http: //www.banki .ru/banks/memory/
2. Национальное рейтинговое агентство: http://www.ra-national.ru/ УДК 336.1
Полетаева Л.Г. старший преподаватель Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
Самойлова Н.Н. студент 2 курса, группа БТ-151 Петенева А.А. студент 2 курса, группа БТ-151 Россия, г. Кемерово ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ (В РОССИИ) Аннотация: В данной статье исследованы особенности пенсионной системы России в контексте зарубежного опыта. Дана оценка действующей пенсионной реформы и результат ее действия на пенсионную систему в целом. А так же отмечена роль государства при формировании пенсионной системы.
Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионная система, накопительная пенсия, страховая пенсия, распределительно-накопительная система.
Scientific adviser: Poletaeva L.G.
senior Lecturer Plechanov Russian University of Economics
Russia, Kemerovo Samoylova N.N. student 2 course, group BT-151 Peteneva A.A. student 2 course, group BT-151 FEATURES OF THE PENSION REFORM (IN RUSSIA) Annotation: This article explores the specifics of Russia's pension system in the context of foreign experience. The evaluation of the current pension reform and the result of its action on the pension system as a whole are given. And also noted the role of the state in the formation of the pension system.
Key words: pension reform, pension system, funded pension, pension insurance, PAYG-funded system.
Пенсионная система и пенсионное обеспечение являются важными составляющими социальной политики развитого государства и служат индикатором успешности ее проведения. Создание условий для достойного уровня жизни граждан - основная проблема цивилизованных государств, так как без эффективной системы социального обеспечения, в частности, пенсионной системы, невозможно говорить о построении цивилизованного
общества. С начала XXI века одной из проблем российского общества является создание эффективно действующей и целостной пенсионной системы, которая обеспечила бы достаточно высокий коэффициент замещения заработной платы.
Ухудшение состояния пенсионной системы Российской Федерации стало проявляться в последние несколько лет. Подобная тенденция проявляется благодаря кризисным явлениям в экономике страны и демографическим проблемам, таким, как старение населения. В связи с этим государству необходимо решить проблему пенсионного обеспечения.
До 2002 года в России существовала солидарная уравнительная пенсионная система, дальнейшее поддержание которой стало невозможно из-за ухудшающейся демографической ситуации. Для стабильных пенсионных выплат необходимо было обеспечить условие «1 пенсионер-5 рабочих», однако соотношение работающих граждан и пенсионеров уменьшалось. В связи с этим государство в 2002 году взяло курс на достижение сбалансированной пенсионной системы и провело пенсионную реформу. Ее основным принципом стал распределительно-накопительный подход и возможность влияния граждан на формирование размера будущей пенсии. Пенсионные выплаты стали формироваться из следующих компонентов:
- базовая часть - гарантирована государством и имеет фиксированный размер;
- страховая часть - поставлена в зависимость от суммы взносов и стажа сотрудника;
- накопительная часть - формируется у граждан не старше 1967 года рождения и складывается из взносов и инвестиционного дохода.
Однако сложившаяся к настоящему времени система пенсионных выплат оказалась неспособна обеспечить стабильное исполнение обязательств государства перед пенсионерами, поскольку остро встал вопрос об адекватности соответствия размера пенсии социальным потребностям граждан пенсионного возраста. Накопившиеся к настоящему времени проблемы в экономике страны - стареющее население, недостаточность ресурсной базы Пенсионного фонда, падение цен на нефть, санкции западных стран и отсутствие выхода на рынки долгосрочного капитала, двузначная инфляция и рост безработицы - привели к необходимости создания нового подхода к формированию пенсионной системы.
В сентябре 2016 года было объявлено о запуске новой накопительной пенсионной системы в 2017-2019 гг. Банк России и Министерство финансов предложили концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Цель проведения очередной реформы - создание стабильной и полноценной системы выплат и формирование прозрачного инструмента формирования работником своего пенсионного капитала с сохранением государственных гарантий. Предлагаемая система предназначена для дополнения
государственной пенсии и предполагает наличие двух составляющих пенсионных выплат: собственно государственная пенсия и пенсионный капитал, выступающий в качестве накопительного элемента.
Основные изменения касаются следующих элементов: тарифы, правила выплаты и индексации пенсий (включая реформу института досрочных пенсий и повышение пенсионного возраста), компенсация из бюджета льготных страховых тарифов, а также структура самой пенсионной системы - отмена обязательности накопительных взносов и их перевод в квазидобровольный формат.
Предварительно в качестве перспективных направлений по модернизации пенсионной системы Российской Федерации с учетом современных реалий экспертами в Правительстве обозначены следующие основные мероприятия:
1. Возврат к единому социальному налогу и передача функции по сбору страховых взносов Федеральной налоговой службе (ФНС). Планируется установить единый тариф социального страхования и взимать его со всей заработной платы, не устанавливая предельной величины страховой базы.
2. Отмена индексаций пенсий.
3. Частичная отмена выплаты пенсий работающим пенсионерам.
4. Постепенное повышение пенсионного возраста до 65 лет независимо от возраста.
5. Прекращение выплат пенсии тем, кто имеет на нее право ранее установленного пенсионного возраста в связи тяжелыми условиями или опасностью выполняемой работы. Это затронет и работников бюджетных организаций - для них будет постепенно повышаться трудовой стаж, необходимый для выхода на досрочную пенсию, чтобы он совпадал с установленным общим пенсионным возрастом.
Введение «индивидуального пенсионного капитала», который будет формироваться за счет условно-добровольных взносов работников из их заработной платы в размере до 6 % напрямую в выбранный ими НПФ, минуя ПФР.
Также в новой пенсионной системе также будет предусмотрен центральный администратор - коммерческая организация, которая будет работать как спецдепозитарий и осуществлять функции по учету пенсионных прав вместо Пенсионного фонда. Взносы будут удерживаться работодателем из зарплаты работника, и направляться в НПФ напрямую или через пенсионного администратора.
Сравнение основных положений накопительно-распределительной системы и системы пенсионного капитала приведено в таблице 1 [4].
Таким образом, новая пенсионная система остается накопительно-распределительной по своему характеру, однако имеет преимущество для граждан со средним и высоким доходом, в то время как существующая
система пенсионных накоплений для россиян с таким доходом неэффективна.
Таблица 1 - Сравнение основных положений накопительно -распределительной системы и системы пенсионного капитала_
Параметры Накопительная пенсия Индивидуальный капитал
Источник Часть социальных взносов Взносы работника,
фондирования работодателя дополненные косвенным софинансированием со
Роль работника в Есть риск замораживания взносов Стратегия накопления
формировании собственных на накопительную часть пенсии определяется самим работником
накоплении
Гарантирование АСВ гарантирует сохранность АСВ гарантирует сохранность
накоплений накоплений
Возможность Отсутствует В любой момент (в том числе
изменения ставки обнуление)
Переход в другой При обычном переходе взносы Взносы начинают
фонд начнут перечисляться в новый перечисляться в новый фонд
фонд только спустя пять лет сразу после удовлетворения
Изъятие средств Невозможно Возможно в определенных
на этапе рамках
Фаза выплат Выплаты зависят только от Работник сам определяет
величины накоплений: при малой формат выплат
сумме предполагается получение
полной суммы, при достаточной
сумме - пожизненные
Изменился принцип движения взносов в пенсионные накопления - в отличие от предыдущей системы взносы минуют ПФР и зачисляются сразу на личный счет гражданина в выбранном НПФ. Модернизация пенсионной системы предполагает активное участие граждан в накоплении будущего пенсионного капитала, в то время как по оценке НАФИ, только каждый четвертый россиянин считает себя финансово грамотным [4]. Государство подобными действиями стремится снять с себя часть обязательств по формированию пенсии, что необходимо сделать в условиях растущего дефицита Пенсионного фонда [4].
Новая пенсионная система строится исходя из исторического опыта, который показывает, что государственная пенсионная система должна быть централизованной и с достаточным уровнем финансовой и административной независимости; при наличии общегосударственного закона о пенсиях, обязательного к выполнению на территории страны и на основе опыта зарубежных стран. За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты - государственное социальное обеспечение,
обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и другие. Как правило, построенные по «накопительной» или «распределительной» схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.
Сравнивая рейтинги разных стран мира, которые приведены в таблице 2 [2], можно заметить, что в Российской Федерации присутствует распределительно-накопительная система.
Таблица 2 - Выборочные показатели рейтинга пенсионных систем стран мира___
Страна Тип пенсионной системы Особенности Рейтинг страны
уровен ь жизни устойчивос ть пенсионно
Швейцария Распределительно -накопительная Пенсионные накопления являются собственностью 1 7
Норвегия Распределительно -накопительная Высокие показатели за счет увеличения госрасходов и наличия самого крупного суверенного фонда; распространено корпоративное пенсионное обеспечение 2 4
Швеция Распределительно -накопительная В большей степени распределительная 3 2
Германия Солидарная В дополнение к государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план. 4 25
Япония Распределительна я Занимает 1 место в мире по количеству пенсионеров; распространены корпоративные программы пенсионного обеспечения 8 48
США Распределительно -накопительная Множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ 9 8
Великобрит а-ния Комбинированная Множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ 10 10
Новая Зеландия Распределительно -накопительная Введение для всех работодателей обязательных пенсионных программ 12 3
Австралия Распределительно -накопительная Введение для всех работодателей обязательных пенсионных программ 17 1
Россия Распределительно -накопительная 65 14
По рейтингу устойчивости пенсионной системы Россия занимает 14 место, а по уровню жизни населения 65 место.
Большую долю среди всех систем мира занимает распределительно-накопительная система, причем большое значение имеют как корпоративные программы, так и, хорошо развитая система личных пенсионных сбережений. В Российской Федерации данный тип был внедрен только в 2002 году, в то время как в мире это является давней практикой. При этом государство может совершенствовать свою пенсионную систему, основываясь на опыте зарубежных стран с учетом национальных особенностей. Планируемая к внедрению пенсионная система аналогична существующей в Австралии и Новой Зеландии, где граждане с высокими зарплатами должны заботиться о будущей пенсии самостоятельно. С новой системой государство сможет обеспечить пенсию в 40 % от прежнего дохода для граждан, получавших небольшие доходы. Пенсионная система в Австралии и Новой Зеландии считается одной из наиболее прогрессивных и устойчивых [1]. Ее отличительной чертой является наличие корпоративных пенсионных программ.
Общей проблемой для всех стран мира является старение населения и увеличение продолжительности жизни. Данная тенденция не может не сказываться на состоянии пенсионных систем, в связи, с чем государства принимают меры по повышению пенсионного возраста.
В стремлении обеспечить граждан достойным уровнем жизни после выхода на пенсию Российская Федерация перенимает опыт других стран в формировании своей пенсионной системы. Однако для решения проблем пенсионного обеспечения необходим целый комплекс мер. Одним из направлений их решения может стать участие работодателей в пенсионном обеспечении своих работников. С этой целью необходимо разработать механизм и предоставить налоговые льготы и иные формы стимулирования
для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочить их правовое регулирование. Для того чтоб заинтересовать людей, необходимо, для начала, их информировать в полной мере о нововведениях, о возможностях улучшения своего пенсионного обеспечения, о формировании своей будущей пенсии. Это важно, в условиях недостаточной информированности людей о состоянии системы пенсионного обеспечения, перманентном её реформировании, что ведёт к полному неведению о перспективах, в частности, размера персональной пенсии гражданина.
В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения, создав условия для формирования их пенсионных накоплений, как с участием работодателей, так и самих граждан. Также учитывая возрастающую в будущем ответственность граждан за формирование своих пенсий, необходимо расширить перечень инструментов инвестирования пенсионных накоплений, дополнительно стимулировать добровольное формирование пенсионных накоплений и создать эффективную систему контроля за инвестированием пенсионных накоплений.
Использованные источники:
1. Исследование компании Allianz Индекса устойчивости пенсионных систем [Электронный ресурс]. - URL: https://www.allianz.com/en/press/news/ studies/news_2014-04-01 .html.
2. Глобальный индекс ЭйджВотч по уровню жизни пенсионеров [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.helpage.org/russian/news/globalagewatch/.
3. Материалы Центрального Банка РФ и Минфина по реформе пенсионной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: https:// www.vedomosti.rn/economics/articles/2016/04/ 28/639428-pensionnoi-reformi#/galleries/ 140737492733214/normal/1.
4. Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2017 и на плановый период 20118 и 2019 годов [Электронный ресурс]. - URL: http: //regulation. gov.ru/proj ects#npa= 55478.