Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СФЕРА ТУРИЗМА И СЕРВИСА / СЕРВИС / МОДЕЛЬ / РАБОТОДАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биттер Наталья Викторовна

Произошедшие социальные, политические, эпидемиологические изменения в мире обозначили необходимость выработки новых подходов к профессиональному образованию, возросли требования и к уровню профессиональной компетентности специалистов туристского бизнеса. Подготовка высокопрофессиональных кадров для сферы туризма и сервиса в Алтайском крае невозможна без формирования у будущих выпускников ключевых профессиональных региональных компетенций. В образовательной деятельности необходимо использовать инновационные технологии и взаимодействовать с будущими работодателями при формировании ключевых профессиональных региональных компетенций. Переход вузов на новые образовательный стандарты, внедрение профессиональных стандартов направлены на прямую интеграцию процесса формирования профессиональных региональных компетенций с требованиями работодателей туристской отрасли Алтайского края. В статье представлена авторская модель профессиональных региональных компетенций выпускников по направлениям подготовки туризм и сервис в Алтайском крае. Отличительными особенностями представленной модели от подобных разработок являются, то что она разработана на основе системного и комптентностного подходов, результатов анкетирования будущих работодателей туристской отрасли Алтайского края. Автором выделены четыре основных профессиональных региональных компетенции: компетенция активного туризма, компетенция экскурсионного туризма, региональная рекреационная компетенция, информационная компетенция в области региональных туристских ресурсов. Представленная модель профессиональных региональных компетенций, по мнению автора, позволит определить содержание компетенций, направленных на формирования умений и навыков работы с региональными туристскими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биттер Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY REGIONAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE SPECIALISTS IN TOURISM AND SERVICE OF ALTAI KRAI FROM EMPLOYERS POINT OF VIEW

The social, political and epidemiological changes in the world have highlighted the need to develop new approaches to professional education. The requirements to tourism specialists professional competence level have also increased. Training of highly qualified staff for tourism and service sector in Altai Krai is impossible without formation of key regional professional competencies of future graduates. It is necessary to use innovative technologies in educational activity and interact with future employers in forming key professional competencies. Transition of universities to new educational standards and introduction of professional standards are aimed at direct integration of the process of regional professional competencies formation with the requirements of employers in the tourism industry of Altai Krai. The article presents the author's model of tourism and service graduates regional professional competencies in Altai Krai. The distinctive features of the presented model from similar developments are that it is developed on the basis of systematic and competence-based approaches and the results of the survey of tourism industry future employers in Altai Krai. The authors distinguish four main regional professional competences: active tourism competence, excursion tourism competence, regional recreational competence, information competence in the field of regional tourist resources. The presented model of personnel training, the model of regional professional competencies, according to the authors, will make it possible to determine the content of competencies aimed at forming skills and abilities to work with regional tourist resources.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ»

V7TK" ^78-74. 00-7^ 81 /¿Шл l©2021 Контент доступен по лицензии CC ВY-NC 4.0

у A14 J I о. l-t.VV. I J. Ol I (cc) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0081 lh^THTM(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

© Автор(ы) 2021

SPIN: 2635-9285

AuthorID:275335

ORCID: 0000-0003-2697-8632

ScopusID: 57210156458

БИТТЕР Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Гуманитарного института Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (656038, Россия, Барнаул, пр. Ленина, 46, е-mail: valeolog@yandex.ru) Аннотация. Произошедшие социальные, политические, эпидемиологические изменения в мире обозначили необходимость выработки новых подходов к профессиональному образованию, возросли требования и к уровню профессиональной компетентности специалистов туристского бизнеса. Подготовка высокопрофессиональных кадров для сферы туризма и сервиса в Алтайском крае невозможна без формирования у будущих выпускников ключевых профессиональных региональных компетенций. В образовательной деятельности необходимо использовать инновационные технологии и взаимодействовать с будущими работодателями при формировании ключевых профессиональных региональных компетенций. Переход вузов на новые образовательный стандарты, внедрение профессиональных стандартов направлены на прямую интеграцию процесса формирования профессиональных региональных компетенций с требованиями работодателей туристской отрасли Алтайского края. В статье представлена авторская модель профессиональных региональных компетенций выпускников по направлениям подготовки туризм и сервис в Алтайском крае. Отличительными особенностями представленной модели от подобных разработок являются, то что она разработана на основе системного и комптентностного подходов, результатов анкетирования будущих работодателей туристской отрасли Алтайского края. Автором выделены четыре основных профессиональных региональных компетенции: компетенция активного туризма, компетенция экскурсионного туризма, региональная рекреационная компетенция, информационная компетенция в области региональных туристских ресурсов. Представленная модель профессиональных региональных компетенций, по мнению автора, позволит определить содержание компетенций, направленных на формирования умений и навыков работы с региональными туристскими ресурсами.

Ключевые слова: профессиональные региональные компетенции, сфера туризма и сервиса, сервис, модель, работодатели, профессиональная подготовка.

FORMATION OF KEY REGIONAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE SPECIALISTS IN TOURISM AND SERVICE OF ALTAI KRAI FROM EMPLOYERS POINT OF VIEW

© The Author(s) 2021

BITTER Natalia Viktorovna, Candidate of Pedagogical Science, Associated Professor, Deputy Director, the Institute of Humanities Polzunov Altai State Technical University (656038, Russia, Barnaul, pr. Lenina, 46, е-mail: valeolog@yandex.ru) Abstract. The social, political and epidemiological changes in the world have highlighted the need to develop new approaches to professional education. The requirements to tourism specialists professional competence level have also increased. Training of highly qualified staff for tourism and service sector in Altai Krai is impossible without formation of key regional professional competencies of future graduates. It is necessary to use innovative technologies in educational activity and interact with future employers in forming key professional competencies. Transition of universities to new educational standards and introduction of professional standards are aimed at direct integration of the process of regional professional competencies formation with the requirements of employers in the tourism industry of Altai Krai. The article presents the author's model of tourism and service graduates regional professional competencies in Altai Krai. The distinctive features of the presented model from similar developments are that it is developed on the basis of systematic and competence-based approaches and the results of the survey of tourism industry future employers in Altai Krai. The authors distinguish four main regional professional competences: active tourism competence, excursion tourism competence, regional recreational competence, information competence in the field of regional tourist resources. The presented model of personnel training, the model of regional professional competencies, according to the authors, will make it possible to determine the content of competencies aimed at forming skills and abilities to work with regional tourist resources.

Keywords: regional professional competences, tourism and service sphere, service, model, employers, professional training.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в мире в целом, и в России частности, при подготовке специалистов используется ком-петентностный подход. К сожалению применение данного подхода часто носит фрагментарный характер и до конца не отрефлексировано.

В современном постиндустриальном обществе востребованы профессии, не связанные с материальным производством, одним из которых являются туризм и сервис. В настоящее время большое количество учебных заведений среднего и высшего звена осуществляют подготовку специалистов для данной отрасли, но к сожалению ни все они востребованы на рынке туристских услуг, так как существует проблема нехватки грамотных специалистов. Решение поставленной задачи невозмож-

но без понимания того, какими ключевыми компетенциями должен обладать специалист с точки зрения работодателей, чтобы быть востребованным на туристском рынке.

Проблема формирования ключевых компетенций будущего специалиста занимался ряд ученых: Т.В. Бай, Е.В. Бондарь, Решетникова Г.В., Н.М. Кошкарова и др. [1-5].

Изменения в политической, социально-экономической, эпидемиологической ситуации в России в целом, и в Алтайском крае в частности, вызвало необходимость выработки новых подходов к профессиональному образованию, возросли требования и к уровню профессиональной компетентности специалистов туристского бизнеса

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

Это указывает на необходимость привлечения работодателей к организации учебного процесса в вузах с целью формирования ключевых профессиональных региональных компетенций будущих специалистов сферы туризма Алтайского края.

МЕТОДОЛОГИЯ

В России переход на компетентностно-ориентиро-ванное образование был нормативно закреплен в 2001 году в правительственной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и подтвержден в стратегическом документе Коллегии Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», в Федеральной целевой программе развития образования, в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, в Национальной доктрине образования на период до 2020 г., которые явились концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования [4;6;7].

Отметим, что компетентностный подход имеет педагогические предпосылки, как в практике, так и в теории. На необходимость применения данного подхода в подготовке кадров указывают и работодатели, так как наблюдается расхождение между качеством знаний, получаемых студентами в вузе и требованиями, предъявляемыми к специалисту на практике.

Проведя теоретический анализ подходов к компе-тентностной подготовке специалистов туристкой отрасли и существующей практики мы выявили следующие противоречия между:

- возрастанием потребностей туррынка Алтайского края в компетентных специалистах в области информационных технологий в туротрасли, продвижении тур-продукта и т.п. и недостаточным уровнем освоения ключевых профессиональных региональных компетенций будущими специалистами в процессе учебы и практики;

- необходимостью формирования ключевых профессиональных региональных компетенций у будущего специалиста сферы туризма и недостаточной теоретической разработанностью моделей организации образовательного процесса.

Выявленные противоречия позволяют обозначить проблему необходимости формирование ключевых профессиональных региональных компетенций будущих специалистов сферы туризма Алтайского края с учетом мнения будущих работодателей.

В Алтайском крае развитие туризма является одной из перспективных сфер развития предпринимательской туристской деятельности, так как регион обладает большими рекреационными, экскурсионными, культурными туристскими ресурсами. Современная эпидемиологическая, политическая обстановка способствует повышению привлекательности Алтайского края, как места туристского отдыха.

Алтайский край в настоящее время позиционируется, как высокоэффективный и конкурентоспособный туристский регион, в этой связи остро встает вопрос формирования эффективно действующей системы подготовки специалистов. Для этого необходимо изменить подход к подготовке специалистов для туристской отрасли: необходимо формировать у выпускников профессиональные и деловые качества, ключевые профессиональные региональные компетенции [8].

Решить проблему формирования профессиональных региональных компетенций невозможно без понимания, какими именно компетенциями должен обладать выпускник после окончания учебного заведения.

Е. С. Романова выделяет следующие доминирующие виды профессиональной деятельности менеджера по туризму:

- формирование туристского продукта: разработка туристского маршрута, выбор страны, определение го-

родов, гостиниц и т.д.;

- разработка экскурсионных маршрутов, определение объектов для осмотра и др.;

- изучение и анализ туристской индустрии;

- изучение и анализ деятельности конкурентов, предоставляющих туроператорский и турагентские услуги;

- продвижение и реализация туристического продукта [9-11].

В процессе реализации данных видов профессиональной деятельности будущие выпускники должны продемонстрировать свою компетентность, а, следовательно, обладать определенным набором профессиональных региональных компетенций.

Гипотеза исследование: формирование профессиональных региональных компетенций у выпускников направлений подготовки туризм и сервис будет эффективной если будет разработана и реализована модель профессиональных региональных компетенций выпускников данных направлений подготовки.

Цель данного исследования - на основе изучения, анализа, систематизации ключевых профессиональных региональных компетенций с точки зрения работодателей в сфере туризма Алтайского края разработать модель профессиональных региональных компетенций выпускников по направлениям подготовки туризм и сервис, обеспечивающую формирование данных ключевых компетенций.

Методологическую основу данной статьи составляет системный подход, к изучению процессов формирования ключевых профессиональных региональных компетенций будущих специалистов сферы туризма Алтайского края, концепция компетентностного подхода в образовании.

Использованы следующие методы исследования: ситуационный анализ и анкетирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью получения экспертного мнения работодателей туристских операторов и агентств, какими региональными профессиональными компетенциями в туристской индустрии должен обладать будущий выпускник направлений подготовки по туризма, был проведен анкетный опрос сотрудников (руководителей, ведущих специалистов, менеджеров) туристических фирм г. Барнаула. Всего в анкетировании приняли участие 88 представителя из 38 туристских фирм и предприятий сервиса.

В ходе анкетирования респондентам было предложено ответить на ряд вопросов.

На первый вопрос о знании понятия «профессиональная компетенция» 100% респондентов ответили, что знакомы с данным понятие. Смысл данного понятия работодатели в сфере туризма и сервиса видят, во владении выпускниками определенными знаниями, умениями, опытом деятельности в сфере туризма и сервиса, профессиональными навыками, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности. В целом полученные ответы указывают на то что потенциальные работодатели имеют четкое представление о профессиональных компетенциях.

Результаты ответов респондентов на второй вопрос позволили выявить какие именно профессиональные компетенции необходимо формировать у будущих специалистов сферы туризма и сервиса (рис.1).

Проведенный анализ показал, что наиболее высокий рейтинг востребованности в профессиональной деятельности получили следующие профессиональные компетенции: умение ориентироваться в информационных потоках с целью управления информацией в туризме; коммуникативная компетенция, с точки зрения выстраивания взаимоотношений с клиентами турфирм; организационная компетенция (умение организовывать работу коллектива, самоорганизация, владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы); способность к самообразованию

(получение новых профессиональных знаний, навыков); компетенция в области цифровых и информационных технологий в туризме (владение навыками работы с различными источниками информации: анализ, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, владение цифровыми технологиями в туризме.

1ММ

Умение Коммуникативная Организационная Способность к Компетенция в

ориентироваться в компетенция с компетенция в самообразованию, с^глагш цифровых и

информационно тсчкизрения сфере организации своей информационных

ютоке, сц-/ ью выстраивания профессиональной деятельности телнологий е

управления взаимоотношенийс деятельности туризме

информацией в клиентамитурфирм туризме

Рисунок 1 - Профессиональные компетенции будущих специалистов в сфере туризма и сервиса с точки зрения работодателей

Единичные ответы работодателей позволили выделить желательные профессиональные компетенции: социальные компетенции, владение элементами психологической грамотности, уметь подбирать средства и методы для развития материальной базы туристской фирмы.

Проведенный опрос показал, что современные работодатели в гораздо большей степени заинтересованы в формировании и реализации на практике общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые можно выработать на рабочем месте. Анализ результатов позволил из множества существующих профессиональных компетенций отобрать те, без развития которых невозможна успешная трудовая деятельность в сфере туризма. Проанализировав профессиональные компетенции, выделенные работодателями, мы выделили те, формирование которых вполне возможно осуществить в ходе обучения в вузе и прохождении практик в период учебы.

Далее был проведен анализ необходимости формирования профессиональных региональных компетенций будущих специалистов в сфере туризма и сервиса в процессе обучения, с точки зрения работодателей (рис.2).

I I I

Компетенция активного Компетенция Региональная Информационная

туризма экскурсионного туризма рекреационная компетенция в области компетенция региональных

туристских ресурсов

Рисунок 2 - Профессиональные региональные компетенции в сфере туризма и сервиса, формируемые у обучающихся в процессе учебы

Полученные результаты указывают на то, что у будущих специалистов в сфере туризма, по мнению работодателей, необходимо формировать ключевые профессиональные региональные компетенции, направленные на владения знаниями, навыками, навыками, опытом деятельности, развитие мотивации, способности выпускника действовать в будущей профессиональной туристской деятельности, с учетом региональных особенностей развития туристской отрасли в Алтайском крае. Владение выпускниками данными компетенция, по мнению работодателей, позволит более лучше знакомиться с туристкой спецификой Алтайского края.

В дальнейшем, на наш взгляд, обозначенные компетенции могу послужить опорными точками при организации процесса обучения (постановка цели и задач занятия, отбор содержания дисциплины, поиск методов и форм обучения), что должно привести к изменению подхода к самой образовательной деятельности, направленной на то, какие именно профессиональные региональные компетенции должны освоить студент за время обучения в вузе.

Ответы на четвертый вопрос нашего опроса позволили нам обозначить каким образом, возможно сформировать профессиональные региональные компетенции.

Респонденты выделили следующие формы и методы формирования профессиональных региональных компетенций будущих специалистов туристской отрасли в процессе учебы: прохождение практики -100%; проведение мастер классов - 100%; стажировки - 100%; встречи с ведущими специалистами - 45%.

Полученные ответы респондентов дают нам возможность сделать вывод о том, что при обучении студентов по направлениям подготовки туризм и сервис необходимо включать в учебные планы дисциплины направленные на изучения специфики регионального развития туризма в Алтайском края, функционирования туристских организаций в данных условиях и т.д. Также работодатели указывают на необходимость практической составляющей учебного плана, направленной впервые очередь на формирование ранее обозначенных региональных профессиональных компетенций.

Результаты опроса показали, что 100% респондентов, указывают на необходимость включения в учебные планы подготовки специалистов сферы туризма следующие дисциплины, освоение которых будет способствовать формированию профессиональных региональных компетенций у обучающихся: туристское краеведение; региональные гостинично-туристские и санаторные комплексы; региональное гостиничное и туристское хозяйство: региональный опыт санаторно-курортной и туристской сферы; событийный туризм; региональное экскурсоведение.

Итак, полученные результаты исследования, свидетельствуют о том, что по мнению потенциальных работодателей в сфере туризма выпускник по окончанию обучения должен обладать необходимыми региональными профессиональными компетенциями для работы на региональном туристском рынке Алтайского края.

Проанализировав учебные планы подготовки в сфере сервиса и туризма, мы пришли к выводу, что дисциплины, направленные на формирование региональных профессиональных компетенций, представлены в планах фрагментарно и в полной мере не способствуют подготовке будущего специалиста в области регионального туризма.

Полученные данные опроса потенциальных работодателей и анализ процесса подготовки кадров по направлениям туризм и сервис, позволяют сделать вывод, что нет четкой компетентностной модели подготовки выпускников данной сферы профессиональной деятельности, включающей в себя профессиональные региональные компетенции.

На основе системного и комптентностного подходом, учета анкетирования, в соответствии с ФГОС ВО по направлениям «Туризм», «Сервис», мы выделили четыре основных профессиональных региональных компетенции: компетенция активного туризма, компетенция экскурсионного туризма, региональная рекреационная компетенция, информационная компетенция в области региональных туристских ресурсов [12-18]. На основе предложенной модели мы определили содержание компетенций, которые направлены на формирования умений и навыков работы с региональными туристскими ресурсами, позволяют успешно справляться с решением региональных профессиональных задач в сфере туризма (таблица 1)._

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Таблица 1 - Модель профессиональных региональных компетенций выпускников по направлениям подготовки туризм и сервис в Алтайском крае

Профессиональные региональные компетенции б сфере туризма Отношение и характеристика профессиональной деятельности Методы и средства формирования компетенций Содержание профессиональных региональных компетенций

Компетенция активного г,ртзыа Обеспечивает подготовку будущего специалиста в сфере туризма и сервиса к организации и проведению активных туров в Алтайском крае; предполагает овладение навыками и умениями разработке и проведения активных маршрутов Ф ормируются в первую очередь при учеНИИ листттт.тин элективной части учебного плана, а также при прохождении практик и стажировок на туристских предприятиях. Способность, умение н готовность к разработке активных туров; соблюдение норм безопасности на маршруте; знание региональных особенностей при проведении активных туров; умение организов ывать специализированные активные маршруты, умение эффективно использовать туристские ресурсы территории Алтайского края в своей проф ессиональ ной деятельности

Компетенпия экскурсионного туризма Выпускники проф ессиональ но ориентированы на разработку, пров едение экскурсионных туров, предполагается овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию экскурсий, с учетов! специфики Алтайского края. О беспечив аются циклом дисциплин, формируемым участниками образовательных отношений, при организации практической деятельности во время проведения практических занятий и практик студентов Способность использовать при разработке экскурсионных и культурно-исторических туров базовых и профессиональных знаний в области истории Алтайского края, умение организовывать данные туры.

Региональная рекреационная компетенпия Характеризует подготовку выпускника к работе с рекреационными ресурсами Алтайского края при планировании и организации рекреационных туров Ф армируется в пикле днспшпин ■учебного плана, формируемом в образовательном учреждении, в пикле элективных дисциплин и производственных практик Умение осуществлять организацию туров. маршрутов с учетом рекреационных особенностей Алтайского края; готовность к разработке и предоставлению рекреационного регионального продукта с развития рекреационного потенциала Алтайского края; готовность к организации и обеспечению качества рекреационного туризма

Инф орм анионная компетенция в области региональных туристских ресурсов Обеспечивает привязку подготовки специалиста направлений туризм и сервис в области инф ормапионных ресурсов с пр: о е с си с наль к: й подготовкой в области регионального туризма Формируется в первую очередь циклом обязательных дисциплин (информатика, инф ормапионные технологии), а также при изучении специальных чтдтшптт (ф орм иру ем ых участниками образов этель ных отношений) Способность использовать новейшие информационные и коммуникационные технологии при проведении экскурсий и организации культурно-исторических. рекреационных и др. туров; готовность к разработке регионального туристского продукта с учетам современных информационных технологий

Выше сказанное позволяет сделать вывод, что формирование профессиональных региональных компетенций у будущих выпускников направлений подготовки туризм и сервис предполагает:

- ориентацию студента на приобретение им собственного профессионально-личностного опыта в региональном туризме;

- воплощение собственного профессионально-личностного опыта в регионально-значимый туристский продукт.

Итак, нами проанализирована система подготовки кадров для индустрии туризма и сервиса, выявлены ключевые профессиональные региональные компетенции в подготовке кадров туристской сферы с точки зрения работодателей.

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что специфика формирования профессиональных региональных компетенций должна определяться не только рамками образовательного процесса и профессиональных стандартов, но и текущим состоянием развития сферы туризма и сервиса в Алтайском крае и основываться на запросах работодателей. Исходя из состояния подготовки кадров туристской отрасли в Алтайском крае следует учитывать необходимость включения в учебные планы дисциплин, направленных на формирование данных компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности. Процесс подготовки туристских кадров должен корректироваться в соответствии с требованиями регионального туристского рынка, чтобы выпускник, завершив обучение, был готов к решению профессиональных задач, а необходимость дополнительного обучения молодых специалистов после приема на работу была сведена к минимуму.

Включение в учебный план дисциплин по изучению регионального туристского рынка, а также проведение практических занятий на предприятиях индустрии сервиса и туризма Алтайского края, позволит сформировать ключевые профессиональные региональные компетен-

ции с учетом региональных особенностей края. Также применение данного подхода будет способствовать развитию у студентов мобильности, коммуникабельности, умению продвигать региональный туристский продукт на федеральный и международный туристские рынки.

ВЫВОДЫ

Таким образом, предложенная нами модель подготовки специалистов сферы туризма и сервиса, учитывает особенности территориальной региональной туристской системы Алтайского края, а также запросы работодателей по формированию профессиональных региональных компетенций у будущих выпускников.

На специфику подготовки кадров в сфере туризма и сервиса оказывают значительное влияние следующие особенности развития региона: рекреационно-ресурс-ный потенциал; разнообразное культурно-историческое наследие; динамично развивающаяся туристская инфраструктура Алтайского края. Состояние развития самой сферы туризма и сервиса, а также запросы работодателей должны выступать ключевыми факторами, которые влияют на формирование требований к выпускникам данных направлений, в соответствии с которым изменяются организация процесса обучения и освоения профессиональных региональных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бай Т.В., Внедрение компетентностного подхода в профессиональное туристское образование/ Т.В. Бай, О.В. Котлярова//Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/articWn/vnedrenie-kompetentnostnogo-podhoda-v-professionalnoe-turistskoe-obrazovanie (дата обращения: 10.11.2020).

2. Бондарь Е. В. Формирование компетенций специалиста сферы туризма /Е.В. Бондарь, Е. Г. Теличева //Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-kompetentsiy-spetsialista-sfery-turizma (дата обращения: 20.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кокшарова Н. М. Ключевые компетенции будущего специалиста в области сервиса и туризма с точки зрения работодателей г. Читы / Н.М. Кокшарова // Наука и образование без границ: материалы III междунар. науч.-практ. конф. 16-27 дек.2007 г. - София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2007. С.79-85.

4. Кокшарова, Н. М. Формирование ключевых компетенций будущего специалиста сферы туризма в вузе в ходе изучения естественнонаучных дисциплин: специальность 13.00.08: диссертация на соискание ученой степени кандидата /Н.М. Кокшарова. — Чита, 2010 — 236 с.

5. Решетникова К.В., Компетентностная модель обучения магистров в сфере гостеприимства и туризма: опыт формирования научно-исследовательских и аналитических компетенций / К.В. Решетникова, М.Д. Предводителева // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3 (103). С. 95-103.

6. Мошкин В.Н. Роль повышения квалификации в профессиональном развитии специалистов в сфере туризма / В.Н. Мошкин, Н.В. Биттер, Н.Н. Шаховалов, Е.Г. Шаховалова // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. № 2 (4). С. 18-22.

7. Морозов В. Ю. Особенности подготовки кадров в сфере туризм и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы /В. Ю. Морозов, А. А. Поправкина // Сервис в России и за рубежом. 2015. №2(58). С.88-99.

8. Биттер Н.В. Учет региональных особенностей в формировании образовательных программ по туризму и гостеприимству в Алтайском крае. // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 39 (2). С. 197-205.

9. Романова, С. Е. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы / С. Е. Романова. — СПб. : Питер, 2006. — 464 с/

10. Федулин А. Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи /А. Федулин. — Режим доступа: http:// bujet.ru/article/55618.php (дата обращения: 21.11.2020)

11. Тимошенко Д.С. Инновационные подходы и технологии в туристской педагогике / Д.С. Тимошенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2020. № 1. С. 115-123.

12. Айтхожаева Е. Ж. Профессиональные стандарты и образовательные программы / Е. Ж. Айтхожаева // Современное образование: проблемы взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов: материалы междунар. науч.-метод. конф., Томск, 28-29 янв. 2016 г. - Томск : Изд-во ТУСУРа, 2016. С. 4-15.

13. Хабриева М.Н., Современные практико-ориентированные модели организации обучения в сфере управления туризмом и гостиничным бизнесом / М.Н. Хабриева, О.В. Торкунов, А.Р. Биряльцева, Ю.В Торкунова.// Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29268 (дата обращения: 02.12.2020).

14. Максанова Л. Б-Ж., Территориальная организация туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне: теоретиче-

ские и практические аспекты /Л.Б-Ж. Максанова, Э. Д. Санжеев, Д.Г. Будаева // Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). 2017. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/territorialnaya-organizatsiya-turistsko-rekreatsionnoy-deyatelnosti-na-regionalnom-urovne-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 26.11.2020).

15. Kuznetsov V.V. Staff training for tourism in the conditions of russian corporate éducation Universities for Tourism and Service Association Bulletin. 2017. Т. 11. № 2. С. 47-57.

16. Профессиональный стандарт «Работник по приему и размещению гостей»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) от 05.09.2017 №659н (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2017 № 48310) // http://fgosvo.ru/docs/69/0/2/33 (дата обращения: 10.11.2020)

17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело: приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 №515 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017№47221) (дата обращения: 10.11.2020)

18. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм: приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 №516 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 №47223) (дата обращения: 10.11.2020)

Статья поступила в редакцию 04.12.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.