Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
498
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / БОЛЬШАЯ БЕЛОКУРИХА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дунец Александр Николаевич, Семенова Зоя Анатольевна, Акимов Олег Сергеевич, Грудцын Николай Алексеевич, Чистобаев Анатолий Иванович

Целью исследования является выявление актуальных проблем в развитии кластера лечебно-оздоровительного туризма Алтайского края. Анализируются результаты проведенного в 2019 - 2020 гг. анкетирования клиентов санаторно-курортного комплекса Алтайского края. Особое внимание уделено объектам лечебно-оздоровительного туризма, входящим в состав Большой Белокурихи (город и три муниципальных района - Алтайский, Смоленский и Солонешенский). Представлена структура туристского кластера лечебно-оздоровительных услуг. Охарактеризованы составляющие туристский кластер элементы: природно-экологические, экономико-инфраструктурные и социально-культурные. При обработке и анализе 1700 ответов на разосланные по санаториям анкеты выявлены наиболее предпочтительные для туристов виды услуг в санаториях края: по целевым активностям - лечение минеральными ваннами, по сопутствующим активностям - массаж. Удовлетворенность качеством медицинских услуг среди опрошенных составила 97%, профессионализмом медицинского персонала - 96%, лечебными процедурами - 93%, развлекательными программами - 87,9%, детскими развлечениями - 67,9%. В числе основных проблем развития лечебно-оздоровительного туризма - недостаточное количество средств размещения для SPA и Wellness, туристов VIP-сегмента, туристических активностей оздоровительного характера, в том числе для детского отдыха. В стране сложился положительный образ санаторно-курортного кластера Большая Белокуриха, дальнейшее его развитие увязывается с необходимостью организации государственно-частного партнерства при создании и функционировании объектов лечебно-оздоровительного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дунец Александр Николаевич, Семенова Зоя Анатольевна, Акимов Олег Сергеевич, Грудцын Николай Алексеевич, Чистобаев Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF HEALTH TOURISM IN THE ALTAI TERRITORY ACCORDING TO A QUESTIONNAIRE SURVEY

The article analyzes the results of a survey conducted in 2019-2020 among the clients of the Altai Territory health resort complex. Special attention is paid to the objects of medical and health tourism that are part of Bolshaya Belokurikha (the town and three municipal districts - Altaisky, Smolensky and Soloneshensky). The paper presents the structure of the tourist cluster of medical and health-improving services, describes the natural-ecological, economic-infrastructural and socio-cultural elements of the tourist cluster. Analysis of 1,700 responses to the questionnaires sent to the sanatoriums revealed the most preferred types of services for tourists in the sanatoriums of the region (by target activities - treatment with mineral baths, by related activities - massage). According to the results of the survey, satisfaction with the quality of medical services was 97%, with professionalism of medical personnel - 96%, with medical procedures - 93%, with entertainment programs - 87,9%, and with children's entertainment - 67,9%. Among the main problems in the development of health-improving tourism is the insufficient number of accommodation facilities for SPA and Wellness, VIP-segment tourists, tourist activities of a health-improving nature, including those for children. A positive image of the Bolshaya Belokurikha health resort cluster has developed in the country. Further development of the complex is linked to the need to organize a public-private partnership in the creation and operation of health tourism facilities in the Altai Territory.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ»

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ

УДК 910.2.238.48

DOI: 10.17072/2079-7877-2021-2-151-162

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ

Александр Николаевич Дунец

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3804-6800 e-mail: dunets@mail.ru

ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", г. Барнаул, Россия

Зоя Анатольевна Семенова

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8477-2427

e-mail: semzoy@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург

Олег Сергеевич Акимов

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6760-9051

e-mail: akimovo@mail.ru

ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", г. Барнаул, Россия Николай Алексеевич Грудцын ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0961-0596 e-mail: poxes@yandex.ru

ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.

Бонч-Бруевича", г. Санкт-Петербург, Россия

Анатолий Иванович Чистобаев

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3341 -9214

e-mail: chistobaev40@mail.ru

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург, Россия ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, Россия

Целью исследования является выявление актуальных проблем в развитии кластера лечебно-оздоровительного туризма Алтайского края. Анализируются результаты проведенного в 2019 -2020 гг. анкетирования клиентов санаторно-курортного комплекса Алтайского края. Особое внимание уделено объектам лечебно-оздоровительного туризма, входящим в состав Большой Белокурихи (город и три муниципальных района - Алтайский, Смоленский и Солонешенский). Представлена структура туристского кластера лечебно-оздоровительных услуг. Охарактеризованы составляющие туристский кластер элементы: природно-экологические, экономико-инфраструктурные и социально-культурные. При обработке и анализе 1700 ответов на разосланные по санаториям анкеты выявлены наиболее предпочтительные для туристов виды услуг в санаториях края: по целевым активностям - лечение минеральными ваннами, по сопутствующим активностям -массаж. Удовлетворенность качеством медицинских услуг среди опрошенных составила 97%, профессионализмом медицинского персонала - 96%, лечебными процедурами - 93%, развлекательными программами - 87,9%, детскими развлечениями - 67,9%. В числе основных проблем развития лечебно-оздоровительного туризма - недостаточное количество средств размещения для SPA и Wellness, туристов VIP-сегмента, туристических активностей оздоровительного характера, в том числе для детского отдыха. В стране сложился положительный образ санаторно-курортного кластера «Большая Белокуриха», дальнейшее его развитие увязывается с необходимостью организации государственно-частного партнерства при создании и функционировании объектов лечебно-оздоровительного туризма.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, туристский кластер, туристический продукт, Большая Белокуриха, стратегическое пространственное планирование, государственно-частное партнерство.

© Дунец А.Н.. Семенова З.А., Акимов ОС., Грудцын H.A., Чистобаев А.И., 2021

© ©

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

ACTUAL PROBLEMS OF HEALTH TOURISM IN THE ALTAI TERRITORY ACCORDING TO A QUESTIONNAIRE SURVEY

Alexander N. Dunets

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3804-6800 e-mail: dunets@mail.ru

Altai State University, 656049, Barnaul, Russia Zoya A. Semenova

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8477-2427 e-mail: semzoy@yandex.ru

Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia Oleg S. Akimov

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6760-9051 e-mail: akimovo@mail.ru Altai State University, Barnaul, Russia Nikolai A. Grudtcyn

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0961-0596 e-mail: poxes@yandex.ru

The Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, St. Petersburg, Russia Anatoly I. Chistobaev

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3341-9214

e-mail: chistobaev40@mail.ru Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia North-West Institute of Management RANEPA, Russia

The article analyzes the results of a survey conducted in 2019-2020 among the clients of the Altai Territory health resort complex. Special attention is paid to the objects of medical and health tourism that are part of Bolshaya Belokurikha (the town and three municipal districts - Altaisky, Smolensky and Soloneshensky). The paper presents the structure of the tourist cluster of medical and health-improving services, describes the natural-ecological, economic-infrastructural and socio-cultural elements of the tourist cluster. Analysis of 1,700 responses to the questionnaires sent to the sanatoriums revealed the most preferred types of services for tourists in the sanatoriums of the region (by target activities - treatment with mineral baths, by related activities - massage). According to the results of the survey, satisfaction with the quality of medical services was 97%, with professionalism of medical personnel - 96%, with medical procedures - 93%, with entertainment programs - 87,9%, and with children's entertainment - 67,9%. Among the main problems in the development of health-improving tourism is the insufficient number of accommodation facilities for SPA and Wellness, VIP-segment tourists, tourist activities of a health-improving nature, including those for children. A positive image of the Bolshaya Belokurikha health resort cluster has developed in the country. Further development of the complex is linked to the need to organize a public-private partnership in the creation and operation of health tourism facilities in the Altai Territory.

Keywords: health resort complex, tourist cluster, tourist product, Bolshaya Belokurikha, strategic spatial planning, public-private partnership.

Введение

Лечебно-оздоровительный туризм (ЛОТ) приобретает все больший спрос в нашей стране и за рубежом. По поводу его терминирования существуют различные мнения. Не обращаясь к их анализу, укажем, что в рамках данной работы используется определение А.М. Ветитнева, А.В. Дзюбиной и А.А. Торгашевой. Итак, «лечебно-оздоровительный туризм - это часть туристской деятельности, предполагающая в качестве главного мотива поездки получение туристами за собственные или корпоративные средства комплекса лечебно-диагностических, реабилитационных, профилактических и рекреационных услуг, предоставляемых в местностях, отличных от места их постоянного проживания и располагающих необходимыми для этого природными, материальными и людскими ресурсами с целью предотвращения заболеваний или реабилитации/лечения различной патологии»[2, с. 54]. Целевая функция ЛОТ в региональном измерении состоит в получении экономического эффекта и подчинена закономерностям пространственного развития центров

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

и точек роста [22]; его внутренняя структура формируется под воздействием природно-ресурсных [15-17], экономических, инфраструктурных, этно-социальных [20], административно-управленческих факторов, а также туристского спроса, исторического развития и инициатив бизнеса [2, 18]. При геостратегировании и пространственном планировании ЛОТ встает задача выделения территориальной структуры элементов санаторно-курортных услуг, определяющих направления и параметры развития ЛОТ в регионе [5; 8].

В связи с пандемией COVID-19 регионы с центрами рекреации и туристскими событийными мероприятиями обладают благоприятными предпосылками для развития ЛОТ и приобретают особенно важное значение [7; 1]; к числу таковых относится Алтайский край Российской Федерации, особенно широко известная в стране одна из его дестинаций -«Большая Белокуриха» [13].

Цель исследования - выявление актуальных проблем в развитии кластера лечебно-оздоровительного туризма Алтайского края на основе анализа предпочтений туристов и степени их удовлетворенности от отдыха, лечения, оздоровления, развлекательных программ и познавательных экскурсий.

Достижение поставленной цели потребовало проведения анализа локализованных видов туристической деятельности, ассоциированных со здоровьем, анкетирования туристов на основе оригинальных методик [6], обобщения, систематизации и интерпретации полученных результатов.

Структура туристского кластера лечебно-оздоровительного типа

Разнообразные виды ЛОТ традиционно сложились в европейских странах [21]. Согласно принятой Европарламентом концепции развития туризма [14], в составе ЛОТ выделяются три подвида: медицинский, wellness и SPA (рис. 1).

Рис. 1. Структура лечебно-оздоровительного туризма Fig. 1. The structure of health tourism

Совокупность названных на представленном рисунке подвидов ЛОТ формирует структуру туристского кластера лечебно-оздоровительного типа (рис. 2). Ядром такого кластера является специализированный комплекс предприятий, связанных в своей деятельности с оказанием лечебно-оздоровительных и туристско-познавательных услуг, предоставлением питания и ряда дополнительных услуг непосредственно в санаторно-курортном комплексе, а также туристского транспорта. В центре ядра кластера находятся потребители туристского продукта, т.е. собственно туристы, которые могут проживать как непосредственно в зданиях санатория, так и за его пределами - в гостиницах, кемпингах. В ядро кластера включаются также туристские фирмы, оказывающие услуги по оформлению санаторно-курортных путевок, проездных билетов, размещению туристов и организации

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

экскурсий. Координацией функционирования кластера занимается управляющий совет (дирекция), в состав которого могут входить представители власти и бизнеса; следовательно, функциональные комплексы туристского кластера лечебно-оздоровительного типа являются прерогативой государственно-частного партнерства [3].

Рис. 2. Функциональные комплексы туристского кластера лечебно-оздоровительного типа Fig. 2. Functional complexes of the tourist cluster of health-improving type

«Большая Белокуриха» - ключевой объект исследования

Эта туристская дестинация Алтайского края располагается в пределах г. Белокуриха и трех муниципальных районов: Алтайского, Смоленского и Солонешенского (рис. 3). В последние 10-15 лет на ее территории возникли новые туристские объекты, улучшено состояние транспортной сети, реализуются новые инвестиционные проекты. Разработку стратегии развития дестинации следует, по нашему мнению, базировать на следующие три элемента туристского каркаса: природно-экологический, экономико-инфраструктурный и социально-культурный. Кратко охарактеризуем их.

Природно-экологический элемент - это непосредственно курортная зона, территории со статусом лечебно-оздоровительной местности, природный парк «Предгорье Алтая». Терренкуры ведут к скалам Сухой гривы, «Четыре брата», «Амбарчики», «Будда медицины», «Огородчики», к горе «Круглая». Аттрактивные скальные пейзажи открываются по дороге к Проходной гриве и вершине горы Синюха, в местечко Осиновка. Важнейшим компонентом дестинации являются сосновые и осиново-пихтовые леса, а также небольшие по площади дубовые рощи, каких нет в других сибирских регионах. Вдоль рек Песчаная, Поперечная, Белокуриха, Большая Сычевка и Сычевского пруда протянулись экологические коридоры, которые не подвергаются влиянию хозяйственной деятельности.

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын НА., Чистобаев А.И.

Рис. 3. Большая Белокуриха на территории Алтайского края Fig. 3. Bolshaya Belokurikha in the Altai Territory

Экономико-инфраструктурный каркас определяют город-курорт Белокуриха (население - 15 тыс. чел.) с его торгово-развлекательной инфраструктурой в долине одноименной реки, фактически в этом же ареале разместились главные корпуса санатория. У туристов популярны такие локальные объекты туристско-рекреационного комплекса, как «Сибирское подворье» в селе Новотырешкино (в нем есть ипподром), «Лесная сказка» в уединенном месте на реке Белокуриха, экодеревня «Белокуриха Village», горнолыжные комплексы «Благодать», «Церковка», «Даниловка», «Яковка», «Мишина гора».

Социально-культурные элементы туристского каркаса обеспечивают формирование дополнительных услуг в сфере ЛОТ: народных промыслов и ремесел, при которых проводятся мастер-классы по ковке металла и гончарным работам. Туристов привлекают и такие объекты, как здание старой курортной радонолечебницы, родник «Глазный ключ», колодец «Змеиный», музей истории города; среди прочих объектов назовем Белокурихинский вольфрамовый рудник, старые шахты и шурфы в горах.

Организация и методология исследования

На начальном этапе проведения исследования были разработаны анкеты для предварительного опроса туристов на ключевой территории дестинации ЛОТ - курорте Белокуриха. Главная задача опроса состояла в определении степени удовлетворенности клиентов санатория в предоставляемых услугах. С учетом подведения итогов этой работы (2019 г.) была составлена анкета для выявления возможностей развития ЛОТ в Алтайском крае с учетом потенциала этого вида деятельности в составе региональной экономики. Предполагалось провести очное анкетирование респондентов исполнителями двух грантов РФФИ («Пространственно-временные особенности и закономерности развития медицинского туризма на глобальном и региональном уровнях организации системы здравоохранения», проект № 19-05-00104, руководитель - Семенова З.А.; «Разработка теоретико-методологических основ системы территориального развития лечебно-оздоровительного туризма и механизма его управления в составе природно-общественной системы Алтайского края», проект 19-45-22009, руководитель - Дунец А.Н.) при непосредственном общении с респондентами. Однако обстоятельства, связанные с пандемией COVID-19, не позволили обеспечить личный контакт исследователей с анкетируемыми лицами и, как следствие, опрос проходил в двух формах: онлайн-анкет (https://clck.ru/TGsso) и распечатанных анкет, которые были направленны в лечебно-оздоровительные организации. Большая поддержка при организации анкетирования была оказана Администрацией Алтайского края - Управлением по развитию туризма и курортной деятельности.

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

Основу анкет составили вопросы относительно целевых видов деятельности при посещении дестинаций ЛОТ и дополнительных активностей. Предназначены такие анкеты для выявления возможностей развития ЛОТ на курорте «Белокуриха» с последующим учетом полученных результатов для определения наиболее перспективных видов лечения и оздоровления пациентов. По мнению авторов, данные результаты могут быть распространены и на другие аналогичные объекты. Особое значение имели ответы на вопросы о привлекательности лечебных процедур, приоритетных при выборе дестинаций ЛОТ, сезона и продолжительности отдыха.

Результаты анкетирования и их обсуждение

Со стороны отдыхающих в санаториях «Белокуриха», «Катунь», «Сибирь» было получено 1700 ответов на разосланные анкеты. При их обработке и анализе получены следующие результаты.

1. Цель пребывания на курортах: получение профильного лечения (32%), оздоровление и профилактика (24%), смена обстановки (14%), путешествие на Алтай (12%), активный отдых (10%), релакс (7%). Для наглядности приведенный результат анкетирования приведен на рис. 4. Как видим, прибытие на курорты более, чем на 2/3, связано с ЛОТ.

Рис. 4. Цель посещения курорта Белокуриха Fig. 4. The purpose of visiting the resort of Belokurikha

2. Осведомленность о наличии и функциях ЛОТ проявили 91,5% из числа опрошенных, что свидетельствует о высоком уровне информированности населения о данном виде туризма.

3. На удовлетворенность качеством медицинских услуг указали 97% опрошенных, профессионализмом медицинского персонала - 96%, лечебными процедурами - 93%. Заметно ниже оказались показатели удовлетворенности программами отдыха: развлекательными программами - 87,9%, активными мероприятиями - 85,8%, детскими развлечениями - 67,9%. Руководству санаторно-курортных комплексов следует обратить особое внимание на последний показатель, поскольку в нем заложен потенциал спроса на отдых среди родителей.

4. Респондентам было предложено расставить приоритеты целевых видов деятельности в ЛОТ по 5-балльной шкале: 1 балл - наименьшая привлекательность, 5 баллов - наибольшая привлекательность. Полученные результаты по целевым активностям ЛОТ представлены в табл. 1, а по сопутствующим активностям - в табл. 2. При ответах на вопрос об актуальности программ ЛОТ туристы предпочли указать на водные процедуры (рис. 5).

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

Таблица 1

Целевые активности в ЛОТ по приоритетности для туристов Target activities in the health tourism by priority for tourists

Номер диаграмм Целевые активности

1 Лечение минеральными ваннами

2 Климатотерапия

3 Физиотерапия

4 Лечение питьевыми минеральными водами

5 Грязелечение

6 Искусственные физические факторы (светотерапия, вибротерапия, спелеотерапия, озонотерапия, барокамеры и др.)

7 Нетрадиционные методы (ароматерапия, апитерапия (применение продуктов пчеловодства), гирудотерапия, траволечение (фитотерапия)

Таблица 2

Сопутствующие туристские активности по приоритетам Related tourism activities by priority

п/п Сопутствующая активность п/п Сопутствующая активность

1 Массаж 11 Творческие занятия

2 Комплекс саун 12 Детский отдых (аниматоры)

3 Терренкуры (пешеходные прогулки) 13 Обучение ремеслам

4 Крытый бассейн 14 Подвижные игры

5 Плавание в открытом водоеме 15 Сбор ягод, грибов

6 Экскурсии (исторические, ботанические, геологические и др.) 16 Конные прогулки

7 Катание на лыжах, коньках, санях, снегокатах 16 Танцы

8 Наличие специального питания 17 Посещение святых мест

9 Загорание, инсоляции 18 Шоппинг

10 Посещение музеев - -

Рис. 5. Предпочтения лечебных услуг среди туристов, % Fig. 5. Preferences of medical services among tourists, %

5. В анкете респондентам были предложены 10 факторов предпочтительности при выборе места ЛОТ; при ответах на поставленный вопрос получены результаты, показанные в табл. 3. Как видим, на первом месте оказались природные ресурсы Алтайского края, а

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

замкнули таблицу показатели экономического развития места отдыха. Это мнение респондентов надо учитывать при геостратегировании и пространственном планировании Алтайского края в местах популярного отдыха, не допускать их индустриализации.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные факторы при выборе места отдыха The main factors choosing a vacation spot

п/п Фактор

1 Природные ресурсы (минводы, климат, ландшафт и др.)

2 Квалификация медперсонала

3 Наличие и качество лечебного оборудования для проведения лабораторных и инструментальных исследований

4 Инфраструктура места проживания (размещение и питание)

5 Квалификация обслуживающего персонала

6 Возможность использования привозных лечебных факторов (лечебные грязи, минеральные воды и др.).

7 Наличие и качество информации о месте отдыха

8 Популярность места отдыха

9 Гостеприимность местного населения

10 Уровень экономического развития населенного пункта (места отдыха)

6. В туризме Алтая ярко выражена сезонность: 65% отдыхающих выбирают лето. Между тем в горной части Алтайского края имеются все необходимые предпосылки для организации зимнего отдыха: горные спуски, устойчивый снежный покров, продолжительность светового дня, высокая аттрактивность ландшафта. В связи с этим нужны инвестиции, создание яркого бренда и хорошей рекламы.

7. В советские годы профсоюзы выдавали путевки на отдых продолжительностью в 21 день. Как показали ответы респондентов, ныне ситуация другая: 50% опрошенных назвали период отдыха в пределах 7-10 дней, а период в 21 день указали только 11%. Данные показатели отражают повышение интенсивности жизни в условиях рынка.

8. Более 80% респондентов высказали готовность участия в специальных походах, для которых должны быть определены допустимые для пользователей услуг нагрузки (в соответствии с возрастом и уровнем здоровья). В этом отношении особенно важно определиться с протяженностью и перепадом высот на маршруте. На вопрос о размещении на ночь при двухдневном (и более) походе потенциальные участники его предпочитают разместиться в домах, обеспеченных достаточно высоким уровнем комфорта.

9. Респонденты, приславшие ответы на вопросы о финансовых возможностях, распределились таким образом: годовой доход в расчете на одного члена семьи до 300 тыс. руб. - 45,3%, от 301 до 600 тыс. руб. - 23,8%, от 601 до 800 тыс. руб. - 14,9%, от 801 до 1200 тыс. руб. - 4%, более 1200 руб. - 3%. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации уровней доходов, что указывает на необходимость создания разнообразных по качеству видов размещения и услуг, отвечающих различным финансовым возможностям потенциальных клиентов.

10. Среди респондентов выступили люди разных возрастных категорий - от 18 до 73 лет, самая массовая категория - от 35 до 50 лет.

Заключение

При обосновании специализации и структуры лечебно-оздоровительного туризма необходимо опираться на научно-методологический и методически аппарат, созданный в

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

общественно-географической науке вообще и в публикациях авторов, в частности. Одним из способов получения информации и ее обобщения является анкетный опрос, основанный на оригинальной методике, созданной авторами.

Анализ ответов респондентов, сопряженных с выборочными опросами менеджеров туристических агентств о потребительской привлекательности дестинаций ЛОТ в Алтайском крае, позволил выявить следующие проблемы:

1. Преобладают санатории, принимающие пациентов на длительный срок пребывания в пределах курса лечения. Что касается краткосрочных сроков размещений по SPA и Wellness, то их количество небольшое.

2. В санаторно-курортных комплексах недостаточно средств для размещения туристов VIP-сегмента с соответствующими классами обслуживания.

3. Потенциальные туристы молодых возрастов отмечают недостаток предложений оздоровительного характера с туристическими активностями.

4. Сформировавшийся образ санатория «как место лечения» не воспринимается людьми с удовлетворительным состоянием здоровья.

5. Состояние рекламы и бренда кластера ЛОТ не отражает потенциальные возможности развития данного вида деятельности в регионе.

Решение названных проблем позволит повысить конкурентоспособность кластера ЛОТ Алтайского края, что будет способствовать подъему уровня занятости и качества жизни местного населения, увеличению доли туризма в валовом региональном продукте.

Приведенные выводы во многом согласуются с результатами исследования других региональных санаторно-курортных кластеров России, выполняющих аналогичные функции [10; 11]. Туристский образ определяется совокупностью факторов [9]; применительно к Большой Белокурихе в представлении населения России во многом схож с подобными туристскими дестинациями [12].

Полученные результаты анкетирования - хорошая база для разработки стратегического пространственного планирования ЛОТ в Алтайском крае. Теоретико-методологические обоснования путей решения этой задачи будут даны на последующих этапах исследования по данной проблематике.

Благодарности. Исследования подготовлены при финансовой поддержке РФФИ по гранту №19-45-220009 «Разработка теоретико-методологических основ системы территориального развития лечебно-оздоровительного туризма и механизма его управления в составе природно-общественной системы Алтайского края».

Acknowledgments. The research was prepared with the fnancial support of the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 19-45-220009 'Development of theoretical and methodological foundations for the system of territorial development of health tourism and the mechanism of its management as part of the natural and social system of the Altai Territory'.

Библиографический список

1. Акимов О.С., Волкова А.К., Дунец А.Н. Особенности дестинаций лечебно-оздоровительного туризма в Алтайском Крае // Российский экономический интернет-журнал. 2020. № 2. С. 2.

2. Акимов О.С., Дунец А.Н. Факторы развития лечебно-оздоровительного туризма в Большой Белокурихе // География и природопользование Сибири. 2019. № 26. С. 3-15.

3. Белов В.И., Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Елсуков М.Ю., Исаев А.П., Косов Ю.В., Куклина Е.А., Румянцева С.Т., Ходачек В.М., Семенова З.А., Хрущев С.А., Чистобаев А.И., Шамахов В.А., Шматко А.Д. Управление социально-экономическим развитием и туристско-рекреационной деятельностью на федеральном, региональном и местном уровнях: типологический подход. СПб., 2016. 178 с.

4. Ветитнев А.М., Дзюбина А.В., Торгашева А.А. Лечебно-оздоровительный туризм: вопросы терминологии и типологии // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2(20) С. 50-56.

5. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О стратегических приоритетах развития лечебно-оздоровительного туризма в России // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2018. № 3(5). С. 106-115.

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

6. Ефименко Н.В., Глухов А.Н. Лечебно-оздоровительный туризм в России и за рубежом с позиций курортной науки // Курортная медицина. 2012. № 3. С. 51-56.

7. Зырянов А.И. Развитие туристско-рекреационной сферы с учетом эпидемиологических рисков // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2020. № 4(8). С. 34-42.

8. Зырянов А.И., Балабан М.О., Зырянов Г.А. География коронавируса и вопросы туризма // География и туризм. 2020. № 2. С. 5-17.

9. Кайзер Ф.Ю., Брель О.А. Научные подходы к формированию туристского образа территории // Общественно-географическая структура и динамика современного евразийского пространства: вызовы и возможности для России и её регионов: мат. межд. науч. конф. в рамках XI ежегод. науч. ассамблеи АРГО 1420 сентября, 2020 г. Владивосток / под ред. П.Я. Бакланова, А.В. Мошкова. Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2020. С. 648-653.

10. Новоселова Н.Н., Батчаева С.Х., Батчаева А.Х. Развитие лечебно-оздоровительной и туристско-рекреационной кластерной политики в регионе кавказских минеральных вод // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1(79). С. 276-278.

11. Соболева С.Ю., Соболев А.В. Кластерный подход к формированию зон лечебно-оздоровительного туризма // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2018. № 1(57). С. 7-10.

12. Ткачева Т.А. Туристский образ Северного Кавказа в представлениях населения России // Наука. Инновации. Технологии. 2018. № 4. С. 77-90.

13. Харебова К.А. Методы повышения качества обслуживания с помощью анкетирования // Актуальные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в мире и в России: сб. ст. межвуз. межд. науч. -практ. конф. М.: Изд-во Рос. эконом. ун-та имени Г.В. Плеханова, 2016. С. 82.

14. Чистобаев А.И., Грудцын Н.А. Государственно-частное партнерство при создании крупных инфраструктурных объектов // Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры: кол. моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. С. 239-250.

15. Almasan R. E., Ionescu E. V., Iliescua M. G., et al. Techirghiol lake in the context of the integrated development of health tourism // Journal of environmental protection and ecology. 2019. Vol. 20. № 1. P. 206-213.

16. Borovic Stasa, Markovic Izidora. Utilization and tourism valorisation of geothermal waters in Croatia // Renewable & sustainable energy reviews. 2015. Vol. 44. pp. 52-63.

17. Chen Kaung-Hwa, Liu Hsiou-Hsiang, Chang Feng-Hsiang. Essential customer service factors and the segmentation of older visitors within wellness tourism based on hot springs hotels // International journal of hospitality management. 2013. Vol. 35. Р. 122-132.

18. Dryglas Diana, Salamaga Marcin. Applying destination attribute segmentation to health tourists: A case study of Polish spa resorts // Journal of travel & tourism marketing. 2017. V. 34. Iss. 4. P. 503-514.

19. Dunets, A.N., Akimov, O.S., Zhogova, I.G. (2019), "Spatial planning for health tourism development in belokurikha resort", Journal of Environmental Management and Tourism, vol. 10, no. 6(38), P. 1331-1337.

20. Huang Liyuan, Xu Honggang. A Cultural Perspective of Health and Wellness Tourism in China // Journal of China tourism research. 2014. V. 10. Iss. 4. Р. 493-510.

21. Research for TRAN Committee - Health tourism in the EU: a general investigation Policy Department for Structural and Cohesion Policies, European Union. 2017. 145 p.

22. Semenova Z.A., Chistobaev A.I., Grydtcyn N.A. Management of the public-private partnership in health tourism // Espacios. 2020. Vol. 41 (Issue 15). P. 14-21.

References

1. Akimov, O.S., Volkova, A.K., Dunets, A.N. (2020), "Features of health tourism destinations in the Altai Territory", Russian Economic Internet Journal, no 2.

2. Akimov, O.S., Dunets, A.N. (2019), "Factors of development of health tourism in Bolshaya Belokurikha", Geography and nature management of Siberia, no 26, pp. 3-15.

3. Belov, V.I., Desyatnichenko, D.Yu., Desyatnichenko, O.Yu., Elsukov, M.Yu., Isaev, A.P., Kosov, Yu.V., Kuklina, E.A., Rumyantseva, S.T., Khodachek, V.M., Semenova, Z.A., Khrushchev, S.A., Chistobaev, A.I., Shamakhov, V.A., Shmatko, A.D. (2016), "Management of socio-economic development and tourist and recreational activities at the federal, regional and local levels: a typological approach", St. Petersburg, Russia.

4. Vetitnev, A.M., Dzyubina, A.V., Torgasheva, A.A. (2012), "Health tourism: issues of terminology and typology", Bulletin of SGUTiKD, no. 2(20), pp. 50-56.

5. Desyatnichenko, D.Yu., Desyatnichenko, O.Yu. (2018), "On strategic priorities for the development of health tourism in Russia", Economy and management of the national economy, St. Petersburg, no. 3(5), pp. 106-115.

6. Efimenko, N.V., Glukhov, A.N. (2012), "Health-improving tourism in Russia and abroad from the standpoint of resort science", Resort medicine, no. 3, pp. 51-56.

7. Zyryanov, A.I. (2020), "Development of the tourist and recreational sphere taking into account epidemiological risks", Professorskiy zhurnal. Series: Recreation and Tourism, no. 4(8), pp. 34-42.

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

8. Zyryanov, A.I., Balaban, M.O., Zyryanov, G.A. (2020), "Geography of coronavirus and tourism issues", Geography and tourism, no. 2, pp. 5-17.

9. Kaiser, F.Yu., Brel, O.A. (2020), "Scientific approaches to the formation of the tourist image of the territory", Socio-geographical structure and dynamics of the modern Eurasian space: challenges and opportunities for Russia and its regions: materials of the international. scientific. conf. Within the XI year. Sci. ARGO Assemblies September 14-20, 2020 Vladivostok, TIG FEB RAS, pp. 648-653.

10. Novoselova, N.N., Batchaeva, S.Kh., Batchaeva, A.Kh. (2017), "Development of health-improving and tourist-recreational cluster policy in the region of the Caucasian mineral waters", Economics and Entrepreneurship, no. 2-1(79), pp. 276-278.

11. Soboleva, S.Yu., Sobolev, A.V. (2018), Cluster approach to the formation of health tourism zones // Volgograd Journal of Medical Scientific Research, no. 1(57), pp. 7-10.

12. Tkacheva, T.A. (2018), "The tourist image of the North Caucasus in the views of the population of Russia", Science. Innovation. Technologies, no. 4, pp. 77-90.

13. Kharebova, K.A. (2016), "Methods for improving the quality of service using questionnaires", In the collection: current problems and prospects for the development of tourism and hospitality in the world and in Russia. collection of articles of the interuniversity international scientific and practical conference. Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Russian Economic University named after G.V. Plekhanov.

14. Chistobaev, A.I., Grudtsyn, N.A. (2017), Public-private partnership in the creation of large infrastructure facilities, Regional economy: challenges, priorities, strategic guidelines [count. monograph], ed. Ya.P. Silina; [resp. per issue: N.Yu. Vlasova, E.B. Dvoryadkina], Ministry of Education and Science Ros. Federation, Ural. state econom. un-t. Yekaterinburg: Ural Publishing House. state econom. University, pp. 239-250.

15. Almasan, R. E., Ionescu, E. V., Iliescua, M. G., et al.( 2019), Techirghiol lake in the context of the integrated development of health tourism, Journal of environmental protection and ecology, vol. 20, iss. 1, pp. 206-213.

16. Borovic, S., Markovic, I. (2015), Utilization and tourism valorisation of geothermal waters in Croatia, Renewable & sustainable energy reviews, vol. 44, pp. 52-63.

17. Chen, Kaung-Hwa, Liu, Hsiou-Hsiang, Chang, Feng-Hsiang (2013), Essential customer service factors and the segmentation of older visitors within wellness tourism based on hot springs hotels, International journal of hospitality management, vol. 35, pp. 122-132.

18. Dryglas, D., Salamaga, M. (2017), Applying destination attribute segmentation to health tourists: A case study of Polish spa resorts, Journal of travel & tourism marketing , vol. 34, iss. 4, pp. 503-514.

19. Dunets, A.N., Akimov, O.S., Zhogova, I.G. (2019), "Spatial planning for health tourism development in belokurikha resort", Journal of Environmental Management and Tourism, vol. 10, no. 6(38), pp. 1331-1337.

20. Huang, L., Xu, Honggang (2014), A Cultural Perspective of Health and Wellness Tourism in China, Journal of China tourism research, vol. 10, iss. 4, pp. 493-510.

21. Research for TRAN Committee - Health tourism in the EU: a general investigation Policy Department for Structural and Cohesion Policies, European Union (2017).

22. Semenova, Z.A., Chistobaev, A.I., Grydtcyn, N.A. (2020), "Management of the public -private partnership in health tourism", Espacios, vol. 41, issue 15, pp. 14-21.

Поступила в редакцию: 20.12.2020

Сведения об авторах

About the authors

Александр Николаевич Дунец Alexander N. Dunets

д.г.н., доцент, директор института географии, ФГБОУ Doctor of Geographical Sciences, Director of the Institute

ВО "Алтайский государственный университет"; of Geography, Altai State University,

656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 656049, Barnaul, Lenin Ave., 61

e-mail: dunets@mail.ru

Зоя Анатольевна Семенова Zoya A. Semenova

к.э.н., доцент кафедры страноведения и Associate Professor, Associate Professor of the

международного туризма Института наук о Земле. Department of Regional Studies and International

Санкт-Петербургский государственный университет; 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Олег Сергеевич Акимов

аспирант кафедры экономической картографии, ФГБОУ ВО государственный университет"; 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61

Tourism, Institute of Geosciences. Institute of Earth Sciences. Saint Petersburg State University; 199034, St. Petersburg, Universitetskaya emb., 7-9 e-mail: semzoy@yandex.ru

Oleg S. Akimov

географии и Post-graduate student of the Department of Economic "Алтайский Geography and Cartography, Altai State University, 656049, Barnaul, Lenin Ave., 61

e-mail: akimovo@mail.ru

Рекреационная география и туризм Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И.

Николай Алексеевич Грудцын

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.г.н., доцент кафедры ИКС, с.н.с., руководитель информационно-аналитической группы УИ СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича;

191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки. д.61, литера А

Анатолий Иванович Чистобаев

д.г.н., профессор кафедры региональной политики и политической географии Института наук о Земле. Санкт-Петербургский государственный университет; 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9;

профессор кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС; 199178, г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43

e-mail: chistobaev40@mail.ru

Nikolai A. Grudtcyn

Candidate of Geography, Associate Professor of the IKS Department, Senior Researcher, Head of the Information and Analytical Group of the The Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications 191186, St. Petersburg, Moika river embankment, 61, letter A. e-mail: poxes@yandex.ru

Anatoly I. Chistobaev

Doctor of Geographical Sciences, professor, professor at the Department of Regional Politics and Political Geography, Institute of Earth Sciences. Saint Petersburg State University.

199034, St. Petersburg, Universitetskaya emb., 7-9; Professor of the Department of Economics, North-West Institute of Management RANEPA, 199178, St. Petersburg, Sredny prospect V.O., 57/43

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Дунец А.Н., Семенова З.А., Акимов О.С., Грудцын Н.А., Чистобаев А.И. Актуальные проблемы лечебно-оздоровительного туризма в Алтайском крае по результатам анкетирования респондентов // Географический вестник = Geographical bulletin. 2021. № 2(57). С. 151-162. doi: 10.17072/2079-7877-2021-2-151-162. Please cite this article in English as:

Dunets, A.N., Semenova, Z.A., Akimov, O.S., Grudtcyn, N.A., Chistobaev, A.I. (2021). Health tourism in the Altai Territory based on the results of a survey of respondents. Geographical bulletin. No. 2(57). Pp. 151-162. doi: 10.17072/2079-7877-2021-2-151-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.