Научная статья на тему 'Особенности подготовки педагогов к использованию информационных технологий в адаптивной школе'

Особенности подготовки педагогов к использованию информационных технологий в адаптивной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АДАПТИВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачева Алла Петровна

В статье описывается специфика подготовки и повышения квалификации педагогов, нацеленных на применение современных средств информатизации для становления систем адаптивного образования в средних школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачева Алла Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки педагогов к использованию информационных технологий в адаптивной школе»

А.Л. Грачева

Особенности подготовки педагогов к использованию информационных технологий в адаптивной школе

В статье описывается специфика подготовки и повышения квалификации педагогов, нацеленных на применение современных средств информатизации для становления систем адаптивного образования в средних школах.

Ключевые слова: информационные технологии; адаптивность; подготовка педагогов; методы обучения.

Современную систему образования невозможно представить без различных инноваций, направленных на совершенствование обучения и воспитания, на поворот всех соответствующих процессов лицом к ученику, на учет его личности, индивидуальных особенностей и потребностей. Об этом не раз упоминалось в научной и научно-популярной литературе [1]. Не случайно в качестве основных тенденций развития образования все чаще в нормативных и иных документах называется становление инновационного образования.

Важно понимать, что инновационность процессов обучения и воспитания не может быть сведена к появлению особых подходов только в одной отдельно взятой области системы образования. Необходимо одновременное развитие теоретических аспектов педагогики, появление новых методов обучения, становление индивидуального и личностно ориентированного образования, изменение личностных и профессиональных качеств педагогов, совершенствование материально-технической базы образования. При этом подобные направления находятся в тесной взаимосвязи и зависимости, что подталкивает к совместному исследованию различных педагогических процессов.

В частности, важным направлением реформирования школьного образования два последних десятилетия является его компьютеризация и модернизация. Сейчас уже почти во всех школах страны имеется достаточно существенный парк компьютерной техники, организован ее доступ к всемирным информационным сетям. По данным различных исследований и опросов, в настоящее время в российских школах в среднем один компьютер приходится на 3 учителей и 20 школьников, что делает вполне реальным проведение учебных занятий с использованием компьютерной техники не только на уроках информатики, но и при обучении другим дисциплинам.

Это означает, что на повестку дня выносятся гораздо более сложные проблемы — поиск потребностей систем обучения в использовании средств информатизации, выработка особых методов подготовки школьников, нахождение требуемого содержания и форм его представления с учетом

специфики различных видов учебной деятельности. Комплексное решение этих и многих других задач — значимый фактор инновационности образования.

Упомянутые технологии и средства информатизации обладают достаточно большим спектром преимуществ, описанию которых посвящено множество научных работ. В их числе особое место занимает интерактивность как возможность организации диалога между компьютером, школьником и учителем, а также способность современного программного обеспечения выбирать и дозировать учебный материал с учетом различных аспектов деятельности школьника. Это позволяет выдвинуть предположение о возможности эффективного использования факторов информатизации для адаптации образовательных систем под личность обучающегося. Такие процессы характерны для нового направления в педагогике, называемого адаптивным образованием. Становится очевидным, что развитие адаптивной школы немыслимо без использования соответствующих преимуществ информационных и телекоммуникационных технологий. Уже есть разработки, касающиеся, например, взаимосвязи адаптивности, здоровьесбережения и информатизации [2].

Однако все эти возможности и преимущества не реализуемы без наличия соответствующих профессиональных качеств у учителя. Только в случае если педагог владеет информационными технологиями, умеет учить и воспитывать с их использованием, понимает специфику адаптивной системы образования, он сможет участвовать в становлении и развитии адаптивной школы. Очевидно, что с учетом этого должна совершенствоваться и система подготовки и переподготовки педагогов.

В настоящее время возможно два основных пути учета специфики адаптивного образования и подходов к информатизации при подготовке педагогов. В первую очередь, совершенствованию должен быть подвергнут комплекс дисциплин, читаемых студентам педагогических вузов вне зависимости от профильной специализации их подготовки. В числе таких дисциплин можно выделить информатику, педагогику, психологию, методику обучения отдельным предметам, основы использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, основы физиологии и ряд других дисциплин. Кроме того, изменения могут касаться и различных курсов повышения квалификации педагогов, носящих как общий педагогический и методический, так и специальный характер и связанных с информатизацией, информатикой и различными технологиями. Все они должны быть ориентированы на интегрированное ознакомление учителей с основами информатизации и адаптивного образования.

С учетом этого в целях и содержании такой комплексной подготовки педагогов можно выделить несколько направлений, сопоставимых с так называемыми содержательными линиями, традиционно описываемыми в рамках содержания обучения многим школьным дисциплинам.

Первое направление обусловлено необходимостью овладения специальными информационными технологиями. В этом случае упор делается на курс ин-

форматики и информационных технологий. Педагогам необходимо изучить специфику работы аппаратного обеспечения, включая специальное, для обучения отдельным дисциплинам (электронный осциллограф для обучения физике, электронный микроскоп для обучения биологии, GPS или Глонасс — приемники для обучения географии и т. п.) [4]. Кроме того, первостепенное значение приобретает работа с программным обеспечением, используемым в образовании. Необходимо знакомство с его ключевыми свойствами, такими как интерактивность, способность автоматизировать поиск информации, задействовать несколько каналов восприятия информации одновременно, строить и применять информационные и математические модели, варьировать содержание учебного материала в зависимости от результатов различных видов автоматизированных опросов. В рамках этого направления педагоги могут также знакомиться с технологиями, лежащими в основе создания различных средств информатизации, таких как презентации, электронные учебники, пособия и тренажеры. В содержание обучения в педагогических вузах целесообразно включить знакомство с мультимедиа- и гипермедиатехнологиями, технологиями виртуальной реальности и дополненной реальности [3].

Второе направление подготовки опирается на обязательность овладения первым направлением и подразумевает обучение будущих и нынешних педагогов специфике обучения школьников в условиях применения средств информатизации. В этом случае в рамках курсов методики обучения отдельным дисциплинам и использования информационных технологий учителя осваивают ряд особых методов очного, дистанционного и смешанного обучения школьников. В числе таких методов можно отметить конструирование, выполнение проектных заданий и их защиту, поиск информации предметного характера и ее анализ, самостоятельную работу школьников, при которых компьютерная техника и программное обеспечение играют роль консультанта-помощника, проведение автоматизированных тестирований и иных видов проверочных и контрольных работ.

В этом же направлении подготовки можно выделить методические системы обучения школьников использованию тех или иных средств информатизации. В первую очередь, здесь необходимо выделить те средства и ресурсы, которые имеют содержательное наполнение. В научной литературе такие средства все чаще называют образовательными электронными изданиями, подчеркивая тем самым наличие у ресурсов содержания учебно-воспитательного характера. Педагоги должны понимать, что в любой школе, в том числе и адаптивной, описание методической системы как целей, задач, содержания, методов, организационных форм, средств и результатов обучения задает еще и порядок следования этих неотъемлемых компонентов системы. При этом средства обучения, к числу которых, безусловно, относятся и изучаемые средства информатизации, стоят в этом ряду практически на последнем месте. Это означает, что любое использование, а тем более разработка электронных ресурсов и изданий не может проводиться без предварительного последовательного определения и учета целей, содержания и методов обучения.

На этом этапе подготовки педагоги должны ознакомиться с основами оценки качества средств информатизации, так как никто, кроме самого педагога, не в состоянии оценить качество информационного ресурса, его соответствие методической системе и ее потребностям в использовании конкретных средств информационных технологий.

Третье направление подготовки учителей включает в содержание основы профильной и уровневой дифференциации обучения. При таком подходе выделяются критерии дифференциации, основанные или на детальном учете профессиограммы будущих выпускников, или на выявлении и учете комплекса факторов психологического и личностного характера. В частности, педагогам должна демонстрироваться возможность выявления на основе использования средств информатизации значимых факторов физического и психического здоровья каждого школьника, тестирования, позволяющего определить уровень знаний и умений, необходимых для продолжения обучения. Важно познакомить учителя с методами формирования личности каждого школьника, спецификой формирующегося сегодня, личностно ориентированного обучения.

В рамках этого направления важно осветить тенденции фундаментализа-ции, гуманитаризации и гуманизации обучения, значимость факторов интеграции учебной и внеучебной воспитательной деятельности, возможности их осуществления в индивидуализированном режиме. На этом этапе подготовки целесообразно использовать знания, умения и навыки педагогов, приобретенные при обучении по двум раннее описанным направлениям. Это позволит организовать ряд практических занятий по формированию индивидуализированного обучения, дифференцированного по профилям и уровням на основе предъявления разным ученикам разного учебного материала и заданий. Информационные и телекоммуникационные технологии, как это демонстрировалось педагогам ранее, обладают для этого достаточно существенными возможностями.

Четвертое направление связано с изучением особенностей человека, специфики развития его организма, обеспечения здоровья, формирования психики, мировоззрения, мотивации и других подобных факторов, значимых для становления адаптивного образования. Необходимо интегрировать знания педагогов из области физиологии, психологии, педагогики, касающиеся развития школьника, познакомить учителей с факторами развития личности, релевантными как для применения информационных и телекоммуникационных технологий, так и для индивидуализации обучения.

Применение средств информатизации предполагает достаточно большое количество приемов, в том числе и методического характера, способствующих не только минимизации вреда здоровью от использования компьютерной техники, но и более комплексному учету различных факторов здо-ровьесбережения. В качестве примера педагоги могут изучить возможности рационализации использования учебного времени, уменьшения физических и психологических нагрузок за счет автоматизированного составления школьного расписания на основе использования компьютерной техники.

Пятое направление, носящее итоговый характер, посвящено изучению основ адаптивного образования. При этом студенты и педагоги на курсах повышения квалификации не только знакомятся с теорией образования,

адаптирующегося под личность школьника и учитывающего его физиологические, психологические и другие особенности, но и приобщаются на практике к развитию и функционированию школ адаптивного типа. При этом наряду с изучением основ адаптивного образования интегрируются и обобщаются знания и умения педагогов, касающиеся дифференциации обучения на базе использования новейших средств информатизации.

Педагоги, система подготовки и повышения квалификации которых учитывает эти и некоторые другие особенности, будут в состоянии привнести в образование новые формы использования компьютерной техники и программного обеспечения в целях создания каждому школьнику наиболее приемлемых условий для эффективного обучения, воспитания и развития как личности. Очевидно, что в этом случае приобретается дополнительная возможность не только поднять на очередную ступень уровень информатизации образования, но и внести существенный вклад в развитие инновационных форм подготовки обучающихся.

Литература

1. Грачева А.П. Инновационная деятельность преподавателя / А.П. Грачева // Педагогические науки. - 2004. - № 6 (10). - С. 15-23.

2. Грачева А.П. Здоровьесберегающие методы обучения в условиях информатизации адаптивной системы образования / А.П. Грачева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2013. - № 1 (25). - С. 25-30.

3. Гриншкун В.В. Информатизация образования — комплекс учебных дисциплин в системе подготовки педагогов / В.В. Гриншкун, Е.Ы. Бидайбеков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2008. - № 4 (14). - С. 37-42.

4. Гриншкун В.В. Цели и особенности подготовки педагогов в области информатизации образования / В.В. Гриншкун, С.Г. Григорьев // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2008. - № 1 (11). - С. 283-287.

Literatura

1. Gracheva A.P. Innovacionnaya deyatel'nost' prepodavatelya / A.P. Gracheva // Pedagogicheskie nauki. - 2004. - № 6 (10). - S. 15-23.

2. Gracheva A.P. Zdorov'esberegayushhie metody' obucheniya v usloviyax infor-matizacii adaptivnoj sistemy' obrazovaniya / A.P. Gracheva // Vestnik Moskovskogo go-rodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». - 2013. - № 1 (25). - S. 25-30.

3. Grinshkun V.V. Informatizaciya obrazovaniya — kompleks uchebny'x disciplin v sisteme podgotovki pedagogov / V.V. Grinshkun, E.Y. Bidajbekov // Vestnik Mos-kovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i infor-matizaciya obrazovaniya». - 2008. - № 4 (14). - S. 37-42.

4. Grinshkun V. V. Celi i osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizacii obrazovaniya / V.V. Grinshkun, S.G. Grigor'ev // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». -2008. - № 1 (11). - S. 283-287.

A.P. Gracheva

The Particularities of Training of Teachers to the Use of Information of Technologies in Adaptive School

This article describes the specifics of training and professional development of teachers, focusing on the use of modern means of informatization for the formation of adaptive education in secondary schools.

Keywords: information technologies; adaptability; training of teachers; methods of teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.