Литература
1. Ван Юйхэ. История музыки в современном Китае. - Пекин: Народное музык. изд-во, 2002. - 362 с.
2002, 362М).
2. Дин Шандэ. Краткая история Шанхайской консерватории. - Шанхай: Изд-во Шанхай. консерватории, 1987. -149 с. 1987, 149Ш).
3. Мао Юйжунь. Музыкальные эссе Мао Юйжуня. - Шанхай: Шанхай. музык. изд-во, 2007. - 184 с.
. Ш: 2007, 184Ш).
4. Сун Цзинань. История музыкального образования в современном Китае. - Шанхай: Изд-во Шанхай. консерватории, 2004. - 669 с. . ±ft: 2004, 669^).
5. Хуан Пин [Электронный ресурс]. - URL: https://Hb.herzen.spb.ra/media/magazines/contents/1/34(74)1/ pin_34_74_1_527_531.pdf (дата обращения: 02.06.2017).
6. Чжан Цин. Сяо Юмэй - основатель музыкального образования современного Китая // Инновационная наука и современное общество: Междунар. научн.-практич. конф. 21-22 авг. 2013 года. - Уфа: РИЦБАШГУ, 2013. -С. 209-214.
References
1. Van Yuykhe. Istoriya muzyki v sovremennom Kitae [The history of music in modern China]. Beijing, Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo Publ., 2002. 362 p. (In Chin.)
2. Din Shande. Kratkaya istoriya Shankhayskoy konservatorii [A Brief History of the Shanghai Conservatory]. Shanghai, Izdatel'stvo Shankhayskoy konservatorii Publ., 1987. 149 p. (In Chin.).
3. Mao Yuyzhun'. Muzykal'nye esse Mao Yuyzhunya [Musical essays by Mao Yuujun]. Shanghai, Shankhayskoe muzykal'noe izdatel'stvo, 2007. 184 p. (In Chin.).
4. Sun Tszinan'. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya v sovremennom Kitae [The history of music education in modern China]. Shanghai, Izd-vo Shankhayskoy konservatorii Publ., 2004. 669 p. (In Chin.).
5. Khuan Pin [Huang Ping]. (In Chin.). Available at: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/34(74)1/ pin_34_74_1_527_531.pdf (accecsed 02.06.2017).
6. Chzhan Tsin. Syao Yumey - osnovatel' muzykal'nogo obrazovaniya sovremennogo Kitaya [Xiao Yumei - founder of the musical education of modern China]. Innovatsionnaya nauka i sovremennoe obshchestvo. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya 21-22 avgusta 2013 goda [Innovative science and modern society. International Scientific and Practical Conference on August 21-22, 2013]. Ufa, RITsBAShGU Publ., 2013, pp. 209-214. (In Chin.).
УДК 378
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Медовикова Евгения Александровна, кандидат психологических наук, ст. преподаватель, кафедра экономики и управления, филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (г. Прокопьевск, РФ). E-mail: e-medovikova@yandex.ru
Мороденко Евгения Васильевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (г. Прокопьевск, РФ). E-mail: sgd.kuzstu@yandex.ru
Емец Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, декан факультета очного обучения, филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (г. Прокопьевск, РФ). E-mail: emece@rambler.ru
В статье рассматривается проблема становления содержательных характеристик индивидуально-типологических особенностей личности студентов практико-ориентированного обучения в вузе, на примере филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева
в г. Прокопьевске. Система практико-ориентированного обучения является одной из перспективных психолого-педагогических технологий организации учебного процесса, которая предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве [4]. Тем не менее современная система образования требует от личности обучающихся не только профильной подготовки в рамках предметного поля, но и наличия психологических знаний и умений, позволяющих новым кадрам подготовиться к реальной жизни, к конкуренции на рынке труда [6]. В работе представлены результаты сравнительного анализа параметров осознанной саморегуляции, смысложизненной ориентации личности, тревожности личности, стратегии поведения в конфликтных ситуациях, мотивации. Результатом работы является разработка и внедрение программы психолого-педагогического сопровождения студентов на начальном этапе обучения. В рамках высшей школы стоит вопрос эффективной подготовки специалистов и соответствия уровня образования жестким требованиям современного рынка труда.
Ключевые слова: практико-ориентированная система обучения, осознанная саморегуляция, стратегии поведения в конфликте, мотивация избегания неудач, актуальное смысловое состояние.
INDIVIDUAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF STUDENTS OF THE PRACTICE-ORIENTED SYSTEM EDUCATION AT THE UNIVERSITY
Medovikova Evgeniya Aleksandrovna, PhD in Psychology, Sr Instructor, Department of Economics and Management, Branch of T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Prokopyevsk, Russian Federation). E-mail: e-medovikova@yandex.ru
Morodenko Evgeniya Vasilyevna, PhD in Psychology, Department Chair of Social and Humanitarian Disciplines, Branch of T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Prokopyevsk, Russian Federation). E-mail: sgd.kuzstu@yandex.ru
Yemets Elena Viktorovna, PhD in Pedagogy, Dean of the Faculty of Full-time Studies, Branch of T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Prokopyevsk, Russian Federation). E-mail: emece@ rambler.ru
This paper reviews the issue of forming the substantial characteristics of individual typological traits of the practice-oriented higher education system students at the university in case of Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev in Prokopievsk branch. The system of practice-oriented learning is one of the promising psychological and pedagogical technologies of the organization of the educational process, which involves parallel training in an educational institution and in production [4]. Nevertheless, the modern system of education requires from the individual students not only profile training within the subject field, but also the availability of psychological knowledge and skills that allow new personnel to prepare for real life, to compete in the labor market [6]. The research represents results of the comparative analysis of the parameters: conscious self-regulation, life-purpose personal orientation, person's alertness, conflict situations behavior strategy, motivation. The result of the research is the development and implementation of a program of psychological and pedagogical support for students at the initial stage of education.
Keywords: practice-oriented education system, conscious self-regulation, behavior strategies in conflicts, failures avoidance motivation, actual semantic state.
Цель нашего исследования состояла в выявлении индивидуально-типологических особенностей личности студентов на начальном этапе обучения в рамках практико-ориентированной системы и разработке программы психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
В исследовании использовался комплекс диагностических методов и методик, в том числе:
1. Методика «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева;
2. Методика «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина;
3. Методика «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой (см. [4]);
4. Методика «Определение уровня конфликтности личности» И. Андреева;
5. Тест «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса;
6. Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса) (см. [6]).
Общую выборку в исследовании составили студенты 1-го курса практико-ориентированной системы обучения по специальности 21.05.04 «Горное дело», специализации «Обогащение полезных ископаемых»; направление 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», профиля «Технология машиностроения» филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева в г. Прокопьевске.
Проведенный анализ позволил утверждать наличие влияния системы практико-ориентиро-ванного обучения на развитие индивидуально-психологических параметров личности студентов в контексте становления профессионально важных качеств.
В рамках исследования, согласно методике «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, адаптированной А. В. Серым, у респондентов преобладает первый тип актуального смыслового состояния (50 %), который характеризуется низкими показателями осмысленности прошлого, настоящего и будущего. Размытое восприятие собственной личности, осознание проблем сквозь призму неудовлетворенности и пессимизма относительно перспектив влекут за собой отказ от самореализации, что обусловливает мотива-ционную направленность «избегания неудач» и ориентацию на «дифицитарные» ценности [12]. Усиление контроля сознания над эмоционально-волевой сферой влечет недостаточную гибкость и трудности переключения мышления, эмоциональную напряженность, фрустрационность и низкую ситуативную стрессоустойчивость в значимых ситуациях [12].
Согласно методики «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ха-нина, студенты имеют высокий уровень личностной тревожности (55 %), что характеризует их как личностей с устойчивой склонностью вос-
принимать большой круг ситуаций, как угрожающие и реагировать состоянием тревоги и беспокойства (см. [6]).
Методика «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой позволила выявить типичный профиль саморегуляции, который характеризуются высоким развитием программирования действий, а также средним уровнем планирования целей, моделирования условий достижения цели и оценивания результатов поведения и деятельности (см. [6]). При этом программы действий разрабатываются респондентами во всех деталях, что говорит о готовности к долговременной организации усилий личности по достижению цели, качественном выполнении всех аспектов работы до последних деталей. Студентов отличает низкий уровень развития регуляторно- личностного свойства - гибкости, в связи с чем им требуется больше времени для включения в работу, что проявляется в сложности усвоения новых идей.
Респонденты 1-го курса отличаются низкими показателями по шкале самостоятельности. В связи с чем они зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы действий чаще всего разрабатывают несамостоятельно (нуждаются в посторонней помощи) [6].
Согласно методики «Определение уровня конфликтности личности» И. Андреева, в группе респондентов отмечен средний уровень конфликтности (64 %).
Методика «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса позволила выявить базовые стратегии поведения личности в конфликтных ситуациях: компромисс (36 %) и приспособление (27 %).
В связи с этим поведение респондентов можно охарактеризовать как стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других людей, как и своих собственных, желание быть объективными (компромисс) [11]. Однако в сложных ситуациях поведение проявляется в изменении действий и установок под реальным или воображаемым давлением противоположной стороны конфликта.
В группе респондентов, согласно методики «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса), отмечается очень высокий уровень мотивации избе-
гания неудачи (65 %), что также свидетельствует о высокой степени осторожности в процессе принятия решений.
Для более полной оценки особенностей индивидуально-типологических характеристик личности студентов рассмотрим выявленные взаимосвязи в группе респондентов 1-го курса практико-ориентированной системы обучения, на основе которых можно составить представление о личности первокурсников и особенностях развития изучаемых параметров.
Цели жизни положительно коррелируют с моделированием (г = 0,69), программированием (г = 0,52), оцениванием результатов (г = 0,74). Студенты определяют жизненные цели исходя из анализа происходящих событий, а именно основой построения жизненных целей является продумывание способов своих действий и поведения, оценка полученных результатов в настоящем временном периоде.
Процесс жизни положительно коррелирует с программированием (г = 0,83). Респонденты склонны продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, что определяет сам процесс студенческой жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Локус контроля-Я отрицательно коррелирует с планированием (г = - 0,66), моделированием (г = - 0,75), оцениванием результатов деятельности (г = - 0,62). Представление студентов о себе на начальном этапе обучения развито слабо и проявляется в низкой оценке результатов своих действий и поступков, неспособности адекватно оценить внешние и внутренние значимые условия, для достижения поставленных целей.
Моделирование отрицательно коррелирует с личностной тревожностью (г = - 0,64). В связи с чем моделирование результатов деятельности на начальном этапе обучения способствует снижению уровня личностной тревожности.
Мотивация избегания неудач отрицательно коррелирует с моделированием (г = - 0,56), оценкой результатов деятельности (г = - 0,68). Респонденты недостаточно осознают условия окружающей действительности, в связи с чем проявляют высокую степень осторожности в процессе жизнедеятельности.
По результатам исследования, мы делаем вывод, что практико-ориентированная система обучения способствует становлению индивидуальных особенностей студентов с позиции сфор-мированности осознанного программирования деятельности. Однако на начальном этапе обучения существует множество проблем личностного плана, которые тормозят личность в процессе развития (низкий уровень самостоятельности, гибкости поведения и личностная тревожность).
Размытый «локус Я», выраженный в группе респондентов не позволяет им в полной мере оценивать окружающую действительность, что влечет за собой инертность в принятии решений и обусловливает мотивационную направленность на «избегание неудач».
В целях решения личностных проблем студентов на начальном этапе обучения в рамках практико-ориентированной системы была разработана рабочая программа «Психология поведения на рынке труда» (с элементами тренинга), составленная на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы по направлениям подготовки бакалавров 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», профиля «Технология машиностроения», специалистов 21.05.04 «Горное дело», специализации «Обогащение полезных ископаемых», и внедрена в филиале КузГТУ в г. Прокопьевске.
Основной целью программы является повышение качества подготовки студентов по системе практико-ориентированного обучения и их конкурентоспособности на рынке труда, так как психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на оказание помощи студентам [10]; развитие способности делать самостоятельный выбор, управлять своими ресурсами и эмоциональными состояниями, обрести персональные навыки и навыки общения; осуществлять сбор информации и использовать информационные технологии для поиска работы, составлять резюме и овладеть навыками самопрезентации.
Данная рабочая программа включает рассмотрение трех базовых модулей: социально-
психологические аспекты общения (понятие общения, стороны общения, механизмы воздействия на партнера, кейс тренинговых заданий); персональные навыки (социальные навыки, навыки самопрезентации, кейс тренинговых заданий); конфликты в процессе взаимодействия (сущность конфликта, стратегии и тактики конфликтного взаимодействия, способы преодоления конфликтов, кейс-тренинговых заданий).
В программе изложены материалы обучающих семинаров-тренингов, создающих условия для конструктивной социализации обучающихся, так как психологический тренинг представляет
собой интенсивный способ обучения, который обеспечивает высокую познавательную активность в овладении практическими знаниями и умениями [2].
В результате чего, использование данной программы в образовательном процессе является исключительно важным, так как после завершения обучения в учреждении образования происходит резкий переход от подготовки (преимущественно теоретической) к исполнению трудовых функций до их фактической реализации, для того чтобы молодой специалист ощутил себя полноправным членом коллектива.
Литература
1. Малышева А. В. Дуальное обучение: мировой опыт и внедрение в РФ // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - Екибастуз,2015. -С. 17-19.
2. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг: учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Когито-Центр, 2001. - 251 с.
3. Медовикова Е. А. Внедрение практико-ориентированной системы обучения в Кемеровской области как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Перспективы инновационного развития угольных регионов России: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. - Прокопьевск: Изд-во филиала КузГТУ в г Прокопьевске, 2016. - С. 424-433.
4. Медовикова Е. А. Индивидуальные особенности личности студентов практико-ориентированной системы обучения в вузе на различных этапах образовательного процесса // Перспективы инновационного развития угольных регионов России: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. - Прокопьевск: Изд-во филиала КузГТУ в г. Прокопьевске, 2016. - С. 435-440.
5. Медовикова Е. А. Становление временной перспективы личности студентов с различными уровнями осознанной саморегуляции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово: КемГУ, 2016. - 24 с.
6. Мороденко Е. В. Индивидуальные особенности личности студентов дуальной системы обучения в вузе // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2016. - Т. 22, № 1. - С. 73-77.
7. Мороденко Е. В. Практико-ориентированная система обучения как фактор повышения эффективности личностного потенциала специалиста (на примере студентов 1 курса) // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - Екибастуз, 2015. - С. 57-60.
8. Морозова И. С. Личностное самоопределение в период взрослости // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. - 2005. -№ 2 (22) - С. 6-18.
9. Морозова И. С. Саморегуляция учебно-профессиональной деятельности личности на различных этапах обучения в вузе // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 216-219.
10. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие / под ред. Т. И. Короткиной. - СПб.: СПбГУП, 2016. - 116 с.
11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райго-родского. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.
12. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.
13. Nuttin, J. & Lens, W. Future time perspective and motivation: Theory and research method. - Leuven & Hillsdale: Leuven University Press, 1985. - 598 s.
References
1. Malysheva A.V. Dual'noe obuchenie: mirovoy opyt i vnedrenie v RF [Dual Education: world experience and the implementation in Russia]. Povyshenie kachestva obrazovaniya, sovremennye innovatsii v nauke iproizvodstve: sborn-
ISSN 2078-1768
BECTHHR ReMryRH 40/2017
ik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Education Quality Increase, Modern Innovations in Science and Production. Proceedings of International Scientific-practical Conference]. Ekibastuz, 2015, pp. 17-19. (In Russ.).
2. Marasanov G.I. Sotsial'no-psikhologicheskiy trening: uchebnik [Socio-psychological training: textbook]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2001. 251 p. (In Russ.).
3. Medovikova E.A. Vnedrenie praktiko-orientirovannoy sistemy obucheniya v Kemerovskoy oblasti kak faktor mod-ernizatsii sistemy sotsial'nogo partnerstva vuzov i predpriyatiy [Practice-oriented education system implementation in Kemerovo region as a factor of modernizing universities and companies social partnership]. Perspektivy innovat-sionnogo razvitiya ugol'nykh regionov Rossii: sbornik trudov VMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative development perspectives of Russian coal regions. Proceedings of V International Science-practical Conference]. Prokop'evsk, Izd-vo filiala KuzGTU v g. Prokop'evske Publ., 2016, pp. 424-433. (In Russ.).
4. Medovikova E.A. Individual'nye osobennosti lichnosti studentov praktiko-orientirovannoy sistemy obucheniya v vuze na razlichnykh etapakh obrazovatel'nogo protsessa [Individual personality traits of the practice-oriented education system students at the university at different stages of educational process]. Perspektivy innovatsion-nogo razvitiya ugol'nykh regionov Rossii: sbornik trudov VMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative development perspectives of Russian coal regions. Proceedings of V International Science-practical Conference]. Prokop'evsk. Izd-vo filiala KuzGTU v g. Prokop'evske Publ., 2016, pp. 435-440. (In Russ.).
5. Medovikova E.A. Stanovlenie vremennoy perspektivy lichnosti studentov s razlichnymi urovnyami osoznannoy samoregulyatsi: aftoref. dis. kand filol. nauk [Establishment of the temporal perspective of students personality with different levels of conscious self-regulation. Author's abstract Diss. of PhD in Psychology]. Kemerovo, KemSU Publ., 2016. 24 p. (In Russ.).
6. Morodenko E.V. Individual'nye osobennosti lichnosti studentov dual'noy sistemy obucheniya v vuze [Individual personality peculiarities of students of the dual system of education in higher education]. Vestnik Kostromskogo Gosu-darstvennogo Universiteta imeni N.A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University named after NA Nekra-sov], 2016, vol. 22, no. 1, pp. 73-77. (In Russ.).
7. Morodenko E.V. Praktiko-orientirovannaya sistema obucheniya kak faktor povysheniya effektivnosti lichnostnogo potentsiala spetsialista (na primere studentov 1 kursa) [Practice-oriented education system as a factor of employees personal potential efficiency increase (on an example of first-course students)]. Povyshenie kachestva obrazovaniya, sovremennye innovatsii v nauke i proizvodstve: sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Education Quality Increase, Modern Innovations in Science and Production. Proceedings of International Scientific-practical Conference]. Ekibastuz, 2015, pp. 57-60. (In Russ.).
8. Morozova I.S. Lichnostnoe samoopredelenie v period vzroslosti [Personal self-determination in maturity period]. Vestnik Kemerovskogo Gosudarstvennogo Universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2005, no. 2 (22), pp. 6-18. (In Russ.).
9. Morozova I.S. Samoregulyatsiya uchebno-professional'noy deyatel'nosti lichnosti na razlichnykh etapakh obucheniya v vuze [Self-regulation of educational and professional personal activity at different stages of education at university]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Toliyati State University], 2011, no. 4, pp. 216-219. (In Russ.).
10. Psikhologiya konflikta. Kompendium keysov: ucheb. posobie [Psychology of conflict. Compendium of cases: tutorial]. Ed. by T.I. Korotkina. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 2016. 116 p. (In Russ.).
11. Raygorodskiy D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoe posobie [Practical psycho diagnostics. Methods and tests. Textbook]. Ed. by D.Y. Raygorodskogo. Samara, Bakhrakh-M Publ., 2001. 672 p. (In Russ.).
12. Seryy A.V. Psikhologicheskie mekhanizmy funktsionirovaniya sistemy lichnostnykh smyslov [Psychological mechanics ofpersonal meanings system functioning]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2002. 183 p. (In Russ.).
13. Nuttin, J. & Lens, W. Future time perspective and motivation: Theory and research method. Leuven & Hillsdale: Leuven University Press, 1985. 598 p. (In Eng.).