Научная статья на тему 'Особенности оценки рыночной стоимости результатов научно-технической деятельности в составе единой технологии'

Особенности оценки рыночной стоимости результатов научно-технической деятельности в составе единой технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / SINGLE TECHNOLOGY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / VALUATION OF R & D / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НИОКР / INTELLECTUAL PROPERTY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петровская Е. В.

Единой технологией (ЕТ) признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами ГК РФ, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper we propose new, innovative methods for determining the solutions for assessing the market value, «emerging» in the Russian market of intellectual property the new object for assessment a single technology, like ready-to-industrial use intellectual activity result in scientific and technical sphere. The author builds a process of determining the value of single technology from the perspective of the synergistic effect of all objects, rather than identifying and determining the market value of each individually and then summing, as it had been done previously in the evaluation of multiple items of intellectual property.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки рыночной стоимости результатов научно-технической деятельности в составе единой технологии»

Петровская Е.В.

соискатель,

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, директор Центра Дополнительного Образования, Московский физико-технический институт (Государственный университет) [email protected]

сколько стоит технлология?

особенности оценки рыночной стоимости

результатов научно-технической деятельности

в составе единой технологии

Единой технологией (ЕТ) признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами ГК РФ, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской

или военной сфере [1

В рамках целевой программы «Национальная технологическая база» [2], государство выделяет значительные финансовые средства на создание про-мышленно-технологических основ для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня

в области важнейших технических систем. Среди них водородная энергетика; обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и др. Очевидно, что в этом случае законодатель должен позаботиться о закреплении за государством прав на интеллектуальную собственность (ИС), созданную с привлечением бюджетных средств [3]. Инновационный процесс, как следует из концепции, [2] включает в себя несколько этапов: 1) фундаментальные исследования и прикладные работы, которые, очевидно, будут проводить учреждения РАН и отраслевые НИИ;

Ключевые слова:

единая технология, интеллектуальная собственность, оценка интеллектуальной собственности, оценка стоимости НИОКР

креативная экономика, 2009, № 5

44

2) разработка промышленных технологий, которую возьмут на себя научно-производственные объединения промышленности;

3) производство и продвижение на рынок инновационного продукта, по мнению разработчиков концепции, будет обеспечено бизнес-сообществом.

Отсюда следует, что владелец или совладелец единой технологии, государство, будет продавать свой объект представителям бизнес-сообщества.

Именно здесь и возникают основные вопросы, касающиеся оценки нового объекта ЕТ, специфика оценки которого состоит в том, что признание прав и использование ЕТ невозможно без приобретения права на составляющие его объекты ИС.

При этом сама технология также должна рассматриваться как результат интеллектуальной деятельности, а не просто как совокупность отдельных объектов ИС. Очевидно, что указанная специфика ЕТ как объекта оценки потребует разработки новых, нетрадиционных методических решений. В настоящей работе предлагается процесс определения стоимости ЕТ строить с позиций синергети-ческого эффекта всех объектов, а не идентификации и определения рыночной стоимости каждого в отдельности с последующим суммированием, как это делалось ранее при оценке нескольких объектов ИС.

Традиционные методы оценки объектов интеллектуальной собственности, как правило, строятся на затратном и доходном подходах. Для оценки рыночной стоимости ЕТ

(а потоки будущих доходов, получаемые от ее внедрения, могут быть определены с достаточной степенью достоверности) должны применяться методы доходного подхода.

А как быть в ситуациях, когда рыночная стоимость разработанных и готовых к промышленному использованию уникальных технологий, имеющих в своем составе патенты на изобретения, ноу-хау и отвечающих мировому уровню, но не дающих прямого экономического эффекта?

Как использовать доходный подход для определения экономического эффекта, если речь идет о решении социальных проблем, защите нации от терроризма или биотерроризма или заботе о здоровье населения с помощью решения экологических проблем в крупных мегаполисах или гигантских промышленных регионах? В этих ситуациях, вопреки требованиям нормативного документа [4], об использовании всех уместных процедур в рамках затратно-

владелец или совладелец единой технологии, государство, будет продавать

свой объект представителям бизнес-сообщества

го, сравнительного и доходного подходов корректно мы смогли бы воспользоваться только затратным подходом и, конкретно, методом исходных затрат. Использовать рыночный и доходный подходы в данной ситуации не представляется возможным, для инновационных технологий нет аналогов, а например, для владельца промышленного предприятия расходы на очистные сооружения с использованием инновационной технологии - это убытки. Алгоритм оценки идентифицируемых нематериальных активов (НМА) в виде созданных объектов патентного права, патентов на изобретения и полезные модели и объектов авторского права в виде

отчетов о научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе, следуя традиционным методическим подходам, не вызовет особых трудностей у практикующих оценщиков ИС. Однако при практической реализации затратного подхода велика вероятность недооценки рыночной стоимости единой ЕТ в части стоимостного вклада неотделимых преимуществ в виде неидентифицируемых НМА - брендов НПО и научных учреждений, персонального гудвилла научных сотрудников и т.д. На рис. 1 показана схема, в которой учтены как идентифицируемые, так и неидентифицируемые составляющие НМА наукоемкого предприятия.

Нематериальные активы наукоемкого предприятии

Объекты интеллектуальной собственности

Лицензии на право проведения работ

Научно-техническая продукция

Товарный знак. Знак обслуживания

Ноу-хау (производственные секреты)

Гудвилл (деловая репутация) научного предприятия

Персональный гудвилл выдающихся ученых

Бренд (интегральный рыночный актив)

-1-

Квалифицированный персонал

Инфраструктурные активы

креа

46

Рис. 1. Нематериальные активы научного предприятия реативная экономика, 2009, № 5

Пунктиром показана взаимосвязь и взаимное влияние идентифицируемых и неидентифицируемых нематериальных активов. Очевидно, что разработку инновационных технологий национального или мирового уровня могут осуществлять высококвалифицированные специалисты, работающие, как правило, в крупных научных учреждениях, оснащенных самой современной вычислительной техникой, аппаратурой и оборудованием для научных исследований с богатой научной историей, преемственностью поколений ученых, своей научной школой и т.д. Естественно, все значимые для государства научные институты создавались и работали за бюджетные средства, и отсутствие учета затрат государства на создание неидентифицируе-мых НМА этих организаций может существенно снизить стоимость оцениваемой ЕТ и тем самым уменьшить доход государства. Корректно учесть вклад отдельных неидентифицируемых НМА в стоимость ЕТ не представляется возможным, поэтому воспользуемся «интегральным» определением рыночного актива, который аккумулируем в единый синергообра-зующий нематериальный актив -«Бренд научного учреждения» [5]. Бренд научного учреждения -синергия слияния составляющих рыночных активов научного предприятия, дающий ему преимущества на рынке наукоемкой продукции перед другими подобными организациями.

Конечно, необходимо вводить в окончательную стоимость, посчитанную затратным подходом, не

бренд научного учреждения - синергия слияния составляющих

рыночных активов научного предприятия, дающий ему преимущества на рынке наукоемкой

продукции перед другими подобными организациями

всю стоимость бренда, а долю, которую необходимо рассчитывать в каждом конкретном случае отдельно.

В настоящей работе бренд научного предприятия трактуется как интегральный рыночный актив (капитал) - часть стоимости предприятия, - характеризующий положение организации на рынке наукоемкой продукции через:

• «товарные марки» результатов фундаментальных исследований, признанные мировым научным сообществом,

• «товарные марки» результатов прикладных исследований и разработок, внедренных и используемых в отраслях народного хозяйства РФ,

• корпоративную «марку» научной школы (количество «выращенных» кандидатов, докторов наук, член-корреспондентов, академиков

РАН, лауреатов государственных и международных премий в области науки и техники),

• персональный гудвилл выдающихся ученых, инженеров, конструкторов,

• покупательскую приверженность научно-технической продукции под «маркой» учреждения,

• корпоративное имя,

• «портфели» заказов на научно-исследовательскую работу и ОКР,

• деловое и научно-техническое сотрудничество.

Для корректного определения рыночной стоимости ЕТ в рамках настоящей работы предлагается учитывать бренд организаций, имеющих отношение к разработке и созданию единой технологии.

В общем виде предлагаемая модель стоимости ЕТ, в основе которой лежат затраты разработчика, выглядит следующим образом:

Стоимость = себестоимость (с учетом значимости) + премия, где премия - это некая «надбавка» за бренд, как компенсация государству за прошлые затраты на создание и поддержание научного потенциала предприятия. В этом случае модель стоимости единой технологии на базе затратного подхода и метода рейтинга/ранжирования имеет вид:

где величины:

С - затраты организаций исполнителей;

СБр| - стоимость брендов организаций исполнителей; КЗН - коэффициент значимости единой технологии; К1 - уровень научной новизны и значимости продукта или технологии;

К2 - назначение и области применения;

К3 - формы и объем рынка коммерческой реализации; К4 - уровень правовой охраны; КП| - коэффициент значимости бренда предприятия в создании ЕТ;

КП1 - статус предприятия; КП2 - профиль предприятия, занятого в создании ЕТ,

КП3 - норма занятости сотрудников предприятия в создании ЕТ. Числовые значения выше приведенных коэффициентов определяются в каждом конкретном случае независимыми экспертами (комиссией) из ученых, специалистов в данной области техники, экономистами и практикующими оценщиками в области ИС и НМА. Бренд организаций возможно оценить на базе метода «сверхнормативного» или избыточного денежного потока, процедура которого подробно изложена в литературе (6).

Таким образом, в рамках настоящей работы предложена оригинальная процедура затратного подхода, определения рыночной стоимости нового объекта оценки - единой технологии. Рыночная стоимость определяется как сумма исходных затрат на создание единой технологии, с учетом

креативная экономика, 2009, № 5

48

коэффициента значимости и доли рыночной стоимости брендов организаций-разработчиков.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

2. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006г., № 1761-р об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 .гг.

3. Савиковская Е.В. Единая технология как новый объект управления

и оценки // Патентный поверенный. - 2007. - № 5. - С. 24.

4. Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 157-ФЗ.

5. Петровская Е.В. Особенности оценки НМА в НИИ РАСХН. Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Оценка бизнеса и недвижимости в АПК. - Курск, 2008.

6. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов. - М. : Изд-во «КВИНТО-КОНСАЛТИНГ», 2005.

креативная экономика

Уэкон0ивНаЯ

Журнал Российское предпринимательство

Как опубликоваться в журнале

Дорогие авторы!

Журнал «

ЯГГГ^'

На нашем сайте доступны тексты статей в электронном виде, в том числе из архива предыдущих номеров журнала.

www.CreativEconomy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.