Научная статья на тему 'Особенности перерегистрацииюридических лиц в Республике крыми городе Севастополе в переходный период'

Особенности перерегистрацииюридических лиц в Республике крыми городе Севастополе в переходный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ / ПЕРЕХОДНЫЙПЕРИОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чопикян А.А.

Статья посвящена особенностям регулирования правового статуса юридических лиц, действующихна территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период.Определены правовые основы перерегистрации юридических лиц в Республике Крым и городе Севастополе, рассмотрены отдельные проблемные аспекты, предложены пути разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности перерегистрацииюридических лиц в Республике крыми городе Севастополе в переходный период»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 27 (66). 2014. № 3. С. 142-146.

УДК 346.1(477.75)

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Чопикян А. А.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь

Статья посвящена особенностям регулирования правового статуса юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период. Определены правовые основы перерегистрации юридических лиц в Республике Крым и городе Севастополе, рассмотрены отдельные проблемные аспекты, предложены пути разрешения.

Ключевые слова юридические лица, государственная регистрация, перерегистрация, переходный период.

21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [1] (далее - Закон № 6-ФКЗ), в соответствии с которым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

В связи с вышеизложенным актуализировалась проблема урегулирования организационно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территориях этих регионов на день их принятия в состав Российской Федерации, поскольку законодательно неурегулированными остаются ряд вопросов, в частности те, которые связаны с перерегистрацией специфических организационно-правовых форм украинских юридических лиц.

Федеральным законодательством установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации [1].

Также, согласно положениям статьи 10 Закон № 6-ФКЗ, государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день

принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С целью урегулирования правового статуса юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день их принятия в Российскую Федерацию, 5 мая 2014 года принят Федеральный закон N° 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [2] (далее - Закон № 124-ФЗ), направленный на включение в число участников российского гражданского оборота юридических лиц, функционирующих на территории Республики Крым и г. Севастополя на день их принятия в состав Российской Федерации.

Следует отметить, что Закон № 124-ФЗ предоставляет возможность юридическим лицам, действующим на территории Республики Крым и г. Севастополя на день их принятия в состав Российской Федерации, право выбора: привести учредительные документы в соответствие с российским законодательством либо сохранить статус украинского юридического лица.

Так, при выборе юридическими лицами второго варианта (сохранение статуса украинского юридического лица), они остаются в статусе иностранной организации, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации, и подлежат постановке на учет в налоговых органах (ст. 83 Налоговый кодекс РФ) [3]. Вести хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации данные юридические лица смогут с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранной компании.

Те же юридические лица, которые выбирают первый вариант, должны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве российских организаций в срок до 1 января 2015 года. При этом одновременно с постановкой на учет в налоговом органе осуществляется и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных юридических лицах, в том числе сведений о дате создания таких юридических лиц согласно их учредительным документам и документам, подтверждающим возникновение статуса юридического лица в соответствии с законодательством иностранных государств.

Отмечаем, что постановка на учет в налоговом органе указанных юридических лиц не является их реорганизацией и не влечет их прекращение, в связи с чем, согласно Письму ФНС России от 10 сентября 2014 года № СА-4-14/18249 «О статусе юридических лиц, созданных по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, а также о способах их идентификации» [4], форма заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) предусматривает заполнение сведений о регистрации на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики

Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Представленные сведения о регистрации на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, позволяющие идентифицировать данные юридические лица, содержатся в листе записи ЕГРЮЛ, прилагаемом к документу, подтверждающему факт внесения записи в ЕГРЮЛ, выдаваемом (направляемом) заявителю (его представителю).

Указанная информация включает в себя регистрационный номер, присвоенный до даты принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - юридическому лицу, сведения о котором были внесены в ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 19 Закона № 52-ФЗ [5]. По мнению законодателя, эти сведения являются достаточными для получения полной информации о реквизитах и иных значимых данных (в том числе о наименовании данного юридического лица на иностранном языке на указанную дату), содержащихся в реестре юридических лиц государства, по праву которого они были учреждены.

Так, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации сведений о юридическом лице, зарегистрированном на территории Крыма и Севастополя на день принятия их в Российскую Федерацию, необходимо предоставить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации по форме № Р18001, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы юридического лица приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации;

2) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в виде протокола, решения или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах.

Вышеуказанные документы представляются в территориальный орган

Федеральной налоговой службы по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Отмечаем, что в соответствии со статьей 15 Закона № 6-ФКЗ государственная пошлина при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 1 января 2015 года не взимается.

Таким образом, с момента постановки юридического лица на учет в налоговых органах и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об организации юридическое лицо приобретает права и несет обязанности российской организации, при этом личным законом юридического лица становится право Российской Федерации (пункт 1 статьи 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из вышеизложенного можно прийти к выводу, что основные положения относительно урегулирования правового статуса юридических лиц, действующих

на территории Республики Крым и города Севастополя на день их принятия в Российскую Федерацию, сформированы действующим законодательством.

Однако на сегодняшний день остается ряд вопросов, не разрешенных вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

В частности, до настоящего момента остаются неурегулированными вопросы, связанные с перерегистрацией специфических украинских организационно-правовых форм юридических лиц, а также юридических лиц, имущество которых является государственной собственностью. Так, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют такие организационно-правовые формы юридических лиц, существующие в рамках украинского законодательства, как арендные, семейные, частные предприятия, объединения собственников многоквартирного дома.

Полагаем, что в данном случае для осуществления процедуры перерегистрации вышеуказанных юридических лиц последним необходимо выбрать одну из существующих российских организационно-правовых форм и привести учредительные документы в соответствие с российским законодательством.

Таким образом, из системного анализа законодательных норм относительно урегулирования правового статуса юридических лиц в переходный период, приведения их организационно-правового статуса в соответствие с нормами российского законодательства становится очевидным, что на сегодняшний день остается ряд важнейших вопросов, касающихся правового статуса юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день их принятия в Российскую Федерацию, которые до настоящего времени не урегулированы на законодательном уровне.

Список литературы:

1. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» : Федеральный закон № 124-ФЗ от 5.05.2014 года.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) № 146-ФЗ : Федеральный закон от 31.07.1998 года.

4. О статусе юридических лиц, созданных по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, а также о способах их идентификации : Письмо ФНС России № СА-4-14/18249 от 10.09. 2014 года.

5. О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.11.1994 года.

Чопикян А. А. Особливост перереестращ!" юридичних оаб у Республщ Крим i мкт Севасто-полi в перехвдний першд / А. А. Чопикян // Вчеш записки Тавршського национального ушверсптету iменi В. I. Вернадського. Серш: Юрндичш науки. - 2014. - Т. 27(66). - № 3. - С. 142-146.

Стаття присвячена особливостям регулювання правового статусу юридичних оиб, що дтать на те-риторп Республжи Крим та мюта федерального значення Севастополя в перехщний перюд. Визначе-но правовi основи перереестрацп юридичних оиб у Республщ Крим та мгста Севастополе розглянуто окремi проблемш аспекти, запропоновано шляхи 1х виргшення.

Ключовi слова: юрндичш особи, державна реестрацш, перереестращя, перехвдний перiод.

FEATURES ОF REREGISTRATION LEGAL ENTITY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA AND SEVASTOPOL IN TRANSITION PERIOD

Chopikyan А. А.

Tavrida National University named after V. I. Vernadskiy, Simferopol

The article is devoted to the peculiarities of regulation of the legal status of legal entities operating in the territory of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol in the transition period. Defined the legal framework re legal entities in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol, some problematic aspects considered, the ways of resolution.

In connection with entering Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol to the Russian Federation over the problem of regulating the legal status of entities operating on the territory of these regions, on the day of their admission to the Russian Federation, since, by law remain unresolved a number of issues, in particular, to date, remain unsettled issues related to the re-registration of the specific legal forms Ukrainian legal entities.

Federal legislation established that since the adoption of the Russian Federation Republic of Crimea and education in the Russian Federation and the new subjects to January 1, 2015 the transitional period, during which resolved the issues of integration of new subjects of the Russian Federation in the economic, financial, credit and legal system the Russian Federation, in the system of government of the Russian Federation.

Note that the basic provisions concerning the legal status of legal entities operating in the territory of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol on the day of their adoption of the Russian Federation, formed by applicable law.

However, to date, there remain a number of issues, is not permitted under applicable law.

In particular, to date, remain unsettled issues related to the re-registration of the specific Ukrainian organizational and legal forms of legal entities, as well as legal persons whose property is public property, liquidation of companies.

As a result of analysis of the system of legislation regarding the legal status of legal persons in the transition period to bring their legal status in accordance with Russian law, the author identified and justified the need for further settlement a number of important issues relating to the legal status of entities operating in the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol on the day of their adoption of the Russian Federation.

Key words: legal entities, state registration, re-registration, transition period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.