Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / МОДЕЛЬ ADDIE / ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бужинская Надежда Владимировна, Васева Елена Сергеевна, Терегулов Денис Федорович

Введение. Сегодня востребованной формой организации образовательного процесса является обучение в дистанционном формате. Важную роль в результативности реализации дистанционной формы обучения занимают дистанционные курсы. Результативность процесса обучения на дистанционном курсе определяется продуманностью структуры курса, качеством наполняющих его учебных материалов, наличием оценочных материалов, позволяющих обнаружить недочеты в подготовке. Все обозначенные компоненты являются результатом решений, полученных в течение педагогического дизайна учебного курса. В процессе педагогического дизайна учебных курсов, проводимых в дистанционном формате, необходимо учитывать удаленный способ взаимодействия участников образовательного процесса, приоритетность самостоятельной работы обучаемых, возможность выбора индивидуального темпа и траектории обучения. Цель исследования - выделение особенностей педагогического дизайна дистанционного курса. Методология. Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов: анализа научной литературы и нормативных документов, прогнозирования, наблюдения за процессом внедрения дистанционного курса. Результаты. В исследовании выделены особенности педагогического дизайна учебного курса с учетом специфики дистанционного формата обучения в аспекте этапов популярной модели ADDIE. Для этапа планирования обосновывается важность определения количества тем, сроков обучения по каждой, общей продолжительности обучения, учитывается систематичность и возможность индивидуального темпа обучения. Необходимость подбора структурных элементов курса, соответствующих требованиям интерактивности обучения и предполагающих самостоятельный характер работы студентов, определена на этапе проектирования. Вариативность изучения отдельных составляющих курса предусматривается на этапе разработки. Этап применения дополняется первоначальным тестированием, проверкой работоспособности всех элементов, корректности отображения информации, правильности срабатываний условий завершения элементов курса и предусмотренных ограничений. Для этапа оценки описываются механизмы обнаружения затруднительных элементов курса, внесения корректив в структуру и содержание дистанционного курса. Заключение. Сделан вывод, что учет особенностей педагогического дизайна дистанционного курса позволяет эффективно разработать и внедрить в учебный процесс новый дистанционный курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бужинская Надежда Владимировна, Васева Елена Сергеевна, Терегулов Денис Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PEDAGOGICAL DESIGN OF A DISTANCE COURSE

Introduction. At present, distance learning is a popular form of organization of the educational process. An important role in the effectiveness of the implementation of distance learning is occupied by distance courses. The effectiveness of the learning process in a distance course is determined by the well-thought-out structure of the course, the quality of the training materials, and the availability of evaluation materials that make it possible to detect shortcomings in the preparation. All components indicated are the result of decisions made during creating instructional design of a curriculum. In the process of producing pedagogical design of training courses conducted in a distance format, it is necessary to take into account the remote way of interaction between participants in an educational process, the priority of students’ independent work, the possibility of choosing an individual pace and learning trajectory. The purpose of the study is to highlight the features of the pedagogical design of a distance course. Methodology. The study was conducted using theoretical and empirical methods: analysis of scientific literature and regulatory documents, forecasting, monitoring the process of introducing a distance course. Results. The study highlights the features of the pedagogical design of a training course, taking into account the specifics of the distance learning format in terms of the stages of a popular ADDIE model. For the planning stage, the importance of determining the number of topics, the terms of training for each, the total duration of training, subject to the systematic nature and the possibility of an individual learning pace, are determined. The need to select structural elements of the course that meet the requirements of the interactivity of learning and imply an independent nature of students’ work was determined at the designing stage. The variability of studying individual components of the course is provided at the development stage. The application stage is supplemented by initial testing, checking the performance of all elements, the accuracy of displaying information, the correctness of conditions for completing the course elements and provided restrictions. As for the assessment stage, the mechanisms for detecting difficult elements of the course, making adjustments to the structure and content of the distance course are described. Conclusion. It is concluded that taking into account the features of the pedagogical design of a distance course allows one to effectively develop and introduce a new distance course into the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА»

УДК/UDC 378.14

DOI10.54509/22203036_2022_3_44 EDNZQCDWG

Бужинская Надежда Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил

Васева Елена Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил

Терегулов Денис Федорович

кандидат педагогических наук, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил

m

Buzhinskaya Nadezhda V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Nizhny Tagil State Social Pedagogical Institute (Branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University", Nizhny Tagil

Vaseva Elena S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Nizhny Tagil State Social Pedagogical Institute (Branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University", Nizhny Tagil

Teregulov Denis F.

Candidate of Pedagogical Sciences, State Social Pedagogical Institute (Branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University", Nizhny Tagil

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА FEATURES OF THE PEDAGOGICAL DESIGN OF A DISTANCE COURSE

Введение. Сегодня востребованной формой организации образовательного процесса является обучение в дистанционном формате. Важную роль в результативности реализации дистанционной формы обучения занимают дистанционные курсы. Результативность процесса обучения на дистанционном курсе определяется продуманностью структуры курса, качеством наполняющих его учебных материалов, наличием оценочных материалов, позволяющих обнаружить недочеты в подготовке. Все обозначенные компоненты являются результатом решений, полученных в течение педагогического дизайна учебного курса. В процессе педагогического дизайна учебных курсов, проводимых в дистанционном формате, необходимо учитывать удаленный способ взаимодействия участников образовательного процесса, приоритетность самостоятельной работы обучаемых, возможность выбора индивидуального темпа и траектории обучения.

Цель исследования - выделение особенностей педагогического дизайна дистанционного курса.

Методология. Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов:

анализа научной литературы и нормативных документов, прогнозирования, наблюдения за процессом внедрения дистанционного курса.

Результаты. В исследовании выделены особенности педагогического дизайна учебного курса с учетом специфики дистанционного формата обучения в аспекте этапов популярной модели ADDIE. Для этапа планирования обосновывается важность определения количества тем, сроков обучения по каждой, общей продолжительности обучения, учитывается систематичность и возможность индивидуального темпа обучения. Необходимость подбора структурных элементов курса, соответствующих требованиям интерактивности обучения и предполагающих самостоятельный характер работы студентов, определена на этапе проектирования. Вариативность изучения отдельных составляющих курса предусматривается на этапе разработки. Этап применения дополняется первоначальным тестированием, проверкой работоспособности всех элементов, корректности отображения информации, правильности срабатываний условий завершения элементов курса и предусмо-

тренных ограничений. Для этапа оценки описываются механизмы обнаружения затруднительных элементов курса, внесения корректив в структуру и содержание дистанционного курса.

Заключение. Сделан вывод, что учет особенностей педагогического дизайна дистанционного курса позволяет эффективно разработать и внедрить в учебный процесс новый дистанционный курс.

Introduction. At present, distance learning is a popular form of organization of the educational process. An important role in the effectiveness of the implementation of distance learning is occupied by distance courses. The effectiveness of the learning process in a distance course is determined by the well-thought-out structure of the course, the quality of the training materials, and the availability of evaluation materials that make it possible to detect shortcomings in the preparation. All components indicated are the result of decisions made during creating instructional design of a curriculum. In the process of producing pedagogical design of training courses conducted in a distance format, it is necessary to take into account the remote way of interaction between participants in an educational process, the priority of students' independent work, the possibility of choosing an individual pace and learning trajectory. The purpose of the study is to highlight the features of the pedagogical design of a distance course.

Methodology. The study was conducted using theoretical and empirical methods: analysis of scientific literature and regulatory documents, forecasting, monitoring the process of introducing a distance course.

Results. The study highlights the features of the pedagogical design of a training course, taking into account the specifics of the distance learning format in terms of the stages of a popular ADDIE model. For the planning stage, the importance of determining the number of topics, the terms of training for each, the total duration of training, subject to the systematic nature and the possibility of an individual learning pace, are determined. The need to select structural elements of the course that meet the requirements of the interactivity of learning and imply an independent nature of students' work was determined at the designing stage. The variability of studying individual components of the course is provided at the development stage. The application stage is supplemented by initial testing, checking the performance of all elements, the accuracy of displaying information, the correctness of conditions for completing the course elements and provided restrictions. As for the assessment stage, the mechanisms for detecting difficult elements of the course, making adjustments to the structure and content of the distance course are described.

Conclusion. It is concluded that taking into account the features of the pedagogical design of a distance course allows one to effectively develop and introduce a new distance course into the educational process.

Ключевые слова: педагогический дизайн, модель ADDIE, этапы педагогического дизайна, дистанционное обучение, дистанционный курс, система управления обучением, Moodle.

Keywords: instructional design, ADDIE model, stages of instructional design, distance learning, distance course, learning management system, Moodle.

Введение

Для современного образования характерна тенденция увеличения доли программ обучения, преподаваемых в дистанционной форме. Дистанционная форма обучения предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на расстоянии посредством технических и программных средств [15; 16]. Организация эффективного дистанционного обучения является приоритетной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда». В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности [14]. Важную роль в успешности реализации дистанционной формы обучения играют дистанционные курсы, которые представляют собой совокупность материалов в цифровом формате. Данные материалы отличают надежность хранения, простая и неограниченная возможность тиражирования, возможность автоматизированной обработки, быстрый поиск нужной информации [18]. При этом содержание и форма представления учебных материалов в дистанционном курсе, организация координации действий обучаемого и обратной связи должны стимулировать студента не только к изучению информации, но и к ее анализу, получению новых знаний, использованию их на практике [20]. Результативность процесса обучения на дистанционном курсе во многом определяется продуманностью структуры курса, качеством наполняющих его учебных материалов, наличием оценочных материалов, позволяющих обнаружить недочеты в подготовке [11; 17]. Все обозначенные компоненты являются результатом решений, полученных в течение педагогического дизайна учебного курса. В процессе педагогического дизайна учебных курсов, проводимых в дистанционном формате, необходимо учитывать удаленный способ взаимодействия участников образовательного процесса, приоритетность самостоятельной

работы обучаемых, возможность выбора индивидуального темпа и траектории обучения, другие характеристики дистанционного обучения.

Цель исследования - выделение особенностей педагогического дизайна дистанционного курса.

Методология

Качество материалов, предлагаемых на курсах, изучается в рамках такого направления, как «Педагогический дизайн». Педагогический дизайн обычно рассматривается, с одной стороны, как область научных исследований, в которой представлены теоретические сведения о структуре курсов, определены требования к ним, а с другой стороны - как практика по проектированию содержания материалов преподавателями [6]. В условиях цифровой трансформации системы образования педагогический дизайн является развивающимся направлением в области педагогики.

Одним из исследователей в области педагогического дизайна является А. Ю. Уваров. Он определяет педагогический дизайн как использование знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов [21]. М. Н. Краснянский, И. М. Рад-ченко считают, что педагогический дизайн представляет собой инструмент для создания материалов, эффективных для решения задач образовательного процесса [12]. Благодаря педагогическому дизайну, у преподавателя появляется возможность объединить дистанционную и традиционную формы обучения, создать среду, оптимальную для взаимодействия обучаемых и обучающихся [5]. М. М. Шала-шова и Н. И. Шевченко понимают под педагогическим дизайном системный подход к проектированию образовательного процесса, который основан на применении современных технологий и способов получения и представления информации с учетом современных потребностей науки и образования [22].

В документе, подготовленным корпоративным университетом Сбербанка, утверждается, что педагогический дизайн - это прежде всего систематизированный подход к созданию образовательных решений с использованием педагогической теории и принципов для обеспечения высокого качества обучения [1]. При этом педагогический дизайнер должен уметь сам разрабатывать, применять, отбирать приемы и методы обучения и оценивать их эффективность. Основным отличием деятельности педагога дизайнера от деятельности методиста заключается в том, что педагог-дизайнер должен самостоятельно уметь проектировать электронную образовательную

среду, а также выбирать эффективные инструменты для ее реализации. И. А. Демидова считает, что в педагогическом дизайне важно учитывать его связь с теорией познания, элементами инженерного и художественного конструирования и педагогической практикой [7]. Совокупность знаний в данных областях позволит учителю разрабатывать качественные материалы на цифровых носителях. Опираясь на технологии проектирования, педагогический дизайнер работает как с материалами на цифровых носителях, так и цифровой образовательной средой [22].

Таким образом, педагогический дизайн как одно из психолого-педагогических направлений изучает процесс разработки качественных материалов на цифровой основе и их место в структуре цифровой образовательной среды. Данные материалы используются для организации взаимодействия субъектов образовательного процесса и направлены на повышение результативности этого взаимодействия [4]. Основные принципы педагогического дизайна должны быть согласованы с общедидактическими, но при этом учитывать форму представления изучаемых материалов. Е. В. Абызова считает, что при разработке и проектировании материалов на цифровом формате особенно важно учитывать возрастные и психологические особенности обучаемых [3].

Р. Ганье, В. Вейджер, К. Голас, Д. Келлер, Д. Рассел считают, что важными принципами педагогического дизайна являются разработка и применение материалов на цифровой основе с учетом знаний и умений, которые уже есть у обучаемых. Кроме того, содержание данных материалов должно быть интересным для них. Важным принципом педагогического дизайна авторы считают наличие обратной связи и обязательную оценку эффективности деятельности обучаемых с использованием данных материалов [2].

Отметим, что педагогический дизайн постоянно развивается. В связи с цифровизацией системы образования к материалам в цифровом формате предъявляются новые требования. В связи с этим возникает необходимость в выделении общих подходов к их проектированию и разработке материалов. Данные подходы объединяются в модели педагогического дизайна [8; 19].

Наиболее известной моделью педагогического дизайна является ADDIE, основанная на последовательном продвижении от одного этапа к другому в процессе создания учебных материалов. Модель охватывает следующие фазы [13]:

- Analysis - подготовительная работа, которая включает предварительный анализ цели и задач обу-

чения, потребностей аудитории, выяснение уровня и профиля обучаемых, продумывание необходимых шагов к продвижению к цели, анализ имеющихся ресурсов и др.;

- Design - составление плана работы, выбор формата курса и занятий, создание стратегии обучения, продумывание структуры материалов, отбор информационного контента в соответствии с поставленной целью;

- Development - разработка материалов курса с учетом их места в образовательном процессе;

- Implementation - внедрение разработанных материалов в образовательный процесс;

- Evaluation - оценка результатов обучения, внесение необходимых коррективов.

Обозначенные фазы работают как замкнутая цепь, продолжительность каждой может быть различной [9; 10]. Стартовым механизмом создания материалов являются результаты первой фазы Analysis, а затем педагогический дизайнер последовательно продвигается от одной фазы к другой, внося при необходимости изменения, направленные на улучшение качества материалов.

Результаты

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что формирование структуры и содержания дистанционных курсов необходимо проводить с учетом общих принципов, таких как соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся, непротиворечие нормативным документам, развивающий характер обучения. Кроме того, при отборе содержания дистанционного курса следует учитывать, что обучаемый будет изучать материалы в основном самостоятельно, в удобном для себя темпе. Следовательно, информация, представленная в материалах, должна быть понятной и доступной для обучающихся. Важную роль играет наличие алгоритма работы с указанием сроков завершения обучения, который дисциплинирует обучающихся. Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют добавить яркости изучаемому контенту за счет включения видео-, аудиофрагментов, компьютерных моделей, виртуальных экспериментов. В этом случае в процесс познания будут вовлекаться все органы чувств, что, безусловно, повысит интерес обучаемых к изучаемому контенту. Немаловажной составляющей является оценка деятельности обучаемых в режиме реального времени. Обучающие должны понимать, как свои успехи в работе с материалами, так и затруднения. В случае затруднений должна быть

предусмотрена непрерывная обратная связь с преподавателем.

Особенности педагогического дизайна дистанционного курса будем рассматривать в аспекте этапов, выделенных в рамках модели ADDIE. Сопровождающие примеры отражают практику педагогического дизайна дистанционного курса в одной из популярных систем дистанционного обучения Moodle, однако аналогичные действия могут быть реализованы в других системах. Выбор системы дистанционного обучения и сформулированные для каждого этапа рекомендации обусловлены практическим опытом авторов статьи.

1. На этапе Анализа осуществляется постановка цели и задач курса с учетом особенностей целевой аудитории, изучается/составляется рабочая программа дисциплины. После этого в системе дистанционного обучения создается новый курс и осуществляется его первоначальная настройка. Рекомендуется выбирать формат курса «Разделы по темам», что обусловливает более гибкий график его изучения, чем, скажем, формат «По неделям». Также на этапе определяется количество секций - структурных блоков, на которых в дальнейшем будут размещаться лекции, практические задания, тесты и другие содержательные элементы.

Количество секций рекомендуется сделать равным N+2, где N - число тем дисциплины согласно рабочей программе. В первой секции «Информационный блок» размещается общая информация по курсу, например вводная лекция, структура курса и список литературы. Так как дистанционный формат обучения предполагает индивидуальный темп обучения, информационный блок должен обязательно содержать план курса, рекомендуемый срок выполнения заданий, контрольные даты. Сроки изучения тем дистанционного курса, с одной стороны, должны быть ограничены для обеспечения систематичности занятий, с другой стороны - иметь резервный запас времени для обеспечения возможности индивидуального темпа обучения.

На рисунке 1 показан пример определения сроков обучения по темам для дистанционного курса. Для каждой темы определяется период, достаточный для ее изучения (темные линии), периоды выстраиваются последовательно от даты начала курса, тем самым определяется общий период обучения по курсу. К периоду каждой темы добавляется резерв времени (светлые линии).

После основных тем дисциплины в количестве N идет последняя секция «Итоговый контроль», содержащая элементы курса для организации и прове-

дения итоговой аттестации. Пример структуры курса, реализованной в системе Moodle, представлен на рисунке 2.

2. На этапе Проектирования осуществляется выбор элементов и ресурсов курса из перечня доступных в системе дистанционного обучения и их расположение в структуре курса. На текущем этапе необходимо сопоставить учебный контент с видами имеющихся в системе дистанционного обучения элементов. Так, например, СДО Moodle предлагает на выбор большое разнообразие элементов - лекция, задание, тест, гиперссылка, семинар, страница, пояснение, файл и т. д. Все модули разбиты на две группы и могут быть использованы для решения широкого спектра задач. В первой группе располагаются интерактивные элементы курса, для которых можно настроить ограничения доступа и критерии оценки их выполнения. Во второй группе находятся статические ресурсы, основное назначение которых состоит в предоставлении слушателям дополнительной информации.

Для дистанционного обучения важно обеспечить интерактивность обучающих материалов, поэтому необходимо подобрать для частей контента соответствующие элементы. При завершении данного этапа страница курса приобретает практически завершенный вид (рис. 3), но содержание самих модулей все еще отсутствует.

3. Этап Разработки в случае дистанционного курса можно разделить на две части. В первой элементы и ресурсы курса наполняются содержанием. Здесь важно определить оцениваемые элементы, предусмотреть вариативность изучения теоретического материала. Так, например, в Moodle лекция -это чередование информационных страниц и страниц с вопросами. Нельзя превращать лекцию в гибрид презентации и теста, добавление оцениваемого теста в страницы лекции исключает возможность альтернативы выбора способа изучения теоретического материала, возможно, обучаемый предпочел бы просмотр видео или чтение реко-

3 МЕСЯЦ 4 МЕСЯЦ

Жизненный цикл программного обеспечения

Управление требованиями

Управление программными проектами Качество программного обеспечения

Рис. 1. Определение сроков изучения тем дистанционного курса

Рис. 2. Структура дистанционного курса

Рис. 3. Структура дистанционного курса

мендуемой литературы по теме. Страницы с вопросами в составе лекции нужны не для проверки качества усвоения материала, для этого есть отдельный

элемент - тест, а для побуждения слушателей курса к внимательному, вдумчивому изучению лекции, подменяя тем самым «строгий взгляд» лектора в аудиторной форме обучения.

Во второй части этапа разработки осуществляется окончательная настройка модулей курса, определяется очередность изучения элементов курса и условия перехода между ними. Например, все лекции можно сделать доступными изначально, а практические задания настроить так, чтобы они стали доступными после выполнения контроля по предыдущей теме (рис. 4).

Итоговый тест по курсу целесообразно сделать доступным в строго определенную дату - день зачета или экзамена, а также ограничить выполнение теста по времени и числу попыток (рис. 5). Это позволит минимизировать вероятность нахождения готовых ответов в сети Интернет.

4. На этапе Применения осуществляется тестирование созданного курса - прохождение всех элементов курса в роли студента. Необходимо убедиться, что вся информация отображается корректно при различных размерах рабочего окна, проверить правильность срабатывания условий завершения элементов курса и выбранных ограничений (логики прохождения курса).

Параллельно с тестированием необходимо продумать, как будет осуществляться обратная связь между слушателями курса и преподавателем. Для этого можно использовать блок «Спросить преподавателя», элементы курса «Форум» и «Чат». Для организации видеоконференций можно использовать сторонние ресурсы, например Zoom, а для удобства перехода к ним использовать в курсе модуль «Гиперссылка».

5. Последним этапом педагогического дизайна дистанционного курса является Оценка - опытное внедрение курса в учебный процесс. Преподавателю необходимо записать на курс группу слушателей и получить от них по окончании обучения обратную связь. Для этого в системе дистанционного обучения можно предусмотреть отдельный элемент, например, в Moodle используется модуль «Отзыв о курсе».

В системе дистанционного обучения средствами отчетов преподаватель может выявить элементы курса, с которыми не справилась большая часть обучаемых, на которые потрачено больше времени, после чего внести коррективы в содержание и методику обучения «затруднительных» тем.

Заключение

Специфика дистанционного формата обучения вносит коррективы в процесс педагогического дизайна

► Общие настройки модуля w Ограничение доступа

Ограничения доступа

► Выполнение элемента курса Рис. 4. Настройка ограничений доступа к элементам курса

О [5] Редактирование Тест х | -}-

ОЙ https://do.ntsp¡.гu/course/modedit.php?update=44121&re»urn=0&sr=0

Синхронизация

Начало тестирования ©

15 - Июнь - 2022 - 09 - 00 - щ В Включить

Окончание тестирования

| 15 у|| Июнь у|| 2022 у|[ 10 у|| 30 у щ о Включить

Ограничение времени ф

| 20 мин. у в Включить

При истечении времени ©

Открытые попытки отправляются автоматически у

Льготный период отправки, ф

0 мин. у Включить

Оценка

Категория оценки ф

Без категории у

Проходной балл ф

Г"

Количество попыток

I?__-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод оценивания ф

Рис. 5. Основные настройки теста

учебных курсов. В аспекте популярной модели ADDIE на каждом этапе проектирования могут быть выделены особенности проектирования и наполнения дистанционного курса. На этапе планирования курса важно определить количество тем, сроки обучения по каждой, общую продолжительность обучения при условии реализации необходимости систематичности обучения и одновременно возможность индивидуального темпа. На этапе проектирования курса необходимо подобрать структурные элементы, соответствующие требованиям интерактивности обучения и предполагающие самостоятельный характер работы студентов. При наполнении материалами курса на этапе

разработки важно для вариативных составляющих курса предусмотреть альтернативы изучения материалов курса. Для дистанционного курса этап применения дополняется первоначальным тестированием, проверкой работоспособности всех элементов, корректности отображения информации, правильности срабатываний условий завершения элементов курса и предусмотренных ограничений. На этапе оценки необходимо собрать отзывы обучающихся, «обнаружить» элементы курса, вызвавшие наибольшие затруднения, внести коррективы в структуру и содержание дистанционного курса.

Учет особенностей педагогического дизайна дистанционного курса позволяет эффективно и без совершения критических ошибок разработать и внедрить в учебный процесс новый дистанционный курс.

Литература

1. EduTech. Педагогический дизайн в условиях Agile [Электронный ресурс]. URL: EduTech_32_web_demo.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

2. Principles of instructional design [Электронный ресурс] / R. Gagne, W. Wager, K. Golas, J. Keller, J. Russell // Performance Improvement. 2007. № 2 (44). P. 44-4б. URL: https://onlinelibrary. wiley.com/D0I/10.1002/pfi.4140440211 (дата обращения: 20.04.2022).

3. Абызова E. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 3-3. С. 121б.

4. Бородачев С. А. Разработка дистанционного учебно-методического курса в электронном образовательном пространстве педвуза // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 117-119.

5. Воробьева Н. А., Обоева С. В., Бернадинер M. И. Использование технологий педагогического дизайна в условиях цифровизации образования // Вестник Mосковского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1 (S1). С. 34-37.

6. Воронина Д. В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития // Педагогический журнал. 201б. № 3. С. б1-б8.

7. Демидова И. А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опты применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4 (4). С. 2S-32.

8. Дирксен С. В. Возможности и особенности организации дистанционного обучения студентов ККАТ в системе Moodle: опыт и перспективы // Педагогическая наука и практика. 2020. № 3 (29). С. 110-113.

9. Иоффе А. Н., Комаров Р. В. Педагогический дизайн: блоки и модули // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 88-99.

10. Корнеев А. Н., Толоконникова E. В. Дистанционное обучение: будущее развития образования [Электронный ресурс]. M., 2019. URL: http://izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

11. Кочанов А. M. Возможности дистанционных образовательных технологий при освоении теоретического курса (на примере профессионального модуля) // Академия педагогических идей Новация. Серия: Научный поиск. 2021. № 2. С. 2-б.

12. Краснянский M. Н., Радченко И. M. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/ видеоматериалов. Тамбов, 200б. SS с.

13. Макаренко А. А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4 (23). С. 13-16.

14. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 20.04.2022).

15. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. М., 2004. 416 с.

16. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2006. 400 с.

17. Соколова Н. Ф. К вопросу методического проектирования и оценке качества контента дистанционных курсов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 1 (115). С. 62-68.

18. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 4958.

19. Токтарова В. И., Михеева Д. А. Педагогический дизайн и цифровое проектирование: принципы, модели, инструменты // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 2021. С. 6167.

20. Толстобоков О. Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс]. М., 2020. URL: https://izd-mn.com/PDF/37MNNPM20.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

21. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика. 2003. № 30. С. 2-31.

22. Шалашова М. М., Шевченко Н. И. Педагогический дизайн: сущностные характеристики в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. 2019. № 5 (22). С. 396-404.

References

1. EduTech. Pedagogicheskiy dizayn v usloviyakh Agile [Pedagogical Design in an Agile Environment]. Available at: EduTech_32_ web_demo.pdf (accessed 20.04.2022). (In Russian).

2. Gagne R., Wager W., Golas K., Keller J., Russell J. Principles of instructional design. Performance Improvement, 2007, no. 2 (44), pp. 44-46. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/ D0I/10.1002/pfi.4140440211 (accessed 20.04.2022). (In English).

3. Abyzova E. V. Pedagogicheskiy dizayn: ponyatiye, predmet, osnovnyye kategorii [Pedagogical design: concept, subject, basic categories]. Herald of Vyatka State University, 2010, no. 3-3, pp. 12-16. (In Russian).

4. Borodachev S. A. Razrabotka distancionnogo uchebno-metodicheskogo kursa v elektronnom obrazovatel'nom prostran-stve pedvuza [Development of a distance learning course in the electronic educational space of a teacher training university]. Informatics and Education, 2008, no. 9, pp. 117-119. (In Russian).

5. Vorobyeva N. A., Oboyeva S. V., Bernadiner M. I. Ispol'zovaniye tekhnologiy pedagogicheskogo dizayna v usloviyakh tsifrovizat-sii obrazovaniya [The use of pedagogical design technologies in the context of digitalization of education]. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and informatization of education, 2020, no. 1(51), pp. 34-37. (In Russian).

6. Voronina D. V. Pedagogicheskiy dizayn v sovremennoy Rossii: problemy i puti razvitiya [Instructional design in modern russian education: problems and ways of development]. Pedagogical Journal, 2016, no 3, pp. 61-68. (In Russian).

7. Demidova I. A. Pedagogicheskiy dizayn i yego sredstva: teor-eticheskiy analiz i opty primeneniya v pedagogicheskoy prak-tike [Instructional design and its tools: theoretical study and case study]. Pedagogy. Issues of Theory and Practice, 2019, no. 4 (4), pp. 25-32. (In Russian).

8. Dirksen S. V. Vozmozhnosti i osobennosti organizacii distancionnogo obucheniya studentov KKAT v sisteme Moodle: opyt i pers-

pektivy [Possibilities and peculiarities of organization of distance learning of kcat students in moodle system: experience and prospects]. Pedagogical Science and Practice, 2020, no. 3 (29), pp. 110-113. (In Russian).

9. loffe A. N., Komarov R. V. Pedagogicheskiy dizayn: bloki i moduli [Block-modular designer of the workshop]. Educational Policy, 2019, no. 3 (79), pp. 88-99. (In Russian).

10. Korneyev A. N., Tolokonnikova E. V. Distantsionnoye obu-cheniye: budushcheye razvitiya obrazovaniya [Distance learning: the future of education development]. Moscow, 2019. Available at: http://izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (accessed 20.04.2022). (In Russian).

11. Kochanov A. M. Vozmozhnosti distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologijpri osvoenii teoreticheskogo kursa (na primere professional'nogo modulya) [Possibilities of distance learning technologies in the development of a theoretical course (on the example of a professional module)]. Academy of Pedagogical Ideas Novation. Series: Scientific search, 2021, no. 2, pp. 2-6. (In Russian).

12. Krasnyanskiy M. N., Radchenko I. M. Osnovy pedagogicheskogo dizayna i sozdaniya mul'timediynykh obuchayushchikh audio/ video materialov [Fundamentals of pedagogical design and creation of multimedia teaching audio/video materials]. Tambov, 2006, 55 p. (In Russian).

13. Makarenko A. A. Pedagogicheskiy dizayn kak sredstvo povy-sheniya effektivnosti organizatsii uchebnogo protsessa [Pedagogical design as a means of improving the efficiency of the organization of the educational process]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2017, no 4 (23), pp. 13-16. (In Russian).

14. Natsional'nyy proyekt «Obrazovaniye» [National project "Education"]. Available at: edu.gov.ru (accessed 20.04.2022). (In Russian).

15. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseyeva M. V. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya [Theory and practice of distance learning]. Moscow, 2004, 416 p. (In Russian).

16. Polat E. S., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Pedagogicheskie tekh-nologii distancionnogo obucheniya [Pedagogical technologies of distance learning]. Moscow, 2006, 400 p.

17. Sokolova N. F. K voprosu metodicheskogo proektirovaniya i ocenke kachestva kontenta distancionnyh kursov [On the question of design and methodological quality assessment of distance learning courses content]. Distance and Virtual Learning, 2017, no. 1 (115), pp. 62-68. (In Russian).

18. Starichenko B. E. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: illyuzii i ozhi-daniya [Digitalization of education: illusions and expectations]. Pedagogical Education in Russia, 2020, no. 3, pp. 49-58. (In Russian).

19. Toktarova V. I., Mikheyeva D. A. Pedagogicheskiy dizayn i tsi-frovoye proyektirovaniye: printsipy, modeli, instrumenty [Pedagogical design and digital design: principles, models, tools]. Priority directions of psychological and pedagogical activity in the modern educational environment. Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference. Yoshkar-Ola, 2021, pp. 61-67. (In Russian).

20. Tolstobokov O. N. Sovremennyye metody i tekhnologii distantsi-onnogo obucheniya [Modern methods and technologies of distance learning]. Moscow, 2020. Available at: https://izd-mn.com/ PDF/37MNNPM20.pdf (accessed 20.04.2022). (In Russian).

21. Uvarov A. Yu. Pedagogicheskiy dizayn [Pedagogical design]. Informatics, 2003, no. 30, pp. 2-31. (In Russian).

22. Shalashova M. M. Shevchenko N. I. Pedagogicheskiy dizayn: sushchnostnyye kharakteristiki v sisteme vysshego obrazo-vaniya [Pedagogical Design: Essential Characteristics in Higher Education]. CITISE, 2019, no. 5 (22), pp. 396-404. (In Russian).

УДК/UDC 378.147

DOI10.54509/22203036_2022_3_51 EDN

Шайдуллина Римма Макмуновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Институт нефти и газа ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал в г. Октябрьском), г. Октябрьский

Гарифуллина Зульфия Асгатовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Институт нефти и газа ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал в г. Октябрьском), г. Октябрьский

Гилязетдинов Руслан Альбертович

студент 3-го курса, Институт нефти и газа ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал в г. Октябрьском), г. Октябрьский

Shaidullina Rimma M.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and Socio-Economic Sciences, Ufa State Petroleum Technological University (a branch in the city of Oktyabrsky), Oktyabrsky

Garifullina Zulfiya A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and Socio-Economic Sciences, Ufa State Petroleum Technological University (a branch in the city of Oktyabrsky), Oktyabrsky

Gilyazetdinov Ruslan A.

3rd year student, Ufa State Petroleum

Technological University (a branch in the city of Oktyabrsky),

Oktyabrsky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.