Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И РОССИЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт / импорт / транспортировка / Латинская Америка / Россия / логистика / санкции / export / import / transportation / Latin America / Russia / logistics / sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.О. Харчевникова

В данной статье рассматриваются особенности экспортно-импортных операций между Россией и Латинской Америкой, уделяя особое внимание транспортировке основных товаров. Анализ охватывает данные о доле России в экспорте Латинской Америки, колебания этого показателя за последние 21 год и влияние глобальных геополитических и экономических событий на торговлю. Представлены основные экспортные товары 2021 года, их доли и особенности транспортировки. Обсуждаются логистические проблемы и последствия санкций на торговлю. В заключение предложены выводы и рекомендации для улучшения торговых и логистических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRANSPORTATION OF EXPORT-IMPORT GOODS BETWEEN LATIN AMERICAN COUNTRIES AND RUSSIA

This article examines the features of export-import operations between Russia and Latin America, with a particular focus on the transportation of key goods. The analysis covers data on Russia's share in Latin American exports, fluctuations in this indicator over the past 21 years, and the impact of global geopolitical and economic events on trade. Key export goods of 2021, their shares, and transportation features are presented. The article discusses logistical challenges and the effects of sanctions on trade. Conclusions and recommendations for improving trade and logistics processes are proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И РОССИЕЙ»

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И РОССИЕЙ

А.О. Харчевникова, студент

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-212-221

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности экспортно-импортных операций между Россией и Латинской Америкой, уделяя особое внимание транспортировке основных товаров. Анализ охватывает данные о доле России в экспорте Латинской Америки, колебания этого показателя за последние 21 год и влияние глобальных геополитических и экономических событий на торговлю. Представлены основные экспортные товары 2021 года, их доли и особенности транспортировки. Обсуждаются логистические проблемы и последствия санкций на торговлю. В заключение предложены выводы и рекомендации для улучшения торговых и логистических процессов.

Ключевые слова: экспорт, импорт, транспортировка, Латинская Америка, Россия, логистика, санкции.

Экспорт из Латинской Америки

По состоянию на 2021 год доля России в экспорте Латинской Америки составляет 0,48%. За последние 21 лет этот показатель колебался. В начале 2000-х годов он оставался стабильным на уровне 0,6%. В 2004 году произошел рост до 0,79%, а в 2008 году достиг пика - 0,84%. После 2008 года началось снижение, достигшее минимума в 2021 году - 0,48%. Спад связан с

глобальными геополитическими и экономическими событиями, такими как, например, введение санкций против России, которые повлияли на мировую торговлю [1].

Главные экспортные товары

Посмотрим на данные, взятые из базы данных Обсерватории экономической сложности [1].

Рис. 1. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна: основные статьи экспорта товаров в РФ

В таблице представлены данные об основных товарах, экспортируемых странами Латинской Америки и Карибского бассейна в Российскую Федерацию в 2021 году, выраженные в процентах от экспорта в мире. Ниже приведены три основных экспортных товара в Россию и их процентные доли:

1. Сливочное масло (далее - масло) (61%).

2. Лосось (39%).

3. Сыр (19%).

Разберем особенности торговли и транспортировки этих топ-3 товаров.

1. Наиболее яркой особенностью представленных данных является доминирование сливочного масла в экспорте из стран Латинской Америки и Карибского бассейна в Россию. Его доля составляет 61%, что свидетельствует о высоком спросе на этот молочный продукт. Это может быть связано как с предпочтениями российских потребителей, так и с необходимостью использования данного продукта в российской пищевой промышленности и производстве.

Из всего импорта масла в Россию по объему 3 и 4 место занимают страны Латинской Америки - Аргентина и Уругвай соответственно. Несмотря на выдающееся место среди экспортеров, суммарно эти страны ввозят в 6 раз меньше, чем первые два экспортера (Беларусь и Новая Зеландия) и в 2 раза меньше, чем второй экспортер (Новая Зеландия). Это говорит о том, что Россия в целом не зависима от поставок масла из стран Латинской Америки (12% от общего объема ввоза).

Для Аргентины, однако, Россия является главным направлением экспорта масла. На Россию приходится 57,5% всего объема экспорта данного продукта или в пять раз больше, чем на второго главного партнера - Бразилию [1]. Аргентина сильно зависима от России в экспорте этого продукта. При этом такой масштаб экспорта масла в Россию сформировался только с 2014 года, скорее всего, в результате введения первого пакета санкций в отношении России и ее действий по диверсификации импорта.

В экспорте Уругвая ситуация несколько отличается. Россия является крупнейшим

торговым партнером в экспорте масла с 2006 года (доля России выросла с 2-5% до 32,1%), что произошло в результате усиления двустороннего сотрудничества между странами. По данным на 2021 год на Россию приходится 50,8% всего экспорта уругвайского масла [1].

После введения обширного пакета санкций экспорт масла этих двух стран заметно сократился. Страны работают над диверсификацией экспорта на другие направления, однако пока полностью заменить объем поставок в Россию не удалось [2].

Особенности транспортных перевозок

Масло из Латинской Америки транспортируется в охлажденном или замороженном виде в основном по морю. Преимущества транспортировки в замороженном виде заключаются, во-первых, в более длительном сроке хранения и, во-вторых, в большей штабелируемости продукта. Эти преимущества уравновешиваются необходимостью большей мощности холодильного оборудования, необходимого на протяжении всей транспортной цепочки [3].

Данные об основных портах, используемых для транспортировки масла в Россию не обширны, однако известно, что до февраля 2021 основными перевалочными пунктами таких поставок служили порты Европейского союза, в частности, например, Бельгии или Нидерландов, а на данный момент перевалочными пунктами стали турецкие порты [4].

2. Лосось является вторым по величине экспортным продуктом, на который приходится 39% экспорта региона в Россию [1]. Из стран Латинской Америки Чили - главный экспортер лосося в Россию.

Лосось поставляется в свежем (охлажденном) или в замороженном виде. Доля Чили в импорте свежего лосося незначительна - всего 0.7% или 5 место среди других экспортеров. Однако если мы возьмем замороженный лосось, доля Чили увеличивается до 85%, а если рассмотрим российский импорт отдельно атлантического лосося, то доля Чили составит 94% от всех экспортеров этого продукта в Россию [5]. Из упомянутых категорий Россия больше всего возит именно замороженный

атлантический лосось (в 2021 г. $233М против $111М свежего лосося и $25М замороженного тихоокеанского), поэтому можно сделать вывод о зависимости России от импорта лосося из Чили [1]. Это заключение, основанное на данных 2021 года подтверждается ситуацией, сложившейся в 2022 и 2023 годах после введения обширного пакета санкций в отношении России. Большое количество лососевых фермерских хозяйств Чили принадлежит бизнесменам из США, что после введения санкций, привело к резкому сокращению экспорта в Россию. В условиях, когда основной партнер России по экспорту свежего лосося - Норвегия - отменила свои поставки еще в 2014 году, на российском рынке лосося образовался дефицит, что привело к заметному подорожанию этого сырья [6].

Для Чили в свою очередь, Россия по данным 2021 года - главный экспортный партнер по поставкам замороженного лосося. На него приходится 44,9% всего экспорта из страны. Доля России в поставках свежего лосося незначительна (меньше 0,02% всего экспорта). В результате введения санкций и сокращения экспорта поставки замороженного лосося в Россию сократились на 46% в первом квартале 2022 года [7]. Более подробные данные по Чили пока недоступны, однако можно говорить, что Чили сильно пострадала от невозможности экспортировать лосось в Россию в результате санкций.

Особенности транспортных перевозок

Чилийский замороженный лосось доставляется на морских судах специально оборудованных рефами с климатическими установками. Самые часто используемые порты на экспорт в Россию - Вальпараисо, Лиркен, Сан-Антонио. Со стороны нашей страны груз принимается в портах - Владивостока, Восточного, Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Бронки, Калининграда и Новороссийска [8]. Далее, в зависимости от конкретного контракта и условий транспортировки, груз может перегружаться на железнодорожную платформу, транспортироваться автотранспортом или оставаться в городе расположения порта как в пункте финального назначения. В среднем

доставка до порта занимает 30-35 дней, доставка в Москву - 40-45 дней.

3. Сыр с долей в экспорте равной 19% является третьим по величине экспортным продуктом в Россию. Категория яблоки, груши тоже находятся на третьем месте, но в рамках этой статьи я остановлюсь на сыре, как на более интересном товаре для российского импорта (Россия импортирует сыра на $1,33 миллиарда, а яблоки и груши на $521 миллиона) [1].

Увеличение доли экспорта сыра в Россию из Латинской Америки произошло, как и в ситуации с лососем в 2014 году после введения первого пакета санкций. Так Россия старалась диверсифицировать импорт сыров.

На 2021 год самым крупным экспортером сыра в Россию среди стран Латинской Америки являлись Аргентина (2 место после Беларуси) и Уругвай (5 место после Беларуси, Аргентины, Сербии и Швейцарии) [1]. На Аргентину приходится 4,91% всего импорта сыра в Россию, на Уругвай - 1,33% [1]. Есть и более мелкие экспортеры: Чили (0,89% всего импорта России) и Бразилия (0,41% всего импорта) [1]. Из этих цифр видно, что Россия не имеет сильной зависимости от поставок сыра из стран Латинской Америки.

В то же время поставки сыра в Россию важны для крупнейших экспортеров из Латинской Америки Аргентины и Уругвая. Экспорт в Россию из Аргентины - второй по объему всего экспорта сыра (21.4% от всего объема), а из Уругвая - третий (16,54%) [1]. Эти данные не говорят о прямой зависимости Аргентины и Уругвая от российского импорта сыра, но демонстрируют заметную значимость России как импортера данного продукта.

Особенности транспортных перевозок

Сыры обычно транспортируется морем в рефрижераторных контейнерах, поддерживающих необходимую температуру и влажность. Нарушение температурного режима рискованно, так как некоторые виды сыров чувствительны к неправильному хранению. Сыры обычно укладываются в картонные коробки, затем в большие сетчатые или закрывающиеся морские рефрижераторные контейнеры. Так обеспе-

чивается плотность разгрузки и минимизируются риски повреждения сыров [9]. Грузы собираются в главном экспортном порту Аргентины Буэнос-Айресе и направляются в порты Санкт-Петербурга. Среднее время доставки - 35 дней.

Выводы

Исходя из проведенного анализа колебания доли экспорта свидетельствуют о значимости влияния внешних факторов на торговые отношения России и Латинской Америки. Это влияние не всегда однозначно. Санкции 2014 года стимулировали торговлю, когда санкции 2022 года ее осложнили и сократили. Топ экспортеров в Россию - Чили, Аргентина, Уругвай и Бразилия. Если рассматривать ключевые экспортные товары, то доминирование сливочного масла (61%) отражает высокий спрос и потенциал сотрудничества с пищевой промышленностью России. Между тем, значительная доля замороженного лосося из Чили подчеркивает зависимость России от импорта этого товара, что приводит к сбоям в двусторонней торговле после введения санкций. Они также по-

влияли на экспорт сыра, лидерами по которому являются Аргентина и Уругвай. Кроме того, детали осуществления перевозок рассмотренных товаров проливают свет на тщательную логистику, необходимую для поддержания качества продукции во время транспортировки.

Экспорт из Российской Федерации

Процентная доля российского экспорта в Латинскую Америку по отношению к общему экспорту из страны варьируется от минимального значения 0,65% в 2003 году до максимального значения 2,49% в 2021 году [10].

Колебания в начале 2000-х годов и рост начиная с 2008 года могут быть связаны с экономическими факторами и геополитическими событиями. Например, рост 2008 года может быть связан с ростом цен на сырьевые товары, в том числе на энергоносители. Так как рост последовательный, можно говорить о попытках наращивать свое присутствие в Латинской Америке.

Рассмотрим топ товаров, экспортируемых из России в Латинскую Америку в 2021 году (рис. 2).

Как видно из приведенной информации это удобрения различного вида, нефть и алюминий. Основные группы экспорта не меняются в результате санкций, меняется лишь объем поставок. Разберем их особенности:

1. Минеральные удобрения в частности и удобрения в целом занимают огромную долю импорта стран Латинской Америки из России.

Основными импортерами российских минеральных удобрений в Латинской

Америке являются Бразилия (главный партнер, первое место по импорту -27,1%) и Мексика (пятое место -3.59%).[1] Интересно отметить, что многие страны Латинской Америки закупают Российские удобрения. Помимо главных партнеров, в их число входят Перу, Аргентина. Колумбия, Эквадор, Парагвай, Уругвай, Боливия и Чили. Их доля в экспорте варьируется от 4,9% (Перу) до 0,058% (Чили).[1] Рынок Латинской Америки очень важен для России. До обширного пакета санкций 2022 года с долей стран Латинской Америки могла сравниться доля импорта стран Европейского союза и вместе они составляли около 50 % общего экспорта. После введения санкций пострадали оба эти направления.

Отличия заключаются в том, что Бразилия крайне зависима от ввоза российских удобрений (Россия - вторая страна по объему импорта (21,2%), уступает только Марокко (22,4%) [1]. Объем их импорта Бразилией в 2021 году сопоставим с объемом всего Европейского союза ($1,35 миллиардов против $1,75 миллиардов) [1]. Министерство сельского хозяйства Бразилии даже призывало вывести категорию «удобрения» из-под санкций, так как ограничения угрожают национальной безопасности страны [11]. Столкнувшись с перспективой продовольственного кризиса, Соединенные Штаты в конце марта 2022 года ввели в свои санкции исключение, прямо разрешающее закупки российского продовольствия и удобрений. Несмотря на то, что финансовые санкции все еще осложняют сделки, покупка российских удобрений больше не запрещена [12]. Параллельно с этим, 11 марта 2022 года правительство Бразилии ввело в действие план по снижению зависимости от импорта российских удобрений из-за проблем с поставками. Программа, направленная на сокращение импорта удобрений из Бразилии с нынешних 85% до 45% к 2050 году, включает в себя новую налоговую политику для данного сектора и предусматривает поддержку частных компаний для расширения мощностей по производству удобрений [13].

Особенности транспортных перевозок

В 2022 году объем общих поставок удобрений из России сократился на 17% [14]. Доставка удобрений в Бразилию осуществляется преимущественно из портов Санкт-Петербурга и Мурманска в порты Витория, Сантуш и Паранагуа на юго-востоке Бразилии [15]. Однако, по данным Министерства сельского хозяйства Бразилии, основным штатом-импортером удобрений является штат Мату-Гросу на западе Бразилии - главный сельскохозяйственный штат страны [16]. Тем не менее, большая часть грузов поступает как уже был сказано, в порты на юго-востоке, расположенные более чем в 2 000 км от штата. Экономия на стоимости фрахта приводит к формированию интенсивного потока грузовых автомобилей, поскольку перевозки удобрений между штатами Бразилии осуществляются преимущественно автомобильным транспортом, в силу плохо развитой железнодорожной инфраструктуры [17]. Поэтому при доставках грузов в штаты без выхода к морю, как в случае с удобрениями, снижается скорость и эффективность доставки.

Удобрения перевозятся в больших мешках, способных вместить до одной тонны продукта, внутри рефрижераторных контейнеров. Эти контейнеры затем часто используются для экспорта замороженного мяса, и, поскольку большинство из них были бы возвращены пустыми, такое решение выгодно и судовладельцу, и покупателю продукции.

У импортеров есть три варианта разгрузки такого груза: доставка в биг-бэгах, когда груз выгружается на терминальной площадке и отправляется заказчику; навал, при котором адаптер, установленный на погрузчиках, позволяет эффективно и быстро выгружать удобрение прямо в грузовики; и навалом-насыпью, когда полный контейнер опрокидывается на территории заказчика [18].

2. Нефть — второй по объему товар экспорта России в Латинскую Америку.

Доля стран Латинской Америки в экспорте Российской нефти незначительна относительно общих объемов экспорта, при том, что по меньшей мере 11 стран ЛА

ее импортируют. Крупнейший импортер российской нефти в регионе - Бразилия занимает лишь 0,82% от общего экспорта, Эквадор - на втором мете - 0,29%, а остальные страны региона варьируются от 0,0092% до 0,034% [1].

Посмотрим, насколько велико значение российской нефти в регионе. У главного импортера Латинской Америки - Бразилии - четвертое место среди ее экспортных партнеров по нефти. Однако по объему она сильно уступает экспортеру номер один - США (объем экспорта $672 миллиона и $7,58 миллиарда соответственно). У Эквадора разрыв между экспортом нефти из США и России также велик - $1,21 миллиард против $241 миллиона соответственно [1]. У остальных стран региона экспорт из России вовсе не занимает заметных позиций.

Из этого можно сделать вывод, что Россия - партнер Латинской Америки по поставкам нефти, но регион не полагается на и не зависит от этих поставок, ровно, как и Россия не видит в Латинской Америке значимого партнера по этому товару.

Особенности транспортных перевозок

Нефть из России в Латинскую Америку перевозится морем. Нефть относится к опасным грузам, поэтому ее перевозка отдельно регламентируется международными соглашениями и национальным законодательством стран [19]. Судами для перевозки нефти являются танкеры. Данные о поставках до санкций 2022 года не доступны, однако основные порты выхода нефти из России в 2023 году - порты Балтийского и Черного морей [20]. Из портов прибытия по поиску из открытых источников определяется порт Мадре де Деуш, Бразилия [21]. По информации французской газеты Le Monde, существует так называемый "тенефой флот" России по доставке нефти в обход санкций [22]. Суда этого флота более старые, менее безопасные и не покрываются страховкой, несмотря на риск аварий. Однако такая конфигурация позволяет сократить расходы на перевозку. Перевозка нефти в Латинскую Америку занимает в среднем 16-18 дней [23].

3. Алюминий — третий по объему экспортный товар из России в Латинскую Америку.

Россия всего экспортирует алюминия на $7,42 миллиарда, при этом на страны региона приходится $25,3 миллиона. Крупнейшие импортеры российского алюминия в регионе - Мексика (2,35%), Бразилия (0,24%) и Колумбия (0,098%).[1] Как видно из этих данных, регион не зависит от поставок алюминия из России.

Рассмотрим соотношения импорта российского алюминия к общему импорту алюминия в этих странах. Для Мексики Россия является пятым экспортным партнером по алюминию, однако в процентном соотношении доля России невелика - всего 7,4% ($174 миллиона из $2,35 миллиарда) [1]. В Бразилии доля российского алюминия составляет 1,35% от всего импорта алюминия, а для Колумбии эта цифра увеличивается до 11,4% [1]. Россия - третий партнер Колумбии по экспорту алюминия, однако эта страна ввозит сильно меньше данного металла, чем Бразилия или Мексика - всего на $64.2М [1]. Соответственно, в Латинской Америке наиболее зависимой страной от поставок алюминия из России является Колумбия.

Особенности транспортных перевозок

При отгрузке с завода алюминиевые листы и другие полуфабрикаты обычно прокладываются папиросной бумагой или обрабатываются маслом или ланолином в зависимости от условий транспортировки и эксплуатации, которым они будут подвергаться [24]. Алюминиевые материалы не должны лежать на незащищенном бетонном полу или укладываться в непосредственной близости от цемента, раствора, штукатурки, так как они вызывают коррозию [24].

Самый дешевый способ доставки грузов из Санкт-Петербурга (Россия) в Мехико (Мексика) - это доставка автотранспортом из Санкт-Петербурга в порт Санкт-Петербург, перегрузка на судно и отправка в порт Веракрус, а оттуда автомобильным транспортом. Есть также альтернативный маршрут до порта Манзанийо. До введения санкций в 2022 году, транзитными терминалами служили порты Германии и

Голландии [25]. Сейчас поставки осуществляются в порт Манзанийо из порта Владивостока [26]. Общее время маршрута до санкций оценивалось примерно в 32 дня, на 2023 год - примерно 25 дней, включая погрузочно-разгрузочные работы в пунктах отправления и назначения, а также обработку на транзитных терминалах.

Выводы

Динамика экспорта России в Латинскую Америку колеблется на протяжении многих лет, отражая экономические и геополитические факторы. Минеральные удобрения, которые в основном экспортируются в Бразилию и Мексику, играют ключевую роль. Сильная зависимость Бразилии от российского импорта вызывает обеспокоенность по поводу продовольственной безопасности после санкций 2022 года. Транспортные проблемы, связанные с перевозкой удобрений после морской транспортировки в основном автомобильным транспортом из-за недостаточного развития железнодорожной инфраструктуры, влияют на эффективность логистических операций и затраты. Хотя нефть является вторым по величине экспортным товаром России в Латинскую Америку, доля региона в общем объеме российского экспорта нефти относительно невелика, а создание «теневой флот» для обхода санкций подчеркивает существующие логистические трудности. Экспорт российского алюминия в Латинскую Америку имеет ограниченное влияние в регионе.

Выводы и рекомендации

На динамику торговли между странами Латинской Америки и Россией оказывают влияние различные факторы, в том числе номенклатура товаров, логистика, торговое законодательство, интеграционные процессы.

По последним данным, страны Латинской Америки экспортировали в Россию в основном сливочное масло, лосось и сыр. Доля этих товаров в экспорте колебалась, при этом доминирующее положение в экспорте занимало сливочное масло - 61%.

Особенности транспортировки экспортно-импортных грузов для этих продуктов, в том числе заморозка, используемые порты и способы доставки, влияют на динамику торговли.

Можно также говорить о значительной зависимости России от импорта лосося из Чили, что подчеркивает уязвимость этих торговых отношений в условиях санкций. Роль Чили как крупного экспортера лосося в Россию имела экономические последствия, включая рост цен на лосося на российском рынке.

Важнейшую роль в формировании торговых отношений играют торговое законодательство и интеграционные процессы. Несмотря на то, что Россия и страны Латинской Америки являются членами Всемирной торговой организации (ВТО), между регионами существует ограниченное количество торговых соглашений и нет специальных таможенно-тарифных соглашений.

Рекомендации

1. Заключение торговых соглашений: Россия и страны Латинской Америки должны работать над заключением комплексных торговых соглашений, упрощающих таможенные процессы и снижающих торговые барьеры. Эти соглашения должны быть направлены на снижение тарифов, упрощение процедур лицензирования импорта и устранение нетарифных барьеров. Двусторонние и региональные торговые соглашения могут способствовать развитию торговли в обоих направлениях, способствуя экономическому сотрудничеству. Описанная инициатива по созданию морского контейнерного флота, строительству портовой и логистической инфраструктуры с целью прямых перевозок Россия-Латинская Америка по морю тоже вызывает надежды, но его судьба зависит от многих факторов: эффективности реализации, финансовой жизнеспособности и готовность как России, так и стран Латинской Америки сотрудничать и инвестировать в необходимую инфраструктуру.

2. Улучшение логистической инфраструктуры: Россия и страны Латинской Америки должны инвестировать в совер-

шенствование логистической инфраструк- торгового портфеля. Это позволит снизить

туры. Это включает в себя совершенство- зависимость от конкретных товаров и

вание портовых сооружений, транспорт- смягчить последствия санкций или других

ных сетей и складских мощностей для эф- внешних факторов. Изучение возможно-

фективного перемещения товаров. Уско- стей в других секторах, таких как техноло-

рить транспортировку товаров между дву- гии, машиностроение и услуги, может

мя регионами поможет разработка специ- расширить спектр товаров, которыми об-

альных транспортных маршрутов и логи- мениваются регионы.

стических узлов. Упомянутый совместный _

проект по созданию морского контейнер- Предложения направлены на формиро-

ного парка и логистической инфраструк- вание более сбалансированных, эффектив-туры является позитивным шагом в этом ных и устойчивых торговых операций направлении. между Россией и Латинской Америкой.

3. Диверсификация торговли: Хотя не- Они направлены на совершенствование которые продукты, такие как масло, ло- правовых и логистических аспектов тор-сось и сыр, играют важную роль в торгов- говли, а также на поощрение диверсифи-ле, и России, и Латинской Америке следу- кации торговли с целью минимизации за-ет работать над диверсификацией своего висимости от узкого спектра товаров.

Библиографический список

1. Сайт The Observatory of Economic Complexity. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oec.world. Рассматривались: страновой профиль (countries), данные двусторонней торговле (country to country) и данные по товарам (product in country).

2. Uruguay Finds New Markets for Butter Exported to Russia, Including Brazil'. DatamarNews, 31 May 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRmZ.

3. Butter - Transport Informations Service. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRjg.

4. Ruscon estrena nuevo servicio multimodal desde Turquía a Rusia a través del Puerto de Novorossiysk'. PortalPortuario, 7 Sept. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRn8.

5. Observatory of Economic complexity data. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRne.

6. Технологии в России давно утрачены»: известный бизнесмен рассказал о причинах дефицита лосося в России'. v1.ru - новости Волгограда, 1 June 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://v1.ru/text/economics/2022/06/01/71374046/.

7. Evans (j_evans), John. 'Chile's Farmed Salmon Exports to Russia Plummet Following Ukraine Invasion'. IntraFish.Com | Latest Seafood, Aquaculture and Fisheries News, 13 Apr. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRoa.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Доставка Рефрижераторных Грузов Из Чили | OnlogSystem'. OnlogSystem | Международная Доставка Грузов. Таможенное Оформление, 30 Dec. 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onlogsystem.com/dostavka/refrizheratornye-perevozki/iz-chili.

9. How To Ship Cheese | MGS IceStorm. 19 July 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgsicestorm.com/how-to-ship-cheese.

10. Сайт The Observatory of Economic Complexity. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oec.world.

11. 'Минсельхоз Бразилии призвал вывести российские удобрения из-под санкций'. Коммерсантъ, 18 Mar. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5260626.

12. Nicas, Jack, and André Spigariol. 'Good News for Food, Bad News for War: Brazil Buys Russian Fertilizer'. The New York Times, 8 May 2022. NYTimes.com. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2022/05/08/world/americas/brazil-russian-fertilizer-sanctions.html.

13. Colussi, Joana, et al. 'War in Ukraine and Its Effect on Fertilizer Exports to Brazil and the U.S.' Farmdoc Daily, vol. 12, no. 34, Mar. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRrz.

14. Portnews. 'Ports and Fertilizers: Results and Outlook'. Portnews, 28 Feb. 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.portnews.ru/comments/3324/.

15. Mano, Ana. 'Ships Carrying Russian Fertilizers Find Way to Brazil despite Sanctions'. Reuters, 18 Apr. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRx9.

16. A logística para movimenta9ao de fertilizantes no Brasil'. Wilson Sons, 19 Apr. 2022. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wilsonsons.com.br/pt-br/blog/fertilizantes-no-brasil/.

17. 'Transporte ferroviário no Brasil'. Brasil Escola. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brasilescola.uol.com.br/brasil/transporte-ferroviario-brasileiro.htm.

18. Martin, Luiza. 'Logistics for Moving Fertilizers in Brazil'. Wilson Sons, 14 July 2022. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wilsonsons.com.br/en/blog/fertilizers-import/.

19. Морские перевозки нефтепродуктов. Novelco. (2019, October 28). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novelco.ru/press-tsentr/morskie-perevozki-nefteproduktov/.

20. 'Exportares de diesel da Rússia para Brasil, Turquia e países africanos atingem novos recordes'. Folha de S.Paulo, 27 Mar. 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www1.folha.uol.com.br/mercado/2023/03/exportacoes-de-diesel-da-russia-para-brasil-turquia-e-paises-africanos-atingem-novos-recordes.shtml.

21. 'Tanker With Russian Arctic Crude Heads in Direction of Brazil'. Bloomberg.Com, 8 Sept. 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRvA.

22. 'Russia's Ghost Fleet: Moscow's New Oil Routes'. Le Monde.Fr, 6 Aug. 2023. Le Monde. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRua.

23. 'Western Curbs on Russian Oil Products Redraw Global Shipping Map'. The Economic Times, 6 Apr. 2023. The Economic Times - The Times of India. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnRuF.

24. Aluminium - Cargo Handbook - the World's Largest Cargo Transport Guidelines Website. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cargohandbook.com/Aluminium.

25. Shipping from Russia to Mexico (from Saint Petersburg to Mexico City) by Sea, Road, Rail and Air Freight. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cargorouter.com/freight-shipping/Russia/Saint-Petersburg/Mexico/Mexico/.

26. Калькулятор Расчета Стоимости Доставки Грузов Онлайн | Ведущий Цифровой Экспедитор Agora Freight. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3BnTx5.

FEATURES OF TRANSPORTATION OF EXPORT-IMPORT GOODS BETWEEN LATIN AMERICAN COUNTRIES AND RUSSIA

A.O. Kharchevnikova, Student Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. This article examines the features of export-import operations between Russia and Latin America, with a particular focus on the transportation of key goods. The analysis covers data on Russia's share in Latin American exports, fluctuations in this indicator over the past 21 years, and the impact of global geopolitical and economic events on trade. Key export goods of 2021, their shares, and transportation features are presented. The article discusses logistical challenges and the effects of sanctions on trade. Conclusions and recommendations for improving trade and logistics processes are proposed.

Keywords: export, import, transportation, Latin America, Russia, logistics, sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.