Научная статья на тему 'РЕСУРСНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ СИСТЕМЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

РЕСУРСНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ СИСТЕМЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ТТРС) / ТУРИСТСКИЙ БРЕНД / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / TERRITORIAL TOURIST AND RECREATIONAL SYSTEMS (TTRS) / TOURIST BRAND / TOURIST BRANCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биттер Наталья Викторовна, Дунец Александр Николаевич, Беспалова Наталья Николаевна

В статье раскрыта необходимость формирования профессиональных компетенций у выпускников туристских направлений в Алтайском крае с учетом региональной специфики края. Предложена модель подготовки специалистов туристской индустрии, учитывающая особенности территориальной туристской системы Алтайского края и разработанная с учетом компетентностного подхода. Модель включает три основных направления туристской специализации: лечебно-оздоровительная, активно-оздоровительная и культурно-историческая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биттер Наталья Викторовна, Дунец Александр Николаевич, Беспалова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE BASIS FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF TERRITORIAL TOURISM SYSTEM OF ALTAI TERRITORY

The article reveals the need to develop professional competencies for graduates of tourist destinations in the Altai territory, taking into account the regional specifics of the region. A model of training specialists in the tourism industry is proposed that takes into account the features of the territorial tourist system of the Altai territory and is developed taking into account the competence approach. The model includes three main areas of tourist specialization: health-improving, active-improving and cultural-historical. The article reveals the need to develop professional competencies for graduates of tourist destinations in the Altai territory, taking into account the regional specifics of the region. A model of training specialists in the tourism industry is proposed that takes into account the features of the territorial tourist system of the Altai territory and is developed taking into account the competence approach. The model includes three main areas of tourist specialization: health-improving, active-improving and cultural-historical.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ СИСТЕМЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

Педагогика

УДК 378:379.8

кандидат педагогических наук, доцент Биттер Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул); доктор географически наук, доцент Дунец Александр Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Беспалова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Алтайский государственный институт культуры» (г. Барнаул)

РЕСУРСНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ СИСТЕМЫ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье раскрыта необходимость формирования профессиональных компетенций у выпускников туристских направлений в Алтайском крае с учетом региональной специфики края. Предложена модель подготовки специалистов туристской индустрии, учитывающая особенности территориальной туристской системы Алтайского края и разработанная с учетом компетентностного подхода. Модель включает три основных направления туристской специализации: лечебно-оздоровительная, активно-оздоровительная и культурно-историческая.

Ключевые слова: территориальные туристско-рекреационные системы (ТТРС), туристский бренд, туристская отрасль, образование для устойчивого развития.

Annotation. The article reveals the need to develop professional competencies for graduates of tourist destinations in the Altai territory, taking into account the regional specifics of the region. A model of training specialists in the tourism industry is proposed that takes into account the features of the territorial tourist system of the Altai territory and is developed taking into account the competence approach. The model includes three main areas of tourist specialization: health-improving, active-improving and cultural-historical. The article reveals the need to develop professional competencies for graduates of tourist destinations in the Altai territory, taking into account the regional specifics of the region. A model of training specialists in the tourism industry is proposed that takes into account the features of the territorial tourist system of the Altai territory and is developed taking into account the competence approach. The model includes three main areas of tourist specialization: health-improving, active-improving and cultural-historical.

Keywords: territorial tourist and recreational systems (TTRS), tourist brand, tourist branch.

Введение. Модернизация образования на современном этапе своего развития связана с переходом на многоуровневую систему подготовки квалифицированных кадров. Это обуславливает актуальность подготовки кадров для сферы туризма с учетом туристской специфики региона и формируемых профессиональных компетенций. Следует отметить, что Алтайский край в настоящее время является достаточно популярной туристской дестинацией. Вместе с соседней Республикой Алтай регион посещает около 4 млн. человек в год. Разнообразие туристских ресурсов и характерная инфраструктура туризма требуют особого подхода к подготовке профессиональных кадров для данной сферы. В связи с этим становится наиболее актуальным рассмотрение региональных вызовов при формировании компетенций в условиях модернизации территориальной туристской системы.

Туризм в значительной мере зависит от определенного сочетания на территории условий и факторов, наличия природно-рекреационных и историко-культурных ресурсов. Все это указывает на то, что туризм является сложным многоаспектным явлением. Он включает в себя множество различных элементов и их связей, которые объединяются в определенные структуры и создают системные образования.

Гипотеза исследования основана на необходимости соотношения соответствующей подготовки кадров для сферы туризма с востребованными адекватными региональными компетенциями исходя из региональных изменений территориальной туристско-рекреационной системы.

Изложение основного материала статьи. Исследование осуществлено на основе системного и компетентностного подходов как наиболее подходящих для анализа сложных систем, к которым в полной мере относится региональный туризм, нацеленного на выявление различных взаимосвязей системы и взаимозависимых компонентов.

Под территориальной туристско-рекреационной системой понимают социальную географическую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных комплексов; инженерных сооружений; обслуживающего персонала; органа управления; отдыхающих (туристов) [2].

На современном этапе развития интереса к ТТРС существует ряд работ, отражающих эффективность применения данной модели. Например, в своей работе Л.Ю. Мажар (2009), указывает на то, что ТТРС является одним из видов общественных геосистем [4].

А.Ю. Шайдаров отмечает, что с целью формирования конкурентоспособной туристской отрасли, необходимо создание региональных туристско-рекреационных систем как модели построения туристского пространства на территории региона [8].

По нашему мнению, туристский кластер также может быть представлен как система туризма и рекреации, и он развивает концепцию территориальной туристской системы. Кластер способствует повышению конкурентоспособности, усилению инновационной направленности, стимулирует региональное развитие. Важным конкурентным преимуществом кластера как территориальной туристской системы особого типа является большая потребность в кадрах высокой квалификации. Для того чтобы специалисты были востребованы, им необходимо обладать определенными компетенциями, которые обеспечивают инновационную деятельность в туризме и тем самым способствуют развитию территории.

На конкурентоспособность туристской системы достаточное влияние может оказать создание резерва квалифицированных кадров и соответствующих информационных структур в целях распространения информации о наличии необходимых трудовых ресурсов.

В настоящее время ряд ученых выделяют следующие проблемы, препятствующие эффективной подготовке профессиональных кадров для туристской сферы:

- недостаточная профессиональная квалификация профессорско-преподавательского состава, не в достаточной мере владеющего современными профессиональными технологиями и не имеющего профессионального практического опыта работы в туристской сфере;

- низкое формирование профессиональных компетенций для работы в сфере туризма в период обучения;

- преобладание академичности профильного высшего образования;

- слабое обеспечение образовательного процесса инновационными технологиями.

В целях необходимости совершенствования подготовки кадров для сферы туризма с учетом региональных изменений территориальной туристско-рекреационной системы важно определиться с понятием профессиональной компетенции. Так, например, Б.С. Гершунский категорию «профессиональная компетентность» рассматривает как уровень собственного профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самоусовершенствованию, творческому и ответственному отношению к работе [1].

Вместе с тем Лазаров П. отмечает, что формирование профессиональных компетенций происходит под воздействием практики обучения, профессиональной деятельности [3].

Подготовка специалиста в сфере туризма в процессе обучения, на наш взгляд, должна осуществляться с учетом региональных особенностей Алтайского края, выстроенной системы горизонтальной и вертикальной подсистем управления в данной сфере. В современных условиях наиболее эффективным является применение системного подхода при формировании модели профессиональных компетенций специалиста по туризму. Данная модель должна основываться на региональных особенностях развития туризма Алтайского края. При разработке модели необходимо учитывать роль региональных и рекреационных особенностей в развитии таких видов туризма, как лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, активного, культурно-исторического.

При этом необходимо учитывать специфику формирования региональных компетенций на различных уровнях подготовки специалистов в сфере туризма.

I уровень - является основным и направлен на получение базового образования, посредством изучения общеобразовательных и специальных дисциплин. На данном уровне происходит формирование основных профессиональных компетенций с учетом региональных особенностей развития туризма.

II уровень - на данном уровне происходит освоение и формирование специальных компетенций в рамках будущей профессиональной деятельности в сфере туризма. Учитываются научно-исследовательские, профессиональные интересы, приоритеты и склонности выпускника, направленные на формирование региональных компетенций сфере управления туризмом.

Развитие сферы туризма, реализация на территории Алтайского края крупных инвестиционных проектов в данной сфере, по экспертной оценке потребует дополнительного привлечения более 8 тыс. человек. Отметим, что в рамках Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года туризм признан в числе приоритетных направлений в экономике региона. Все это напрямую влияет на формирование образовательных программ «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело». Необходимы специалисты по экскурсионному делу, санаторно-курортной и гостиничной сфер. Наблюдается нехватка специалистов среднего звена, владеющих компетенциями в сфере туризма и гостеприимства, также обладающих необходимыми знаниями специфики туристской отрасли Алтайского края.

Территориальная туристская система в регионе должна быть обеспечена системно-организованным взаимодействием профессиональных учебных заведений разного уровня. В этой ситуации необходима координация образовательных учреждений, а не просто их конкуренция за абитуриента.

Мы считаем, что связующим звеном в формировании профессиональных региональных компетенций может стать «Центр по подготовке специалистов для индустрии туризма». Деятельность данного центра будет направлена на проведение мониторинга развития различных видов туризма, исследований по востребованности в определенных туристских кадрах. Также Центр будет осуществлять анализ качества подготовки специалистов для индустрии туризма и др.

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов сферы туризма и сервиса возможно посредством применения модели рекреационно-обусловленной специализации регионального компонента подготовки специалистов туристской индустрии, учитывающей территориальные и рекреационные особенности Алтайского края.

Предложенная модель разработана с учетом:

- компетентностного и системного подходов;

- практико-ориентированного обучения, основанного на мировых стандартах подготовки и региональных требованиях к специалистам в сфере туризма;

- предъявляемых квалификационных требований работодателей;

- использования в подготовке студентов индивидуальной образовательной траектории, направленной на обеспечение непрерывности образования;

- возможности постоянного повышения квалификации, получения «двойного диплома»;

- применения современных информационных и образовательных технологий в обучении.

Остановимся более подробно на формируемых профессиональных региональных компетенциях.

Лечебно-оздоровительные компетенции включают в себя:

- умение осуществлять организацию лечебных и оздоровительных туров, маршрутов с учетом рекреационных особенностей Алтайского края;

- готовность к разработке и предоставлению лечебно-оздоровительного продукта с учетом современных информационных технологий;

- готовность к организации и обеспечению качества лечебно-оздоровительного туризма.

Рассмотрим далее компетенции активно-оздоровительного туризма:

- умение и готовность к разработке активных туров;

- соблюдение норм безопасности на маршруте;

- знание региональных особенностей при проведении активных туров;

- умение организовывать специализированные активные маршруты, предоставлять различные туристские услуги, транспортного и экскурсионного обеспечения на данных маршрутах;

- умение эффективно использовать туристские ресурсы территории в своей профессиональной деятельности.

Компетенции культурно-исторического туризма предусматривают:

- способность использовать при разработке экскурсионных и культурно-исторических туров базовых и профессиональных знаний в области истории Алтайского края;

- готовность использовать новейшие информационные и коммуникационные технологии при проведении экскурсий и организации культурно-исторических туров.

Рисунок 1. Схема региональной основы модели подготовки кадров специалистов туристской

индустрии

Исходя из предложенной модели, можно выделить три основных направления туристской специализации: лечебно-оздоровительная, активно-оздоровительная и культурно-историческая. Следует отметить, что приобретение культурно-исторической компетенции является важной и в процессе освоения первых двух компетенций. Кроме того, именно ее освоение в большей степени необходимо в ходе осуществления туристско-экскурсионной деятельности на территориях региона, имеющих достаточно разнообразный историко-культурный потенциал.

Таким образом, нами проанализирована организация туризма в Алтайском крае как территориальная туристская система. В соответствии с ресурсной основой выявлены преобладающие профессиональные компетенции в региональной модели подготовки кадров туристской сферы. В связи с тем, что в последние годы наблюдается активная цифровизация в процессе оказания туруслуг и постоянно увеличивается скорость изменения, представленных на рынке турпродуктов, все это закладывается в основу региональной модели подготовки кадров для сферы туризма.

Следует отметить, что существует еще одна важная проблема, без рассмотрения которой не возможна подготовка профессиональных кадров в сфере туризма. Данная проблема связана с необходимостью учета требований не только образовательных, но и профессиональных стандартов. На сегодняшний день разработан и внедряется профессиональный стандарт для сферы туризма «Экскурсовод (гид)».

Важно отметить, что не всегда требования действующих образовательных стандартов согласуются с разработанными и утвержденными профессиональными стандартами, в том числе и в сфере туризма. Тем актуальнее становится вопрос, связанный с подготовкой профессиональных кадров для сферы туризма с учетом требований регионального туристического рынка.

Специфика формирования профессиональных компетенций должна определяться не только рамками образовательного и профессионального стандартов, но и текущим состоянием сферы туризма в регионе. Исходя из состояния туристической отрасли, следует определять наиболее востребованные в настоящее время компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности. Процесс подготовки обучающихся должен корректироваться в соответствии с требованиями рынка труда, чтобы выпускник, завершив обучение, был готов к решению профессиональных задач, а необходимость дополнительного обучения молодых специалистов после приема на работу была сведена к минимуму.

Отметим, что формирование профессиональных компетенций специалиста в сфере туризма в Алтайском крае на основе рекреационного и исторического подхода требует учета рекреационных особенностей и культурно-исторического развития Алтайского края.

Активное развитие инфраструктуры туризма в Алтайском крае предъявляет все более жесткие требования к подготовке кадров для данной сферы. Несмотря на то, что в настоящее время имеется достаточное количество образовательных учреждений, которые способны удовлетворить этот спрос, вопрос подготовки квалифицированных кадров остается актуальным. Специфика развития туризма в крае оказывает влияние на отсутствие спроса на специалистов широкого профиля. От выпускников вузов требуются знания в конкретных областях туризма и гостеприимства края. На наш взгляд, в настоящее время необходимо выстраивать образовательные программы с учетом регионально-ориентированных и культурно-исторических профессиональных компетенций, которые будут сформированы у специалистов и потребуются от них при дальнейшей работе. Так, например, профессиональные компетенции, способствующие развитию историко-культурного туризма, могут быть сформированы посредством изучения этнокультурного наследия Алтайского края. Следует отметить, что в крае проживает более 140 наций и народностей, каждая из которых имеет свою уникальную самобытную культуру. Культурное многообразие территории является богатейшим и практически неисчерпаемым ресурсом для развития различных видов туризма, поэтому обучающимся по направлению подготовки «Туризм» необходимо изучение цикла дисциплин, связанных с изучением культурно-бытовых и духовно-нравственных традиций народов, а также территорий с их компактным проживанием. Причем изучение данного цикла дисциплин возможно с использованием дополненной реальности как эффективного высокотехнологичного инструмента получения дополнительных сведений о культуре и быте народов, проживающих в Алтайском крае и улучшения восприятия информации обучающимися по культурному наследию региона.

При формировании образовательных программ до сих пор остро стоит вопрос формирования профессиональных компетенций с учетом потребностей будущих работодателей. Это указывает на то, что необходимо вводить в учебный план дисциплины, изучающие специфику туристской индустрии Алтайского края (туристское краеведение, региональные гостинично-туристские и санаторно-курортные комплексы, региональное гостиничное и туристское хозяйство и т.п.)., это позволит сформировать необходимые профессиональные компетенции с учетом региональных особенностей Алтайского края.

Регионально-ориентированная модель подготовки кадров в сфере туризма подразумевает не только знание культурных, политических, экономических, социальных и исторических особенностей региона, в котором осуществляется профессиональная деятельность, но и умение применить данные знания на практике.

Выводы. Таким образом, предложенная нами модель подготовки специалистов туристской индустрии, учитывает особенности территориальной туристской системы Алтайского края.

На специфику подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства оказывают значительное влияние следующие особенности развития региона: богатый природно-ресурсный потенциал Алтайского края; разнообразное культурно-историческое наследие Алтайского края; динамично развивающаяся туристская инфраструктура. Состояние развития самой сферы туризма должно являться ключевым фактором, определяющим изменение требований к выпускникам данного направления, в соответствии с которым изменяются организация процесса обучения и освоения профессиональных компетенций.

Литература:

1. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория; методология; практика: учебное пособие / Б.С. Гершунский. Москва: Флинта: Наука, 2003. - 764 с.

2. Дунец, А.Н. Туристско-рекреационные комплексы горного региона: монография / А.Н. Дунец АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. - 201 с.

3. Лазаров Пл. За професионалната компетентност на туристическите кадри, сп. Посоки. 2010. № 2

4. Мажар, Л.Ю. 2008. Территориальные туристско-рекреационные системы: монография / Л.Ю. Мажар Смоленский гуманитарный ун-т. Смоленск: Универсум, 2008. - 211 с.

5. Преображенский, В.С. Теоретические основы рекреационной географии Москва: Наука, 1975. - 223 с.

6. Некрасова, М.Л. Территориальные туристско-рекреационные системы: стратегический подход к формированию и развитию конкурентоспособной туристской отрасли в Российской Федерации. // Известия ДГПУ. Естественные и точные науки. № 4.: 2012. С. 95-101 URL: https://cyberleninka.m/artide/n/territorialnye-turistsko-rekreatsionnye (Дата обращения 12.10.2020)

7. Преображенский, В.С., Зорин, И.В., Веденина, Ю.А. Географические аспекты конструирования новых типов рекреационных систем // Изв. АН СССР. Сер.: «География». № 1. 1972. С. 36-51

8. Шайдаров, А.Ю. Экономический механизм формирования, функционирования и развития региональной туристско-рекреационной системы: на примере Северо-западного региона: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Балт. акад. туризма и предпринимательства. Санкт-Петербург, 2006. 21 с.

9. Шеремет, Е.Н. Развитие многоуровневой системы профессионального туристского образования с учетом региональных особенностей // Гуманитарные науки. №3 (39). 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mnogourovnevoy-sistemy-professionalnogo-turistskogo-obrazovaniya-s-uchetom-regionalnyh-osobennostey (дата обращения: 20.10.2020).

10. Delamare, Le., Deist, F. Que's que c'e competence 2005 Human Resource Development International. No. 1. PP. 27-46

11. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen. (Eds.), 1992.Instructional Design: Implementation Issues PP. 111-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.