pektivy [Possibilities and peculiarities of organization of distance learning of kcat students in moodle system: experience and prospects]. Pedagogical Science and Practice, 2020, no. 3 (29), pp. 110-113. (In Russian).
9. loffe A. N., Komarov R. V. Pedagogicheskiy dizayn: bloki i moduli [Block-modular designer of the workshop]. Educational Policy, 2019, no. 3 (79), pp. 88-99. (In Russian).
10. Korneyev A. N., Tolokonnikova E. V. Distantsionnoye obu-cheniye: budushcheye razvitiya obrazovaniya [Distance learning: the future of education development]. Moscow, 2019. Available at: http://izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (accessed 20.04.2022). (In Russian).
11. Kochanov A. M. Vozmozhnosti distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologijpri osvoenii teoreticheskogo kursa (na primere professional'nogo modulya) [Possibilities of distance learning technologies in the development of a theoretical course (on the example of a professional module)]. Academy of Pedagogical Ideas Novation. Series: Scientific search, 2021, no. 2, pp. 2-6. (In Russian).
12. Krasnyanskiy M. N., Radchenko I. M. Osnovy pedagogicheskogo dizayna i sozdaniya mul'timediynykh obuchayushchikh audio/ video materialov [Fundamentals of pedagogical design and creation of multimedia teaching audio/video materials]. Tambov, 2006, 55 p. (In Russian).
13. Makarenko A. A. Pedagogicheskiy dizayn kak sredstvo povy-sheniya effektivnosti organizatsii uchebnogo protsessa [Pedagogical design as a means of improving the efficiency of the organization of the educational process]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2017, no 4 (23), pp. 13-16. (In Russian).
14. Natsional'nyy proyekt «Obrazovaniye» [National project "Education"]. Available at: edu.gov.ru (accessed 20.04.2022). (In Russian).
15. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseyeva M. V. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya [Theory and practice of distance learning]. Moscow, 2004, 416 p. (In Russian).
16. Polat E. S., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Pedagogicheskie tekh-nologii distancionnogo obucheniya [Pedagogical technologies of distance learning]. Moscow, 2006, 400 p.
17. Sokolova N. F. K voprosu metodicheskogo proektirovaniya i ocenke kachestva kontenta distancionnyh kursov [On the question of design and methodological quality assessment of distance learning courses content]. Distance and Virtual Learning, 2017, no. 1 (115), pp. 62-68. (In Russian).
18. Starichenko B. E. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: illyuzii i ozhi-daniya [Digitalization of education: illusions and expectations]. Pedagogical Education in Russia, 2020, no. 3, pp. 49-58. (In Russian).
19. Toktarova V. I., Mikheyeva D. A. Pedagogicheskiy dizayn i tsi-frovoye proyektirovaniye: printsipy, modeli, instrumenty [Pedagogical design and digital design: principles, models, tools]. Priority directions of psychological and pedagogical activity in the modern educational environment. Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference. Yoshkar-Ola, 2021, pp. 61-67. (In Russian).
20. Tolstobokov O. N. Sovremennyye metody i tekhnologii distantsi-onnogo obucheniya [Modern methods and technologies of distance learning]. Moscow, 2020. Available at: https://izd-mn.com/ PDF/37MNNPM20.pdf (accessed 20.04.2022). (In Russian).
21. Uvarov A. Yu. Pedagogicheskiy dizayn [Pedagogical design]. Informatics, 2003, no. 30, pp. 2-31. (In Russian).
22. Shalashova M. M. Shevchenko N. I. Pedagogicheskiy dizayn: sushchnostnyye kharakteristiki v sisteme vysshego obrazo-vaniya [Pedagogical Design: Essential Characteristics in Higher Education]. CITISE, 2019, no. 5 (22), pp. 396-404. (In Russian).
УДК/UDC 378.147
DOI10.54509/22203036_2022_3_51 EDN
Шайдуллина Римма Макмуновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Институт нефти и газа ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал в г. Октябрьском), г. Октябрьский
Гарифуллина Зульфия Асгатовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Институт нефти и газа ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал в г. Октябрьском), г. Октябрьский
Гилязетдинов Руслан Альбертович
студент 3-го курса, Институт нефти и газа ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал в г. Октябрьском), г. Октябрьский
Shaidullina Rimma M.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and Socio-Economic Sciences, Ufa State Petroleum Technological University (a branch in the city of Oktyabrsky), Oktyabrsky
Garifullina Zulfiya A.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and Socio-Economic Sciences, Ufa State Petroleum Technological University (a branch in the city of Oktyabrsky), Oktyabrsky
Gilyazetdinov Ruslan A.
3rd year student, Ufa State Petroleum
Technological University (a branch in the city of Oktyabrsky),
Oktyabrsky
Михайлов Максим Олегович
магистрант, Институт нефти и газа ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал в г. Октябрьском), г. Октябрьский
Mikhaylov Maksim O.
Master's student, Ufa State Petroleum
Technological University (a branch in the city of Oktyabrsky),
Oktyabrsky
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
NEW POSSIBILITIES OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN ECONOMIC EDUCATION
Введение. Цифровая трансформация образования создает новые возможности повышения эффективности образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий изменяет не только содержание преподаваемых курсов, но и дает возможность получения обучающимися новых навыков и компетенций, востребованных на рынке труда. Цель нашего исследования заключается в изучении и анализе практики формирования цифровых навыков и компетенций у студентов в результате применения цифровых образовательных платформ при изучении экономических дисциплин в техническом вузе.
Методология. В процессе исследования были проанализированы работы М. Е. Вайндорф-Сысое-вой, М. Л. Субочевой, А. Ю. Уварова, В. Н. Падерина, Л. В. Орловой и др., систематизировавших такие понятия, как «цифровое образование», «цифровая трансформация», «цифровая грамотность», «цифровые навыки и компетенции». Авторы статьи исходят из предположения, что цифровые навыки - это набор возможностей использования цифровых устройств, приложений связи и сетей для доступа к информации и управления ею. Формирование цифровых компетенций рассматривается как процесс развития у обучающихся индивидуальной способности использовать и сочетать свои знания, умения и личностное отношение, связанные с тремя смежными областями компетенций - технологией, когнитивной и социальной сферами - для анализа, выбора и критической оценки информации.
Результаты. Наше исследование доказывает, что цифровая трансформация образования приводит к появлению новых цифровых платформ, которые обладают большим педагогическим потенциалом. Актуальный тренд формирования цифровой экономики не оставляет в стороне преподавание экономических дисциплин в технических вузах. В статье перечислены цифровые образовательные платформы, которые могут быть использованы в процессе интер-
активной работы со студентами при изучении дисциплины «Основы экономики и управления производством». Проведенное исследование, в рамках которого обучающимся были предложены такие цифровые среды, как Mentimeter, Kahoot, MIRO, показало, что цифровизация образования меняет не столько содержание преподаваемого курса, сколько форму подачи информации, ее обработку, анализ, интерпретацию. И, что не менее важно, содействует развитию способностей обучающихся самостоятельно получать знания и порождать собственное инновационное знание.
Заключение. Конкретная педагогическая практика внедрения цифровых образовательных платформ (Mentimetеr, Kahoot, MIRO) при изучении экономических дисциплин позволяет сделать следующий вывод: использование цифровых образовательных платформ положительно сказывается на обучении студентов и формирует компетенции, необходимые для успешного применения экономических знаний в жизни, на основе сформированных цифровых навыков и компетенций, полученных в вузе.
Introduction. The digital transformation of education creates new opportunities to improve the efficiency of the educational process. The introduction of digital technologies not only changes the content of the courses, but also provides an opportunity for students to acquire new skills and competencies required in the labor market. The purpose of our research is to study and analyze the practice of developing digital skills and competencies among students as a result of the use of digital educational platforms during the study of economic disciplines at a technical university.
Methodology. In this research we analyzed the works of M. E. Weindorf-Sysoeva, M. L. Subocheva, A. Yu. Uvarov, V. N. Paderin, L. V. Orlova and others, who systematized such concepts as digital education, digital transformation, digital literacy, digital skills and competencies. The authors of the article proceed from the assumption that digital skills are a set of opportunities for using digital devices, commu-
nication applications and networks to access and manage information. The formation of digital competencies is seen as a process of developing students' individual ability to use and combine their knowledge, skills and personal attitudes related to three connected areas of competencies - technology, cognitive and social sphere - for the analysis, selection and critical evaluation of information.
Results. Our study proves that the digital transformation of education leads to the emergence of new digital platforms that have great pedagogical potential. The current trend in the formation of the digital economy includes the teaching of economic disciplines in technical universities. The article lists digital educational platforms that can be used in the process of interactive work with students during the study of the discipline called «Fundamentals of Economics and Production Management». The study, in which students were offered to use such digital environments as Mentimeter, Kahoot, MIRO, showed that the digitalization of education changes not so much the content of the course, as the form of information presentation, its processing, analysis, interpretation. And, no less important, promotes the development of student' abilities to independently acquire knowledge and generate their own innovative skills.
Conclusion. The specific pedagogical practice of introducing digital educational platforms such as Mentimeter, Kahoot, MIRO in the study of economic disciplines allows us to make the following conclusion: the use of digital educational platforms has a positive effect on students' learning and forms the competencies necessary for the successful application of the acquired economic knowledge in real life, based on the formed digital skills and competencies acquired at the university.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровые образовательные платформы, экономические дисциплины, интерактивные методы обучения, цифровые компетенции, цифровые навыки.
Keywords: digital transformation of education, digital educational platforms, economic disciplines, interactive teaching methods, digital competencies, digital skills.
Введение
В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (28.07.2017) определено, что новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечения массовой цифровой грамотности и персонализации образования. Перед системой образования ставится задача обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, которая харак-
теризуется трансформацией экономики и новыми трудовыми отношениями. Суть цифровой трансформации образования - достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализа-ции образовательного процесса на основе использования цифровых технологий [1; 2]. Цифровизация системы образования предполагает формирование такой образовательной среды, которая обеспечивает подготовку специалистов, обладающих ключевыми компетенциями цифровой экономики. Актуальность данного исследования заключается в изучении и анализе практики формирования цифровых навыков и компетенций у обучающихся в результате применения цифровых образовательных платформ при изучении экономических дисциплин в техническом вузе. В статье использованы публикации по проблемам внедрения ИКТ и формирования цифровой образовательной среды, педагогический опыт использования цифровых образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин в техническом вузе.
Методология
Начиная с 90-х гг. XX в., в литературе широко используется термин «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ). В дальнейшем слияние понятий «образование» и «информационные технологии» привело к появлению таких инновационных мультидисциплинарных направлений в педагогике, как «дистанционные обучение», «электронное обучение», «обучение с применением компьютерных технологий», «дистанционные образовательные технологии» и т. д. [3-7]. Общим звеном для данных понятий выступает возможность широкого внедрения ИКТ в образовательный процесс с целью создания инновационных базовых моделей образовательной структуры. Тем не менее эти понятия отличаются по существу. Согласно определению М. Е. Вайндорф-Сысоевой, дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, при котором взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий. Электронное обучение - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информа-
ционно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации; взаимодействие обучающихся и педагогических работников [8].
С учетом информационно-технологической тенденции современного мира в общественно-экономическом и даже политическом контексте наиболее популярным методом описания внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения является использование терминов «цифровизация», «цифровые технологии», «цифровое обучение». Цифровизация рассматривается как процесс изменения социальных, экономических, технических структур в такие, которые опосредованы цифровыми продуктами и отношениями с встроенными новыми цифровыми возможностями. Цифровые технологии приобретают особую значимость в связи с программами цифровой трансформации различных отраслей экономики. Система образования также активно включается в процесс внедрения «цифры» в современные образовательные технологии. Цифровое обучение - это процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате [9].
Главной особенностью цифровизации системы образования является формирование такой образовательной среды, которая предполагает построение интерактивной системы с обратной связью обучающих и обучаемых, студентов и преподавателей, студентов между собой. Именно на данном аспекте акцентирует свое внимание Л. В. Орлова, которая отмечает, что переход к интерактивным видам взаимодействия дает возможность самостоятельно получать знания и порождать собственное инновационное знание [10]. В этой связи Н. П. Петрова, Г. А. Бондарева указывают, что цифровизация образования изменяет форму подачи информации, это не только презентации или видео, это уже прямые подключения к информационным сетям, к базам данных, форумам [11].
Современная мировая тенденция в образовании характеризуется широким внедрением цифровых образовательных платформ в процесс обучения в высшей школе. Одной из актуальных задач в рамках профессионального образования является формирование цифровых компетенций у обучающихся через широкое применение в педагогической практике реальных моделей цифровых образовательных
платформ. Цифровые навыки - это набор возможностей использования цифровых устройств, приложений связи и сетей для доступа к информации и управления ей. В контексте формирования компетенций это индивидуальная способность использовать и сочетать свои знания, умения и личностное отношение, связанные с тремя смежными областями компетенций - технологией, когнитивной и социальной сферами - при использовании новых или существующих ИКТ для анализа, выбора и критической оценки информации [12]. Цель данного исследования - показать внедрение новых педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде при изучении экономических дисциплин.
Прежде чем перейти к изложению результатов по внедрению в образовательный процесс цифровых платформ Mentimeter, КаЬюо^ авторы уточняют, что исследовательская работа и подготовка статьи осуществлялась до прекращения доступа к данным сервисам на территории Российской Федерации. Тем не менее, на наш взгляд, опыт работы по внедрению цифровых платформ может быть учтен отечественными специалистами - разработчиками цифровых технологий. Решение проблем низкой вовлеченности обучающихся в обсуждение изучаемой темы при использовании уже устаревающих платформ составления презентаций и необходимость изменения формата проводимых занятий становятся актуальными задачами цифровизации современного образования. Именно востребованность новых цифровых инструментов для решения этих задач доказывают материалы данного исследования. Последние решения правительства РФ в области образования и цифровой экономики позволяют надеяться на разработку отечественных цифровых платформ в ближайшем будущем и их активное внедрение в образовательный процесс. По планам правительства РФ к 2025 г. только на разработку стартапов университетов будет направлено до 7 млрд руб., а количество внедренных отечественных решений в области искусственного интеллекта в реальный сектор вырастет к 2024 г. в два раза.
Результаты
Сегодня компьютеры и информационное поле среды «Интернет» видоизменили не только свой внешний вид, но и собственный функционал в пользу их универсальности и доступности. Теперь это не просто инструменты для повышения показателей результативности и качества процессов образования, но и своеобразная открытая площадка с широ-
Рис. 1. Пример создания семинарского доклада в среде Mentimenter
ким потенциалом для совершенствования методов получения и обмена любой информации с применением IT-технологий. Процесс цифровой трансформации образования подразумевает создание принципиально новых адаптивных моделей образовательной деятельности в различных звеньях системы образования.
Система образования - это информационное производство, которое всегда осуществляется в информационной среде. Тенденция последнего десятилетия - переход от «бумажной» к «цифровой» информационной образовательной среде. Суть цифровой трансформации образования заключается в достижении поставленных результатов по итогам обучения в IT-средах и непосредственной персонализа-ции (индивидуальности) образовательного процесса в рамках цифровых технологий. Платформы, предназначенные для цифрового обучения, используются как для синхронного, так и для ассинхронного обучения. Синхронное онлайн-обучение основано на электронном взаимодействии студента и преподавателя в конкретное время: Zoom, Jitsi, Skype, Webinar, Mentimeter, Kahoot и др. Ассинхронные платформы предполагают самостоятельную работу студента с информацией в любое удобное для них время: Moodle, Blackboard, iSpring, МООК-платформы (Открытое образование, Универсариум и др.), доска "MIRO".
Преподавание экономических дисциплин характеризуется большим объемом информации, формул и понятий, запоминание которых возможно лишь при четко структурированной концепции (например, схематичной). Для того чтобы эффективнее выстроить образовательный процесс при изучении экономических дисциплин, необходимо активно использовать преимущества цифровых образовательных плат-
форм. Например, одним из вариантов является применение интерактивных платформ Mentimeter, Kahoot при подготовке студентами докладов на практических занятиях и внедрение доски "MIRO" для самостоятельного освоения изучаемой дисциплины.
Платформа Mentimeter - софт, при помощи которого можно реализовать семинарские занятия в игровой форме. Удобный и логичный интерфейс помогает воплощать идеи с творческим подходом. Одним из преимуществ Mentimeter является то, что нет необходимости устанавливать на ПК сторонние приложения, достаточно зайти на официальный сайт платформы. Пример создания семинарского доклада на тему «Теория потребительского поведения» в среде Mentimeter представлен на рисунке 1.
Регистрация в программе Mentimeter занимает не более 5 минут, для этого необходима всего лишь электронная почта. Если вы создаете несколько презентаций, то все они сохраняются в памяти платформы и в любой момент можно вернуться к ним. Важно также выделить следующую особенность платформы Mentimeter: наличие бесплатной и платной версий. При использовании бесплатной версии программы вы можете применять различные инструменты и темы, но в ограниченном количестве.
Например, в программе Mentimeter существует возможность создания тестов для закрепления материала и проверки знаний обучающихся, но в бесплатной версии количество вопросов в одной презентации ограничено до 5. Для его прохождения студентам необходим смартфон с выходом в Интернет. Они заходят на официальный сайт программы, вводят специальный код, который был сгенерирован при создании презентации и информация с экрана проектора дублируется им на телефон. После проведения теста
Рис. 2. Пример создания семинарского доклада в среде Kahoot
в программе демонстрируются результаты тестирования, их можно скачать в любом удобном формате для учета успеваемости.
Опыт использования программы Mentimeter, как при создании презентаций, так и при непосредственном участии в тестировании, позволил выделить основные преимущества и недостатки данной программы. К положительным сторонам следует отнести удобство и логичность интерфейса программы, большой выбор инструментов для создания качественных презентаций, удобный формат слайдов, который позволяет изменять положение текста/картинки в различных плоскостях. Кроме того, эта программа дает много других возможностей для использования интерактивных методов обучения студентов: возможность прикрепления к презентации готового видео, голосование, опрос, рейтингование, сбор обратной связи. Через соответствующие инструменты программы можно выяснить отношение аудитории к качеству презентации, дать оценку доклада выступающего или выявить другие параметры. При этом результаты опроса визуализируются на основе компьютерной графики, что вызывает интерес как у самого докладчика, так и у аудитории.
К недостаткам, возникающим при работе в программе Mentimeter, можно отнести следующее: не всегда четко отображается информация на телефоне пользователя; текст, содержащий большое количество символов, в большинстве случаев становится мелким и нечитабельным как с проектора, так и с телефона; если есть большая загруженность сервера программы, то происходит задержка текста презентации или вопросов теста, что влияет на время ответа студентов.
Схожей программой с широким функционалом является и Kahoot, отличительной чертой которой от Mentimeter является отсутствие возможности создания презентаций. На платформе Kahoot можно создавать тесты как для одиночной игры, так и для командной с выбором режима на усмотрение преподавателя. Интерактивная форма проведения тестирования по темам экономических дисциплин положительно сказывается на эмоциональном состоянии студентов. Именно отход от тривиальной подачи тестирования в виде вопросов на листках бумаги помогает студентам концентрировать свое внимание исключительно на решении поставленной задачи, преподнесенной в интерактивной форме. Пример теста по теме «Монополистическая конкуренция» в среде Kahoot представлен на рисунке 2.
Для регистрации на данной платформе необходима только почта. На выбор предлагается создание тестов различных жанров: «правда или ложь», выбрать из 4 ответов правильный или написать правильный ответ самому. Для регистрации студентам необходим смартфон с выходом в Интернет.
Kahoot также можно использовать не только для семинаров и оценки качества знаний, но также для проведения различных открытых занятий или проф-ориентационной работы. Важным достоинством платформы Kahoot является более яркий дизайн по сравнению с программой Mentimeter. Примеры тестов в программе Mentimeter и Kahoot с точки зрения докладчика представлены на рисунке 3.
Использование интерактивных платформ Mentimeter, Kahoot, MIRO помогает заинтересовать студентов в подготовке к тестам по следующей причине: если студент правильно ответит быстрее всех, он получит
на несколько баллов больше, и у него появится возможность занять место на «пьедестале», который после каждого тестирования демонстрируется на слайдах. Таким образом, у студентов формируется мотивация и стремление к изучению материала.
В качестве подтверждения эффективности использования интерактивных средств в образовательной деятельности был проведен эксперимент: студентам 3-го курса предлагалось на выбор создание доклада и теста с использованием Mentimeter, PowerPoint, Kahoot. Диаграмма распределения выбора вариантов студентами представлена на рисунке 4.
По результатам эксперимента можно утверждать, что чаще всего для создания семинарских докладов студенты используют среды Kahoot+PowerPoint (тест+презента-ция). Это можно объяснить тем, что функционал PowerPoint намного шире, чем в программе Mentimeter. Например, чтобы разнообразить свою презентацию, студенты сами создавали собственные стили(фоны) презентаций, добавляли какие-либо элементы. В программе Mentimeter ограниченное количество тем можно использовать при подготовке выступлений. Но, несмотря на вышесказанное, 36 % студентов все-таки использовали Mentimeter для создания докладов. Преимуществом данной платформы является то, что слушатели могут наблюдать за ходом презентации через собственные смартфоны, а докладчику нет необходимости переходить на другую платформу для проведения теста. Платформы Kahoot+Mentimeter, Men-timeter+PowerPoint при подготовке выступлений использовали всего лишь 8 % от общего числа студентов. На наш взгляд, проделанная исследовательская работа по использованию цифровых платформ при подготовке семинарских докладов показывает, в каком направлении следует идти отечественным разработчикам новых образовательных платформ для решения проблемы слабой вовлеченно-
Выберите признак, НЕ соответствующий рыночной структуре монополистической конкуренции:
• •
ИИГ
барьеры входа в отрасль существуют, но легко преодолимы;
на рынке продаётся дифференцированная продукция;
♦ фирмы обладают значительной монопольной властью
а kahoot.it Игровой ПИН-КОД: 2335867
Go to www.menti.com and use the code 1674 0591
Основанием пирамиды потребностей Маслоу является:
10
X
X X 2
&«3ona»ocTfc Любовь Физиология С a V оэ ту а ли s a m».я
Рис. 3. Пример тестов в среде Mentimeter и Kahoot с точки зрения докладчика
Диаграмма распределения вариантов
70
Kahoot+PowerPoint
Mentimeter
Kahoot+Mentimeter Mentimeter+PowerPoint
Рис. 4. Диаграмма, характеризующая выбор студентами среды для семинарских докладов
сти студентов в обсуждение тем семинара. Скучные, не вызывающие интерес презентации должны уступить место современным цифровым способам представления и анализа информации.
Если цифровые образовательные платформы Mentimeter и Kahoot удобны с точки зрения их применения для подготовки докладов и интерактивной формы разбора изучаемого материала на семинарских заня-
тиях, то с точки зрения функционала и удобства для самостоятельного освоения изучаемого курса студентами такой ресурс - интерактивная доска "MIRO".
В бесплатной версии "MIRO" преподаватель способен структурировать весь свой материал и сделать его максимально доступным и понятным для обучающихся. В электронной доске "MIRO" можно указывать стрелочками связи между какими-либо документами, и обучающийся может, не скачивая данный файл, просмотреть его, не выходя при этом из электронной доски "MIRO" (рис. 5).
Структурирование материала с помощью доски "MIRO" помогает избежать неясности в требованиях преподавателя к обучаемым. Преподаватель может прикладывать дополнительные материалы, указав их стрелочкой как вспомогательный материал для данной практической работы. В данном ресурсе можно загружать картинки в любом формате и применять их в тех или иных практических работах. Так же можно прикреплять приложения, справочники, значения всяких констант и т. д. Для обучающегося это удобно в первую очередь из-за понятной и структурированной картины: студент видит последовательность выполнения задания, необходимую информацию и конкретные требования к выполнению того или иного лабораторного или практического занятия.
На данной доске можно выделить целый блок (рис. 6), например блок «Практическое занятие № 1», внутри которого будет само практическое задание и необходимые материалы к выполнению задания или лабораторной работы.
В этом же блоке можно приложить рисунки и примеры решения задач. Все это можно сделать отдельными картинками, чтобы студенту было легче ориентироваться. Все необходимые документы, материалы находятся в одном блоке, и студенту удобно работать и выполнять практические или лабораторные занятия.
Все вышесказанное работает в бесплатной версии электронной доски "MIRO".
Как показал опыт применения доски "MIRO", преимуществом данной цифровой платформы является возможность прикрепления преподавателем ссылки на видео, ссылки на контакты, множество документов PDF-формата и многое другое. Главное отличие от традиционных форм самостоятельной работы студентов - это, конечно же, наглядность и структуризация изучаемого материала, а также исключение всяких неопределенностей и лишних вопросов со стороны обучающегося. Другим преимуществом данной цифровой платформы является возможность записывать примечания, объявления для студентов, касающиеся, например, только лекции 2 либо лабораторной работы 3. Студент не сможет пройти мимо записи преподавателя.
Удобство доски "MIRO" наглядно проявляется в том случае, если материала становятся слишком много (например, много лабораторных работ, много поясняющий литературы, много каких-то приложений, справочников, которые загружены отдельным файлом). В этом случае выполнение студентом практической или лабораторной работы становится очень слож-
Рис. 5. Структуризация изучаемого материала по дисциплине «Основы экономики и управления производством»
в электронной доске "MIRO"
Рис. 6. Выделение блоков для наглядности
ной задачей, так как ему приходится обрабатывать одновременно много информации, открывая-закрывая документы, чтобы найти, например, какой-нибудь постоянный коэффициент. В доске "MIRO" можно перетаскивать документы по доске и делать структуру задания какой угодно и даже менять структуру самого занятия непосредственно во время его проведения. Иными словами, студент видит всю картину целиком, и ему не приходится искать тот или иной документ для выполнения задания.
Однако использование доски "MIRO" непосредственно на практическом занятии показало и ее недостатки. А именно: поиск документов у студентов занимает определенное время, и это сильно сказывается на процессе объяснения темы преподавателем. Так, если в процессе занятия нужно открыть какой-либо документ, то преподавателю приходится ждать, пока каждый студент найдет этот файл, откроет его на нужной странице, и только после этого преподаватель может приступить к продолжению объяснения темы. Однако в условиях дистанционного обучения этот недостаток нивелируется.
Преимущество в структуризации материала на электронной доске "MIRO" актуально для студентов, которые не смогли присутствовать на занятии, особенно для студентов заочной формы обучения. При традиционной форме обучения выполнение практического задания без помощи одногруппников становится достаточно сложной задачей. Данная проблема в условиях использования цифровой платформы значительно облегчается.
На эффективность использования доски "MIRO" в образовательной практике указал опрос магистрантов очной и заочной формы обучения. Более 80 % магистрантов считают, что использование данной цифровой платформы позволяет работать со структурированной информацией эффективно, экономя время на освоение материала. Было отмечено также, что использование данной цифровой среды дает возможность более качественного освоения изучаемого материала.
Дистанционное обучение как альтернатива традиционному обучению уже в течение нескольких лет показывает себя очень неплохо, однако технологии и программы обучения постоянно совершенствуются. Применение электронной доски "MIRO" в образовательном процессе способствует получению актуальных знаний, формированию цифровых навыков и компетенций.
Заключение
Таким образом, конкретная педагогическая практика внедрения цифровых образовательных платформ Mentimeter, Kahoot, электронной доски "MIRO" при изучении экономических дисциплин позволяет сделать следующие выводы:
- в современной концепции понятие «цифровая образовательная среда» подразумевает многогранное применение известных сервисов для формирования обособленного виртуального пространства с упрощенной моделью изучения материала;
- процесс создания докладов и тестов, выполнения практических заданий с помощью цифровых
образовательных платформ становится не рутинным занятием, а увлекательным способом понять тему, подойти к процессу нетривиально;
- освоение разнообразных цифровых инструментов студентами в процессе вузовского обучения создаст возможности их эффективного применения в будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]. Исследователь. 2019. № 1-2 (25-26). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya.
2. Гладких В. В. Цифровые технологии - новые возможности в высшем образовании // Перспективы науки. 2019. № 7 (118). С. 153-155.
3. Иванюта Д. В., Бойченко О. В. Цифровые технологии в образовании // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2019. № 1. С. 338-342.
4. Цветков В. Я., Тюрин А. Е. Управление потоками мультимедиа в образовательном пространстве // Информатизация образования и науки. 2014. № 1. С. 170-178.
5. Анисимова Н. С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства. СПб., 2002. 89 с.
6. Воронов М. В., Пименов В. И. Мультимедийные технологии и дистанционное обучение // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 1 (12). С. 67-69.
7. Падерин В. Н. Использование мультимедийных технологий в обучении студентов вузов // Управление экономическими системами. 2016. № 5 (87). С. 9.
8. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения. М., 2019. 194 с.
9. Вайндорф-Сысоева М. Е., Суббочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.
10. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf.
11. Петрова Н. П., Бондарева Г А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 353-355.
12. Шайдуллина Р. М. Формирование цифровых навыков у магистрантов при изучении дисциплины «Педагогика профессионального и дополнительного профессионального образования» // Актуальные вопросы высшего образования - 2021: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). Уфа, 2021. С. 75-80.
References
1. Uvarov A. Yu. Model' cifrovoj shkoly i cifrovaya transformaciya obrazovaniya [The model of the digital school and the digital transformation of education]. Researcher, 2019, no. 1-2 (25-26). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya. (In Russian).
2. Gladkikh V. V. Cifrovye tekhnologii - novye vozmozhnosti v vysshem obrazovanii [Digital technologies as new opportuni-tiesin higher education]. Science Prospects, 2019, no. 7 (118), pp. 153-155. (In Russian).
3. Ivanyuta D. V., Boychenko O. V. Cifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digital technologies in education]. Topical Issues of Accounting and Management in the Information Economy, 2019, no. 1, pp. 338-342. (In Russian).
4. Tsvetkov V. Ya., Tyurin A. E. Upravlenie potokami multimedia v obrazovatel'nom prostranstve [Management of multimedia flows in the educational space]. Informatization of Education and Science, 2014, no. 1, pp. 170-178. (In Russian).
5. Anisimova. N. S. Mul'timedia-tekhnologii v obrazovanii: ponyat-iya, metody, sredstva [Multimedia technologies in education: concepts, methods, means]. St. Petersburg, 2002. 89 p.(In Russian).
6. Voronov M. V., Pimenov V. I. Mul'timedijnye tekhnologii i dis-tancionnoe obuchenie [Multimedia technologies and distance learning]. University Management: Practice and Analysis, 2000, no. 1 (12), pp. 67-69. (In Russian).
7. Paderin V. N. Ispol'zovanie mul'timedijnyh tekhnologij v obuchenii studentov vuzov [Interactive training of students of engineering specialties in the modern economy]. Management of Economic Systems: Electronic Scientific Journal, 2016, no. 5 (87), pp. 9. (In Russian).
8. Vaindorf-Sysoeva M. E., Gryaznova T. S., Shitova V. A. Metodika distancionnogo obucheniya [Methodology of distance learning]. Moscow, 2019, 194 p. (In Russian).
9. Vayndorf-Sysoeva M. E., Subbocheva M. L. «Cifrovoe obrazo-vanie» kak sistemoobrazuyushchaya kategoriya: podhody k opre-deleniyu ["Digital education" as a systemic category: approaches to definition]. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 3, pp. 25-36. (In Russian).
10. Metodologicheskie osnovy formirovaniya sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy [Methodological foundations for the formation of a modern digital educational environment]. Available at: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf. (In Russian).
11. Petrova N. P., Bondareva G. A. Cifrovizaciya i cifrovye tekh-nologii v obrazovanii [Digitalization and digital technologies in education]. The World of Science, Culture and Education, 2019, no. 5 (78), pp. 353-355. (In Russian).
12. Shaidullina R. M. Formirovanie cifrovyh navykov u magistran-tov pri izuchenii discipliny «Pedagogika professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [Formation of digital skills among undergraduates in the study of the discipline "Pedagogy of professional and additional professional education"]. Topical issues of higher education - 2021. Proceedings of the All-Russian scientific and methodological conference (with international participation). Ufa, 2021, pp. 75-80. (In Russian).