Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РЕГИОНАХ БОЛЬШОГО АЛТАЯ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РЕГИОНАХ БОЛЬШОГО АЛТАЯ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШОЙ АЛТАЙ / ТУРИЗМ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биттер Наталья Викторовна, Дунец Александр Николаевич, Чойцзинджав Лхагвасурен

Страны Большого Алтая объединены не только территорией, но общей историей развития, историческими, культурными, образовательными отношениями. В настоящее время происходит развитие туризма в данном регионе, поэтому необходимы специалисты, обладающие профессиональными региональными компетенциями. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования, обобщающие опыт подготовки кадров в регионах Большого Алтая. Целью работы является определение ключевых региональных профессиональны компетенций для формирования модели подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма в регионах Большого Алтая. Был проведен теоретический анализ программ подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства стран Большого Алтая, изучен и обобщен практический педагогический опыт по исследуемому вопросу. В результате исследования выделены следующие региональные компетенции образовательных программ по туризму и гостеприимству в регионах Большого Алтая: региональная рекреационная компетенция; компетенции в области географии; информационная компетенция в области региональных туристских ресурсов. Данные компетенции сгруппированы в модель профессиональных региональных компетенций выпускников по направлениям подготовки туризма и гостеприимства в регионах Большого Алтая. Определено содержание компетенций, направленных на формирования умений и навыков работы с региональными туристскими ресурсами, которые позволяют успешно справляться с решением региональных профессиональных задач в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биттер Наталья Викторовна, Дунец Александр Николаевич, Чойцзинджав Лхагвасурен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF PERSONNEL TRAINING IN THE REGIONS OF GRAND ALTAI FOR THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY

The countries of the Greater Altai are united not only by territory, but by a common history of development, historical, cultural, educational relations. Currently, tourism is developing in this region, new routes are being developed, therefore specialists with professional regional competencies are needed to work in the tourism industry in cross-border regions. Despite the numerous publications on this issue, there are practically no studies summarizing the experience of personnel training in the regions of the Greater Altai. The aim of the authors is to identify key regional professional competencies for the formation of a training model for the hospitality and tourism industry in the regions of the Greater Altai. The authors carried out a theoretical analysis of training programs for the tourism and hospitality industry of the Greater Altai countries, studied and summarized practical pedagogical experience on the issue under study. As a result of the study, the following regional competencies of educational programs on tourism and hospitality in the regions of the Greater Altai were identified: regional recreational competence; competence in the field of geography; information competence in the field of regional tourist resources. These competencies are grouped into a model of professional regional competencies of graduates in the areas of tourism and hospitality training in the regions of the Greater Altai. The content of these competencies is determined, which are aimed at the formation of skills and abilities to work with regional tourist resources, which make it possible to successfully cope with solving regional professional tasks in the field of tourism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РЕГИОНАХ БОЛЬШОГО АЛТАЯ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

УДК 378:74.00:75.81

DOI 10.52575/2712-7451 -2022-41 -2-256-267

Особенности подготовки кадров в регионах Большого Алтая для индустрии туризма и гостеприимства

Биттер Н.В. 1, Дунец А.Н. 1, Лхагвасурен Ч. 2

'Алтайский государственный университет, Россия, 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 E-mail: valeolog@yandex.ru, dunets@mail.ru; 2Ховдский университет, Монголия, Ховдский аймак, Джаргалант сум 84000 E-mail: hovd_lha157@yahoo.com

Аннотация. Страны Большого Алтая объединены не только территорией, но общей историей развития, историческими, культурными, образовательными отношениями. В настоящее время происходит развитие туризма в данном регионе, поэтому необходимы специалисты, обладающие профессиональными региональными компетенциями. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования, обобщающие опыт подготовки кадров в регионах Большого Алтая. Целью работы является определение ключевых региональных профессиональны компетенций для формирования модели подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма в регионах Большого Алтая. Был проведен теоретический анализ программ подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства стран Большого Алтая, изучен и обобщен практический педагогический опыт по исследуемому вопросу. В результате исследования выделены следующие региональные компетенции образовательных программ по туризму и гостеприимству в регионах Большого Алтая: региональная рекреационная компетенция; компетенции в области географии; информационная компетенция в области региональных туристских ресурсов. Данные компетенции сгруппированы в модель профессиональных региональных компетенций выпускников по направлениям подготовки туризма и гостеприимства в регионах Большого Алтая. Определено содержание компетенций, направленных на формирования умений и навыков работы с региональными туристскими ресурсами, которые позволяют успешно справляться с решением региональных профессиональных задач в сфере туризма.

Ключевые слова: Большой Алтай, туризм, подготовка кадров, профессиональные компетенции

Благодарности: работа выполнена при поддержке Минобрнауки России в рамках программы развития ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» «Приоритет-2030».

Для цитирования: Биттер Н.В., Дунец А.Н., Лхагвасурен Ч. 2022. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в регионах Большого Алтая. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(2): 256-267. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-256-267

Particularities of Personnel Training in the Regions of Grand Altai for the Tourism and Hospitality Industry

Natalia V. Bitter 1, Alexandr N. Dunets 1, Choijinjav Lhagvasuren 2

Altai State University 61 Lenin Ave., Barnaul 656049, Russia E-mail: valeolog@yandex.ru, dunets@mail.ru;

2 Khovd University 84000 Jargalant soum, Khovd aimag, Mongolia E-mail: hovd_lha157@yahoo.com

Abstract. The countries of the Greater Altai are united not only by territory, but by a common history of development, historical, cultural, educational relations. Currently, tourism is developing in this region,

new routes are being developed, therefore specialists with professional regional competencies are needed to work in the tourism industry in cross-border regions. Despite the numerous publications on this issue, there are practically no studies summarizing the experience of personnel training in the regions of the Greater Altai. The aim of the authors is to identify key regional professional competencies for the formation of a training model for the hospitality and tourism industry in the regions of the Greater Altai. The authors carried out a theoretical analysis of training programs for the tourism and hospitality industry of the Greater Altai countries, studied and summarized practical pedagogical experience on the issue under study. As a result of the study, the following regional competencies of educational programs on tourism and hospitality in the regions of the Greater Altai were identified: regional recreational competence; competence in the field of geography; information competence in the field of regional tourist resources. These competencies are grouped into a model of professional regional competencies of graduates in the areas of tourism and hospitality training in the regions of the Greater Altai. The content of these competencies is determined, which are aimed at the formation of skills and abilities to work with regional tourist resources, which make it possible to successfully cope with solving regional professional tasks in the field of tourism.

Keywords: Grand Altai, tourism, personnel training, professional competencies

Acknowledgements: The work was supported by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation within the framework of the development program of FSBEI HE "Altai State University" "Priority-2030".

For citation: Bitter N.V. Dunets A. N., Lhagvasuren Ch. 2022. Particularities of Personnel Training in the Regions of Grand Altai for the Tourism and Hospitality Industry. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(2): 256-267 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-256-267

Введение

В современных условиях развития трансграничного сотрудничества стран Большого Алтая в рамках реализации проекта «Один пояс. Один путь», нацеленного на объединение законодателей, ученых, представителей бизнеса и общественных организаций сопредельных регионов России, Казахстана, Монголии и Китая, роста туризма в данных регионах встает вопрос формирования общих тенденций подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства [Один пояс, один путь].

Необходимость этого подтверждается рядом межгосударственных и внутригосударственных программ и стратегических проектов:

- Декларацией о развитии трансграничного сотрудничества в Алтайском регионе (подписана в 2004 году в городе Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан);

- Соглашением о развитии трансграничного туризма на Алтае на территориях России, Республики Казахстан, Монголии, Китая (2006 г.). Проект международной туристической программы «Золотое кольцо Алтая» (2006 г.).

На фоне этих тем большее значение приобретает развитие туризма в трансграничной зоне стран Большого Алтая. В настоящее время большое количество учебных заведений среднего и высшего звена регионов Большого Алтая осуществляют подготовку специалистов для данной отрасли, но, к сожалению, ни все они востребованы на рынке туристских услуг данных стран, так как нет обобщенной системы формирования общих профессиональных компетенций. Решение поставленной задачи невозможно без понимания того, какими ключевыми региональными компетенциями должен обладать специалист, чтобы быть востребованным на туристском рынке регионов Большого Алтая.

Проблема подготовки специалистов для сфер туризма и гостеприимства в данных регионах занимались Полевая М.В., Пирогова О.В., Иглин В.А., Очбадрах Н. и др. [Иглин, 2003; Полевая, 2009; Очбадрах, 2014; Пирогова 2018]. Данные ученые рассматривали подходы к формированию компетенций у специалистов данных сфер деятельности в одном из

регионов, но вопросы сравнительного анализа системы подготовки кадров для выявления перспектив сотрудничества в данном направлении в странах Большого Алтая не рассматривались.

Цель исследования - определение ключевых региональных профессиональны компетенций для формирования модели подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма в регионах Большого Алтая

Объекты и методы исследования

Объектом исследования является система подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма в странах Большого Алтая.

В процессе работы использованы следующие методы: системно-структурный анализ, системно-интегративный подход, позволяющий рассматривать систему подготовки кадров как внутренне структурированное целостное явление, развивающееся во внутренних взаимосвязях и в связи с внешней средой.

Результаты и их обсуждение

В рамках нашего исследования был проведен анализ систем подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства стран Большого Алтая: Казахстана, Монголии, Китая, России. Нами были распределены дисциплины учебных планов направлений подготовки бакалавриат, магистратура «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело» по следующим блокам: социально-гуманитарному; экономико-правовому; географическому; профессиональный; региональный.

Специфики подготовки кадров в области туризма и гостеприимства

в Казахстане

На систему образования Казахстана оказывают влияние внешние социальные и экономические факторы. В Республике Казахстан кадры для сфер туризма и гостеприимства готовят более 100 высших и средне-специальных учебных заведений, при этом большой процент занимают негосударственные образовательные учреждения. Довузовская профессиональная подготовка направлена на профориентацию школьников, которая осуществляется в основном за счет формирования профильных классов. Количество профильных вузов, средне-специальных учебных заведений по подготовке кадров индустрии гостеприимства и туризма растёт. В настоящее время существует проблема трудоустрой-ста выпускников: профессиональную деятельность в отрасли продолжают осуществлять только около 44 % специалистов с начальной профессиональной подготовкой, что составляет около 10 % от спроса рынка труда, и их явно недостаточно [Исакова, 2007]. Несмотря на то, что более чем 50 вузов Казахстана ведут подготовку специалистов для индустрии туризма, наблюдается дефицит кадров в сфере туризма и гостеприимства. Данная проблема связана с недостаточным уровнем формирования профессиональных региональных компетенций, позволяющих выпускникам работать в сфере туризма в странах Большого Алтая. Отметим, что в настоящее время в Казахстане активно развивается сетевое обучение в условиях трансграничного сотрудничества [Абсалямова, Дунец, 2017].

Нами были проанализирован учебный план по направлению подготовки 6В11101 «Туризм». Студенты изучают следующие дисциплины по программе бакалавриата: введение в туризмологию и основы научных исследований; геоэкология; государственное регулирование развития туризма; государственное регулирование развития туризма; деловой английский язык для менеджеров по туризму; изучение туристского рынка; менеджмент туристских дистинаций; менеджмент туроперрейтинга; основы краеведения и детско-юношеский туризм; планирование и организация туристского бизнеса; профессиональный английский язык в сфере услуг и гостеприимства; психология делового общения в

туризме и гостеприимстве; рекламно-информационная деятельность в туризме; религиозный туризм; системы бронирования и резервирования; страхование в туризме; техники и тактика активных видов туризма; транспортное обеспечение в туризме; туристические формы менеджмента; туристические экскурсионные объекты мира.

Присуждаемая степень - Бакалавр в области услуг по образовательной программе 6В11101 Туризм. По окончанию обучения выпускники могут работать менеджерами в туристских фирмах; менеджерами в государственных и частных компаниях, занимающихся туристским бизнесом; руководителями рекламных служб предприятий туристкой инфраструктуры; руководителями рекламных служб предприятий туристкой инфраструктуры; руководителями различных служб туристской индустрии; руководителями культурно-развлекательных предприятий туристских центров [Исакова, 2007].

По программе магистратуры изучаются следующие дисциплины: ГИС-технологии в туризме; индустрия гостеприимства; кластеризация в туристской отрасли; современные исследования индустрии туризма; концепция туризма с основами экономики и географии; методика преподавания профильных дисциплин; основы научных исследований в сервисе и туризме; природно-архитектурные достопримечательности мира; концептуальные основы устойчивого развития; методология и методика туристско-географических исследований; основные направления экологического туризма; прогнозирование и планирование туристской деятельности; связи с общественностью в туризме.

Нами было проанализировано распределение изучаемых дисциплин по блокам: социально-гуманитарный - 9 %; экономико-правовой - 18 %; географический - 12 %; профессиональный - 45 %; региональный - 16 %. Это позволяет отметить, что в образовательных программах подготовки преобладает профессиональный блок дисциплин, который обеспечивает высокий уровень языковой подготовки. В программу входит организация участия обучающихся в учебно-ознакомительных турах, экскурсиях и турпоходах по Восточно-Казахстанской области, в том числе профессиональные образовательные туры, которые включают встречи с представителями туристического бизнеса, обучение (мастер -классы, семинары), практику и сертификацию; возможность для обучающихся участвовать в разработке новых туристских проектов и продуктов в рамках дипломных работ (проектов) и научно-исследовательской работы.

В результате анализа существующей системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства Казахстана выявлены противоречия между требованиями инте-гративной профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма и существующими научными основами теории и методологии профессионального образования, наблюдается «оторванность» теоретической подготовки от формирования практических навыков работы в сфере туризма и сервиса. В этой связи необходимо усилить привлечение к учебному процессу ведущих специалистов по подготовке туристских кадров (кандидатов и докторов наук, специалистов-практиков - руководителей и специалистов предприятий индустрии туризма). Существует необходимость повышения уровня учебно-методического обеспечения реализации образовательных программ подготовки в области сервиса и туризма.

Специфики подготовки кадров в области туризма и гостеприимства

в Монголии

Согласно закону «Об образовании» Монголии право учреждения учебных заведений предоставлено не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. С начала 1990-х гг. в Монголии начал осуществляться переход высшего образования на кредитную систему [Цэдэв, Наваанзог, 2013]. В настоящее время в Монголии наблюдается снижение числа государственных и рост числа негосударственных вузов [Томских, 2011].

За последние десятилетия в Монголии открыты частные университеты, главным образом в Улан-Баторе, осуществляющие подготовку по многим направлениям подготовки.

Одним из старейших вузов Монголии является Монгольский Государственный Университет, открытый в 1942 году. В 1979 году был создан факультет Гуманитарных и социальных наук. Монгольский Государственный Университет играет ключевую роль в подготовке профессиональных кадров страны. В данном университете осуществляют подготовку по туризму. В Улан-Баторе открыты несколько филиалов российских ВУЗов. Ховдинский Государственный Университет с 2010 года проводит обучение студентов по специальности «Менежер по туризму». Основной целью данной программы является подготовка кадров для развития туризма в западном регионе стране, включая Большой Алтай.

Анализ учебных планов данных университетов позволил сделать вывод, что основной уклон делается на подготовку кадров с многосторонними знаниями именно туристской деятельности. Такие предметы, как планирования туризма, развитие регионального туризма, гостеприимство и гостиничный менежмент, мировой туризм и предметы, нацеленные на разные виды туризма, широко расматриваются в программе обучения и занимают треть всей профессиональной подготовки в ходе 4-годичного обучения. На формирование учебного плана оказывает влияние географическое положение региона. Отметим, что западный регион Монголии богат как природным, так и историко-культурным наследием. Предметы в блоках социально-гуманитарных и географических знаний широко охватывают историко-географические аспекты, необходимые будущим специалистам на месте работы. С 2015 года Ховдинский университет совместно с Японскими коллегами развивает программу 3+1, в рамках которой успешные студенты имеют возможность приобрести опыт практической деятельности за счет прохождения практики в туристских агенствах и гостиничных комплексах Японии. Реализация данной программы позволила подготовить специалистов по туризму, нацеленных на принятие туристов из Японии в регион.

Изменения монгольской системы образования вызвали ряд проблем, связанных с качеством образования, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда и профессионального образования. В настоящее время наблюдается массовизация высшего образования, коммерциализация образовательной услуги, снижение роли государства, выделение для государства приоритетных направлений подготовки специалистов и т.д. [Очбадрах, 2014].

Проведенный анализ позволил выделить несколько модулей формирования учебных планов: общие основные курсы; основные профессиональные курсы; обязательные курсы. Рассмотрим более подробно наполнение данных модулей. В первый модуль включены общие дисциплины: природные науки; социальные науки; гуманитарные науки; гражданское образование; методология исследования и анализа; сферы речевых и письменных навыков; английский и другие языки; физическое воспитание и гигиена; основы управления операциями в случае стихийных бедствий. Данный модуль включает в себя ряд дисциплин: математику (линейная алгебра, (многомерная функция); общую химию; общую физику; общую геологию; общую биологию; современную физику; основы использования природы и космоса.

Прейдем к рассмотрению основных профессиональных курсов. Данный модуль включает в себя следующие блоки: дисциплины для обязательного обучения и дисциплины углубленного изучения в зависимости от профиля подготовки. Обязательными для изучения являются следующие профессиональные курсы: введение в туризм; мировой туризм; география Монголии; монгольский туризм; ответственный туризм; географическая информационная система; экономика туризма; маркетинг в сфере путешествий и отдыха; управление туристскими направлениями; управление туроператором; событийный туризм; методология исследования туризма; закон о туризме; туризм в особо охраняемых

природных территориях; приключенческий туризм; монгольская палеонтология; география отдыха; эко туризм; навыки гида-переводчика.

Второй блок включает в себя дисциплины по выбранному профилю подготовки. Рассмотрим данный блок на примере учебного плана подготовки по направлению «Туризм» Монгольского Государственного университета. Первый профиль подготовки «Историко-культурный туризм» включает в себя следующие дисциплины: культурное наследие, антропология туризма; городской туризм; монгольская культура и традиции; навыки гида-переводчика; региональное планирование туризма.

При обучении по профилю туризм студенты изучают следующие курсы: MICE туризм; организация спортивных и художественных мероприятий; стратегическое планирование туристических организаций; инновации в туризме и мультимедиа; управление человеческими ресурсами; управление проектом; поведенческая география. По окончанию обучения студенты выполняют бакалаврскую исследовательскую работу. По окончанию бучения выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре или работать на предприятиях туризма, гидами-экскурсоводами и т.д.

Соотношение распределения дисциплин по блокам: социально-гуманитарный -20 %; экономико-правовой - 18 %; географический - 18 %; профессиональный - 30 %; региональный - 14 %. Представленные результаты позволяют нам сделать вывод, что в данных образовательных программах подготовки по направлению «Туризм» в Монголии большое внимание уделяется профессиональным дисциплинам, учитывается региональная специфика. Отметим, что в настоящее время в Монголии осуществляется подготовка кадров для сфер гостеприимства и туризма во многих высших учебных заведениях. Вместе с тем существует проблема недостаточной связи практического и академического обучения, вызванные рассогласованием спроса и предложения на рынке труда и профессионального образования.

Специфики подготовки кадров в области туризма и гостеприимства в Китае

Развитие туристского образования берет свое начало в 90-х гг. ХХ, в этот период при Китайской национальной туристской администрации была создана Ассоциация по туристскому образованию. При участии данной Ассоциации открыты новые туристские школы, колледжи, институты, а также отделения и факультеты в многопрофильных университетах, предлагающие различные образовательные программы и направления подготовки (например, «Менеджмент в туризме» «Туристские достопримечательности», «Бюро путешествий», «Отели», «Ресторанное дело и питание», «Туристские перевозки» и др.). Параллельно открываются отделения аспирантуры, докторантуры для научно-исследовательской и научно-педагогической подготовки специалистов высшей категории в области туризма и гостеприимства [Тенчурина, Лю, 2019].

С начала 2000-х гг. в КНР сложилась система подготовки кадров для туристской индустрии, включающая в себя три ступени: среднее профессиональное образование; высшее образование; послевузовское научно-исследовательское и научно-педагогическое образование. В настоящее время в Китае развивается дополнительное образование в туристской отрасли, которое реализуется в форме школ и отделений на базе отдельных образовательных учреждений, а также туристских компаний и фирм, на очной и дистанционной основе обучения и др. [Министерство образования..., 2010].

Нами был произведен анализ учебных планов образовательных программ по туризму (бакалавриат) в КНР. Проведенный анализ позволил нам отметить, что в новых образовательных программах по туризму, реализуемых в средних и высших учебных заведениях наблюдается явный перевес в пользу программ, связанных с менеджментом

(управлением) [Черников, 2014]. Учебные планы в основном включают следующие дисциплины: управление в туризме; основы туристского бизнеса, экскурсоведение, правовые основы в области туризма, городской туризм, управление турагентством, география китайского туризма, психология туризма, экономика туризма, английский язык в туризме, разговорный английский язык в туризме, бухгалтерский учет в туризме, социология туризма.

Также нами проведено распределение изучаемых дисциплин по блокам: социально-гуманитарный - 15 %; экономико-правовой - 20 %; географический - 3 %; профессиональный - 35 %; региональный - 25 %.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в КНР при подготовке кадров по туристским направлениям большое внимание уделяется профессиональной подготовке и региональному компоненту, углубленно изучаются дисциплины экономико-правовой направленности. Услуги образования в КНР оказываются туристскими училищами, колледжами, институтами и профессионально-техническими заведениями.

Образование подразделено на среднее образование в сфере туризма и высшее образование в туризме, которое может быть подразделено на обучение на предприятии, заочное образование и образование за рубежом [Tao, 1997; Zhang, Fan, 2005].

В настоящее время в Китае существуют проблемы в системе подготовки кадров для туристской индустрии, прежде всего это отсутствие единого плана профессионального образования. Развитие образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае направлено на повышение качества обучения, в частности качества практической подготовки; на повышение уровня исследований различных типов туризма.

Специфики подготовки кадров в области туризма и гостеприимства в России

Подготовка специалистов для сферы туризма и гостеприимства в России осуществляется по программам бакалавриата и магистратуры: «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис». В настоящее время вузы самостоятельно определяют профили подготовки, разрабатывают основные профессиональные образовательные программы, учебные планы.

Приведем пример построения учебного плана по модульному принципу на примере Алтайского государственного университета. Блок 1: Обязательная часть дисциплин: Социально-гуманитарный модуль, Коммуникативно-деятельностный модуль, Общепрофессиональный модуль, Базовый Профессиональный модуль; Блок 2: Практика; Блок 3: Государственная итоговая аттестация. Мы можем отметить, что профессиональный модуль наполняется дисциплинами, которые вуз выбирает и формирует самостоятельно в зависимости от профиля подготовки.

Соотношение распределения дисциплин по блокам: социально-гуманитарный -19 %; экономико-правовой - 14 %; географический - 10 %; профессиональный - 41 %; региональный - 16 %. Отметим, что в образовательных программах преобладают профессиональный и социально-гуманитарный блоки.

В последние годы произошли масштабные изменения во всей образовательной системе в Российской Федерации, многие филиалы вузов, частные вузы были закрыты, изменились требования к образовательным программам, что повлияло и на подготовку специалистов для сферы туризма [Иглин, 2003; Полевая, 2009; Пирогова 2018].

Обсуждение результатов

Подготовка кадров для индустрии гостеприимства и туризма в странах Большого Алтая имеет общие черты: подготовка осуществляется по смежным направлениям и уровням подготовки (табл. 1).

Таблица 1 Table 1

Уровни и направления подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма в странах Большого Алтая Levels and areas of training for the hospitality and tourism industry in the countries of Grand Altai

Страны Большого Алтая Уровень образования Направление подготовки

Казахстан Бакалавриат Магистратура Туризм, Гостиничное дело

Монголия Бакалавриат Магистратура Туризм

Китай Бакалавриат Магистратура Туризм

Россия Бакалавриат Магистратура Туризм, Гостиничное дело, Сервис

В результате анализа учебных планов по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства в регионах Большого Алтая мы распределили дисциплины на 5 блоков (см. рисунок).

50%

45% _

40% 35%

| .11 III ll. Ш III

■ Казахстан ■ Монголия ■ Китай ■ Россия

Соотношение дисциплин по блокам (направление подготовки «Туризм») в регионах Большого Алтая The ratio of the disciplines distribution by topical units (field of study "Tourism") in the regions of the Greater Altai

Представленные на рис.1 результаты указывают на то, что при подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства большое внимание в странах Большого Алтая уделяется профессиональному и региональному блоку дисциплин. Отметим, что профессиональный блок дисциплин преобладает в Казахстане и России, региональный - в Китае.

Проведенное исследование позволяет выделить следующие региональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательных программ по туризму и гостеприимству в регионах Большого Алтая: региональная рекреационная компетенция; компетенции в области географии; информационная компетенция в области региональных туристских ресурсов. Данные компетенции мы сгруппировали в модель профессиональ-

ных региональных компетенций [Биттер, 2021] выпускников по направлениям подготовки туризма и гостеприимства в регионах Большого Алтая.

На основе предложенной модели мы определили содержание компетенций, которые направлены на формирования умений и навыков работы с региональными туристскими ресурсами, позволяют успешно справляться с решением региональных профессиональных задач в сфере туризма (табл. 2).

Таблица 2 Table 2

Модель профессиональных региональных компетенций выпускников по направлениям подготовки

туризма и гостеприимства в регионах Большого Алтая Professional regional competencies model of graduates in tourism and hospitality training programs of the

regions of Grand Altai

Профессиональные региональные компетенции в сфере туризма Отношение и характеристика профессиональной деятельности Методы и средства формирования компетенций Содержание профессиональных региональных компетенций

Региональная рекреационная компетенция Характеризует подготовку выпускника к работе с рекреационными ресурсами определенного региона Большого Алтая при планировании и организации рекреационных туров Формируется в цикле дисциплин учебного плана при изучении дисциплин географического и регионального блока и при прохождении практик и стажировок на туристских предприятиях. Умение осуществлять организацию туров, маршрутов с учетом рекреационных особенностей региона; готовность к разработке и предоставлению рекреационного регионального продукта; готовность к организации и обеспечению качества рекреационного туризма

Компетенции в области географии Обеспечивает подготовку будущего специалиста туристской отрасли, владеющего навыками по моделированию, проектированию туров, с учетом географической специфики региона. Формируются в первую очередь при учении географического и социально- гуманитарного блока учебного плана, а также Способность использовать при разработке туров базовых и профессиональных знаний в области географии региона

Информационная компетенция в области региональных туристских ресурсов Обеспечивает привязку подготовки специалиста направлений туризм и гостеприимства в области информационных ресурсов с профессиональной подготовкой в области регионального туризма Формируется в первую очередь циклом дисциплин экономико-правового и профессионального блока Способность использовать новейшие информационные и коммуникационные технологии при проведении экскурсий и организации. туров; готовность к разработке регионального туристского продукта с учетом современных информационных технологий

Итак, нами проанализирована система подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в регионах Большого Алтая, выявлены ключевые профессиональные региональные компетенции в подготовке кадров туристской сферы.

Сделанные автором выводы не противоречат результатам, полученным другими исследователями, но вместе с тем они обещают и расширяют предыдущие исследования. Следует отметить, что ряд исследователей Очбадрах Н., Полевая М.В., Тенчурина Л.З., Лю С и др. рассматривали подготовку кадров для индустрии туризма только в одном ре-

гионе Большого Алтая. Выявление ключевых региональных профессиональных компетенций подготовки кадров для всех стран Большого сделано впервые.

Заключение

При подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства в странах Большого Алтая особое внимание уделяется профессиональному и региональному блоку дисциплин учебных планов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате исследования выделены следующие региональные компетенции образовательных программ по туризму и гостеприимству в регионах Большого Алтая: региональная рекреационная компетенция; компетенции в области географии; информационная компетенция в области региональных туристских ресурсов.

Данные компетенции сгруппированы в модель профессиональных региональных компетенций выпускников по направлениям подготовки туризма и гостеприимства в регионах Большого Алтая. Определено содержание данных компетенций, которые направлены на формирования умений и навыков работы с региональными туристскими ресурсами, позволяют успешно справляться с решением региональных профессиональных задач в сфере туризма

Исследование впервые обозначило проблемы формирования модели основных региональных профессиональных компетенций подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства стран Большого Алтая. На наш взгляд, применение данной модели в подготовке кадров для туристской сферы будет способствовать повышению процента трудоустроенных выпускников в регионах Большого Алтая

Дополнительно в дальнейшем следует провести исследования по решению следующих проблем:

- разработка совместных программ сетевого обучения, которые позволяли бы одновременно зачислять студентов на совместную программу в вузы-партнеры, что позволяет выпускникам получить дипломы о высшем образовании в двух вузах;

- углубление интеграционных процессов в области образования и науки между вузами стран Большого Алтая;

- развитие института магистерских и докторских стажировок.

Список источников

Министерство образования Китайской Народной Республики. Национальная среднесрочная и долгосрочная программа реформы в развитии образования на 2010-2020 гг. 2010. URL: http://www.moe.edu.cn/srcite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (дата обращения:

15.02.2021)

Один пояс, один путь. URL: https://msyidaiyüu.gov.cn/mfo/iList.jsp?cat_id=10752 (дата обращения:

17.05.2022).

Список литературы

Абсалямова Г.А., Дунец А.Н. 2017. Трансграничное сотрудничество АлтГТУ с образовательными учреждениями Казахстана: тенденции и перспективы. В кн.: Экономика. Менеджмент. Сервис. Туризм. Культура (ЭМСТК-2017). Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Сборник статей. Барнаул, Изд-во АлтГТУ: 145-147. Биттер Н.В. 2021. Формирование ключевых профессиональных региональных компетенций будущих специалистов сферы туризма и сервиса Алтайского края с точки зрения работодателей. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 10 (2 (35)): 42-46. DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0081. Иглин В.А. 2003. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

работников организации в условиях рыночной экономики. Трудовое право, 12: 66-72. Исакова Т. 2007. Учись, студент. Турбизнес, 12: 11-13.

Очбадрах Н. 2014 Особенности развития высшего образования в Монголии. Современная педагогика, 9 (22): 74-76. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2704 (дата обращения: 17.01.2022).

Пирогова О.В. 2018. Состояние подготовки кадров для сферы туризма в Российской Федерации. Интерактивная наука, 6 (28): 24-28. DOI: 10.21661/r-471825.

Полевая М.В. 2009. Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки кадров индустрии туризма. Научный вестникМГИИТ, 2: 79-83.

Тенчурина Л.З., Лю С. 2019. Индустрия туризма и подготовка туристских кадров в КНР: прошлое, настоящее, будущее . Научный вестник МГИИТ, 2 (58): 114-125.

Томских А.А. 2011. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития. Перспективы науки, 9 (24): 7-13.

Ушаков Д.В. 2019. Кадровые потребности Монголии по подготовке специалистов в России и профессиональные ориентации монгольской молодёжи. Профессиональное образование в современном мире, 9 (1) 2599-2609 D0I:10.15372/PEMW20190123.

Цэдэв Наваанзог Х., Мунхбат Дашдоржийн. 2013. Высшее образование в Монголии. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 3: 51-62.

Черников А.М. 2014. Подготовка кадров для сферы гостеприимства и туризма в Китае. Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина", 4 (64): 66-69.

Пирогова О.В. 2018. Состояние подготовки кадров для сферы туризма

Tao H. 1997. On the development stages of tourism education in China. Tourism tribune, Special Issue of Tourism Education: 6-9.

Zhang W., Fan X. 2005. China. In: An International Handbook of Tourism Education. Advances in Tourism Research. Eds. by D. Airey, J. Tribe. London, Publ. Routledge: 149-161.

References

Absalyamova G.A., Dunets A.N. 2017. Transgranichnoe sotrudnichestvo AltGTU s obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami Kazakhstana: tendentsii i perspektivy [Cross-border cooperation of AltSTU with educational institutions of Kazakhstan: trends and prospects]. In: Ekonomika. Menedzhment. Servis. Turizm. Kul'tura (EMSTK-2017) [Economics. Management. Service. Tourism. Culture (EMSTC-2017)]. Materialy XIX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Sbornik statey. Barnaul, Publ. Izd-vo AltGTU: 145-147.

Bitter N.V. 2021. Formation of key regional professional competencies of future specialists in tourism and service of Altai krai from employers point of view. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 10 (2 (35)): 42-46 (in Russia). DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0081.

Iglin V.A. 2003. Professional'naya podgotovka, perepodgotovka i povyshenie kvalifikatsii rabotnikov organizatsii v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Vocational training, retraining and advanced training of employees of the organization in a market economy]. Trudovoe pravo, 12: 66-72.

Isakova T. 2007. Uchis', student [Study, student]. Turbiznes, 12: 11-13.

Ochbadrakh N. 2014 Features of development of higher education in Mongolia. Sovremennaya pedagogika, 9 (22): 74-76. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2704 (data obrashcheniya: 17.01.2022).

Pirogova O.V. 2018. Sostoyanie podgotovki kadrov dlya sfery turizma v Rossiyskoy Federatsii. Interactive science, 6 (28): 24-28. DOI: 10.21661/r-471825.

Polevaya M.V. 2009. Forming professional competencies in the tourism industry personnel training process. Scientific Bulletin MSIIT, 2: 79-83 (in Russia).

Tenchurina L.Z., Lyu S. 2019. Tourism industry and training of tourist personnel in china: past, present, future. Scientific BulletinMSIIT, 2 (58): 114-125 (in Russia).

Tomskikh A.A. 2011. Higher professional education of Mongolia in the world strategies of development. Science Prospects, 9 (24): 7-13 (in Russia).

Ushakov D.V. 2019. Staffing needs of Mongolia for training the spe-cialists in Russia and career guidance of mongoli-an youth. Professional education in the modern world, 9 (1) 2599-2609 (in Russia). DOI: 10.15372/PEMW20190123.

Tsedev Navaanzog Kh., Munkhbat Dashdorzhiyn. 2013. Higher Education in Mongolia. Moscow

University Bulletin. Series 7. Philosophy, 3: 51-62 (in Russia). Chernikov A.M. 2014. Training for the hospitality and tourism in China. Vestnik federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Moskovskiy gosudarstvennyy agroinzhenernyy universitet imeni V.P. Goryachkina", 4 (64): 66-69. Tao H. 1997. On the development stages of tourism education in China. Tourism tribune, Special Issue of Tourism Education: 6-9.

Zhang W., Fan X. 2005. China. In: An International Handbook of Tourism Education. Advances in Tourism Research. Eds. by D. Airey, J. Tribe. London, Publ. Routledge: 149-161.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 10.03.2022 Received March 10, 2022

Поступила после рецензирования 02.05.2022 Revised May 2, 2022 Принята к публикации 10.06.2022 Accepted June 10, 2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Биттер Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Дунец Александр Николаевич, доктор географических наук, доцент, проректор по научной и инновационный работе, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Лхагвасурен Чойцзинджав, профессор Ховдского университета, г. Ховд, Монголия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Natalya V. Bitter, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Recreational Geography, Service, Tourism and Hospitality, Altai State University, Barnaul, Russia

Alexander N. Dunets, Doctor of Geography, Associate Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, Altai State University, Barnaul, Russia

Choijinjav Lkhagvasuren, Professor, Khovd University, Khovd, Mongolia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.