Принимая участие в исследовательской работе, студенты развивают важные качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. В области проектирования очень эффективной оказывается работа совместно со студентами, которые закончили техникум, так как эти студенты уже прошли все этапы исследования вплоть до дипломного проекта.
Преподаватель разрабатывает тематику исследовательских работ. Во время беседы очень важно увлечь студента, верно подобрать и сформулировать проблемные вопросы, учитывая заинтересованность студента. Мы чаще стали предлагать студентам устанавливать связь между различными геометрическими формами и окружающими предметами или изделиями техники. На занятиях мы просим привести примеры «из жизни» какого-либо геометрического тела или поверхности, а также проанализировать форму предмета из обихода или окружающей среды [6].
преподаватели при планировании научно-методической работы также включают в индивидуальные планы прежде всего темы, рекомендуемые методическим советом вуза, а затем темы, представляющие интерес для кафедры и института. безусловно, распределять тематику исследований между преподавателями надо не механически, а с учетом их интересов, подготовленности и т.п.
Работа дает много результатов по развитию и совершенствованию научно-исследовательской деятельностью. Была разработана система геометро-графических заданий, включающая построение разверток поверхностей различных сельхоз машин, решению сложных метрических задач с применением методов решение на олимпиадах среди вузов, где они занимают призовые места. Продолжаются совместные работы по оформлению наглядных стендов.
Самые интересные разработки ежегодно публикуются в научных сборниках. Ежегодно увеличивается количество докладов, представленных на студенческих конференциях.
Основными задачами на ближайший период научно-исследовательской работы студентов является:
- повышение публикационной активности по научным статьям;
- проведение научно-практических конференции, семинаров.
Выводы. Огромная работа в области исследования окружающей среды направлена на формирование компетенции агроинженеров. Ведь для направления агроинженерии основной задачей является разработка и реализация определенной практической цели, осуществляемые через проектирование машин и технологий. Для этого выпускник использует знания, которые получает не только в результате образования. Окружающая среда-источник возможных технических решений, а умение анализировать, позволяет эффективно использовать накопленный человеческий опыт.
Литература:
1. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар, - 1992.
2. Милованова Л.А. Профильно-ориентированное обучение иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2007. № 8.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. Москва, 2001. 167 с.
4. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА АГРАРНОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА": Материалы Всероссийской научно-практической конференции"Современные научно-практические решения в АПК": ГАУСЗ, Тюмень. - 2017.
5. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: Международный научно-практический журнал «Эпоха науки», Красноярский ГАУ, №12. - 2017.
6. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. Принципы и методы обучения по дисциплине «Начертательная геометрия»: Международная научно-практическая конференция "Информационные и графические технологии в профессиональной и научной деятельности", ТИУ. - 2017.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры автомобильного транспорта Мыхнюк Мария Ивановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент охраны труда в машиностроении и социальной сфере Абитова Шазие Юсуповна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ТРУДА
Аннотация. В данной статье рассматривается компетентностный подход к подготовке будущих специалистов в области охраны труда, выполнен анализ понятий компетентности, профессиональная компетентность, рассмотрены виды основных профессиональных умений специалистов в области охраны труда.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, профессиональная компетентность, специалист, охрана труда.
Annotation. This article deals with the competent approach to the training of the future specialists in the field of health and safety measures, the conception of competence are analyzed, basic professional skills are also considered. Keywords: competence approach, competence, professional competence, specialist, labor protection.
Введение. Профессионализм специалиста в области охраны определяет уровень его профессионально-технологичной, профессионально-техничной, психолого-педагогичной и профессионально-практичной
подготовки. Кроме того, современный рынок труда требует не только профессиональной самостоятельности специалиста, но и наличия у него профессиональной мобильности, развития способностей к наиболее полному личностному самовыражению, а поэтому актуальной проблемой является обеспечение формирования профессиональной компетентности будущих специалистов с учётом разнообразных профессиональных функций специалиста в области охраны труда.
Различные аспекты компетентностного подхода исследовали Б.Д. Эльконин, Дж Равен, С. Short и др.; подходы к формированию профессиональной компетентности будущих специалистов раскрыто в работах В.В. Васильева, Е.Ф. Зеера, С.У. Гончаренко, И.М. Козловской, А.К. Марковой, Г.К. Селевко, М.А. Чошанова, В.В. Ягупова. Несмотря на имеющиеся достижения педагогической науки по обозначенной проблеме, вопросы повышения качества подготовки специалистов на основе компетентностного подхода остаются актуальными.
Изложение основного материала статьи. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что отрасль высшего образование призвана удовлетворять потребность экономики страны в конкурентоспособных специалистах, а это, в свою очередь, требует обновление содержания профессионального образования с учётом современных производственных технологий, оборудования и материалов [10]. Одновременно действующая ныне система профессионального образования должна обеспечить все отрасли народного хозяйства специалистами с повышенным уровнем профессиональной компетентности, способностью их к быстрой адаптации к требованиям рынка труда. Принято, считать, что рынок труда является совокупным спросом и предложением рабочей силы, которая влияет на жизнедеятельность всех социальных систем, а приобретение знаний и умений будущими специалистами, в том числе и в области охраны труда, должно основываться на компетентностном подходе.
Так, компетентностный подход с позиции Г.К. Селевко это «постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с традиционной трансляцией знаний на формирование навыка и создание условий для самостоятельного овладения комплексом компетенций...» [8, с. 138]. ЕФ. Зеер определяет компетентностный подход как приоритетную ориентацию на цели образования, способность учиться, выработку умений по самоопределению, самоактуализации и саморазвитию личности [2, с. 24].
Принято считать, что понятие «компетентность» шире за понятия знание, умение и навыки, так как эти понятия являются составляющими компетентности. По-мнению М.А. Чошанова, это не просто овладение знаниями, а постоянное их обновление и использование в конкретных условиях, овладения оперативными и мобильными знаниями [11, с. 21].
Под компетентностью понимают знания и навыки в профессиональной сфере, которые диктуются проблемами производства, функциями или элементами деятельности специалиста.
В понятие «компетентность» И.М. Козловская вводит способность выбирать самые оптимальные решения, аргументированно разрешать некорректные решения, владеть критическим мышлением, постоянно обновлять знания [4, с. 96].
Вместе с тем, понятие «компетентность» может включать: использование знаний и умений в производственных условиях; способность выполнять соответствующие обязательства и достигать ожидаемых результатов; способность находить решение в необычных ситуациях; способность углублять и систематизировать приобретенные знания; способность самостоятельно корректировать свои решения [3, 7].
Профессиональная компетентность будущих специалистов в области охраны труда связана и с педагогической деятельностью. Так А.А. Маркова профессиональную компетентность рассматривает как осведомленность педагога о знаниях, умениях, их нормативные признаки, которые необходимы для осуществления его педагогической деятельности, овладения профессиональными качествами [6, с. 84].
По-мнению М.И. Лукъяновой, к основным компонентам профессиональной компетентности нужно отнести психологопедагогическую грамотность педагога, его психолого-педагогические умение [5, с 95].
Следовательно, профессиональная компетентность специалиста, в нашем случае в области охраны труда, определяется степенью подготовленности его к выполнению производственных и педагогических задач, которые неразрывно взаимодействует с профессиональной мобильностью. Для достижения соответствующей профессиональной компетентности будущих специалистов в области охраны труда необходимо сформировать, в первую очередь, знания из правовых вопросов по охране труда, гигиене труда, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности, техники безопасности в соответствующей области производства.
Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Согласно Трудового кодекса РФ в ст. 210 задекларированы основные принципы, которые предусматривают [9]:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- содействию общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- расследованию и учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установлению гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда;
- участию государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- международному сотрудничеству в области охраны труда;
- распространению передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
Для реализации данных принципов разработаны национальные, промышленные, региональные и производственные программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды.
Известно, что обучение и систематическое повышение уровня знаний по вопросам охраны труда является фундаментальной основой безопасности труда, что обеспечивает эффективную профилактическую работу по предотвращению травматизма на производстве [1, с. 52]. Работники предприятий при приёме на работу и периодично в процессе работы, а также обучающиеся, в процессе обучения должны усвоить первичную программу согласно с требованиями Типового положения об обучении по вопросам охраны труда, а, следовательно, и в соответствии с требованиями к компетентности будущих специалистов в области охраны труда.
Необходимо уточнить, что будущие специалисты должны быть способными использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной сферах, ориентироваться в
основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности; пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды; ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности; применять действующие нормативные акты для решение задач обеспечения безопасности объектов защиты.
Важным аспектом профессиональной компетентности будущих специалистов в области охраны труда является система знаний, предусматривающих способы и методы защиты человека от различных опасных и вредных факторов производственного и трудового процесса собственной деятельности. Немало важное значение профессиональной компетентности будущих специалистов в области охраны труда отводится уровню сформированности не только специальных, но и педагогических умений. Учитывается то, что данная категория специалистов имеет прямое отношение к обучению работников различных сфер по вопросам охраны труда, пожаро- и электробезопасности, оказание перовой помощи при несчастных случаях и др. С этой целью они должны обладать следующими умениями:
- аналитические умения, направленные на анализ научной, специальной и нормативной литературы, анализ педагогических и производственных ситуаций, анализ не стандартной ситуаций;
- проектные умения - умения определять общие подходы по обеспечению безопасных условий труда, проектирования содержания учебного процесса в конкретных ситуациях, опираясь на нормативно-правовые акты и теоретические основы в педагогичной литературе, умение прогнозировать и проектировать педагогические взаимодействия преподавателя и обучающихся, предвидеть его результаты, проектировать выполнение безопасных производственных технологических процессов;
- конструктивные умения - это умения, благодаря которым предоставляется возможность конструировать на основе анализа специальной и педагогической литературы разнообразные типы и виды занятий, учиться осуществлять альтернативный выбор форм и методов обучения, ориентируясь на индивидуальные особенности обучающихся, формировать умения по исполнению сложных видов работы, проявлять мобильность в необычных производственных условиях;
- методические умения - это умения логично и убедительно излагать содержание учебного материала, чётко и конкретно доводить к сведению обучающихся, основные теоретические положения, законы, правила, выработка методических, методологических и практических умений и навыков;
- коммуникативные умения - это в первую очередь, умения педагогического общения, связанных с распределением внимания, установления психологического контакта с аудиторией, обеспечивающегося эффективной передаче и восприятию учетной информации, установления эмоциональной обратной связи;
- организаторские умения - это умения организовывать обучательно-производственный процесс, стимулировать развитие активной деятельности и инициативы в процессе обучения, помогать обучающимся развивать умственные и творческие способности.
Данные виды умений, личностные и профессиональные качества формируются в процессе всего курса обучения, которое можно разделить на несколько этапов:
- этап формирования знаний и умений с фундаментальных дисциплин;
- этап формирование знаний и умений с профильных дисциплин;
- формирование профессиональных умений и навыков в процессе прохождения разного рода практик будущими специалистами, в том числе: производственной, технологической, педагогической, преддипломной.
Если фундаментальные дисциплины направлены на формирование базовых знаний обучающихся, то профильные дисциплины в области охраны труда составляют основу инженерно-педагогичной подготовки. К ним относятся: основы охраны труда, безопасность жизнедеятельности, охрана труда в отрасли, пожаробезопасность, электробезопасность, законодательство об охране труда и др. Структурно-логическая схема обучения данных дисциплин и меж предметные связи позволяют более эффективно понять и сформировать необходимые профессиональные знания и умения.
Однако в формировании профессиональной компетентности большое внимание уделяется реализации обучающей цели по подготовке будущих специалистов к практической деятельности, адаптации их к производственным и учебно-методическим условиям, подготовки к самосовершенствованию приобретенных навыков, ориентации в сложных условиях и др.
Известно, что основной целью производственной практики является формирование профессиональных умений и навыков по организации и выполнению различного рода производственных заданий соответствующего профиля. Учитывая тот факт, что специалист в области охраны труда должен осуществлять контроль за безопасным выполнением различных производственных процессов данной практической подготовке отводится особенное внимание. С этой целью вырабатываются следующие практические и аналитические умения: умение анализировать и организовывать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда; умение настраивать промышленное оборудование; умение пользоваться различными инструкциями, технической и технологической документацией; умение самостоятельно выполнять самоконтроль своих действий; умение обеспечивать безопасность выполнение производственных заданий.
В свою очередь, производственная практика формирует умение применять приобретенные знания и навыки у производственной сфере.
Технологическая практика влияет на качественное формирование профессиональных качеств младшего специалиста производства, к которым можно отнести: знания непосредственных функциональных обязательств; умение пользоваться технической и технологической документацией; умение организации труда на рабочих местах и порядок их обслуживания; изучение и применение передовых методов труда. Кроме того, для профиля подготовки специалистов по охране труда в машиностроении в процессе прохождения технологической практики исполняются функции помощника инженера по охране труда на производстве.
Формирование профессиональных качеств специалиста в области охраны труда проводятся и в процессе педагогических практик, которые проходят в основном в колледжах, техникумах. Так как учебная дисциплина «Охрана труда» является обязательной для профессиональной подготовки будущих преподавателей профессионального обучения и повышения квалификации работников разных отраслей производства, то естественно, она включает в себя следующие разделы: нормативно-правовые и организационные вопросы охраны труда, пожаробезопасность, электробезопасность; гигиена труда и
профзаболевания; предоставление первой помощи; правила безопасности в отрасли.
Следовательно, структура данного курса охватывает все предметы профессионального цикла по подготовки специалистов в отрасли охраны труда. Это ещё раз подчеркивает, что обучающиеся в процессе педагогических практик смогут не только обобщить и систематизировать полученные знания и применить их в своей практической деятельности, но и сформировать опыт педагогического взаимодействия в процессе обучения.
Заключительным этапом формирования профессиональных качеств будущего специалиста является преддипломная практика, в процессе которой обучающимся необходимо не только углубить и закрепить полученные знания, но и уметь анализировать действия, связанные с выбором прогрессивных методов обработки металлов, определять эффективность металлорежущих станков, вводить методики активного контроля, а также исполнять непосредственно функцию инженера по охране труда на производстве.
Выводы. Таким образом, учитывая то что в профессиональных обязанностях будущих специалистов в области охраны труда входит много разнообразных функций, решение проблемы формирования профессиональной компетенции специалиста возможно с учетом следующих требований, наличия профессионально-значимых и личностных качеств; готовность к самосовершенствованию своих знаний и умений; наличия соответствующих профессиональных знаний и умений и умение применять их в своей практичной деятельности; овладение методикой преподавания специальных дисциплин; умение выполнять положительное субъект-субъектное взаимодействие в процессе обучения; умение организовывать и управлять учебно-педагогическими и учебно-производственным процессом. Дальнейшие исследования будут посвящены методичным аспектам формирования профессиональной компетенции будущих специалистов в процессе профессионально-практической подготовке.
Литература:
1. Жидецкий В.С. Основы охраны труда: Учебник / В.С. Жидецкий. - Львов: «Афиша», 2005. - 311 с.
2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 352 с.
4. Козловская И.М. Теоретические и методические основы интеграции знаний учеников профессионально-технической школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Институт педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины. - К., 2001. - 459 с.
5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность социального педагога и его профессионально значимые личностные качества / М.И. Лукьянова // Сощальна педагопка. - 2007. - № 2. -С. 91-95.
6. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. - 1990. - № 8. - С. 82-88.
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый. - М.: Изд. центр «Владос», 1999. - 574 с.
8. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. -№ 4. - С. 138-143.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. - (дата обращения: 15.02.2019)
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - (дата обращения: 15.02.2019)
11. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 157 с.
Педагогика
УДК: 371.3
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры автомобильного транспорта Мыхнюк Мария Ивановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); ведущий специалист учебно-методического управления Мустафаева Лилия Февзиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СИСТЕМЫ СПО
Аннотация. В данной статье рассматривается структура и содержание модели профессионально-педагогического совершенствования преподавателей профессиональных дисциплин системы СПО. Определены методологические подходы и дидактические принципы. Обозначены педагогические условия, этапы и уровни профессионально-педагогического совершенствования преподавателей профессиональных дисциплин системы СПО. Обоснованы структурные компоненты модели мотивационно-целевой, содержательно-смысловой, профессионально-технологический, рефлексивно-оценочный.
Ключевые слова: совершенствование, самообразование, преподаватель, модель, профессионально-педагогическая деятельность.
Annotation. The article deals with discussion of the structure and content of the model for the development of the teachers of the professional subjects systems. Methodological approaches of the didactic principles are defined. The pedagogical conditions, stages and levels of the development of the didactic competence of vocational education teachers are determined. The structural components of development of the model (motivational, meaningful, professional and technological, reflexive and evaluative) are substantiated.
Keywords: development, self-education, teacher, model, professional and pedagogical activity.