Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БАЗОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БАЗОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка к занятиям / медицинский вуз / обучающиеся / preparation for classes / medical university / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесников Олег Леонидович, Худякова Ольга Юрьевна, Пешикова Маргарита Валентиновна, Шлепотина Нина Михайловна, Пешиков Олег Валентинович

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции образовательный процесс в вузах реализуется как с помощью традиционного очного формата, так и путем применения дистанционных технологий. Подготовка обучающихся к занятиям подразумевает работу с учебной литературой, в том числе с электронными ресурсами. Цель исследования. Рассмотреть особенности подготовки студентов младших курсов медицинского вуза к практическим занятиям по базовым дисциплинам на современном этапе. Материалы и методы. Исследование проведено методом анонимного анкетирования. Результаты исследования. Выборочная совокупность составила 336 респондентов. Среди них 92,6% студентов тратят на подготовку к занятию по одной дисциплине 2 часа и более в день, 56,3% обучающихся используют при подготовке по одной дисциплине 1-2 источника литературы, 91,4% опрошенных известны списки рекомендованной литературы по дисциплинам, 44,9% респондентов изучают материал для подготовки, читая медленно и повторяя некоторые фразы. Выводы. Наиболее часто обучающиеся младших курсов медицинского вуза тратят 2 часа и более в день на подготовку к занятию по одной дисциплине, большинство опрошенных используют 1-2 источника знаний для подготовки к практическому занятию по одной дисциплине, большинству младшекурсников известны списки рекомендованной для обучающихся литературы по дисциплинам. Наиболее распространенным подходом к изучению материала при подготовке к практическим занятиям является медленное прочтение с повторением отдельных фраз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесников Олег Леонидович, Худякова Ольга Юрьевна, Пешикова Маргарита Валентиновна, Шлепотина Нина Михайловна, Пешиков Олег Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PREPARING OF 1ST-3RD YEAR STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY FOR CLASSES IN PRE-CLINICAL SUBJECTS AT THE PRESENT STAGE

In the context of the spread of a new coronavirus infection, the educational process in universities is implemented both through the traditional format and through the using of distance technologies. Preparing of students for classes means their work with educational literature, including electronic sources. Purpose of the study. To study the features of preparing of 1st-3rd year students of medical university for classes in pre-clinical subjects at the present stage. Materials and methods. The study was carried out by the method of anonymous questioning. Results. There were 336 respondents. Among them, 92,6% of students prepare during 2 or more hours a day for a class in one subject, 56,3% of students use 1-2 sources of literature in preparing for a class in one subject, 91,4% of respondents know the lists of recommended literature in subjects, 44,9% of respondents study the educational material by slow reading and repeating of some phrases. Conclusions. Most often, 1st-3rd year students of a medical university prepare during 2 or more hours a day for a class in one subject, the majority of the respondents use 1-2 sources of literature in preparing for a class in one subject, the majority of respondents know the lists of recommended literature in subjects. The most common approach to studying of educational material in preparing for classes is to read slowly and repeat some phrases

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БАЗОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Колесников О.Л. Особенности подготовки обучающихся младших курсов медицинского вуза к практическим занятиям по базовым дисциплинам на современном этапе /О.Л. Колесников, О.Ю. Худякова, М.В. Пешикова и др. //Вестник оперативной хирургии и топографической анатомии. - 2022. - Т. 1, №1 (05). - С. 30-33

УДК 378.1.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БАЗОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

КОЛЕСНИКОВ О.Л., ХУДЯКОВА О.Ю., ПЕШИКОВА М.В., ШЛЕПОТИНА Н.М., ПЕШИКОВ О.В. Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия

Аннотация

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции образовательный процесс в вузах реализуется как с помощью традиционного очного формата, так и путем применения дистанционных технологий. Подготовка обучающихся к занятиям подразумевает работу с учебной литературой, в том числе с электронными ресурсами. Цель исследования. Рассмотреть особенности подготовки студентов младших курсов медицинского вуза к практическим занятиям по базовым дисциплинам на современном этапе. Материалы и методы. Исследование проведено методом анонимного анкетирования. Результаты исследования. Выборочная совокупность составила 336 респондентов. Среди них 92,6% студентов тратят на подготовку к занятию по одной дисциплине 2 часа и более в день, 56,3% обучающихся используют при подготовке по одной дисциплине 1-2 источника литературы, 91,4% опрошенных известны списки рекомендованной литературы по дисциплинам, 44,9% респондентов изучают материал для подготовки, читая медленно и повторяя некоторые фразы. Выводы. Наиболее часто обучающиеся младших курсов медицинского вуза тратят 2 часа и более в день на подготовку к занятию по одной дисциплине, большинство опрошенных используют 1 -2 источника знаний для подготовки к практическому занятию по одной дисциплине, большинству младшекурсников известны списки рекомендованной для обучающихся

* Сведения об авторах:

Колесников Олег Леонидович, e-mail: niiimmun@mail.ru, д.м.н., профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ""Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующий кафедрой биологии, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64 SPIN-код:8213-3165, ORCID: 0000-0001-6187-8544

Худякова Ольга Юрьевна, e-mail: holy_olga25@mail.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, начальник отдела мониторинга, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64 SPIN-код: 6916-7781

Пешикова Маргарита Валентиновна, e-mail: peshikova@mail.ru, к.м.н., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологиии, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64 SPIN-код: 2358-9769, ORCID: 0000-0002-2113-5495

Шлепотина Нина Михайловна, e-mail: grant0408@yandex.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, старший преподаватель кафедры биологии, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64 SPIN-код: 1280-5171, ORCID: 0000-0003-1297-9992

Пешиков Олег Валентинович, e-mail: snk_aioh_susmu@mail.ru, к.м.н., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, доцент кафедры анатомии и оперативной хирургии, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64 SPIN-код: 1352-3158, ORCID: 0000-0001-8906-2133

литературы по дисциплинам. Наиболее распространенным подходом к изучению материала при подготовке к практическим занятиям является медленное прочтение с повторением отдельных фраз

Ключевые слова: подготовка к занятиям, медицинский вуз, обучающиеся

THE FEATURES OF PREPARING OF 1ST-3RD YEAR STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY FOR CLASSES IN PRE-CLINICAL SUBJECTS AT THE PRESENT STAGE

KOLESNIKOV O.L., KHUDYAKOVA O.YU., PESHIKOVA M.V., SHLEPOTINA N.M., PESHIKOV O.V.

South-Urals State Medical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract

In the context of the spread of a new coronavirus infection, the educational process in universities is implemented both through the traditional format and through the using of distance technologies. Preparing of students for classes means their work with educational literature, including electronic sources. Purpose of the study. To study the features of preparing of 1st-3rd year students of medical university for classes in pre-clinical subjects at the present stage. Materials and methods. The study was carried out by the method of anonymous questioning. Results. There were 336 respondents. Among them, 92,6% of students prepare during 2 or more hours a day for a class in one subject, 56,3% of students use 1-2 sources of literature in preparing for a class in one subject, 91,4% of respondents know the lists of recommended literature in subjects, 44,9% of respondents study the educational material by slow reading and repeating of some phrases. Conclusions. Most often, 1st-3rd year students of a medical university prepare during 2 or more hours a day for a class in one subject, the majority of the respondents use 1-2 sources of literature in preparing for a class in one subject, the majority of respondents know the lists of recommended literature in subjects. The most common approach to studying of educational material in preparing for classes is to read slowly and repeat some phrases

Keywords: preparation for classes, medical university, students

Актуальность. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 наряду с традиционной формой очного обучения возникла необходимость широкого внедрения дистанционных форм проведения лекционных и практических занятий для обеспечения бесперебойной реализации образовательных программ.

Помимо изменения формата проведения учебных занятий, разработки и переработки имеющихся методических и оценочных материалов потребовалась и существенная доработка внутренних нормативных

документов университета: так, например, было разработано положение, регламентирующее порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования, внесены изменения в порядки проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, итоговой государственной аттестации обучающихся всех уровней. Проведенные

мероприятия напрямую влияют на реализацию образовательного процесса, а следовательно, на качество подготовки обучающихся [3, 4].

Поддержание должного качества обучения является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных

специалистов.

Самостоятельная работа обучающегося, сопровождаемая контролем, выступает важным звеном образовательного процесса во время дистанционного обучения. При этом в распоряжении студентов для подготовки к занятиям имеется целый ряд электронных ресурсов, которые они используют [1]. Поиск дополнительных источников знаний требует от обучающегося достаточного уровня

познавательной самостоятельности и мотивации [2]. Представляется актуальным рассмотреть особенности подготовки студентов-медиков к практическим занятиям в сегодняшних реалиях.

Цель исследования. Изучить особенности подготовки обучающихся младших (1-3) курсов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования "Южно-Уральский

государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России) к практическим занятиям по базовым дисциплинам на современном этапе.

Материалы и методы. Среди обучающихся 1-3 курсов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России в осеннем семестре 2021/22 учебного года было проведено анонимное анкетирование. Респондентам были заданы вопросы о затрачиваемом в течение дня времени на подготовку к практическому занятию по одной дисциплине, о количестве источников знаний, которыми студенты пользуются при подготовке к практическому занятию по одной дисциплине, а также об ознакомлении со списками рекомендованной для обучающихся литературы по дисциплинам и о подходах к изучению материала при подготовке.

Результаты исследования. По результатам исследования (табл.) было выявлено, что большинство опрошенных студентов тратят 2

часа и более в день на подготовку к одному занятию - суммарное количество обучающихся, выбравших соответствующие варианты ответов, составило 92,55%. Безусловно, программа обучения в медицинском вузе характеризуется большим объемом учебного материала и богатой терминологией, что может требовать более длительного времени для освоения той или иной темы. При этом более половины респондентов используют 1 -2 источника знаний для подготовки к практическому занятию по одной дисциплине, чуть реже - 3-4 источника. Стоит отметить, что в настоящее время благодаря внедрению работы с электронными библиотечными системами процесс поиска дополнительной учебной литературы для студентов значительно облегчен.

Идентифицируя себя в системе, обучающийся может в домашней обстановке использовать необходимые учебники, монографии, учебно-методические пособия, научные статьи и прочие материалы для подготовки.

Таблица

Вариант ответа Абсолютное количество респондентов Относительное количество респондентов (%)

1. Сколько времени в день вы тратите на подготовку к занятию по одной дисциплине?

А. Менее часа 6 1,79

В. 1 час 19 5,65

С. 2 часа 75 22,32

D. 3 часа 96 28,57

E. 4 часа 53 15,77

F. Более 4 часов 87 25,89

2. Сколько источников вы используете для подготовки к практическому занятию по одной дисциплине?

1-2 источника 189 56,25

3-4 источника 132 39,29

5-6 источников 9 2,68

7-8 источников 1 0,30

9-10 источников 4 1,19

11-12 источников 1 0,30

3. Знакомы ли вам списки рекомендованной для обучающихся литературы по дисциплинам?

А. Да 307 91,37

В. Нет 29 8,63

4. Каким образом вы изучаете материал для подготовки к практическому занятию?

А. Бегло читаю материал 13 3,87

В. Читаю медленно, повторяя некоторые фразы 151 44,94

С. Заучиваю материал отдельными фразами 73 21,73

D. Несколько раз читаю 89 26,49

Е. Другое 10 2,98

В помощь студенту кафедрами разрабатываются списки рекомендованной литературы по дисциплинам, где также могут быть указаны гиперссылки на соответствующие ресурсы в электронных библиотечных системах. Как показали результаты проведенного опроса, значительному количеству респондентов

знакомы данные списки - это означает, что обучающиеся могут эффективно использовать библиотечный фонд и электронные ресурсы для освоения изучаемых тем. Участниками исследования были указаны те подходы к изучению материала, которыми они пользуются при подготовке к практическим занятиям. Среди

них наиболее часто фигурировал вариант медленного прочтения с повторением некоторых фраз. Реже студенты отмечали, что несколько раз читают тему или заучивают материал отдельными предложениями. В наименьшем количестве анкет было указано беглое прочтение материала, а также прочие варианты ответов, среди которых фигурировало, например, написание конспекта. Обозначенные особенности подходов к изучению материала могут определять необходимость увеличения времени, затрачиваемого на освоение темы по дисциплине.

Выводы. В ходе данного исследования были установлены следующие тенденции: наиболее

часто обучающиеся младших курсов медицинского вуза тратят 2 часа и более в день на подготовку к занятию по одной дисциплине, большинство опрошенных использует 1-2 источника знаний для подготовки к практическому занятию по одной дисциплине, большинству младшекурсников известны списки рекомендованной для обучающихся литературы по дисциплинам. Наиболее распространенным подходом к изучению материала при подготовке к практическим занятиям является медленное прочтение с повторением отдельных фраз.

Список литературы

1. Красносельских Т.В. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза / Т.В. Красносельских, И.В. Тельнюк, В.А. Худик //Преподаватель XXI век. - 2020. - №3-1. - С. 100-114.

2. Потапова Ю.В. Типы познавательной самостоятельности студентов медицинского вуза / Ю.В. Потапова, Б.В. Кузьмин, В.А. Сухов //Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2015. - №1. - С. 34-38.

3. Долгушин И.И. Анкетирование работодателей о качестве подготовки дипломированных специалистов / И.И. Долгушин, И.А. Волчегорский, О.Л. Колесников и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации : материалы III научно-практической конференции / Челябинская гос. мед. акад.. - Челябинск: Челябинская гос. мед. акад., 2012. - С. 34-37.

4. Долгушин И.И. Оценка причин снижения успеваемости по результатам опроса преподавателей и студентов /И.И. Долгушин, И.А. Волчегорский, О.Л. Колесников и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации : Материалы I Всероссийской (IV внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки, Челябинск, 08 февраля 2013 года. - Челябинск: Челябинская государственная медицинская академия, 2013. - С. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.