Научная статья на тему 'Особенности оценки эмоциональной и личностной сферы студентов медицинской академии как одного из факторов формирования здорового образа жизни'

Особенности оценки эмоциональной и личностной сферы студентов медицинской академии как одного из факторов формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мананникова А. В., Попова И. П., Красноруцкая О. Н., Петрова Т. Н., Зуйкова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки эмоциональной и личностной сферы студентов медицинской академии как одного из факторов формирования здорового образа жизни»

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Мананникова А.В, Попова И.П., Красноруцкая О.Н., Петрова Т.Н., Зуйкова А.А.

ГБОУ ВПО «ВГМА имени Н.Н. Бурденко» МЗ РФ, Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики, г. Воронеж

Проблема адаптации исследуется много и довольно широко. Большое внимание в психологии, социологии, медицине и других отраслях научного знания уделяется и рассмотрению проблемы адаптации студентов, вопросу эффективности подготовки будущих специалистов. Так как поступление в ВУЗ ставит студента в новые социальные, психофизиологические, а нередко и климатические условия. Время студенчества - это особый период в жизни человека, и, прежде всего, это период неожиданного столкновения с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент. Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий, и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации. В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы, механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критические периоды обучения. При этом учебный процесс у студентов, связанный с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций особенно в период экзаменов, недостаточно изучен. Напряженная интеллектуальная работа предъявляет к основным нервным процессам требования, которые могут превышать резервные возможности организма, нарушать его психические и физиологические процессы, вызывать их дезорганизацию и тем самым провоцировать возникновение невротических и психосоматических расстройств. Особенности течения невротических расстройств у студентов на современном этапе проявляются в стертости эмоционального компонента, а также в превалировании депрессивных и тревожно-фобических компонентов над астеническими. Однако ставить сегодня вопрос об ограничении возрастающего напряжения в процессе обучения нереально. Учитывая тенденцию невротических расстройств к хронификации и соматизации, и связанные с этим трудности в диагностике и лечении целесообразным является контроль уровня психического здоровья студентов путем своевременного выявления функциональных состояний, предшествующих заболеванию. Поэтому поиск достаточно надежных, достоверных, простых в применении диагностических критериев для выявления инициальных стадий развития невротической патологии у студентов становится важной задачей и является целью настоящего исследования.

Материалы и методы исследования. Было обследовано 47 студентов (20 юношей и 27 девушек) 6го курса Воронежской государственной медицинской академии, независимо от первоначального состояния здоровья. Средний возраст студентов составлял 21 ± 1,17 лет. В работе были использованы следующие методики: уровень невротизации (УН) и уровень невротической астенизации (УНА), интегративный тест тревожности (личностной и ситуативной), клинические шкалы самооценки уровня тревожности и депрессии Цунга.

Результаты исследования. Выявление клинических и субклинических невротических проявлений осуществлялось на основе экспресс-шкалы «Уровень невротизации» (УН) (Б.В.Иовлев с соавт., 1999). Опросник состоит из 45 утверждений, отражающих такие проявления невротизации, как нарушение сна, эмоциональная лабильность, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, подавленное настроение, повышенная тревожность, раздражительность, тенденция к ипохондричности. Высокий УН выявлялся у 10,6% испытуемых (6,4% составляли мужчины и 4,2% женщины), повышенный УН определялся только у женщин в 6,4% случаев. Очень низкий уровень УН выявлен приблизительно у 30% студентов, из них 23,4% составляли мужчины. Следует подчеркнуть, что также выявлена гендерная зависимость показателей клинических шкал тревоги и депрессии Цунга: у женщин уровень эмоциональных расстройств выше. При этом в большинстве случаев соответствующие жалобы активно предъявляли женщины, у обследованных мужчин выявлялась тенденция к диссимуляции переживаний. Это, вероятно, обусловлено тем, что женщины значительно легче проявляют свои эмоции внешне и в целом более эмоционально лабильно.

С целью экспресс оценки эмоциональной сферы испытуемых использовались интегративный тест (ИТТ) ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ), разработанный в Ин-те им. В.М.Бехтерева (А.П. Бизюк с соавт., 1997). Опросник позволяет определить общий уровень ЛТ и СТ, а также провести дифференцированную оценку тревожности по пяти вспомогательным шкалам: «эмоциональный дискомфорт» (ЭД), «астенический компонент тревожности» (АСТ), «тревожная оценка перспективы» (ОП), «фобический компонент тревожности» (ФОБ) и «социальная защищённость» (СЗ). Если значения показателей по данным шкалам составляют от 6 до 9 стенов, то это характерно для субклинического

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

уровня тревожности, выше 9 стенов - для патологической тревоги. Значения показателей по ЛТ в среднем составило 7,81±1,64 стенов, при этом оно превышало норму в 74,4% случаев. Таким образом, у большинства студентов выявляется субклинический уровень личностной тревожности. При этом многие из обследуемых студентов активно не предъявляли жалоб на эмоциональные расстройства, не считали себя больными и не обращались за консультированной помощью, однако, относятся к группе риска по развитию клинически выраженных форм НР. Установлено, что среднее значение показателя по СТ составило 6,05±2,56 стенов. Важно подчеркнуть, что определение показателей по СТ проводилось во время практического занятия, тем не мене, пограничный уровень ситуативной тревожности выявлялся в 42,5% случаев, особенно у женщин (34,1%). По данным корреляционного анализа между показателями по ЛТ и СТ выявлена положительная высоко значимая взаимосвязь (г=0,392, р<0,001), т.е. усиление личностной тревожности способствует возникновению напряженности даже в учебных ситуациях, не связанных с эмоциональной нагрузкой. Для сравнения применялись клинические шкалы самооценки уровня тревоги и депрессии Цунга. Среднее значение уровня тревоги составило 35,45±8,99 баллов, депрессии - 34,72±8,78. Клинически значимый уровень тревожности (выше 40 баллов) выявлялся только у 12 испытуемых (25,5%).

На основе ИТТ проведена дифференцировка тревожности по вспомогательным шкалам. В рамках ЛТ у мужчин превалировали значения по шкале ОП и СЗ, у женщин - ЭД и ФОБ. В структуре СТ у мужчин также преобладает ОП, а у женщин на первый план выходят АСТ и ОП.

Диагностика астенического синдрома проводилась как клинически, так и с помощью методики «Уровень невротической астенизации» (Л.И.Вассерман с соавт., 1999). Опросник позволяет оценить такие проявления астенизации как повышенная утомляемость, снижение способности к концентрации внимания и вторичное ухудшение запоминания информации, повышенная чувствительность к внешним и внутренним раздражителям, эмоциональная неустойчивость, диссомнические и вегетативные расстройства. Астеническая симптоматика выявлялась у 21,3% обследуемых (10 чел.). при проведении корреляционного анализа установлено, что УНА отрицательно связан с УН (г=-0,76, р<0,001), СТ (г=-0,49, р<0,001), ЛТ (г=-0,47, р<0,001), уровнем тревоги (г=-0,81, р<0,001) и депрессии (г=-0,7, р<0,001) по шкалам Цунга. С другой стороны, выявляется высоко значимая положительная корреляция УН с СТ (г=0,42, р<0,001), ЛТ (г=0,42, р<0,001). иными словами, данные корреляционного анализа подтверждают современные представления о превалировании депрессивных и тревожных расстройств над астеническими в структуре заболеваемости НР у студентов.

Таким образом, у обследуемых студентов отмечается широкое распространение субклинических и стертых форм НР с преобладанием тревожных и фобических компонентов над астеническими. С помощью шкал и опросников, ориентированных на самооценку испытуемых, эмоциональные расстройства чаще выявляются у женщин. Использование шкал для экспресс-диагностики уровня невротизации, астении, а также личностной и ситуативной тревожности позволяет выявить признаки срыва психофизиологической адаптации на инициальных этапах развития и предпринять комплекс мер, чтобы вовремя их устранить средствами профилактики. Для экспресс-диагностики эмоциональных расстройств у студентов предпочтительнее применять данные шкалы, чем клинические шкалы Цунга.

Литература

1. Жулина, Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. / Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. Ставрополь, Изд-во СГУ, 2002.

2. Клушина, Н.П, .Соломонов, В.А. «Исследование ценностного отношения к здоровью у студентов ВУЗов». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. № 2 (19).

3. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003.

4. Сорокина, В.М., Сорокин, Д.Ю. «Формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов ВУЗов». Современные проблемы науки и образования. - 2009 -№ 6.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.