Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПАРАМЕТРОВ МЕЖМАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ДУШАНБЕ'

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПАРАМЕТРОВ МЕЖМАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ДУШАНБЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА / МЕЖМАГИСТРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / STREET AND ROAD NETWORK / TRAFFIC FLOW INTENSITY / INTER-HIGHWAY TERRITORY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Перетолчина Людмила Викторовна, Глебушкина Людмила Владимировна

Цель - проанализировать особенности существующей магистральной уличной сети в пределах правобережной части г. Душанбе на предмет соответствия ее требованиям транспортного обслуживания населения, определяющих связь между размерами межмагистральных территорий, с одной стороны, и интенсивностью автомобильного движения, задаваемой плотностью уличной сети и уровнем автомобилизации, с другой. Для оценки современного состояния сложившейся сети магистральных улиц г. Душанбе и их роли в планировочной структуре жилых районов было проведено натурное обследование улиц и дорог, направленное на выявление интенсивности движения в часы пик. Для Душанбинской агломерации вопросы транспортного обслуживания ее центрального ядра являются актуальными в связи со значительным территориальным ростом. В исследование включены 36 ММТ, по которым создана база градостроительных показателей и дана оценка уличной дорожной сети на основе применения количественных и структурных критериев. Сопоставление пропускной способности магистральных улиц с емкостью ММТ по количеству жителей и количеству автомобилей показало приемлемый уровень функционирования магистралей при росте автомобилизации до четырехсот автомобилей на тысячу жителей, если исключить внешнее и внутригородское транзитное движение. В процессе исследования были выявлены нарушения в дифференциации улично-дорожной сети по выполняемым функциям и обеспечению пешеходной доступности остановок общественного транспорта. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве методической основы для разработки градостроительной документации согласно видам, установленным законодательством Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Перетолчина Людмила Викторовна, Глебушкина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN SHAPING THE PARAMETERS OF INTER-ROAD AREAS OF THE DUSHANBE CITY

This paper aims to analyse specific features of the existing main street network within the right-bank part of Dushanbe for its compliance with the requirements of transport services to the population, determining the relationship between the size of inter-road areas, on the one hand, and the intensity of traffic specified by the density of the street network and the level of motorization, on the other hand. An on-site survey of streets and roads was carried out to identify the intensity of traffic during peak hours to assess the current state of the existing network of main streets in Dushanbe and their role in the planning structure of residential areas. For the Dushanbe agglomeration, the issues of transport services for its central core are relevant due to a significant territorial growth. The study included 36 inter-road areas, for which a database of urban planning indicators was created, and the street road network was evaluated based on the application of quantitative and structural criteria. Comparing the capacity of main streets with the capacity of inter-road areasby the number of residents and the number of vehicles showed an acceptable level of highway functioning with an increase in motorization to four hundred cars per thousand residents if one excludes external and intra-city transit traffic. In the study, violations were identified in the differentiation of the street and road network by the functions performed and ensuring the pedestrian accessibility of public transport stops. The study results can be used as a methodological basis for the development of urban planning documentation following the types established by the legislation of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПАРАМЕТРОВ МЕЖМАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ДУШАНБЕ»

Оригинальная статья/Original article УДК 711.4.122

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2020-4-644-655

Роль транспортной инфраструктуры в формировании параметров межмагистральных территорий города Душанбе

© Л.В. Перетолчина1, Л.В. Глебушкина2

1 Братский государственный университет, г. Братск, Россия, 2Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия

Резюме:Цель - проанализировать особенности существующей магистральной уличной сети в пределах правобережной части г. Душанбе на предмет соответствия ее требованиям транспортного обслуживания населения, определяющих связь между размерами межмагистральных территорий, с одной стороны, и интенсивностью автомобильного движения, задаваемой плотностью уличной сети и уровнем автомобилизации, с другой. Для оценки современного состояния сложившейся сети магистральных улиц г. Душанбе и их роли в планировочной структуре жилых районов было проведено натурное обследование улиц и дорог, направленное на выявление интенсивности движения в часы пик. Для Душанбинской агломерации вопросы транспортного обслуживания ее центрального ядра являются актуальными в связи со значительным территориальным ростом. В исследование включены 36 ММТ, по которым создана база градостроительных показателей и дана оценка уличной дорожной сети на основе применения количественных и структурных критериев. Сопоставление пропускной способности магистральных улиц с емкостью ММТ по количеству жителей и количеству автомобилей показало приемлемый уровень функционирования магистралей при росте автомобилизации до четырехсот автомобилей на тысячу жителей, если исключить внешнее и внутригородское транзитное движение. В процессе исследования были выявлены нарушения в дифференциации УДС по выполняемым функциям и обеспечению пешеходной доступности остановок общественного транспорта. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве методической основы для разработки градостроительной документации согласно видам, установленным законодательством Республики Таджикистан.

Ключевые слова: улично-дорожная сеть, интенсивность транспортного потока, межмагистральная территория

Для цитирования: Перетолчина Л.В., Глебушкина Л.В. Роль транспортной инфраструктуры в формировании параметров межмагистральных территорий города Душанбе. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2020. Т. 10. № 4. С. 644-655. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-4-644-655

Role of transport infrastructure in shaping the parameters of inter-road areas of the Dushanbe city

Lyudmila V. Peretolchina, Lyudmila V. Glebushkina

Bratsk State University, Bratsk, Russia, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia

Abstract: This paper aims to analyse specific features of the existing main street network within the right-bank part of Dushanbe for its compliance with the requirements of transport services to the population, determining the relationship between the size of inter-road areas, on the one hand, and the intensity of traffic specified by the density of the street network and the level of motorization, on the other hand. An on-site survey of streets and roads was carried out to identify the intensity of traffic during peak hours to assess the current state of the existing network of main streets in Dushanbe and their role in the planning structure of residential areas. For the Dushanbe agglomeration, the issues of transport services for its central core are relevant due to a significant territorial growth. The study included 36 inter-road areas, for which a database of urban planning indicators was created, and the street road network was evaluated based on the application of quantitative and structural criteria. Com-

Том 10 № 4 2020

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-655 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 4 2020 _pp. 644-655

ISSN 2227-2917 RAA (print)

644 ISSN 2500-154X (online)

paring the capacity of main streets with the capacity of inter-road areasby the number of residents and the number of vehicles showed an acceptable level of highway functioning with an increase in motorization to four hundred cars per thousand residents if one excludes external and intra-city transit traffic. In the study, violations were identified in the differentiation of the street and road network by the functions performed and ensuring the pedestrian accessibility of public transport stops. The study results can be used as a methodological basis for the development of urban planning documentation following the types established by the legislation of the Republic of Tajikistan.

Keywords: street and road network, traffic flow intensity, inter-highway territory

Forcitation: Peretolchina LV, Glebushkina LV. Role of transport infrastructure in shaping the parameters of inter-road areas of the Dushanbe city. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2020;10(4): 644-655. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-4-644-655

Введение

Среди столиц среднеазиатских республик город Душанбе - молодой город. Как столица Таджикистана, он оказывает прямое и косвенное влияние на развитие даже самых отдаленных населенных пунктов страны. Одновременно он является центром системы населенных районов Гиссарской долины и их транспортно-территориальных систем. Плотность населения Гиссарской долины самая высокая в республике - превышает 600 чел. на 1 км2.

Сеть улиц и дорог г. Душанбе ориентирована на главные водотоки: город рассечен р. Варзоб (Душанбинка) с притоком р. Лучоб, в южной части города протекает р. Кофарнихон (Кафирнигнан). Это предопределяет двухчастную планировочную структуру города. Левобережный массив можно условно назвать «Старый город». Правобережная часть застроена в 1960-1980-е гг. микрорайонами с4-9-этажной жилой застройкой с хорошо сформировавшейся улично-дорожной сетью. Согласно разработанному проектным институтом «Гипрогор»1 варианту территориального развития г. Душанбе предусмотрено их уплотнение. Внесение изменений в начертание магистральной сети, закрепленной в генеральном плане города, почти невозможно. Однако можно проверить насколько сбалансирована связь градостроительных параметров межмагистральных территорий с функциональной классификацией окружающих их магистралей.

Цель исследования - проанализировать особенности существующей и проектируемой магистральной уличной сети в пределах правобережной части г. Душанбе на предмет

соответствия требованиям транспортного обслуживания населения, определяющимисвязь между размерами межмагистральных территорий (ММТ), с одной стороны, и интенсивностью автомобильного движения, задаваемой плотностью уличной сети и уровнем автомобилизации, с другой.

Методы

Для оценки современного состояния сложившейся сети магистральных улиц города Душанбе и их роли в планировочной структуре жилых районов было проведено натурное обследование улиц и дорог, направленное на выявление интенсивности движения (числа транспортных средств, проходящих в единицу времени в сечении городских путей сообщения) в часы пик. Обследование проводилось весной (апрель 2020 г.) в течение недели в будние дни во время утреннего (6-7 ч) и вечернего (17-18 ч) часов пик на улицах, по которым проходят маршруты общественного транспорта. Регистрация проходящих через наблюдаемое сечение (100 м от перекрестка) транспортных средств проводилась одним учетчиком на каждое направление движения, что соответствует требованиям к натурным обследованиям, изложенным в «Руководстве по проведению транспортных обследований в городе»2.

Целью обследования являлось получение объективной информации для анализа данных о современном состоянии и тенденциях изменения интенсивности транспортного потока, необходимых при разработке проектных решений.

В соответствии с заданной целью обследование было проведено на десятиполосной

1 Корректировка генерального плана г. Душанбе: пояснительная записка [Электронный ресурс] / рук. проекта В.П. Постнов // АО РГИ «Гипрогор». М., 2010. 73 с. URL: https://shikardos.ru/text/korrektirovka-qeneralenoqo-plana/ (07.12.20)

Руководство по проведению транспортных обследований в городах. М.: Стройиздат, 1982. 72 с.

Том 10 № 4 2020

с. 644-655 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate pp.644-655_

ISSN 2227-2917

(print) еле

ISSN 2500-154X 645 (online)

улице общегородского значения с центральной разделительной полосой и боковым проездом - пр-те Джаббора Расулова (рис. 1), на шести полосной улице районного значения с центральной разделительной полосой - пр-те Саади Шерози (рис. 2), на двухполосной ули-

це местного значения (улицы в жилой застройке) - ул. Низома Ганджави (рис. 3).

Результаты обследования интенсивности транспортного потока магистральных и жилых улиц приведены в табл. 1.

Рис. 1. Улица общегородского значения - пр-т Джаббора Расулова Fig. 1. Street of city-wide significance - Jabbor Rasulov Avenue

Рис. 2. Улица районного значения - пр-т Саади Шерози Fig. 2. Street of regional significance - SaadiSherozi Avenue

Рис. 3. Улица местного значения - ул.НизомаГанджави Fig. 3. Localstreet - NizomGandjavistreet

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Том 10 № 4 2020

с. 644-655 Vol. 10 No. 4 2020 pp. 644-655

Таблица 1. Интенсивность транспортного потока на магистральных и жилых улицах г. Душанбе Table 1. Intensity of traffic on the main and residential streets of Dushanbe__

Улицы и дороги Направление движения Кол-во автомобилей в час пик Общее кол-во автомобилей Среднее кол-во автомобилей Всего в среднем

утренний | вечерний

Улица общегородского значения (пр-т Джаббора Расулова)

Полоса движения В сторону 32 мкр. 3450 2753 6203 3102 6553

В сторону рынка (Корвон) 3200 3100 6300 3150

Боковой проезд В сторону 32 мкр 346 256 602 300

Улица районного значения (пр-т Саади Шерози)

Полоса движения От Цирка 1060 1230 2290 1145 2510

В сторону Цирка 1330 1400 2730 1365

Улица местного значения (ул.НизомаГанджави)

Полоса движения В сторону ГАИ 990 900 1890 945 1910

От ГАИ 930 1000 1930 965

Информационной базой исследования по-

« 3

служили материалы проектных организаций , данные нормативной базы ГОСТ/СП/СНиП4, законы и постановления Республики Таджики-стан5. В ходе исследования использованы принципы системно-структурного анализа для обоснования применения методологических средств выделения структурных планировочных элементов таким образом, чтобы можно было количественно определить их влияние на целостное множество взаимосвязанных элементов. Основной принцип - дифференциация и расчленение системы на составляющие ее подсистемы и первичные элементы и установление всех форм функциональных взаимосвязей между ними6.

Результаты и их обсуждение На уровне планировочной организации города дифференциация пространства осуществляется с помощью коммуникационной сети. При проектировании города основными являются требования, не связанные с меня-

ющейся функциональной картиной, а вытекающие из объективных закономерностей взаимосвязи коммуникаций и ограниченного ими пространства - это требования сокращения радиусов доступности при уменьшении плотности сетей, т.е.поиск оптимального соотношения между размерами пространств и мощностью образующих его коммуникаций7.

Концепция развития г. Душанбе, заложенная в генеральном плане 1983 г.8 в своей основе является преемственной в качестве продолжения всех предыдущих генеральных планов города. Проектирование системы магистральных улиц и дорог велось на основе соподчинения их по категориям, определенным в СНиП 11-60-759. Магистральные улицы и дороги образуют рациональную систему при условии размещения их с достаточной частотой, обеспечивающей пешеходам максимальное расстояние до остановок общественного транспорта не более 500 м (до 400 м в IV климатическом районе).

3Корректировка генерального плана г. Душанбе: пояснительная записка // АО РГИ «Гипрогор»; рук.проекта

В.П. Постнов. М., 2010. 73 с.

4ГОСТ/СП/СНиП

Градостроительный кодекс Республики Таджикистан от 28 декабря 2012 г. № 933. Душанбе, 2012. 32 с. Земельный кодекс Республики Таджикистан: от 13 декабря 1996 г. № 327. В редакции Закона РТ от 01.08.2012 г. № 891. Душанбе, 2012. 48 с.

Закон Республики Таджикистан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: от 20 марта 2008 г. № 380. Душанбе, 2008. 22 с.

Порядок разработки схем планирования территорий Республики Таджикистан: от 18 марта 2014 г. № 190. Душанбе, 2004. 17 с.

6Авдотьин Л.Н. Применение вычислительной техники и моделирования в архитектурном проектировании. М.: Стройиздат, 1978. 225 с.

7Зосимов Г.И. Пространственная организация города (модуль в планировочной структуре). М.: Стройиздат, 1976. 118 с.

8Генеральный план города Душанбе. Разработан институтом «Душанбегипрогор», утвержден Постановлением СМ Таджикской ССР 382 от 30 декабря 1983 г.

9СНиП II-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов». Утв. 11 сентября 1975 г. № 147.

Том 10 № 4 2020

с. 644-655 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate pp.644-655_

ISSN 2227-2917

(print) RA7

ISSN 2500-154X 647 (online)

Если принять, что время, затрачиваемое на пешеходный подход к остановочному пункту массового транспорта, не должно превышать 5 мин. (что отвечает обычным представлениям об удобстве передвижения), то окажется, что этому соответствуют плотность сети 2,0-3,3 км/км2 и расстояние между магистральными улицами 0,6-1,0 км. Большие расстояния между магистральными улицами нежелательны с точки зрения удобства насе-ления10.

Для 36 ММТ, составляющих правобережный жилой массив г. Душанбе, средняя плотность магистральной сети составляет 3,2 км/км2 [1]. Для города Душанбе характерна продольно-поперечная регулярная схема магистральных улиц и дорог: в продольном с юга на север направлении трассируются магистральные улицы городского значения с шагом от 225 м до 1263 м (в среднем 709,6 м), в поперечном направлении с запада на восток -магистральные улицы районного значения с шагомот 225 м до 975 м (в среднем 648,46 м).

На 800 км магистралей правобережного жилого массива г. Душанбе приходится 154 остановки пассажирского транспорта, которые распределены по отношению к ММТ очень неравномерно: в трех микрорайонах размещается только по одной остановке, в еще трех

- по две, в семи - по три, в восьми - по четыре, в 10-ти - по пять, в трех - по шести, по одному микрорайону с семью и девятью остановками. Расстояние между остановками колеблется от 162 м до 2742 м. Среднее расстояние только в микрорайоне №32 (384 м) приближено к требуемому, в основном средние значения значительно выше 500 м.

Следует отметить еще одну особенность организации пассажирского движения по улично-дорожной сетиг. Душанбе, связанную с тем, что маршруты общественного транспорта проходят по жилым улицам. В процессе исследования встала задача проверки того, при какой интенсивности движения такие улицы следует отнести кмагистральным, т.е. задача определения «порога разобщения» транспортным потоком пешеходной связи между прилегающими к улице территориями. Поскольку рассматривается улица жилого района, по которой транзитное движение должно отсутствовать, размеры движения по ней всецело зависят от численности населения и уровня его автомобилизации, проживающего на обслуживаемой этой улицей территории12. Данные по обеспеченности населения г. Душанбе автомобильным транспортом приведены в табл. 2.

Таблица 2. Обеспеченность населения легковыми индивидуальными автомобилями в расчете на 1000 чел. в г. Душанбе (шт)

Table 2. Provision of the population with passenger cars per 1000 people in Dushanbe (pcs)11

Годы 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ре z спекти-ва на 20301

Обеспе-

30 2 7 24 30 2 7 28 33 2 7 42 46 47 51 53 54 60 60 66 400

ченность

При сохранении общей тенденции увеличения количества автотранспорта в пользовании населения (удвоение показателя - с 33-х до 66-ти за 10 лет в период с 2004 по 2014 гг.) можно ожидать, что к 2024 г. уровень автомобилизации достигнет 132 автомобиля /1000 жителей. По интерполяции для 2020 г. уровень автомобилизации был принят 100 автомобилей /1000 жителей.

Рассмотрим ММТ микрорайона № 32 (рис.

4), на улицах которого проводилось обследование интенсивности движения (рис. 1-3, 5).

Количественные и структурные критерии оценки магистралей микрорайона № 32 приведены в табл. № 3.

Установлено, что свободный и безопасный переход улицы в любом месте возможен, если суммарная интенсивность движения по ней не превышает 350 автомобилей в час в обе стороны13.

10Овчинников Е.В., Фишельсон М.С. Городской транспорт: учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1976. 352 с. 11 Агентство по статистике при президенте Республики Таджикистан, 2019. URL: https://www.stat.tj /ru/ (10.11.2020). 12Конторович И.Я. Жилой район и микрорайон. М.: Стройиздат, 1971. 192 с. 13Конторович И.Я. Жилой район и микрорайон. М.: Стройиздат, 1971. 192 с.

ISSN 2227-2917 Том 10 № 4 2020 л jn (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-655

648 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 4 2020 _(online)_pp. 644-655_

Рис. 4. Фрагмент застройки правобережного жилого массива г. Душанбе. Микрорайон № 32 Fig. 4. Fragment of the development of the right-bank residential area in Dushanbe. Microdistrict No. 32

Том 10 № 4 2020 ISSN 2227-2917

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с. 644-655 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) ела Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 649 pp. 644-655_(online)_

Рис. 5. Принципиальная схема уличной и дорожной сети микрорайона № 32 Fig. 5. Schematic diagram of the street and road network of microdistrict No. 32

Таблица 3. Количественные и структурные критерии оценки магистралей микрорайона № 32 Table 3. Quantitative and structural criteria for assessing the highways of microdistrict No. 32

Магистрали и улицы С юга на север, пр-т Джаббора Расулова ул. Маяковского С запада на восток, пр-т Саади Шерози ул. Низома Ганджави Всего

Категория участка улиц и магистралей Магистральная улица общегородского значения Жилая улица местного значения Магистральная улица районного значения Жилая улица местного значения -

Протяженность участков магистралей и улиц(м) 949 553 583 604 2689

Интенсивность движения (кол-во автомобилей в час пик) 6553 1910 2510 1910 12883

Кол-во въездов/выездов 5 3 4 3 15

Суммарное число отправлений автомобилей на магистраль 1750 1050 1400 1050 5250

Кол-воавтомобилей, транзитных по отношениюк ММТ 4503 (по боковому проезду отсутствует), см. табл.2 860 1100 860 7323

Уровень автомобилизации на 2020 г.(кол-во автомобилей на 1000 жителей) 100 -

Количестволичного автомобильного транспортана ММТ 2300 -

Том 10 № 4 2020

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-655 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 4 2020 _pp. 644-655

ISSN 2227-2917

ecn (Print)

050 ISSN 2500-154X (online)

Для микрорайона № 32 суммарное число отправлений автомобилей на прилегающие улицы через 15 въездов/выездов составляет 5250 автомобилей, при значении порогового часового потока на одном въезде/выезде 350 авт/часпик. Численность населения микрорайона 23 тыс. жителей, количество автомобилей, которые находятся в их собственности - 2300. Это меньше суммарной интенсивности движения по улично-дорожной сети микрорайона - 12883авт/час пик (табл. 3). По всем улицам (кроме бокового проезда по проспекту Джаббора Расулова), величина транзитного движения составляет 7323 автомобиля. Если исключить транзитное движение по УДС микрорайона № 32, то уровень автомобилизации в 400 автомобилей/1000 жителей, заложенный Гипрогором14, не станет критическим. Следует принимать во внимание то обстоятельство, что одна треть микрорайонов правобережного жилого массива имеет сквозные проезды, выполняющие роль жилых улиц, а на жилых улицах организовано движение общественного транспорта и превышен порог разобщения по интенсивности движения, что требует перевода их в категорию магистралей. Согласно корректировке генплана г. Душанбе, выполненной ОАО Гипрогор и утвержденной 28 апреля 2017 г., новая застройка, а также реконструкция жилых территорий будут сконцентрированы в правой части города (часть столицы, которая располагается по левую сторону реки Душанбинки, признана исторической и новое высотное строительство массово осуществляться там не будет)15. В связи с этим, актуальными являются исследования, связанные с совершенствованием УДС. Сущность УДС города, выражающая ее причастность к планировочной структуре, наиболее полно выражается вне классификации16.

Зарубежные классификации принципиально отличаются от российских. Эти различия обусловлены особенностями и задачами организации движения, которые возникают в условиях высокого уровня автомобилизации и плотных транспортных потоков. Прежде всего речь идет о так называемом «доступе» (то есть о контроле на право выездана проезжую

часть с прилегающих территорий и въезда в обратном направлении), управлении уличным паркованием и обеспечении приоритетных условий движения маршрутного пассажирского транспорта [2]. В России также считается, что в связи с существенно изменившимся составом, режимом движения транспортных потоков, расширением и изменением функций участков улиц и дорог в последние годы возникла проблема учета функциональных особенностей улиц и дорог в процессе их модернизации. Это, в свою очередь, требует пересмотра существующих сегодня классификаций улиц и дорог [3].

Проведенное исследование подтвердило необходимость ввода термина «доступ к территории» в нормативную базу, который (термин) используется в документах, разрабатываемых транспортными департаментами Америки [2]. Одним из стратегических подходов решения транспортных проблем является рассмотрение сети улиц как элемента градостроительной среды17.Международная практика показывает, что, когда скоростные магистрали, рассекающие город, становятся предпочтительным маршрутом движения для максимального увеличения потока транспортных средств, то снижается комфортность проживания населения, что приводит к необходимости увязывать концентрацию населения с возможностями транспортной инфраструктуры. Акцент делается на повышение эффективности движения при помощи создания максимально комфортных условий для передвижения людей, а не автомобилей, и обеспечение удобств и безопасности для всех участников уличного движения. Данный подход включает в себя тот принцип, что транспортные средства и зоны общего пользования составляют единое целое. С этой точки зрения, скоростные дороги становятся не очень удачным решением в планировочной структуре города, поскольку они не являются в полной мере территориями общего пользования [4].С этих позиций представляется устаревшим предложение Гипрогора18 пропустить через город Душанбе две скоростные дороги в меридиональном и широтном направлениях (рис. 6).

14Корректировка генерального плана г. Душанбе: пояснительная записка // АО РГИ «Гипрогор»; рук. проекта В.П. Постнов. М., 2010. 73 с.

15Душанбе [Электронный есурс]. URL: http://dushanbe.tj (10.11.2020). 16Ставничий Ю.А. Транспортные системы городов. М.: Стройиздат, 1990. 224 с.

17Калашникова Ю.С. Особенности построения транспортных инфраструктур в составе линейно-протяженных градостроительных образований (на примере г. Волгограда): автореф. дис. ... канд. техн. наук. Волгоград, 2012. 23 с.

18Корректировка генерального плана г. Душанбе: пояснительная записка // АО РГИ «Гипрогор»; рук. проекта В.П. Постнов. М., 2010. 73 с.

Том 10 № 4 2020

с. 644-655 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate pp.644-655_

ISSN 2227-2917

(print) fi41

ISSN 2500-154X o51 (online)

Рис. 6. Схема развития транспортной инфраструктуры г. Душанбе Fig. 6. Scheme for the development of transport infrastructure in Dushanbe

Мировой тренд заключается в экологизации транспортной системы, согласно которой улицы должны использоваться не только для обеспечения высокой скорости и интенсивности движения, но и как общественные пространства, формирующие «зеленый» каркас. Такая задача поставлена сенатом города Берлина, как фактор успешного развития Берлинской метрополии на перспективу до 2050 года [4]. В процессе исследования выявлено, что также в организации движения по

улично-дорожной сети г. Душанбе нарушается важнейший принцип функциональной специализации различных классов улиц и дорог, выражающийся в недопустимости как внутригородского, так и внешнего транзита по сети улиц, обслуживающих жилые и центральные районы. Интенсивность транзитного движения во многом зависит от плотности и состояния дорожной сети страны: чем больше развита дорожная сеть, тем меньше в городских потоках транзитного движения[7].

ISSN 2227-2917 Том 10 № 4 2020 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-655

652 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 4 2020 _(online)_pp. 644-655

В зависимости от территориально-географических и горных особенностей Республики Таджикистан ее регионы составляют семь транспортно-географических зон: Гис-сарская, Раштская, Кулябская, Кургантюбин-ская, Зеравшанская, Северная и Горно-Бадахшанская зона19.

Город Душанбе, расположенный в Гиссар-ской долине, смещен на запад по отношению ко всей территории республики, характеризующейся слабой степенью урбанизации: в 18-ти городах проживает 26,4% всего населения. Это единственная в республике агломерация, центр которой подпитывается преимущественно сельскими поселениями. Транспорт в условиях нового этапа своего технического

развития придает сельской местности новое

20

качество20.

С необходимостью преодоления центростремительной тенденции развития Душанбинской агломерации проектировщики впервые столкнулись в 1979-1983 гг. при разработке проекта районной планировки Гиссар-ской долины. Увеличение транзитного потока по дорогам г. Душанбе может привести к коллапсу транспортной системы, так как чем крупнее город и чем выше уровень автомобилизации, тем меньше должна быть доля транзита.

Выводы

Город Душанбе является центром моноцентрической агломерации Республики Таджикистан, занимает узловое положение в системе территориальных связей. Исследование показало, что существующаяУДС города не может обеспечить оптимальные условия для движения автотранспорта. Основной проблемой существующей УДС города является то, что при достаточной плотности магистральной сети (от 2,54 до 4,29 км/км2, при нормативных значениях 2,4 - 4 км/км2), она не справляется с транспортным потоком в связи с большой долей внешнего и внутригородско-

го транзитного движения. Также нарушена дифференциация УДС по выполняемым функциями обеспечению пешеходной доступности остановок общественного транспорта. Для решения комплекса сложившихся проблем необходимо разработать долгосрочную стратегию по реконструкции и развитию объектов транспортной инфраструктуры Душанбинской агломерации.

В России не утихают дискуссии о том, каким же должен быть современный проект, определяющий стратегию крупного города, и на какую территорию он должен разрабатываться [5]. В Республике Таджикистан город Душанбе в статье 44 Градостроительного ко-декса21 обозначен как самостоятельный объект для разработки схемы планировки. В статье 47 ГК и Постановлении Правительства Республики Таджикистан22 в разделе 3 определено содержание схемы планировки и ее основные материалы. Заказчиком разработки схемы планировки является Комитет по архитектуре и строительству при Правительстве Республики Таджикистан. Следует обратить внимание на то, что задание на разработку схемы планировки, выданное заказчиком, может включать в себя проведение предпроект-ных научно-исследовательских работ. В отечественной практике современное представление о генеральном плане как действенном инструменте, способствующем реализации градостроительными средствами миссии города, ГК подменяет пассивной ролью документа в развитии города, которая в значительной степени сводится к пространственному отражению мероприятий, планируемых в городских стратегиях и программах [6].

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве методической основы для разработки градостроительной документации, определенной в ГК Республики Таджикистан как «документация о развитии территорий населенных пунктов».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Перетолчина Л.В., Глебушкина Л.В. Анализ современного состояния территорий многоэтажной жилой застройки города Душанбе // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2020. Т. 10. № 3. С. 460-469.

https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-3-460-469

2. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новоси-

19Развитие транспортного комплекса Республики Таджикисан на 2010-2015 годы: государственная целевая программа.

2 Гольц Г.А. Транспорт и расселение. М.: Наука, 1981. 248 с.

21 Градостроительный кодекс Республики Таджикистан: от 28 декабря 2012 г., № 933 - Душанбе. 32 с. 22Порядок разработки схем планирования территорий Республики Таджикистан от 18 марта 2014 г. № 190. Душанбе, 2014. 17 с.

Том 10 № 4 2020 ISSN 2227-2917

с. 644-655 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X pp. 644-655_(online)

бирск: Наука, 2004. 267 с.

3. Девятов М.М., Полякова Е.С. Функциональная классификация улиц и дорог местного значения в крупных городах // Вестник Волгоградского архитектурно-строительного университета. Серия: Строительствоиархитекту-ра. 2012. Вып. 26(45). С. 77-85.

4. Planning sustainable cities. Global reporton human settlements 2009 // United Nations Yu-man Settlements Programme (UN-Habitat). 2009. 305 p.

5. Strategie Stsadtland schaft Berlin - Senatsverwaltung fur Stadtentwicklung und Umwelt. 2012. 96 p.

6. Герцберг Л.Я. Быть или не быть генеральным планам крупных городов //Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 2. С. 1018.

7. Герцберг Л.Я. Актуализация методических основ разработки генеральных планов в контексте современных угроз и вызовов развитию городов // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 2. С. 91-97.

REFERENCES

1. Peretolchina LV, Glebushkina LV. Analysis of the current stateof multi-storey residential areas in the city of Dushanbe. Izvestiyavuzov. Investit-sii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real es-tate.2020;10(3):460-469. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-3-460-469

2. MikhailovAYu, Golovnykh IM. Modern trends in the design and reconstruction of street and road

networks in cities. Novosibirsk: Nauka; 2004.267 p.

3. Devyatov MM, PolyakovaYeS. Functional classification of local streets and roads in major cities. Vestnik Volgogradskogoarkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Stroitel'stvoiarkhitektura. 2012;26(45):77-85.

4. Planning sustainable cities. Global report on human settlements.London: United Nations Yu-

man Settlements Programme (UN-Habitat); 2009. 306 p.

5. Strategie Stsadtland schaft Berlin - Senatsverwaltung fur Stadtentwicklung und Umwelt. 2012. 96 p.

6. Gertsberg LYa.Is there a need for master plans for large cit-ies.Academia.Arkhitekturaistroitei'stvo = Academia. Architecture and construction.2019;2:10-18.(In Russ.) https://doi.org/10.22337/2077-9038-2019-2-10-18

7. GertsbergLYa. Actualization of the methodological basis of developing general plans in the context of modern threats and challenges to urban development. Arkhitekturaistroitei'stvo = Academia. Architecture and construction. 2018. № 2. C. 91-97. (In Russ.) https://doi.org/10.22337/2077-9038-2018-2-91-97

Сведения об авторах

Перетолчина Людмила Викторовна,

кандидат архитектуры,

доцент базовой кафедры строительного

материаловедения и технологий,

Братский государственный университет,

665709, г. Братск, ул. Макаренко, 40, Россия,

Se-mail: vladpert@yandex.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6690-6858

Глебушкина Людмила Владимировна,

кандидат технических наук,

доцент кафедры проектирования

зданий и градостроительства,

Строительный институт,

Тюменский индустриальный университет,

625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 2,

Россия,

e-mail: glebushkinalyuda@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9826-2911

Information about the authors

Lyudmila V. Peretolchina,

Cand. of Architecture,

Associate Professor of the Base Department of Building Material Science and Technologies, Bratsk State University, 40 Makarenko St., 665709, Russia, He-mail: vladpert@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6690-6858

Lyudmila V. Glebushkina,

Cand. Sci. (Eng.),

Associate Professor of the Department of

Building Design and Urban Planning,

Construction Institute,

Tyumen Industrial University,

Tyumen, 625001, Russia,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: glebushkinalyuda@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9826-2911

ISSN 2227-2917 Том 10 № 4 2020 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-655

654 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 4 2020 _(online)_pp. 644-655

Заявленный вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Статья поступила в редакцию 23.09.2020; одобрена после рецензирования 19.10.2020; принята к публикации 21.10.2020.

Contribution of the authors

All authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

Conflict interests

The authors declare no conflicts of interests.

The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.

The article was submitted 23.09.2020; approved after reviewing 19.10.2020; accepted for publication 21.10.2020.

Том 10 № 4 2020 ISSN 2227-2917

с. 644-655 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 655 pp. 644-655_(online)_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.