Научная статья на тему 'Особенности питания и поведения садовых камышевок Acrocephalus dumetorum в период выкармливания птенцов'

Особенности питания и поведения садовых камышевок Acrocephalus dumetorum в период выкармливания птенцов Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
362
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности питания и поведения садовых камышевок Acrocephalus dumetorum в период выкармливания птенцов»

Нечаев В.А. 1991. Птицы острова Сахалин. Владивосток: 1-748.

Носков Г.А. (ред.) 1981. Полевой воробей Passer montanus L. (характеристика вида на пространстве ареала). М.: 1-301. Поливанов В.М. 1981. Экология птиц-дуплогнездников Приморья. М.: 1-171. Редкие позвоночные животные советского Дальнего Востока и их охрана. 1989. Л.: 1-239.

Степанян JI.C. 1978. Состав и распределение птиц фауны СССР: Воробъинообразные Pas-

seriformes. M.: 1-391. Степанян JI.C. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-725. Brazil M. А. 1991. The Birds of Japan. London: 1-466. Gore M.E.J., Won Pyong-Oh. 1984. The Birds of Korea. 1-450. De Schauensee R.M. 1984. The Birds of China. London, Oxford Univ. Press: 1-602. Taczanowski L. 1891. Faune ornithologique de la Sibéria orientale. Prem. Part. St.-Petersburg: 1-684. Tomek T. 2001. The birds of North Korea: Passeriformes II Acta zool. cracov. 45, 1: 1-235.

Ю OS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 266: 624-628

Особенности питания и поведения садовых камышевок Acrocephalus dumetorum в период выкармливания птенцов

И.В.Прокофьева

Российский государственный педагогический университет, Набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Поступила в редакцию 30 сентября 2004

Питание птенцов садовой камышевки Acrocephalus dumetorum мы изучали в 1970 году в период с 30 июня по 8 июля на юге Ленинградской области. За это время у птенцов были изъяты 102 порции пищи, содержавшие 469 объектов питания.

Бывшее под наблюдением гнездо находилось примерно в 25 м от жилого дома на опушке елово-лиственного леса, граничившего с пойменным лугом. Все другие дома в этом населённом пункте располагались уже в самом лесу, однако камышевки не побоялись выбрать место для своего гнезда именно возле единственного находившегося на опушке дома, причём их не испугало и то, что в доме вместе с хозяевами жила большая собака. Объяснить это можно тем, что присутствие садовых камышевок в антропогенном ландшафте, как считают некоторые исследователи, вполне типично для Северо-Запада нашей страны (Мальчевский, Пукинский 1983). Типичным было также расположение гнезда в куртине крапивы и папоротника на высоте около 0.5 м. При этом указанную куртину облюбовали ещё и садовые славки Sylvia borin, гнездо которых находилось в 1.5 м от гнезда камышевок. Надо сказать, что обе пары птиц были хорошими соседями и нисколько не

мешали друг другу. Судя по литературным данным, садовые камышевки положительно относятся и к особям своего вида, выступающим иногда в роли гнездовых помощников (Попельнюх 2002).

Находившиеся под нашим наблюдением садовые камышевки размножались в обычные для этого вида сроки. В Ленинградской области большинство самок откладывает яйца во второй декаде июня (Мальчевский, Пу-кинский 1983). В нашем случае первое яйцо появилось в гнезде 9 июня. Всего было отложено 6 яиц, но 2 оказалось болтунами. К изучению питания 4 птенцов мы приступили спустя 3 дня после их вылупления.

Из таблицы 1 видно, что птенцы получали очень разнообразный корм. В их рационе присутствовали насекомые 8 отрядов, а также пауки и моллюски. Интересно, что A. dumetorum, так же как и A. schoenobaenus (Прокофьева 2004), добывали главным образом имагинальные формы насекомых, хотя иногда приносили в гнездо и личинок. Последних было больше, чем взрослых форм, лишь среди жуков Coleóptera, чешуекрылых Lepidoptera и перепончатокрылых Hymenoptera. Зато двукрылые Díptera были представлены в рационе птенцов почти исключительно имаго

Двукрылым садовые камышевки отдавали предпочтение перед всеми другими видами корма и, как показывает таблица 1, на их долю приходилась половина всех пищевых объектов. Как мы уже писали, излюбленным кормом садовых камышевок являются болотницы Limoniidae (Прокофьева 1974). Всего же в пище птенцов мы обнаружили двукрылых из 17 семейств (табл. 2). Нередко родители приносили птенцам также и равнокрылых Homoptera. Это были главным образом тли Aphididae, а также виды из Jas-sidae (Macrosteles sp., Kybos sp., Aphrodes sp.), Cercopidae (Philaenus leucop-thalmus и др.) и Delphacidae, причём среди них были не только имаго, но и личинки. В общей сложности двукрылые и равнокрылые составили три четверти всей массы корма, приносимого камышевками птенцам.

Таблица 1. Состав корма птенцов садовой камышевки Acrocephalus dumetorum

по данным анализа 102 порций пищи

Таксоны Количество экземпляров

Абс. %

I n s е с t а 324 имаго и 80 личинок 86.1

Díptera 232 имаго и 4 личинки 50.3

Homoptera 80 имаго и 27 личинок 22.8

Lepidoptera 9 имаго и 13 гусениц 4.7

Coleóptera 1 имаго и 14 личинок 3.2

Hymenoptera 2 имаго и 11 личинок 2.8

Heteroptera 6 имаго и 1 личинка 1.5

Neuroptera 3 имаго 0.7

Ephemeroptera 1 имаго 0.2

A r a n e i 43 имаго, 10 личинок и 2 кокона 11.7

M о 11 u s с a 10 2.1

Итого: 469 экз.: 387 имаго, 80 личинок и 2 кокона 100.0

Таблица 2. Двукрылые Díptera в корме птенцов садовой камышевки Acrocephalus dumetorum

Таксоны Кол-во экз.

Абс. %

Limoniidae 137 58.0

Chironomidae 31 13.1

Syrphus ríbesii L. 4 1.7

Syrphus balteatus De Geer 2 0.9

Syrphus tricirictus L. 1 0.4

Zelima segnis L. 2 0.9

Zelima tarda L. 1 0.4

Eristalis hortícola Deg. 1 0.4

Platychirus peltatus Mg. 2 0.9

Syrphidae indet. 6 2.5

Muscidae 10 4.2

Típula sp. 5 2.1

Rhagio lineóla F. 4 1.7

Rhagio tringarius L. 2 0.9

Aedes sp. 5 2.1

Chersodromia cursitans Zett. 1 0.4

Rhamphomyia sp. 1 0.4

Hybos sp. 1 0.4

Empis sp. 1 0.4

Sepsis sp. 3 1.3

Larvivoridae 3 1.3

Trepidaría sp. 3 1.3

Dolichopus sp. 2 0.9

Chrysozona sp. 2 0.9

Dryomyzidae 2 0.9

Thereva sp. 1 0.4

Dorylas ater Mg. 1 0.4

Licoriidae 1 0.4

Geosargus iridatus Scop. 1 0.4

Итого: 236 100.0

Остальные виды пищи были представлены прежде всего чешуекрылыми, а именно совками Noctuidae (Calymnia trapezina и др.), пяденицами Geo-metridae, листовёртками Tortricidae и т.п., а также жуками, среди которых были личинки божьих коровок Coccinellidae, листоедов Chrysomelidae, полоскуна Acilius sulcatus (Dytiscidae) и взрослые водожуки Hydrobius fuscipes (Hydrophilidae). Перепончатокрылые представлены исключительно настоящими пилильщиками Tenthredinidae (Athalia sp. и др.). Из прочих насекомых встречены лишь отдельные экземпляры Heteroptera: клопов из семейств Miridae (Notostira erratica, Daraeocoris sp. и др.), Nabidae (Reduviolus sp.) и Myodochidae,— а также сетчатокрылых Neuroptera (Chrysopa vulgaris и др.) и подёнок Ephemeroptera (Centroptilum sp.).

Пауки Aranei составляли почти 12% диеты, т.е. занимали третье по количеству экземпляров место среди других видов корма. Среди них преобладали взрослые, но иногда родители давали птенцам и личинок и коконы (табл. 1). В пище птенцов мы встретили пауков четырёх семейств. Главным образом это были Araneidae {Araneus diadematus, А. angulatus, А. turmii, А. ceropegius), но иногда и Thomisidae (Xysticus sp.), Linyphiidae (Linyphia sp.), Clubionidae (Clubiona sp.).

Моллюсков встречено в корме птенцов совсем немного (табл. 1), что, впрочем, характерно для подавляющего большинства насекомоядных птиц.

Предпочтение, которое садовые камышевки отдавали мелким объектам питания, проявлялось очень явственно. Поэтому некоторые порции содержали довольно много экземпляров корма, до 24. В то же время иногда родители давали птенцу за одно кормление всего лишь один экземпляр. Это происходило в двух случаях. Во-первых, когда птенцы совсем маленькие, а во-вторых, когда добыча оказывалась довольно крупной. Последнее наблюдалось при скармливании слепней, больших мух и бабочек, а также, когда был принесён крупный жук-водолюб. Иногда, если кормовой объект оказывался очень крупным, птенец получал только часть его, т.к. родители были вынуждены "обрабатывать" такую добычу, прежде чем отдать ему. Например, у больших пауков камышевки оставляли лишь одно брюхо, у больших мух даже часть его, а у более или менее крупных бабочек отрывали крылья. Это позволяло давать одних и тех же насекомых как маленьким птенцам, так и большим. Когда родители не "обрабатывали" крупную добычу, маленьким птенцам приходилось очень плохо. Так, однажды мы наблюдали, как трёхдневный птенец не мог проглотить крупную муху, застрявшую у него в пищеводе, и он в конце концов погиб.

Известно, что в поисках корма садовые камышевки обычно осматривают участок, непосредственно примыкающий к гнезду (Мальчевский, Пукин-ский 1983). Мы уже писали о том, что добывая пищу они обследуют траву вокруг гнезда, кусты и низко свисающие ветви деревьев (Прокофьева 1974). Однако иногда эти птицы всё же удаляются на значительное расстояние от гнезда. Присутствие в рационе птенцов водожуков и личинок полоскунов может служить доказательством того, что садовые камышевки могут добывать пищу из воды. В нашем случае расстояние от гнезда до ближайшего водоёма составляло примерно 70 м. Добавим, что, согласно наблюдениям других исследователей, самки этих камышевок летают за кормом на меньшее расстояние, чем самцы (Москвитин, Ананьина 1990).

В литературе есть сведения о том, что при выкармливании птенцов садовые камышевки посещают гнездо до 70-120 раз в день (Eriksson 1969), причём суточный ритм выкармливания имеет 4 пика (Москвитин, Ананьина 1990). Для того, чтобы характеристика активности садовых камышевок была более полной, добавим к этому, что, по нашим наблюдениям, один птенец получает в среднем за 1 ч от 3 до 6 экземпляров пищи.

В процессе работы удалось выяснить, что поведение садовых камышевок у гнезда бывает иногда весьма агрессивным по отношению к людям. Так, одна из бывших под наблюдением птиц нападала на нас, когда мы брали в руки её птенцов, и пыталась клюнуть.

Когда птенцы подросли и появились опасения, что они могут выскочить из гнезда после того, как им наложат шейные лигатуры, мы обменяли их на птенцов славки-черноголовки Sylvia atricapilla более младшего возраста. Камышевки отнеслись к этому очень спокойно. Через полчаса после обмена одна из птиц уже сидела на гнезде и обогревала птенцов-приёмышей. И это несмотря на то, что птенцы камышевок и славок различались очень заметно. Первые были уже наполовину оперены и заметно крупнее вторых, вылупившихся совсем недавно. Эти последние были разновозрастные: троим исполнилось к моменту обмена 2.5 сут, одному 1.5, а самому младшему было 0.5 сут. Отметим, что хотя камышевки кормили маленьких птенцов той же пищей, что и своих птенцов, славкам она вполне подходила, поскольку состояла из мелких объектов питания.

В корме птенцов садовой камышевки мы обнаружили как вредных насекомых, так и полезных. Однако полезных было совсем немного, и представлены они только божьими коровками (7 экз.) и сетчатокрылыми (3). Из вредных же насекомых встречены как кровососущие формы, так и вредители растений. К кровососущим следует отнести комаров (5 самок) и слепней (2 экз.), а что касается вредителей растений, то к ним следует отнести прежде всего тлей, составивших 13.2% от всех объектов питания, а также совок, листовёрток и листоедов, многие из которых повреждают растения, и ещё клопов-слепняков, пядениц и пилильщиков. Вся эта группа представлена в рационе птенцов 98 экземплярами. И хотя некоторые из них, может быть, не повреждают важные для человека растения, тем не менее указанная цифра позволяет утверждать, что садовые камышевки истребляют заметное количество вредителей лесного и сельского хозяйства. В то же время если учесть, что эти птицы в целом немногочисленны, то вряд ли будет правильным причислять их к числу очень полезных видов.

Литература

Мальчевский A.C., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных

территорий: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504. Москвитин С.С., Ананьина Т. А. 1990. Ритмика поведения и бюджет рабочего времени садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum) в период выкармливания птенцов // Современная орнитология 1990. М.: 172-178. Попельнюх В.В. 2002. Случай помощничества у садовой камышевки Acrocephalus dumetorum

И Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 180: 262-263. Прокофьева И.В. 1974. Питание птенцов барсучка и садовой камышевки на юге Ленинградской области //Материалы 6-й Всесоюз. орнитол. конф. М., 2: 110-111. Прокофьева И.В. 2004. Поведение камышевок-барсучков Acrocephalus schoenobaenus во время кормления птенцов и характеристика приносимой ими пищи //Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 260: 402-406.

Eriksson К. 1969. Uber die Brutökologie des Buschrohrsängers (Acrocephalus dumetorum) // Ornithol. Mitt. 21, 5: 91-100.

Ю СЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.