Научная статья на тему 'Основные направления развития методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования'

Основные направления развития методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Ирина Витальевна

Автор статьи анализирует основные направления совершенствования методической подготовки будущих учителей информатики в процессе обучения в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования»

И.В. Левченко

Основные направления развития методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования

Автор статьи анализирует основные направления совершенствования методической подготовки будущих учителей информатики в процессе обучения в педагогическом вузе.

Ключевые слова: информатика; обучение; учитель информатики; мотивация; информационные технологии.

Анализ процессов фундаментализации образования вообще, и фундаментализации обучения информатике в частности, изучение существующих подходов к подготовке и переподготовке педагогов в области методики обучения информатике делают оправданным предположение о необходимости развития методической подготовки учителей информатики. Однако прежде чем вносить какие-либо изменения в такую подготовку с учетом современных тенденций развития науки и образования, необходимо обосновать, что процесс фундаментализации системы непрерывного образования является объективным, а развитие методической подготовки учителей информатики в этих условиях — актуальным.

Дальнейшее развитие системы образования невозможно без укрепления ее фундаментальных позиций. Об этом свидетельствует «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (далее именуемая как Концепция), в которой указано, что «главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспектив -ным потребностям личности, общества и государства» [1: с. 8]. И дело здесь не только в сохранении научности, систематичности и последовательности обучения, целостности, взаимосвязанности и взаимодействии элементов изучения. В быстро изменяющихся социально-экономических и информационнотехнологических условиях необходимы методологически значимые, системообразующие знания, инвариантные элементы человеческой культуры, которые сохраняют свою значимость в течение жизнедеятельности человека, позволяют человеку заниматься самообразованием и саморазвитием. Процесс фундаментализации затрагивает системы среднего общего образования, высшего и послевузовского профессионального образования.

В Концепции также подчеркивается, что необходимо «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт са-

мостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [1: с. 12]. А такое качество образования невозможно достичь без фундаментализации образования вообще, фундаментализации обучения информатике и фундаментализации методической подготовки учителя информатики в частности.

В то же время в Концепции при определении главной задачи образовательной политики нашей страны потребности личности стоят на первом месте перед потребностями общества и государства. Это неслучайно. Не игнорируя потребности общества и государства, российское образование ориентируется, в первую очередь, на интересы личности, формирование ее компетентности, развитие творческих начал и общей культуры. В Концепции отмечается, что модернизация «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [1: с. 11].

В центре образовательного процесса находится обучаемый и как активный субъект приобретает образование в форме «личностного знания». Каждый субъект образовательного процесса - личность, которая формирует и развивает собственный интеллект. Следует обратить внимание, что подлинно фундаментальным знанием является лишь «личностное знание». Поэтому фундаментальную подготовку целесообразно проводить с использованием личностно ориентированных технологий обучения.

Личностно ориентированное обучение предполагает активное применение средств информационных и телекоммуникационных технологий. В то же время излишняя технологизация процесса обучения может привести к реализации лишь прагматических и узкоспециализированных целей. Углубление же технологической и прикладной направленности обучения не может быть беспредельным, поскольку неизбежно натолкнется на естественные ограничения, порожденные отсутствием или недостаточностью фундаментальной базы. Более того, реализация указанных целей не позволит обеспечить обучающегося фундаментальной подготовкой, основу которой составляют общетеоретические, фундаментальные и междисциплинарные знания. Поэтому в условиях информатизации образования необходимо смещать акценты в сторону фундаментальной подготовки обучающихся, осваивать фундаментальные основы информационных и телекоммуникационных технологий.

Кроме этого большое внимание уделяется модернизации среднего (полного) общего образования. В Концепции сказано, что «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний» [1: с. 7], что в условиях фундаментализации образования для достижения «современного качества общего образования планируется... провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся. за счет. реальной разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения» [1: с. 12].

Фундаментальное образование предполагает создание в сознании обучающегося целостной картины мира, формируя которую необходимо учитывать ограниченность учебного времени, психологические трудности обучающихся с разными склонностями и способностями воспринимать абстрактные понятия. Поэтому необходимо обеспечить содержание обучения информатике для основной школы как содержание фундаментальной общеобразовательной дисциплины, которое будет востребовано учащимися и с естественно-научными, и с гуманитарными способностями. Это инициирует поисковую работу по выделению фундаментальных основ школьной информатики, по разгрузке содержания школьной информатики, по адаптации содержания учебного материала возрасту учащихся и нормативам учебного времени, по определению стержней построения курса, пореализации внутрипредметных и межпредметных связей.

Введение непрерывного школьного курса информатики предъявляет к учителю информатики новые требования, а значит, ставит перед педагогическим вузом новые задачи. Современный выпускник должен быть готов к работе в образовательных учреждениях различного типа и профиля, уметь организовывать изучение информатики по различным программам и учебникам на различных уровнях усвоения. Поэтому необходимо совершенствовать систему методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации обучения информатике за счет формирования у них фундаментальных методических знания и умений, что позволит им решать творческие задачи методического характера, адаптироваться в различных профессионально-педагогических ситуациях.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что фундаментали-зация образования — первоочередная задача модернизации российской системы образования.

Рассмотрев становление информатики [2], следует признать актуальность и обоснованность дальнейшего ее развития как фундаментальной науки, которая сегодня приобретает все более важное общенаучное и междисциплинарное значение, а также — как самостоятельной области научного познания, имеющей свой объект и предмет исследования, изучающей собственными методами информационные процессы в природе и обществе. Результаты развития фундаментальных основ информатики непосредственно влияют на развитие содержания обучения информатике и должны адекватно внедряться в российскую систему образования, что, безусловно, приводит к изменениям в методической системе обучения информатике в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школе.

Тенденции развития школьной информатики [3] показывают усиление общеобразовательной значимости учебного предмета, единое понимания его основных задач, поиск фундаментальных основ курса. В условиях экспоненциального роста объема информации значение фундаментальных основ школьного курса информатики трудно переоценить, поскольку фундамен-

талъные знания и умения менее всего подвержены модификации, дают школьнику возможность адаптироваться в различных ситуациях.

В настоящее время признается существенная роль школьного курса информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения, а значит, в фундаментальной подготовке школьника. Школьный общеобразовательный курс информатики позволяет осуществить фундаментальную подготовку и в области информационных и телекоммуникационных технологий, поскольку позволяет формировать у учащихся обобщенные способы действий с информационным и программным обеспечением.

Активное использование ресурсов сети Интернет открывает доступ к различной информации. Это, в свою очередь, инициирует самостоятельную работу, направленную на поиск и отбор информации, развивает личную инициативу при подготовке необходимого материала, а также — критическое мышление за счет нахождения и анализа альтернативного дополнительного материала. Кроме этого взаимодействие в сети Интернет открывает возможность оперативного обмена информацией, интерактивного обсуждения появляющихся проблем со всеми заинтересованными лицами. Однако для грамотной организации такой работы учителю информатики необходимо быть высоко квалифицированным специалистом в области педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий обучения.

Признавая объективным и актуальным процесс фундаментализации системы непрерывного образования вообще, и фундаментализации обучения информатике в частности, необходимо вносить изменения в методическую подготовку учителя информатики и совершенствовать ее, поскольку именно эффективная методическая подготовка учителя, его методическая компетентность позволяет повысить качество образования по информатике, его фундаментальность, обеспечить результативность процесса обучения школьников.

Определение методики обучения информатике как методической науки [4] не означает существования в готовом виде этой научной области. Необходимо дальнейшее развитие системы методической подготовки учителя информатики: смещение акцента в сторону ее фундаментализации, что предполагает усиление теоретической и методологической составляющей подготовки, приобщение будущего педагога к научной деятельности, формирование культуры системного анализа. Именно фундаментализация методической подготовки учителей информатики, их методическая компетентность позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебной деятельности в общеобразовательной школе.

В условиях образовательного плюрализма важно, чтобы учитель ориентировался в многообразии современных научно-педагогических подходов, в педагогических технологиях, мог не только использовать и адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно выполнять научнометодическую работу. Для этого необходимо совершенствование методиче-

ской подготовки учителя, формирование и развитие его методической компетентности, устойчивого интереса учителя к методической и научнометодической работе.

Появление новых образовательных идей, переосмысление педагогических категорий вносит коррективы в требования к выпускникам педагогических вузов. Сегодня необходимо, чтобы выпускники творчески реализовывали личностно ориентированные технологии обучения для поддержки учащегося в его саморазвитии, а также самостоятельно овладевали знаниями и постоянно повышали профессиональную компетентность. Для этого необходима фундаментальная методическая подготовка учителя, которая является основой для его профессионального роста и профессиональной гибкости, осваивания новых средств педагогических и информационных технологий, адаптации учителя в различных ситуациях и возможности прогнозирования их развития.

Развитие системы методической подготовки учителей информатики за счет использования современных педагогических и информационных технологий обучения позволит более эффективно формировать личность профессионала в области педагогического образования и даст возможность студентам освоить те эффективные технологии обучения, которые будут реализовываться ими в их дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.

Для методического обеспечения использования в процессе обучения личностно ориентированных, информационных и телекоммуникационных технологий необходимо разработать методологические и теоретические основы совершенствования методической подготовки будущих учителей информатики, выделив инвариантную фундаментальную составляющую такой подготовки.

Необходимость непрерывного повышения квалификации преподавателей в условиях быстрого устаревания педагогического опыта, появления новых педагогических технологий актуализировала проблему формирования и развития методической компетентности, поиска ее фундаментальной составляющей. Принцип фундаментальности — ведущий принцип при отборе содержания по методике обучения информатике, гарантирующий образовательному потенциалу профессионала защиту от старения. Фундаментальное изучения методической дисциплины означает рассмотрение на научной основе сочетания фактологической, мировоззренческой и методологической сторон предмета изучения. Фундаментальность методической подготовки предполагает овладение обобщенными способами профессионально-методической деятельности, обеспечивающими решение множества частных задач предметной области. Реализация фундаментальности методической подготовки обеспечивает учителю возможность адаптироваться в широкой сфере профессиональной деятельности.

В соответствии с гуманистической парадигмой человеческая личность признана приоритетной в образовании, и развитие ее должно стать главной ценностью и важнейшим результатом образования. Эти ориентиры системы об-

разования проявляются в различных направлениях ее развития: в построении системы непрерывного образования, возникновении различных форм обучения, разработке новых подходов к формированию содержания образования, создании новой информационно-образовательной среды и т.д. В таких условиях вопрос совершенствования содержания методической подготовки будущего учителя информатики получает все большую актуальность.

Указанные факторы подтверждают необходимость совершенствования методической подготовки учителя информатики, пересмотра существующих технологий такой подготовки в педвузе. Кроме того, современные подходы к содержанию и организации высшего педагогического образования по-новому ставят вопрос о критериях готовности личности к педагогической деятельности.

В настоящее время имеется уже немало педагогических исследований, направленных на разработку отдельных аспектов или компонентов подготовки учителей информатики, в том числе и с использованием информационных технологий. Однако почти во всех научных трудах, посвященных анализу профессионально-педагогической деятельности учителей информатики, методическая подготовка, в том числе методическая компетентность как главная составляющая профессиональной компетентности, лишь называется, но в теоретическом плане не исследуется. Кроме того, необходимы исследования, которые системно и с единых позиций охватывают основные компоненты методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования.

Анализ литературы, опыт преподавания «Информатики и ИКТ» в школе, «Методики обучения информатике» в педагогическом вузе, дидактических и методических основ на курсах повышения квалификации учителей информатики, анализ методических проблем, возникающих при проведении студентами педагогической практики по информатике в общеобразовательных школах, позволяет нам судить о состоянии существующей образовательной практики в области информатики и методики ее преподавания.

Большой объем необходимого для освоения студентами учебного материала, разнообразного программного обеспечения курса информатики, огромное количество электронных образовательных ресурсов заставляют переосмыслить изложение курса методики обучения информатике, выделить фундаментальные знания и умения, пересмотреть существующие технологии методической подготовки студентов, активнее задействовать самостоятельную деятельность студентов, тщательнее продумать контролирование такой деятельности.

Анализ содержания методической подготовки будущих учителей информатики в педагогических вузах показывает, что она в большей степени направлена на подготовку учителей к преподаванию программирования, отдельных, в основном офисных и сетевых программных средств, на освоение ими способов применения средств информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. Очевидно, что существующее содержание подготовки учителя информатики к реализации профильного обучения далеко не в полной

мере удовлетворяет современным требованиям и не соответствует перспективам развития профессиональной деятельности учителя на ближайшие годы.

В настоящее время можно говорить о недостаточном использовании новых педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий в процессе методической подготовки учителей информатики. В то же время большое внимание следует уделить модульно-рейтинговой технологии обучения студентов, которая дает возможность придать образовательному процессу большую гибкость и адаптивность, эффективно организовать самостоятельную деятельность студентов, их самоконтроль и самооценку, стимулировать стремление к самосовершенствованию, в значительной степени исключает элемент случайности в оценке знаний и умений студентов.

Наблюдение за профессионально-педагогической деятельностью учителей общеобразовательных школ во время педагогических практик показало, что учителя информатики, независимо от стажа работы, испытывают объективную потребность в существенном обновлении своих знаний, в том числе и методического характера. Молодые учителя информатики не обладают достаточными психолого-педагогическими и методическими знаниями, умениями и навыками для организации образовательного процесса в условиях его фундаментализации. Многие учителя информатики недостаточно владеют технологией организации и проведения научно-методической работы, не обладают позицией педагога-экспериментатора.

Кроме того, необходима разработка инвариантного содержания курса информатики для основной школы, востребованного учащимися как с естественно-научными, так и гуманитарными способностями, рассчитанного на минимальное количество учебного времени в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и учитывающего психологические особенности школьников. До сих пор остаются проблемы, связанные с перераспределением содержания учебного материала по информатике между начальной и основной школой, основной и старшей школой.

Разработанное инвариантное содержание школьной информатики позволит построить содержание частной методики обучения информатике в соответствии с логикой и структурой школьной информатики. Кроме этого необходимо представить содержание частной методики обучения информатике в развитии стержневых линий школьной информатики, обеспечить преемственность между ступенями общего образования. Для того чтобы в выстраиваемой цепочке дидактических единиц не было пропусков, следует рассмотреть целесообразность изучения некоторых вопросов, хотя эти вопросы и не отражены в стандартах. Отсутствие таких дидактических единиц не позволяет выстроить содержание частной методики обучения информатике в единой системе. Необходимо проектирование методической подготовки бакалавра и магистра образования, в основу которого будет положена фундаментальная подготовка в области методики обучения информатике и которое позволит создавать различные траектории обучения студентов.

Анализ существующей практики повышения квалификации учителей в области информатики показывает, что методическая подготовка является

неполной, имеются недостатки, аналогичные недостаткам методической подготовки в педагогических вузах. Общие подходы к организации учебной деятельности, приемы и способы действий зачастую остаются для учителей неосознанными, у них не вырабатываются общие правила, которые можно было бы использовать при решении новых задач, не формируются навыки самоанализа, осмысления собственной деятельности и значимости полученных результатов для непрерывного профессионального роста. В системе повышения квалификации сохраняется тенденция декларирования изменений содержательных основ подготовки и преобладания традиционных способов деятельности при обучении. Должное внимание фундаментализации методической подготовки, развитию методической компетентности учителей информатики на курсах повышения квалификации и переподготовки не уделяется.

На основании вышесказанного можно отметить следующие противоречия:

- между социальным заказом на высокообразованного и методически компетентного учителя информатики, готового к научно-методической деятельности, и существующими теоретическими и методологическими знаниями, умениями и навыками, а также личностными качествами многих учителей информатики;

- между необходимостью и потребностью учителя в фундаментальной методической подготовке и недостаточной разработанностью методологических и теоретических основ процесса такой методической подготовки;

- между необходимостью в фундаментальной общеобразовательной подготовке школьника в области информатики и отсутствием инвариантного содержания курса информатики для основной школы, востребованного учащимися как с естественно-научными, так и гуманитарными способностями, учитывающего психологические особенности школьников и рассчитанного на минимальное количество учебного времени в соответствии с Федеральным базисным учебным планом;

- между необходимостью непрерывного совершенствования методического уровня профессионально-педагогической деятельности в условиях постоянного обновления накопленного педагогического опыта и существующей системой методической подготовки в рамках повышения квалификации и переподготовки в профессиональном образовании;

- между уникальными возможностями каждой личности и недостаточным их учетом при моделировании и реализации системы методической подготовки учителей информатики;

- между необходимостью фундаментальной методической подготовки бакалавра и магистра образования и отсутствием теоретического обоснования такой методической подготовки в многоуровневой системе образования высшей школы;

- между необходимостью активного и интегрированного применения педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий в методической подготовке учителя информатики и недостаточностью такого применения;

- между необходимостью диагностировать качество методической подготовки к профессионально-педагогической деятельности учителя информатики и отсутствием системы объективных критериев и методов контроля и оценки качества методической готовности в условиях личностно ориентированного образования.

Указанные противоречия обусловливают необходимость дальнейших исследований. Проблема заключается в определении теоретических и методологических основ, содержания, методов, форм и средств развития системы методической подготовки учителя информатики в условиях фундаментализации образования. Следовательно, необходимо решать комплекс задач по совершенствованию методологии и стратегии отбора содержания, методов и средств методической подготовки учителя информатики.

Разработка системы методической подготовки учителя информатики в условиях фундаментализации образования должна быть основана на подходе к позиционированию школьной информатики как фундаментальной и общеобразовательной дисциплины. Для этого необходима концепция школьной информатики, направленная на обеспечение фундаментализации обучения школьной информатике, на освоение дидактических единиц, отражающих фундаментальные понятия предметных областей науки информатики и имеющих значимость для общего образования школьника, которые будут востребованы учащимися с разными потребностями и способностями. Это позволит разрабатывать методическую систему обучения школьной информатике, адекватную современным условиям. Кроме этого необходимо усиление фундаментальной методической подготовки будущих учителей информатики, ее теоретической и методологической составляющей в условиях быстрого устаревания приобретаемого педагогического опыта, многообразия научно-педагогических подходов и методических решений. Совершенствование методической подготовки учителей информатики также возможно за счет приобретения студентами «личностных знаний» и профессионально-личностных качеств при активном использовании личностно ориентированных технологий, информационных и телекоммуникационных технологий обучения.

В условиях изменения парадигмы образования, направленности образования на фундаментализацию совершенствование системы методической подготовки учителей информатики целесообразно организовать по следующим направлениям: усиление теоретической и методологической составляющей методической подготовки будущих учителей информатики, приобщение студентов к научной деятельности; разработка концепции, отбор содержания и формирование системы понятий школьной информатики; методическое обеспечение использования в процессе обучения студентов личностно ориентированных технологий, информационных и телекоммуникационных технологий обучения. Указанные направления позволят развить систему методической подготовки учителей информатики.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Об экспериментальном преподавании курса информатики. - М.: Образование и информатика, 2002. - 80 с.

2. Гриншкун В. В. Развитие информатики как фундаментальной естественной науки / В.В. Гриншкун, И.В. Левченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». -2008. - № 2 (13). - С. 5-14.

3. Гриншкун В. В. Школьная информатика в контексте фундаментализации образования / В.В. Гриншкун, И.В. Левченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2009. - № 1. - С. 55-64.

4. Левченко И. В. Совершенствование методической подготовки учителей информатики в контексте фундаментализации образования / И.В. Левченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2009. - № 1 (17). - С. 48-54.

Bibliografiya

1. Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 goda // Ob e’ksperimental’nom prepodavanii kursa informatiki. - M.: Obrazovanie i informatika, 2002. - 80 s.

2. Grinshkun V. V. Razvitie informatiki kak fundamental'’noj estestvennoj nauki / V.V. Grinshkun, I.V. Levchenko // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». - 2008. - № 2 (13). -S. 5-14.

3. Grinshkun V. V. Shkol’naya informatika v kontekste fundamentalizacii obrazovaniya / V.V. Grinshkun, I.V. Levchenko // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby’ na-rodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». - 2009. - № 1. - S. 55-64.

4. Levchenko I. V. Sovershenstvovanie metodicheskoj podgotovki uchitelej informa-tiki v kontekste fundamentalizacii obrazovaniya / I.V. Levchenko // Vestnik Moskovsko-go gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». - 2009. - № 1 (17). - S. 48-54.

I. Levchenko

THE BASIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT METHODICAL PREPARATION OF TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE IN THE CONDITIONS OF FUNDAMENTAL NATURE OF EDUCATION

In article the basic directions of perfection of methodical preparation of the future teachers of computer science in the course of training in pedagogical high school are considered.

Keywords: computer science; education; the teacher of computer science; motivation; an information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.