Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
начальное образование / современный урок / младший возраст / планирование урока / реализация урока / primary education / modern lesson / primary age / lesson planning / implementation of lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая А.Ю., Колосова Н.В.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые предъявляют новые требования к школьному образованию. Раньше главной задачей школы было дать ученикам определённую сумму знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации и участия в общественной жизни. Сегодня же образование направлено на развитие личности и формирование у учащихся таких качеств и навыков, которые позволят им самостоятельно изучать новое, осваивать различные виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING FEATURES AND IMPLEMENTATION OFMODERN LESSON IN PRIMARY SCHOOL

The current stage of social development is characterized by a number of features that impose new demands on school education. Previously, the main task of the school was to give students a certain amount of knowledge, skills and abilities necessary for successful socialization and participation in public life. Today, education is aimed at developing personality and developing in students such qualities and skills that will allow them to independently learn new things, master various types of activities and, as a result, be successful in life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373.31 Гладкая А.Ю., Колосова Н.В.

Гладкая А.Ю.

студент

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

Колосова Н.В.

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые предъявляют новые требования к школьному образованию. Раньше главной задачей школы было дать ученикам определённую сумму знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации и участия в общественной жизни. Сегодня же образование направлено на развитие личности и формирование у учащихся таких качеств и навыков, которые позволят им самостоятельно изучать новое, осваивать различные виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.

Ключевые слова: начальное образование, современный урок, младший возраст, планирование урока, реализация урока.

Учитель и его профессионализм играют важную роль в решении этой задачи. Сегодня стало очевидно, что только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем работы, высокой профессиональной гибкостью и искусным общением, может повысить качество образования в школе и уровень культуры учеников. В классно-урочной системе существуют различные формы

организации учебного процесса, такие как домашние задания, экскурсии, практические занятия. Однако урок остается основной формой обучения в школе.

Урок как форма организации учебного процесса существует уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение доказало свою эффективность, и в наши дни урок остаётся самой распространённой формой организации учебного процесса в школе.

В 50-60-х годах XX века произошло отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики начали исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И. Махмутовым и представлено в монографии «Современный урок» (1985). В работах Г. Д. Кириллова, В. А. Онищука, Ю. Б. Зотова и других авторов можно найти исследования и описания элементов урока.

Однако существует и более многочисленная группа педагогов, которые пишут только об отдельных элементах урока и его теории. Учитель может получить частичные сведения об уроке из работ Н. Г. Дайри, Ю. А. Конаржевского, М. Н. Скаткина, Н. А. Сорокина, Н. Е. Щурковой, Н. М. Яковлева и других авторов, которые описывают требования к уроку, его структуру, анализ и другие аспекты.

Давайте поговорим о том, что такое современный урок. В последние годы только Ю. А. Конаржевский предложил определение этого понятия. По его мнению, современный урок — это урок, на котором учитель максимально использует возможности для развития личности ученика. Учитель стремится активизировать умственный рост ученика, помочь ему глубоко и осмысленно усвоить знания и сформировать нравственные основы.

К современному уроку предъявляется ряд общих требований. Если их выполнить, то эффективность уроков повысится, а значит, улучшится и качество образования. В педагогической литературе можно найти от 6 до 18 и более таких

требований. Рассмотрим систему требований к современному уроку, предложенную Ю. Б. Зотовым.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

1) урок должен быть воспитывающим,

2) выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов,

3) на уроке следует воспитывать любовь к природе,

4) процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска,

5) в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Эффективность современного урока можно оценить по нескольким критериям: логика изучения материала соответствует логике изложения в учебнике, используются возможности дифференцированного подхода к ученикам с разным уровнем подготовки, соблюдаются нормы педагогической этики, темп урока оптимален для данного класса, в течение урока была обеспечена смена видов деятельности, подходящая для данного класса, соблюдены гигиенические условия учебного труда, созданы условия для формирования навыков делового общения и активизации внимания детей, дидактическая задача урока выполнена.

Основной идеей современного урока является взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Создание урока начинается с чёткого определения его цели и задач. П. И. Пидкасистый отмечает, что цель урока в современной школе должна быть конкретной, с указанием средств её достижения и переводом в конкретные дидактические задачи. [13, с. 608].

Сегодня учитель может сам выбирать структуру урока, главное, чтобы она была эффективной и помогала достичь поставленных образовательных целей. Кроме того, структура урока может меняться в зависимости от того, какие новые технологии обучения используются на занятиях.

Для того чтобы достичь современных целей в образовании, воспитании и развитии школьников, в учебном процессе применяются новые методы обучения.:

1) по виду передачи и восприятия учебной информации (методы словесной передачи и слухового восприятия, методы наглядной передачи и зрительного восприятия, практические методы обучения),

2) по характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения, проблемно-поисковые (продуктивные) методы),

3) по степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учитель (методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации),

4) по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности),

5) по логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные методы обучения, дедуктивные методы обучения).

Г.Ю. Ксензова предлагает характеристику основных компонентов деятельности учителя-«профессионала».

Установки и действия педагога.

1. Цель.

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

2. Мотив.

Опора на внутренние мотивы.

3. Средства.

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.

4. Действия.

Вариативность действий, выбор действия в соответствии с возможностями школьника.

5. Результат.

Достижение учениками личностно-значимого результата, в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника.

6. Оценка.

В основе развивающего обучения лежит идея активизации внутренних механизмов развития личности. Главная задача педагога — помочь ребёнку научиться самостоятельно получать и усваивать знания, развивать его творческий потенциал.

Школа, работающая в режиме развивающего обучения, не стремится научить ребёнка всему на всю жизнь. Её цель — научить ученика учиться, адаптироваться к постоянно меняющемуся миру и получать знания в течение всей жизни.

Современное образование направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют учиться. Начальное образование закладывает основу учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение ставить и достигать учебные цели, планировать и контролировать свои действия.

Начальная ступень школьного обучения должна формировать познавательную мотивацию и интерес к учёбе, готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Также важно развивать основы нравственного поведения, которые определяют отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Для того чтобы дети в начальной школе проявляли любознательность, стремились к самостоятельному изучению окружающего мира, были активными и инициативными в процессе познания, необходимо создать развивающую образовательную среду. Эта среда должна стимулировать активные формы

познания, такие как наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений и предположений, учебный диалог и другие.

Младшему школьнику следует предоставить условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, смотреть на них как бы со стороны. Это позволит ребёнку соотносить результат своей деятельности с поставленной целью, понимать, что он знает, а что ещё предстоит узнать. Способность к рефлексии играет важную роль в социальной адаптации ребёнка. Она помогает ему определить свою роль как ученика и школьника, а также мотивирует на дальнейшее саморазвитие. [15, с. 317].

В современном начальном образовании важно не только то, что ученик должен запомнить и воспроизвести, но и то, как он может применять полученные знания в различных ситуациях. Это включает в себя развитие универсальных учебных действий в разных сферах: личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной. Такие навыки позволяют ученикам организовывать свою учебную деятельность самостоятельно.

Мы убеждены, что современный урок должен быть продуктивным и эффективным. Вместо традиционного монолога учителя, на таком уроке следует использовать проблемно-поисковый метод. Материал должен изучаться через эвристические беседы, дискуссии, диспуты и исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / под ред. М.А. Бантовой. - М.: Просвещение, 1976. - 335 с;

2. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с;

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с;

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца X в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. - 512 с;

5. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с;

6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др., под. ред. З.И. Васильевой. - М.: Академия, 2002. - 416 с;

7. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 288 с;

8. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1980. - 174 с;

9. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. -126 с;

10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособ. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с;

11. Махмутов М.И. Современный урок: монография. - М.: Педагогика, 1985. -183 с;

12. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с;

13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с;

14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Владос, 2000. - 400 с;

15. Примерные программы начального общего образования: стандарты второго поколения / ред. совет: Л.И. Льняной [и др.]. - В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с. - ISBN 9785090190565;

16. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига, 2009. - 112 с

Gladkaya A. Yu., Kolosova N. V.

Gladkaya A.Yu.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

Kolosova N.V.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

PLANNING FEATURES AND IMPLEMENTATION OF MODERN LESSON IN PRIMARY SCHOOL

Abstract: the current stage of social development is characterized by a number of features that impose new demands on school education. Previously, the main task of the school was to give students a certain amount of knowledge, skills and abilities necessary for successful socialization and participation in public life. Today, education is aimed at developing personality and developing in students such qualities and skills that will allow them to independently learn new things, master various types of activities and, as a result, be successful in life.

Keywords: primary education, modern lesson, primary age, lesson planning, implementation of lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.