Научная статья на тему 'Психологический подход к решению проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья на предприятиях угольной промышленности Кузбасса'

Психологический подход к решению проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья на предприятиях угольной промышленности Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / PSYCHOLOGY OF SAFETY / PROFESSIONAL ACTIVITY / SAFETY OF PRODUCTION ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL METHODS / PERSONAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мороденко Евгения Васильевна, Медовикова Евгения Александровна

В статье рассматривается проблема безопасности производственной деятельности на предприятиях угольной промышленности Кемеровской области. Для обеспечения безопасности наряду с традиционными техническими и организационными мероприятиями следует широко использовать психологические приемы, учитывая социальный аспект проблемы. Эффективными являются только приемы, основанные на объективных закономерностях поведения человека перед лицом опасности. Поведение определяется, с одной стороны, личными качествами индивидуума, с другой стороны внешними факторами, влияющими на его состояние. Представления о взаимосвязи безопасности с личными качествами человека необходимы при психологическом отборе профессионалов и помогают подготовить их к действиям в сложной обстановке. В рамках проведенного исследования разработаны программы психологического воздействия «Социальная адаптация в коллективе» и «Психология безопасности труда», которые позволяют подготовить слушателей к прогнозированию сложных ситуаций на рабочем месте и в жизни в целом, а также к принятию правильного решения о действиях в сложной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мороденко Евгения Васильевна, Медовикова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological approach to the solution of the problem of increasing the safety of labour and health protection at the enterprises of the Kuzbass coal industry

The article deals with the problem of security of industrial activity in the coal industry of Kemerovo Region. To ensure safety, along with the traditional technical and organisational measures, psychological techniques should be widely used, taking into account the social aspect of the problem. Effective techniques are only based on the objective laws of human behaviour if one faces danger. Behaviour is determined, on the one hand, by the personal qualities of the individual; on the other hand, the external factors affecting its status. Perceptions of security relationship with the person's qualities are necessary for the psychological selection of professionals and help to prepare them to act in a difficult situation. As part of the study programmes, psychological impact "Social adaptation of a team" and "Safety psychology" have been developed, which allow preparing trainees for the prediction of difficult situations in the workplace and in life in general, as well as to take the correct decision on the action in a difficult situation.

Текст научной работы на тему «Психологический подход к решению проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья на предприятиях угольной промышленности Кузбасса»

УДК 159.9.07

Мороденко Евгения Васильевна

кандидат психологических наук

Медовикова Евгения Александровна

кандидат психологических наук Филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева,

г. Прокопьевск, Кемеровская область morodenko@yandex.ru, e-medovikova@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУЗБАССА

В статье рассматривается проблема безопасности производственной деятельности на предприятиях угольной промышленности Кемеровской области. Для обеспечения безопасности наряду с традиционными техническими и организационными мероприятиями следует широко использовать психологические приемы, учитывая социальный аспект проблемы. Эффективными являются только приемы, основанные на объективных закономерностях поведения человека перед лицом опасности. Поведение определяется, с одной стороны, личными качествами индивидуума, с другой стороны - внешними факторами, влияющими на его состояние.

Представления о взаимосвязи безопасности с личными качествами человека необходимы при психологическом отборе профессионалов и помогают подготовить их к действиям в сложной обстановке.

В рамках проведенного исследования разработаны программы психологического воздействия «Социальная адаптация в коллективе» и «Психология безопасности труда», которые позволяют подготовить слушателей к прогнозированию сложных ситуаций на рабочем месте и в жизни в целом, а также к принятию правильного решения о действиях в сложной ситуации.

Ключевые слова: психология безопасности, профессиональная деятельность, безопасность производственной деятельности, психологические приемы, личностные факторы.

Личностный фактор оказывает значительное влияние на поведение персонала в условиях производственной деятельности [1]. Целью нашего исследования стало выявление основных личностных показателей, влияющих на безопасность жизнедеятельности и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки кадров.

Исследование носит лонгитюдинальный характер, включая два среза для выявления динамики сложившейся ситуации в угольной промышленности Кузбасса.

Респондентами исследования являлись рабочие предприятий угольной отрасли в количестве 300 человек.

В исследовании использовался комплекс диагностических методов и методик, в том числе:

1. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) C. Хобфолла, адаптирован Н. Водопьяновой и Е. Старченковой;

2. Методика диагностики «Степень готовности к риску» А.М. Шуберта;

3. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова;

4. Методика «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой;

5. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева;

6. Методика «Личностный дифференциал» (ЛД) адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева;

7. Тест «Лидерский потенциал» В.В. Бойко;

8. Тест «Я - Лидер» А.Н. Лутошкина;

9. Тест-опросник «Поведение в конфликтной ситуации» К. Томаса;

10. Тест «Ваш темперамент» В.М. Русалова.

Изложение и обсуждение результатов исследования

Рабочие, в рамках разрешения стрессовых ситуаций, как правило, предпочтительнее используют следующие формы поведения: с осторожностью относятся к своему ближайшему окружению, при этом вступают в социальный контакт, мотивируя это поиском социальной поддержки. В стремлении не зависеть от внешних влияний и оценок окружающих (ассертивные действия) рабочие склонны проявлять черты импульсивного поведения.

Таким образом, в коллективах отмечены 2 стратегии поведения: 1) «осторожные действия», выраженная в длительном обдумывании и тщательном взвешивании возможных вариантов решений, стремлении избегать риска, долго оценивать последствия действий; 2) «просоциальная», выраженная в поиске социальной поддержки в стрессовых ситуациях, стремлении найти сочувствие и понимание со стороны.

Респонденты проявляют осторожность и недоверие во взаимодействиях с окружающими и в процессе выполнения трудовых обязанностей. В связи с этим, готовность к риску, в рамках выполнения профессиональных обязанностей, сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитная реакция) и связана с количеством допускаемых людьми ошибок в деятельности, которым рабочие не придают значимости [8].

86

Вестник КГУ _J 2017

© Мороденко Е.В., Медовикова Е.А., 2017

Психологический подход к решению проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья..

Рабочие угольной отрасли проявляют интерес к своей профессиональной деятельности, отмечая значимость выполнения профессиональных обязанностей в рамках поддержания трудовой дисциплины. Они удовлетворены взаимоотношениями как внутри коллектива, так и с непосредственным руководством. Уровень притязаний в рамках профессиональной деятельности способствует повышению мотивации к труду (мотивация достижения успеха) [6]. В итоге, можно отметить, что общая удовлетворенность трудом в процессе производства выше среднего, что благоприятно сказывается на психологическом климате коллектива.

Респонденты отметили низкий уровень самостоятельности, который характеризует их как людей, зависимых от мнений и оценок окружающих.

У рабочих предприятий выявлен восьмой тип смыслового состояния, который отражает положительный полюс осмысленности [5]. Это состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и значимым, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а наличие целей придает всей жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу [2]. Критический анализ своих мотивов, потребностей и чувств позволяет человеку вести себя естественно, раскованно, уважать себя и принимать таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. Эмоционально-волевая сфера отличается широкой эмоциональной палитрой, уверенностью в себе и своих силах, адекватным восприятием действительности, умением контролировать свои эмоции и поведение, высокой стрессоустойчивостью. В связи с тем, что осознанная саморегуляция актуального психологического состояния способствует становлению временной перспективы личности, определяющей весь жизненный путь человека и способствующий жизнеосуществлению. Мы можем говорить о том, что данная взаимосвязь осознанной саморегуляции и временной перспективы способствует качественному выполнению профессиональных обязанностей и осознанию своей роли в рамках трудового процесса.

На основании полученных результатов фактор активности в самооценках респондентов интерпретируется как свидетельство интровертированно-сти, определенной пассивности, спокойных эмоциональных реакций. Данное обстоятельство говорит о способности респондентов к эмпатии, что отражается на восприятии людьми личностных особенностей друг друга и способствует формированию благоприятного внутригруппового климата коллектива [3]. В рамках трудового процесса данное обстоятельство способствует адекватной оценке окружающей обстановки и выполнению трудовых обязанностей в едином направлении. В связи с чем,

рабочие осознают долю своей ответственности за выполнения общего дела.

Большая часть рабочих являются мобильными в рамках принятия жизненно важных решений, что характеризует их как лиц, умеющих принимать роль ведущего или ведомого в зависимости от обстоятельств. А также рабочие отдают уважение авторитету. Что не мешает им при этом иметь собственную точку зрения.

В привычной для себя обстановке респонденты могут работать в команде, несут коллективную ответственность за результаты труда. Рабочие в состоянии управлять собой в стрессовых ситуациях и справляются с поставленными перед ними задачами в процессе трудовой деятельности, что способствует улучшению охраны труда и промышленной безопасности.

В большинстве своем рабочие в конфликтных ситуациях, возникающих внутри коллектива, придерживаются стратегии компромисса и сотрудничества. Поэтому можно говорить об их готовности поступиться своими интересами, ради блага коллектива, и искать общие решения, удовлетворяющие взаимные интересы обеих сторон [7].

В большинстве своем у респондентов отмечается амбоверсия, которая подразумевает соотношение флегматичного и сангвинического типов темперамента. В связи с этим обстоятельством, мы говорим о том, что преобладающие типы темперамента способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, что исключает частые конфликты среди рабочих, повышает эмпатийность по отношению друг к другу и способствует эффективной работе в целом [10].

На завершающем этапе исследования проводился качественный анализ собранных фактических данных. Процедура статистического анализа выполнялась с помощью статистического пакета STATISTICA 10. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05 либо 0,01.

Методами математико-статистической обработки данных стали: вычисление первичных статистик, корреляционный анализ с вычислением критерия Пирсона.

Рассмотрим взаимосвязи изучаемых феноменов в группе рабочих, на основе которых можно составить представление об особенностях развития личности.

Общая шкала волевой саморегуляции личности положительно коррелирует с частотой вступления в социальный контакт (г = 0,31), поиском социальной поддержки (г = 0,30), профессиональной ответственностью (г = 0,30), интересом к работе (г = 0,29), активностью (г = 0,29).

Уровень волевой саморегуляции личности опосредован развитием таких качеств, как самоуважение, автономность действий и поступков,

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

87

способность к целостному восприятию мира и людей. Развитие волевой саморегуляции обусловлено формированием ценностей самоактулизирующей-ся личности, развитой мотивацией к достижению успеха, положительным эмоциональным отношением к профессиональному выбору, осознанным планированием текущей деятельности, при этом планы носят реалистичный, детализованный, устойчивый характер и цели деятельности выдвигаются самостоятельно.

Планирование положительно коррелирует с осторожными действиями (г = 0,29), отрицательно коррелирует с высокой степенью готовности к риску (г = - 0,31).

Сформированность потребности в планировании действий и поступков в большей степени определяется способностью строить реалистичные планы, опираясь на процесс постановки и контроля поставленных целей, что способствует снижению готовности к риску, а, следовательно, снижает уровень травматизма на предприятии.

Моделирование положительно коррелирует с принятием решений (г = 0,35). Таким образом, высокая степень осознанности значимых условий для достижения поставленных целей, определяется свободой в принятии решений и воплощении их в жизнь, предусмотрительностью в рамках осуществления собственного выбора.

Программирование положительно коррелирует с удовлетворенностью достижениями в работе (г = 0,35). Выявленная взаимосвязь позволяет утверждать, что, сформированная потребность продумывать способы своих действий определяется способностью жить настоящим.

Способность к оценке результатов своих действий положительно коррелирует с принятием решений (г = 0,35). Таким образом, рабочие оценивают результаты своей деятельности в большей степени делая акцент на будущие события [9]. Для того, чтобы эффективно принимать решения и нести ответственность за результаты своих поступков они в большей степени стараются проявлять такие качества, как автономность и самостоятельность [10].

Гибкость отрицательно коррелирует с силой (г = -0,43), положительно коррелирует с оценкой (г = 0,40), что свидетельствует о том, что способность перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции связана с оценкой собственной личности и событий окружающей среды.

По результатам исследования можно констатировать наличие адекватной самооценки у рабочих. При этом, сформированность объективных критериев оценки результатов своей деятельности в данном случае определяется позитивной оценкой своего опыта, анализом результатов текущей деятельности, и реальным планированием действий и поступков.

В рамках решения проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья на предприятиях угольной промышленности Кузбасса с рабочими предприятий необходимо проводить психодиагностические мероприятия, направленные на выявление индивидуально-типологических особенностей личности.

Осуществлять текущий анализ состояния и причин производственного травматизма, связанных с индивидуально-типологическими особенностями сотрудников предприятия, привлекая специалистов в смежных областях деятельности для проведения тренинг-семинаров на актуальные темы, затрагивающие моменты, связанные с соблюдением правил техники безопасности на производстве.

Внедрять программы дополнительного образования «Социальная адаптация в коллективе» и «Психология безопасности труда» (разработанные психологами филиала КузГТУ в г. Прокопьевске), подразумевающих модульную систему обучения.

Программа «Социальная адаптация в коллективе» позволяет определить факторы, влияющие на процесс эффективной адаптации на производстве; изучить особенности взаимодействия в коллективе; рассмотреть аспекты применения транзактного анализа в сфере профессиональной деятельности; получить основы конфликтологических знаний в сфере взаимоотношений внутри коллектива.

Программа «Психология безопасности труда» позволяет освоить практический опыт (приобрести навыки психологических основ в рамках выполнения трудовых действий); изучить особенности типа нервной системы и познавательных психических процессов, влияющих на эффективность деятельности; выявить характерологические особенности личности, влияющие на безопасность жизнедеятельности; разобраться в сущности антикризисного управления.

Данные мероприятия позволят повысить эффективность производства, снизить уровень травматизма, в связи с тем, что в основе всего лежит человеческий фактор.

Библиографический список

1. Артемьев В.Б, Килин А.Б. Проблема формирования инновационной системы управления эффективностью и безопасностью производства в условиях финансового кризиса // Уголь. - 2009. -№ 6. - С. 24-48.

2. Медовикова Е.А. Становление временной перспективы личности студентов с различными уровнями осознанной саморегуляции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2016. - 24 с.

3. Мороденко Е.В., Медовикова Е.А. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на предприятиях угольной промышленности Кемеровской области // Вестник КемГУ. -2015. - № 2 (62). - Т. 1. - С. 135-137.

88

Вестник КГУ ^ 2017

Психологический подход к решению проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья...

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: / Под ред. Д. Я. Райго-родского. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.

5. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.

6. Bandura A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. - Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986. - Р. 139-152.

7. Carver C.S., Scheier M.F. & Weintraub J.K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality and Social

Psychology. - 1989. - 56 (2). - P. 267-283.

8. Nuttin J. Time perspectives in human motivation and learning // Acta psychologica. - 1977. - № 23. -P. 60-84.

9. Smith, J., &Baltes, P.B.. Wisdom related knowledge: Age/cohort differences in responses to life planning problems // Developmental Psychology. -1990. - 26. - P. 494-505.

10. Time Perspective Theory; Review, Research and Application. Essays in Honor of Philip G. Zimbardo / Stolarski M., Fieulaine N., van Beek. -Wessel (Eds.), 2015. - 551 p.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.