2. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. (В помощь диагностике умственной отсталости) / В.Я. Василевская // Известия АПН РСФСР. 1961. Вып. 114. С. 15-42.
3. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. М.: Педагогика, 1997. 215 с.
4. Воюшина М.П. Методика обучения литературному чтению / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева. М.: Академия, 2013. 288 с.
5. Мелешкина М.С. Методическая работа над художественным произведением на уроках чтения в начальных классах специальной (коррекционной) школы / М.С. Мелешкина // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. трудов. Серия: Педагогика и психология. Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского), 2018. № 59 (4). С. 78-81.
6. Мелешкина М.С. Особенности понимания и осознанного чтения художественных текстов младшими школьниками с умственной отсталостью / М.С. Мелешкина // Вестник ВЭГУ. Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ), 2017. Июль-август. № 4 (90). С. 158-162.
7. Слепович Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. СПб: Речь, 2008. 247 с.
8. Шишкова М.И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / М.И. Шишкова // Коррекционная педагогика. 2007. № 1. С. 53-58.
Педагогика
УДК 371.124
старший преподаватель Моисеева Мария Николаевна
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень); старший преподаватель Фисунова Людмила Владимировна
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень)
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СО СТУДЕНТАМИ В ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ
ГЕОМЕТРИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Аннотация. Педагогическая технология, спроецирована для достижения поставленных целей, позволяет свести к минимуму случайные ситуации. Развитие творческой личности, зависит от множества факторов, и главным фактором является совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания.
Ключевые слова: преподаватель, культура, компетенция, знания, умения, профессионализм, педагогика, толерантность, квалификация, специалист, квалификация, дисциплина, конференция, задачи, наука, творческое мышление.
Annotation. Pedagogical technology, designed to achieve the goals, allows to minimize random situations. The development of a creative personality depends on many factors, and the main factor is the set of means and methods of reproduction of theoretically grounded processes of training and education.
Keywords: teacher, culture, competence, knowledge, skills, professionalism, pedagogy, tolerance, qualification, specialist, qualification, discipline, conference, tasks, science, creative thinking.
Введение. Высшая школа, располагая высококвалифицированными кадрами, ведет большую научно-исследовательская и проектно-конструкторскую работу, отвечая на запросы и нужды. однако основная задача вузов - готовить высококвалифицированных специалистов. Следовательно, вузовская наука является в этом смысле одним из факторов процесса обучения. Отсюда вытекает естественны вывод, что для эффективного воздействия этого фактора нужно изучить его соотношение с другими обучающими особенностями. иначе говоря, необходимы как теоретические, так и прикладные исследования, выявляющие количественное качественное взаимовлияние научной и учебной работы в вузе.
Рисунок 1. Модель профессиональной культуры преподавателя
Преподаватель должен иметь все качества идеального современного компетентного и профессионального педагога. Необходимым условием является:
1) Учебно-методический комплекс:
а) Программное обеспечение, соответствующее требованиям ГОСТов. Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины (учебные пособия, мультимедийные презентации учебных модулей, компьютерные лекции).
б) Применение инновационных технологий:
- информационно-коммуникативные технологии,
- мультимедиа, видеоуроки.
в) Разработаны средства контроля самостоятельной работы: тесты, расчетно-графические работы, контрольные вопросы, кроссворды, деловая игра, ролевые игры, решение стандартных задач (Рис. 1).
Критериями сформированности профессиональной культуры являются:
1. Мотивационно-целостны.
2. Деятельный.
Необходимо учитывать, что каждый студент усваивает учебный материал индивидуально в соответствии с собственными способностями и наклонностями, что обеспечивает достижение успешности каждой личностью.
Надо отметить, что студенты очень хорошо восприняли такую форму работы, в которой студент может проявить максимум самостоятельности и творчества.
Мотивационно-целостные критерии:
1) Применение профессии в качестве сферы самореализации - это главное.
2) Потребность в профессиональном самосовершенствовании как смысл жизненной установки.
3) Устойчивая нравственная позиция.
4) Чувство профессиональной чести, достоинство, уважение.
Деятельностные критерии:
1) Сформированность у преподавателей специализированных умений и знаний.
2) Умение номинировать знания и находить новые решения в преподавании в значимости то уровня подготовки студента.
Дисциплина «Начертательная геометрия и Инженерная графика» с одной стороны является фундаментальной, но с другой стороны она открывает большие возможности для проявления профессионального творчества студента. Никто так близко не связан напрямую с влиянием на окружающую среду, экологично, как «Агроинженер», поэтому необходимо развивать интерес у студентов к познавательной деятельности.
Очень важно для преподавателя увлечь студента, верно подобрать и сформулировать проблемные вопросы. Важно на занятиях приводить примеры «из жизни» какого-либо геометрического тела или поверхности, а также проанализировать форму предметов из обихода и окружающей среды.
Необходимо проводить огромную работу в области исследования окружающей среды которая направлена на формирование компетенции. Ведь для специалиста в направлении «Агроинженерия» является разработка и реализация определенной практической цели, осуществляемые через проекты приборов, машин и технологии.
Возрастает роль новых средств представления учебной информации, которые позволяют усваивать информацию наиболее эффективно, в соответствии с законами рационального восприятия. Преподавателям необходимо вести с использованием средств интерактивного обучения.
Реализацию в учебном процессе креативных методов дает главное «умение» должно быть продуктивным, а не процедурным. Студент должен не только знать, но уметь. С целью создания условий стимулирующих регулярно самостоятельную работу студентов применяются тестовые задания, контрольные работы, расчетно-графические работы. Зачетной оценкой теста, проведенного во время практического занятия, является последняя. Для повышения оценки по контрольной работе предоставляется 2 попытки, а для защиты расчетно-графической работы три.
Одной из интерактивных форм являются кейс - технологии, которые объединяют одновременно ролевые игры и ситуативный анализ. Кейс - технологии позволяют производить анализ реальных ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализируют определенные комплексы заданий, которые необходимо усвоить при решении поставленных задач, интегрировать знания, полученные в процессе изучения дисциплины. При использовании этого метода знания формируются не до, а в процессе их применения на практике.
Таким образом, преподаватель должен обладать профессионализмом, методическим мастерством, педагогическим тактом, образцовым служением своей профессии, а также душевной мягкостью, толерантностью, принципиальностью, твердостью убеждений.
Будущее выпускника в руках интеллигента и интеллектуала, компетентного специалиста, который сохраняет культуру, добрую и воспитательную. Это позволит будущему специалисту овладеть профессией, сформировать профессиональную компетентность.
Необходимо отметить, что дисциплины, изучаемые на кафедре, с одной стороны, являются фундаментом, а с другой, открывает очень большие возможности для проявления процесса творчества студентов и проведения аналогий из природных прототипов и артефактов, которые окружают нас повседневно. Это особенно актуально для студентов нашего университета, так как их профессиональная деятельность, непосредственно связана с природой и те последствия, которые человек может и вызывает своей деятельностью, оказывает влияние на развитие, в конечном итоге всего человечества. Никто так близко, как агроинженер, не связан напрямую с влиянием на окружающую среду, и другие факторы.
Говоря о важности изучения дисциплины необходимо развить интерес у студентов к познавательной и научно-исследовательской деятельности. Ежегодные конференции позволяют студенту с 1-го курса начать полноценную научную работу, а также представляет свои личностные достижения. Занимаясь той или иной задачей, выделяет свое личное время, но более активные студенты успевают заниматься наукой, и их поощряют университетом (награждение дипломами, ценными подарками, повышенной стипендией, перевод с внебюджетного обучения на бюджет).
Принимая участие в исследовательской работе, студенты развивают важные качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. В области проектирования очень эффективной оказывается работа совместно со студентами, которые закончили техникум, так как эти студенты уже прошли все этапы исследования вплоть до дипломного проекта.
Преподаватель разрабатывает тематику исследовательских работ. Во время беседы очень важно увлечь студента, верно подобрать и сформулировать проблемные вопросы, учитывая заинтересованность студента. Мы чаще стали предлагать студентам устанавливать связь между различными геометрическими формами и окружающими предметами или изделиями техники. На занятиях мы просим привести примеры «из жизни» какого-либо геометрического тела или поверхности, а также проанализировать форму предмета из обихода или окружающей среды [6].
преподаватели при планировании научно-методической работы также включают в индивидуальные планы прежде всего темы, рекомендуемые методическим советом вуза, а затем темы, представляющие интерес для кафедры и института. безусловно, распределять тематику исследований между преподавателями надо не механически, а с учетом их интересов, подготовленности и т.п.
Работа дает много результатов по развитию и совершенствованию научно-исследовательской деятельностью. Была разработана система геометро-графических заданий, включающая построение разверток поверхностей различных сельхоз машин, решению сложных метрических задач с применением методов решение на олимпиадах среди вузов, где они занимают призовые места. Продолжаются совместные работы по оформлению наглядных стендов.
Самые интересные разработки ежегодно публикуются в научных сборниках. Ежегодно увеличивается количество докладов, представленных на студенческих конференциях.
Основными задачами на ближайший период научно-исследовательской работы студентов является:
- повышение публикационной активности по научным статьям;
- проведение научно-практических конференции, семинаров.
Выводы. Огромная работа в области исследования окружающей среды направлена на формирование компетенции агроинженеров. Ведь для направления агроинженерии основной задачей является разработка и реализация определенной практической цели, осуществляемые через проектирование машин и технологий. Для этого выпускник использует знания, которые получает не только в результате образования. Окружающая среда-источник возможных технических решений, а умение анализировать, позволяет эффективно использовать накопленный человеческий опыт.
Литература:
1. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар, - 1992.
2. Милованова Л.А. Профильно-ориентированное обучение иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2007. № 8.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. Москва, 2001. 167 с.
4. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА АГРАРНОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА": Материалы Всероссийской научно-практической конференции"Современные научно-практические решения в АПК": ГАУСЗ, Тюмень. - 2017.
5. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: Международный научно-практический журнал «Эпоха науки», Красноярский ГАУ, №12. - 2017.
6. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. Принципы и методы обучения по дисциплине «Начертательная геометрия»: Международная научно-практическая конференция "Информационные и графические технологии в профессиональной и научной деятельности", ТИУ. - 2017.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры автомобильного транспорта Мыхнюк Мария Ивановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент охраны труда в машиностроении и социальной сфере Абитова Шазие Юсуповна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ТРУДА
Аннотация. В данной статье рассматривается компетентностный подход к подготовке будущих специалистов в области охраны труда, выполнен анализ понятий компетентности, профессиональная компетентность, рассмотрены виды основных профессиональных умений специалистов в области охраны труда.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, профессиональная компетентность, специалист, охрана труда.
Annotation. This article deals with the competent approach to the training of the future specialists in the field of health and safety measures, the conception of competence are analyzed, basic professional skills are also considered. Keywords: competence approach, competence, professional competence, specialist, labor protection.
Введение. Профессионализм специалиста в области охраны определяет уровень его профессионально-технологичной, профессионально-техничной, психолого-педагогичной и профессионально-практичной