МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 712.25 (58 006)
DOI 10.29003/m830.0514-7468.2018_41_4/449-456
ОПЫТ БОТАНИЧЕСКОГО САДА МГУ В ПОДДЕРЖКЕ ЭКОЛОГО-БОТАНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ
Т.В. Лаврова1
Кратко изложена история Ботанического сада МГУ, дан обзор и состав коллекций, на базе которых проводятся экскурсии. Выделено пять основных направлений экскурсионной работы: поддержка профессионального обучения в МГУ и других вузах, обеспечение дополнительного экологического образования для школьников и дошкольников, экскурсии для МГУ, работа с населением (экскурсии по расписанию, блок социальных экскурсий). Более подробно рассмотрена работа со студентами: представлена тематика и число экскурсий в 2014-18 гг. для студентов различных факультетов и кафедр МГУ, а также для других вузов и колледжей Москвы и России. Предложены основные направления развития эколого-образовательной работы со студентами: активное использование уникальных коллекций Ботанического сада МГУ, проведение занятий для более широкого круга факультетов и кафедр, расширение и адаптация тематики экскурсий согласно учебным программам, включение в экскурсии новых маршрутов.
Ключевые слова: коллекции Ботанического сада, направления экскурсионной работы, образовательные экскурсии, студенты МГУ, другие вузы.
Ссылка для цитирования: Лаврова Т.В. Опыт Ботанического сада МГУ в поддержке эколого-ботанического образования в вузах // Жизнь Земли. Т. 41. №4. С. 449-456. DOI 10.29003/m830.0514-7468.2018_41_4/449-456
Поступила 27.08.2019/Принята к публикации 06.11.2019
EXPERIENCE OF THE MSU BOTANICAL GARDEN IN SUPPORTING OF THE ENVIRONMENTAL AND BOTANICAL EDUCATION AT UNIVERSITIES
T.V. Lavrova, PhD
Lomonosov Moscow State University (Botanical garden of the Biological faculty)
The article briefly presents the history of the Botanical garden of MSU, review and composition of collections on the basis of which classes and excursions are held. All the
1 Лаврова Татьяна Владимировна - к.б.н., с.н.с. Ботанического сада Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; [email protected].
Жизнь Земли 41(4) 2019 449-456 449
collections of the Botanical garden (new territory on Leninskie Gory) are located in the open air; there are no greenhouses. For the educational process, the most important role is played by those areas where the wild flora of different regions is represented - the rock garden, the arboretum, the site of plant taxonomy (now under reconstruction) and the site of useful plants with a collection of medicinal herbs. The key feature of the Botanical garden of MSU is the location of plants in the rock garden and arboretum on a geographical basis, which is very convenient for the study of botanical geography, floral diversity of different regions, their vegetation and ecology. Highlighted 5 main areas of tour operation: support professional education at MSU and other universities, to provide additional environmental education for schoolchildren and preschoolers, excursions for MSU, working with the public - tours according to the schedule, block of social excursions. The work with students is considered in more detail. Table 1 presents the topics and number of excursions (academic hours) per year for students of MSU, conducted by employees of the MSU Botanical garden in 2014-2018. Table 2 shows similar data for other universities and colleges in Moscow and Russia, for the same period of time. The basic directions of development of ecological and educational work with students of MSU, other universities are: the active use of the unique collections of the Botanical garden, conducting classes for a wider range of faculties and departments of MSU and universities of Moscow and Russia, the expansion and adaptation of the excursions themes in accordance with the curriculum, inclusion in tour classes in new areas and routes.
Keywords: collections of the Botanical garden, directions of tour operation, educational tours, students of MSU and other universities.
Краткая история Ботанического сада и обзор коллекций. Ботанический сад МГУ, с момента учреждения Петром I Аптекарского огорода в 1706 г., всегда выполнял функцию обучения - поначалу студентов-медиков Медицинской академии, при которой он и был основан для выращивания лекарственных растений, затем, войдя в состав Московского университета в 1806 г., - студентов университета. На протяжении его истории директор Ботанического сада, как правило, возглавлял одновременно и кафедру ботаники, так что связь Сада с ботаническими кафедрами всегда была очень тесной. При руководстве профессора И.Н. Горожанкина в Ботаническом саду на Большой Мещанской в 1883 г. было построено здание лаборатории [2], где долгое время проводились студенческие занятия, вплоть до переезда Биологического факультета в новое здание на Воробьевых горах в 1953 г.; рядом с факультетом разместилась новая, основная территория Сада.
Согласно традициям университетских садов, экологическое образование студентов и школьников, а также просвещение и воспитание населения, и сейчас являются важнейшими задачами, наряду с пополнением, содержанием, хранением коллекций и научной работой. Богатые коллекции ботанических садов предоставляют широкие возможности для поддержки, развития и углубления ботанических и экологических знаний для всех групп населения. Экскурсии для разных аудиторий строятся, исходя из наличия и состава коллекционных фондов. Все участки основной территории Сада расположены под открытым небом; экспозиционных оранжерей на Воробьевых горах нет [1, 4]. Для учебного процесса важнейшую роль играют те участки, на которых представлена дикорастущая флора различных областей - альпинарий, дендрарий, участок систематики растений (сейчас находится на реконструкции) и участок полезных растений с коллекцией лекарственных трав. Особенностью Ботанического сада МГУ является расположение растений в альпинарии и дендрарии по географическому принципу, в отличие от аналогичных коллекций других ботанических садов. Такой
тип построения коллекций очень удобен для изучения ботанической географии, флористического многообразия отдельных регионов, их растительности и экологии. Для учащихся это возможность познакомиться с характерными представителями флоры разных природных зон, различными типами растительности, пополнить свои знания не только по ботанике, но и по географии [5]. Коллекции сортов сирени обыкновенной, сирени Престон, травянистых и древовидных пионов, ирисов, флоксов, роз, лилейников, клематисов, рододендронов демонстрируются не только в обзорной экскурсии, но и являются базовыми для занятий со студентами, специализирующимися по ландшафтному дизайну. Для них разработаны тематические экскурсии, которые проводятся кураторами участков, досконально владеющими историей культуры, садовой классификацией, сортиментом, тонкостями агротехники и приёмами ландшафтного дизайна. Помимо изучения культурных растений, будущие дизайнеры знакомятся с декоративными дикорастущими деревьями и кустарниками в дендрарии и травянистыми растениями в альпинарии [3].
Направления экскурсионной деятельности Ботанического сада.
I. Поддержка профессионального обучения, включающая:
1. Занятия и экскурсии по программе обучения студентов МГУ для шести факультетов: биологического, географического, почвоведения, фундаментальной медицины, иностранных языков и регионоведения (ФИЯР), политологического (табл. 1).
Таблица 1. Занятия для студентов МГУ в Ботаническом саду, проведённые сотрудниками Сада в 2014-2018 гг.
Table 1. Number of excursions (academic hours) for students of MSU, conducted by employees of the MSU Botanical garden in 2014-2018 years.
Факультет Кафедра /специальность Тема экскурсии Акад. часов
2014 2015 2016 2017 2018
1 2 3 4 5 6 7 8
Биологический Высших растений Многообразие растительного мира 6 4 4 2 2
Биологический Микробиологии, 3 курс, практика Многообразие растительного мира 2 2
Биологический Микробиологии, 3 курс, практика Многообразие растений + история, принципы и основы систематики высших растений 2
Биологический Микробиологии, 3 курс, практика История, принципы и основы систематики высших растений 2
Биологический Микробиологии, 3 курс, практика Горные растения различных регионов 2
Географический Многообразие растительного мира 2 2 2
Фундаментальной медицины Многообразие растительного мира + лекарственные растения 2
ФИЯР Перевода и межкультурной коммуникации Ботанические сады -история, принципы построения, цели и задачи 2 4
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8
ФИЯР Перевода и межкультурной коммуникации Многообразие растительного мира 6 8
ФИЯР Перевода и межкультурной коммуникации Коллекция сортовых яблонь 2
ФИЯР Перевода и межкультурной коммуникации Осень в жизни растений 2
ФИЯР Перевода и межкультурной коммуникации Раннецветущие растения 2
Политологии 1 курс, вводное занятие Ботанические сады -история, принципы построения, цели и задачи 2
Политологии 1 курс, вводное занятие Многообразие растительного мира 2
2. Занятия и экскурсии по программе обучения студентов других профильных вузов естественнонаучного направления, среди них: Тимирязевская сельскохозяйственная академия РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева (кафедры ботаники, ландшафтного дизайна, экологии), Российский университет Дружбы народов (РУДН) (специальности агрономия, экология, ветеринария), Архитектурный институт (МАРХИ) (ландшафтный дизайн), медицинские и фармацевтические вузы и колледжи Москвы, Люберец, Брянска, Тулы, Рязани, школы и курсы ландшафтного дизайна (табл. 2).
Таблица 2. Занятия для студентов вузов и колледжей Москвы и России в Ботаническом саду, проведённые сотрудниками Сада в 2014-2018 гг.
Table 2. Number of excursions (academic hours) for students of Moscow colleges, institutes and universities conducted by employees of the MSU Botanical garden in 2014-2018 years.
Тема ВУЗ Факультет / Специальность Тип занятия Акад. часов
2014 2015 2016 2017 2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Многообразие растительного мира РУДН Экология практика 12 4 4 4
Многообразие растительного мира РУДН Агрономия практика 20 4 4 2
Многообразие растительного мира + лекарственные растения РУДН Ветеринария практика 4 2 2
Разнообразие дикорастущих и культурных растений для ландшафтного дизайна РУДН Ландшафтный дизайн Студенты из Ливана по обмену 2
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Многообразие растительного мира МСХА Ботаника практика 2 4 6
Многообразие растительного мира + систематика растений МСХА Ботаника практика 12 6
Многообразие растительного мира МАИ Экология 2
Многообразие растительного мира + биоценозы МАИ Экология 2 2
Биоценозы и их функционирование МАИ Экология 2
Разнообразие дикорастущих и культурных растений для ландшафтного дизайна МАРХИ Ландшафтный дизайн практика 12 4 4 4
Разнообразие дикорастущих и культурных растений для ландшафтного дизайна Колледж Архитектуры и градостроительства Ландшафтный дизайн 2 2
Лекарственные растения Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Фармация 2 4 4
Лекарственные растения Медико-сто-матологиче-ский университет Педиатрия 2
Многообразие растительного мира + лекарственные растения РНИМУ им. Н.И. Пи-рогова Лечебное дело 2
Многообразие растительного мира + лекарственные растения Моск. Гос. Образовательный комплекс Фармация практика 2 6 6 10
Многообразие растительного мира + лекарственные растения Медицинский колледж г. Брянск Фармация практика 4 4 6 6
Многообразие растительного мира + лекарственные растения Медицинский колледж г. Брянск Фармация повышение квалификации преподавателей 2
Многообразие растительного мира + лекарственные растения Медицинский колледж г. Тула Фармация практика 4
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Многообразие растительного мира Педагогический университет 2
Многообразие растительного мира Педагогический колледж № 8 2
Многообразие растительного мира Колледж МИСИ Экология 2
Многообразие растительного мира Политехнический колледж г. Королев 2
Многообразие растительного мира Колледж управления г. Ярославль 2
Многообразие растительного мира + биоценозы РГУ нефти и газа им. Губкина Экология 2 2
Многообразие растительного мира + биоценозы РХТУ им. Д.И. Менделеева Экология практика 2
Многообразие растительного мира+биоценозы Государственный университет землеустройства Экология практика 4
Почвоведение Государственный университет землеустройства Экология практика 4
3. Занятия для студентов-экологов непрофильных вузов, таких как: Авиационный институт (МАИ), РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Землеустроительный университет, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Политехнический колледж (г. Королев) и др. (см. табл. 2).
II. Обеспечение дополнительного экологического образования и воспитания. Эта часть образовательной деятельности Ботанического сада (экскурсии и занятия со школьниками) призвана дополнить формальное образование в школах и не является обязательной частью школьной подготовки. К этой категории относятся и групповые занятия с дошкольниками (старшие группы детских садов).
III. Экскурсии для МГУ. Помимо студентов, наши экскурсии посещают участники конференций, проводимых в МГУ, иностранные и российские гости факультетов, студенты зарубежных университетов, приехавшие по обмену, слушатели курсов повышения квалификации, учителя школ России, проходящие стажировку по программе «МГУ - школам России», абитуриенты - учащиеся подготовительных курсов МГУ, учащиеся СУНЦ и гимназии МГУ и многие другие.
IV. Работа с населением - экскурсии по расписанию для всех желающих - самая большая по числу проводимых экскурсий и посетителей часть работы экскурсионного бюро.
V. Блок социальных экскурсий. Экскурсионное бюро Сада проводит более 15 экскурсий в сезон для центров социального обслуживания (ЦСО), обществ ветеранов и инвалидов, центров социальной помощи семье и детям «Доверие» всех округов Москвы, детских домов и интернатов, детей-инвалидов, центров помощи многодетным семьям, больниц, ПНД и т. д.
Поддержка профессионального обучения. Работа со студентами, в первую очередь студентами МГУ - очень важная, ответственная и первостепенная задача экскурсионного бюро Сада. Как правило, преподаватели МГУ приводят своих студентов в конце учебного года в рамках практики, либо в начале учебного года организуют экскурсию для первокурсников для знакомства с коллекциями и введения в курс обучения. Занятия со студентами, специализирующимися по биологии, проходят по темам, которые мы можем предложить с учётом состава наших коллекций. Основные темы: многообразие растительного мира; история, принципы и основы систематики высших растений; особенности растений горных систем, вертикальная зональность; дендрология; флора средней России; разнообразие дикорастущих и культурных растений для ландшафтного дизайна, особенности их биологии; раннецветущие растения; осень в жизни растений; тематические экскурсии по декоративным многолетникам.
Для студентов непрофильных вузов и колледжей проводятся занятия по перечисленным выше основным темам, но с учётом уровня подготовки и специализацией. Дополнительно к ним проводятся занятия по специализированной тематике: ботанические сады как пространство межкультурной коммуникации - история возникновения, типы построения, цели и задачи; растительность разных регионов, редкие и исчезающие виды; биоценозы и их функционирование; охрана окружающей среды (см. табл. 2).
Многие вузы и колледжи, не имеющие своих баз для летней практики, используют экскурсии по коллекциям Ботанического сада в качестве практики для своих студентов. В рамках одного занятия, учитывая специфику вуза, экскурсоводы затрагивают самые разные темы, например, для медиков и фармацевтов - многообразие растительного мира, типичные и редкие виды разных регионов, лекарственные растения, их география, экология, систематическое положение, характерные признаки, состав, используемые части и применение в медицине, а также возможность непосредственно познакомиться с живыми лекарственными растениями различных регионов (см. табл. 2).
Для развития эколого-образовательной деятельности Ботанического сада МГУ необходимо активнее использовать уникальные коллекции Сада для образования студентов, приглашать на занятия в Ботанический сад более широкий круг факультетов и кафедр МГУ, а также других вузов Москвы и России, расширять и адаптировать тематику экскурсий согласно учебным планам кафедр, включать в экскурсионные занятия со студентами новые участки и маршруты.
Заключение. Ботанический сад МГУ, как и другие ботанические и зоологические сады, естественноисторические музеи, располагая бесценными коллекциями проводит серьезную научно-просветительскую работу среди школьников, студентов, прочих групп населения по экологическому образованию, просвещению и воспитанию, чрезвычайно востребованную в настоящее время для поддержания и сохранения экологического равновесия на планете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко Г.А., Ванина Л.С., Варлыгина Т.И., Воронина Е.Ю., Гохман В.Е., Дягтерёва Г.В., Да-цюк Е.И., Дворцова В.В., Дьяков М.Ю., Ефимов С.В., Захарова Е.А., Казарова С.Ю., Кирис Ю.Н., Киселёва К.В., Клюйков Е.В., Корбут В.В., Кочешкова Т.В., Купцов С.В., Лаврова Т.В., Матвеев И.В., Михайленко А.П., Немченко Э.П., Новиков В.С., Новикова М.А., Октябрёва Н.Б., Остроумова Т.А., Пименов М.Г., Раппопорт А.В., Романова Е.С., Смирнова Е.В., Терентьева Е.И., Украинская У.А., Успенская М.С., Филатова И.О., Шнер Ю.В. Ботанический сад МГУ (территория на Воробьёвых горах). Турция: ПЕНТА, 2014. 64 с.
2. Ботанический сад Московского университета. 1706-2006. Первое научное ботаническое учреждение России / Под ред. В.С. Новикова, М.Г. Пименова, К.В. Киселевой, В.Е. Гохмана, А.Ю. Паршина. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. 268 с.
3. Лаврова Т.В. Экскурсия в Ботанический сад Московского университета. М.: ABF, 2010.
67 с.
4. Лаврова Т.В. Времена года в Ботаническом саду Московского университета. М.: Перо, 2016. 92 с.
5. Лаврова Т.В., Романова Е.С. Образовательные и просветительские задачи ботанических садов и их решение в Ботаническом саду МГУ им М.В. Ломоносова // Вестник ИрГСХА. Иркутск, 2011. № 44. C. 70-76.
REFERENCES
1. Boyko G.A., Vanina L.S., Varlygina T.I., Voronina E.Yu., Gokhman V.E., Dyagtereva G.V., Datsyuk E.I., Dvortsova V.V., Dyakov M.Yu., Efimov S.V., Zakharova E.A., Kasarova S.Yu., Kiris Yu.N., Kiseleva K.V., Kljuykov E.V., Korbut V.V., Kocheshkova T.V., Kuptsov S.V., Lavrova T.V., Matveev I.V., Mikhailenko A.P., Nemchenko E.P., Novikov V.S., Novikova M.A., Octyabreva N.B., Ostroumova T.A., Pimenov M.G., Rappoport A.V., Romanova E.S., Smirnova E.V., Terentieva E.I., Ukrainskaya U.A., Uspenskaya M.S., Filatova I.O., Sner Yu.V. 64 p. Botanical garden of MSU (the area on the Leninskie Gory) (Turkey: PENTA, 2014) (in Russian).
2. Botanical garden of Moscow University. 1706-2006. The first scientific Botanical institution in Russia. 268 p. (Moscow: KMK, 2006) (in Russian).
3. Lavrova T.V. Excursion to the Botanical garden of Moscow University. 67 p. (Moscow: ABF, 2010) (in Russian).
4. Lavrova T.V. Seasons in the Botanical garden of Moscow University. 92 p. (Moskow: Pero, 2016) (in Russian).
5. Lavrova T.V., Romanova E.S. Educational tasks of botanical gardens and their solution in the Botanical garden of Lomonosov Moscow state University. Vestnik IrGSKHA. 44, 70-76 (Irkutsk, 2011) (in Russian).