АНАЛИЗ ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЖИЛЫХ МИКРОРАЙОНАХ НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
ANALYSIS OF PARKING SPACE IN RESIDENTIAL NEIGHBORHOODS ON THE EXAMPLE OF THE MOSCOW REGION
УДК-69
Симонов Андрей Олегович, магистр 2-го курса Московского государственного строительного университета, Россия, г. Москва Simonov Andrey Olegovich, Andrey_9@hotmail .com
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты анализа парковочного пространства 3-х жилых микрорайонов на территории Московского региона. Данное исследование было направлено на анализ и сравнение данных количества парковочных мест в соответствии с существующим положением, проектом застройки и нормативами. При проведении анализа были использованы такие методы как натурное обследование, сравнение полученных данных, индукция. Результатом исследования стало выявление явных нарушений при застройке территории. Полученные данные могут послужить базой для повышения привлекательности дворовых территорий.
ANNOTATION
The article presents the results of the analysis of Parking space in 3 residential neighborhoods in the Moscow region. This study was aimed at analyzing and comparing data on the number of Parking spaces in accordance with the existing situation, the development project and regulations. During the analysis, such methods as in-situ examination, comparison of the obtained data, and induction were used. The result of the study was the identification of obvious violations in the development of the territory. The obtained data can serve as a basis for increasing the attractiveness of courtyards.
Ключевые слова: парковочное пространство, дворовая территория; улично-дорожная сеть; жилой микрорайон.
Keywords: Parking space, yard area; street and road network; residential neighborhood.
В процессе урбанизации проблема эффективного использования пространства становится как никогда актуальной. Строительство нового жилья в крупных городах России представляет собой, в основном, высокоэтажную застройку,
как вариант наиболее выгодный для застройщика. Такие жилые районы не отвечают современным запросам горожан.
Особенно остро стоит вопрос о парковочном пространстве в новых жилых районах, построенных с начала 2000-ых годов. Во многих «спальниках» существует проблема «хаотичного паркирования». Это приводит к:
- сужению ширины проезжей части;
- снижению пропускной способности улично-дорожной сети;
- затрудненности проезда спецтехники (мусоровозов, пожарных машин, автомобилей скорой помощи и пр.).
Девелоперы не очень любят паркинги: их дорого строить и трудно продавать. Среднестатистическому гражданину в России проще оставить автомобиль на улице, возможно не по правилам дорожного движения, чем платить за место на паркинге. Так же не у всех есть средства на покупку паркинга: в среднем стоимость машиноместа составляет около 1 млн. рублей (в Москве и ближнем Подмосковье).
В рамках данной статьи исследовано 3 жилых микрорайона на территории г. Москвы и Московской области:
1) Жилой микрорайон «Оранж Парк» в г. Котельники Московской области;
2) Жилой микрорайон «Ривер Парк» в г. Москва в районе Нагатинский Затон;
3) Жилой микрорайон «Путилково» в д. Путилково городского округа Красногорск Московской области.
На территории проведены натурные обследования, посчитано существующее число машиномест. Таблица 1.
Сравнительный анализ существующего числа парковочных мест в жилых микрорайонах
Рисунок 1. - затрудненный проезд пожарной машины в ЖК «Путилково» г.о. Красногорск Московская область
№ п/п Характеристика ЖК «Оранж парк» ЖК «Ривер Парк» ЖК «Путилково»
1 Машиномест всего, в том числе: 1013 2005 3257
1.1 в границах улично-дорожной сети, м/м 248 209 1572
1.2 в границах внутридворовых проездов и прилегающих территорий, м/м 210 315 819
1.3 в подземных паркингах, м/м 555 303 -
1.4 в наземных многоуровневых паркингах, м/м - 1178 -
1.5 на плоскостных открытых охраняемых автостоянках, м/м - - 866
Изучена проектная документация, стадия ППТ. Проведен сравнительный анализ требуемого количества машиномест по федеральным нормам и региональным нормам градостроительного проектирования:
1) СП 42.13330.2011 «Градостроительство» [1]. Расчет парковочных мест проведен по нормативу 350 м/м на 1000 чел. Следует отметить, что вышеназванный пункт включён в перечень национальных стандартов и сводов правил [2], и является обязательным, при отсутствии региональных нормативов.
2) СП 42.13330.2016 «Градостроительство» [3]. Расчет парковочных мест следует определять из поквартирного расчета жилого микрорайона. 1,2 м/м на одну квартиру в комфорт классе и 2 м/м на одну квартиру в бизнес классе. Данный норматив имеет рекомендательный характер.
3) РНГП Московской области [4]. Расчет парковочных мест следует определять по нормативу 420 м/м на 1000 чел.
4) РНГП г. Москвы [5]. Расчет парковочных мест проводится по бальной оценке, от 10 до 100, и зависит от:
- типа жилой застройки;
- плотности жилой застройки;
- доступности общественного транспорта.
Затем итоговый балл необходимо делить на 100 и умножить на обеспеченность в 350 м/м. В целом РНГП г. Москвы нацелено уменьшать количество необходимых машиномест, установленных федеральным законодательством. Таблица 2.
Сравнительный анализ существующего, проектного, расчетного числа машиномест в жилых микрорайонах
№ п/п Характеристика ЖК «Оранж парк» ЖК «Ривер Парк» ЖК «Путилково»
1 Население фактическое (02.2020 г.), чел 6240 3565 18545
2 тип жилья по уровню комфорта комфорт класс бизнес класс комфорт класс
3 количество квартир 2753 н/д 12500
4 количество парковочных мест по проекту, м/м н/д 3481 5301 (90% из них в многоуровневых паркингах)
5 количество парковочных мест на настоящий момент, м/м 1013 2005 3257
6 количество парковок по нормативу СП 42.13330.2016 (поквартирный расчет), м/м 3304 - 15000
7 количество парковок по нормативу СП 42.13330.2011 (расчет по уровню автомобилизации 350), м/м 2184 1248 6491
8 количество парковок по нормативу РНГП г. Москвы, м/м 1310 623 5434
9 количество парковок по нормативу РНГП Московской области, м/м 2696 - 7789
По РНГП г. Москвы так же был рассчитан показатель и для микрорайонов, находящихся на территории Московской области, поскольку они плотно интегрированы в структуру общественного транспорта столицы и по сути
являются «спальниками» Москвы. Маятниковая миграция населения данных микрорайонов по большей степени нацелена на центр Москвы. По расчетам выяснено, что в 2-х жилых микрорайонах из 3-х (ЖК «Путилково» и ЖК «Оранж Парк») не хватает обеспеченности в машиноместах. При натурных исследованиях там наблюдалась наиболее стихийная и скученная парковка автомобилей, парковка в два ряда. В ЖК «Путилково» застройщик не выполнил свои обязательства по строительству наземных и подземных автостоянок, в результате чего автовладельцы паркуются в 2-3 ряда и по центру 4-х полосной дороги, оставляя одну полосу на проезд.
В ЖК «Оранж Парк» застройщиком были построены подземные паркинги всего на 555 м/м, все они уже раскуплены. Парковочных мест все еще недостаточно.
В ЖК «Ривер Парк» застройщик выполнил все обязательства, а также строит паркинги с опережающими сроками. Здесь наблюдается наименее напряжённая ситуация с парковками. Автовладельцы более разрежено ставят свои автомобили, не перегораживают проезд друг другу, но, к сожалению, остается проблема парковки в неположенных местах, в результате чего ширина проезда недостаточна для проезда спецтехники.
Литература
1. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений // Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, Москва. - 2011.
2. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства России от 26.12.2014 N 1521 // электронный ресурс, URL: www.consultant.ru
3. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений // Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, Москва. - 2016.
4. Постановление Правительства Московской области от 17.08.2015 № 713/30 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области // электронный ресурс, URL: www.consultant.ru
5. Постановление Правительства Москвы от 23.12.2015 № 945-ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных
дорог регионального или муниципального значения // электронный ресурс, URL: www.consultant.ru
6. Скоробогатых И. И., Сидорчук Р. Р., Завьялов Д. В., Мхитарян С. В. Операционные решения стратегии демаркетинга для снижения транспортной нагрузки в центре мегаполиса // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2019. - № 1. - С. 267-275.
Literature
1. SP 42.13330.2011 urban planning. Planning and development of urban and rural settlements / / Updated version of SNiP 2.07.01-89*, Moscow. - 2011.
2. "Technical regulations on the safety of buildings and structures", approved by the decree of the Government of Russia from 26.12.2014 N 1521 / / electronic resource, URL: www.consultant.ru
3. SP 42.13330.2016 urban planning. Planning and development of urban and rural settlements / / Updated version of SNiP 2.07.01-89*, Moscow. - 2016.
4. Resolution of the Government of the Moscow region of 17.08.2015 № 713/30 " on approval of standards of urban planning design of the Moscow region / / electronic resource, URL: www.consultant.ru
5. Resolution of the Government of Moscow of 23.12.2015 No. 945-PP " on approval of regional standards of urban planning design of the city of Moscow in the field of transport, highways of regional or municipal significance / / electronic resource, URL: www.consultant.ru
6. Skorobogatykh I. I., Sidorchuk R. R., Zavyalov D. V., Mkhitaryan S. V. Operational solutions of the demarketing strategy for reducing the transport load in the center of the megapolis / / RISK: Resources, Information, Supply, Competition. - 2019. - № 1. - Pp. 267-275.