Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ МУЗЕЕ И В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ МУЗЕЕ И В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экологическое просвещение / дополнительное образование / музейная педагогика / environmental enlightenment / non-formal education / museum pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Людмила Владимировна, Таранец Ирина Павловна, Романова Екатерина Сергеевна, Пикуленко Марина Маиловна, Мазаева Александра Алексеевна

В статье проанализированы подходы к разработке и проведению экскурсий для учащейся молодёжи начала ХХ века и приведены рекомендации, которые уже сто лет назад высказывались для экскурсоводов и преподавателей. Именно тогда выделялись два основных подхода: ориентация на слушателей (экскурсантов) и детальное знание экскурсоводом объекта показа. В настоящее время подготовка экскурсий как в естественнонаучный музей, так и в ботанический сад практически одинакова и включает одни и те же этапы: от выбора темы до разработки детального плана. Но проведение экскурсий в ботаническом саду отличается от музея, т. к. имеет сезонный характер и зависит от периода цветения растений. Однако все экскурсии в музее и в ботаническом саду выполняют одни и те же функции: информационную, культурно-воспитательную, просветительскую и досуговую, хотя по степени воздействия на чувства человека, бесспорно, экскурсия в ботанический сад значительно отличается от экскурсии в музей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Людмила Владимировна, Таранец Ирина Павловна, Романова Екатерина Сергеевна, Пикуленко Марина Маиловна, Мазаева Александра Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PREPARATION AND CONDUCT OF EXCURSIONS IN A NATURAL SCIENCE MUSEUM AND BOTANICAL GARDE

The article analyzes approaches to the development and conduct of excursions for students of the early twentieth century and provides recommendations already expressed a hundred years ago for guides and teachers. It was then that two main approaches were distinguished, namely: orientation to listeners (excursionists) and the guide’s detailed knowledge of the museum’s objects. Currently, the preparation of excursions to both the Natural science museum and the botanical garden is almost the same and includes the same stages: from choosing a topic to developing a detailed plan. But botanical garden excursions differ from museum ones, as they have a seasonal nature and depends on the flowering period of the plants. However, all excursions (in a museum or in a botanical garden) perform the same functions, namely: informational, cultural, educational and leisure, although in terms of the degree of impact on human feelings, undoubtedly, botanical garden excursions differ significantly from museum excursions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ МУЗЕЕ И В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147 EDN ZAQREV

DOI 10.29003/m3775.0514-7468.2024_46_1/73-80

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ МУЗЕЕ И В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ

Л.В. Попова, И.П. Таранец, Е.С. Романова, М.М. Пикуленко, А.А. Мазаева*

В статье проанализированы подходы к разработке и проведению экскурсий для учащейся молодёжи начала ХХ века и приведены рекомендации, которые уже сто лет назад высказывались для экскурсоводов и преподавателей. Именно тогда выделялись два основных подхода: ориентация на слушателей (экскурсантов) и детальное знание экскурсоводом объекта показа. В настоящее время подготовка экскурсий как в естественнонаучный музей, так и в ботанический сад практически одинакова и включает одни и те же этапы: от выбора темы до разработки детального плана. Но проведение экскурсий в ботаническом саду отличается от музея, т. к. имеет сезонный характер и зависит от периода цветения растений. Однако все экскурсии в музее и в ботаническом саду выполняют одни и те же функции: информационную, культурно-воспитательную, просветительскую и досуговую, хотя по степени воздействия на чувства человека, бесспорно, экскурсия в ботанический сад значительно отличается от экскурсии в музей.

Ключевые слова: экологическое просвещение, дополнительное образование, музейная педагогика.

Ссылка для цитирования: Попова Л.В., Таранец И.П., Романова Е.С., Пикуленко М.М., Мазаева А.А. Особенности подготовки и проведения экскурсий в естественнонаучном музее и в ботаническом саду // Жизнь Земли. Т. 46, № 1. С. 73-80. DOI: 10.29003/т3775.0514-7468.2024_46_1/73-80.

Поступила 17.01.2024 / Принята к публикации 21.02.2024

* Попова Людмила Владимировна - д.п.н., в.н.с., Музей землеведения МГУ, popova@mes.msu.ru; Таранец Ирина Павловна - к.б.н., с.н.с., Музей землеведения МГУ, iris1_@mail.ru; Романова Екатерина Сергеевна - к.б.н., н.с., НОЦ - Ботанический сад Петра I биологического факультета МГУ, esromanova77@mail. т; Пикуленко Марина Маиловна - к.б.н., в.н.с., Музей землеведения МГУ, pikulenkomarina@mail.ru; Мазаева Александра Алексеевна - вед. специалист, НОЦ - Ботанический сад Петра I биологического факультета МГУ, mazaeva.alex@yandex.ru.

Жизнь Земли 46(1) 2024 73-80 73

PECULIARITIES OF THE PREPARATION AND CONDUCT OF EXCURSIONS IN A NATURAL SCIENCE MUSEUM AND BOTANICAL GARDE

L.V. Popova1, I.P. Taranets1, E.S. Romanova2, M.M. Pikulenko1, A.A. Mazaeva2

1 Lomonosov Moscow State University 2 Ботанический сад МГУ

The article analyzes approaches to the development and conduct of excursions for students of the early twentieth century and provides recommendations already expressed a hundred years ago for guides and teachers. It was then that two main approaches were distinguished, namely: orientation to listeners (excursionists) and the guide's detailed knowledge of the museum's objects. Currently, the preparation of excursions to both the Natural science museum and the botanical garden is almost the same and includes the same stages: from choosing a topic to developing a detailed plan. But botanical garden excursions differ from museum ones, as they have a seasonal nature and depends on the flowering period of the plants. However, all excursions (in a museum or in a botanical garden) perform the same functions, namely: informational, cultural, educational and leisure, although in terms of the degree of impact on human feelings, undoubtedly, botanical garden excursions differ significantly from museum excursions.

Keywords: environmental enlightenment, non-formal education, museum pedagogy.

For citation: Popova, L.V., Taranets, I.P., Romanova, E.S., Pikulenko, M.M., Mazaeva, A.A., "Peculiarities of the preparation and conduct of excursions in a natural science museum and botanical garden", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 46, no 1, 73-80 (2023) (in Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.29003/m3775.0514-7468.2024_46_1/73-80.

Введение. История возникновения и развития экскурсионной деятельности в нашей стране насчитывает уже более двухсот лет и тесно переплетается с отечественной культурой и становлением музейного дела. Большинство авторов считает [5, 6, 12], что экскурсионное дело в России берёт начало со школьных экскурсий, которые в первое время носили случайный, единичный характер, но постепенно им стали отводить значимую роль в учебном процессе.

В начале ХХ века экскурсионное движение стало охватывать всю страну, чему способствовали циркуляры Министерства народного просвещения. Так, в 1900 г. были рекомендованы «образовательные прогулки и путешествия» [5], а в 1902 г. на железных дорогах Российской империи был введён специальный тариф № 6900 на проезд учащихся, которые отправлялись в образовательные экскурсии. При проезде учащихся на расстояние до 50 км проезд был бесплатным, а на более дальние расстояния школьным группам предоставлялась значительная скидка в вагонах 3-го класса. Музеи в это время становятся неотъемлемой частью путешествий-экскурсий, а экскурсии становятся важной формой просветительской деятельности музеев. Путешествия учащихся приобрели такую популярность, что пришлось ввести меры, ограничивающие посещение различных городов и достопримечательностей в дни торжеств или школьных каникул.

Экскурсионный метод преподавания был впервые рассмотрен в начале ХХ века профессором Д.Н. Кайгородовым, т. к. в 1901 г. ему было поручено Правительством разработать новые программы по естествознанию [13]. Но поскольку его программы требовали иных подходов и серьёзной научно-педагогической подготовки (одна из программ предполагала 12 экскурсий в год на класс по одному только природоведению), то они были заменены на менее оригинальные.

Почему же экскурсии стали такими популярными в учебном процессе? Как сделать экскурсию эффективной для обучения? Как подготовить и наиболее удачно провести экскурсию? Имеются ли отличия в проведении экскурсий в музее и на природе? Эти вопросы волновали наших коллег ещё сто лет назад. Поэтому целью данной работы явился теоретический анализ литературных источников и обобщение собственного педагогического опыта для составления рекомендаций по планированию и проведению экскурсий для учащихся (школьников и студентов).

Результаты и обсуждение. Понятие «экскурсия» произошло от латинского «ехсигао» и в русском языке появилось в середине XIX века, принеся с собой несколько значений. Изначально слово «экскурсия» понималось как «выбегание», или же «военный набег», а уже позже, к концу века стало означать «вылазку, поездку». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу существительных на «ия» (экскурс + ия). Таким образом, мы получаем слово «экскурсия» в значении «путешествие группой» или «посещение мест» [6]. Какое же определение понятия «экскурсия» наиболее применимо для использования в современной педагогике? В настоящее время под экскурсией педагоги понимают «форму организации обучения, предполагающую наблюдения и изучение различных предметов и явлений в реальных условиях» [16]. Однако у слова «экскурсия» за сто пятьдесят лет его употребления в России были и другие определения.

Рассмотрим в хронологическом порядке, как менялось, конкретизировалось и уточнялось определение понятия «экскурсия». Одно из самых ранних толкований слова «экскурсия» можно найти в Толковом словаре Владимира Ивановича Даля, данное в 1882 г.: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» [4]. В начале ХХ века историк и краевед Николай Павлович Анциферов писал, что «экскурсия есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определённой темы на конкретном материале, доступном созерцанию» [2]. Малая советская энциклопедия в 1931 г. раскрывает понятие «экскурсия» больше в сторону исследовательской работы: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и прочее, преимущественно с научной или образовательной целью» [8]. Вскоре понятие уточняется в Большой советской энциклопедии. Там говорится, что экскурсия - это «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения... » [3].

В 1940 году, как и Толковый словарь В.И. Даля, Толковый словарь Д.Н. Ушакова даёт нам свой взгляд на понятие, поясняя, что «экскурсия - это коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью» [15]. Через тридцать лет, в 1960 г., Малая советская энциклопедия уточняет определение: «Экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью» [9]. В начале XXI века Российская музейная энциклопедия (2005) конкретизирует понятие «экскурсия» уже непосредственно в музее и приводит следующее определение: «Экскурсия музейная - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту» [14]. Для музейного педагога именно это определение можно считать наиболее полным и отражающим основную суть процесса.

Выше представлена лишь малая часть определений «экскурсии», в наше время их больше пятидесяти. Каждый автор привносит своё уточнение в значение данного тер-

мина, при этом оставляя основу понятия неизменной. Исходя из приведённых выше определений, мы можем сказать, что экскурсия - это наглядная форма обучения, в основе которой находятся заранее подобранные объекты и методы изучения.

Стоит обратить внимание на тот факт, что изначально экскурсия рассматривалась как метод познания и изучения природы, и лишь затем как метод знакомства с музейной экспозицией. Однако высказанные почти сто лет назад Борисом Евгеньевичем Райковым «Десять заповедей экскурсионного дела» [12] применимы для использования в настоящее время экскурсоводами как для показа природных, так и музейных объектов (табл. 1).

Таблица 1. Десять заповедей экскурсионного дела по Б.Е. Райкову [8] Table 1. Ten precepts of excursion trade according to B.E. Raykov [8]

№ Заповедь для преподавателя (экскурсовода) Примечание

1. Помни, экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий Делается акцент на знакомство с природными объектами

2. Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план Рекомендация актуальна как для природной местности, так и для музея

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами Актуально для всех экскурсоводов

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать Актуально для всех экскурсоводов

5. Избегай длинных объяснений Актуально для всех экскурсоводов

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать Сделан акцент на использование активных методов обучения

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями Указывает на правила коммуникативной этики

8. Умей правильно показывать объекты Актуально для всех экскурсоводов

9. Не утомляй излишне, перестанут слушать Актуально для всех экскурсоводов

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой Рекомендация наиболее важна для преподавателя, но экскурсоводу следует это тоже учитывать и в конце экскурсии напомнить основные её моменты

Итак, изначально экскурсия использовалась в учебном процессе только как знакомство с природными объектами или объектами окружающей среды. Из разработанных Б.Е. Райковым [12] заповедей для экскурсовода чётко прослеживаются два подхода - это ориентация на слушателя и детальное знание экскурсоводом объекта показа, что в настоящее время рекомендуется использовать при разработке и проведении любой экскурсии. Также стал единым план подготовки экскурсии вне зависимости от показа музейных или природных объектов (рис. 1).

Но между показом природных и музейных объектов имеются различия. В первую очередь надо отметить влияние сезонности (времени года) на показ природных объектов, что для музейных экспонатов значения не имеет. Рассмотрим особенности на примере Ботанического сада МГУ. Коллекция Ботанического сада МГУ на Ленинских горах размещена в открытом грунте, экскурсии проводятся во время вегетации растений с апреля по октябрь [7]. Коллекции весьма обширны и насчитывают около 7 тысяч 76

Выбор темы экскурсии

Определение целевой аудитории {для кого экскурсия)

Уставновление цели экскурсии

Определение плана экскурсии - последовательность знакомства с экспонатами (выбор основных экспонатов - перечисление объектов), с учетом поставленной цели и временных возможностей (минуты)

Выбор экспонатов для интерактивного занятия, а также выбор средств обучения

при необходимости (мультимедиа и др.)

Подбор основной информации по экспозиции

Нахождение дополнительной информации

Составление вопросов для слушателей - общего характера и частные по объектам

Рис. 1. Схематический план разработки экскурсии. Fig. 1. Schematic plan of the development of an excursion.

таксонов, но на экскурсиях посетителям, естественно, интересны растения, цветущие в данный момент. Их показ составляет основу экскурсии, которая дополняется видами, интересные особенности которых можно наблюдать в любой сезон (например, бархат амурский, черёмуха Маака, хвойные и вечнозелёные породы), а также растениями, представляющими особый интерес - реликты, ядовитые растения, и охранный статус - редкие, «краснокнижные» виды.

Во-вторых, обширность коллекции и постоянно сменяющиеся аспекты экспозиции обеспечивают большое разнообразие экскурсионной программы. В настоящее время в Ботаническом саду около 30 тем экскурсий двух основных направленностей: обзорные и тематические. Каждая из них имеет определённую специфику. На обзорной экскурсии посетители знакомятся с основными отделами Ботанического сада -альпинарием (искусственно созданной ландшафтной зоной с коллекцией горных растений) и дендрарием (коллекцией деревьев, кустарников и лиан). Растения в коллекциях расположены согласно географическому принципу. С апреля (времени появления первоцветов) до конца вегетационного сезона в октябре содержание экскурсий постоянно меняется в связи с разным набором цветущих видов. Таким образом, впечатления, которые остаются у посетителей после посещения коллекции, также зависят от сезонности. В ботанический сад можно приходить неоднократно и каждый раз увидеть что-то новое.

Тематические экскурсии имеют разное содержание и могут быть посвящены как одному роду растений (коллекция сиреней, пионов, ирисов), так и группе особо значимых растений (например, лекарственных), и проводятся в период их максимальной декоративности [1].

Специалистами-орнитологами также проводятся экскурсии по разнообразию птиц, живущих на территории Ботанического сада. Как отмечает П.И. Боровицкий в приложении к пособию для учителей, подготовленном И.И. Полянским [11], зоологические экскурсии находятся в менее благоприятных условиях, чем ботанические, поскольку объекты подвижные, находки их часто случайны и зависят от самых разных причин. Зато на экскурсии по птицам посетители имеют реальный шанс впервые обнаружить и сфотографировать редкие виды, которые интересны как для любителей природы, так и для представителей профессионального орнитологического сообщества.

Методические правила для организации и проведения экскурсий в ботанических садах подробно изложены в работе [10]; из них особенно хочется отметить следующие положения, которые являются базовыми и для проведения экскурсий в Ботаническом саду МГУ:

1. Во время экскурсии экскурсовод приглашает экскурсантов задействовать все органы чувств при демонстрации растений, обращая внимание на особенности растения, при возможности предлагая потрогать растение (листья чистеца византийского, крылатые стебли бересклетов, кору бархата амурского), почувствовать его запах (цветущие коллекции сирени, пионов, роз, листья ароматических растений).

2. В рассказе о растениях присутствует как описательная научная информация, так и просветительская, включающая рассказы о применении растений в жизни человека, а также мифы, легенды и т. п.

3. При построении маршрута экскурсовод стремится обеспечить динамичное передвижение экскурсионной группы, для того чтобы успеть осмотреть все интересные на данный момент растения с учётом заложенного времени экскурсии. Экскурсоводы Ботанического сада МГУ вправе сами выбирать маршрут экскурсии в рамках заявленной темы и отдавать предпочтение тем или иным растениям. Но во время цветения интересных групп (например, сакур, магнолий и других редких экзотических видов) маршрут экскурсии обязательно проходит через места их произрастания в коллекции, даже если этот участок не входит в основной маршрут.

Итак, при проведении экскурсий в ботанических садах следует отметить такие особенности, как ориентация тематических экскурсий на период цветения растений и построение маршрута экскурсий в соответствии с этим. Но в естественнонаучном музее все тематические экскурсии идут круглогодично, а их проведение связано только с интересом посетителей. Однако необходимо заметить, что экскурсовод в музее для удержания внимания посетителей должен использовать большее количество методических приёмов, чем на экскурсии в ботаническом саду, в т. ч. и для того, чтобы сделать музейную экскурсию более динамичной.

Несмотря на различия в показе объектов живой природы (ботанический сад) и музейных экспонатов естественнонаучного музея, проводимые на данных территориях экскурсии выполняют одинаковые функции. Это:

• информационная функция (в зависимости от темы экскурсия содержит определённую информацию о достижениях в той или иной области знаний, и информация при этом строго выверена);

• культурно-воспитательная функция (экскурсия прививает эстетические чувства и способствует формированию художественных взглядов);

• просветительская функция (расширяет кругозор посетителей музея и ботанического сада, инициирует появление интереса к какой-либо области знания);

• досуговая функция (организация культурного досуга и отдыха).

Таким образом, можно констатировать, что функции у экскурсий одинаковы вне зависимости от показа объекта, но та или иная функция может быть усилена в зависимости от места проведения экскурсии и профессионализма экскурсовода. Например, знакомство с коллекцией цветущей сирени в ботаническом саду значительно больше повлияет на эстетические чувства посетителей, чем рассмотрение гербария в естественнонаучном музее. Хотя использование различных методических приёмов взаимодействия с посетителями в музее (например, подборка иллюстративного материала) может логично дополнять экскурсии, усиливать эффект наглядности и одновременно мотивировать к посещению ботанического сада в летний период.

Заключение. Подготовка экскурсий в естественнонаучном музее и в ботаническом саду имеет много общего, но их проведение может различаться отдельными используемыми приёмами, т. к. в одном случае происходит знакомство посетителей уже с музеефицированными экспозициями, которые дают представление об объектах в целом, но не могут передать запах и нежность живого объекта. В то время как экскурсии в ботаническом саду оказывают влияние практически на все органы чувств человека (цвет, запах, тактильные чувства и др.), но имеют выраженную сезонность.

Следовательно, можно заключить, что экскурсии на природных территориях и в естественнонаучном музее дополняют друг друга, позволяют более широко познакомиться с разнообразием живой и неживой природы и понять взаимосвязь природных процессов.

В качестве основных рекомендаций по планированию и проведению экскурсий следует указать рассмотренный нами в статье обобщённый план подготовки экскурсии, а также отдельные аспекты приведённых заповедей работы экскурсоводов.

Работа выполнена при финансовой поддержке государственного задания АААА-А16-116042710030-7 «Музееведение и образование музейными средствами в области наук о Земле и жизни», а также Программы развития МГУ, проект № 23-Ш02-17 «Разработка основ создания, функционирования и развития комплексного научно-просветительского университетского молодёжного музея на примере МГУ имени М.В. Ломоносова».

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева П.Г., Бердыева А.М., Лаврова Т.В., Раппопорт А.В., Романова Е.С., Захарова Е.А., Филатова И.О., Каплун Е.В., Казарова С.Ю., Афонина А.В. Экскурсии, занятия и праздники в Ботаническом саду МГУ на Воробьевых горах. М.: Ботанический сад МГУ, 2023. 34 с.

2. Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. Петроград: Начатки знаний, 1923. 39 с.

3. Большая советская энциклопедия: в 65 т. / Под ред. О.Ю. Шмидта, М.Н. Покровского, Н.Л. Мещерякова, В.Я. Брюсова. Т. 63. М.: Советская энциклопедия, 1933. 316 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М.: М.О. Вольфа, 1880-1884. 693 с.

5. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М.: Просвещение, 1985. 256 с.

6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.

7. Лаврова Т.В. Времена года в Ботаническом саду Московского университета. М.: Перо, 2016. 92 с.

8. Малая советская энциклопедия: в 10 т. / Под ред. Н.Л. Мещерякова. Т. 10. М.: АО Советская энциклопедия, 1931. 195 с.

9. Малая советская энциклопедия: в 10 т. / Под ред. Б.А. Введенского. Т. 10. М.: Большая советская энциклопедия, 1960. 770 с.

10. Мусинова Л.П., Калугин Ю.Г., Митина Е.Г. Экскурсия как форма организации просветительской деятельности Ботанического сада Петра Великого БИН РАН // СНВ. 2020. № 1 (30). C. 259-267.

11. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. Л.-М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1950. 291 с.

12. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. М.-Л.: ГИЗ, 1930. 114 с.

13. Сизинцева Л.И. Музеи и отечественные традиции экскурсионизма в первой трети ХХ в. // Вопросы музеологии. 2012. № 2 (6), 2012. С. 60-71.

14. Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, РИПОЛ классик, 2005. 848 с.

15. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Б.М. Волина, Д.Н. Ушакова. Т. 4. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1940. 404 с.

16. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус: учебное пособие / Сост. И.А. Тютькова. М.: В. Секачев, 2016. 130 с.

REFERENCES

1. Andreyeva, P.G., Berdyeva, A.M., Lavrova, T.V., Rappoport, A.V., Romanova, E.S., Zakharova, E.A., Filatova, I.O., Kaplun, E.V., Kazarova, S.Yu., Afonina, A.V., Excursions, classes and celebrations in the Botanical Garden of Moscow State University on Vorobyovy Gory (Moscow: Botanical Garden of Moscow State University, 2023) (in Russian).

2. Antsiferov, N.P., On the methods and types of historical and cultural excursions (Petrograd: Nachatki znaniy, 1923) (in Russian).

3. Great Soviet Encyclopedia 63. Ed. by O.Yu. Schmidt, M.N. Pokrovsky, N.L. Meshcheryakov, V.Ya. Bryusov, 1st ed. (Moscow: Soviet Encyclopedia, 1933) (in Russian).

4. Dahl, V.I., Explanatory dictionary of the living Great Russian language 4 (Moscow: M.O. Wolf, 1880-1884) (in Russian).

5. Dyakova, R.A., Yemelyanov, B.V., Pasechny, P.S., Fundamentals of excursion management (Moscow: Prosveschenie, 1985) (in Russian).

6. Yemelyanov, B.V., Guided tours (Moscow: Sovetskiy Sport, 2007) (in Russian).

7. Lavrova, T.V., Seasons in the Botanical Garden of Moscow University (Moscow: Pero, 2016) (in Russian).

8. Small Soviet Encyclopedia 10. Ed. by N.L. Meshcheryakova (Moscow: JSC Sovetskaya Encyclopedia, 1931) (in Russian).

9. Small Soviet Encyclopedia 10. Ed. by B.A. Vvedensky (Moscow: Great Soviet Encyclopedia, 1960) (in Russian).

10. Musinova, L.P., Kalugin, Yu.G., Mitina, E.G., "Excursion as a form of organizing educational activities of the Peter the Great Botanical Garden BIN RAS", SNV 1 (30), 259-267 (2020) (in Russian).

11. Polyansky, 1.1., Botanical excursions (Leningrad-Moscow: Publishing house of the Ministry of Education of the RSFSR, 1950) (in Russian).

12. Raykov, B.E., Methods and techniques of excursions (Moscow-Leningrad: GIZ, 1930) (in Russian).

13. Sizintseva, L.I., "Museums and domestic traditions of excursionism in the first third of the twentieth century", Questions of museology 2 (6), 60-71 (2012) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Russian Museum Encyclopedia (Moscow: Progress, 2005) (in Russian).

15. Explanatory dictionary of the Russian language 4. Ed. by B.M. Volin, D.N. Ushakov (Moscow: State publishing house of foreign and national dictionaries, 1940) (in Russian).

16. Tyutkova, I.A. (comp.), Pedagogical thesaurus: textbook (Moscow: V. Sekachev, 2016) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.