Научная статья на тему 'Особенности оздоровительной гимнастики для студентов, имеющих заболевание сердечно-сосудистой системы'

Особенности оздоровительной гимнастики для студентов, имеющих заболевание сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
297
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оздоровительная гимнастика (ОГ) / сердечно-сосудистая система (ССС) / комплекс упражнений / лечебная гимнастика (ЛГ). / health-improving gymnastics(OG) / cardiovascular system (CVS) / complex of exercises / therapeutic gymnastics (LH).

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е. Г. Ермакова

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день особенности гимнастики студентов с заболеванием сердечно-сосудистой системы. В статье описаны основные заболевания, к которым приводят нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, влияние оздоровительной гимнастики на физическую подготовку и состояние студента, разбор лечебной гимнастики на ее разделы и подробное описание каждого, предложены упражнения и методика проведения оздоровительной лечебной гимнастики в рамках занятий по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HEALTH-IMPROVING GYMNASTICS FOR STUDENTS WHO HAVE A DISEASE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM

The article is devoted to the current features of gymnastics of students with cardiovascular diseases. The article describes the main diseases that result from disorders in the cardiovascular system, the effect of recreational gymnastics training on the physical and condition, analysis of therapeutic exercises on its parts and a detailed description of each suggested exercises and methods for improving therapeutic exercises within the lessons of physical culture.

Текст научной работы на тему «Особенности оздоровительной гимнастики для студентов, имеющих заболевание сердечно-сосудистой системы»

ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Е.Г. Ермакова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10659

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день особенности гимнастики студентов с заболеванием сердечно-сосудистой системы. В статье описаны основные заболевания, к которым приводят нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, влияние оздоровительной гимнастики на физическую подготовку и состояние студента, разбор лечебной гимнастики на ее разделы и подробное описание каждого, предложены упражнения и методика проведения оздоровительной лечебной гимнастики в рамках занятий по физической культуре.

Ключевые слова: оздоровительная гимнастика (ОГ), сердечно-сосудистая система (ССС), комплекс упражнений, лечебная гимнастика (ЛГ).

Актуальность оздоровительной гимнастики для студентов, имеющих проблемы с сердечно-сосудистой системой заключается в ухудшении состоянии здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи. На данный момент общество озабочено здоровьем нового поколения, т.к. есть множество факторов, которые влияют на него. В их число часто привлекают несовершенство действующих программ по физическому воспитанию. Эта проблема прослеживается по отношению к студентам с отклонением в состоянии здоровья, в большинстве это заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой (ССС) [1].

Целью оздоровительной гимнастики для студентов, имеющих проблемы с сердечно-сосудистой системой, является улучшение и стабилизации состояния учащихся, способствование развитию питания сердечной мышцы, улучшению периферического кровообращения, улучшению деятельности дыхательного аппарата. Для достижения поставленной цели были выделены основные задачи:

1. Активизация и восстановление деятельности основных функциональных органов и систем организма;

2. Общее развитие и укрепление органов дыхания и работы ССС, улучшение

обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма;

3. Равномерного развитие форм и функций организма, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.

Сегодня заболевания ССС наиболее распространены и чаще других становятся причиной инвалидности и даже смерти у населения любого возраста. Причины этих болезней - в основном, малоподвижный образ жизни, курение, злоупотребление алкоголем, постоянные стрессы и много других факторов, которые нас окружают. Нарушение работы сердца и состояния сосудов приводит к функциональным изменениям в организме: развиваются тахикардия, аритмия, появляются отёки, одышка, цианоз, боли в сердце, за грудиной, в области левой лопатки, отдающие в левую

руку [2].

Болезни сердца и сосудов - это группа патологий, затрагивающих функционирование сердечной мышцы и сосудов, включая вены и артерии. Самыми распространенными патологиями считают ишемиче-скую болезнь сердца (нарушение циркуляции крови в области миокарда, что ведет к его кислородному голоданию), заболевания сосудов головного мозга и периферических артерий, ревмокардиты (заболева-

ниям соединительной ткани, при котором патологический процесс локализуется преимущественно в сердце), артериальную гипертензию (повышении артериального давления выше допустимых норм), инсульты, инфаркты, сердечные пороки и многое другое. Пороки делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные развиваются еще в утробе матери, а приобретенные часто становятся следствием эмоциональных переживаний, неправильного образа жизни, различных поражений.

Для сокращения риска появления и развития данных заболеваний и стабилизации существующего состояния здоровья заболевшего студента проводится оздоровительная гимнастика. Оздоровительная гимнастика (ОГ) - это система специализированных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования способностей человека. При проведении ОГ задачей педагога является определение возможностей студента, имеющего отклонения в состоянии здоровья, и постепенное формирование у него стойкой мотивации к личному совершенствованию за счет доступных видов гимнастики. В первую очередь необходимы подбор и уточнение средств гимнастики, которые соответствовали бы сегодняшним возможностям студента [3].

Процесс физического воспитания в вузе, как и весь учебный процесс, регламентирован и обеспечен документами федерального уровня. Благодаря чему созданы условия для укрепления здоровья студентов, повышения качества физического воспитания, с использованием новых технологий, форм и методов физкультурной спортивной работы в вузах. Абитуриенты,

поступающие в учебные заведения не всегда здоровы, а имеющие проблемы со здоровьем [4].

Занятие лечебной гимнастикой (ЛГ) строят по заранее запланированному плану, который включает 3 раздела: вводный, основной и заключительный. Первый раздел состоит в постепенном вовлечении студентов в занятия, подготовки их к выполнению специальных упражнений. Сущность основного раздела состоит в занятии физическими упражнениями специального характера, с помощью которых добивается терапевтический результат. Упражнения этого раздела отражают особенности частной методики ЛГ при сердечно-сосудистом заболевании. Данные упражнения обычно чередуют с общеукрепляющими упражнениями. Важно, чтобы во время занятий нагрузка соответствовала физиологическим возможностям студента. Требуется использовать принцип рассеивания нагрузки, т.е. последовательное вовлечение в движения различных групп мышц. На этом этапе нагрузка организма становится максимальной. В заключительном разделе главной задачей становится постепенное снижение нагрузки и восстановление исходного состояния организма, а также закрепления достигнутого результата и обеспечение подготовки студента для самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Продолжительность одного занятия может быть разной, в зависимости от поставленных задач и состояния студента [5].

Систематическое и длительное применение ЛГ дает лечебный эффект. Для этого с учащимся разучивают рекомендуемые упражнения, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемые упражнения

№ Упражнения Продолжительность

1 И.п. - упор лежа, согнутые руки в упоре на локтях. Одновременно согнуть пальцы рук и ног, затем выпрямить; Выполнять в медленном темпе. 4-6 раз

2 И.п. руки вдоль тела. Скользить ладонями по туловищу вверх к подмышечным впадинам - вдох, затем вернуться в и. п. - выдох; 3-5 раз

3 И.п. согнутые руки в упоре на локтях. Одновременно выполнить движение кистями и стопами на себя, затем от себя; 4-6 раз

4 И.п. руки опущены. Выпятить живот - вдох, опустить - выдох; 3-5 раз

5 И.п. передвигать ноги попеременно на полступни на 6-8 счетов к себе, доводя сгиб в коленных и тазобедренных суставах до прямого угла; так же на 6-8 счетов - на полступни от себя; 2-4 раза

6 И.п. вытянуть руки вверх над головой - вдох, опустить - выдох; 3-5 раз

7 И.п. согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах и поставить стопы к ягодицам, левая рука на поясе. Положить колени вправо, взяться правой рукой за спинку кровати (или прикроватный столик) и повернуться на выдохе на правый бок; снять левую руку с пояса и полежать 1 -2 мин. 3-5 раз

Методика, комплексно сочетающая перевернутые гимнастические упражнения, дыхательные и релаксационные упражнения со студентами специальной медицинской группы с заболеванием ССС ведет к выраженному повышению адаптационных

возможностей основных функциональных систем организма и как следствие к увеличению двигательных возможностей организма.

Некоторые специально подобранные упражнения из методики в таблице 2.

Таблица 2. Специально подобранные упражнения

№ Упражнения Продолжительность, в медленном темпе

1 И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть одновременно пальцы рук и ног, затем выпрямить (в первые 2-3 дня сгибание и разгибание пальцев рук и ног выполнять попеременно). 2-6 раз

2 И.п. свободный вдох и выдох. 2-3 раза

3 И.п. согнутые руки в упоре на локтях. Одновременно выполнить движение кистями и стопами на себя, а затем от себя (в первые 2-3 дня упражнение делать попеременно для кистей и стоп). 2-6 раз

4 И.п. руки опущены. Согнуть руки к плечам, отвести локти в стороны - вдох; прижать локти к туловищу - выдох. 2-3 раза

5 И.п. согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах, поставить пятку к ягодице, затем выпрямить ногу. После выполнить левой ногой. 2-4 раза

6 И.п. выпятить живот - вдох, опустить - выдох. 2-5 раз

7 И.п. ноги на ширине плеч. Повернуть носки внутрь, затем кнаружи. 2-5 раз

8 И.п. поднять плечи как можно выше - вдох, опустить - выдох 2-5 раз

9 И.п. руки согнуты в локтях. Выполнять круговые движения одновременно в лучезапястных и голеностопных суставах по часовой, после против часовой стрелки (первые 2-3 дня круговые движения кистями и стопами выполнять раздельно). 2-5 раз

10 И.п. ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы у ягодиц. Поднять таз вверх - вдох, опустить - выдох. 2-3 раза

11 И.п. наклонить колени вправо - вернуться в и.п.; после влево. 2-5 раз

12 И.п. развести колени - вдох, соединить - выдох. 2-5 раз

В задачи оздоровительной - входит восстановить нормальное дыхание, крово-и лимфообращение. Занимаясь оздоровительной гимнастикой на занятиях регулярно два раза в неделю у студентов повышается иммунитет к хроническим заболева-

ниям, укрепляется здоровье появляется мотивация к занятиям физической культуры. Как рекомендации надо делать ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику, обязательно ходить пешком перед сном продолжительностью около 1,5-2 ча-

сов, активно отдыхать в выходные дни, или уже обнаруженных проблемах очень следить за рациональным распределением важно соблюдать режим сна, питания, ра-питания. При повышении артериального боты и отдыха и систематически зани-давления необходимо сделать специаль- маться ЛГ. К каждому студенту, имеюще-ный массаж головы, шеи, области надпле- му ограничение по заболеванию нужен чье, живота и кишечника. индивидуальный подход, который состав-

Таким образом, оздоровительная и ле- ляется преподавателем, поэтому он дол-чебная гимнастика для студентов с заболе- жен быть достаточно квалифицированный ванием ССС во многом зависит от состоя- для этого. Сам студент, так же должен ния здоровья обучающегося, а также от прилежно следовать инструкциям и вы-подхода и подготовки педагога к ее реали- полнять упражнения, т.к. от этого будет зации. Нарушения в деятельности ССС зависит конечный результат. очень опасны и при любых подозрения

Библиографический список

1. Ильина С.А. Лечебная физическая культура как средство решения здоровье сберегающих задач студентов специальных медицинских групп / С.А. Ильина, Т.Н. Мостовая // Наука-2020. - 2019. - №7 (23). - С. 121-126.

2. ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы // Все самое интересное Медицина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dreamsmedic.com (дата обращения 20.05.2020).

3. Гимнастические упражнения для студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья / В.П. Шлыков, М.П. Спирина; ред. А.В. Чудиновских; Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016 - 68 с.

4. Жданкина Е.Ф. Реабилитация студентов специальной медицинской группы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в условиях технического вуза // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013.

5. Думрауф Т.В. Значение оздоровительной гимнастики в жизни студента // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru (дата обращения 24.05.2020).

FEATURES OF HEALTH-IMPROVING GYMNASTICS FOR STUDENTS WHO HAVE A DISEASE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM

E.G. Ermakova, Senior Lecturer

Perm State Agro-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. The article is devoted to the current features of gymnastics of students with cardiovascular diseases. The article describes the main diseases that result from disorders in the cardiovascular system, the effect of recreational gymnastics training on the physical and condition, analysis of therapeutic exercises on its parts and a detailed description of each suggested exercises and methods for improving therapeutic exercises within the lessons of physical culture.

Keywords: health-improving gymnastics(OG), cardiovascular system (CVS), complex of exercises, therapeutic gymnastics (LH).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.