Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морарь Ю.Л., Петрухина В.В.

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников в современной системе образования. Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни. Недостаток нравственных ценностей и игнорирование моральных норм становится повсеместным явлением. По этой причине все острее встает вопрос о повышении уровня патриотической воспитанности. В материалах данной статьи также раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM

The article examines the issues of patriotic education of schoolchildren in the modern education system. The importance of raising children is especially critical in the modern period in connection with the loss of moral guidelines by people in their own lives. Lack of moral values and ignorance of moral norms is becoming widespread. For this reason, the question of raising the level of patriotic education is becoming more acute. The materials of this article also reveal the factors influencing the formation of citizenship and patriotism of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Морарь Ю.Л. преподаватель географии филиал Нахимовского Военно-Морского училища Российская Федерация, г.Калининград

Петрухина В.В. преподаватель математики филиал Нахимовского Военно-Морского училища Российская Федерация, г.Калининград

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников в современной системе образования. Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни. Недостаток нравственных ценностей и игнорирование моральных норм становится повсеместным явлением. По этой причине все острее встает вопрос о повышении уровня патриотической воспитанности. В материалах данной статьи также раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, гражданственность, нравственные ценности, моральные нормы, военно-патриотическое направление.

Morar Y.L. geography teacher branch of the Nakhimov Naval School Russian Federation, Kaliningrad Petrukhina V. V. teacher of mathematics branch of the Nakhimov Naval School Russian Federation, Kaliningrad

FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM

Annotation. The article examines the issues of patriotic education of schoolchildren in the modern education system. The importance of raising children is especially critical in the modern period in connection with the loss of moral guidelines by people in their own lives. Lack of moral values and ignorance of moral norms is becoming widespread. For this reason, the

question of raising the level of patriotic education is becoming more acute. The materials of this article also reveal the factors influencing the formation of citizenship and patriotism of the younger generation.

Key words: patriotism, patriotic education, the younger generation, citizenship, moral values, moral norms, military-patriotic direction.

Смысл воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрёл государственное значение, так как существенные социальные, экономические, культурные изменения, произошедшие в России за последние годы, обусловили переосмысление места и роли патриотизма в общественной жизни. Само понятие «патриотизм» чаще всего символизирует влюбленность в свою Родину, активную причастность к ее истории, культуре, природе, к прогрессивной жизни, ее достижениям и проблемам. Другими словами, патриотизм - это высоконравственная категория, а патриотическое во с питание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы.

Патриотическое воспитание - организованный процесс, направленный на формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания общественных и личных интересов, уважительного отношения к Родине и своему народу [4, с. 28].

Цель патриотического воспитания - развитие активной гражданской позиции, социальной активности, духовности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов. Патриотическое воспитание направлено на формирование у детей таких качеств как: ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция и т.д. Концепция системы патриотического воспитания имеет следующие характеристики:

- Во-первых, патриотическое воспитание - это система упорядоченных образов, смыслов и интерпретаций, в рамках воспитательно-образовательного процесса. Под патриотическими смыслами понимают основу личностного восприятия и осмысления каждым воспитанником современных и исторических явлений, его отношению к ним.

- Во-вторых, патриотическое воспитание в системе воспитания детей представляет собой социокультурные образцы и действия (модели), имеющие определенные формы и воспринимаемые детьми как норма.

- В-третьих, система патриотического воспитания воспринимается с двух разных сторон. Первая сторона - это люди (дети, коллектив, общество и т.д.), представляющие собой объекты государства. С другой стороны - это идеалы, образы, традиции и т.д., то есть одна из сторон объекта патриотизма, отражающая его сущность - предмет патриотического воспитания.

Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших проблем в педагогике. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.

Само понятие «патриотизм», появились в России в эпоху Просвещения, в XVIII веке, когда в качестве основополагающей выдвигалась идея нравственности, идея патриотического и гражданского служения человека. Но исторические корни патриотизма имеют давнюю многовековую традицию, например, в Древней Руси во всех литературных памятниках и летописях значение патриотизма, определялась такими словами, как «братство», «единство» [10, с. 16].

Специфика патриотического воспитания подрастающего поколения в отдельные исторические периоды освещена в работах Ю.С. Васютина, И.В. Суколенова, А.В. Дудко, Н.М. Конжиева, Л.В. Кузнецовой, В.Г. Пряниковой, B.C. Чудного, Д.С. Яковлевой и др. Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленной советской школой, нашли отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, B.C. Ильина, Н.М. Конжиева, И.Ф. Выдрина. Вопросы военно-патриотического воспитания, подготовки воина-

интернационалиста рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Г.В. Средина, А.Н. Вырщикова, А.А. Черкасова. В современном понимании, патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, который является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине» [3, с. 94].

Таким образом, патриотизм - это своего рода фундамент государства и общества, одна из наиболее значимых ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, и как важнейшее духовное достояние личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, ее готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение и любовь к своему Отечеству, сопричастность к его истории, культуре, достижениям и ценностям.

С понятием «патриотизм» тесно связано понятие «гражданственности». Ведь настоящий патриотизм означает не просто

чувство любви к Родине, это, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбу Родины, сопричастность с ее судьбой.

Гражданственность - это чувство единства со страной, обществом, любовь к родине; комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.

Таким образом, гражданственность и патриотизм - являются базовыми ценностями российского общества. Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я.А. Коменского. Про необходимость воспитания основ гражданственности писали Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [8, с. 15].

Уже первые работы известного чешского педагога Я.А Коменского были обращены к изучению истории и народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. Он считал, что детям следует предлагать рассказы на моральные темы, изучать историю и традиции народа, его подвиги и т.д.

Стоит отметить, что значимость изучения истории своей Родины, ознакомление с ее традициями, героическим прошлым в патриотическом воспитании очевидна: идеи и патриотизма, и гражданственности берут свое начало в сложившихся веками и тысячелетиями традициях, формировавшие привязанность к родной земле, гражданского самосознания и ответственности, служения своему отечеству; кроме того, это источник развития в детях и духовной нравственности, а также толерантности к другим народам и культуре.

Источник духовной нравственности человека заключается в совокупности проявлений духа в человеке и обществе, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций. «Духовность - это нравственно-организующее начало жизни народа, понимание идей отечественного единения, идей ответственности морального долга перед собой, свои народом, миром» [1, с. 123]. Также в идеях патриотического воспитания заложено и гуманное отношение к любому человеку, и национальной терпимости народов друг к другу (толерантности). Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности занимает в педагогической науке одно из ведущих мест.

Важным средством патриотического воспитания детей, известные педагоги, как прошлого, так и настоящего, считают их приобщение к истории своей Родины, ее героическому прошлому и настоящему; к национальным традициям и обычаям народа, как источнику идей патриотизма и гражданственности, которые берут свое начало в

сложившихся веками и тысячелетиями традициях, формировавшие привязанность к родной земле, гражданского самосознания и ответственности, служения своему отечеству [9, с. 125].

Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни. Недостаток нравственных ценностей и игнорирование моральных норм становится повсеместным явлением. По этой причине все острее встает вопрос о повышении уровня патриотической воспитанности. Следует воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, толерантность.

По мнению В.А. Сухомлинского, дети в этот период лучше всего поддаются воспитанию, поскольку в это время закладываются основы личности. Предоставляется направленность его умственного, нравственного и эстетического развития. Знания и умения, накопленные ребенком в этом возрасте, позже становятся основой для формирования устойчивых нравственных привычек и убеждений, высоких жизненных идеалов [7, с.46].

Ученый И.П. Подласый отмечает, что податливость школьников, «их доверчивость, склонность к подражанию, большой авторитет, который у них имеет учитель, создают благоприятные условия для формирования высоконравственной личности» [2, с. 45]. Вообще в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. В школьной практике педагоги имеют дело с детьми, еще «не обремененными» жизненным опытом. У младших школьников не сформированы важнейшие понятия морально-этического и нравственно - патриотического развития и воспитания, то есть базовые национальные ценности [6, с. 56].

Таким образом, патриотическое воспитание школьников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.

Сила страны - в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам [5, с. 28]. Только благодаря системной целенаправленной работе в школе возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.

Патриотическим воспитанием детей школьного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом замечательно говорил академик Д.С.Лихачев: «...без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати - поле» [11, с. 114].

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.; Академический Проект. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. -624 с.

2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис пресс, 2012. - 224 с.

3. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Том второй. Объективное изучение личности. - СПб.: Издательство «Алетейя», 2012. -282 с.

4. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2015. - 224 с.

5. Воротынцева О.А. Как научить детей любить Родину // Предшкольное образование. - 2014. - № 2. - С.27 - 35.

6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет; Мозаика-Синтез - М., 2017. -112 с.

7. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве // Внешкольник. - 2013. - №4. - С. 4347.

8. Краменко В.А. Патриотическое воспитание обучающихся как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры // Вестник Камчатского политехнического техникума. - 2016. - № 15 (15-16).

- С. 10-20.

9. Носова Г.В. Воспитываем гражданина России // Ребенок в детском саду.

- 2016. - № 3. - С.123 - 129.

10. Полежаев Д.В. Воспитание патриотизма - общее дело: деятельность ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания // Учебный год. - 2019. - № 2 (55). - С. 14-19.

11. Тисленкова И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры; Учитель - М., 2017. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.