ECONOMIC SCIENCE
Научная статья УДК 339
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-181-184 EDN: https://elibrary.ru/otkjlt NIION: 2015-0066-2/24-974 MOSURED: 77/27-011-2024-02-173
Особенности воздействия внешних факторов на взаимоотношения России и стран Латинской Америки в торгово-промышленной сфере
Глеб Владимирович Киреев
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,
Аннотация. Предпринята попытка рассмотреть ряд ключевых вопросов в области взаимоотношений Российской Федерации и стран Латинской Америки. Проанализирована текущая ситуация относительно контактов в торгово-промышленной сфере между РФ и странами Латинской Америки, а также перспективы взаимоотношений в различных аспектах (с учетом санкционного воздействия). При этом рассмотрены действия руководства стран по укреплению и улучшению уже имеющихся связей.
Ключевые слова: международные экономические отношения, обрабатывающая промышленность, экспорт, энергоресурсы, перспективы сотрудничества, санкционное давление, торгово-промышленная сфера
Для цитирования: Киреев Г. В. Особенности воздействия внешних факторов на взаимоотношения России и стран Латинской Америки в торгово-промышленной сфере // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 181-184. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-181-184. EDN: OTKJLT.
Original article
Peculiarities of the impact of external factors on the relations between Russia and Latin American countries in the commercial and industrial sphere
Gleb V. Kireev
Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. An attempt is made to consider a number of key issues in the field of relations between the Russian Federation and Latin American countries. The current situation regarding contacts in the commercial and industrial sphere between the Russian Federation and Latin American countries, as well as prospects for relations in various aspects (taking into account the sanctions impact) are analyzed. At the same time, the actions of the leadership of the countries to strengthen and improve existing ties were considered.
Keywords: international economic relations, manufacturing industry, exports, energy resources, prospects for cooperation, sanctions pressure, trade and industry
For citation: Kireev G. V Peculiarities of the impact of external factors on the relations between Russia and Latin American countries in the commercial and industrial sphere. Bulletin of economic security. 2024;(2):181-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-181-184. EDN: OTKJLT.
Февраль 2022 года был ознаменован для Российской Федерации новым пакетом санкций со стороны западных стран в связи с началом специальной военной операции на Украине. Такие санкции не могли напрямую не коснуться и внешнеэкономической деятельности страны, так как многие торговые связи были нарушены, ряд стран отказались от сотрудничества с Российской Федерацией или существенным образом его ограничили.
В результате таких ограничений были нарушены ключевые логистические цепочки поставок товаров и
услуг. И основной задачей государства в таких условиях стал поиск новых иностранных партнеров для налаживания торговых связей. В связи с этим актуальным является рассмотрение такого направления, как страны Латинской Америки, которое обладает значительным потенциалом для подобных целей.
Латинская Америка всегда была надежным экономическим партнером для Российской Федерации и является соответствующим партнером для наращивания такого потенциала [3, с. 46]. В настоящее время актуа-
© Киреев Г. В., 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
лизируется торговое сотрудничество с такими государствами, как: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Лидерами стран Латинской Америки (по состоянию на 2021 год) по объемам внешнеторгового оборота стали Бразилия и Мексика. Каждая из этих стран вносит около 1 % экспорта и импорта в мировой оборот, что можно считать значительным при сравнении с такими крупными игроками мирового рынка, как Китай и США. Например, доля экспорта России в мировом объеме в 2021 году составляла 1,97 %, а импорта - 1,41 % [4, п. 18].
Основными экспортными направлениями Латинской Америки являются такие категории, как: продукты питания, табак, необработанное сырье и растительные масла [2, с. 54]. Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что страны Латинской Америки имеют аграрную направленность и неразвитость обрабатывающей промышленности. В импорте превалирует категория «машины и оборудование», что еще раз подтверждает низкую развитость обрабатывающей промышленности и ее неспособность закрыть потребности внутреннего рынка [1, с. 109].
При этом стоит отметить, что в 2021 году в Мексике, например, экспорт машин и оборудования составил 57,9 %, а импорт - 43,0 %, что указывает на наличие конкурентоспособных обрабатывающих производств, то есть развитые страны перенесли в Мексику свои производства, также часть показателей составляет транзитный импорт из США в другие страны Латинской Америки [5, п. 24].
На основании оценки состояния внешнеэкономической деятельности стран Латинской Америки целесообразно проанализировать и состояние внешнеторговых связей этих государств с Российской Федерацией. Так, основными «действующими лицами» являются лидеры Латинской Америки - Бразилия и Мексика.
Общий объем сделок между Российской Федерацией и Латинской Америкой по состоянию на 2021 год составил 2,27 % от всего внешнеторгового оборота. Причинами такой закономерности могут выступать территориальная удаленность обеих стран, что влечет высокие логистические издержки, а также сырьевая направленность экспорта стран Латинской Америки, в данном случае это категория, которая в Российской Федерации и так является избыточной [6, п. 11].
Можно выделить ряд направлений внешней торговли Российской Федерации с латиноамериканскими странами, в свете экономических санкций и дружественного настроя рассматриваемых государств. Прежде всего, это импорт российских промышленных товаров, а именно, машин и оборудования. Также можно упомянуть и услуги инфокоммуникационного сектора, который в России не уступает мировым аналогам.
Далее, в качестве примера уместно привести следующее. 2 октября 2023 года состоялась Первая международная парламентская конференция «Россия - Латинская
Америка». Решение активизировать межпарламентские форматы отношений России с латиноамериканскими государствами Президент Российской Федерации назвал правильным и своевременным. Поддержка законодателей востребована во многих вопросах, касающихся дальнейшего расширения многоплановых российско-латиноамериканских связей. Было подписано соглашение о присоединении РФ к Центральноамериканскому парламенту (ПАРЛАСЕН) в качестве постоянного наблюдателя. ПАРЛАСЕН (в свою очередь) является наблюдателем в Евролате (Евро-Латиноамериканская парламентская ассамблея), а это может препятствовать осуждению России европейскими странами в контексте ведения специальной военной операции на Украине, в связи с началом которой наша страна подверглась неимоверному санкционному давлению со стороны стран Запада.
И Россия, и некоторые государства Латинской Америки не первый год живут под незаконными санкциями недружественных стран. В частности, в отношении РФ было введено 17,5 тысячи ограничительных мер. В свете последних событий в объеме российского экспорта растет доля поставок в государства Латинской Америки и Карибского бассейна. Основные статьи экспортного роста - это сельхозпродукция и особенно пшеница, машины, оборудование, нефтепродукты. Также Россия выступает сегодня важнейшим поставщиком минеральных удобрений на континент, и тем самым вносит значимый вклад в продовольственную безопасность многих стран региона.
Представители Латинской Америки проявили готовность к сотрудничеству, в частности, это было выражено в конкретных предложениях. Одно из них озвучил председатель Национального конгресса Гондураса Луис Редондо. Его страна является пятым в мире производителем кофе, а Россия находится на шестом месте в мире по потреблению этого напитка, что является почвой для расширения торговли.
Россия и страны Латинской Америки остаются партнерами. Целесообразно объединить усилия и добиться, чтобы на площадке ООН беззаконные санкции, практикуемые Западом, были публично запрещены. При этом необходимо задействовать общий потенциал России и стран Глобального Юга, в который входят страны Азии, Африки, Латинской Америки, чтобы защищать базовые принципы международного права.
Действительно, латиноамериканские государства имеют все предпосылки, чтобы играть одну из ведущих ролей на международной арене. По данным Всемирного банка, население стран континента Латинской Америки и Карибского бассейна в 2022 году превысило 659 миллионов человек, причем прирост населения за последние 10 лет увеличился почти на 57 миллионов. А общий объем ВВП стран региона в 2022 году составил около 6,25 триллиона долларов США. Пока Вашингтон пытается «удушить» санкционной блокадой Кубу или Венесуэлу, Латинская Америка становится одним из центров
182
Вестник экономической безопасности
№ 2/2024
ECONOMIC SCIENCE
обновленного мира, в основе которого лежат равноправие и взаимоуважение.
Развитие сотрудничества РФ с этими странами обусловлено новыми историческими событиями, в которых оказалась Российская Федерация. Так, например, по итогам 2022 года товарооборот Российской Федерации с Бразилией достиг почти 10 миллиардов долларов США. Россия имеет своей целью развивать сотрудничество с Бразилией в различных областях - от сельского хозяйства до авиастроения. Наша страна в текущих условиях заинтересована в сотрудничестве с компанией ЕтЬгаег - бразильским авиастроительным конгломератом, который является одним из лидеров мирового рынка пассажирских самолетов. При этом компания также производит военные и сельскохозяйственные самолеты. Также на текущий момент Бразилия стала крупнейшим направлением экспорта дизельного топлива из России, обогнав при этом Турцию. Российские компании стали основными внешними поставщиками дизельного топлива на бразильский рынок, выигрывая ценовую конкуренцию у американских.
С 21 сентября 2023 года в России был введен запрет на экспорт бензина и дизельного топлива для снижения его стоимости на внутреннем рынке, но спустя две недели в отношении дизельного топлива ввели послабления, что позволило экспортировать его по трубопроводам. Российские компании уменьшили экспорт в Турцию и при этом резко увеличили поставки в Бразилию. Это может быть связано с тем, что объем поставок дизельного топлива по трубопроводам через порты Балтии значительно выше, чем через Новороссийск. Россия возобновила экспорт сырой нефти в Бразилию после двухлетнего перерыва, поставив максимальные за 13 лет объемы. Кроме того, после введения эмбарго и «потолка» цен на российскую нефть со стороны стран G7, Россия значительно расширила географию морских поставок.
В 2023 году состоялось 17-е заседание Межправительственной российско-венесуэльской комиссии высокого уровня. Участники провели переговоры в узком и широком составе и подписали 16 двусторонних документов по сотрудничеству в нефтегазовой, нефте-сервисной, туристической отраслях, в области морских перевозок, в организации занятости, во взаимодействии СМИ, в научной и культурной сферах. Сотрудничество двух стран также должно быть направлено на стабилизацию мирового рынка энергоносителей. Это особенно важно в условиях попыток западных стран использовать спрос на энергоресурсы в качестве инструмента политического давления.
По итогам семи месяцев 2023 года российско-венесуэльский товарооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 70 %, в физических объемах - в 2,5 раза, ввиду увеличения экспорта удобрений и поставок соевого масла. Россия и Венесуэла работают над открытием взаимного доступа на рынки для около 100 российских и венесуэльских сельхоз-
производителей в области поставок мясной, рыбной и молочной продукции. Стороны также расширяют сотрудничество в фармацевтической области, в том числе, по поставке вакцин и локализации в Венесуэле производства инсулина с участием российской компании «Герофарм» [8].
При этом еще на 16-ом заседании стало понятно, что страны Латинской Америки интересуются российской авиацией, средствами ПВО и бронемашинами. Сегодня странами региона востребована практически вся линейка российской техники. «Рособоронэкспорт» ведет интенсивную работу в части экспорта вооружения не только с Бразилией, но и с другими странами Латинской Америки, такими, как Перу, Венесуэла, Боливия. Например, у ВВС латиноамериканских государств существует потребность в самолетах класса Checkmate. Напомним, что этот истребитель впервые был представлен в 2021 году на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. Как ожидают в ОАК, Checkmate должен занять пустующую на мировом рынке нишу однодвигательного истребителя.
Крупнейшим покупателем российской военной продукции считается Венесуэла. По имеющимся данным, совокупный усредненный объем российского вооружения и военной техники достигает 20-25 % в таких странах, как Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Мексика, Перу, Эквадор, Колумбия, Уругвай, Куба и Никарагуа, что в стоимостном выражении составляет около 20 миллиардов долларов США. Наиболее масштабным с начала 2000-х годов стало военно-техническое сотрудничество с Венесуэлой. Оно было инициировано политикой президента У Чавеса, а также проявленной российским руководством политической волей, вопреки позиции США. Перевооружение Венесуэлы на российские системы вооружений на основе межправительственного соглашения, подписанного в мае 2001 года, в совокупности с установившимися обширными экономическими связями стало знаковым для «реанимирования» геополитического присутствия России в регионе. Однако современная динамика сотрудничества с Венесуэлой, в значительной степени определяемая коммерческой составляющей и вопросами платежеспособности, пока демонстрирует затянувшуюся паузу. Несмотря на заказ в 2015 г. партии из 12 истребителей Су-30 (ввиду экономических вызовов) дальнейшая перспектива роста венесуэльских заказов весьма проблематична. Сохранение венесуэльского направления также будет зависеть от стабильности нынешнего политического режима, поскольку оппозиция ориентирована исключительно на США.
Исходя из вышесказанного, в целом можно констатировать, что Латинская Америка может стать надежным партнером Российской Федерации во внешнеэкономических отношениях, в том числе, стратегическим партнером, так как в силу ее участия в качестве наблюдателя в Евролате, она может представлять и защищать интересы Российской Федерации в отноше-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ниях с западными странами. При этом Латинская Америка служит для России и рынком для экспорта промышленных товаров, машин, оборудования и военной техники.
Библиографический список
1. Гонсалес В. К. М., Бельотт Р. Н. Т. Внешнеэкономические отношения России с крупнейшими латиноамериканскими партнерами в условиях антироссийских санкций // Ибероамериканские тетради. 2022. т. 10. № 3. С. 109-122. DOI 10.46272/2409-3416-2022-10-3109-122.
2. Корнекова С. Ю., Махновский Д. Е. Страны Латинской Америки в системе внешнеэкономических связей современного мирового хозяйства // Известия Русского географического общества. 2020. т. 152. № 6. С. 54-68. https://doi.org/10.31857/S0869607120060038.
3. Лосева А. В., Осипов В. С. Анализ внешнеэкономического потенциала стран Латинской Америки // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 2. С. 4661. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-2-46.
4. URL://https://data.worldbank.org.
5. URL://https://unstats.un.org/unsd/snaama/Index.
6. URL://https://comtrade.un.org/pb.
7. URL://https://ria.ru.
8. URL://http://government.ru 11.10.2023).
(дата обращения:
Bibliographic list
1. Gonzalez V. K. M., Bellotte R. N. T. Foreign economic relations of Russia with the largest Latin American partners in the conditions of anti-Russian sanctions // Iberoamerican notebooks. 2022.Vol. 10. № 3. P. 109-122. DOI 10.46272/2409-3416-2022-10-3-109-122.
2. Kornekova S. Yu., Makhnovsky D. E. Latin American countries in the system of foreign economic relations of the modern world economy // News of the Russian Geographical Society. 2020. Vol. 152. № 6. P. 5468. https://doi.org/10.31857/S0869607120060038.
3. Loseva A. V., Osipov V. S. Analysis of the foreign economic potential of Latin American countries // Intelligence. Innovation. Investment. 2023. № 2. P. 46-61. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-2-46.
4. URL://https://data.worldbank.org.
5. URL://https://unstats.un.org/unsd/snaama/Index.
6. URL://https://comtrade.un.org/pb.
7. URL://https://ria.ru.
8. URL://http://government.ru (accessed: 11.10.2023).
Информация об авторе
Г. В. Киреев - аспирант Московского авиационного института (национального исследовательского университета).
Information about the author G. V. Kireev - Graduate Student of the Moscow Aviation Institute (National Research University).
Статья поступила в редакцию 22.11.2023; одобрена после рецензирования 11.01.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted 22.11.2023; approved after reviewing 11.01.2024; accepted for publication 29.02.2024.
Основы
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
\\ Второе издание
Основы экономической безопасности. Учебное пособие. Эриаш-вили Н. Д. и др. 2-е изд., перераб. и доп. 335 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.
Дано представление о внутренних и внешних угрозах в экономике РФ, ее регионов и хозяйствующих субъектах. Показано, как использовать инструменты и механизмы нейтрализации и предотвращения возникающих угроз, обеспечивать законность и правопорядок в сфере экономики. Изложены основы теории государства, а также ее регулирующей роли в экономике. Раскрыты сущность теневой экономики, ее истоки и тенденции, намечены подходы к решению проблем теневой экономики.
Для студентов, аспирантов и преподавателей, экономических и юридических вузов, государственных и муниципальных служащих.
184
Вестник экономической безопасности
№ 2 / 2024