Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К МАГИСТРАЛЯМ'

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К МАГИСТРАЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАЛЬНЫЕ УЛИЦЫ / КРАСНЫЕ ЛИНИИ / ШИРИНА ПРОФИЛЯ / ЛИНИЯ ЗАСТРОЙКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Германова Т.В.

В сложившейся практике планировки и застройки поселений отмечаются различия в используемых планировочных инструментах. Это вносит определенные сложности в правовой и технический механизм преобразования территории. Одним из важных планировочных инструментов являются красные линии. Данная статья посвящена выявлению обстоятельств использования красных линий улично-дорожной сети города, которая является источником воздействия как физического так и химического загрязнения воздушной среды прилегающих территорий. Для обеспечения благоприятного состояния воздушной среды для первого эшелона зданий на территориях, прилегающих к магистралям, необходима разработка градостроительного регламента и его применения для установления границ улиц, разработки профилей улиц по ширине с мероприятиями по уменьшению физического и химического воздействия, что должно навести порядок при размещении жилых и общественных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PLANNING WHEN PLACING RESIDENTIAL BUILDINGS IN AREAS ADJACENT TO HIGHWAYS

In the established practice of planning and development of settlements, there are differences in the planning tools used. This introduces some difficulties in the legal and technical mechanism for the transformation of the territory. One important planning tool is the ыtreet lines lines. This article is devoted to identifying the circumstances of the use of the street lines of the city's road network, which is a source of both physical and chemical air pollution in the surrounding territories . To ensure a favorable state of the air environment for the first echelon of buildings in areas adjacent to highways, it is necessary to develop urban planning regulations and their application to establish street boundaries, develop street profiles in width with measures to reduce physical and chemical impact, which should bring order to the placement of residential and public facilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К МАГИСТРАЛЯМ»

Особенности планирования при размещении жилых зданий на территориях, прилегающих к магистралям

Германова Татьяна Витальевна,

к.т.н., доцент, доцент кафедры промышленной теплоэнергетики Тюменского индустриального университета, ecogtv@mail.ru

В сложившейся практике планировки и застройки поселений отмечаются различия в используемых планировочных инструментах. Это вносит определенные сложности в правовой и технический механизм преобразования территории. Одним из важных планировочных инструментов являются красные линии. Данная статья посвящена выявлению обстоятельств использования красных линий улично-дорожной сети города, которая является источником воздействия как физического так и химического загрязнения воздушной среды прилегающих территорий.

Для обеспечения благоприятного состояния воздушной среды для первого эшелона зданий на территориях, прилегающих к магистралям, необходима разработка градостроительного регламента и его применения для установления границ улиц, разработки профилей улиц по ширине с мероприятиями по уменьшению физического и химического воздействия, что должно навести порядок при размещении жилых и общественных объектов.

Ключевые слова: магистральные улицы, красные линии, ширина профиля, линия застройки

Введение.

Существующий процесс урбанизации сопровождается увеличением территорий городов, ростом автопарка данных городов и как следствие деградацией качества городской среды [1], повсеместным утрачиванием исторически ценных городских пространств. История развития планирования поселений показывает, что усложнение данной деятельности связано с возрастанием масштабов градостроительных преобразований, обусловленных социально-экономическими, техническими и государственными возможностями. В России только с реформами Петра I начался переход к регулярному градостроительству. Исторический опыт развития поселений привнес в современную практику градостроительства понятие «красная линия». Это проверенный временем эффективный инструмент управления в сфере планирования, строительства и формирования недвижимого имущества.

Основная часть. Основные направления развития города устанавливает генеральный план. Он основа для будущих идей и принятия управленческих решений архитекторам. В настоящее время возможная гибкость принятия решений в проектах планировки территории (ППТ) позволяет вносить требуемые изменения в развитии территорий. Задача ППТ - установить конкретные границы планировочных элементов. К границам планировочных элементов относят красные линии. Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ) в п. 11 статьи 1 определено «красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенные для размещения линейных объектов» [2, с.2]. Таким образом, разработка и утверждение данных линий является основным смыслом современного проекта планировки. Со дня утверждения ППТ предусмотренные в нем красные линии имеют правовую основу. Важным документом по исполнению данных планировочных линии является РДС 30201-98 [3], не противоречащей ГрК РФ.

Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка» [4]. Согласно СП 42.13330.2016 [5] категории улиц и дорог городов назначаются с учетом их функционального назначения. Основные планировочные элементы и параметры поперечного профиля улицы следует определять расчетным путем [6,7]. Так формируется территория для постоянного пропуска автотранспорта - подвижного источника воздействия (источника шума и химического загрязнения) на прилегающую окружающую среду.

На рисунке 1 схематично представлены возможные планировочные решения ширины улиц в пределах поперечного профиля элементов в границах улиц (красных линиях). Из представленного рисунка можно сделать вывод: расстояние от края основной проезжей части и

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

СП

01

о ш Ш X

<

m о х

X

от расчетной точки - источника шума (ИШ) (представлено в скобках) до красной линии составило, м: для магистральной улицы 1-го класса для двух вариантов: 1) 12,5(6,9); 2) 22,5(16,9); для магистральной улицы 2-го класса: 17,2(11,6); для магистральной улицы 3-го класса в двух вариантах: 1) 10,6(5); 2) 14,25(8,6); для магистральной улицы 3-го класса: 22(16,4).

о\ ю

5 ф ф ф ф '

4.5 16.0 i 4.5

h OQ о r ф ф ф ф I Qo

£ 3.2 6.0 n.i 1 3.01 ГГГП 6.0 3,2 8,0

17,2 26,0 17.2

*> Ф Q r " * ф ф ^L ф Q 00

4.04,70 16,0 3,8-4,6

00 I ? Ф Ф f- -r Ь 00

12.0 3.0 7.0 16.0 7.0 3.0 12,0

22.0 16,0 22.0

60,0

Рис. 1 Профиль улицы общегородского значения в красных линиях

а - магистральная улица 1-го класса, б - магистральная улица 2-го класса, в, г - магистральные улицы 3-го класса; ИШ - источник шума (расчетная точка ИШ на расстоянии 7,5 м от оси последней полосы и высоте 1,5 м); 60,0 - ширина улицы в красных линиях, м итого в сумме - 8 м. Исходя из этого получаем результаты, м: а) для магистральных улиц общегородского значения, м: 1-го класса - 20,5 и 30,5; 2-го класса - 16, 21.5 и 25,2; 3-го класса - 28,5, 30 и 43; б) для магистральных улиц районного значения, м: 15 и 16. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки (линии застройки) согласно [5] следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных сооружений - не менее 25 м. Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. Как видим данные планировочные рекомендации для большинства вариантов улиц выполнены. Соответствует ли при этом требования [8] по качеству атмосферного воздуха с учетом акустического воздействия и химического загрязнения?

Рекомендуемая ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: для магистральных дорог - 50100; магистральных улиц - 40-1 о0; улиц и дорог местного значения - 15-30 и имеет незначительный запас расстояния до линии застройки первого эшелона зда-

ний. Граница застройки устанавливается при размещении зданий, строений, сооружений с отступом от красной линии - линией застройки [5]. Данная линия проводится параллельно красной линии с отступом: не менее 5 м для магистрали и не менее 3 м от проездов; не менее 3 м до границ земельного участка. Охарактеризуем возможный минимальный разрыв в метрах от края основной проезжей части до жилого здания для приведенных выше схем магистралей. Для этого прибавим к величине расстояния от границы последнего полотна до красных линий отступы: от красной линии до границ участка - 3 м, от линии застройки до объекта - 5 м,

Заключение. Для обеспечения благоприятного состояния воздушной среды для первого эшелона зданий на территориях, прилегающих к магистралям необходима разработка градостроительного регламента и его применения для установления границ улиц, разработки профилей улиц по ширине с мероприятиями по уменьшению физического и химического воздействия, что должно навести порядок при размещении жилых и общественных объектов.

Литература

1. Германова Т.В., Керножитская А.Ф. Территория улично=дорожной сети города как источник загрязнения воздушной среды / Защита от повышенного шума и вибрации: доклады V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 18-20 марта 2015 г.) / под ред. Н.И. Иванова - Санкт-Петербург : Изд-во «Айсинг», 2015. -С. 516-523.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №. 190 -ФЗ (с изменениями на 2 июля 2021 г.).

3. РДС 30-201-98 Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации.

4. Земельный кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 - ФЗ (с изменениями на 2 июля 2021 г.)..

5. СП 42.13330.2016 Актулизированная редакция СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

6. СП 369.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов.

7. СП 34.13330.2012 СНиП 2.05.02-85* Актуализированная редакция «Автомобильные дороги».

8. СанПиН 2.1.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

Features of planning when placing residential buildings in areas

adjacent to highways Germanova T.V.

Industrial University of Tyumen JEL classification: L61, L74, R53

In the established practice of planning and development of settlements, there are differences in the planning tools used. This introduces some difficulties in the legal and technical mechanism for the transformation of the territory. One important planning tool is the bitreet lines lines. This article is devoted to identifying the circumstances of the use of the street lines of the city's road network, which is a source of both physical and chemical air pollution in the surrounding territories. To ensure a favorable state of the air environment for the first echelon of buildings in areas adjacent to highways, it is necessary to develop urban planning regulations and their application to establish street boundaries, develop street profiles in width with measures to reduce physical and

chemical impact, which should bring order to the placement of residential and public facilities. Keywords: main streets, street lines, profile width, building line References

1. Germanova T.V., Kernozhitskaya A.F. The territory of the street = road

network of the city as a source of air pollution / Protection against increased noise and vibration: reports of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation (Russia, St. Petersburg, March 18-20, 2015) / ed. N.I. Ivanova - St. Petersburg: Publishing House "Aising", 2015. - S. 516-523.

2. The Town Planning Code of the Russian Federation of December 29, 2004

No. 190-FZ (as amended on July 2, 2021).

3. RDS 30-201-98 Instructions on the procedure for designing and establishing red lines in cities and other settlements of the Russian Federation.

4. Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 No. 136 - FZ

(as amended on July 2, 2021) ..

5. SP 42.13330.2016 Updated edition of SNiP 2.07.01-89 * Urban planning.

Planning and development of urban and rural settlements. 6.SP 369.1325800.2018 Streets and roads of settlements.

7. SP 34.13330.2012 SNiP 2.05.02-85 * Updated edition of "Highways".

8. SanPiN 2.1.3685-21 Hygienic standards and requirements for ensuring the

safety and (or) harmlessness to humans of environmental factors.

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

io

2 O IO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.