Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ОСТАВШЕЕСЯ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ / ФОКУСИРОВАНИЕ НА ВОЗМОЖНОСТЯХ / ФОКУСИРОВАНИЕ НА ОГРАНИЧЕНИЯХ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАБОТНИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Медовикова Евгения Александровна, Каргина Анастасия Евгеньевна

Статья посвящена изучению параметров психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности с учетом анализа его профессиональной временной перспективы. Дополнены представления о временной перспективе личности в рамках профессионального контекста. Актуализирована проблема учета профессиональной временной перспективы будущего, сущностные характеристики которой выступают основой ориентировки личности в ситуации риска/неопределенности и поиска адекватных способов достижения поставленной цели. Обосновано, что оценка оставшегося времени как более длительного промежутка позволяет фокусироваться на возможностях, что дает основание рассматривать личность с позиции осознанной регуляции деятельности. Определены параметры психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы. Описано, что респондентов с высоким уровнем оценки оставшегося времени жизни отличает устойчивая тенденция к планированию результатов деятельности, программированию способов поведения на пути достижения целей, устойчивость поведения в ситуации риска/неопределенности, высокий уровень осознанности в рамках производственной деятельности. Определено, что респонденты, оценивающие оставшееся время жизни как ограниченный временной отрезок, характеризуются низким уровнем развития представлений о факторах, оказывающих влияние на профессиональный процесс, неадекватностью оценки значимых обстоятельств, последствий собственных действий, низкой критичностью в отношении своих действий и поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Медовикова Евгения Александровна, Каргина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PARAMETERS OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A PERSON WITH A DIFFERENT LEVEL OF PROFESSIONAL TIME PERSPECTIVE

The article is devoted to the study of the parameters of the psychological safety of the subject of professional activity, taking into account the analysis of the professional time perspective. We complemented ideas about the time perspective of the individual within the professional context. The problem of taking into account the professional time perspective of the future is updated, the essential characteristics of which form the basis for the orientation of the individual in a situation of risk or uncertainty and the search for adequate ways to achieve the goal. It is substantiated that the assessment of the remaining time as a longer period allows focusing on opportunities, which gives reason to consider a person from the position of conscious regulation of activity. The parameters of the psychological safety of a person with a different level of professional time perspective are determined. It is described that respondents with a high level of assessment of the remaining life time are distinguished by a steady tendency towards planning the results of activities, programming ways of behaviour when achieving goals, behaviour stability in a situation of risk or uncertainty, and a high level of awareness in the framework of production activities. It was determined that respondents who assess the remaining life time as a limited period are characterised by a low level of development of ideas about the factors influencing the professional process, inadequacy of the assessment of significant circumstances, the consequences of their own actions, low criticality in relation to their actions and deeds.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 92-101. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 1, pp. 92-101. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 159.9:316.6

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-92-101

ОСОБЕННОСТИ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, Кемеровский государственный университет, Кемерово,

Россия, ishmorozova@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-0862-7225 Медовикова Евгения Александровна, кандидат психологических наук, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, medovikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4565-0635 Каргина Анастасия Евгеньевна, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, nstsjkrgn@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6246-6998

Аннотация. Статья посвящена изучению параметров психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности с учетом анализа его профессиональной временной перспективы. Дополнены представления о временной перспективе личности в рамках профессионального контекста. Актуализирована проблема учета профессиональной временной перспективы будущего, сущностные характеристики которой выступают основой ориентировки личности в ситуации риска/неопределенности и поиска адекватных способов достижения поставленной цели. Обосновано, что оценка оставшегося времени как более длительного промежутка позволяет фокусироваться на возможностях, что дает основание рассматривать личность с позиции осознанной регуляции деятельности. Определены параметры психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы. Описано, что респондентов с высоким уровнем оценки оставшегося времени жизни отличает устойчивая тенденция к планированию результатов деятельности, программированию способов поведения на пути достижения целей, устойчивость поведения в ситуации риска/неопределенности, высокий уровень осознанности в рамках производственной деятельности. Определено, что респонденты, оценивающие оставшееся время жизни как ограниченный временной отрезок, характеризуются низким уровнем развития представлений о факторах, оказывающих влияние на профессиональный процесс, неадекватностью оценки значимых обстоятельств, последствий собственных действий, низкой критичностью в отношении своих действий и поступков. Ключевые слова: психологическая безопасность личности, профессиональная временная перспектива, оставшееся время личности, фокусирование на возможностях, фокусирование на ограничениях, эффективность профессиональной деятельности, работники предприятий угольной промышленности. Благодарности. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-413420003

Для цитирования: Морозова И.С., Медовикова Е.А., Каргина А.Е. Особенности психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы в контексте профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 92-101. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-92-101

Research Article

FEATURES OF THE PARAMETERS OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A PERSON WITH A DIFFERENT LEVEL OF PROFESSIONAL TIME PERSPECTIVE

Irina S. Morozova, Doctor of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, ishmorozova@yandex.ru,

http://orcid.org/0000-0002-0862-7225 Evgenia A. Medovikova, Candidate of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia,

e-medovikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4565-0635 Anastasia E. Kargina, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, nstsjkrgn@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6246-6998

Abstract. The article is devoted to the study of the parameters of the psychological safety of the subject of professional activity, taking into account the analysis of the professional time perspective. We complemented ideas about the time perspective of the individual within the professional context. The problem of taking into account the professional time perspective

Вестник КГУ -Л 2022

© Морозова И.С., Медовикова Е.А., Каргина А.Е., 2022

of the future is updated, the essential characteristics of which form the basis for the orientation of the individual in a situation of risk or uncertainty and the search for adequate ways to achieve the goal. It is substantiated that the assessment of the remaining time as a longer period allows focusing on opportunities, which gives reason to consider a person from the position of conscious regulation of activity. The parameters of the psychological safety of a person with a different level of professional time perspective are determined. It is described that respondents with a high level of assessment of the remaining life time are distinguished by a steady tendency towards planning the results of activities, programming ways of behaviour when achieving goals, behaviour stability in a situation of risk or uncertainty, and a high level of awareness in the framework of production activities. It was determined that respondents who assess the remaining life time as a limited period are characterised by a low level of development of ideas about the factors influencing the professional process, inadequacy of the assessment of significant circumstances, the consequences of their own actions, low criticality in relation to their actions and deeds.

Keywords: individual psychological safety, professional time perspective, remaining individual time, focusing on opportunities, focusing on limitations, efficiency of professional activity, coal mining enterprises employees.

Acknowledgments. This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 20-413-420003

For citation: Morozova I.S., Medovikova E.A., Kargina A.E. Features of the parameters of the psychological safety of a person with a different level of professional time perspective. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 1, pp. 92-101. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-92-101

Проблематика изучения феномена психологической безопасности имеет широкую вариативность как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В ряде научных исследований авторы предлагают различные интерпретации психологической безопасности личности. Так, О.В. Гончарова описывает ее как многоуровневую систему, обладающую динамическими характеристиками, функционирующими с целью предотвращения негативного влияния внешних и внутренних факторов и обеспечивающую дееспособность личности ее обладателя [Гончарова: 9].

Мы придерживаемся точки зрения И.А. Баевой, которая рассматривает процессуальные и структурные характеристики безопасности [Баева: 6].

О возможности структурирования изучаемого феномена заявляет Л.И. Шахова [Шахова: 28], Ю.В. Смык [Смык: 23].

Таким образом, психологическую безопасность личности мы предлагаем рассматривать как конструктивное образование, отражающее состояние защищенности от различного рода угроз и обеспечивающее продуктивность личности в различных видах деятельности.

В наших работах обоснована возможность включения в структуру психологической безопасности когнитивного, аффективного и конативного компонентов, каждый из которых содержит перечень индивидуально-психологических параметров.

Когнитивный компонент психологической безопасности включает субъективное восприятие и оценку окружающей ситуации [Дуганова: 10], готовность к риску [Edmondson, Lei: 30], смысложизненные ориентации личности [Аркаева: 5].

К числу параметров аффективного компонента мы отнести проявления саморегуляции [Моросано-ва: 21; Schonfeld I.S., Chang C.H.: 33; Агузумцян Р.В.,

Мурадян Е.Б.: 2] и самоактуализации [Забелина: 11; Фазлиахметова Э.И.: 26; Лисовская: 16].

Конативный (поведенческий) компонент включает стратегии совладания с трудностями [Анцыферо-ва: 4; Харламенкова: 27], способы преодоления [Корнилова: 13].

Обращение к конструкту «временная перспектива личности» обусловлено интересом к проявлениям динамических трансформаций изучаемого феномена в процессе осуществления профессиональной деятельности. Восприятие времени определяет продуктивность личности в границах производственного пространства. На начальных этапах исследования авторы работы, опираясь на концепцию Дж. Келли, рассматривали временную перспективу как содержательную характеристику психологической безопасности [Морозова, Ме-довикова и др.: 19]. Данная интерпретация позволила определять возможности субъекта профессиональной деятельности в аспекте протяженности его жизнедеятельности, насыщенности событиями и прогнозирования вариативности способов достижения поставленных целей и соотнесения полученных результатов.

На основании результатов наших исследований мы считаем возможным констатировать, что именно сбалансированная временная перспектива личности (в связке прошлое - настоящее - будущее) имеет ряд взаимосвязей с личностными характеристиками [Медовикова, Морозова и др.: 17]. Для оценки профессиональной среды важна личностная осмысленность окружающей реальности, управляемость жизненными событиями и персональная ответственность [Морозова, Медовикова: 18]. Низкий уровень психологической безопасности личности предполагает снижение веры человека в свои силы, нарушение оси позитивное прошлое - реальное настоящее - будущее, что говорит о смещении восприятия фактора времени в личностном контексте.

Интересна позиция Е.Р. Крыловской, которая отмечает важность планирования времени жизни личности, его реальную оценку, что в итоге способствует повышению уровня удовлетворенности в целом и формирует психологическую безопасность (появление возможностей личностного роста, саморазвития, реализации целей) [Крыловская:15].

Согласно точке зрения А.С. Ковдра, осознание событий жизни (временная перспектива) является важным аспектом в процессе развития личности, что позволяет человеку выстроить оптимальное взаимодействие с окружением, продуктивно осуществлять профессиональную деятельность и жизнедеятельность в целом. Именно смысловая окраска жизненных событий способствует регуляции поведения и деятельности. Актуальный выбор личностной позиции в процессе реализации деятельности направлен на формирование представлений прошлое - настоящее - будущее, то есть временной перспективы личности [Ковдра: 12].

Г.Д. Элькин, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд утверждали, что осознание и мироощущение оси прошлое - настоящее - будущее способствует регулированию деятельности личности как субъекта в рамках профессиональной среды [Морозова, Медовикова: 19].

Т.М. Краснянская напрямую связывала временную перспективу и профессиональную деятельность. Особое внимание автор уделяла периоду обучения в вузе как этапу подготовки специалистов. Образовательная среда должна способствовать оптимальному расходованию ресурсов прошлого для эффективной координации настоящего и построения планов на будущее. От успешности данной деятельности зависит психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности (динамическое состояние равновесия с окружающей средой). Временная перспектива личности включает в себя такие аспекты, как осмысленность жизненного пути, управляемость в процессе жизнедеятельности, насыщенность жизненного пространства и личная ответственность за свою жизнь и здоровье, что определяет психологическую безопасность личности как в образовательной, так и в профессиональной сфере. Согласно позиции автора, форсирование гармоничной временной перспективы личности способствует формированию психологической безопасности [К^пуашкауа, Ту^: 31].

В исследованиях Т.М. Краснянской, В.Г. Тылец сделан акцент на «время безопасности» личности как описательную характеристику временной перспективы. Время опасности/безопасности дает возможность определять жизненный путь, оценивая вероятность возникновения внешний и внутренних угроз в процессе выполнения деятельности (благополучие личности). Временная перспектива напрямую связана с личностными смыслами безопасности,

что дает возможность оценки ситуации и коррекции поведения и деятельности в границах жизненного пространства [Краснянская, Тылец: 14].

Э.А. Ангелина, Е.Н. Буркаль акцентируют внимание на роли личности в управлении собственной жизнью через понимание временной оси (активность личности). Временная перспектива дает возможность для развития личности в профессииональной сфере с учетом регулирования деятельности, наполнения ее смысловым содержанием [Ангелина: 3].

А.Д. Тырсикова говорит о том, что продуктивность в процессе деятельности обеспечивает фокусировка на будущем времени жизни, что дает возможность четко ставить цели, определять мотивы деятельности [Тырсикова: 24]. С позиции психологии безопасности ориентация личности на настоящее и будущее имеет особое значение. Фокус на будущее характеризует личность с позиции стабильности, направленности (личностный потенциал), субъективного благополучия, ясности поставленных целей и способов их достижения. Такая личность при столкновении с ситуациями риска/неопределенности четко реализует поставленные цели, регулирует уровень ситуативной тревожности, уверена в прогнозируемых результатах труда. Таким образом, фокусировка на будущее позволяет снижать влияние негативных факторов на личностное развитие, самоопределение в профессиональной сфере.

Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян особое внимание уделили описанию психологической безопасности личности с позиции осознания личностного смысла, ситуаций окружающей действительности, выбора продуктивных стратегий поведения в ситуации риска, ориентированности на настоящее и будущее. Таким образом, формирование представлений о себе, своем месте в жизненном пространстве приближает человека к переживанию психологической безопасности [Агузумцян, Мурадян: 2].

Согласно точке зрения М. О. Аванесян, временная перспектива личности характеризуется протяженностью, насыщенностью, продуктивностью. Структурированность временной перспективы дает возможность планирования, прогнозирования, учета причинно-следственных связей, что позволяет ориентироваться не только в многообразии жизненных событий настоящего, но и ближайшего будущего. Позитивная ориентировка способствует ощущению психологической безопасности личности [Аванесян: 1].

Ж. Нюттен подчеркивал, что личность, обладающая протяженной и структурированной временной перспективой в большей степени отмечает взаимосвязи между поведением и перспективными целями, что определяет мотивацию достижения и активную позицию личности в процессе деятельности [Бухарина, Толстых: 5].

Г.М. Умарова отмечает важность психологической безопасности личности в контексте деятельности. При этом автор говорит о том, что безопасность деятельности обеспечивается системой планирования и проектирования будущего времени. В связи с этим важна практика построения собственных действий (эффективность принятия решений) с учетом временного контекста. Активная роль личности в профессиональной сфере характеризуется осмыслением текущих ситуаций, восприятием временных интервалов, расставлением приоритетов в профессиональной сфере [Умарова: 25].

A.J. Shipp, M.S. Cole рассматривали проблему изучения временного конструкта в рамках организационных изменений. Авторы утверждали, что временные факторы (представления о времени) важны в плане изучения деятельности личности внутри организационной системы. Важен процесс переживания времени в индивидуальном аспекте с позиции отдельной личности с ее индивидуально-типологическими особенностями [Shipp, Cole: 32].

A.C. Edmondson, Z. Lei подчеркивают, что психологическая безопасность отражает восприятие людьми последствий рисков в производственной деятельности. Учет рисковых факторов происходит в ситуации анализа организационного поведения (осмысления), что указывает на взаимосвязи с временными параметрами (оценка настоящего, анализ будущих последствий) [Edmondson, Lei: 30].

K.E. Weick, изучая организационное поведение, отмечал, что эффективность личности в процессе деятельности определяется текущим опытом, оценкой содержания деятельности, интерпретацией текущих событий. Прогнозирование будущих перспектив с высокой степенью вероятности определяет продуктивность в производственной сфере [Weick: 34].

G.L. Cohen, D.K. Sherman в своих исследованиях изучали вопрос поддержание целостности личности. Авторы отметили, что самоутверждение личности важно с позиции профессиональной временной перспективы будущего, что позволяет оценить личностные ресурсы, угрозы в профессиональной сфере, запускает цикл адаптивного поведения (потенциал) [Cohen, Sherman: 29].

В исследовании авторы опираются на позицию H. Zacher, M. Frese, которые подчеркивали значимость формирования временной перспективы в рамках производственной деятельности. В связи с этим особое значение уделено оценке профессиональной временной перспективы личности: оставшееся время жизни личности, фокусирование на возможностях в профессиональной сфере либо на ограничениях [Базаров, Парамузов: 7]. Данные параметры позволяют характеризовать личность с позиции опасности/безопасности, что формирует устойчивую ли-

нию поведения с точки зрения профессионального контекста.

Психологическая безопасность личности зависит от ситуации, в которой актуализируется искомое состояние. Ситуация характеризуется субъектностью и временной локализацией. Особенно актуально понимание особенностей временной перспективы в период интенсивного профессионально-личностного становления. От успешности решения связанных с этим задач во многом зависит психологическая безопасность личности, понимаемая нами как состояние динамического равновесия субъекта со средой, обеспечивающее неснижение вероятности реализации главной для него жизненной цели [Краснянская, Тылец: 14].

Цель работы - определить особенности параметров психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы.

В своем исследовании авторы изучали параметры психологической безопасности личности сотрудников промышленных предприятий с различным уровнем осмысленности временной перспективы с позиции оставшегося времени личности (профессиональная временная перспектива). Выбор методик исследования обусловлен выделением аффективного, когнитивного и конативного компонентов психологической безопасности личности с опорой на работы О.В. Бубновой и О.В. Куликовой [Медовикова, Морозова и др.: 18].

Были использованы эмпирические методы: тестирование, эксперимент, методы математической статистики по (Т-критерий Стьюдента для независимых выборок). В эксперименте принимали участие 160 сотрудников угольных предприятий (горнорабочих подземных (ГРП) в возрасте 25-45 лет, со стажем работы от 5 до 20 лет.

Методики, применяемы в процессе исследования:

1. Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой;

2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;

3. Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома;

4. Опросник «Личностные факторы принятия решений» Т.В. Корниловой;

5. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» С.С. Гончаровой.

Основанием для определения выборки респондентов в процессе исследования стал опросник «Профессиональная временная перспектива будущего» Х. Цахера и М. Фрезе в интерпретации Т.Ю. Базарова и А.В. Парамузова [Базаров Т.Ю., Парамузов А.В.: 7]. Таким образом, общая выборка респондентов была разделена на две равные группы (60 человек в каждой) по уровню оценки оставшегося времени жизни личности (оставшееся время в профессиональном

ключе - как длительный промежуток для профессионального развития, карьерного роста, либо как ограниченный отрезок времени в связи с тревожностью и страхом ограниченности жизни в рисковых условиях). Средние варианты нормы в расчете не учитывались, поэтому на этапе эксперимента количество респондентов в группах составило 120 человек. В основании деления групп лежал параметр «оставшееся время», который определяет восприятие личностью профессиональной временной перспективы с позиции протяженности временного периода (фокусирование на возможностях) и ограниченности (фокусирование на ограничениях).

В процессе исследования выявлено, что оценка оставшегося времени жизни личности как более длительного промежутка позволяет фокусироваться на возможностях, что дает основание рассматривать личность с позиции осознанной регуляции деятельности с учетом анализа позитивных факторов окружающей среды.

В таблице 1 приведены цифровые данные, полученные на каждой из групп, и представлены интерпретации результата сравнительного анализа средних значений по критерию Стьюдента для независимых выборок.

Для описания психологической безопасности личности необходимо уделить внимание тем чертам, которые характеризуют личность с позиции оценки оставшегося времени жизни в профессиональном контексте как длительного временного отрезка, насыщенного событиями и перспективами.

В группе респондентов с высоким уровнем оценки оставшегося времени жизни отмечается устойчивая тенденция к планированию результатов деятельности ^ = 2,77, р = 0,01), программированию способов поведения на пути достижения целей, устойчивость поведения в ситуации риска/неопределенности ^ = 2,59, р = 0,01). При возникновении ситуаций риска/неопределенности работники данной группы могут перестроить свою деятельность и поведение, оценив последствия, в связи с чем успешно решают поставленные задачи ^ = 3,62, р = 0,00). В целом можно сказать, что такая личность проявляет высокий уровень осознанности в рамках производственной деятельности, регулирует свою активность исходя из поставленных задач и текущих обстоятельств, стабильно чувствует себя в непривычных условиях (рисковых) ^ = 4,80, р = 0,00).

Работники угольной отрасли с данным восприятием временного континуума проявляют целеустрем-

Параметры Средние значения ^уа1ие Р

оставшееся время жизни как длительный временной отрезок оставшееся время жизни как ограниченный временной отрезок

Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой

Планирование 7,07 5,33 2,77 0,01

Моделирование 5,47 3,80 2,52 0,01

Программирование 6,87 5,47 2,59 0,01

Оценивание результатов 5,20 3,67 2,30 0,02

Гибкость 7,00 5,47 3,62 0,00

ОУС 32,80 25,20 4,80 0,00

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) ДА. Леонтьева

Осмысленность жизни 112,93 93,07 3,01 0,00

Цели жизни 32,67 24,33 2,59 0,01

Процесс жизни 30,00 25,00 2,22 0,03

Результат жизни 22,93 18,13 2,42 0,02

Локус контроля я 31,53 26,80 2,45 0,02

Локус контроля жизни 46,73 41,00 2,41 0,02

Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома

Самоуважение 58,80 52,00 2,14 0,04

Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» С.С. Гончаровой

Поиск поддержки 9,13 6,87 2,10 0,04

Опросник «Личностные факторы принятия решений» Т.В. Корниловой

Готовность к риску 5,20 2,07 2,24 0,03

Таблица 1

Средние значения параметров психологической безопасности личности сотрудников промышленных предприятий с различным уровнем осмысленности временной перспективы

с позиции оставшегося времени личности

ленность на пути достижения результатов деятельности, высокий уровень личностной ответственности за результаты своего труда 0: = 2,59, р = 0,01). Ориентация в настоящем и нацеленность на будущее позволяют сформировать позитивную временную перспективу личности, а следовательно, можно говорить о психологической безопасности в профессиональной среде = 2,22, р = 0,03). Респонденты в процессе деятельности склонны анализировать прошлый опыт, что дает возможность взвешенно принимать решения (: = 2,42, р = 0,02). В процессе принятия решений личность ориентируется на собственные представления (: = 2,45, р = 0,02), контролирует ситуативные факторы 0: = 2,41, р = 0,02).

Развитие такого качества, как самоуважение, дает возможность оценивать положительные личностные качества, имеющие особое значение в рамках профессиональной деятельности. Данный аспект связан с развитием чувства безопасности в процессе принятия производственных решений (: = 2,14, р = 0,04).

В ситуации риска/неопределенности работники угольной отрасли, воспринимающие оставшееся время жизни как более длительный и насыщенный отрезок (ориентация на будущее) готовы осуществлять действия при вероятностном исходе событий (ситуация опасности не блокирует активность личность в рамках принятия решений) (: = 2,24, р = 0,03).

В группе респондентов, оценивающих оставшееся время жизни как ограниченный временной отрезок, наблюдается низкий уровень развития представлений о факторах, оказывающих влияние на профессиональный процесс, неадекватная оценка значимых обстоятельств, последствий собственных действий в рамках профессиональной деятельности (: = 2,52, р = 0,01). Работники данной группы в большинстве производственных ситуаций не замечают своих ошибок (низкая критичность в отношении своих действий и поступков). Качество результатов деятельности низкое ввиду внешних трудностей, оказывающих на личность значительное влияние 0: = 2,30, р = 0,02).

Респонденты второй группы склонны избегать большого количества социальных контактов и перекладывать ответственность на других в стрессовой ситуации (испытывают чувство беспомощности) £ = 2,10, р = 0,04).

В заключение следует отметить, что проблеме временной перспективы личности посвящено большое количество исследований, однако небольшая часть из них рассматривает временную ось в контексте организационных изменений, при учете личностных особенностей работников. Ограниченность воспринимаемого отрезка жизни определяет способы мышления и поведения. При восприятии отрезка времени как неограниченного приоритет отдает-

ся целям, при восприятии ограниченного временного континуума приоритет отдается эмоциям личности, что отрицательно сказывается на эффективности производственного процесса. Фокусирование на возможностях предполагает четкую постановку целей деятельности, планирование в процессе принимаемых решений с учетом множества факторов. Фокусирование на ограничениях ставит личность в зависимую позицию от многообразия препятствий, встречающихся на жизненном пути. Оставшееся время в отношении профессионального будущего характеризует профессиональную деятельности с позиции оценки перспектив для реализации намеченных целей (время кажется безграничным, возможности личности носят неограниченный характер).

Таким образом, формирование сбалансированной временной перспективы личности имеет особое значение в условиях профессиональной среды. Однако акцент в восприятии времени делается на настоящее и ближайшее будущее личности, что позволяет адекватно оценивать производственные ситуации и своевременно реагировать в условиях риска/неопределенности.

Психологическая безопасность личности предполагает наличие веры человека в свои силы, позитивное восприятие временного контекста (позитивное прошлое - реальное настоящее - ближайшее будущее).

Особое значение в анализе профессиональной временной перспективы имеет оценка личностью оставшегося времени жизни как насыщенного событиями, имеющего перспективы развития либо как ограниченного в отношении личностных ресурсов и перспектив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с оценкой временной перспективы можно говорить о двух вариантах восприятия личностью профессиональной перспективы развития, что проявляется в особенностях профессиональной деятельности с позиции широких возможностей и фиксации на ограничениях. Восприятие личностью профессиональной временной перспективы может выступать источником развития либо способности к риску с высокой долей активности, либо склонности к осторожным действиям и поступкам, что оказывает влияние на поведение человека в производственном процессе.

Оценка оставшегося времени жизни личности в профессиональном контексте с позиции фокусирования на возможностях характеризует личностей как целеустремленных, ориентированных на успех в выполнении производственных заданий, контролирующих окружающую ситуацию и собственное поведение, уважающих себя, выстраивающих позитивные отношения с коллегами, а соответственно, можно говорить о психологической безопасности личности в условиях производственной среды.

Список литературы

Аванесян М.О. «Ближайшие дела» во временной перспективе личности // Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология: сб. ст. / под ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2020. С. 278-303.

Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2 (19). С. 40-44.

Ангелина Э.А. Временная перспектива и психологическая безопасность личности // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Донецк, 11 декабря 2020 года. Донецк: Донецкий национальный университет. 2020. С. 6-12.

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.

Аркаева Н.И. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности // Концепт. 2015. № 2. С. 1-7.

Баева И.А. Психология безопасности как основа анализа экстремальной ситуации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 16-18.

Базаров Т.Ю., Парамузов А.В. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника Х. Цахера и М. Фрезе «Профессиональная временная перспектива будущего» // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 1. С. 57-80.

Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 2. С. 36-48. DOI 10.17759/ jmfp.2019080204

Гончарова О.В. Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 9 (41). С. 3-12. DOI https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-9-1

Дуганова Ю.К. Личностные особенности молодых людей с разным представлением о психологической безопасности: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 183 с.

Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 26-32.

Ковдра А.С. Временная перспектива как предис-позиция психологической безопасности личности: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 224 с.

Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 74-86.

Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Из-

вестия Саратовского университета. Нов. сер.: Акме-ология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. Вып. 3 (19). С. 231-236. DOI 10.18500/2304-97902016-5-3-231-236

Крыловская Е.Р. Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков // Материалы X Все-рос. науч. конф. (г. Сочи, 9-10 октября 2020) / под ред. Макаревской Ю.Э., Рябикиной З.И., Дубовицкой Т.Д. и др. М.: Мир науки, 2020. С. 173-178.

Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология: материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. С. 76-84.

Медовикова Е.А., Морозова И.С., Каргина А.Е. Предикторы психологической безопасности личности в условиях профессиональной среды // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (52). С. 161-167.

Медовикова Е.А., Морозова И. С., Каргина А.Е., Гриненко Д.Н. Содержательные характеристики психологической безопасности личности // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 26-27 ноября 2020 года / Красноярский гос. мед. ун-тет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого. Красноярск: Версо, 2021. С. 151-159.

Морозова И.С., Медовикова Е.А. Параметры временной перспективы во взаимосвязи с личностными особенностями студентов на различных этапах обучения // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 185-188.

Морозова И.С., Медовикова Е.А., Мороденко Е.В., Гриненко Д.Н., Каргина А.Е. Обеспечение безопасности на производстве сотрудников, использующих различные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 2 (56). С. 161-168.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: Результаты и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН. 2017. С. 501-509.

Попова О.Н. Сбалансированность временной перспективы личности в прогнозировании эффективности самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск. 2020. 23 с.

Смык Ю.В. Доверие в структуре психологической безопасности личности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/doverie-v-strukture-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 12.01.2021).

Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 199 с.

Умарова Г.М. Распределение ценностей безопасности студентов вуза при разном типе отношения ко времени // Психолог. 2015. № 6. С. 32-55. DOI 10.7256/2409-8701.2015.6.16890

Фазлиахметова Э.И. Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью: дис. ... канд. психол. наук. Уфа, 2010. 157 с.

Харламенкова Н.Е. Личность и преодоление трудных жизненных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 10-18.

Шахова Л.И. Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный подход // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 159-169.

Cohen G.L., Sherman D.K. The Psychology of Change: Self-Affirmation and Social Psychological Intervention. Annual Review of Psychology, 2014, vol. 65, рр. 333-371. DOI https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010213-115137

Edmondson A.C., Lei Z. Psychological Safety: The History, Renaissance, and Future of an Interpersonal Construct. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2014, vol. 1, рр. 23-43. DOI https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-031413-091305

Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person. European Journal of Psychological Studies, 2015, vol. 2 (6), рр. 48-57. DOI 10.13187/vfp.2015.5.200

Shipp A.J., Cole M.S. Time in Individual-Level Organizational Studies: What Is It, How Is It Used, and Why Isn't It Exploited More Often? Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2015, vol. 2, рр. 237-260. DOI https://doi.org/10.1146/ annurev-orgpsych-032414-111245

Schonfeld I.S., Chang C.-H. Occupational Health Psychology. New York, NY: Springer, 2017. DOI 10.1891/9780826199683

Weick K.E. Perspective Construction in Organizational Behavior. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2017, vol. 4, рр. 1-17. DOI https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032516-113043

References

Avanesyan M.O. «Blizhajshie dela» vo vremennoj perspektive lichnosti ["Immediate affairs" in the time perspective of the individual]. ZHiznennoe prostranst-vo v psihologii: teoriya i fenomenologiya: sbornik sta-tej [Living space in psychology: theory and phenome-

nology: collection of articles], ed. by N.V. Grishina, S.N. Kostromina. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 2020, pp. 278-303. (In Russ.)

Aguzumtsyan R.V, Muradyan E.B. Psihologicheskie aspekty bezopasnosti lichnosti [Psychological aspects of personal security]. Vestnikprakticheskojpsihologii obra-zovaniya [Bulletin of practical psychology of education], 2009, vol. 2 (19), pp. 40-44. (In Russ.)

Angelina E.A. Vremennaya perspektiva i psihologi-cheskaya bezopasnost' lichnosti [Temporal perspective and psychological security of a person]. Lichnostnye i situacionnye determinanty povedeniya i deyatel'nosti cheloveka: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Personal and situational determinants of human behavior and activity: materials of the International Scientific and Practical Conference]. Donetsk, Donetsk National University, 2020, pp. 6-12. (In Russ.)

Ancyferova L.I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh us-lovijah: pereosmyslivanie, preobrazovanie situacij i psihologicheskaja zashhita [Personality in difficult life conditions: rethinking, transformation of situations and psychological protection]. Psihologicheskijzhurnal [Psychological journal], 1994, vol. 9, № 1, pp. 3-18. (In Russ.)

Arkaeva N.I. Formirovanie smyslozhiznennyh orien-tacij u studentov-psihologov kakfaktor psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti [The Formation of Meaningful Orientations in Psychology Students as a Factor of Personal Psychological Safety]. Koncept [Concept], 2015, № 2, pp. 1-7. (In Russ.)

Baeva I.A. Psihologija bezopasnosti kak osnova analiza jekstremal'noj situacii [Psychology of safety as a basis for the analysis of an extreme situation]. Izvestija RGPU im. A.I. Gercena [Izvestiya RGPU them. A.I. Herzen], 2012, № 145, pp. 16-18. (In Russ.)

Bazarov T.Yu., Paramuzov A.V. Psihometricheskij analiz russkoyazychnoj versii oprosnika H. Cahera i M. Freze «Professional'naya vremennaya perspektiva budushchego» [Psychometric analysis of the Russian version of the questionnaire by H. Zacher and M. Frese "Professional time perspective of the future"]. Organiza-cionnayapsihologiya [Organizational psychology], 2019, vol. 9, № 1, pp. 57-80. (In Russ.)

Bukharina A.Yu., Tolstykh N.N. Vremennaya perspektiva i vremennaya kompetentnost' kak faktory ucheb-noj motivacii [Temporal perspective and temporary competence as factors of educational motivation]. Sovre-mennaya zarubezhnaya psihologiya [Modern foreign psychology], 2019, vol. 8, № 2, pp. 36-48. (In Russ.)

Goncharova O.V Psihologicheskaja bezopasnost' lichnosti vjekstremal'nyh uslovijah [Psychological safety of a person in extreme conditions]. Russian Journal of Education and Psychology, 2014, № 9 (41), pp. 3-12. (In Russ.)

Duganova Yu.K. Lichnostnye osobennosti molodyh lyudej s raznym predstavleniem o psihologicheskoj be-

zopasnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Personal characteristics of young people with different ideas about psychological safety: DSc thesis]. Rostov-na-Donu [Rostov-on-Don], 2014, 183 p. (In Russ.)

Zabelina A.V. Problema samoaktualizacii lichnosti [The problem of self-actualization of personality]. Gu-manitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo [Humanitarian statements TSPU them. L.N. Tolstoy], 2013, № 3 (7), pp. 26-32. (In Russ.)

Kovdra A.S. Vremennaya perspektiva kakpredispozi-ciya psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti: dis. kand. psikhol. nauk [Temporal perspective as a predisposition of the psychological security of the individual: DSc thesis]. Pyatigorsk, 2012, 224 p. (In Russ.)

Kornilova T.V. Metodologicheskie problemy psiho-logii prinjatija reshenij [Methodological problems of the psychology of decision making]. Psihologicheskij zhur-nal [Psychological journal], 2010, vol. 31, № 1, pp. 7486. (In Russ.)

Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Vremya opasnosti i bezopasnosti v sub"ektnom opyte studentov [The time of danger and safety in the subjective experience of students]. Izvestiya Saratovskogo universiteta [Bulletin of the Saratov University]. Nov. ser.: Akmeologiya obra-zovaniya. Psihologiya razvitiya [New Ser.: Acmeology of education. Psychology of development], 2016, vol. 5, № 3 (19), pp. 231-236. (In Russ.)

Krylovskaya E.R. Psihologiya bezopasnosti i psiho-logicheskaya bezopasnost': problemy vzaimodejstviya teoretikov i praktikov [Psychology of safety and psychological safety: problems of interaction between theorists and practitioners]. Materialy X Vseros. nauch. konf. (g. Sochi, 09-10 oktyabrya 2020) [Proceedings of the X All-Russian Scientific Conference (Sochi, October 09-10, 2020)], ed. by YU.E. Makarevskoj, Z.I. Rya-bikinoj, T.D. Dubovickoj et al. M., Mir nauki, 2020, pp. 173-178. (In Russ.)

Lisovskaja E.B. Samoaktualizirujushhajasja lich-nost' [Self-actualizing personality]. Nauchno-tehni-cheskaja revoljucija i social'naja psihologija. Materialy mezhgorodskoj konferencii [Scientific and technological revolution and social psychology. Materials of the intercity conference], 1981, pp. 76-84. (In Russ.)

Medovikova E.A., Morozova I.S., Kargina A.E. Pre-diktory psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v uslovi-yahprofessional'noj sredy [Predictors of the psychological safety of a person in a professional environment]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopro-myslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Baltic State Academy fishing fleet: psychological and pedagogical sciences], 2020, № 2 (52), pp. 161-167. (In Russ.)

Medovikova E.A., Morozova I.S., Kargina A.E., Grinenko D.N. Soderzhatel'nye harakteristiki psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti [Content characteristics

of the psychological safety of the individual]. Psihologi-cheskoe zdorov'e cheloveka: zhiznennyj resurs i zhiznen-nyj potential: materialy Vll-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Psychological health of a person: life resource and life potential: materials of the VIIth International Scientific and Practical conference]. Krasnoyarsk, november 26-27, 2020. Krasnoyarskij gos. med. un-tet im. prof. V.F. Vojno-YAseneckogo [Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenet-sky]. Krasnoyarsk, Verso, 2021, pp. 151-159. (In Russ.)

Morozova I.S., Medovikova E.A. Parametry vre-mennoj perspektivy vo vzaimosvyazi s lichnostnymi os-obennostyami studentov na razlichnyh etapah obuche-niya [Parameters of the time perspective in connection with the personal characteristics of students at various stages of education]. Mir nauki, kul'tury, obrazo-vaniya [World of Science, Culture, Education], 2015, № 1 (50), pp. 185-188 (In Russ.)

Morozova I.S., Medovikova E.A., Morodenko E.V., Grinenko D.N., Kargina A.E. Obespechenie bezopasnosti naproizvodstve sotrudnikov, ispol'zuyushchih razlichnye strategii preodoleniya trudnyh zhiznennyh situacij [Ensuring safety at work of employees using various strategies for overcoming difficult life situations]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovo-go flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. [Bulletin of the Baltic State Academy fishing fleet: psychological and pedagogical sciences], 2021, № 2 (56), pp. 161168. (In Russ.)

Morosanova V.I. Osoznannaja samoreguljacija kak metasistema psihologicheskih resursov dostizhenija celej i samorazvitija cheloveka [Conscious self-regulation as a metasystem of psychological resources for achieving goals and human self-development]. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija sovremennoj psihologii Re-zul'taty i perspektivy razvitija [Fundamental and applied research in modern psychology Results and development prospects]. Moscow, Institute of Psychology RAN, 2017, pp. 501-509. (In Russ.)

Popova O.N. Sbalansirovannost' vremennoj perspektivy lichnosti v prognozirovanii effektivnosti samoopre-deleniya: avtoref. ... dis. kand. psikhol. nauk. nauk [The balance of the time perspective of the individual in predicting the effectiveness of self-determination: Abstract thesis]. Tomsk, 2020, 23 p. (In Russ.)

Smyk Ju.V. Doverie v strukture psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti [Trust in the structure of the psychological security of the individual]. Mir nauki. Peda-gogika i psihologija [World of Science. Pedagogy and psychology], 2019, № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/doverie-v-strukture-psihologicheskoy-bezopas-nosti-lichnosti (access date: 12.01.2021). (In Russ.)

Tyrsikova A.D. Formirovanie strategij psihologicheskoj bezopasnosti studentov vuza: dis. ... kand. psikhol. nauk [Formation of psychological safety strategies

for university students: DSc thesis]. Pyatigorsk, 2012, 199 p. (In Russ.)

Umarova G.M. Raspredelenie cennostej bezopasnosti studentov vuza pri raznom tipe otnosheniya ko vreme-ni [Distribution of security values of university students with different types of attitude to time]. Psiholog [Psychologist], 2015, № 6, pp. 32-55. (In Russ.)

Fazliahmetova Je.I. Samoaktualizacija lichnosti v professijah s preimushhestvenno muzhskoj i zhenskoj zanjatostju: dis. kand. psihol. nauk [Self-actualization of personality in professions with predominantly male and female employment: dis. cand. psychol. sciences]. Ufa, 2010, 157 р. (In Russ.)

Harlamenkova N.E. Lichnost' i preodolenie trudnyh zhiznennyh situacij [Personality and overcoming difficult life situations]. Prikladnaja juridicheskaja psiholo-

gija [Applied Legal Psychology], 2014, № 3, рр. 1018. (In Russ.)

Shahova L.I. Soprovozhdenie psihologicheskoj bezopasnosti mladshih shkol'nikov i uchashhihsja kadetskih klassov: risk-resursnyj podhod [Psychological safety support of junior schoolchildren and students of cadet classes: a risk-resource approach]. Izvestija Rossijskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gerce-na [Izvestiya of the Russian State Pedagogical University. A.I. Heizen], 2015, № 174, рр. 159-169. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 14.03.2022; одобрена после рецензирования 14.04.2022; принята к публикации 16.04.2022.

The article was submitted 14.03.2022; approved after reviewing 14.04.2022; acceptedfor publication 16.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.