Научная статья на тему 'Особенности педагогического взаимодействия учителя с детьми из гетерогенных групп'

Особенности педагогического взаимодействия учителя с детьми из гетерогенных групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГЕТЕРОГЕННАЯ ГРУППА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / INTERPERSONAL INTERACTION / HETEROGENEOUS GROUP / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажина Наталья Михайловна, Греховодова Дарья Валерьевна

В статье рассматриваются особенности педагогического взаимодействия учителя с детьми из гетерогенных групп в условиях инклюзивного образования. Приводятся исследования, посвященные данной проблеме. Показывается взаимообусловленность педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Уточняются понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «гетерогенная группа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сажина Наталья Михайловна, Греховодова Дарья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of teacher''s educational interaction with children from heterogeneous groups

The article deals with the specific features of teacher's educational interaction with children from heterogeneous groups in the context of inclusive education. The researches concerning with this problem are listed. The authors discuss interdependence of the educational interaction of educational process subjects. The paper clarifies the concepts of “interaction”, “educational interaction”, “heterogeneous group”.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогического взаимодействия учителя с детьми из гетерогенных групп»

УДК 37.01:373

Сажина Наталья Михайловна

доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и предпринимательства Кубанского государственного университета

Греховодова Дарья Валерьевна

аспирант кафедры технологии

и предпринимательства

Кубанского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ИЗ ГЕТЕРОГЕННЫХ ГРУПП

Sazhina Natalia Mikhailovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Technology and Business Department, Kuban State University

Grekhovodova Daria Valeryevna

PhD student,

Technology and Business Department, Kuban State University

SPECIFIC FEATURES OF TEACHER'S EDUCATIONAL INTERACTION WITH CHILDREN FROM HETEROGENEOUS GROUPS

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности педагогического взаимодействия учителя с детьми из гетерогенных групп в условиях инклюзивного образования. Приводятся исследования, посвященные данной проблеме. Показывается взаимообусловленность педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Уточняются понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «гетерогенная группа».

Ключевые слова:

педагогическое взаимодействие, межличностное взаимодействие, гетерогенная группа, инклюзивное образование.

Summary:

The article deals with the specific features of teacher's educational interaction with children from heterogeneous groups in the context of inclusive education. The researches concerning with this problem are listed. The authors discuss interdependence of the educational interaction of educational process subjects. The paper clarifies the concepts of "interaction", "educational interaction", "heterogeneous group".

Keywords:

pedagogical interaction, interpersonal interaction, heterogeneous group, inclusive education.

В современной школе одной из центральных фигур является учитель, личностные качества которого определяют особенности взаимодействия с учениками и оказывают влияние не только на отношение учащихся к предмету, но и на общее настроение детей, их эмоциональное и личностное благополучие в учебном коллективе [1]. Необходимость изучения взаимодействия в системе «учитель - ученик» детерминирована потребностью в реализации гуманистической модели воспитания и развития подрастающего поколения. Одно из необходимых умений, определенных для учителя и воспитателя, - «использовать и апробировать специальные подходы в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявляющих выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [2].

Преобразования, происходящие в самых разных областях общественной жизни, с одной стороны, социально обусловлены, а с другой - сами существенно влияют на изменение взаимоотношений между людьми. Процессы мировой интеграции, становление межгосударственного образовательного пространства, формирование и укрепление правовой основы государства, сосуществование различных организационных форм в экономике страны, широкий культурный обмен, интенсивный поиск новых, субъект-субъектно ориентированных технологий в образовательной практике требуют переосмысления актуальных форм и содержания межличностных взаимодействий. Результативность и эффективность решения множества задач, по признанию ученых, сегодня зависят не столько от индивидуальных качеств и умений индивида, сколько от его компетентности, проявляющейся в умении включаться в совместную деятельность на уровне партнерства, сотрудничества, сотворчества, от сформированной культуры социального поведения [3]. Интерес к исследованию взаимодействий в последнее время возрос еще и потому, что динамично расширяется коммуникативная сфера, появляются новые формы контактов, расширяются возможности не только непосредственной, но и опосредованной совместной деятельности.

Динамичный характер педагогической деятельности, обусловленный необходимостью разработки различных вариантов содержания образования, использования возможностей совре-

менной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научного обоснования новых идей и технологий, определяет объективную потребность в совершенствовании системы подготовки педагогов гетерогенных групп. Подготовка таких педагогов в настоящее время ведется в России только в рамках системы повышения квалификации. В связи с этим следует зафиксировать следующие противоречия: между потребностью в педагогах, владеющих различными методиками и технологиями взаимодействия с детьми из гетерогенных групп, и отсутствием практики подготовки таких педагогов; между усилением научного интереса к проблеме инклюзивной составляющей педагогической профессии и педагогического образования и отсутствием обоснованной педагогической системы формирования готовности педагогов к работе с детьми из гетерогенных групп в новых образовательных условиях.

Необходимость устранения данных противоречий обусловила постановку проблемы: каковы особенности взаимодействия педагогов с детьми из гетерогенных групп?

Именно взаимодействия организуют личностное пространство человека. В одних взаимодействиях индивид выступает как активный участник, влияющий на форму и содержание совместной деятельности, а в других - в качестве пассивного объекта, зрителя, исполнителя. Особенно ярко такое положение проявляется в образовательной сфере. Невозможно организовать педагогический процесс без опоры на взаимодействие сторон, участников, субъектов образовательной ситуации.

Анализ научной литературы показывает, что взаимодействие является одной из важных категорий, характеризующих отражение процессов воздействия объектов друг на друга, универсальной формой движения и развития, определяющей существование и структурную организацию любой материальной системы. В социальной психологии взаимодействие используется для характеристики действительных контактов людей в их совместной деятельности и для описания их взаимных влияний.

В психолого-педагогических исследованиях взаимодействие понимается как процесс воздействия, влияния людей друг на друга, порождающий их взаимообусловленность. При этом в рамках осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему отношений с другими людьми. В данной системе важное место занимает взаимодействие как универсальная форма изменения состояния объектов. С этих позиций содержанием взаимодействия выступают связь, обмен (действиями, предметами, информацией) и взаимное влияние [4].

По мнению группы ученых (Н.П. Аникеев, B.C. Библер, Л.Л. Бодалев, А.К. Болотов, Е.И. Го-ловаха, Н.В. Панина), при осуществлении конкретной практической деятельности происходит взаимное наложение процессов межличностного и межгруппового взаимодействий, где один вид взаимодействия тесно связан с другим и влияет на него. Кроме того, обобщенный многоаспектный подход к пониманию взаимодействия позволяет трактовать его как универсальную категорию, предполагающую воздействие объектов друг на друга, взаимопереход - вид отношений или связей, непосредственных или опосредуемых; интегрирующий фактор объединения частей в целостность; методологический принцип познания природы и людей; форма движения системы [5].

В педагогике взаимодействие характеризуется как специально организованный процесс, представленный профессионально-педагогическим общением учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественностью, осуществляемый в сфере его профессиональной деятельности. При этом педагогическое общение рассматривается как общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его, несущее определенные функции, направленные на создание благоприятного психологического климата, организацию учебной деятельности и регулирование отношений между педагогом и учащимися, а также внутри ученического коллектива.

По мнению Г.М. Гаджиева и Е.Е. Квимсадзе, особенностью педагогического взаимодействия выступает ориентированность на обретение ценного опыта учебной деятельности, жизненного опыта учащегося [6]. Особое значение приобретает диалогизм взаимодействия [7]. В связи с этим необходимо отметить негативные факторы, искажающие педагогическое взаимодействие в системе «учитель - ученик»: враждебное отношение со стороны педагога; авторитарный характер обучения и воспитания в семье; негативная позиция ребенка, проявляющаяся в бездействии, противодействии воспитательным мерам.

Таким образом, считаем целесообразным рассматривать педагогическое взаимодействие с позиции личностной характеристики, обеспечивающей внутреннее единство и непрерывное изменение отношения к компонентам процесса обучения. При этом следует отметить, что педагогическое взаимодействие, социально и личностно значимые взаимоотношения учителя и учащихся основаны на взаимной вере в способности друг друга, признании индивидуальности каждого, свободе выбора, взаимном уважении, взаимопомощи и сопереживании.

Итак, взаимодействие рассматривается не как однородное явление, а как совокупность составляющих и выступает важнейшим условием эффективного формирования и развития личности учащегося. Суммируя основные теоретические позиции и подходы, под педагогическим взаимодействием понимаем особый вид отношений педагога и учащихся, демократичный по своей сути, зависящий от качеств, индивидуальных особенностей субъектов; многообразие взаимоотношений педагога и учащихся, определяемых профессионализмом педагога, его педагогическим мастерством, особенностями стиля; свободную природу и закономерности, реализуемые в педагогической практике на различном уровне.

Педагогическое взаимодействие согласно новым принятым законам и стандартам необходимо выстраивать с разными группами учащихся. В данной статье мы рассматриваем детей из гетерогенных групп. Что такое гетерогенная группа, какие учащиеся относятся к ней?

В федеральном законе «Об образовании» (2012 г.) понятие «гетерогенная группа» отсутствует. Раскрываются следующие понятия: «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» [8]. Законодательно выделяются различные группы учащихся, нуждающиеся в особом подходе при организации педагогического взаимодействия и получения образования.

Понятие «гетерогенность» отражено в работах Н.А. Бердяева, И. Канта, А.И. Герцена. Под гетерогенностью в данных работах понимается разнородность чего-либо. Гетерогенные группы рассматривают в своей работе Р. Вербер и К. Вербер. Гетерогенная группа - это группа, состоящая из людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы [9]. В нашем исследовании большое значение имеют работы В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, посвященные исследованию взаимосвязи гетерогенности с проблемами социализации личности, развития нормального и аномального ребенка, соотношения биологического и социального в человеке. Общие теоретико-методологические аспекты организации учебной деятельности в гомогенных и гетерогенных группах нашли свое отражение в работах А.Г. Асмолова, Г.А. Бордовского, К.Ю. Грачева, а также в исследовании А. Блиновой, посвященном проблеме организации обучения детей из гетерогенных групп.

Проанализировав ряд работ, связанных с гетерогенными группами, мы обнаружили явную разрозненность понимания термина «гетерогенность» и той категории учащихся, которые относятся к гетерогенным группам. В связи с этим будем определять гетерогенную группу учащихся образовательного учреждения как группу, объединяющую одаренных детей, детей с низким уровнем социально-психологической адаптации, детей-инвалидов, детей-инофонов.

Осмысление сути особых образовательных потребностей учащихся различных гетерогенных групп и создание условий для их учета могут позволить решить различные важные задачи современного образования, так как «потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта» [10, с. 125].

Учет потребностей учащихся из гетерогенных групп, безусловно, будет мотивировать таких детей к продуктивной образовательной деятельности, что позволит в конечном итоге повысить качество образования.

Ссылки:

1. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.

2. Синицын Ю.Н., Сажина Н.М. Педагогическая технология мотивирования учащихся к обеспечению здоровья // Там же. 2011. № 3. С. 100-105.

3. Гребенникова В.М., Гребенников О.В. Компетентностный подход в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 6 (22). С. 75-78.

4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма. М., 1996.

5. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87-94.

6. Гаджиев Г.М., Квимсадзе Е.Е. Педагогическое взаимодействие в современных теориях и концепциях. М., 2012.

7. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1. С. 82-87.

8. Об образовании : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. М., 2012.

9. Вербер Р., Вербер К. Психология общения. СПб., 2003.

10. Шиповская Л.П. Человек и его потребности : учеб. пособие. М., 2011.

References:

1. Andryushchenko, SI & Petkov, VA 2012, 'Organization of the innovative environment of educational institution', Herald of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1, p. 145.

2. Sinitsyn, YN & Sazhina, NM 2011, 'Pedagogical technology to motivate students to ensure health', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3, p. 100-105.

3. Grebennikova, VM & Grebennikov, OV 2013, 'Competence approach in education', Historical andsocio-educational thought, no. 6 (22), p. 75-78.

4. Petrovsky, VA 1996, Personality in psychology: the paradigm, Moscow.

5. Sazhina, NM 2009, 'Information and educational technology in the context of the concept of personality-developing training', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3, p. 87-94.

6. Gadzhiev, GM & Kvimsadze, EE 2012, Pedagogical interaction in modern theories and concepts, Moscow.

7. Petkov, VA, Pokhilko, AD & Gubanov, MA 2015, 'Dialogue as a means of development of pedagogical culture of the subjects of the educational process of high school', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1, p. 82-87.

8. Education: feder. Law of 29.12.2012 number 273-FZ 2012, Moscow.

9. Werber, R & Werber, K 2003, Psychology of communication, St. Petersburg.

10. Shipovskaya, LP 2011, Man and his needs, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.