Политика в фокусе
Сайкинат АЛИХАНОВА
ОСОБЕННОСТИ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ДАГЕСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье дается анализ динамики партийного строительства в республике Дагестан. Автор рассматривает изменения в республиканском электоральном процессе, приводит данные о распределении депутатских мандатов по политическим партиям в региональном парламенте.
The article gives the analysis of dynamics in party system formation in the Republic of Dagestan. The author analyzes changes in the republic's electoral process, gives information on the distribution of mandates of deputies among political parties in the regional parliament.
Ключевые слова:
политические партии, региональные отделения политических партий, региональный парламент, пропорциональная система, региональные выборы; political parties, regional departments of political parties, regional parliament, proportional system, regional elections.
Уровень развития партий в регионах России часто измеряется через долю партийных депутатов региональных парламентов. Поскольку политические партии имеют своей задачей, пре -жде всего, участие в выборах, такая операционализация представля -ется оправданной1. Народное собрание Дагестана — высший орган законодательной власти республиканского уровня. Выборы депута -тов Народного собрания Республики Дагестан проводятся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными зако -нами, Конституцией Республики Дагестан, Законом Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан».
Согласно Конституции Республики Дагестан в Народном собра нии РД обеспечивается пропорциональное численности населения представительство депутатов для 14 конституционно обозначенных народов Дагестана. Народное собрание РД 1-го и 2 - го созывов (1995 и 1999 гг.) состояло из 121 депутата. Каковы же особенности подго -товки и проведения выборов в Народное собрание РД в 2011 г.?
В преддверии новых выборов депутатов Народного собрания Республики Дагестан 5 - го созыва вновь возник вопрос о поиске оптимального для республики механизма формирования парла -мента, способного гарантированно обеспечить в нем представитель ство как территорий, так и народов Дагестана2. Конечно, создать идеальный закон невозможно, любой законодательный акт затра -гивает чьи - то интересы и является результатом компромисса. Так и должно быть в демократическом обществе. Но при этом представ -ляется, что новая редакция Закона «О выборах депутатов Народного Собрания РД» является оптимальной на сегодняшний день и позво -ляет решить поставленные задачи, прежде всего задачу расширения представительных функций дагестанского парламента.
В соответствии с изменениями в Конституции Республики
1 Панов П.В. Региональные политические процессы в РФ в «эпоху Путина»: унификация или диверсификация? // Политэкс; http://www.politex.info/content/ view/300/30/
2 Новшества в избирательном законодательстве //Дагестанская правда, 10.11.2010 // http://www.dagpravda.ru
АЛИХАНОВА
Сайкинат
Арсланалиевна —
к.полит.н.,
доцент кафедры
политологии
и социологии
Дагестанского
государственного
педагогического
университета
sаkinаt-аlikhаnovа@
yandex.ru
Дагестан в Закон Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» были внесены изменения, предусматривающие увеличение числа депутатов Народного собрания Республики Дагестан с 72 до 90. Кроме того, в Закон Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» были вне -сены изменения, касающиеся того, что в зависимости от численности избира -телей на соответствующей территории каждому муниципальному району, город -скому округу, кроме городских округов «г. Махачкала», «г. Дербент» и «г. Хасавюрт», а также Дербентского и Хасавюртовского районов, должна соответствовать одна региональная группа кандидатов. В город -ском округе «г. Махачкала» должно быть 7 региональных групп кандидатов (в Кировском и Ленинском районах — по 2, в Советском районе — 3), в городских округах «г. Дербент», «г. Хасавюрт» и в муни -ципальном округе «Дербентский район» — по 2 региональные группы кандидатов, в муниципальном округе «Хасавюртовский район» — 3 региональные группы канди -датов.
Таким образом, число региональ -ных групп кандидатов, по сравнению с выборами депутатов Народного собра ния Республики Дагестан предыдущего созыва, увеличилось с 53 до 62. Увеличение числа депутатов Народного собрания Республики Дагестан и региональных групп кандидатов не только устранило некоторые недостатки, имевшиеся в предыдущей редакции республиканского закона, но и расширило возможности реа лизации на практике принципа обеспече ния территориального представительства в парламенте республики. Всего же в связи с изменениями, происшедшими в федераль -ном законодательстве, в указанный Закон Республики Дагестан было внесено более 30 поправок, учитывающих все изменения федерального законодательства, решения Конституционного суда РФ, касающиеся подготовки и проведения выборов в зако -нодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, законодательная база состоявшихся в марте 2011 г. выборов депу -татов Народного собрания Республики Дагестан 5 го созыва в полной мере соот ветствовала федеральному законодатель ству, являлась достаточной правовой осно -
вой для их проведения в рамках общепри знанных демократических процедур.
Как показала практика, при существо -вавшем ранее числе депутатских мандатов и региональных групп списков кандида тов возникали сложности, связанные с обеспечением территориального и нацио нального представительства в парламенте Республики Дагестан. Более того, инте -ресы жителей крупных городов и районов республики оказались несколько ущем ленными.
Максимально возможное число канди датов в общереспубликанской части спи ска кандидатов увеличено с 3 до 10, что вполне оправданно, т.к. позволит повы -сить узнаваемость политической партии, поскольку в общереспубликанскую часть списка, как правило, включены лидеры этих партий и авторитетные личности. Введена норма, когда партии, не преодо левшей 7 процентный барьер, но полу чившей более 5% голосов избирателей, будет предоставлен один депутатский мандат. На прошедших выборах в НС РД дагестанское региональное отделение партии «Правое дело», набрав 5,09% голо -сов, получило 1 мандат именно по этому принципу.
В целом принятие указанных попра вок к Закону РД «О выборах депута тов Народного Собрания Республики Дагестан» позволило провести в марте 2011 г. выборы депутатов Народного собрания РД в соответствии с требова ниями федерального законодательства и при этом учесть особенности республики, связанные с необходимостью обеспече ния представительства всех территорий и народов Дагестана в парламенте. Таким образом, новая редакция закона о выборах депутатов НС РД позволяет расширить и национальное, и региональное, и пар тийное представительство в дагестанском парламенте.
Парламент республики 4 - го созыва состоял из 72 депутатов, впервые избран ных по пропорциональной избирательной системе с разделением списков на 53 реги ональные группы, а парламент 5 го созыва состоит из 90 депутатов, избранных также по пропорциональной избирательной системе. В выборах депутатов Народного собрания РД 5 го созыва приняли участие 84,8% включенных в списки избирателей. В 2007 г. число избирателей, участвовавших в выборах депутатов Народного собрания
Таблица 1
Распределение депутатских мандатов по политическим партиям, %
№ Политические партии Распределение депутатских мандатов
2007 2011
1 «Единая Россия» 68,89 65,28
2 «Справедливая Россия» 14,44 11,11
3 «Патриоты России» 8,89 6,94
4 КПРФ 6,67 6,94
5 «Правое дело» - 1,11
РД 4 - го созыва, составило 1 146 863 чел., что на 124 112 меньше, чем в 2011 г.
Сравнительные данные о распределе нии депутатских мандатов по политиче ским партиям приведены в табл. 1.
По итогам выборов наибольшую под держку получило дагестанское региональ -ное отделение «Единой России» — 65,21% голосов избирателей, что обеспечило ему в парламенте республики 62 депутат -ских мандата. За партию «Справедливая Россия» в Республике Дагестан отдали свои голоса 13,68% избирателей, что составило 13 мандатов, за партию «Патриоты России» — 8,39% (8 манда -тов), за дагестанское отделение КПРФ — 7,27% (6 мандатов). За «Правое дело» в Дагестане проголосовало 5,09% избира -телей, что позволило этому избиратель -ному объединению получить 1 мандат. Таким образом, парламент республики в количестве 90 депутатов был сформиро
ван из представителей вышеназванных партий. Среди избранных депутатов — представители практически всех муни -ципальных районов и городских округов, а также всех народов Дагестана. Согласно представленным документам, все депу -таты имеют высшее образование.
Подводя итог, отметим основные особен -ности партийно -политического процесса в Дагестане. Во - первых, это наибольшая, по сравнению с другими субъектами, числен -ность регионального парламента: Народное Собрание РД состоит из 90 депутатов. Также следует отметить стабильно высо -кие результаты голосования за «Единую Россию» (в среднем более 70%) и тради -ционно низкие показатели голосования за ЛДПР — «националистическую» партию. Поддержка КПРФ в республике выше на федеральных выборах по сравнению с региональными (однако в целом КПРФ не пользуется популярностью в регионе).