Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
© И. С. Морозова, А. Е. Каргина, Д. Н. Гриненко, Е. А. Медовикова
DOI: 10.15293/2658-6762.2103.03
УДК 159.99+37.032
Формирование психологической безопасности у студентов посредством развития самоуправляющих механизмов личности
И. С. Морозова, А. Е. Каргина, Д. Н. Гриненко, Е. А. Медовикова (Кемерово, Россия)
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования психологической безопасности будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки в вузе посредством развития самоуправляющих механизмов личности. Цель статьи - определить особенности формирования психологической безопасности у студентов вуза посредством развития самоуправляющих механизмов личности.
Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Профессиональная временная перспектива будущего» Х. Цахера и М. Фрезе, «Способы преодоления негативных ситуаций» С. С. Гончаровой, «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (адаптация Т. А. Крюковой), Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева). Выборку составили 50 респондентов выпускного курса. Результаты исследования проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью ^критерия.
Результаты. Основные результаты заключаются в том, что определено содержательное наполнение понятия «формирование психологической безопасности в процессе профессиональной подготовки» как целенаправленного, управляемого взаимодействия субъектов образовательных отношений, в результате которого обеспечивается систематизация представлений
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Администрации Кемеровской области. Научно-исследовательский проект 20-413420003 р_а «Обеспечение безопасности труда и охраны здоровья сотрудников предприятий угольной промышленности Кузбасса: социально-психологические факторы, превентивные меры снижения рисков травматизма».
Морозова Ирина Станиславовна - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой ак-меологии и психологии развития, директор института образования, Кемеровский государственный университет.
E-mail: [email protected]
Каргина Анастасия Евгеньевна - ассистент, кафедра акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет. E-mail: [email protected]
Гриненко Дарья Николаевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет. E-mail: [email protected]
Медовикова Евгения Александровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра акмео-логии и психологии развития, Кемеровский государственный университет. E-mail: [email protected]
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
2021, том 11, № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
о психологической безопасности, допустимых и приемлемых способах управления своей активностью с учетом специфики ситуации жизнедеятельности. Доказано, что обогащение опыта рефлексии выступает продуктом функционирования самоуправляющих механизмов личности студентов. Установлено, что использование технологии рефлексивных семинаров в процессе профессиональной подготовки обеспечивает формирование психологической безопасности личности будущих специалистов промышленных предприятий.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что после участия в рефлексивных семинарах студенты выпускного курса демонстрируют детальный подход к анализу событий окружающей действительности, ставят четкие цели и продумывают планы действий, самостоятельно принимают решения, оптимально реагируют на возникающие трудности, что является критериями сформированности психологической безопасности личности. Авторами отмечается, что результаты исследования могут быть использованы специалистами при разработке программ формирующего воздействия в процессе профессиональной подготовки студентов вуза с целью повышения уровня психологической безопасности личности обучающихся.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; психологическая безопасность личности; образовательный процесс; студенты; выбор способов принятия решения; психолого-педагогическое воздействие; рефлексивные семинары.
Постановка проблемы
Подготовка студентов вуза к будущей профессиональной деятельности имеет важное значение, так как позволяет сформировать «портрет» будущего специалиста. Профессиональная подготовка имеет различного рода направленность как в теоретическом аспекте, так и практическом, основные знания и умения передаются студенту в рамках специально созданных условий образовательной среды, направленных на расширение возможностей профессионального образования. Одним из значимых условий, несомненно, является педагогическое сопровождение образовательного процесса, что способствует формированию личности обучающихся.
Согласно позиции K. Kraiger и J. K. Ford обучение в вузе значимо для приобретения и сохранения знаний и навыков, которые применяются в профессии с течением времени. Авторы исходили из логики применения науки обучения на рабочем месте, связывая процесс
вузовской подготовки (учебные результаты) с производительностью труда [1].
B. H. Liran, P. Miller подчеркивают, что получаемые в рамках вузовского обучения знания играют центральную роль в формировании позитивного организационного поведения, тем самым способствуя адаптации будущего специалиста (формированию чувства безопасности в аспекте профессиональной деятельности) [2].
Профессиональная готовность студента О. Н. Нургатиной рассматривается как личностное образование, которое способствует самоопределению, саморазвитию, успешной социальной интеграции личности в условиях профессиональной среды. Становление профессиональной направленности студентов вуза в рамках образовательного процесса способствует формированию положительного отношения к профессиональной деятельности1.
И. Ю. Кулагина описывает развитие личности студентов вуза с опорой на понятие
1 Нургатина О. Н. Психо лого-педагогическое сопровождение подготовки менеджера в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 23 с. © 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
«зона ближайшего развития». В связи с этим процесс обучения в вузе способствует актуализации личностных ресурсов за счет овладения студентами программами обучения в рамках высшего образования и включения в систему социального взаимодействия. Самоактуализация, по мнению автора, выполняет функцию детерминации по отношению к формирующейся личностной готовности к профессиональной деятельности [3].
J. Dewey рассматривает систему обучения как деятельность, обеспечивающую развитие сознания обучающегося и его профессионально-личностных качеств[4].
M. M. Baluku, E. N. Mugabi, J. Nansamba, L. Matagi, P. Onderi, K. Otto подчеркивают, что для анализа аспекта профессиональной подготовки специалиста на сегодняшний день важны когнитивные переменные (самоэффективность, способность ставить цели и достигать результатов, уверенность, устойчивость), что определяет особенности их адаптивного поведения в аспекте трудовой деятельности
[5].
Опираясь на положения парадоксальной теории социальных изменений, которая берет свое начало в гештальт-терапии, Arnold Beisser предлагает учитывать взаимообусловленность процесса профессиональной подготовки с особенностями воздействия на личность социальной системы2.
Как отмечали A. Kuk, M. Guszkowska, A. Gala-Kwiatkowska, в процессе профессиональной подготовки в вузе важен вопрос формирования эмоционального интеллекта, что позволит будущим специалистам в дальнейшем контролировать свои эмоциональные состояния, изменять когнитивные модели поведения и расширять спектр коммуникативного
2См.: Дроботенко Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования
поведения, что в целом определяет социальную компетентность обучающегося [6].
В процессе профессиональной подготовки студентов необходимо обеспечивать педагогические условия, способствующие развитию осознанного отношения к самому себе, выбранному профессиональному направлению, формированию психологической культуры, умению работать в команде, творчески подходить к решению профессиональных задач.
Результат профессиональной подготовки студентов от первого до выпускного курса связан с качеством учебной, научно-исследовательской, социально-воспитательной деятельности преподавателя.
Особое внимание в аспекте изучения профессиональной подготовки будущих специалистов уделяется вопросам психологической безопасности личности в рамках производственного процесса. Вся система обучения в вузе, по сути, должна быть направлена на повышение адаптивности субъекта профессиональной деятельности, что предполагает формирование готовности личности к принятию решений в ситуации неопределенности и влияет на развитие личностных характерологических качеств.
Методы и способы обучения должны обеспечивать формирование личности будущего специалиста, что в дальнейшем станет основой психологической безопасности работника, ясности жизненных ориентаций и эффективности профессиональной деятельности.
Э. Н. Гилемханова в своих исследованиях подчеркивает взаимосвязь между успеваемостью студентов в рамках образовательного
Российской Федерации: дис. ... д-ра. пед. наук. Омск, 2016. - 519 с.
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
44
Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
пространства вуза и психологической безопасностью личности, которая имеет важное значение на этапе профессионального становления [7].
S. C. Segerstrom, G. T. Smith подчеркивают необходимость учета особенностей ко-пинг-стратегий, обусловливающих уровень психологической безопасности личности. Предрасположенность к контролю, приближению, побегу и избеганию эмоционального опыта лежит в основе различных черт, включая положительную и отрицательную настойчивость, характерный эмоциональный подход и эмоциональную выразительность [8].
Предпосылками формирования психологической безопасности личности являются: соответствие ценностно-потребностной
сферы особенностям деятельности; развитие личностных качеств субъекта профессиональной деятельности (готовность к риску, восприятие социальной ситуации). Развитие личностных качеств субъекта возможно в условиях профессиональной подготовки в вузе и последующего сопровождения личности на этапе профессионального становления.
Т. С. Пухарева подчеркивает, что состояние психологической безопасности личности, формируемое в условиях профессионального обучения, является условием профессиональной самореализации, что обеспечивает работоспособность личности и ее самоорганизацию в труде, способствует сохранению профессиональной идентичности личности, обеспечивает позитивное функционирование личности в профессии [9].
Нам импонирует точка зрения Н. Л. Шлыковой, которая указывает на то, что в процессе профессиональной подготовки со-
3 Шлыкова Н. Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. - М., 2004. - 52 с.
вершенствуется психическая регуляция деятельности специалиста, при этом обеспечивается формирование его психологической без-опасности3.
По словам J. K. Ford, T. T. Baldwin, J. Prasad, «трансфер обучения» крайне важен с проблемно-ориентировочной основы, так как профессиональная подготовка будущих специалистов при участии промышленных предприятий дает возможность выпускникам вузов быть полностью информированными об особенностях будущей профессиональной деятельности и готовыми противостоять неизвестным (новым, рисковым) обстоятельствам новаторскими способами [10].
M. E. Andrews, M. Borrego, A. Boklage подчеркивают, что вопрос профессионального обучения при создании единого образовательного пространства со стороны вуза и предприятия позволяет студентам и преподавателям получить доступ к передовым технологиям проектирования деятельности и облегчает включение широкого спектра проектов в учебную программу [11].
D. Hernandez, G. Jacomino, U. Swamy, K. Donis, S. L. Eddy отмечают необходимость участия в образовательном процессе активных помощников в период вузовского обучения. Социальная поддержка со стороны наставников во время исследовательского опыта влияет на развитие профессиональной идентичности и постоянство исследовательской карьеры для студентов. При этом педагоги обеспечивают эмоциональную, информационную и инструментальную поддержку будущему специалисту [12].
Как отмечают L. T. Eby, M. M. Robertson, отношения наставничества на рабочем месте становятся критически важными для развития
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
45
Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
личности молодых специалистов, так как именно это направление позволяет достигать позитивных результатов в трудовой деятельности [13].
Однако T. Raettig и U. Weger, подчеркивая значение вовлеченности студентов в процессе учебной деятельности для улучшения академической успеваемости и субъективного благополучия, отмечают важность совместной деятельности «общего интерактивного потока» (групповой компетентности) [14].
E. Salas, T. M. Bisbey, A. M. Traylor, M. A. Rosen также акцентируют внимание на необходимости обогащения опыта совместной (групповой) деятельности для обеспечения безопасности специалиста в рамках рабочей среды (сложного и динамичного процесса), которая характеризуется критическими, чрезвычайными обстоятельствами [15].
L. Auzoult, D. Priolo, C. Blanchet, L. Guil-bert определили значение детерминант здоровья и производительности труда с точки зрения нормативных требований. Авторы отмечают, что размышления о себе или своей группе могут быть ресурсом для человека и для организации, тем самым определяется ведущая роль в профессиональной деятельности командной рефлексивности, эмоционального благополучия, а также восприятия личной и организационной деятельности [16].
Развитие профессиональной безопасности студентов происходит в процессе обучения, усвоения теоретических знаний и получения практических навыков будущей профессии. При этом формирование профессиональной безопасности должно подкрепляться психологической безопасностью.
Л. С. Подымова, Н. А. Подымов и Е. А. Алисов отмечают, что для обеспечения личностной безопасности специалиста необ-
ходима подготовка студентов вузов в образовательных форматах, отвечающих реалиям жизненного пространства [1 l].
D. Zapf, M. Kern, F. Tschan, D. Holman, N. K. Semmer подчеркивают значение эмоциональной работы (управления чувствами и эмоциональными проявлениями) в аспекте эффективности профессиональной деятельности, что напрямую влияет на самочувствие и производительность [18].
По мнению S. E. Hobfoll, J. Halbesleben, J.-P. Neveu, M. Westman, центральным ресурсом обеспечения безопасности на рабочем месте является контроль (ориентировочная основа деятельности), что позволяет защитить личность от многообразия стрессовых факторов [19].
D. B. O'Connor, J. F. Thayer, K. М. Vedhara подчеркивают, что негативные последствия стресса способствуют дезориентации личности в рамках социального пространства [20]. Согласно данным, приведенным в исследовании C. Haslam, S. A. Haslam, J. Jetten, T. Cruwys, N. K. Steffens [21], именно умение преодолевать последствия стресса, приобретенное во время обучения, обеспечивает психологическую безопасность сотрудника промышленного предприятия.
D. T. Hall, J. Yip, K. Doiron отмечают, что психологическая безопасность личности достигается посредством индивидуального саморегулирования и ценностной ориентации, служащие целям и интересам человека, также может оказывать положительное влияние на эффективность трудовой деятельности [22].
A. L. Duckworth, J. L. Taxer, L. Eskreis-Winkler, B. M. Galla, J. J. Gross уделяют особое внимание самоконтролю как на этапе обучения, что позволяет согласовывать мысли, чувства и действия с устойчиво ценными целями перед лицом более привлекательных альтер-
2021, том 11, № 3
натив, так и на этапе профессионального становления личности, что имеет важное значение не только для теории в целом, но и для практики [23].
Н. Е. Харламенкова полагает, что разное отношение субъекта к миру является определяющим в переживании им своего бытия как опасного или безопасного. Для формирования ощущения безопасности личности необходимо применять способы регуляции субъектом переживания угрозы в зависимости от жизненных обстоятельств: повседневных и интенсивных стрессов [24].
В статье Е. А. Медовиковой, И. С. Морозовой показано, что психологическая безопасность способствует формированию эргономичного комфорта, эмоциональной защищенности в личностном аспекте и социально-психологических умений сотрудника [25].
Одной из характеристик образовательной среды является наличие специально организованных условий для формирования личности, включенной в социальное окружение.
Цель статьи - определить особенности формирования психологической безопасности у студентов вуза посредством развития самоуправляющих механизмов личности.
Методология исследования
Исследование формирования психологической безопасности личности в рамках образовательного процесса основано на принципе единства сознания и деятельности, компетент-ностном подходе, концепции устойчивого развития личности.
ISSN 2658-6762
Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Профессиональная временная перспектива будущего» (Х. Цахер и М. Фрезе) [26], «Способы преодоления негативных ситуаций» (С. С. Гончарова)4, «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер (адаптация Т. А. Крюковой)5, Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева)6.
Исследование проведено в сентябре 2020 - марте 2021 гг. Выборку составили 50 респондентов выпускного курса филиала Кузбасского государственного университета им. Т. Ф. Горбачева по направлениям подготовки «Горные машины и оборудование», «Подземная разработка пластовых месторождений». Все респонденты мужского пола. Результаты исследования подвергнуты статистическому анализу (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок).
Результаты исследования
По результатам констатирующего этапа исследования были определены следующие качественные характеристики психологической безопасности выпускников вуза. Выраженная ориентация респондентов на оставшееся время отражает потребность студентов в постановке целей, связанных с получением знаний, показывает их мотивированность на участие в развивающих программах, способствующих повышению уровня саморазвития личности. Средние значения показателя «фокусирование на возможностях» свидетельствуют о разрозненных представлениях ре-
http://sciforedu.ru
4 Гончарова С. С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском воз-
расте // Журнал практического психолога. - 2006. -
№ 6. - С. 132-148.
5 Водопьянова Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 283 с.
6 Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
47
Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
спондентов о собственном будущем, об отсутствии детализированных планов и малоосо-знаваемых возможностях личностного роста.
Средние значения показателей «повышение самооценки» и «анализ проблемы» характеризуют респондентов как стремящихся найти выход в трудной жизненной ситуации за счет смещения акцента на прошлые успехи и достижения. Преобладание «эмоционально-ориентированного копинга» свидетельствует о стремлении респондентов найти способы улучшить свое собственное самочувствие, а не найти решение по устранению или нейтрализации угрожающей ситуации.
Наличие высокого уровня «принятия риска» определяется как стремление респондентов справиться с проблемой без учета соотношения приобретений и потерь.
Таким образом, студентов можно охарактеризовать как личностей, имеющих недостаточный уровень сформированности психологической безопасности в части автоматизации способов психологического анализа условий жизнедеятельности с позиции опасности/безопасности.
Полученные данные были положены в основу разработки и апробации технологии рефлексивных семинаров, направленных на развитие навыков саморегуляции, что позволит участникам взаимодействия более осмысленно подходить к восприятию проблемной ситуации, сдерживая и регулируя эмоциональное отношение. По нашим данным, технология обеспечивает условия для обогащения опыта студента в процессе осуществления личностного выбора, способствует повыше-
нию уровня осознанности последствий в ситуации принятия решения, обеспечивает помощь в самовыражении [27].
В процессе организации взаимодействия участникам предлагалось не только наладить общение и выполнить определенное задание, но и обеспечить результативность для каждого члена группы. Стимулировалось отслеживание участниками успехов друг друга, поддержка и помощь в понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом в рассматриваемой ситуации. Индивидуальная ответственность участников реализовыва-лась посредством учета вклада каждого участника, который был заинтересован помогать другим членам команды.
Осуществляя рефлексию собственных действий, участники обогащают опыт смысловой грануляции (выделение смысловых, субъективно важных и значимых элементов информации) и смысловой координации (выявление смысловых связей между субъективными образами, расположенными на различных уровнях самоорганизации). Наблюдается расширение эвристических способов нахождения результата, увеличивается скорость вывода информации из подсознания, совмещение логических и эвристических действий при принятии решения.
В результате исследования получены значимые различия на начальном и заключительном этапах исследования по ряду параметров (см. табл.). Статистически значимые различия в средних значениях показателей с уровнем значимости 0,05 (р < 0,05).
Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Таблица
Различия по t-критерию Стьюдента в изучаемых показателях в группах «Горные машины и оборудование», «Подземная разработка пластовых месторождений» на начальном и заключительном этапах исследования
Table
Differences in Student's t-criterion in the studied indicators in the groups «Mining machines and equipment», «Underground development of seam deposits» at the initial and final stages of the study
Параметры Средние значения Уровень значимости, p
Начальный этап Заключительный этап
Опросник «Профессиональная временная перспектива будущего» Х. Цахера и М. Фрезе
Оставшееся время 12,90 19,85 0,02
Фокусирование на возможностях 25,70 33,05 0,03
Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» С. С. Гончаровой
Повышение самооценки 16,40 19,45 0,03
Анализ проблемы 14,85 17,45 0,04
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
Эмоционально-ориентированный копинг 61,53 28,33 0,01
Проблемно-ориентированный копинг 51,10 57,20 0,02
Тест жизнестойкости С. Мадди
Контроль 26,95 30,75 0,02
Принятие риска 17,45 14,85 0,04
По результатам анализа средних различий групп респондентов на начальном и заключительном этапах исследования нами были выявлены определенные динамические изменения. Выраженная ориентация респондентов на оставшееся время на заключительном этапе исследования отражает потребность студентов в постановке целей, связанных с получением знаний, показывает их мотивированность на участие в развивающих программах, способствующих повышению уровня саморазвития личности. Изменение параметра «фокусирование на возможностях в большую сторону» дает основание считать, что студенты воспринимают будущее (построение карьеры) позитивно, концентрируются на планах (детализация), возможностях личностного роста. Опираясь на точку зрения Х. Цахера и
М. Фрезе и полученные изменения параметров, можно считать, что предложенная технология способствует формированию психологической безопасности.
Наблюдаются позитивные изменения параметров «повышение самооценки» и «анализ проблемы». Данные изменения свидетельствуют о том, что усилия личности при столкновении с трудной жизненной ситуацией в большей степени направлены на определение собственных возможностей в совместной деятельности. Повышение средних значений по шкале «анализ проблемы» показывает адаптивный характер поведения личности в рамках окружающей действительности и характеризует личность с позиции детальной оценки проблемной ситуации (обдумывание, поиск новых возможностей, изменение жизненных ценностей), что позволяет обрести чувство
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
49
Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
контроля над жизненными событиями (внутренний контроль). Эмоциональное состояние личности с преобладанием стратегии «анализ проблемы» характеризуется как устойчивое, студенты способны контролировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности и общения в условиях социальной реальности. Получены результаты, свидетельствующие о существенном снижении средних значений применения эмоционально-ориентированного копинга и повышении средних значений использования проблемно-ориентированного копинга.
Таким образом, студентов можно охарактеризовать как личностей, стремящихся к изменению окружающей действительности путем анализа проблемы, выявления альтернативных вариантов ее решения для оптимального преодоления возникающих трудностей на этапах жизненного пути. Участники рефлексивных семинаров демонстрируют нацеленность на самостоятельное решение проблемных ситуаций, возникающих в рамках жизненного пространства, в обход постоянного поиска эмоциональной поддержки со стороны окружения (самообвинение, уход в иллюзии). Студенты не стремятся избегать сложностей в процессе как учебной, так и трудовой деятельности, а готовы своевременно их преодолевать.
Выявлена положительная динамика средних показателей по шкале «контроль» и снижение значений по шкале «принятие риска» по тесту жизнестойкости С. Мадди. Студенты демонстрируют стремление самостоятельно выбирать направление собственной деятельности (жизненный путь), готовы бороться в процессе принятия трудных решений на жизненном пути (в случае, когда успех в деятельности не гарантирован). Они осознанно относятся к анализу событий окружающей действительности, ориентируются на
более острожное поведение, с опорой на четкие планы по решению возникающих проблем.
Заключение
В исследовании показано, что в процессе профессиональной подготовки необходимо осуществлять организацию целенаправленного, управляемого взаимодействия субъектов образовательных отношений, обеспечивающего формирование психологической безопасности обучающегося. В результате у обучающегося происходит становление системы представлений о психологической безопасности, допустимых и приемлемых способах управления своей активностью с учетом специфики ситуации жизнедеятельности.
Формирование психологической безопасности у студентов на заключительном этапе обучения в вузе было организовано посредством использования технологии рефлексивных семинаров, направленных на развитие самоуправляющих механизмов личности. Технология обеспечивает условия для обогащения опыта студента в процессе осуществления личностного выбора, способствует повышению уровня осознанности последствий в ситуации принятия решения. Доказано, что обогащение опыта рефлексии выступает продуктом функционирования самоуправляющих механизмов личности студентов. Определено, что после проведения формирующего воздействия студенты стали детально анализировать события окружающей действительности, ставить четкие цели и продумывать план действий, самостоятельно принимать решения, оптимально реагировать на возникающие трудности, что является критериями сформи-рованности психологической безопасности личности. Авторами отмечается, что результаты исследования могут быть использованы
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
специалистами при разработке программ фор- уровня психологической безопасности лично-
мирующего воздействия в процессе професси- сти обучающихся.
ональной подготовки с целью повышения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kraiger K., Ford J. K. The Science of Workplace Instruction: Learning and Development Applied to Work // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2021. -Vol. 8 (1). - P. 45-72. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-060109
2. Hazan Liran B., Miller P. The Role of Psychological Capital in Academic Adjustment Among University Students // Journal of Happiness Studies. - 2019. - Vol. 20 (1). - P. 51-65. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-017-9933-3
3. Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. - 2018. - Т. 14, № 2. - С. 12-23. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2018140202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35126143
4. Лавриненко С. В. Подходы к оптимизации профессиональной подготовки студентов технического вуза // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - T. 8, № 7. - С. 175-192. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-7-175-192 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=30487254
5. Baluku M. M., Mugabi E. N., Nansamba J., Matagi L., Onderi P., Otto K. Psychological Capital and Career Outcomes among Final Year University Students: the Mediating Role of Career Engagement and Perceived Employability // International Journal of Applied Positive Psychology. -2021. - Vol. 6 (1). - P. 55-80. DOI: https://doi.org/10.1007/s41042-020-00040-w
6. Kuk A., Guszkowska M., Gala-Kwiatkowska A. Changes in emotional intelligence of university students participating in psychological workshops and their predictors // Current Psychology. -2019. - Vol. 40 (4). - P. 1864-1871. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-018-0115-1
7. Гилемханова Э. Н. Взаимосвязь социально-психологической безопасности и эффективности обучения в контексте анализа образовательной среды муниципальных территориальных единиц // Образование и саморазвитие. - 2019. - Т. 14, № 2. - С. 68-78. DOI: https://doi.org/10.26907/esd14.2.06 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39212238
8. Segerstrom S. C., Smith G. T. Personality and Coping: Individual Differences in Responses to Emotion // Annual Review of Psychology. - 2019. - Vol. 70 (1). - P. 651-671. DOI: https://doi.org/ 10.1146/annurev-psych-010418-102917
9. Пухарева Т. С. Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности // Психолог. - 2016. - № 2. - С. 9-19. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8701.2016.2.19195 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26183299
10. Ford J. K., Baldwin T. T., Prasad J. Transfer of Training: The Known and the Unknown // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2018. - Vol. 5 (1). - P. 201225. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104443
11. Andrews M. E., Borrego M., Boklage A. Self-efficacy and belonging: the impact of a university makerspace // International Journal of STEM Education. - 2021. - Vol. 8 (1). - P. 24. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00285-0
12. Hernandez D., Jacomino G., Swamy U., Donis K., Eddy S. L. Measuring supports from learning assistants that promote engagement in active learning: evaluating a novel social support instrument // International Journal of STEM Education. - 2021. - Vol. 8. - P. 22. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00286-z
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
51
Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
13. Eby L. T., Robertson M. M. The Psychology of Workplace Mentoring Relationships // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2020. - Vol. 7 (1). - P. 75100. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012119-044924
14. Raettig T., Weger U. Learning as a Shared Peak Experience: Interactive Flow in Higher Education // International Journal of Applied Positive Psychology. - 2018. - Vol. 2 (1-3). - P. 39-60. DOI: https://doi.org/10.1007/s41042-018-0011-9
15. Salas E., Bisbey T. M., Traylor A. M., Rosen M. A. Can Teamwork Promote Safety in Organizations? // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2020. -Vol. 7 (1). - P. 283-313. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012119-045411
16. Auzoult L., Priolo D., Blanchet C., Guilbert L. Self- and Coregulation of Health and Performance at Workplace // Psychological Studies. - 2021. - Vol. 66 (1). - P. 14-25. DOI: https://doi.org/10.1007/s12646-020-00570-y
17. Подымова Л. С., Подымов Н. А., Алисов Е. А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. -2018. - Т. 22, № 4. - С. 663-680. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36546000
18. Zapf D., Kern M., Tschan F., Holman D., Semmer N. K. Emotion Work: A Work Psychology Perspective // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. -2021. - Vol. 8 (1). - P. 139-172. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-062451
19. Hobfoll S. E., Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of Resources in the Organizational Context: The Reality of Resources and Their Consequences // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2018. - Vol. 5 (1). - P. 103-128. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640
20. O'Connor D. B., Thayer J. F., Vedhara K. М. Stress and Health: A Review of Psychobiological Processes // Annual Review of Psychology. - 2021. - Vol. 72 (1). - P. 663-688. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331
21. Haslam C., Haslam S. A., Jetten J., Cruwys T., Steffens N. K. Life Change, Social Identity, and Health // Annual Review of Psychology. - 2021. - Vol. 72 (1). - P. 635-661. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-060120-111721
22. Hall D. T. (Tim), Yip J., Doiron K. Protean Careers at Work: Self-Direction and Values Orientation in Psychological Success // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2018. - Vol. 5 (1). - P. 129-156. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104631
23. Duckworth A. L., Taxer J. L., Eskreis-Winkler L., Galla B. M., Gross J. J. Self-Control and Academic Achievement // Annual Review of Psychology. - 2019. - Vol. 70 (1). - P. 373-399. DOI: https://doi.org/ 10.1146/annurev-psych-010418-103230
24. Харламенкова Н. E. Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 1. - С. 28-37. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920002985-9 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=37109784
25. Медовикова E. А., Морозова И. С. Обеспечение безопасности производственной деятельности персонала угледобывающих предприятий: учет индивидуальных особенностей, стимулирование мотивации, обучение приемам саморегуляции // Ученые записки университета
имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5. - С. 526-532. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p526-532 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43056283
© 2011-2021 Science for Education Today
Все права защищены
Science for Education Today
2021, том 11, № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
26. Базаров Т. Ю., Парамузов А. В. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника Х. Цахера и М. Фрезе «Профессиональная временная перспектива будущего» // Организационная психология. - 2019. - Т. 9, № 1. - С. 57-80. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=39387396
27. Каргина А. Е., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Гриненко Д. Н. Формирование способов преодоления трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза средствами рефлексивных семинаров // Science for Education Today. - 2020. -Т. 10, № 4. - С. 75-90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.05 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=43933905
© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены
2021, Vol. 11, No. 3 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.2103.03
Irina Stanislavovna Morozova
Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head, Acmeology and Psychology of Development Department, Institute of Education,
Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-0862-7225 E-mail: [email protected] Anastasiya Evgenievna Kargina Lecturer,
Acmeology and Psychology of Development Department, Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6246-6998 E-mail: [email protected] Daria Nikolaevna Grinenko
Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Acmeology and Psychology of Development Department, Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3305-8113 E-mail: [email protected] Evgenia Aleksandrovna Medovikova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Acmeology and Psychology of Development Department, Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4565-0635 E-mail: [email protected]
Formation of psychological safety in university students through developing self-regulatory personality mechanisms
Introduction. The article considers the problem of psychological safety formation in future professionals at the stage of pursuing a university degree through the development of self-regulating personality mechanisms. The purpose of the research is to determine the features of the formation of psychological safety among university students through the development of self-regulating personality mechanisms.
Materials and Methods. Data collection was carried out using the following inventories: H. Zakher and M. Frese's 'Occupational future time perspective', S. S. Goncharova's 'Ways to overcome negative situations', S. Norman, D. F. Endler, D. A. James, M. I. Parker's 'Coping inventory for stressful situations (adapted by T.A. Kryukova), Test of resilience by S. Muddy (adapted by D. A. Leontiev). The sample consisted of 50 senior students in the final year at university. The data obtained were interpreted and subjected to statistical analysis using Student's t-test.
Results. The authors have defined the concept of 'formation of psychological safety in university students', as a purposeful, controlled interaction of stakeholders in education which results in the
© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved
Abstract
54
2021, Vol. 11, No. 3 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
systematization of ideas about psychological safety, acceptable ways of regulating one's activity, taking into account the specifics of the life situation. It has been revealed that reflexive seminars contribute to formation ofpsychological safety in future professionals of industrial enterprises.
Conclusions. The article concludes that senior students who have participated in reflexive seminars demonstrate a detailed approach to the analysis of events in the surrounding reality, set clear goals and think over action plans, independently make decisions, appropriately respond to emerging difficulties, which are criteria for the formation ofpsychological safety of a person. The authors argue that the research results can be used for designing formative programs for higher educational institutions in order to enhance students' psychological safety.
Professional training; Psychological safety of a person; Educational process; Students; Choice of decision-making methods; Psychological and pedagogical interventions; Reflective seminars.
Acknowledgments
The study was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Kemerovo Region Administration. Research Project number 20-413-420003 r_a. "Ensuring occupational safety and health protection of employees of the coal industry in Kuzbass: socio-psychological factors, preventive measures to reduce the risk of injury ".
1. Kraiger K., Ford J. K. The science of workplace instruction: Learning and development applied to work. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2021, vol. 8 (1), pp. 45-72. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-060109
2. Hazan Liran B., Miller P. The role of psychological capital in academic adjustment among university students. Journal of Happiness Studies, 2019, vol. 20 (1), pp. 51-65. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-017-9933-3
3. Kulagina I. Y., Apasova E. V. Personality development in the context of university training: A comparative study. Cultural-Historical Psychology, 2018, vol. 14 (2), pp. 12-23. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2018140202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35126143
4. Lavrinenko S. V. Approaches to optimization of professional training of technical university students. Russian Journal of Education and Psychology, 2017, vol. 8 (7), pp. 175-192. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-7-175-192 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=30487254
5. Baluku M. M., Mugabi E. N., Nansamba J., Matagi L., Onderi P., Otto K. Psychological capital and career outcomes among final year university students: The mediating role of career engagement and perceived employability. International Journal of Applied Positive Psychology, 2021, vol. 6 (1), pp. 55-80. DOI: https://doi.org/10.1007/s41042-020-00040-w
6. Kuk A., Guszkowska M., Gala-Kwiatkowska A. Changes in emotional intelligence of university students participating in psychological workshops and their predictors. Current Psychology, 2019, vol. 40 (4), pp. 1864-1871. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-018-0115-1
7. Gilemkhanova E. N. The relationship of socio-psychological security and academic performance of the educational environment of municipalities. Education and Self Development, 2019, vol. 14 (2), pp. 68-78. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.26907/esd14.2.06 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=39212238
© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved
Keywords
REFERENCES
55
2021, Vol. 11, No. 3 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
8. Segerstrom S. C., Smith G. T. Personality and coping: Individual differences in responses to emotion. Annual Review of Psychology, 2019, vol. 70 (1), pp. 651-671. DOI: https://doi.org/ 10.1146/annurev-psych-010418-102917
9. Pukhareva T. S. Psychological security and its role in the professional development of the individual. Psychology, 2016, no. 2, pp. 9-19. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8701.2016.2.19195 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26183299
10. Ford J. K., Baldwin T. T., Prasad J. Transfer of training: The known and the unknown. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2018, vol. 5 (1), pp. 201-225. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104443
11. Andrews M. E., Borrego M., Boklage A. Self-efficacy and belonging: The impact of a university makerspace. International Journal of STEM Education, 2021, vol. 8 (1), pp. 24. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00285-0
12. Hernandez D., Jacomino G., Swamy U., Donis K., Eddy S. L. Measuring supports from learning assistants that promote engagement in active learning: Evaluating a novel social support instrument. International Journal of STEM Education, 2021, vol. 8 (1), pp. 22. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00286-z
13. Eby L. T., Robertson M. M. The psychology of workplace mentoring relationships. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2020, vol. 7 (1), pp. 75-100. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012119-044924
14. Raettig T., Weger U. Learning as a shared peak experience: Interactive flow in higher education. International Journal of Applied Positive Psychology, 2018, vol. 2 (1-3), pp. 39-60. DOI: https://doi.org/10.1007/s41042-018-0011-9
15. Salas E., Bisbey T. M., Traylor A. M., Rosen M. A. Can teamwork promote safety in organizations? Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2020, vol. 7 (1), pp. 283-313. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012119-045411
16. Auzoult L., Priolo D., Blanchet C., Guilbert L. Self- and coregulation of health and performance at workplace. Psychological Studies, 2021, vol. 66 (1), pp. 14-25. DOI: https://doi.org/10.1007/s12646-020-00570-y
17. Podymova L. S., Podymov N. A., Alisov E. A. Readiness of teaching staff to ensure personality safety in innovative educational environment. Integration of Education, 2018, no. 4, pp. 663-680. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36546000
18. Zapf D., Kern M., Tschan F., Holman D., Semmer N. K. Emotion work: A work psychology perspective. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2021, vol. 8 (1), pp. 139-172. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-062451
19. Hobfoll S. E., Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of resources in the organizational context: The reality of resources and their consequences. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2018, vol. 5 (1), pp. 103-128. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640
20. O'Connor D. B., Thayer J. F., Vedhara K. M. Stress and health: A review of psychobiological processes. Annual Review of Psychology, 2021, vol. 72 (1), pp. 663-688. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331
21. Haslam C., Haslam S. A., Jetten J., Cruwys T., Steffens N. K. Life change, social identity, and health. Annual Review of Psychology, 2021, vol. 72 (1), pp. 635-661. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-060120-111721
© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved
56
2021, Vol. 11, No. 3 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
22. Hall D. T. (Tim), Yip J., Doiron K. Protean careers at work: Self-direction and values orientation in psychological success. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2018, vol. 5 (1), pp. 129-156. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104631
23. Duckworth A. L., Taxer J. L., Eskreis-Winkler L., Galla B. M., Gross J. J. Self-control and academic achievement. Annual Review of Psychology, 2019, vol. 70 (1), pp. 373-399. DOI: https://doi.org/ 10.1146/annurev-psych-010418-103230
24. Kharlamenkova N. E. The concept of psychological safety and its justification from different scientific perspectives. Psychological Journal, 2019, vol. 40 (1), pp. 28-37. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920002985-9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37109784
25. Medovikova E. A., Morozova I. S. Ensuring the safety of production activities of coal mining personnel: Taking into account individual characteristics, stimulating motivation, and training in self-regulation techniques. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2020, no. 5, pp. 526532. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p526-532 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43056283
26. Bazarov T., Paramuzov A. Psychometric analysis of the russian version of "te occupational future time perspective" by H. Zacher and M. Frese. Organizational Psychology, 2019, vol. 9 (1), pp. 5780. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39387396
27. Kargina A. E., Morozova I. S., Medovikova E. A., Grinenko D. N. Developing coping skills for managing difficult situations in the future workplace of senior undergraduate students by means of reflexive seminars. Science for Education Today, 2020, vol. 10 (4), pp. 75-90. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43933905
Submitted: 08 April 2021 Accepted: 10 May 2021 Published: 30 June 2021
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2021 Science for Education Today
All rights reserved