваемости обучающихся в некоторых учеб- лицы 2-3).
Та бл и ца 2
Усредненные показатели успеваемости выпускников (средний балл по дипломам выпускников)
Наименование вуза 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Академия ГПС МЧС России 3,9 (50 % с баллом > 4,0) 4,2 (37,5 % с баллом > 4,0) 4,1 (30,4 % с баллом > 4,0) 4 (47 % с баллом > 4,0 4,2 (30,9 % с баллом > 4,0)
Санкт-Петербургский университет гПс МЧС России имени героя РФ генерала армии Е. Н. Зиничева 4,1 (20 % с баллом > 4,0) 4,3 (15, 6 % с баллом > 4,0) 4,4 (36 % с баллом > 4,0) 4,1 (35,2 % с баллом > 4,0) 4,1 (33,3 % с баллом > 4,0)
Восточно-Сибирский институт МВД России 4,6 (13,3 % с баллом > 4,0) 4,6 (8,6 % с баллом > 4,0) 4,3 (7,6 % с баллом > 4,0)
Та бл и ца 3
Средний балл по некоторым дисциплинам
Наименование дисциплин 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени героя РФ генерала армии Е. Н. Зи-ничева Теория судебной экспертизы 4,6 (5,7 % с оценкой «3») 4,5 (6,2 % с оценкой «3») 4,4 (16 % с оценкой «3») 4,2 (17,6 % с оценкой «3») 4,3 (5,5 % с оценкой «3»)
Пожарно- техническая экспертиза 4,4 (5,7 % с оценкой «3») 4,6 (3,1 % с оценкой «3») 4,6 (8 % с оценкой «3») 4,1 (23,5 % с оценкой «3») 4,3
Криминалистическое исследование веществ материалов и изделий 4,6 4,3 (16 % с оценкой «3») 4,1 (29,4 % с оценкой «3») 4,2 (22,2 % с оценкой «3»)
Академия ГПС МЧС России Теория судебной экспертизы - 4,3 (18,7 % с оценкой «3») 4,2 (21,7 % с оценкой «3») 4,4 (5,8 % с оценкой «3») 3,8 (40,4 % с оценкой «3»)
Пожарно- техническая экспертиза 4,5 (7,14 % с оценкой «3») 4,0 (31,2 % с оценкой «3») 4,3 3,9 (17,6 % с оценкой «3») 3,9 (30,9 % с оценкой «3»)
Криминалистическое исследование веществ материалов и изделий 3,4 (68,7 % с оценкой «3») 3,3 (65,2 % с оценкой «3») 4,5 4,7 (7,1 % с оценкой «3»)
ВосточноСибирский институт МВД России Теория судебных инженерно- технических экспертиз 4,6 (13,3 % с оценкой «3») 4,7 (4,3 % с оценкой «3») 4,2 (23 % с оценкой «3»)
ВосточноСибирский институт МВД России Пожарно- техническая экспертиза 4,6 (6,6 % с оценкой «3») 4,7 4,4 (15,3 % с оценкой «3»)
Судебная экспертиза веществ, материалов и изделий 5,0 4,8 4,2
Анализ данных по минимальным «проходным» баллам при поступлении в вуз показал, что школьный уровень знаний (количество баллов по базовым дисциплинам) обучающихся влияет на успеваемость в вузе. Так, например, минимальные «проходные» баллы в ВосточноСибирский институт МВД России составили: в 2013 г. — 273 балла, в 2014 г. — 238 баллов, в 2017 г. — 215 баллов. В Академии ГПС МЧС России минимальные «проходные» баллы составили: в 2013 г. — 140 баллов, в 2014 г. — 150 баллов.
Заключение
Анализ статистических и экспертных данных показал, что квалификация эксперта зависит в том числе от уровня знаний, умений и мотивации студента как на этапе поступления в вуз, так и на этапе обучения. Повышение качества производства пожарно-технических экспертиз и достижение разумных сроков в исследовании обстоятельств пожара зависит от многих факторов, но в первую очередь от уровня компетенции эксперта. Поэтому повышение эффективности в деятельности судебно-экспертного учреждения, как и научно-техническое разви-
тие СПТЭ, может быть успешным, если большинство экспертов (более 50 %) будут иметь высокий уровень компетенций (хорошие и отличные показатели в учебе). Для этого необходимо совместно с экспертным и профессорско-преподавательским составом выработать современные требования к образовательному процессу. В качестве рекомендаций в рамках подготовки по специальности СИТЭ авторы предлагают следующее:
— учитывать общеобразовательные вступительные испытания по предметам (ЕГЭ): 1) русский язык, 2) физика, 3) математика, 4) химия или информатика по выбору;
— предусмотреть минимальные вступительные баллы по дисциплинам: 1) русский язык — 57 баллов; 2) физика — 51 балл; 3) математика (профильная) — 50 баллов; 4) химия, информатика — 56 баллов;
— подготовить и утвердить типовые рабочие программы по базовым дисциплинам при подготовке пожарно-технических экспертов;
— сформировать на базе МЧС России межведомственный координационно-консультационный совет ученых, преподавателей, экспертов по вопросам подготовки специалистов, развития СПТЭ и совершенствования судебно-экспертной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории : монография. — М. : Норма : Инфра-М, 2022. — 480 с.
2. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. — М. : Мегатрон XXI, 2000. — 334 с.
3. МайлисН. П. О необходимости расширения рамок учебного процесса при подготовке судебных экспертов // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 5. — С. 56-59.
4. Несмеянов А. А. О роли изучения некоторых инженерно-технических дисциплин в системе подготовки специалистов по специальности 40.05.03 судебная экспертиза // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. — 2020. — № 6 (9). — С. 152-155.
5. Несмеянов А. А. Якоб А. А. Об актуальности изучения отдельных дисциплин при подготовке специалистов в области инженерно-технических экспертиз // Образование и право. — 2021. — № 9. — С. 225-228.
6. Понимаскин А. Я., Николаев С. Ю., Аносова Н. В., Михалев В. А. Основные показатели и анализ деятельности судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» за 2022 год // Пожарная безопасность. — 2023. — № 1 (110). — С. 139-144.
7. Россинская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология) : учебник. — 2-е изд. — М. : Норма, 2023.
8. Россинская Е. Р. Судебная экспертология как методологическая основа классификации судебных экспертиз и экспертной компетенции // Судебная экспертиза Беларуси. — 2016. — № 2 (3). — С. 26-29.
9. Савельева Н. В., Савельев В. А. О необходимости повышения уровня профессиональной подготовки экспертов в условиях дифференциации и интеграции научных знаний // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2017. — № 132. — С. 316-323.
10. Швед А. И. Проблема классификации судебных экспертиз в аспекте совершенствования правового обеспечения судебно-экспертной деятельности // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. — 2017. — № 10. — С. 317-322.
Материал поступил в редакцию 10 мая 2023 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Averyanova T. V. Sudebnaya ekspertiza. Kurs obshchey teorii: monografiya. — M.: Norma: Infra-M, 2022. — 480 s.
2. Belkin R. S. Kriminalisticheskaya entsiklopediya. — M.: Megatron XXI, 2000. — 334 s.
3. Maylis N. P. O neobkhodimosti rasshireniya ramok uchebnogo protsessa pri podgotovke sudebnykh ekspertov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2016. — № 5. — S. 56-59.
4. Nesmeyanov A. A. O roli izucheniya nekotorykh inzhenerno-tekhnicheskikh distsiplin v sisteme podgotovki spetsialistov po spetsialnosti 40.05.03 sudebnaya ekspertiza // Nauchnyy daydzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. — 2020. — № 6 (9). — S. 152-155.
5. Nesmeyanov A. A. Yakob A. A. Ob aktualnosti izucheniya otdelnykh distsiplin pri podgotovke spetsialistov v oblasti inzhenerno-tekhnicheskikh ekspertiz // Obrazovanie i pravo. — 2021. — № 9. — S. 225-228.
6. Ponimaskin A. Ya., Nikolaev S. Yu., Anosova N. V., Mikhalev V. A. Osnovnye pokazateli i analiz deyatelnosti sudebno-ekspertnykh uchrezhdeniy Federalnoy protivopozharnoy sluzhby «Ispytatelnaya pozharnaya laboratoriya» za 2022 god // Pozharnaya bezopasnost. — 2023. — № 1 (110). — S. 139-144.
7. Rossinskaya E. R., Galyashina E. I., Zinin A. M. Teoriya sudebnoy ekspertizy (Sudebnaya ekspertologiya): uchebnik. — 2-e izd. — M.: Norma, 2023.
8. Rossinskaya E. R. Sudebnaya ekspertologiya kak metodologicheskaya osnova klassifikatsii sudebnykh ekspertiz i ekspertnoy kompetentsii // Sudebnaya ekspertiza Belarusi. — 2016. — № 2 (3). — S. 26-29.
9. Saveleva N. V., Savelev V. A. O neobkhodimosti povysheniya urovnya professionalnoy podgotovki ekspertov v usloviyakh differentsiatsii i integratsii nauchnykh znaniy // Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2017. — № 132. — S. 316-323.
10. Shved A. I. Problema klassifikatsii sudebnykh ekspertiz v aspekte sovershenstvovaniya pravovogo obespecheniya sudebno-ekspertnoy deyatelnosti // Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, praktika, tendentsii. — 2017. — № 10. — S. 317-322.